Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Спортивные игры»
рабочая программа по физкультуре (5, 6 класс)

Изотова Галина Павловна

Общеразвивающая программа “Спортивные игры” направлена на формирование мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека,

Данная программа имеет физкультурно-спортивную  направленность

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_sportivnye_igry.doc84 КБ

Предварительный просмотр:

У

Принята на заседании

педагогического  совета

Протокол № ____

от «____» ___________ 20___ г.

«Утверждаю»

_______________ .Приказ № ___   от «__» _____20___г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

физкультурно-спортивной направленности

«Спортивные игры»

возраст обучающихся: 7-10 лет

срок реализации: 1год

Автор: Изотова Галина Павловна,

педагог дополнительного образования

Казань, 2021г.

Содержание

1.

Пояснительная записка

Стр.3

2.

Учебно-тематический план и содержание программы

Стр. 6

3.

Условия реализации программы

Стр. 8

4.

Методическое обеспечение программы

Стр. 8

5.

Рекомендуемая литература

Стр.9

6.

Приложение № 1 Оценочные материалы

Стр. 11

7.

Приложение № 2 Календарный учебный график

Стр. 13

Пояснительная записка

Общеразвивающая программа “Спортивные игры” направлена на формирование мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека,

Данная программа имеет физкультурно-спортивную  направленность, разработана в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации",  Государственной программой Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, Приказом Министерства просвещения  РФ от  9 ноября 2018 г. № 196  «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. №816 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 сентября 2017г., регистрационный № 48226)  «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ», Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами  СанПиН 2.4.4.3172-14 (Зарегистрировано в Минюсте России 20 августа 2014 г. N 33660), Концепцией развития дополнительного образования детей на 2014-2020 гг. (Утверждена Распоряжением Правительства РФ № 1726-р 4 сентября 2014 г.), Письмом Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. «О направлении Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые)», Уставом ЦДТ.

Актуальность программы в приобщении школьников к здоровому образу жизни, в профилактике асоциального поведения, в создании условий для профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, укреплении психического и физического здоровья детей.

Педагогическая целесообразность: Программа призвана сформировать у обучающихся устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью и физической подготовленности, в целостном развитии физических и психических качеств. Дети, занимающиеся в спортивном объединении, практически не болеют, становятся не только крепче физически, но и закаляются морально, становятся увереннее в своих силах, что положительно сказывается на их успеваемости. Занятия физическими упражнениями способствуют оптимальному соотношению между умственной и физической нагрузками, укреплению здоровья школьников, повышению их двигательной активности, повышению уровня физической подготовленности. Ещё одной важной задачей является предоставление мощной альтернативы в виде занятий спортом детям и подросткам пагубному влиянию дурных пристрастий: курению, алкоголю, наркотикам. Не менее важна и собственно оздоровительная направленность работы в данном направлении.

Отличительные особенности: в процессе освоения материала у обучающихся формируется потребность в систематических занятиях физическими упражнениями. Обучающиеся приобщаются к здоровому образу жизни, приобретают привычку заниматься физическим трудом. Умственная нагрузка компенсируется у них физической нагрузкой. Занятия спортом дисциплинируют, воспитывают чувство коллективизма, волю, целеустремленность, способствуют в поддержке при изучении общеобразовательных предметов, так как укрепляют здоровье.

Цель: укрепление психического и физического здоровья детей через занятия спортивными играми.

Задачи:

Образовательные 

- сформировать знания и умения в области спортивных игр;

- обучить и совершенствовать технику двигательных действий;

- обучить простейшим способам контроля за физической нагрузкой, показателями физической подготовленности;

Воспитательные

- воспитать организованность, самостоятельность, активность в процессе двигательной деятельности;

- воспитать нравственные и волевые качества личности учащихся;

- воспитать привычку к самостоятельным занятиям;

Развивающие

- повысить техническую и тактическую подготовленность в данных видах спорта;

-развивать основные физические качества: силу, быстроту, выносливость, координацию и гибкость;

- расширить функциональные возможности организма;

Оздоровительные

- укрепить физическое и психологическое здоровье;

-дозировать физическую нагрузку с учётом состояния здоровья и функциональными возможностями организма;

- повысить устойчивость организма к различным заболеваниям.

Адресат программы. Программа по спортивным играм рассчитана на учащихся в возрасте от 7 до 10 лет.

Возрастные особенности детей 7-10 лет (младший школьный возраст).

В период 7-10 лет ребенок осваивает примерно 90% общего объема двигательных навыков, приобретаемых в жизни. В период интенсивного развития двигательного анализатора в коре мозга двигательные навыки усваиваются быстро. Чем большим объемом движений он овладевает в этот период, тем легче осваиваются элементы технического мастерства в избранной специализации. Процесс овладения двигательными навыками зависит от типологических свойств нервной системы. Период первого детства является временем максимальных возможностей для наиболее действенного формирования двигательных навыков. И чем больше двигательных навыков закладывается в этом возрасте, тем богаче и разнообразнее двигательная активность человека и возможность приспособления его к условиям жизни.

В объединение принимаются дети с разным уровнем физического развития. Набор в группы осуществляется не на конкурсной основе, главное – желание ребенка заниматься.

Число участников каждого объединения не менее 15 человек. При наличии свободных мест в объединении приём учащихся осуществляется в течение всего учебного года по результатам собеседования.

Сроки реализации программы. Программа рассчитана на 1 год (144 часа).

Формы и режим занятий: Учащиеся занимаются 2 раза в неделю по 2 академических часа. Всего на год отводится 144 часа.

При электронном обучении с применением дистанционных образовательных технологий продолжительность занятия регулируется нормами СанПиН, принятых при работе учащихся за компьютером.  

Форма реализация программы – очная, в особых обстоятельствах допускается реализация образовательной программы или ее части с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа реализуется в течение всего календарного года, включая каникулярное время. При выполнении дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы организуется работа в пришкольных лагерях, проводятся спортивные мероприятия.

Уровень программы – стартовый

Ожидаемые результаты:

По итогам обучения учащиеся будут знать:

- историю развития спортивных игр.

- правила техники безопасности, оказание помощи при травмах и ушибах.

- названия разучиваемых элементов упражнений в спортивных играх.

- основное содержание правил соревнований в данных видах спорта.

будут уметь:

- технически правильно осуществлять двигательные действия избранного вида спортивной игры;

- использовать   их   в   условиях   соревновательной   деятельности и организации собственного досуга;

- управлять своими эмоциями;

- эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения;

- пользоваться современным спортивным инвентарем и оборудованием, специальными техническими средствами.

В процессе освоения программы у учащихся сформируется  интерес к постоянным самостоятельным        занятиям        спортом,   дальнейшему
самосовершенствованию, представление о том, что ЗОЖ - это индивидуальная система ежедневного поведения человека, которая обеспечивает ему максимальное достижение благополучия, в том числе и физического с учетом его индивидуальных качеств и запросов, следование основным принципам здорового образа жизни  станет привычным для учащихся.

Формы подведения итогов реализации программы:

  Для полноценной реализации программы используются разные виды контроля:

- текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятия;

- контроль по завершении освоения программы – сдача контрольных нормативов.

Учебно-тематический план

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Форма контроля

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

2

2

Собеседование наблюдение

2

Гигиена спортсмена и закаливание.

1

1

Опрос  

3

Места занятий, их оборудование и подготовка.

2

1

1

Практика, наблюдение  

4

История спортивных игр. Знакомство с правилами соревнований.

2

1

1

Опрос

5

Футбол

36

1

35

Текущий

6

Волейбол

30

1

29

Текущий

7

Настольный теннис

17

1

16

Текущий

8

Баскетбол

50

1

49

Текущий

9

Итоговое занятие

4

4

Соревнование. Выполнение контрольных нормативов

ИТОГО:

144

9ч.

135ч.

Содержание программы:

1.Вводное занятие

Теория: Знакомство с группой. Техника безопасности во время занятий по спортивным играм. Знакомство с программой. Правила поведения на занятии и режим работы. Физическая культура и спорт в РФ. Значение физической культуры для подготовки людей к трудовой деятельности, к защите Родины, влияние спорта на укрепление здоровья.

2. Гигиена спортсмена и закаливание. 

Теория: Режим дня и режим питания, гигиена сна, уход за кожей, волосами, ногтями и ногами, гигиена полости рта, гигиеническое значение водных процедур, правила применения солнечных ванн, гигиена одежды, обуви и мест занятий (в процессе занятий).

3. Места занятий, их оборудование и подготовка. 

Теория: Оборудование и инвентарь, одежда и обувь для занятий и соревнований, правила пользования спортивным инвентарем (в процессе занятий)

Практика: Самостоятельная подготовка спортивной одежды, обуви, инвентаря и мест к занятиям отдельными видам спортивных игр.

4. История спортивных игр. Знакомство с правилами соревнований.

Теория: Спортивные игры. История спортивных игр. Последние достижения на олимпиадах. Судейство соревнований в спортивных играх (футбол, волейбол, настольный теннис, баскетбол)

Практика: Правила ведения игр, основные приемы, тактика ведения, совершенствование техники ведения и координации.

5.Футбол

Теория: Изучение особенностей выполнения технических приемов футбола.

Практика: Техника передвижения. Удары по мячу головой, ногой. Остановка мяча. Ведение мяча. Обманные движения. Отбор мяча. Вбрасывание мяча из-за боковой линии. Техника игры вратаря. Тактика игры в футбол. Тактика нападения. Индивидуальные действия без мяча, с мячом. Тактика защиты. Индивидуальные действия. Групповые действия. Тактика вратаря.

6. Волейбол 

Теория: Изучение особенностей выполнения технических приемов волейбола.

Практика: Техника нападения. Действия без мяча. Перемещения и стойки. Действия с мячом. Передача мяча двумя руками. Передача на точность. Встречная передача. Подача мяча: нижняя прямая, нижняя боковая, подача сверху. Техника защиты. Прием мяча: сверху двумя руками, снизу двумя руками. Блокирование. Групповые действия игроков. Взаимодействие игроков передней линии при приеме от подачи. Командные действия. Прием подач. Расположение игроков при приеме. Контрольные игры и соревнования.

7.Настольный теннис

Теория: Изучение особенностей выполнения технических приемов настольного тенниса.

Практика: Основы техники и тактики игры. Правильная хватка ракетки, способы игры. Техника перемещений. Тренировка упражнений с мячом и ракеткой. Изучение подач. Тренировка ударов «накат» справа и слева. Сочетание ударов. Свободная игра. Игра на счет. Соревнования.

8.Баскетбол

Теория: Изучение особенностей выполнения технических приемов баскетбола.

Практика: Основы техники и тактики. Техника нападения. Техника передвижения. Повороты в движении. Сочетание способов передвижений. Техника владения мячом. Ловля мяча двумя руками с низкого отскока, одной рукой на уровне груди. Броски мяча двумя руками с места. Штрафной бросок. Бросок с трехочковой линии. Ведение мяча с изменением высоты отскока и скорости ведения. Обманные движения. Обводка соперника с изменением высоты отскока. Групповые действия. Взаимодействие игроков с заслонами.

9. Итоговое занятие

Практика: Заключительное соревнование, сдача нормативов, подведение итогов.

Условия реализации программы:

Занятия должны проходить в просторном, проветренном спортивном зале, соответствующем санитарно-гигиеническим нормам (температурный режим, световой режим и т.д.). Для тренировок, успешных и разносторонних, зал должен быть оборудован и обеспечен разнообразным спортивным инвентарем: мяч волейбольный, мяч футбольный, мяч баскетбольный, шведская стенка, маты, скамейки. Каждый занимающийся должен иметь удобную спортивную одежду и спортивную обувь.

Методическое обеспечение программы:

В обучении детей основное внимание уделяется освоению знаний, средств, методов общей физической подготовки. Учебное занятие строится традиционно: разминка в виде медленного бега, гимнастических упражнений на растягивание мышечного аппарата, 3-5 ускорений (от 10 до 30 м), больше половины времени занятий отводится спортивным и подвижным играм.

Организуя учебно-воспитательный процесс, следует использовать методы физического воспитания:

- Методы регламентированного упражнения - деятельность занимающихся организуется и регулируется с возможно полной регламентацией, которая состоит:

  • В твердо предписанной программе движений (заранее обусловленный состав движений, порядок их повторения, изменения и связи друг с другом);
  • В возможно точном дозировании нагрузки и управлении ее динамикой по ходу упражнения, а также в возможно четком нормировании интервалов отдыха и строго установленном порядке чередования их с фазами нагрузки;

Смысл такой регламентации заключается в том, чтобы обеспечить оптимальные условия для усвоения новых двигательных умений, навыков.

- Игровой метод - игровой метод в силу всех присущих ему особенностей используется в процессе физического воспитания не столько для начального обучения движениям или избирательного воздействия на отдельные способности, сколько для комплексного совершенствования двигательной деятельности в усложненных условиях. В наибольшей мере он позволяет совершенствовать такие качества и способности, как ловкость, быстрота ориентировки, находчивость, самостоятельность, инициативность, является также весьма действенным для воспитания коллективизма, товарищества, сознательной дисциплины и других нравственных качеств личности.

- Соревновательный метод- соревновательный метод применяется при решении разнообразных педагогических задач - воспитании физических, волевых и моральных качеств, совершенствовании умений, навыков и способностей рационально использовать их в усложненных условиях. Сравнительно с другими методами физического воспитания он позволяет предъявить наиболее высокие требования к функциональным возможностям организма и тем способствовать их наибольшему развитию. Исключительно велико значение соревновательного метода и в воспитании морально-волевых качеств: целеустремленности, инициативности, решительности, настойчивости, способности преодолевать трудности, самообладания, самоотверженности и др.

- Использование словесных и сенсорных методов. Практически все основные стороны деятельности педагога в процессе физического воспитания связаны с использованием слова: посредством слова сообщают знания, активизируют и углубляют восприятия, ставя задания, формируют отношение к ним, руководят их выполнением, анализируют и оценивают результаты, направляют поведение воспитуемых. Общепедагогические методы - дидактический рассказ, беседа, обсуждение и т.д.

Сенсорные методы основаны на наглядности - показ самих упражнений (в целом или по элементам, замедленно или в обычном темпе); демонстрация наглядных пособий типа рисунков, схем, фотографий и т.п.; видео демонстрация - из важнейших достоинств этого вида демонстрации состоит в возможности воссоздавать движения в динамике, в том числе и в замедленном темпе и вместе с тем выделять для анализа отдельные фазы и т.д.

                                             Список литературы

Литература для педагогов:

  1. Методические рекомендации «Обучение приемам игры в волейбол». Изд.     ПГПУ имени В.Г.Беленского, под редакцией А.М.Кулясов, В.С.Куракин, 1994г.
  2. Ю.Д.Железняка, Ю.М.Портнова Спортивные игры, Москва 2002 г.
  3. Е.А.Воронова Здоровый образ жизни в современной школе, Ростов на Дону 2007 г.
  4. Организация работы спортивных секции в школе: программы и    рекомендации/ авт.-сост. А.Н. Каинов. – Волгоград: Учитель 2010.
  5.  Г.А. Баландин, Н.Н. Назарова,  Т.Н. Казакова. – М.: Советский спорт,2007.
  6. Ковалько В.И. Индивидуальная тренировка (настольный теннис)
  7. Кузнецов В.С. Упражнения и игры с мячом, 2009.
  8. Буйлин Ю. Ф., Портных Ю. И. Мини-баскетбол в школе.  https://search.rsl.ru/ru/record/01007737318

        Литература для обучающихся:

1. Башкиров, В. Профилактика травм у спортсменов / В.Башкиров. – М.: Физкультура и спорт,      2010. – 176 с., ил.

2. Левченко, А. Игры, которых не было. Сборник спортивно-подвижных игр / А.Левченко, В.Матысон. – М.: Педагогическое общество России, 2007.–128 с.

3. Логинов, М. Развивающие игры: быстрее, выше, сильнее / М.Логинов. – СПб.: Дельта, 1998. – 208 с., ил.

4. Талага, Е. Энциклопедия физических упражнений / Е.Талага, пер. с польск. –    М.: Физкультура и спорт, 1998. – 412 с., ил.

        Интернет ресурсы:

  1. http://www.fisio.ru/fisioinschool.html Сайт, посвященный Здоровому образу жизни, оздоровительной, адаптивной физкультуре.
  2. http://www.abcsport.ru/ Обзор спортивных школ и спортивных обществ. Новости спорта, освещение событий Тематический каталог по различным видам спорта.
  3. http://ipulsar.net Портал посвящен проблемам сохранения здоровья, правильному питанию, диетам, физической культуре, упражнениям,
  4. http://www.school.edu.ru Российский образовательный портал.
  5. http://spo. 1september.ru Газета в газете «Спорт в школе».

Приложение № 1

Оценочные материалы

Контрольные упражнения по технике волейбола

Контрольные упражнения

Девочки

Мальчики

1.

Вторая передача на точность из зоны 3 в зону 4 (из 5)

4

4

2.

Передача мяча сверху двумя руками стоя у стены (чередование)

4

4

3.

Подача верхняя прямая в пределы площадки (из 5)

3

3

4.

Прием подачи и первая передача в зону 3(из 5)

3

3

5.

Нападающий удар по мячу через сетку с набрасывания тренера (из 5)

3

3

6.

Чередование способов передачи и приема мяча сверху, снизу (количество серий)

10

10

                  Контрольные упражнения по технике настольного тенниса

Контрольные упражнения

Девочки

Мальчики

1

«накат» справа по диагонали

(кол-во раз из 10)

4

6

2

«накат» слева по диагонали

(кол-во раз из 10)

4

6

3

«накат» справа по прямой

(кол-во раз из 10)

4

6

4

«топ-спин» справа против подрезки (кол-во раз из 10)

1

3

Контрольные упражнения(баскетбол)

                                               Мальчики          девочки

1. «Змейка» с ведением мяча 2х15 м,

    обводка ориентиров через 3 м(с)                      8,4                    8,7              

2. Челночный бег с ведением мяча

3х10 м (с)                                                      8,0                    8,3              

3.  Штрафной бросок (из 10 бросков)                  6                       5                

4.  Бросок  в движении от средней линии

     два шага, ведение, бросок (из 10 попыток)    8                       6                

 5. Передача мяча в стенку за 30 с

      (количество передач)                                       22                     20            

Контрольные упражнения (футбол)

                                                    Мальчики      девочки

1. Бег 30м с ведением мяча (с)                                    6,1            6,2            

2. Вбрасывание мяча с места на дальность               16              15            

3. Обводка трех стоек (через 12м) с ударом

    в цель с 6 м(с)                                                           10              12              

4. Челночный бег с мячом 5х30 м(с)                          31,6           32,4          

5. Удар по мячу на дальность (суммарный        

    результат ударов правой и левой ногой)               70               65


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности "Путь к здоровью"

Программа "Путь к здоровью" разработана на 1 год. Расчитана на обучающихся начальных классов....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности "Волейбол"

Особенности программы:1. Обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода с учетом здоровья, физического развития, пола, двигательной подготовленности детей соответствующего возраста;2. Дости...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа физкультурно - спортивной направленности "Степ-аэробика"

Цель курса аэробики: создать условия для оптимальной организации двигательного режима младших школьников, обеспечить их активный отдых, удовлетворить естественную потребность в движении, развитие твор...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПО ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ «ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ»

КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ  «НИЖНЕВАРТОВСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ САНАТОРНАЯ  ШКОЛА» Принятана заседании методического объединенияП...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «СПОРТИВНАЯ ПЛАНЕТА «ОЛИМП»

Программа разработана на основании дополнительных общеобразовательных программ «Фитнес для детей», автор Резвова В.В., педагог дополнительного образования, программа «Развитие», автор Казак С.А., педа...

Программа ШСК  «Движение» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно – спортивной направленности Возраст учащихся 12-17 лет

нотация Занятия волейболом в полной мере обеспечивает: укрепление здоровья и всестороннее гармоничное развитие юных спортсменов, их физической подготовленности, формирование жизненно – важных двигат...