Рабочая программа по физической культуре для обучающихся с ОВЗ 7 класс
рабочая программа по физкультуре (7 класс)

Федорова Светлана Алексеевна

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

 школа – интернат   № 49 Петродворцового района Санкт-Петербурга

«Школа здоровья»

 

 

«Рассмотрена»


на заседании кафедры, МО учителей _______________
_______________________
_______  /______________/
 подпись   ФИО
Протокол № ______
от «__»_________20__г.

 

 

«Принята»


Педагогическим советом

Протокол № ___________   от «___»________ 20__г.

 

 

 

«Утверждена»


Приказом  № ________
от «__»________20__ г.
директор
_______/Т.М. Поленина/
    

 

адаптированная Рабочая программа

по физической культуре

для  обучающихся с ОВЗ (с нарушением опорно-двигательного аппарата – сколиоз) на  2022 /2023 учебный год

 

7а класс (базовый уровень)


учитель высшей квалификационной категории

Федорова Светлана Алексеевна
 

Рабочая программа разработана на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897
  • Комплексной программы по физической культуре учащихся 1-11классов В.И Ляха, Зданевича А.А. – М. Просвещение 2012 г.
  • Адаптированной образовательной программы по физической культуре для учащихся 1 – 9 классов с ограниченными возможностями здоровья (ОДА) ГБОУ школы-интерната №49.
  • Комплексной программы физического воспитания обучающихся со сколиотической и нарушением осанки под редакцией Халемского Г.А. – М.:Изд-во НЦ ЪНАС,2002.

 

 

Санкт-Петербург

2022


 

Содержание

 

 

1.Пояснительная записка................................................................................стр.3-7

1.1. Нормативные правовые документы.......................................................... стр.3

1.2. Место учебного предмета в учебном плане...............................................стр.3

1.3. Используемый учебно-методический комплект …………………………стр.3-4

1.4 Планируемые результаты освоения учебного предмета .......……………стр.4-6

1.5. Особенности контингента  обучающихся …………………………………стр.6

1.6. Виды, формы, периодичность и порядок текущей и промежуточной аттестации стр.6-9

  1. Содержание программы .................................................................................стр.9-12
  2. Тематическое планирование ..........................................................................стр.13
  3. Календарно-тематическое планирование …………………………………стр.14- 18
  4. Приложения*...............................................................................................стр.19-20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                    1.     ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

                                                     1.1    нормативные правовые документы                              

Настоящая рабочая программа составлена в соответствии с:

  1. Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897
  3. Санитарно-эпидемиологическими требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (далее СанПиН 2.4.2.2821-10)
  4. ;Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26 (далее СанПиН 2.4.2.3286-15);
  5. Уставом ГБОУ школы-интерната № 49 Петродворцового района Санкт-Петербурга «Школа здоровья»;
  6. Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (А..Данилюк, А. М.Кондаков, В.А.Тишков) М. Просвещение, 2010
  7. Авторской программой: Программа по лечебному плаванию с использованием фитнес-технологий для учащихся с вертебральной патологией (7-9 класса-105часов), (10-11класс-99часов). Методическое пособие Истомина М.Н., Федорова С.А. – СПб: ООО «Копи-Групп», 2013 -36с

                                                          1.2      МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

           В учебном плане на предмет «Физическая физкультура» в 7 классе отводится 3 часа в неделю из них: 1 час – физическая культура, 2 часа – плавание.      

            Всего: 102 часа в год. 

                               1.3   ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ

  1. Бегун.И.С., Грибачева М.А. Методические рекомендации для учителей физической культуры по составлению годового и тематического планирования. Центр « Школьная книга» М.2007.
  2. Физическая культура. 1-11 классы: комплексная программа физического воспитания учащихся В.И. Ляха, А.А. Зданевича

Изд.-3-е испр. – Волгоград : Учитель, 2014, - 169 с.

  1. Гончар И.Л. Плавание: теория и методика преподавания: учеб. – Мн.: «Четыре четверти»; «Экоперспектива», 1998. – 352с.
  2. Гукасова Н.А. Реабилитация детей со сколиозом: уч. пособие./ М.: Здоровье, 1998. – 38 стр.;
  3. Кууз Р. В. Методика применения упражнений локального воздействия при проведении занятий плаванием: уч. пособие/С-Пб., 1999 – 28 стр.;
  4. Лоуренс Д. Аквааэробика. Упражнения в воде / Д. Лоуренс. - М.: ФАИР - Пресс, 2000. - 95с.
  5. Методика обучения плаванию. / Под ред. Мамедова О.Ю. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 286с.
  6. Полеся Г.В., Петренко Г.Г. Лечебное плавание при нарушениях осанки и сколиозе у детей, Киев: Здоровье, 1980 – 143 стр.;
  7. Терованесян А.Л. Основы физического воспитания. – М.: БЕК, 2004. – 196с.
  8. Тихомирова И., Аквафитнес, С-Пб.: Питер, 2005 – 128 стр.
  9. Физическая реабилитация детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата//[под общ. ред. Н. А. Гросс] – М.: Советский спорт, 2000 – 224 стр.;
  10. Физическое воспитание детей со сколиозом и нарушением осанки/Под общ.ред.Г.А.Халемского.- 2-е изд., ипр., и доп.- М.: изд-во НЦЭНАС, 2002.-80с.
  11. Филатова Е.В. Аквааэробика. Учебно-методический комплекс / Е.В. Филатова. - М.: Финансовая академия при Правительстве РФ, 2007. - 92 с.
  12. Шибалкина М. Г. Занятия гидроаэробикой: автореф. дисс. канд. пед. наук: С-Пб., 1997 – 22 стр.
  13. Программа по лечебному плаванию с использованием фитнес-технологий для учащихся с вертебральной патологией (7-9 класс – 105 часов),) (10 -11 класс – 99 часов) Методическое пособие Истомина М.Н., Федорова С.А. – СПб: ООО «Копи-Р Групп», 2013 – 36 с.
  14. Электронные ресурсы https://media.prosv.ru/static/books-viewer/index.html?path=/media/ebook/321650/ и resh.edu.ru

 

МАтериально-техническое оснащение

Бассейн:

Длина – 25м

Ширина - 9,5м (3 дорожки)

Глубина мелкой части – 80см

Учебно-практическое оборудование:

- плавательные дорожки

- плавательные доски

-плавательные тубы

- гантели для плавания

- лопатки для плавания

- ласты

- резиновые мячи

- гимнастические обручи

- плавательные пояса

- предметы для ныряния

Демонстрационный материал:

- таблицы стандартов физического развития

- плакаты методические

- таблицы ЖЕЛ

Спортивный зал:

Размер: 9х18м2

Учебно-практическое оборудование:

- стенка гимнастическая

-скамейки гимнастические

- палки гимнастические

- обручи гимнастические

- маты гимнастические

- коврики гимнастические

- амортизаторы средней и малой жесткости

- мячи малые (резиновые, теннисные)

- мячи средние резиновые

- мячи большие (баскетбольные, волейбольные, футбольные)

- щиты баскетбольные

- сетка волейбольная

Демонстрационный материал:

- таблицы стандартов физического развития и физической подготовленности

- плакаты методические

- таблицы силовой выносливости мышц спины и живота

Технические средства:

- магнитофон

- аудиоцентр с системой озвучивания спортивных залов и площадок

 

                          1.4    ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Программа обеспечивает достижение выпускниками основной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

 

Универсальными компетенциями учащихся являются:

  • умение организовать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения ее цели;
  • умение включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
  • умение доносить информацию в доступной, эмоционально яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми

Личностные результаты

  • формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
  • формирование мотивов учебной деятельности и личного смысла учения.
  • владение знаниями о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний и перенапряжения средствами физической культуры.
  • формирование навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
  • формирование установки на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.

Метапредметные результаты

  • формирование способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах физкультурной деятельности.
  • Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  • формирование умения понимать причины успеха или неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха.
  • продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении задач на уроках и во внеурочной и внешкольной физкультурной деятельности.
  • формирование понимания красоты телосложения и осанки человека в соответствии с культурными образами и эстетическими канонами.
  • готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества, умением вести дискуссию, находить компромиссы при принятии общих решений.
  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

 

 

 

Предметные результаты

  • формирование знаний о роли физической культуры для укрепления здоровья (физического, социального и психического), о положительном влиянии физической культуры на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторов успешной учебы и социализации.
  • овладение умениями организовывать здоровье формирующую и здоровье сберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры).
  • формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, показателями основных физических качеств (координации, быстроты, силы, выносливости).
  • обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий, отбор способов их исправления.
  • планирование занятий физическими упражнениями в режиме дня, организации отдыха и досуга.
  • развитие основных физических качеств.
  • организация и проведение со сверстниками подвижных игр, эстафет, спортивно-оздоровительных мероприятий.
  • выполнение жизненно важных двигательных умений и навыков в различных условиях.

 

В конце 7 класса

Учащиеся должны понимать:

  • понимать принципы и ценности культуры здоровья;

Учащиеся должны знать:

  • знать особенности физического, психического, социального, духовного здоровья и пути его сохранения;
  • знать особенности аквааэробики и их влияние на организм при сколиотической болезни, нарушении осанки;
  • знать классификацию упражнений (без опоры, у неподвижной опоры, с тубами, с утяжелителями);
  • знать и уметь правильно выполнять комплексы упражнений по аквааэробике, с учетом сколиотической деформации позвоночника и сопутствующих заболеваний;

Учащиеся должны уметь:

  • уметь оценивать эффективность занятий и корректировать свою деятельность; контролировать физические и умственные нагрузки, основываясь на показателях функционирования систем организма и индивидуальных особенностях;
  • понимать значение гигиены и закаливания организма при занятиях фитнесом;
  • уметь самостоятельно составить комплекс и провести занятие по аквааэробике с учетом индивидуальных особенностей;
  • уметь объяснить роль и значение занятий аквафитнесом в укреплении здоровья человека, профилактике вредных привычек, ведении здорового образа жизни
  • уметь выполнять строевые упражнения,
  • уметь выполнять комплекс гимнастических упражнений на малом гимнастическом бревне,
  • уметь играть в волейбол (баскетбол) по упрощенным правилам,
  • соблюдать правила травматизма и оказания первой помощи при травмах и ушибах;
  • уметь определять уровень индивидуального физического развития и физической подготовленности;
  • уметь определять интенсивность и дозировку физической нагрузки

 

                                        1.5        ОСОБЕННОСТИ КОНТИНГЕНТА ОБУЧАЮЩИХСЯ

                Обучающиеся в школе-интернате имеют сколиотическую болезнь различной степени тяжести. При сколиотической болезни поражаются не только костно-мышечная система, но и весь организм в целом: наблюдается нарушения функций сердечно-сосудистой, дыхательной системы, желудочно-кишечного тракта, аномалия развития почек и мочевыводящих путей, отмечается наличие вегето-сосудистой дистонии с преобладанием нейроциркулярного сосудистого компонента, у 50% детей со СБ имеется снижение иммунных защитных реакций. При тяжелых степенях сколиоза отмечается формирование низкой толерантности к физической нагрузке, значительное снижение физической работоспособности и удлинение восстановительного периода, что обусловлено снижением адаптивных возможностей организма.

         Изучение распространенности сопутствующей патологии среди учащихся школы-интерната №49 показало, что более чем у каждого третьего ребенка имеется патология нервной системы, желудочно-кишечного тракта и аллергические заболевания. У каждого четвертого учащегося встречается заболевание сердечнососудистой системы. Данные сопутствующих диагнозов учитываются при проведении уроков физической культуры и плавания, врачами даются дополнительные назначения и ограничения учащимся с сопутствующей патологией при выполнении упражнений, которые заносятся в журнал преподавателя.

           У детей со сколиотической болезнью 2-3 степени уже в подростковом возрасте развивается недостаточность функции внешнего дыхания (ФВД) по рестриктивному типу вследствие деформации грудной клетки и уменьшения объемов грудной полости, ограничения подвижности ребер и диафрагмы, ослабления силы межреберных мышц, а также повышения внутригрудного давления. Именно поэтому в уроках плавания используется большое количество дыхательных упражнений. Занятия для детей основной школы (5-9 класс) отличаются большей нагрузкой.  Усложняются упражнения, увеличивается количество их повторений, включаются упражнения на тренировку выносливости.

            Особое место уделяется оптимальному дозированию нагрузки: определяется длина проплываемых отрезков, количество повторений, продолжительность отдыха и скорость выполнения упражнений.

Занятия физической культурой для каждого обучающегося организуются с учетом возрастных особенностей развития, в соответствии с рекомендациями специалистов (педиатра, врача-ортопеда, врача ЛФК) подбираются индивидуальные упражнения, которые выполняются на уроках плавания, даются ограничения нагрузки. Карта индивидуального сопровождения обучающихся 8Б класса представлена в приложении к рабочей программе.

 

      1.6 ВИДЫ, ФОРМЫ, ПЕРИОДИЧНОСТЬ И ПОРЯДОК ТЕКУЩЕЙ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИи.

 

 Критерии оценивания по физической культуре являются качественными и количественными.

Качественные критерии успеваемости характеризуют степень овладения программным

материалом: знаниями, двигательными умениями и навыками, способами физкультурно-оздоровительной деятельности, включенными в обязательный минимум содержания образования
и в школьный образовательный стандарт.

Количественные критерии успеваемости определяют сдвиги в физической подготовленности, складывающиеся из показателей развития основных физических способностей: силовых,

скоростных, координационных, выносливости, гибкости и их сочетаний, что отражает

направленность и уровни реализуемых образовательных программ.

Осуществляя оценивание подготовленности по физической культуре, учителя реализуют
не только собственно оценочную, но и стимулирующую и воспитывающую функции, учитывая темп (динамику изменения развития физических качеств за определенный период времени, а не в данный момент) и индивидуальные особенности учащихся (типы телосложения, психические
и физиологические особенности). При этом учителю необходимо быть максимально тактичным, внимательным, не унижать человеческое достоинство обучающегося, заботясь о повышении
и дальнейшем развитии интереса к физической культуре.

Текущая оценка выставляется учащимся за овладение темы, раздела, за четверть. Она включает
в себя текущие оценки, полученные учащимися за овладение всеми составляющими успеваемости: знаниями, двигательными умениями и навыками, а также отражает сдвиги в развитии физических способностей, умений осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность.

Критерии и оценивания успеваемости по базовым составляющим физической подготовки учащихся:

Знания:

При оценивании знаний по предмету «Физическая культура» учитываются такие показатели: глубина, полнота, аргументированность, умение использовать их применительно к конкретным случаям и занятиям физическими упражнениями.

С целью проверки знаний используются следующие методы: опрос, проверочные беседы (без вызова из строя), тестирование.

Отметка «5»

-           ответ, в котором учащийся демонстрирует глубокое понимание сущности материала, логично его излагает, используя в деятельности

Отметка «4»

-           за тот же ответ, если в нем содержатся небольшие неточности и незначительные ошибки

Отметка «3»

-           ответ, в котором отсутствует логическая последовательность, имеются пробелы в знании материала, нет должной аргументации и умения использовать знания
на практике.

Отметка «2»

-           незнание материала программы

Для оценивания техники владения двигательными умениями и навыками используются следующие методы: наблюдение, вызов из строя для показа, выполнение упражнений
и комбинированный метод

Отметка «5»

-           движение или отдельные его элементы выполнены правильно, с соблюдением всех требований, без ошибок, легко, свободно, четко, уверенно, слитно, с отличной осанкой,
в надлежащем ритме;

-           ученик понимает сущность движения, его назначение, может разобраться в движении, объяснить, как оно выполняется, и продемонстрировать в нестандартных условиях;

-           может определить и исправить ошибки, допущенные другим учеником;

-           уверенно выполняет учебный норматив

Отметка «4»

-           при выполнении ученик действует так же, как и в предыдущем случае, но допустил не более двух незначительных ошибок;

-           двигательное действие в основном выполнено правильно, но допущена одна грубая или несколько мелких ошибок, приведших к скованности движений, неуверенности

Отметка «3»

-          учащийся не может выполнить движение в нестандартных и сложных в сравнении с уроком условиях

Отметка «2»

-           движение или отдельные его элементы выполнены неправильно, допущено более двух значительных или одна грубая ошибка

 

 

 

Владение способами и умение осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность

Отметка «5»

Обучающийся умеет:

-           самостоятельно организовать место занятий;

-           подбирать средства и инвентарь и применять их в конкретных условиях;

-           контролировать ход выполнения деятельности и оценивать итоги

Отметка «4»

Обучающийся:

-           организует место занятий в основном самостоятельно, лишь с незначительной помощью;

-           допускает незначительные ошибки в подборе средств;

-           контролирует ход выполнения деятельности и оценивает итоги

Отметка «3»

-          более половины видов самостоятельной деятельности выполнены с помощью учителя или не выполняется один из пунктов

Отметка «2»

-           учащийся не может выполнить самостоятельно ни один из пунктов

Уровень физической подготовленности учащихся

 

Отметка «5»

-           исходный показатель соответствует высокому уровню  подготовленности, предусмотренному требованиям ФГОС и программой физического воспитания, которая отвечает требованиям государственного стандарта и обязательного минимума содержания обучения по физической

культуре, и высокому приросту ученика в показателях физической подготовленности
за определенный период времени

Отметка «4»

-          сходный показатель соответствует среднему уровню подготовленности и достаточному темпу прироста

Отметка «3»

-          сходный показатель соответствует низкому уровню подготовленности и незначительному приросту

Отметка «2»

-          учащийся не выполняет государственный стандарт, нет темпа роста показателей физической подготовленности

Общая оценка успеваемости складывается по видам программы: по гимнастике, баскетболу, волейболу, легкой атлетике – путем сложения конечных оценок, полученных учеником по всем видам движений, и оценок за выполнение контрольных упражнений.

Промежуточная отметка выставляется за учебный год и производится на основании оценок за учебные четверти с учетом общих оценок по отдельным разделам программы. При этом преимущественное значение имеют оценки за умения и навыки осуществлять собственно двигательную, физкультурно-оздоровительную деятельность.

 

Аттестация занятий по физической культуре обучающихся отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе

При выставлении текущей отметки обучающимся в специальной медицинской группе необходимо соблюдать особый такт, быть максимально внимательным, не унижать достоинства ученика, использовать отметку таким образом, чтобы она способствовала его развитию, стимулировала его на дальнейшие занятия физической культурой.

Текущая оценка по физической культуре в специальной медицинской группе выставляется с учетом теоретических и практических знаний (двигательных умений и навыков, умений осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивно-оздоровительную деятельность), а также с учетом динамики физической подготовленности и прилежания.

Основной акцент в оценивании учебных достижений по физической культуре учащихся, имеющих выраженные отклонения в состоянии здоровья, должен быть сделан на стойкой
их мотивации к занятиям физическими упражнениями и динамике их физических возможностей. При самых незначительных положительных изменениях в физических возможностях обучающихся, которые обязательно должны быть замечены учителем и сообщены учащемуся и (или) родителям (законным представителям), выставляется положительная оценка.

Положительная отметка должна быть выставлена также обучающемуся, который
не продемонстрировал существенных сдвигов в формировании навыков, умений и развитии физических качеств, но регулярно посещал занятия по физической культуре, старательно выполнял задания учителя, овладел доступными ему навыками самостоятельных занятий оздоровительной или корригирующей гимнастикой, необходимыми знаниями в области физической

Контроль и оценивание результатов.

Система контроля предусматривает использование текущего и итогового контроля в форме контрольных занятий, врачебно-педагогического контроля, мониторинга физического состояния учащихся (ЖЕЛ, размах грудной клетки).

Текущий контроль предполагает оценивание знаний правильных исходных положений, выполнение техники имитационных упражнений и элементов плавания на каждом уроке. Итоговый контроль проводится в виде контрольных занятий, где учащиеся выполняют упражнения с учетом технических требований, затем данные вносятся в специальные таблицы, где ученик может оценить свою деятельность.

Учитывается также динамика показателя ЖЕЛ в начале, в середине и конце учебного года, который дает возможность увидеть, как развивается дыхательная система ребенка

Проба Штанге (задержка дыхания на вдохе) и Генчи (задержка дыхания на выдохе) можно определит функциональное состояние внешнего дыхания у учащихся в течение года.

 

 

 

                                                                      2.  СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Теоретические сведения:

  • Техника безопасности при занятиях физической культурой, плаванием и занятиях с элементами аквааэробики.
  • Санитарно-гигиенические требования.
  • Техника изучаемых стилей плавания (работа с освобожденными учениками)
  • Физическая культура и ее значение в формировании здорового образа жизни.
  • История Олимпийских игр. Плавание как Олимпийский вид спорта.
  • Опорно-двигательный аппарат и мышечная система, их роль в осуществлении двигательных актов.
  • Оказание первой медицинской помощи утопающему.
  • Правила поведения на открытых водоемах в каникулярное время.
  • Терминология легкой атлетики. Правила и организация проведения соревнований по легкой атлетике.
  • Значение гимнастических упражнений для сохранения правильной осанки, развитие силовых способностей и гибкости. Основы выполнения гимнастических упражнений.
  • Терминология избранной игры (волейбол, баскетбол). Правила и организация соревнований по спортивным играм. Судейство.

 Легкая атлетика:

Ходьба

Ходьба обычная, с изменением направления движения, с высоким подниманием бедра, с захлестом голени, с движением рук.

Бег:

Бег в сочетании с ходьбой («змейкой», с изменением направления, по диагонали) ОРУ, подготовительные упражнения для выполнения техники бега по прямой. Техника высокого старта

Эстафеты с использованием предметов и без них.

Упражнения с теннисными мячами:

Броски и ловля теннисных мячей, метание теннисного мяча в цель, сбивание цели резиновым мячом из положения лежа на груди. Бросок набивного мяча 0,5кг двумя руками снизу вперед из положения стоя на дальность.

Игры в разделе легкая атлетика:

«Пятнашки», «снайперы», «перестрелка», «вызов №», «охотники и утки», «кто самый меткий», «метко в цель», «быстро возьми, быстро положи»

Гимнастика:

ОРУ:

Основная стойка, упражнения для рук, ног, туловища, упражнения с гимнастической палкой, резиновым мячом, обручем

Лазание:

Лазание по гимнастической стенке, по гимнастической скамейке, по наклонной плоскости, полоса препятствий.

Специальные упражнения:

Упражнения для укрепления мышечного корсета в разгрузке позвоночника, статические и динамические упражнения в исходном положении лежа на груди, отжимания от пола

Строевые упражнения: Выполнение команд «Пол-оборота направо!», «Пол-оборота    налево!», «Полшага!», «Полный шаг!»

Построение в шеренгу, колонну. Повороты на месте, размыкание приставными шагами от середины шеренги, изменение размера и ритма шага (команды—Шире шаг! Короче шаг!)

Перестроение из одной шеренги в две, перестроение из одной колонны в две, три в движении с поворотом, рапорт учителю.

Лыжная подготовка:

Лыжные ходы: двухшажный попеременный, одношажный одновременный, бесшажный одновременный. Преодоление спусков: «плугом», «полуплугом», в основной стойке.  Преодоление подъемов: «елочкой», «полуелочкой», скользящим шагом.

Игры в разделе лыжная подготовка:

«лыжный поезд», «смелее с горы», эстафеты.

Плавание:

Плавание способом «брасс» на груди и на спине, «брасс» по элементам, «брасс» с удлиненной паузой скольжение на груди и на спине, индивидуальные упражнения, плавание в ластах.

Аквааэробика:

Все упражнения аквааэробики подразделяются на 5 блоков:

  • 1 блок – упражнения у неподвижной опоры (бортика бассейна)
  • 2 блок – упражнения с плавательными досками
  • 3 блок – упражнения с поддерживающими тубами (палками)
  • 4 блок – упражнения с поддерживающими поясами.
  • 5 блок – упражнения с гантелями.

В каждый блок входит несколько групп упражнений на отдельные мышечные группы:

  • на мышцы передней поверхности бедра,
  • на мышцы задней поверхности бедра и ягодиц,
  • на мышцы боковой поверхности бедра,
  • на мышцы брюшного пресса,
  • на мышцы рук и спины,
  • на грудные мышцы.

В процессе занятий аквааэробикой решаются следующие задачи:

– укрепление здоровья,

– улучшение самочувствия,

– коррекция телосложения,

– повышение уровня работоспособности,

– тренировка кардио-респираторной системы, 

– увеличение жизненной емкости легких,

– совершенствование координационных способностей,

- укрепление мышечного корсета,

- стабилизация и коррекция сколиотической дуги

 

Перечень упражнений, входящих в занятия по аквааэробике без предметов

для 7 класса:

 

  1. Упражнения без опоры (для мышц рук, плечевого пояса и туловища):

И.п. – основная стойка, руки вперед, ладони внутрь

«Ножницы» руками в горизонтальной плоскости;

И.п. – основная стойка

Круговые вращения плечами назад;

Приставные шаги;

Приставные шаги с наклоном вперед руки в стороны;

Выпад в сторону руки в стороны;

И.п. - стойка ноги врозь, стопы параллельно, руки перед грудью

Присед, руки вперед.

Занятия проводятся на мелкой части бассейна, плечевой пояс находится в воде.

Данные упражнения можно использовать с утяжелителями (гантелями), также изменять количество, повторений амплитуду движения и интенсивность в зависимости от возрастных особенностей, степени подготовленности и степени сколиотической болезни. В зависимости от направления сколиотической дуги используется один утяжелитель (гантелях), то есть нагрузка идет на ту руку, с которой расположена дуга искривления.

2. Упражнения у неподвижной опоры – у борта бассейна

 

И.п. – упор стоя на правой, левая вперед спиной к бортику

Сгибание и разгибание стопы в голеностопном суставе

То же другой ногой;

 

 

 

И.п. – упор стоя спиной к бортику

Движение ногой вперед до угла 300

То же другой ногой;

 

 

И.п. – то же.

Движение ногой вперед до угла 900

То же другой ногой;

 

 

 

И.п. – вис сзади на согнутых руках спиной к бортику, ноги согнуты вперед

Сведение и разведение ног;

 

 

 

И.п. – вис сзади на согнутых руках спиной к бортику, ноги вперед

Сведение и разведение ног;

Данные упражнения можно выполнять, меняя амплитуду движения.

 

           И.п. – упор стоя на правой, левая вперед спиной к бортику

Сгибание и разгибание стопы в голеностопном суставе

То же другой ногой;

 

 

Все упражнения выполняются в сочетании с правильным дыханием или выдохами в воду, что способствует развитию дыхательной системы и увеличению жизненной емкости легких

 

Спортивные игры: 6час

Волейбол:

Стойка игрока, передачи, броски, передачи в парах, в тройках, передачи и броски через волейбольную сетку. Игра в пионербол с элементами волейбола, правила игры.

Баскетбол:

Стойка игрока, ведение мяча в средней и высокой стойке правой и левой рукой, передачи мяча в парах, в тройках. Броски в кольцо. Игра в баскетбол по упрощенным правилам

 

Контрольные занятия:

Легкая атлетика:

- Бег 100м с учетом технических требований

Лыжная подготовка:

- прохождение дистанции 1 - 3 км (с учетом диагноза и сопутствующих заболеваний)

Спортивные игры:

-  Пионербол с элементами волейбола

Плавание:

- «Брасс» на груди и на спине 250м

- «Брасс» с удлиненной паузой скольжения 300м

- индивидуальные упражнения

- Элементы аквааэробики (комплекс упражнений на различные группы мышц)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                             3.        ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛНИРОВАНИЕ

Разделы учебной программы

 

 

7 класс

I

II

III

IV

Корригирующие упражнения

2

-

-

2

 

Легкая атлетика

 

4

-

-

-

Гимнастика

 

-

6

-

-

Лыжная подготовка

 

-

-

8

-

Спортивные игры

 

-

2

-

6

Плавание

 

16

12

16

12

Аквааэробика

 

2

2

4

4

Оздоровительная аэробика (степ)

2

2

-

-

 

Резерв

             6ч

Итого

102ч

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                       

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon 1b_7a.zip122.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по физической культуре 7а класс           2022/2023

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

 школа – интернат   № 49 Петродворцового района Санкт-Петербурга

«Школа здоровья»

«Рассмотрена»


на заседании кафедры, МО учителей _______________
_______________________
_______  /______________/
 подпись   ФИО
Протокол № ______
от «__»_________20__г.

«Принята»


Педагогическим советом

Протокол № ___________   от «___»________ 20__г.

«Утверждена»


Приказом  № ________
от «__»________20__ г.
директор
_______/Т.М. Поленина/
    

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

для  обучающихся с ОВЗ (с нарушением опорно-двигательного аппарата – сколиоз) на  2020 /2021 учебный год

7а класс (базовый уровень)


учитель высшей квалификационной категории

Федорова Светлана Алексеевна

Рабочая программа разработана на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897
  • Комплексной программы по физической культуре учащихся 1-11классов В.И Ляха, Зданевича А.А. – М. Просвещение 2012 г.
  • Адаптированной образовательной программы по физической культуре для учащихся 1 – 9 классов с ограниченными возможностями здоровья (ОДА) ГБОУ школы-интерната №49.
  • Комплексной программы физического воспитания обучающихся со сколиотической и нарушением осанки под редакцией Халемского Г.А. – М.:Изд-во НЦ ЪНАС,2002.

Санкт-Петербург

2022


Содержание

1.Пояснительная записка................................................................................стр.3-7

1.1. Нормативные правовые документы.......................................................... стр.3

1.2. Место учебного предмета в учебном плане...............................................стр.3

1.3. Используемый учебно-методический комплект …………………………стр.3-4

1.4 Планируемые результаты освоения учебного предмета .......……………стр.4-6

1.5. Особенности контингента  обучающихся …………………………………стр.6

1.6. Виды, формы, периодичность и порядок текущей и промежуточной аттестации стр.6-9

  1. Содержание программы .................................................................................стр.9-12
  2. Тематическое планирование ..........................................................................стр.13
  3. Календарно-тематическое планирование …………………………………стр.14- 18
  4. Приложения*...............................................................................................стр.19-20

                                                    1.     ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

             1.1          НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ                              

Настоящая рабочая программа составлена в соответствии с:

  1. Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897
  3. Санитарно-эпидемиологическими требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (далее СанПиН 2.4.2.2821-10)
  4. ;Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26 (далее СанПиН 2.4.2.3286-15);
  5. Уставом ГБОУ школы-интерната № 49 Петродворцового района Санкт-Петербурга «Школа здоровья»;
  6. Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (А..Данилюк, А. М.Кондаков, В.А.Тишков) М. Просвещение, 2010
  7. Авторской программой: Программа по лечебному плаванию с использованием фитнес-технологий для учащихся с вертебральной патологией (7-9 класса-105часов), (10-11класс-99часов). Методическое пособие Истомина М.Н., Федорова С.А. – СПб: ООО «Копи-Групп», 2013 -36с

        1.2        МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

           В учебном плане на предмет «Физическая физкультура» в 7 классе отводится 3 часа в неделю из них: 1 час – физическая культура, 2 часа – плавание.      

            Всего: 102 часа в год.  

           1.3           ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ

  1. Бегун.И.С., Грибачева М.А. Методические рекомендации для учителей физической культуры по составлению годового и тематического планирования. Центр « Школьная книга» М.2007.
  2. Физическая культура. 1-11 классы: комплексная программа физического воспитания учащихся В.И. Ляха, А.А. Зданевича

Изд.-3-е испр. – Волгоград : Учитель, 2014, - 169 с.

  1. Гончар И.Л. Плавание: теория и методика преподавания: учеб. – Мн.: «Четыре четверти»; «Экоперспектива», 1998. – 352с.
  2. Гукасова Н.А. Реабилитация детей со сколиозом: уч. пособие./ М.: Здоровье, 1998. – 38 стр.;
  3. Кууз Р. В. Методика применения упражнений локального воздействия при проведении занятий плаванием: уч. пособие/С-Пб., 1999 – 28 стр.;
  4. Лоуренс Д. Аквааэробика. Упражнения в воде / Д. Лоуренс. - М.: ФАИР - Пресс, 2000. - 95с.
  5. Методика обучения плаванию. / Под ред. Мамедова О.Ю. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 286с.
  6. Полеся Г.В., Петренко Г.Г. Лечебное плавание при нарушениях осанки и сколиозе у детей, Киев: Здоровье, 1980 – 143 стр.;
  7. Терованесян А.Л. Основы физического воспитания. – М.: БЕК, 2004. – 196с.
  8. Тихомирова И., Аквафитнес, С-Пб.: Питер, 2005 – 128 стр.
  9. Физическая реабилитация детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата//[под общ. ред. Н. А. Гросс] – М.: Советский спорт, 2000 – 224 стр.;
  10. Физическое воспитание детей со сколиозом и нарушением осанки/Под общ.ред.Г.А.Халемского.- 2-е изд., ипр., и доп.- М.: изд-во НЦЭНАС, 2002.-80с.
  11. Филатова Е.В. Аквааэробика. Учебно-методический комплекс / Е.В. Филатова. - М.: Финансовая академия при Правительстве РФ, 2007. - 92 с.
  12. Шибалкина М. Г. Занятия гидроаэробикой: автореф. дисс. канд. пед. наук: С-Пб., 1997 – 22 стр.
  13. Программа по лечебному плаванию с использованием фитнес-технологий для учащихся с вертебральной патологией (7-9 класс – 105 часов),) (10 -11 класс – 99 часов) Методическое пособие Истомина М.Н., Федорова С.А. – СПб: ООО «Копи-Р Групп», 2013 – 36 с.
  14. Электронные ресурсы https://media.prosv.ru/static/books-viewer/index.html?path=/media/ebook/321650/ и resh.edu.ru

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ

Бассейн:

Длина – 25м

Ширина - 9,5м (3 дорожки)

Глубина мелкой части – 80см

Учебно-практическое оборудование:

- плавательные дорожки

- плавательные доски

-плавательные тубы

- гантели для плавания

- лопатки для плавания

- ласты

- резиновые мячи

- гимнастические обручи

- плавательные пояса

- предметы для ныряния

Демонстрационный материал:

- таблицы стандартов физического развития

- плакаты методические

- таблицы ЖЕЛ

Спортивный зал:

Размер: 9х18м2

Учебно-практическое оборудование:

- стенка гимнастическая

-скамейки гимнастические

- палки гимнастические

- обручи гимнастические

- маты гимнастические

- коврики гимнастические

- амортизаторы средней и малой жесткости

- мячи малые (резиновые, теннисные)

- мячи средние резиновые

- мячи большие (баскетбольные, волейбольные, футбольные)

- щиты баскетбольные

- сетка волейбольная

Демонстрационный материал:

- таблицы стандартов физического развития и физической подготовленности

- плакаты методические

- таблицы силовой выносливости мышц спины и живота

Технические средства:

- магнитофон

- аудиоцентр с системой озвучивания спортивных залов и площадок

        1.4        ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Программа обеспечивает достижение выпускниками основной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Универсальными компетенциями учащихся являются:

  • умение организовать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения ее цели;
  • умение включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
  • умение доносить информацию в доступной, эмоционально яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми

Личностные результаты

  • формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
  • формирование мотивов учебной деятельности и личного смысла учения.
  • владение знаниями о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний и перенапряжения средствами физической культуры.
  • формирование навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
  • формирование установки на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.

Метапредметные результаты

  • формирование способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах физкультурной деятельности.
  • Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  • формирование умения понимать причины успеха или неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха.
  • продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении задач на уроках и во внеурочной и внешкольной физкультурной деятельности.
  • формирование понимания красоты телосложения и осанки человека в соответствии с культурными образами и эстетическими канонами.
  • готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества, умением вести дискуссию, находить компромиссы при принятии общих решений.
  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предметные результаты

  • формирование знаний о роли физической культуры для укрепления здоровья (физического, социального и психического), о положительном влиянии физической культуры на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторов успешной учебы и социализации.
  • овладение умениями организовывать здоровье формирующую и здоровье сберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры).
  • формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, показателями основных физических качеств (координации, быстроты, силы, выносливости).
  • обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий, отбор способов их исправления.
  • планирование занятий физическими упражнениями в режиме дня, организации отдыха и досуга.
  • развитие основных физических качеств.
  • организация и проведение со сверстниками подвижных игр, эстафет, спортивно-оздоровительных мероприятий.
  • выполнение жизненно важных двигательных умений и навыков в различных условиях.

В конце 7 класса

Учащиеся должны понимать:

  • понимать принципы и ценности культуры здоровья;

Учащиеся должны знать:

  • знать особенности физического, психического, социального, духовного здоровья и пути его сохранения;
  • знать особенности аквааэробики и их влияние на организм при сколиотической болезни, нарушении осанки;
  • знать классификацию упражнений (без опоры, у неподвижной опоры, с тубами, с утяжелителями);
  • знать и уметь правильно выполнять комплексы упражнений по аквааэробике, с учетом сколиотической деформации позвоночника и сопутствующих заболеваний;

Учащиеся должны уметь:

  • уметь оценивать эффективность занятий и корректировать свою деятельность; контролировать физические и умственные нагрузки, основываясь на показателях функционирования систем организма и индивидуальных особенностях;
  • понимать значение гигиены и закаливания организма при занятиях фитнесом;
  • уметь самостоятельно составить комплекс и провести занятие по аквааэробике с учетом индивидуальных особенностей;
  • уметь объяснить роль и значение занятий аквафитнесом в укреплении здоровья человека, профилактике вредных привычек, ведении здорового образа жизни
  • уметь выполнять строевые упражнения,
  • уметь выполнять комплекс гимнастических упражнений на малом гимнастическом бревне,
  • уметь играть в волейбол (баскетбол) по упрощенным правилам,
  • соблюдать правила травматизма и оказания первой помощи при травмах и ушибах;
  • уметь определять уровень индивидуального физического развития и физической подготовленности;
  • уметь определять интенсивность и дозировку физической нагрузки

        1.5         ОСОБЕННОСТИ КОНТИНГЕНТА ОБУЧАЮЩИХСЯ

        Обучающиеся в школе-интернате имеют сколиотическую болезнь различной степени тяжести. При сколиотической болезни поражаются не только костно-мышечная система, но и весь организм в целом: наблюдается нарушения функций сердечно-сосудистой, дыхательной системы, желудочно-кишечного тракта, аномалия развития почек и мочевыводящих путей, отмечается наличие вегето-сосудистой дистонии с преобладанием нейроциркулярного сосудистого компонента, у 50% детей со СБ имеется снижение иммунных защитных реакций. При тяжелых степенях сколиоза отмечается формирование низкой толерантности к физической нагрузке, значительное снижение физической работоспособности и удлинение восстановительного периода, что обусловлено снижением адаптивных возможностей организма.

         Изучение распространенности сопутствующей патологии среди учащихся школы-интерната №49 показало, что более чем у каждого третьего ребенка имеется патология нервной системы, желудочно-кишечного тракта и аллергические заболевания. У каждого четвертого учащегося встречается заболевание сердечнососудистой системы. Данные сопутствующих диагнозов учитываются при проведении уроков физической культуры и плавания, врачами даются дополнительные назначения и ограничения учащимся с сопутствующей патологией при выполнении упражнений, которые заносятся в журнал преподавателя.

           У детей со сколиотической болезнью 2-3 степени уже в подростковом возрасте развивается недостаточность функции внешнего дыхания (ФВД) по рестриктивному типу вследствие деформации грудной клетки и уменьшения объемов грудной полости, ограничения подвижности ребер и диафрагмы, ослабления силы межреберных мышц, а также повышения внутригрудного давления. Именно поэтому в уроках плавания используется большое количество дыхательных упражнений. Занятия для детей основной школы (5-9 класс) отличаются большей нагрузкой.  Усложняются упражнения, увеличивается количество их повторений, включаются упражнения на тренировку выносливости.

            Особое место уделяется оптимальному дозированию нагрузки: определяется длина проплываемых отрезков, количество повторений, продолжительность отдыха и скорость выполнения упражнений.

Занятия физической культурой для каждого обучающегося организуются с учетом возрастных особенностей развития, в соответствии с рекомендациями специалистов (педиатра, врача-ортопеда, врача ЛФК) подбираются индивидуальные упражнения, которые выполняются на уроках плавания, даются ограничения нагрузки. Карта индивидуального сопровождения обучающихся 8Б класса представлена в приложении к рабочей программе.

      1.6 ВИДЫ, ФОРМЫ, ПЕРИОДИЧНОСТЬ И ПОРЯДОК ТЕКУЩЕЙ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ.

 Критерии оценивания по физической культуре являются качественными и количественными.

Качественные критерии успеваемости характеризуют степень овладения программным

материалом: знаниями, двигательными умениями и навыками, способами физкультурно-оздоровительной деятельности, включенными в обязательный минимум содержания образования
и в школьный образовательный стандарт.

Количественные критерии успеваемости определяют сдвиги в физической подготовленности, складывающиеся из показателей развития основных физических способностей: силовых,

скоростных, координационных, выносливости, гибкости и их сочетаний, что отражает

направленность и уровни реализуемых образовательных программ.

Осуществляя оценивание подготовленности по физической культуре, учителя реализуют
не только собственно оценочную, но и стимулирующую и воспитывающую функции, учитывая темп (динамику изменения развития физических качеств за определенный период времени, а не в данный момент) и индивидуальные особенности учащихся (типы телосложения, психические
и физиологические особенности). При этом учителю необходимо быть максимально тактичным, внимательным, не унижать человеческое достоинство обучающегося, заботясь о повышении
и дальнейшем развитии интереса к физической культуре.

Текущая оценка выставляется учащимся за овладение темы, раздела, за четверть. Она включает
в себя текущие оценки, полученные учащимися за овладение всеми составляющими успеваемости: знаниями, двигательными умениями и навыками, а также отражает сдвиги в развитии физических способностей, умений осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность.

Критерии и оценивания успеваемости по базовым составляющим физической подготовки учащихся:

Знания:

При оценивании знаний по предмету «Физическая культура» учитываются такие показатели: глубина, полнота, аргументированность, умение использовать их применительно к конкретным случаям и занятиям физическими упражнениями.

С целью проверки знаний используются следующие методы: опрос, проверочные беседы (без вызова из строя), тестирование.

Отметка «5»

-        ответ, в котором учащийся демонстрирует глубокое понимание сущности материала, логично его излагает, используя в деятельности

Отметка «4»

-        за тот же ответ, если в нем содержатся небольшие неточности и незначительные ошибки

Отметка «3»

-        ответ, в котором отсутствует логическая последовательность, имеются пробелы в знании материала, нет должной аргументации и умения использовать знания
на практике.

Отметка «2»

-        незнание материала программы

Для оценивания техники владения двигательными умениями и навыками используются следующие методы: наблюдение, вызов из строя для показа, выполнение упражнений
и комбинированный метод

Отметка «5»

-        движение или отдельные его элементы выполнены правильно, с соблюдением всех требований, без ошибок, легко, свободно, четко, уверенно, слитно, с отличной осанкой,
в надлежащем ритме;

-        ученик понимает сущность движения, его назначение, может разобраться в движении, объяснить, как оно выполняется, и продемонстрировать в нестандартных условиях;

-        может определить и исправить ошибки, допущенные другим учеником;

-        уверенно выполняет учебный норматив

Отметка «4»

-        при выполнении ученик действует так же, как и в предыдущем случае, но допустил не более двух незначительных ошибок;

-        двигательное действие в основном выполнено правильно, но допущена одна грубая или несколько мелких ошибок, приведших к скованности движений, неуверенности

Отметка «3»

-        учащийся не может выполнить движение в нестандартных и сложных в сравнении с уроком условиях

Отметка «2»

-        движение или отдельные его элементы выполнены неправильно, допущено более двух значительных или одна грубая ошибка

Владение способами и умение осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность

Отметка «5»

Обучающийся умеет:

-        самостоятельно организовать место занятий;

-        подбирать средства и инвентарь и применять их в конкретных условиях;

-        контролировать ход выполнения деятельности и оценивать итоги

Отметка «4»

Обучающийся:

-        организует место занятий в основном самостоятельно, лишь с незначительной помощью;

-        допускает незначительные ошибки в подборе средств;

-        контролирует ход выполнения деятельности и оценивает итоги

Отметка «3»

-        более половины видов самостоятельной деятельности выполнены с помощью учителя или не выполняется один из пунктов

Отметка «2»

-        учащийся не может выполнить самостоятельно ни один из пунктов

Уровень физической подготовленности учащихся

Отметка «5»

-        исходный показатель соответствует высокому уровню  подготовленности, предусмотренному требованиям ФГОС и программой физического воспитания, которая отвечает требованиям государственного стандарта и обязательного минимума содержания обучения по физической

культуре, и высокому приросту ученика в показателях физической подготовленности
за определенный период времени

Отметка «4»

-        сходный показатель соответствует среднему уровню подготовленности и достаточному темпу прироста

Отметка «3»

-        сходный показатель соответствует низкому уровню подготовленности и незначительному приросту

Отметка «2»

-        учащийся не выполняет государственный стандарт, нет темпа роста показателей физической подготовленности

Общая оценка успеваемости складывается по видам программы: по гимнастике, баскетболу, волейболу, легкой атлетике – путем сложения конечных оценок, полученных учеником по всем видам движений, и оценок за выполнение контрольных упражнений.

Промежуточная отметка выставляется за учебный год и производится на основании оценок за учебные четверти с учетом общих оценок по отдельным разделам программы. При этом преимущественное значение имеют оценки за умения и навыки осуществлять собственно двигательную, физкультурно-оздоровительную деятельность.

Аттестация занятий по физической культуре обучающихся отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе

При выставлении текущей отметки обучающимся в специальной медицинской группе необходимо соблюдать особый такт, быть максимально внимательным, не унижать достоинства ученика, использовать отметку таким образом, чтобы она способствовала его развитию, стимулировала его на дальнейшие занятия физической культурой.

Текущая оценка по физической культуре в специальной медицинской группе выставляется с учетом теоретических и практических знаний (двигательных умений и навыков, умений осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивно-оздоровительную деятельность), а также с учетом динамики физической подготовленности и прилежания.

Основной акцент в оценивании учебных достижений по физической культуре учащихся, имеющих выраженные отклонения в состоянии здоровья, должен быть сделан на стойкой
их мотивации к занятиям физическими упражнениями и динамике их физических возможностей. При самых незначительных положительных изменениях в физических возможностях обучающихся, которые обязательно должны быть замечены учителем и сообщены учащемуся и (или) родителям (законным представителям), выставляется положительная оценка.

Положительная отметка должна быть выставлена также обучающемуся, который
не продемонстрировал существенных сдвигов в формировании навыков, умений и развитии физических качеств, но регулярно посещал занятия по физической культуре, старательно выполнял задания учителя, овладел доступными ему навыками самостоятельных занятий оздоровительной или корригирующей гимнастикой, необходимыми знаниями в области физической

Контроль и оценивание результатов.

Система контроля предусматривает использование текущего и итогового контроля в форме контрольных занятий, врачебно-педагогического контроля, мониторинга физического состояния учащихся (ЖЕЛ, размах грудной клетки).

Текущий контроль предполагает оценивание знаний правильных исходных положений, выполнение техники имитационных упражнений и элементов плавания на каждом уроке. Итоговый контроль проводится в виде контрольных занятий, где учащиеся выполняют упражнения с учетом технических требований, затем данные вносятся в специальные таблицы, где ученик может оценить свою деятельность.

Учитывается также динамика показателя ЖЕЛ в начале, в середине и конце учебного года, который дает возможность увидеть, как развивается дыхательная система ребенка

Проба Штанге (задержка дыхания на вдохе) и Генчи (задержка дыхания на выдохе) можно определит функциональное состояние внешнего дыхания у учащихся в течение года.

 

 

        2.        СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Теоретические сведения:

  • Техника безопасности при занятиях физической культурой, плаванием и занятиях с элементами аквааэробики.
  • Санитарно-гигиенические требования.
  • Техника изучаемых стилей плавания (работа с освобожденными учениками)
  • Физическая культура и ее значение в формировании здорового образа жизни.
  • История Олимпийских игр. Плавание как Олимпийский вид спорта.
  • Опорно-двигательный аппарат и мышечная система, их роль в осуществлении двигательных актов.
  • Оказание первой медицинской помощи утопающему.
  • Правила поведения на открытых водоемах в каникулярное время.
  • Терминология легкой атлетики. Правила и организация проведения соревнований по легкой атлетике.
  • Значение гимнастических упражнений для сохранения правильной осанки, развитие силовых способностей и гибкости. Основы выполнения гимнастических упражнений.
  • Терминология избранной игры (волейбол, баскетбол). Правила и организация соревнований по спортивным играм. Судейство.

 Легкая атлетика:

Ходьба

Ходьба обычная, с изменением направления движения, с высоким подниманием бедра, с захлестом голени, с движением рук.

Бег:

Бег в сочетании с ходьбой («змейкой», с изменением направления, по диагонали) ОРУ, подготовительные упражнения для выполнения техники бега по прямой. Техника высокого старта

Эстафеты с использованием предметов и без них.

Упражнения с теннисными мячами:

Броски и ловля теннисных мячей, метание теннисного мяча в цель, сбивание цели резиновым мячом из положения лежа на груди. Бросок набивного мяча 0,5кг двумя руками снизу вперед из положения стоя на дальность.

Игры в разделе легкая атлетика:

«Пятнашки», «снайперы», «перестрелка», «вызов №», «охотники и утки», «кто самый меткий», «метко в цель», «быстро возьми, быстро положи»

Гимнастика:

ОРУ:

Основная стойка, упражнения для рук, ног, туловища, упражнения с гимнастической палкой, резиновым мячом, обручем

Лазание:

Лазание по гимнастической стенке, по гимнастической скамейке, по наклонной плоскости, полоса препятствий.

Специальные упражнения:

Упражнения для укрепления мышечного корсета в разгрузке позвоночника, статические и динамические упражнения в исходном положении лежа на груди, отжимания от пола

Строевые упражнения: Выполнение команд «Пол-оборота направо!», «Пол-оборота    налево!», «Полшага!», «Полный шаг!»

Построение в шеренгу, колонну. Повороты на месте, размыкание приставными шагами от середины шеренги, изменение размера и ритма шага (команды—Шире шаг! Короче шаг!)

Перестроение из одной шеренги в две, перестроение из одной колонны в две, три в движении с поворотом, рапорт учителю.

Лыжная подготовка:

Лыжные ходы: двухшажный попеременный, одношажный одновременный, бесшажный одновременный. Преодоление спусков: «плугом», «полуплугом», в основной стойке.  Преодоление подъемов: «елочкой», «полуелочкой», скользящим шагом.

Игры в разделе лыжная подготовка:

«лыжный поезд», «смелее с горы», эстафеты.

Плавание:

Плавание способом «брасс» на груди и на спине, «брасс» по элементам, «брасс» с удлиненной паузой скольжение на груди и на спине, индивидуальные упражнения, плавание в ластах.

Аквааэробика:

Все упражнения аквааэробики подразделяются на 5 блоков:

  • 1 блок – упражнения у неподвижной опоры (бортика бассейна)
  • 2 блок – упражнения с плавательными досками
  • 3 блок – упражнения с поддерживающими тубами (палками)
  • 4 блок – упражнения с поддерживающими поясами.
  • 5 блок – упражнения с гантелями.

В каждый блок входит несколько групп упражнений на отдельные мышечные группы:

  • на мышцы передней поверхности бедра,
  • на мышцы задней поверхности бедра и ягодиц,
  • на мышцы боковой поверхности бедра,
  • на мышцы брюшного пресса,
  • на мышцы рук и спины,
  • на грудные мышцы.

В процессе занятий аквааэробикой решаются следующие задачи:

– укрепление здоровья,

– улучшение самочувствия,

– коррекция телосложения,

– повышение уровня работоспособности,

– тренировка кардио-респираторной системы,  

– увеличение жизненной емкости легких,

– совершенствование координационных способностей,

- укрепление мышечного корсета,

- стабилизация и коррекция сколиотической дуги

Перечень упражнений, входящих в занятия по аквааэробике без предметов

для 7 класса:

  1. Упражнения без опоры (для мышц рук, плечевого пояса и туловища):

И.п. – основная стойка, руки вперед, ладони внутрь

«Ножницы» руками в горизонтальной плоскости;

И.п. – основная стойка

Круговые вращения плечами назад;

Приставные шаги;

Приставные шаги с наклоном вперед руки в стороны;

Выпад в сторону руки в стороны;

И.п. - стойка ноги врозь, стопы параллельно, руки перед грудью

Присед, руки вперед.

Занятия проводятся на мелкой части бассейна, плечевой пояс находится в воде.

Данные упражнения можно использовать с утяжелителями (гантелями), также изменять количество, повторений амплитуду движения и интенсивность в зависимости от возрастных особенностей, степени подготовленности и степени сколиотической болезни. В зависимости от направления сколиотической дуги используется один утяжелитель (гантелях), то есть нагрузка идет на ту руку, с которой расположена дуга искривления.

2. Упражнения у неподвижной опоры – у борта бассейна

И.п. – упор стоя на правой, левая вперед спиной к бортику

Сгибание и разгибание стопы в голеностопном суставе

То же другой ногой;

И.п. – упор стоя спиной к бортику

Движение ногой вперед до угла 300

То же другой ногой;

И.п. – то же.

Движение ногой вперед до угла 900

То же другой ногой;

И.п. – вис сзади на согнутых руках спиной к бортику, ноги согнуты вперед

Сведение и разведение ног;

И.п. – вис сзади на согнутых руках спиной к бортику, ноги вперед

Сведение и разведение ног;

Данные упражнения можно выполнять, меняя амплитуду движения.

           И.п. – упор стоя на правой, левая вперед спиной к бортику

Сгибание и разгибание стопы в голеностопном суставе

То же другой ногой;

Все упражнения выполняются в сочетании с правильным дыханием или выдохами в воду, что способствует развитию дыхательной системы и увеличению жизненной емкости легких

Спортивные игры: 6час

Волейбол:

Стойка игрока, передачи, броски, передачи в парах, в тройках, передачи и броски через волейбольную сетку. Игра в пионербол с элементами волейбола, правила игры.

Баскетбол:

Стойка игрока, ведение мяча в средней и высокой стойке правой и левой рукой, передачи мяча в парах, в тройках. Броски в кольцо. Игра в баскетбол по упрощенным правилам

Контрольные занятия:

Легкая атлетика:

- Бег 100м с учетом технических требований

Лыжная подготовка:

- прохождение дистанции 1 - 3 км (с учетом диагноза и сопутствующих заболеваний)

Спортивные игры:

-  Пионербол с элементами волейбола

Плавание:

- «Брасс» на груди и на спине 250м

- «Брасс» с удлиненной паузой скольжения 300м

- индивидуальные упражнения

- Элементы аквааэробики (комплекс упражнений на различные группы мышц)

        3.        ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛНИРОВАНИЕ

Разделы учебной программы

7 класс

I

II

III

IV

Корригирующие упражнения

2

-

-

2

Легкая атлетика

4

-

-

-

Гимнастика

-

6

-

-

Лыжная подготовка

-

-

8

-

Спортивные игры

-

2

-

6

Плавание

16

12

16

12

Аквааэробика

2

2

4

4

Оздоровительная аэробика (степ)

2

2

-

-

Резерв

             6ч

Итого

102ч

        4.        КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

7А КЛАСС

№ п.п.

Дата проведения

Тема урока

Тип урока

Виды контроля

Примечание

план

факт

1

Легкая атлетика

УП

Н

2

Техника безопасности. Повторение техники оздоровительного плавания на суше.

УЗИ

Н

3

Проверка плавательной подготовленности

УП

Н

4

Метание теннисного мяча

УОНЗ

Н

5

Брасс по элементам

УП

Н

6

Брасс

УЗИ

СП

7

Метание теннисного мяча в вертикальную цель

УЗИ

Н

8

Брасс по элементам

              УП

ВП

9

Брасс

УП

Н

10

Метание теннисного мяча в горизонтальную цель

УП

З

11

Брасс

УП

СП

12

Дыхательные упражнения

              УЗИ

Н

13

Корригирующие упражнения

УЗИ

СП

14

Брасс на груди и на спине

             УЗИ

Н

15

Брасс на спине

УП

Н

16

Корригирующие упражнения

УПК

З

17

Элементы аквааэробики

УОНЗ

Н

18

Элементы аквафитнеса

УЗИ

Н

19

Оздоровительная аэробика

УПЗУ

ГР

20

Брасс

УЗИ

ВП

21

Индивидуальные упражнения

УОНЗ

СП

22

Эстафеты с  передачей предмета

             УПЗУ

ГР

23

  Индивидуальные упражнения

УЗИ

СП

24

Индивидуальные упражнения

УЗИ

З

25

Техника безопасности. Гимнастические упражнения

УОНЗ

Н

26

Индивидуальные упражнения

                 УП

СП

27

Оздоровительное плавание: брасс на спине

УП

СП

28

Гимнастические упражнения

              УЗИ

Н

29

Брасс на груди и на спине

УП

Н

30

Оздоровительное плавание: брасс на спине

УП

Н

31

Гимнастические упражнения: ОРУ гимнастическим обручем

УЗИ

Н

32

Брасс на груди и на спине

УЗМ

Н

33

Оздоровительная аэробика

УЗИ

Н

34

Гимнастические упражнения: ОРУ с гантелями и гимнастическим обручем

УП

Н

35

Брасс на груди

УЗИ

СП

36

Оздоровительное плавание: индивидуальные упражнения

УП

Н

37

Лазание по гимнастической стенке.

КУ

Н

38

Круговая тренировка

КУ

ГР

39

Эстафеты в воде

             УПЗУ

ГР

40

Лазание. Промежуточная диагностика

КУ

Н

41

Оздоровительное плавание: элементы брасса

                УП

Н

42

Эстафеты в воде

УПЗУ

ГР

43

Техника безопасности. Спортивные игры

УП

ГР

44

Брасс на груди

УЗИ

ВП

45

Игры в воде с мячом

УПЗУ

ГР

46

Спортивные игры с мячом.  

             УПЗУ

З

47

Элементы аквафитнеса

УОНЗ

Н

48

Элементы аквафитнеса

УЗИ

З

49

Техника безопасности. Лыжная подготовка

КУ

Презентация

50

Элементы аквафитнеса

УЗИ

Н

51

Элементы аквафитнеса

УП

Н

52

Попеременный двухшажный ход на лыжах

УЗИ

Н

53

Брасс  

УП

Н

54

Плавание способом ноги брасс

УЗИ

ВП

55

Одновременный одношажный и бесшажный ход на лыжах

УПЗУ

Н

56

Индивидуальные упражнения

УПК

З

57

: Развитие выносливости

УПЗУ

Н

58

: Лыжные эстафеты

УПЗУ

ГР

59

Игры в воде

УПЗУ

ГР

60

Брасс

УП

Н

61

Техника торможения и поворотом упором

УОНЗ

Н

62

Индивидуальные упражнения

УП

СП

63

Оздоровительное плавание: элементы брасса  опоры

УП

Н

64

Подъем и спуск на лыжах  

УЗИ

Н

65

Элементы аквафитнеса

УОНЗ

Н

66

Элементы аквафитнеса

УЗИ

Н

67

Прохождение дистанции  2км на лыжах

УПЗУ

Н

68

Элементы аквафитнеса

УПЗУ

Н

69

Брасс

УП

Н

70

Прохождение дистанции 2,5км на лыжах

Контрольный урок

УПЗУ

З

71

Игры в воде

УПЗУ

ГР

72

Брасс с удлиненной паузой скольжения

УПЗУ

З

73

Спортивные игры.  Баскетбол

          УОНЗ    

ГР

74

Брасс

УП

Н

75

Индивидуальные упражнения  

УЗИ

СП

76

Броски и передачи баскетбольного  мяча

УЗИ

ГР

77

Оздоровительное плавание: элементы кроля и дыхательные упражнения

УП

Н

78

Брасс

УП

З

79

Броски и передачи баскетбольного  мяча

УП

ГР

80

Оздоровительное плавание: элементы кроля и брасса на груди

УП

СП

81

Брасс на спине

УП

Н

82

Элементы баскетбола.  

УЗИ

ГР

83

Индивидуальные упражнения

УП

Н

84

Брасс

УП

Н

85

Элементы волейбола

УОВЗ

Н

86

Оздоровительное плавание: элементы брасса на мелкой части бассейна

УП

ВП

87

Брасс

УП

СП

88

Спортивные игры с мячом.

УПК

ГР

89

Элементы аквафитнеса

УЗИ

Н

90

Элементы аквафитнеса

УП

Н

91

Корригирующие упражнения.

УП

Н

92

Элементы аквафитнеса

УП

Н

93

Элементы аквафитнеса

УПЗУ

З

94

Корригирующие упражнения.

УП

З

95

Элементы аквафитнеса

УП

Н

96

Игры в воде . Правила поведения на открытых водоемах в каникулярное время

УПЗУ

ГР

97

Резерв

УП

Н

98

Резерв

УП

Н

99

Резерв

УП

Н

100

Резерв

УП

Н

101

Резерв

УП

Н

102

Резерв

УП

Н

             5.Приложение

Принятые сокращения:

Тип/ форма урока:

УОНЗ –уроки «открытия» нового знания (урок объяснения нового материала)

КУ – комбинированный урок

уроки рефлексии (отработки умений и рефлексии):

УЗИ – урок закрепления изученного

УП – урок повторения

УПЗУ – урок применения знаний и умений

УОСЗ– урок обобщения и систематизации знаний

уроки развивающего контроля:

КР – контрольные работы

АКР – анализ и самоанализ КР

УПК - урок проверки и коррекции знаний и умений

Виды и формы контроля:

КР – контрольная работа

СР – самостоятельная работа

ПР – проверочная работа

Т – тест

З – зачет

ФО – фронтальный опрос

УО – устный опрос

ГР – групповая работа

СП – самопроверка

ВП – взаимопроверка

РК – работа по карточкам

Н – наблюдение

Т – тестирование

ЛР – лабораторная работа

ПРАК – практическая работа

СД – сообщения и доклад

ПП – представление проекта

ОО – обучающий опрос по карте

КО – контрольный опрос по карте

             

        

        Лист корректировки

Предмет: физическая культура

Класс:

Учитель:

2021/2022 учебный год

урока

Тема

Даты по

КТП

Даты  проведения

Количество часов

Причина корректировки

Способ корректировки

план

факт


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физической культуре для обучающихся 1 – 9 классов специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида

Областное государственное образовательное казенное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихс...

Рабочая программа по физической культуре для обучающихся 10-11 классов В.И.Лях

Рабочая программа включает в себя разделы: лёгкая атлетика, лыжная подготовка, гимнастика, спортивные игры (волейбол, баскетбол)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ для обучающихся 10-11 классов (девушки)

Рабочая программа по физической культуре в 10-11 классах...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по физической культуре для обучающихся 5-го «Б» класса. Составитель: учитель по физической культуре

Целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности школьника. Слагаемыми физиче­ской культуры ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-11 КЛАССОВ

Программа по  физической  культуре для  освобождённых...

Рабочая программа по физической культуре для обучающихся 1-4 класса, 5-9 класса, 10 класса

Рабочая программа составлена в соответствии требованиям ФГОС...