Мотивы, побуждающие к занятиям физической культурой
статья по физкультуре

Гаранькин Дмитрий Геннадьевич

В данной статье рассматриваются мотивы, способствующие побуждению к занятиям физической культурой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл motivypobuzhdayushchie_k_zanyatiyam_fizicheskoy_kulturoy.docx16.74 КБ

Предварительный просмотр:

Мотивы, побуждающие к занятиям физической культурой

Мотивация к физической активности – это особое состояние личности, которое направленно на достижение наиболее оптимального уровня физической подготовленности и работоспособности человека [2, с. 513]. Мотивы условно принято делить на общие и конкретные.

К общим мотивам относят желания школьника заниматься физической культурой вообще, не делая акцент на какие-то определенные виды двигательной активности. К конкретным – желание выполнять лишь некоторые упражнения, предпочтение заниматься каким-то определенным видом спорта.

Мотивы, связанные с процессом деятельности, характеризуются удовлетворением потребности в двигательной активности и получением удовольствия, вызванного появлением острых впечатлений от соперничества (радость от победы, азарт, эмоции и так далее) Мотивы, связанные с результатом деятельности, предусматривают удовлетворение потребности личности в самосовершенствовании, самоутверждении, самовыражении, и ее социальных нужд [4, c. 14].

На формирование мотивов, безусловно, оказывают воздействие внешние и внутренние факторы. Внешними факторами являются условия, в которых оказывается субъект деятельности. Внутренними – влечения, желания, интересы и убеждения, которые выражают потребности, связанные с личностью деятельности субъекта. Если рассматривать внешние и внутренние причины мотивации физической активности, то к ним относятся:

1) деятельность учителя физической культуры, его педагогическое мастерство;

2) методическая составляющая занятий;

3) материально-техническое обеспечение места занятия; психологический климат в коллективе.

В качестве внутренних условий становления физической активности выделяют следующие:

1) изменения в психическом развитии личности,

2) структурные психологические новообразования, которые возникают у ученика в процессе занятия физической культурой и спортом.

Активный интерес к занятиям физическими упражнениями возникает в результате внутренней мотивации, которая проявляется тогда, когда внешние цели и мотивы соответствуют уровню подготовленности занимающегося, когда он понимает ответственность за их реализацию.

Для того чтобы поддерживать у учащихся активный интерес к физической культуре и спорту, следует систематически предоставлять им информацию об упражнениях, в полной мере раскрывающую важность каждого из них [1, c. 63]. Во время занятий физической культурой и спортом очень важно, чтобы учащиеся брали на себя ответственность за свои результаты и объясняли неудачи и поражения недостаточностью собственных усилий, а не отсутствием у него определенных способностей. В таком случае у ребенка будет благополучно формироваться внутренняя мотивация и интерес к занятиям. При этом не стоит забывать об индивидуальном подходе. Каждому ребенку необходимо подбирать допустимые и, в то же время, прогрессирующие для него показатели, посильные упражнения, задания и требования, то есть оптимальные режимы мотивации [3, c. 352].

Формирование результативных мотивов является обязательным условием успешной выработки у учеников активного, устойчивого интереса к физической культуре и спорту. Двигательная активность детей не будет эффективна без направленности на результат, это касается как формирования активного интереса к физической культуре, так и физической и технической подготовки учащихся [5, c. 72].

Большую роль в формировании мотивации играет рефлексия – совместное обсуждение с учеником его успехов и неудач предыдущих этапов деятельности, размышление о предстоящей деятельности, планирование, выбор наиболее эффективных способов и вариантов ее осуществления, а также прогнозирование возможных результатов, констатации фактов решаемости проблемы для ее переформулирования, осмысления учеником и педагогом новых вариантов самоопределения.

К мотивам, побуждающим к занятиям физической культурой и спортом, т. е. к физической активности, можно отнести:

а) мировоззренческие мотивы:

– стремление понимать спортивную и физкультурно-оздоровительную деятельность, чтобы разбираться в ней; желание расширить жизненный кругозор);

– стремление овладеть знаниями и умениями здоровьесберегающих технологий;

– стремление приблизиться в развитии к своему идеалу (выдающиеся спортсмены; деятели в сфере физической культуры; близкие, активно занимающиеся физической культурой и спортом) и следовать его примеру).

б) мотивы долга и ответственности:

– понимание общественной значимости самообразования в сфере физической культуры, необходимости получения знаний как выполнение своего долга.

в) познавательные мотивы:

– бескорыстный познавательный интерес;

– познавательный интерес к физической культуре с ориентацией на реализацию в жизни, удовлетворение от физического усилия, преодоления трудностей, от напряженной интеллектуальной и физической деятельности;

– желание самостоятельно разобраться в вопросе, стремление к совершенствованию своих познавательных и физических способностей).

г) престижные мотивы:

– стремление оценить свои возможности; неудовлетворенность своим положением в коллективе, стремление быть лучшим или равным в коллективе, желание заслужить одобрение окружающих, желание понравиться противоположному полу, чувство самолюбия, стремление всегда и во всем быть первым).

д) мотивы вынужденности:

– познаю, так как заставляют родители, преподаватели, товарищи и другие, стремление избежать неприятностей (замечаний учителей, плохих оценок);

– боязнь показаться ограниченным или ленивым человеком.

Список использованных источников

1. Зернов Д. Ю. Оптимизация физического воспитания старшеклассников путем формирования положительной мотивации. – Алматы, 2013. – 118 с.

2. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. – СПб, 2006. – 512 с.

3. Ильин Е. П. Психология спорта. – СПб.: Питер, 2008. – 352 с.

4. Круцевич Т. Ю. Критерии эффективности воспитания молодежи. – М.: БЕК, 2004.

5. Матковская И. Роль мотива в достижении цели // Учитель. – 2007. – №5. –С. 70-72.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Игровые технологии в процессе занятий физической культурой Игровые технологии в процессе занятий физической культурой

     Игровая деятельность на уроках физической культуры занимает важное место в образовательном процессе. Ценность игровой деятельности заключается в том, что она учитывает психо...

Обобщение опыта по физической культуре по теме: "использование игровых технологий на занятиях физической культуры"

Тема моего опыта «Использование игровых технологий на уроках для обеспечения физического совершенствования школьников» является результатом многолетней работы учителем физической культуры. Я счит...

ПРИМЕНЕНИЕ ТРУБЧАТОГО АМОРТИЗАТОРА ЭКСЕРТЬЮБА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ И САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ

На сегодняшний день, одна из острых проблем в преподавании - повышение мотивации учащихся к занятиям физической культурой.Своих учеников я призываю к сознательному, целеустремлённому подходу в отношен...

Физическая культура 8 класс. Занятия физической культурой в зимний период, на улице.

Актуальность:Многие специалисты сходятся в том, что зимой заниматься физической культурой полезнее для здоровья, чем летом. Особенно на свежем воздухе.Причины:1. Зимний воздух больше насыщен кислородо...

СТАТЬЯ: формирование здорового образа жизни у подростков средствами физической культуры и привлечение подростков к занятиям физической культурой

Привлечение подростков к занятиям физической культурой как психолого-педагогическая проблемаФизическая культура создает фундамент для полноценного развития подростков, так как содержание предмета напр...

Мотивы, мешающие занятиям физической культурой

В данной статье рассматриваются причины потери мотивации к занятиям по физической культуре....