Технологическая карта открытого практического занятия «Совершенствование техники волейбольных подач, приема и передачи двумя руками сверху и снизу. Совершенствование приема мяча с подачи и передачи в зону 3-го номера. Двухсторонняя игра".
план-конспект по физкультуре

Грошева Наталья Владимировна

Технологическая карта открытого практического занятия   «Совершенствование техники волейбольных подач, приема и передачи двумя руками сверху и снизу.  Совершенствование приема мяча с подачи и передачи в зону 3-го номера. Двухсторонняя игра".ОГСЭ.04 Физическая культура.Специальность 31.02.01 Лечебное дело

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Департамента здравоохранения города Москвы

«Медицинский колледж № 7»

Технологическая карта открытого практического занятия

«Совершенствование техники волейбольных подач, приема и передачи двумя руками сверху и снизу.  Совершенствование приема мяча с подачи и передачи в зону 3-го номера. Двухсторонняя игра».

ОГСЭ.04 Физическая культура

Специальность 31.02.01 Лечебное дело

Курс 2, семестр 3

Москва, 2022 год

Технологическая карта занятия

  1. Дисциплина: ОГСЭ.04 Физическая культура, специальность 31.02.01 Лечебное дело

  2.   Курс 2 Семестр 3

  3. Раздел: 1 Учебно-практические основы формирования физической культуры личности  

  4.  Тема: 1.2 Волейбол

  5. Тема занятия №10: Совершенствование техники волейбольных подач, приема и передачи двумя руками сверху и снизу.  Совершенствование приема мяча с подачи и передаче в зону 3-го номера. Двухсторонняя игра.

  6. Вид занятия: практическое

  7. Тип (урока): комбинированный

  8. Место и время проведения занятия

     Место проведения – спортивный зал МК№7, ул.Новогиреевская, д.3.

     время проведения – дата и время проведения занятия согласно учебному расписанию, продолжительность занятия – 90 мин.

  9. ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:

 Общая цель: совершенствование техники игры в волейбол

В ходе занятия у обучающихся формируются общие и профессиональные компетенции:

Код/шифр компетенции

Содержание компетенции

Пути формирования компетенции

                                            Общие компетенции

ОК 3

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

Индивидуально-групповая работа:

выполнение упражнений в парах, в тройках,

двухсторонняя игра в баскетбол

ОК 6

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Индивидуально-групповая работа:

выполнение упражнений в парах, в тройках

двухсторонняя игра в баскетбол

ОК 13

Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

Индивидуально-групповая работа: выполнение внеаудиторной самостоятельной работы по совершенствованию изученных элементов упражнений, развитию физических качеств.

Конкретные цели (задачи):

Дидактические цели:

с целью формирования вышеуказанных компетенций обучающийся в итоге занятия   должен знать:

-технику выполнения волейбольных подач (нижняя прямая и верхняя прямая подачи);

-  технику передач и приёма мяча сверху;

-  технику передач и приёма мяча снизу;

- основы техники приёма мяча с подачи и передачи в зону 3-го номера;

- правила игры в волейбол

 

с целью формирования вышеуказанных компетенций обучающийся в итоге занятия должен уметь:

-  выполнять передачу и приём мяча сверху;

-  выполнять передачу и приём мяча снизу;

-  выполнять волейбольные подачи;

-  выполнять прием мяча с подачи и передачу в зону 3-го номера

-  применять в двухсторонней игре в волейбол различные приёмы и передачи, подачи мяча, передачу в зону 3-го номера.

 Развивающие цели:

- развитие у студентов двигательного навыка выполнения различных видов передач и подач в волейболе;

- развитие ловкости, быстроты, координации движений.

Воспитательные цели:

- воспитание морально – волевых качеств: смелости, настойчивости,

дисциплинированности, способности к преодолению любых трудностей;

-воспитание потребности у студентов к двигательной активности через занятия волейболом;

- воспитание физической культуры личности, наличие которой обеспечивает готовность к социально-профессиональной деятельности, включение в здоровый образ жизни, в систематическое физическое самосовершенствование.

10. Уровень освоения:  

 2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

11. Междисциплинарные и внутридисциплинарные связи.

Междисциплинарные связи:

Анатомия и физиология человека.  Общие вопросы анатомии и физиологии опорно-двигательного аппарата. Тема «Морфофункциональная характеристика аппарата движения.Изучение двигательных функций методом активных  и пассивных движений».

Гигиена и экология человека.  Гигиена окружающей среды Тема: Гигиеническое обучение и воспитание населения. Компоненты здорового образа жизни и пути их формирования.

Психология.  Общая психология. Тема. Эмоционально-волевые процессы и состояния.

Внутридисциплинарные связи:

ОГСЭ.04 Физическая культура, специальность 31.02.01 Лечебное дело. Раздел 1.2. Волейбол. Тема 1.2.2 Совершенствование техники приема и передачи волейбольного мяча сверху и снизу двумя руками. Тема 1.2.8 Совершенствование техники нижней и верхней прямой волейбольных подач. Совершенствование техники приема и передачи волейбольного мяча сверху и снизу двумя руками. Двухсторонняя игра. Тема 1.2.12 Обучение технике нападающего удара. Обучение технике индивидуальных действий игрока без мяча и с мячом. Двухсторонняя игра. Тема 1.2.13 Рубежный контроль. Выполнение контрольных нормативов по волейболу: передачи мяча в парах. Тема 1.2.17 Совершенствование приемов мяча с подачи в зону 3-го номера. Передача мяча сверху и снизу в парах через сетку. Двухсторонняя игра. Тема 1.2.18 Совершенствование групповых и командных действий. Совершенствование приемов и передач мяча двумя руками сверху и снизу. Совершенствование техники волейбольных подач. Двухсторонняя игра. Тема 1.2.19 Рубежный контроль. Выполнение контрольного норматива по волейболу – подачи мяча. 1.2.26 Совершенствование нижней и верхней прямой подач. Совершенствование тактических групповых действий в защите: тренировка игры 1-3-2, 6-3-4. Двухсторонняя игра.

12. Обеспечение занятия:

А.  Методическое обеспечение:

1.Рабочая программа

2.Календарно-тематический план

3.Технологическая карта занятия

 Б.  Материально- техническое обеспечение:

1.Волейбольная площадка (спортивный зал)

2.Волейбольная сетка - 1шт.

3.Секундомер.

4.Свисток.

 В.  Раздаточный материал:

1. Волейбольные мячи - 25 шт.

13.   Литература:

Основная:

Физическая культура: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования Решетников Н.В., Кислицын Ю.Л., Палтиевич Р.Л., Погадаев Г.И.        Москва: Издательский центр «Академия», 2017. – 176 с.

Дополнительная:

Железняк Ю.Д., Портнов Ю.М. «Спортивные игры. Техника, тактика, методика обучения». Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Физическая культура». Москва, «Академия», 2017 год. - 520 с.

14. Хронологическая карта занятия (ход занятия)

п/п

Этап занятия

Время

в мин.

Методы,  приемы  обучения

Деятельность

преподавателя

Деятельность студента

1.

Организационный момент.

2

Диалоговый метод

1.Даёт команду для построения группы.

2.Приветствует студентов.

3.Отмечает присутствующих.

4.Оценивает внешний вид (наличие спортивной формы и обуви).

5. Комментирует недостатки и замечания по их устранению.

6.Выявляет студентов с плохим самочувствием, после болезни (наличие медицинских справок),

1.Группа строится в одну шеренгу.

2.Группа приветствует преподавателя.

3.Демонстрирует готовность к занятию.

4.Устраняет недостатки соответственно замечаниям преподавателя.

2.

Сообщение цели занятия, мотивация обучающихся к изучению темы.

1

Диалоговый метод, метод создания проблемной ситуации.

1.Сообщает тему занятия, цели занятия.

2.Называет совместно со студентами задачи занятия. мотивирует к предстоящей деятельности

1.Слушают преподавателя.

2.Совместно с преподавателем называют задачи предстоящего занятия.

3.

Актуализация знаний по предыдущей теме(входной контроль)

5

 Диалоговый

индивидуальный опрос

1.Задаёт вопросы по ранее изученному материалу

2.Оценивает уровень готовности студентов по данной теме.

3. Называет, исправляет и корректирует ошибки.

4. Устраняет дефицит информации.

1.Отвечает на вопросы.

2.Выслушивает и принимает коррективы преподавателя.

3.Принимает к сведению недостающую информацию.

4

Подготовитель

ный этап

Разминка

10

Диалоговый

наглядный

1.Организует и контролирует выполнение студентами физических упражнений.

2.Проводит со студентами комплекс ОРУ.

3.Проводит коррекцию (индивидуально) ошибок в ходе выполнения упражнений.

1.Выполняют бег, передвижения в стойках

2.Выполняют ОРУ, исправляют ошибки, возникающие при выполнении упражнений.

5

Основной этап.

1. Закрепление знаний и умений по технике выполнения передач, подач

15

Диалоговый

Наглядный

Практический

Самостоятельная работа

1.Демонстрирует технику упражнений.

2. Организует и контролирует выполнение студентами физических упражнений.

3.Исправляет технические ошибки при выполнении упражнений.

Студенты делятся по парам, встают на боковые линии площадки лицом друг к другу, в руках у каждого по мячу.

1 – отрабатывают приём и передачи мяча снизу и сверху над собой

2 – передачи мяча сверху в парах

3- приём мяча снизу в парах (партнёр набрасывает мяч-другой-принимает снизу)

4-комбинирование нижних и верхних приёмов и передач

5-нижняя подача мяча на партнёра (в парах-расстояние5-6 метров)

6-Верхняя подача- подброс мяча и имитация удара; верхняя подача   на партнёра с отскоком в пол.

6

2. Совершенство

вание передач в тройках (в зонах 6-3-4)

15

Диалоговый

Наглядный

Практический

Самостоятельная работа

1.Демонстрирует, организует, формулирует студентам задание.

2. Уточняет понимание студентом предложенного задания.

3.Наблюдает за воспроизведением и выполнением студентами предложенных заданий.

4.Направляет правильно работу студента по выполнению заданий.

5.Вносит необходимые коррективы в работу каждого студента (индивидуально у каждого)

6.Даёт необходимые рекомендации по улучшению качества работы студента над заданием.

Студенты делятся на 2 группы по 12 человек, расходятся на 2 стороны площадки. Выполняют упражнение: передача из зоны 6 в зону 3(связующему), связующий передачу в зону 4, из зоны 4- передача через сетку. (Мячи  в шеренге у студентов в зоне 6) Затем меняются местами.

7

3. Совершенство

вание приема мяча с подачи и передаче в зону 3-го номера.

15

Диалоговый

Наглядный

Практический

Самостоятельная работа

1.Демонстрирует, организует, формулирует студентам задание.

2. Уточняет понимание студентом предложенного задания.

3.Наблюдает за воспроизведением и выполнением студентами предложенных заданий.

4.Направляет правильно работу студента по выполнению заданий.

5.Вносит необходимые коррективы в работу каждого студента (индивидуально у каждого)

6.Даёт необходимые рекомендации по улучшению качества работы студента над заданием.

Студенты на одной стороне площадки становятся по зонам (по 6 зонам), на противоположной стороне студенты выполняют поочередно подачи на противоположную сторону. Принимающие подачу, работают в связке  6-3-2, 6-3-4, 1-3-2, 5-3-4. Затем меняются ролями с подающими.

8

Контроль усвоения полученных знаний

20

Игровой

Проблемный

Самостоятельная работа

Практический

Диалоговый

Организует, контролирует, корректирует, судит игру.

Двухсторонняя игра в волейбол. Совершенствуют изученные элементы техники в двухсторонней игре.

9.

Заключительный этап

Итоги занятия.

6

Рефлексия.

Диалоговый

1.Даёт команду для построения в одну шеренгу.

2.Называет тему занятия.

3.Сообщает ещё раз поставленные цели и задачи занятия.

4.Называет основные этапы деятельности, выполненные студентами в ходе занятия.

5.Задаёт студентам вопросы по теме, выслушивает пожелания.

6.Оценивает деятельность на уроке каждого студента.

7.Выставляет оценки за занятие в учебный журнал

1.Строится в одну шеренгу.

2.Слушает преподавателя.

3.Отвечает на его вопросы.

4.Делает выводы.

5.Оценивает занятие.

6. Выслушивает оценку своей деятельности на занятии.

10.

Домашнее задание.

1

Диалоговый

1.Задаёт задание на дом теоретическое и практическое, внеаудиторную самостоятельную работу.

1.Запоминает название источника и страницы для изучения материала.

2.Запоминает практическое задание.  3.Уточняет задание.

ИТОГО:

90

15.  Содержание учебного материала (дидактические единицы темы):

  1. Подготовительные упражнения (разминочный бег, комплекс ОРУ).
  2.  Совершенствование техники передач и приёма мяча сверху и снизу; верхней и нижней прямой подачи.
  3. Совершенствование техники приема мяча с подачи и передаче в зону 3-го номера.
  4. Совершенствование изученных приёмов  в двухсторонней игре.

16.    Домашнее задание:

  1. Выполнять комплекс утренней гигиенической гимнастики с использованием упражнений для развития гибкости.
  2. Выполнять в домашних условиях упражнения на пресс и отжимания от пола, подтягивания.
  3. Л1 стр. 17-75, 112-116

17.   Внеаудиторная самостоятельная работа:

  1. Составить презентацию по теме: «Правила игры в волейбол».

               

18.  Ориентировочное время выполнения   ВСР: 2 часа

Приложение № 1.

Внеаудиторная самостоятельная работа

Рекомендации по составлению презентации:

  1. Ознакомиться с источниками информации из раздела литературы и интернет - ресурсов.
  2. Выделить основные понятия темы и подобрать иллюстрации
  3. Создание презентации:

        а) определить количество слайдов (12 - 15);

        б) 1 слайд – 1 мысль (тезис темы);

        в) эстетический вид работы.

        г) материал изложен по теме и самый основной

                               

Критерии оценки презентации:

  1. Количество слайдов - 12-15;
  2. В каждом слайде выражена 1 мысль (тезис темы);
  3. Эстетический вид работы с правильно подобранными иллюстрациями.

Приложение № 2.

Входной контроль знаний, обучающихся (индивидуальный опрос)

Вопросы для индивидуального опроса:

  1. Назовите виды изученных волейбольных подач?
  2. В волейболе если при подаче мяч касается сетки и перелетает на сторону противника, то
  3. Подачи в волейболе осуществляются (название линии)
  4. Игроком какой зоны выполняется подача?
  5. Ошибкой при выполнении подачи в волейболе является
  6. Сколько времени даётся на выполнение подачи после свистка судьи?
  7. Количество касаний мяча (кроме блока) игроками в волейбол играющей стороной составляет
  8. Сколько игровых зон на волейбольной площадке?
  9. Где находится 3 зона на волейбольной площадке?
  10. Действие, совершаемое волейболистом в пределах своего поля, при котором мяч перемещается от одного игрока команды к другому называется
  11.  В каком направлении располагается нумерация игровых зон в волейболе?
  12. В каком направлении производится переход игроков по зонам в волейболе?
  13. Ошибкой в технике при приеме мяча снизу двумя руками в волейболе является
  14. Ошибкой в технике при приеме мяча сверху двумя руками в волейболе является
  15. Зона подачи в волейболе – это участок позади каждой лицевой линии шириной…

Эталоны ответов:

  1. Нижняя прямая подача, верхняя прямая подача
  2. Игра продолжается
  3. Из-за лицевой линии
  4. Игроком 1 зоны
  5. Нельзя наступать на лицевую линию.
  6.  8 секунд
  7. 3 касания.
  8. 6 зон
  9. Под сеткой
  10. Пас, передача.
  11. Против часовой стрелки.
  12. По часовой стрелке.
  13. Мяч принимается согнутыми в локтях руками.
  14. Захват мяча ладонями
  15. 9 метров.

В опросе участвуют 5 студентов, каждый студент отвечает на 3 вопроса, правильный ответ на каждый вопрос оценивается согласно критериям от 0 до 2 баллов.

Критерии оценивания

Ответ правильный полный – 2 балла

Ответ правильный неполный – 1 балл

Ответ не правильный – 0 баллов

Количество баллов

Оценка

6-5

5 (отлично)

4-3

4 (хорошо)

2

3(удовлетворительно)

1 и менее

2 (неудовлетворительно)

Приложение № 3

Оценочный лист (чек-лист) «Совершенствование техники волейбольных подач, приема и передачи двумя руками сверху и снизу.  Совершенствование приема мяча с подачи и передаче в зону 3-го номера. Двухсторонняя игра».

№ п/п

Элемент упражнения

Максимальный балл

Набранный

балл

1

Передачи мяча над собой на разную высоту:

 выполняет последовательную одну за другой передачи мяча над собой. Высота передачи – средняя и высокая: 0,5 – 2метра , затем нижняя передача .

1

2

 Верхняя передача и приём в паре. Передачи мяча на нижний прием. Прием мяча снизу: мяч набрасывает партнер (расстояние 2–3 м, которое затем постепенно увеличивается до 5-7 м).

1

3

Закрепление комбинации из освоенных элементов: прием, передача.

Поочередно обучающийся произвольным способом работает верхнюю и нижнюю передачу. Второй – нижний приём и передачу. Потом меняются.

1

4

Нижняя подача мяча на партнёра (в парах-расстояние5-6 метров)

1

5

Верхняя подача- подброс мяча и имитация удара; верхняя подача   на партнёра с отскоком в пол

1

6

Выполнение передач из 6 зоны игроку в 3-зону (принимает сверху). Игрок 3 зоны выполняет верхнюю передачу игроку 2 или 4 зоны ,который выполняет передачу мяча через сетку.

1

7

Подача мяча через сетку с 7-и, 9-и метров.

1

8

Выполнение приёма мяча снизу с подачи и передача в зону 3го номера.  Игрок 3 зоны выполняет верхнюю передачу игроку 2 или 4 зоны, который выполняет передачу мяча через сетку(связки: 6-3-2,6-3-4)

1

9

Выполнение связки 6-3-2,6-3-4 в двухсторонней игре

1

Итоговое количество баллов:

9

Критерии оценки:

Критерии оценки в %

Количество  баллов

Оценка

100-90%

9

5 (отлично)

89-80%

8

4 (хорошо)

79-70%

7

3(удовлетворительно)

Менее 70%

6 и менее

2 (неудовлетворительно)

Оценочный лист (чек-лист) практического занятия по физической культуре.

№ п/п

требования к занятию

Максимальный балл

Набранный

балл

1

Наличие спортивной формы  в соответствии с погодными условиями, видом спортивного занятия или урока, согласно требованиям техники безопасности и охраны труда.

1

2

Выполнение всех требований техники безопасности и правила поведения в спортивном зале.  Соблюдение гигиенических правил и охрану труда при выполнении спортивных упражнений на занятии.

1

3

Выполнение беговой разминки и ОРУ

1

4

Выполнение всех технических элементов упражнений по теме

1

5

Участие в игровых действиях в двухсторонней игре

1

Критерии оценки в баллах

Оценка

5

5 (отлично)

4

4 (хорошо)

3

3(удовлетворительно)

2

2 (неудовлетворительно)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА на тему: «Обучение техники приема и передачи двумя руками сверху и обучение техники приема двумя руками снизу, верхняя прямая подача»

Волейбол — неконтактный, комбинационный вид спорта, где каждый игрок имеет строгую специализацию на площадке. Важнейшими качествами для игроков в волейбол являются прыгучесть для возможности высо...

Конспект открытого урока физкультуры по теме: "Волейбол. Приём и передача двумя руками сверху" с самоанализом

иметь первоначальные представления и технике передачи мяча над собой двумя руками; организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность с помощью общеразвивающих упражнений с мячом...

Технологическая карта урока по физической культуре в 5 классе. Волейбол.Передача мяча двумя руками сверху над собой и вперед

Обучение технике выполнения пере­дач мяча двумя руками сверху над собой и вперед в волейболе, совершенствование стойки игрока и перемещение в стойке, развивать память и мышление...

Конспект внеурочного занятия "Передача двумя руками сверху на месте и после передачи вперед."

данный коспект разработан для внеурочного занятия. Проводится занятие в 8 классе....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Практического занятия по теме: «Обучение техники приему и передачи мяча снизу, сверху двумя руками в волейболе».

Данная методическая разработка предназначена для преподавателей  ГБПОУ РД «ДБМК» по предмету СГ.04 Физическая культура, работающих с обучающимися по специальности 34.02.01 Сестринское...