Главные вкладки

    Презентация по теме:
    Интегрированное (инклюзивное) образование как фактор обучения детей с ограниченными возможностями в здоровье

    Раскрываается вопрос интегрированного (инклюзивного) образования–  процесса развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех (в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями).

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    inklyuzivnoe_obrazovanie.ppt1.8 МБ
    inklyuzivnoe_obrazovanie.doc54.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    «Интегрированное (инклюзивное) образование как фактор обучения детей с ограниченными возможностями в здоровье»
    Автор работы:МБОУ«Излучинская ОСШ №1»заместитель директора по УР Г.А. Акишина пгт. Излучинск,
    «Оказание детям (а детям риска особенно) постоянной необходимой педагогической поддержки делает их успешными, победными как в учении, так и в жизни, социальном становлении, развитии» Г.Ф. Кумарина
    Инклюзия – современный подход к организации обучения, означающий реформирование школ, перепланировку помещений, развитие образовательных технологий таким образом, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех без исключения детей, все учащиеся учатся совместно со своими сверстниками в школе по месту жительства. Инклюзия означает раскрытие потенциала каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям. Инклюзия в образовании – это один из аспектов инклюзии в обществе.
    принципиально новые образовательные и социальные достижения всех учащихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, возможность наиболее их полноценной социальной жизни, активного участия в коллективе, местном сообществе, а тем самым наиболее полного взаимодействия и заботы детей друг о друге как членах сообщества.
    недостаточная сформированность основных процессов мыслительной деятельности (операций анализа, синтеза, сравнения, сопоставления и др.), ограниченность запаса знаний и представлений об окружающем, низкая интеллектуальная активность.
    А. Незрелость эмоционально-волевой сферы : 1) преобладание игровых интересов над познавательными; 2) эмоциональная неустойчивость, вспыльчивость, конфликтность либо неадекватная весёлость и дурашливость; 3) неумение контролировать свои действия и поступки, некритичность, эгоизм; 4) отрицательное отношение к заданиям, требующим умственного напряжения, нежелание подчиняться правилам. Б. Нарушение интеллектуальной работоспособности: 1) повышенная утомляемость; 2) по мере утомляемости - нарастание психической медлительности либо импульсивности; ухудшение концентрации внимания, памяти; немотивированные расстройства настроения, слезливость, капризность и т.п.; вялость, сонливость либо двигательная расторможенность и болтливость, ухудшение почерка; 3) повышенная чувствительность к шуму, яркому свету, духоте, головные боли; 4) неравномерность учебных достижений. В. Нарушения предпосылок интеллекта: 1) недостаточность тонкой моторики рук; нарушения артикуляционной и графо-моторной координаций (нарушение каллиграфии); 2) зрительно-пространственные нарушения: нестойкость графического образа цифр и букв, зеркальность и перестановки их при чтении и написании; трудности ориентации в пределах тетрадного листа; 3) нарушение звуко-буквенного анализа и звуковой структуры слов; 4) трудности усвоения логико-грамматических конструкций языка, ограниченность словарного запаса; 5) нарушение зрительной, слуховой, слухо-речевой памяти; 6) трудности концентрации и распределения внимания, фрагментарность восприятия.
    индивидуально дозированная стимулирующая помощь,направляющая помощь,обучающая помощь,актуализация мотива действия, создание эмоциональных игровых ситуаций, организация внимания и усиление речевого контроля, уменьшение объёма и темпа работы.
    Ф.И. учащихся
    мотивация
    работо-способ-ность
    память
    внимание
    мышле-ние
    зритель-ная
    слуховая
    объем
    концент.
    хорошая
    нисходя-щий
    ниже среднего
    ниже среднего
    ниже нормы
    норма
    низкий
    положитель-ная
    нисходя-щий
    ниже среднего
    низкий
    ниже нормы
    ниже нормы
    низкий
    Навыки чтения и письма
    Ф.И. учащихся
    Темп(120-170)
    Осознанное и выразительное чтение
    Выразительное чтение вслух выученного наизусть текста
    Правильное списывание текста с книги (60 знаков в минуту)
    Правильное написание текста под диктовку
    Грамотное и логично построенное изложение собственных мыслей (в сочинении, изложении)
    84
    +
    +
    30(2-3 ош.)
    Грамотное написание. Не развитая тонкая моторика
    Затрудняется в изложении собственных мыслей
    27 (логопат)
    _
    +
    45 (до 5 ошиб.)
    Затрудняется в написании под диктовку.
    Логичное построение, но с большим количеством ошибок (грам., логопед., пункт.)
    Для обучения детей с ограниченными возможностями необходимо:организация инклюзивной среды, где каждого принимают и считают важным членом коллектива; применение различных видов помощи при обучении;коррекционно-развивающие занятия с психологом;продолжительность урока – не более 40 минут, не менее 2 физкультурных пауз;во время аттестационных мероприятий - увеличение времени на выполнение заданий, в случае необходимости - отдельные аудитории;проведение регулярной оценки, планирования и мониторинга достигнутых результатов, с привлечением всех субъектов образовательного процесса.

    Предварительный просмотр:

    Г.А. Акишина

    МБОУ «Излучинская ОСШ №1»

    ИНТЕГРИРОВАННОЕ  (ИНКЛЮЗИВНОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ В ЗДОРОВЬЕ

    Департаментом образования и науки автономного округа ещё в 2008 году говорилось о необходимости внедрения образовательной модели интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в систему общего образования в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре для интегрированного обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, речи, слуха, зрения, с задержкой психического развития.

    Интегрированное (инклюзивное) образование – это процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех (в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями). Инклюзивное образование означает, что в процессе обучения необходимо учитывать потребности, как детей, так и учителей, создавая особые условия и предоставляя поддержку, необходимые как ученику, так и учителям для достижения успеха.

    Интегрированное (инклюзивное) обучение – процесс взаимодействия педагога, детей со стандартными особенностями (нормальным психофизическими статусом) и детей с ограниченными возможностями (ограниченными возможностями здоровья, особыми потребностями), с целью познания и усвоения ими знаний, умений, навыков, социального опыта.

    Дети с ограничениями в развитии, дети с особыми образовательными потребностями, дети-инвалиды это дети, имеющие функциональные ограничения в результате заболевания, отклонений или недостатков развития, состояния здоровья, внешности, вследствие неприспособленности внешней (окружающей) среды к их особым нуждам, из-за негативных стереотипов, предрассудков в отношении общества к инвалидам в целом.

     Для всех форм получения образования в рамках конкретной основной общеобразовательной программы действует единый государственный образовательный стандарт. В нашей школе - 11 учащихся на индивидуальном обучении; 20 учащихся имеют заключение 7 вида (ЗПР), 3 из них находятся  на индивидуальном обучении, 10 детей-инвалидов (5 из них обучаются индивидуально, 5 интегрировано). Я с этого учебного года обучаю двоих учащихся 5 класса данной категории русскому языку и литературе.

    Основными направлениями деятельности общеобразовательного учреждения интегрированного обучения являются:

    - организация инклюзивной среды, где каждого принимают и считают важным членом коллектива, где ученика со специальными потребностями поддерживают сверстники и другие субъекты образовательного процесса, члены школьного сообщества,

    - организация образовательной  деятельности по общеобразовательным программам (основным,  дополнительным), программам начального профессионального образования в  профильных классах в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей с задержкой психического развития, состоянием их соматического и  психического здоровья;

    - комплексная диагностика уровня психического, физического развития и отклонений в поведении детей;

    - организация коррекционно-развивающего и компенсирующего обучения; психокоррекционной и психопрофилактической работы с учащимися;

    - проведение комплекса лечебно-оздоровительных и восстановительных мероприятий;

    - оказание помощи учащимся с задержкой психического развития в профориентации;

    - организация системы мотивирования специалистов, персонала учреждения, вовлеченных в процесс интегрированного обучения, их обучение стратегиям и процедурам, облегчающим социально-образовательную интеграцию детей;  

    - вовлечение в процесс создания инклюзивной школы учителей, представителей администрации, родителей, школьников и СМИ; поощрение активного участия родителей, семей в жизни школы;  

    - формирование современного гуманистического понимания инвалидности, особого мировоззрения у работников образовательного учреждения, учеников и родителей, на котором будет основываться практика инклюзивного образования;  

    - консультирование детей и родителей, учителей, оказание поддержки всем субъектам образовательного процесса, кто в ней нуждается;

    -  проведение регулярной оценки, планирования и мониторинга достигнутых результатов, с привлечением всех субъектов образовательного процесса.

    В общеобразовательном учреждении интегрированного обучения, а в частности в нашей школе, в учебный план индивидуального обучения включены коррекционные, логопедические и физкультурно-оздоровительные занятия.

    Процесс обучения таких учащихся строится в соответствии с утвержденным учебным планом данной категории учащихся.  

    Диагностика ЗПР и выявление детей "группы риска" возможны  в связи с замедленностью темпа развития моторики, речи, несвоевременностью смены фаз игровой деятельности, повышенной эмоциональной и двигательной возбудимостью, нарушениями внимания и памяти, при трудностях усвоения программы обучения.

    Мои наблюдения на уроках показали, что отмечается неравномерность в развитии психической сферы: при выраженных затруднениях в решении словесно-логических задач дети относительно хорошо справляются с задачами наглядно-образного и наглядно-действенного характера, с обобщением на наглядном уровне. Они хорошо используют помощь педагога, осуществляют перенос усвоенных знаний и умений на новый материал. Поэтому на своих уроках я реализую  дидактические принципы индивидуального и дифференцированного подходов, развивающего, наглядного и практического характера обучения.

    Слайд 8

    Важным диагностическим признаком таких учащихся является возможность принимать и использовать помощь, усваивать принцип решения заданной интеллектуальной операции и переносить его на аналогичные задания. Виды коррекционной помощи: актуализация мотива действия, создание эмоциональных игровых ситуаций; организация внимания и усиление речевого контроля; уменьшение объёма и темпа работы. Долговременные виды помощи: формирование произвольных форм деятельности, тренинг функционально незрелых и ослабленных функций (тонкой моторики, зрительно-пространственного и слухового восприятия, слухо-речевой памяти, слухо-двигательной и зрительно-двигательной координаций и т.д.).

    На своих уроках я применяю индивидуально дозированную стимулирующую помощь: логика работы по устранению недостатков учебной деятельности состоит в оказании каждому ученику необходимой дозированной помощи в решении конкретных учебных заданий с нацеленностью на последующие самостоятельные действия, здесь я конкретизирую задания, вновь обращаюсь к некоторым примерам учебных заданий; направляющую помощь: эта помощь ведет детей от неправильного ответа к правильному с помощью наводящих вопросов; обучающую помощь: она состоит в разъяснении детям, например: почему правильное выполнение задания требует выделения из записи второго и четвертого из рассматриваемых предложений. Как видно из мох наблюдений, даже при оказании наибольшей обучающей помощи, дети отнюдь не механически следуют за учителем, а обдумывают, осознают предлагаемые им решения и ответы.

    Итак, стимулирующая помощь организует ребенка, обостряет внимание, включает его в работу, уточняя суть учебного задания. Получив эту помощь и справившись с заданием, ребенок утверждается в своих учебных возможностях и, что не менее важно, в дальнейшем успешнее, спокойнее и быстрее приступает к выполнению учебных заданий.

    Направляющая помощь ведет ребенка от совместного с учителем первого операционного шага к следующим шагам, но уже собственным, самостоятельным.

    Обучающая помощь при совместном (учителя с учеником) выполнении задания, во-первых, не оставляет ребенка за гранью невыполнения задания, во вторых, от действия по аналогии (по прямому научению) переводит на все более сознательные и самостоятельные действия.

    Содержание интегрированного обучения детей с задержкой психического развития в конкретном общеобразовательном учреждении определяется вариативными образовательными программами, разрабатываемыми и реализуемыми общеобразовательным учреждением самостоятельно на основе государственных образовательных стандартов и примерных образовательных учебных программ, курсов, дисциплин. Слайд 9-10-11

    Мониторинг познавательных процессов и основных компетенций по русскому языку и литературе позволил мне скорректировать рабочие программы по данным предметам для учащихся данной категории детей. На освоение предмета «русский язык» выделено в учебном плане 4 часа, на освоение предмета «литература» - 2 часа в неделю.

    Коррекционно-развивающее обучение учащихся с задержкой психического развития осуществляется на всех уроках и должно обеспечивать усвоение учебного материала в соответствии с государственным образовательным стандартом. С учетом психолого-педагогических и физических особенностей учащихся возможна разработка индивидуальных программ обучения, реализация которых осуществляется параллельно освоению другими учащимися общей программы обучения.  Слайд 12

     Методические аспекты интегрированного обучения.

    Обучение детей с задержкой психического развития  предполагает как классическое построение учебных занятий (проверка степени усвоения предыдущего материала, введение, основная часть, заключение, повторение пройденного), так и применение нетрадиционных методов обучения, направленных на активизацию познавательной деятельности учащихся (проектирование, брейнсторминг (мозговой штурм) и иное). Процесс обучения необходимо строить на основе принципа индивидуального и дифференцированного подхода. Сущность индивидуального подхода заключается в подборе организационных форм, методических приемов, наиболее эффективных в отношении конкретного ребенка.

    Рекомендуемая продолжительность в I классе – 35 минут, во II и последующих классах – 40 минут.

    На каждом уроке предусматривается обязательное проведение двух физкультпауз с включением упражнений, корригирующих познавательные особенности детей.

    Домашние задания даются учащимся с задержкой психического развития с учетом выполнения их в пределах: I класс – 30 – 40 минут; II-IV классы – до 1 часа; V-VI классы – 1,5 часа; VII-IX классы – 2,5 часа; X-XI классы – 3 часа.

    Знания учащихся с задержкой психического развития оцениваются в установленном порядке с учетом особенностей познавательной сферы. Политика оценки знаний, методы и процедуры экзаменов должны давать возможность детям с ограниченными возможностями  продемонстрировать достижения и результаты в обучении наравне с их сверстниками. Учебные учреждения интегрированного образования должны рассмотреть возможность принятия альтернативных/гибких методов проверки знаний и экзаменов и обеспечить доступность экзаменов или презентации работ в альтернативных формах.

    Аттестация учащихся с ограниченными возможностями осуществляется по установленным для обычных учащихся правилам. Выпускники общеобразовательного учреждения интегрированного обучения, независимо от состояния здоровья получают соответственно свидетельство о девятилетнем образовании или аттестат о среднем образовании.

    Аттестационные мероприятия (экзамены) проводятся в сроки, установленные для общеобразовательных школ. Материалы экзаменационных работ для выпускников школы составляются образовательным учреждением и утверждаются Департаментом образования. Организация аттестационных мероприятий предполагает учет особенностей состояния здоровья учащихся с задержкой психического развития (например, увеличение времени на выполнение заданий).

    Единый государственный экзамен (ЕГЭ), как форма итоговой аттестации, является завершающим элементом Общего образования. В школах инклюзивного образования для детей с инвалидностью должны быть предусмотрены специальные условия сдачи ЕГЭ, включая: возможность выполнения ЕГЭ с помощью компьютера, предоставление детям с ограниченными возможностями в случае необходимости отдельных аудиторий и/или личных сопровождающих, выделение дополнительного времени, а также дополнительных бланков и листов для черновиков и многое другое.

    Дети являются активными участниками создания инклюзивной среды. В общеобразовательном учреждении интегрированного обучения необходимо проведение «уроков толерантности» на специальных встречах во внеучебное время, на классных часах, а также на уроках ОБЖ, с целью развития понимания инвалидности, приобщения учащихся к культуре взаимопомощи, ответственности, уважения к человеческим различиям.  

    Создание инклюзивной среды в образовательном учреждении для детей с ограниченными возможностями оказывает положительное влияние не только на  качество обучения, но и на формирование их как личности.    


    По теме:
    методические разработки, презентации и конспекты уроков

    Образование и здоровье учащихся с ограниченными возможностями здоровья. (Из опыта работы учителя-логопеда)

    Статья посвящена актуальной проблеме содействия сохранению и укреплению здоровья учащихся с ОВЗ. Автор приводит характер...

    Инклюзивное образование как современная модель образования лиц с ограниенными возможностями здоровья

    Все дети должны быть с самого начала включены в образовательную и социальную жизнь школы по месту жительства:задача инкл...

    Статья в сборнике "Реабилитация- фактор повышения качества жизни детей с ограниченными возможностями здоровья"

    "Включение семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья в пространство его развития"....

    Особенности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

    Статья об особенностях обучения детей с ограниченными возможностями здоровья....

    Доклад "Особенности обучения детей с ограниченными возможностями в общеобразовательной школе"

    Доклад  "Особенности обучения детей с ограниченными возможностями в общеобразовательной школе"  раскрывает обш...

    Специфика обучения иностранному языку детей с ограниченными возможностями с применением дистанционных образовательных технологий.

     В данной презентации представлен краткий обзорный анализ специфики обученя иностранному языку детей с ограниченным...