ПК 3.4
рабочая программа по физкультуре

Маркин Кирилл Владимирович

Учавствовать в исследовательской и проектной деятельности в области физического воспитания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Кафедра физического воспитания

Маркин Кирилл Владимирович

«МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ВОСПРИЯТИЯ У ОБУЩАЮЩИХСЯ 16-17 ЛЕТ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ВОЛЕЙБОЛУ»

КУРСОВАЯ РАБОТА

Курсовая работа допущена к

Специальность: 49.02.01

защите

Преподавание физической культуры

«_____» декабря 2021 г.

Курс: 3, группа: 39

Заместитель директора по НМР

Руководитель: Подгорная Ю. Н.,

____________ / Анищенко И.Л.

преподаватель психологии первой

категории

Курсовая работа защищена

с оценкой___________________

«_____» декабря 2021 г.

Председатель комиссии:

_______________ /

Члены комиссии:

_______________ /

_______________ /

Челябинск, 2021

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ВОСПРИЯТИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 16-17 ЛЕТ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ВОЛЕЙБОЛУ

5

1.1 Понятие специализированного восприятия в волейболе

5

1.2. Возрастные особенности обучающихся 16-17 лет

9

1.3. Анализ современных программ курса внеурочной деятельности по волейболу в старших классах

15

1.4. Возможности использования специальных физических упражнений для развития специализированного восприятия в волейболе

17

Выводы по 1 главе

23

ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ВОСПРИЯТИЯ У ОБУЩАЮЩИХСЯ 16-17 ЛЕТ СРЕДСТВАМИ СПЕЦИАЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ ПО ВОЛЕЙБОЛУ

25

2.1. Методические подходы к развитию специализированного восприятия во внеурочной деятельности по волейболу

25

2.2. Комплекс специальных упражнений для развития специализированного восприятия у обучающихся 16-17 лет

27

2.3. Диагностический инструментарий для оценки развития специализированного восприятия

30

Выводы по 2 главе

35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

36

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

38


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы. С момента своего «изобретения» игра в волейбол переживает бурное развитие. Это выражается и в растущем количестве волейболистов, и в растущем числе стран-членов Международной федерации волейбола. По своей распространённости эта игра занимает ведущее положение на мировой спортивной арене.

Игра в волейбол стала не только чисто спортивной, но и происходит развитие волейбола как игры ради отдыха, игра в волейбол стала средством организации досуга. В школе волейбол нужен для поддержания здоровья и восстановления работоспособности так же это  эффективное средство укрепления здоровья, улучшения физического развития учащихся. В школьном возрасте достигается определённый уровень физической и умственной работоспособности, что позволяет успешно осваивать программный материал теоритических учебных дисциплин и физкультурных программ обучения.  

Игра в волейбол требует от занимающихся максимального проявления физических возможностей, волевых усилий и умения пользоваться приобретенными навыками. Способствует развитию двигательного аппарата, помогает вырабатывать такие жизненно важные физические качества, как ловкость, выносливость, быстрота реакции, укрепляет дыхательную, сердечно-сосудистую и мышечную системы, снимает умственную усталость. Постоянные взаимодействия с мячом способствуют улучшению периферического зрения, развивают мгновенную реакцию на зрительные и слуховые сигналы, повышают мышечное чувство и способность к быстрым чередованиям напряжений и расслаблений мышц. Спортивная борьба увлекательная не только для участников, но и для зрителей. Она воспитывает стремление стать сильными, ловкими, смелыми, умение подчинять свои действия интересам коллектива команды. Волейбол как средство физического воспитания широко распространен в реализации программ в общеобразовательных школах.

Ход и результативность игры зависит от многих факторов, таких как: правильное использование техники, тактики, слаженной работы членов команды, развитие физических качеств таких сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость, развитие специализированных ощущений игроков («чувство мяча», «чувство поля», «чувство сетки», «чувство времени», «чувство партнера»). Мало кто в рамках общеобразовательной программы из учителей обращает внимание на развитие специализированных ощущений. Исходя из всего вышесказанного, нами  была сформулирована тема исследования теоретические предпосылки развития специализированного восприятия у обучающихся 16-17 лет во внеурочной деятельности по волейболу.

Цель исследования: разработать комплекс упражнений для развития специализированного восприятия у обучающихся 16-17 лет во внеурочной деятельности.

Объект исследования: учебный процесс обучающихся старших классов по физической культуре.

Предмет исследования: комплекс упражнений для развития специализированного восприятия у обучающихся 16-17 лет во внеурочной деятельности.

Задачи исследования:

  1. изучить понятие специализированного восприятия;
  2. описать возрастные особенности старших школьников;
  3. проанализировать особенности реализации подготовки школьников во внеурочной программе по волейболу и  подобрать наиболее подходящие темы для развития специализированного восприятия;
  4. разработать комплекс упражнений для развития специализированного восприятия
  5. подобрать тесты для оценки развития специализированного восприятия у старших школьников.

Методы исследования: теоретический анализ и обобщение литературных источников.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ВОСПРИЯТИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 16-17 ЛЕТ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ВОЛЕЙБОЛУ

  1. Понятие специализированного восприятия в волейболе

Восприятие (перцептивный процесс) – это познавательный психический процесс, обеспечивающий целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на органы чувств. В основе восприятия лежат ощущения, но восприятие не сводится к простой сумме ощущений. Воспринимая, мы не только выделяем группу ощущений и объединяем их в единый образ, но и осмысливаем этот образ, привлекая прошлый опыт, т.е. восприятие неразрывно связано с памятью и мышлением.

Виды восприятия. В зависимости от доминирующего анализатора выделяют следующие виды восприятия: зрительное, слуховое, осязательное, кинестетическое, обонятельное и вкусовое. Во всех видах восприятия в той или иной степени всегда участвуют двигательные ощущения. Также выделяют восприятие преднамеренное (например, при наблюдении) и непреднамеренное. Основой еще одного типа классификации являются формы существования материи: пространство, время и движение. В соответствии с этой классификацией выделяют восприятие пространства, восприятие времени и восприятие движения (специализированное).

(https://studopedia.ru/8_41030_ponyatie-vospriyatiya-svoystva-i-vidi-vospriyatiya.html)

Специализированное восприятие  специфический для различных видов спорта тип сенсорного восприятия, регулирующий его деятельность по ходу выполнения. На основе специализированных восприятий движения выполняются с высокой точностью. В спортивной практике восприятия называют «спортивными чувствами», например, «чувство льда» у конькобежцев, «чувство снега» – у  лыжников, «чувство лодки» – у гребцов, «чувство снаряда» – гимнастов, «чувство мяча» – у игровиков, «чувство времени» – у бегунов, велосипедистов, «чувство воды» – у пловцов и т. д. Все эти «чувства» являются сложными комплексными специализированными восприятиями, основанными на деятельности нервной системы.

Выполнение любого технического приема в волейболе проходит под постоянным контролем сознания. Одной из важных психологических особенностей двигательных навыков волейболистов является то, что спортсмен, выполняя те или иные приемы, например, передачу мяча, регулирует свои движения и мышечные усилия в связи с оценкой расстояния между игроками. Все это связано с выработкой зрительно-моторной координации, очень точных и дифференцированных пространственных, временных восприятий и выполняемых движений. Большое значение для волейболистов при выполнении технических приемов имеет тонкая дифференцировка мышечно-двигательных ощущений, которые имеют специализированный характер и являются специфичными для данного вида спорта. Точность восприятия мышечных усилий кистей рук, которое играет очень важную роль при выполнении основного технического приема – верхней передачи мяча, показало, что точность существенно изменяется в зависимости от состояния тренированности. Следовательно, деятельность волейболиста связана с готовностью выполнения ответных действий в условиях острого дефицита времени. Все действия волейболистов проходят по механизму сложных реакций выбора и характеризуются не только быстротой, но и точностью, своевременностью, как восприятия, так и ответного движения. Время сложной реакции имеет большие колебания в зависимости от состояния тренированности. В состоянии спортивной формы у волейболистов не только резко уменьшается время реагирования и точность, но и, что особенно важно, реакции становятся стабильными, что говорит о высокой игровой надежности.

Следует отметить, что особенно заметно изменяется время реакции на периферические раздражители главным образом у связующих игроков. Вероятно, их деятельность требует более быстрой и точной реакции на внезапно меняющуюся игровую обстановку. Для развития быстроты реакции необходимо выполнять большое количество скоростных упражнений, требующих быстрого переключения с одного действия на другое, упражнений с различными неожиданными и нелогичными продолжениями, упражнений, в которых надо сокращать расстояния, увеличивать скорость и т.д. Броски, быстрые перемещения, прыжки, неожиданные изменения направления движения, резкие рывки, падения, быстрые повороты головы при ориентировке – все это вызывает значительные сдвиги всех отделов вестибулярного аппарата.

Деятельность вестибулярного анализатора взаимосвязана с деятельностью других анализаторов, в частности, с мышечно-двигательным и зрительным, и его раздражения оказывают значительное влияние на психомоторные и сенсорные процессы. Раздражение вестибулярного аппарата вызывает замедление скорости движения рук и ног, а также нарушение координированное движений, вызывает ухудшение зрительных восприятий до 30 и более, значительно ухудшает интенсивность внимания и особенно устойчивость, распределение и переключение, что выражается в увеличении числа ошибок. Включение в занятия специальных упражнений для тренировки вестибулярного аппарата повысит эффективность игры в защите и точность второй передачи мяча. Однако тех упражнений, которые имеются в арсенале волейбола, недостаточно для повышения вестибулярной устойчивости спортсменов. Тренировка вестибулярного аппарата должна носить специфический характер. Об этом говорит тот факт, что технические приемы, осваиваемые на фоне раздражения вестибулярного аппарата, нарушаются меньше, чем осваиваемые в обычных условиях.

Это один из примеров неиспользованных возможностей повышения спортивного мастерства волейболистов. В тренировочном процессе для развития вестибулярной устойчивости используются сложно-координационные упражнения, требующие при их выполнении активности занимающихся и противодействия неприятным субъективным ощущениям. Это различные виды акробатических и гимнастических упражнений, прыжки на батуте, различные вращательные движения, всевозможные ускорения, мгновенные остановки и т.д. Однако наибольшее воздействие оказывают те упражнения, которые включены в выполнение того или иного технического приема игры. Например, выполнение передачи мяча после кувырка или вращательного движения, или после резкого ускорения вперед, назад, вправо, влево и т.п. Специализированные восприятия.


1.2. Возрастные особенности обучающихся 16-17 лет

Возрастные особенности – качественно специфические свойства личности индивида, его психики, закономерно изменяющиеся в процессе смены возрастных стадий развития человека. Характеристика возрастных особенностей основана на выявлении психологического содержания процесса развития познавательных способностей и формирования личности на последовательных этапах онтогенеза.

Согласно концепции психологического возраста, выдвинутой Л.С. Выготским и развитой затем в отечественной психологии, к числу ключевых, определяющих возрастные особенности развития в детстве, относятся не только специфические для каждой возрастной ступени психологические новообразования, т.е. изменения в сфере сознания, психических процессов, личности ребенка, но и социальная ситуация развития (совокупность взаимоотношений ребенка с близкими ему людьми, социальными институтами, обществом в целом), а также типичные виды деятельности. Таким образом, возрастные особенности образуют не просто механический набор многообразных свойств, а определенную сложную систему взаимосвязанных между собой качеств, включая познавательные, мотивационные, эмоциональные, перцептивные и другие характеристики, а также особенности сферы общения и деятельности ребенка. Современная возрастная психология располагает достаточно развернутой картиной возрастных особенностей психического развития ребенка в младенчестве, раннем, дошкольном, младшем школьном и подростковом возрасте. В то же время стадий онтогенеза, выходящих за пределы детства, отличаются большей вариативностью и гетерохронностью и изучены в психологии меньше.

Главная особенность юношеского возраста – это осознание собственной индивидуальности, неповторимости и непохожести на других. Как следствие этого осознания, может возникнуть внутренняя напряженность, порождающая чувство одиночества. Это чувство усиливает потребность в общении и одновременно повышает его избирательность. В качестве главных новообразований в юношеском возрасте И. С. Кон называет открытие личностью своего внутреннего мира и рост потребности в достижении духовной близости с другим человеком. Поэтому нас не должно удивлять, что старшеклассники выдвигают на первый план в образе идеального учителя качества, определяющие эмоциональный контакт с учениками, а уровень его знаний ставят на второе место. Психология подросткового возраста имеет много особенностей. Это, несомненно, сложный и важный период для детей и их родителей. Шестнадцатилетний подросток является для родителей наиболее трудным испытанием. Именно этот период и обозначил понятие «трудный» применительно в целом к подросткам.

Приведем характерные особенности, знаменующие рассматриваемый этап:

  • у подростков на сознательном уровне активно вырабатывается мировоззрение, на фоне полной зрелости «концепции самости», вследствие чего оценивание окружающими 16-летних мало интересуют;
  • формируются профессиональные интересы, обнаруживаются навыки управления окружающими нередко граничащие с откровенными провокациями;
  • растёт потребность в сплочённой группе индивидов, которую объединяют общие интересы, именно этому возрасту присущи случаи массовых акций протестов;
  • резко понижается авторитет родителей, причём зачастую причина не кроется во взрослых, она обусловлена процессами, происходящими с шестнадцатилетними детьми;
  • происходит формирование привлекательности и индивидуальных позиций, выказывающих отношение к этой проблематике;
  • на данном этапе созревания подростки делаются более эмоционально уравновешенными, а действия их становятся более последовательными и практически лишёнными импульсивности;
  • шестнадцатилетние начинают стремиться к серьёзным взаимоотношениям, как в дружбе, так и в романтической связи;
  • личностные взаимоотношения здесь выходят на передний план, возрастает интимность этих отношений;
  • подростки начинают стремиться к самостоятельным заработкам.
  • негативизм снижается.

В большинстве случаев, подростки 16 лет умеют рассуждать по-взрослому, спорить, аргументируя свою точку зрения, строить логические цепочки, предугадывать возможный ход событий и т.д. У него сформировано мировоззрение и нормы поведения, однако он еще ищет себя и очень наивен.

Поведение шестнадцатилетнего подростка, его отношения с близкими и друзьями тесно связаны с тем, как он провел предыдущие годы жизни.

Он может быть спокойным и вести себя как полноценный, но неопытный взрослый. Или бунтовать, уходить из дома, попадать в сомнительные компании и т.п. Одна из основных причин таких действий – то, что ребенок не нашел понимание и утешение в семье. Также причиной может быть и поиск себя.

Одна из идей воспитания человека, суть которого состоит в том, что это постепенный процесс превращения ребенка в полноценного самостоятельного человека. Сейчас он уже имеет много прав и обязанностей. Его не сильно контролируют, он умеет принимать решения. Появляется чувство ответственности, что хорошо готовит тинэйджера к взрослой жизни. Семнадцатилетние индивиды уже считаются социумом взрослыми, что давит на ещё не повзрослевшего ребёнка. Наступает поворотный момент, когда школа осталась позади, а социум и родители требуют от детей принятия решения на счёт дальнейших действий – либо они продолжают учиться, либо находят работу. Отсюда у подростков зарождается опасение не осилить возникшую нагрузку, страх перед открывшимися возможностями и вероятными неудачами. Стержневой деятельностью семнадцатилетнего возраста становится социальное взаимодействие. Девушки все больше внимания посвящают собственной внешности. Порой надуманные недостатки ведут к их скованности и нежеланию появляться в социуме. В рассматриваемом периоде завершается формирование черепа. Также на данной стадии созревания заканчивается формирование женского организма. Все главные размерные признаки туловища практически доходят до окончательной величины. У девушек завершается окостенение трубчатых  костей.

Юность считается началом взрослой жизни. Поэтому ощущение, что впереди ещё очень много времени, предоставляет широкую платформу для экспериментов, проб, ошибок и поиска себя. На данном этапе уже сформированы в основном все функции психики. Началась стадия стабилизации личности. Анализируемый этап знаменуется кризисом семнадцатилетнего возраста.

В 16-17 лет у школьников заканчивается окостенение большей части скелета за исключением нескольких костей (крестец, ключицы, бедренные кости и др.), окостенение которых завершается к 25-26 годам. Рост трубчатых костей в длину замедляется, а в ширину усиливается. Кости становятся более широкими и прочными.

В это время энергично (особенно у юношей) развивается грудная клетка. Скелет у старших школьников уже способен выдерживать значительные нагрузки. В тесной связи с развитием костного аппарата идет формирование мышц, сухожилий и связок.

В отличие от учащихся подросткового возраста у школьников 16-17 лет развитие мышц не отстает от роста костей и идет равномерно и быстро. В этом возрасте, в особенности у юношей, быстро увеличивается мышечная масса, растет сила мышц.

В старшем школьном возрасте продолжают заметно изменяться физико-химические свойства мышц, совершенствуются их функциональные свойства. Мышечная ткань по своему химическому составу (соотношению белков, жиров, воды и др.), строению, сократительным свойствам приближается к нормам взрослых. Достигают высокого уровня возбудимость и лабильность мышц, их нервная регуляция. Вместе с тем мышцы у старшеклассников эластичнее, чем у взрослых, т. е. обладают свойством в большей степени укорачиваться и удлиняться при сокращении и расслаблении. Все это создает своего рода основу для быстрых, разнообразных по характеру и по амплитуде движений. У школьников старших классов более отчетливо, чем у подростков, выявляется разница в увеличении силы мышц правой и левой половины тела. В связи с этим для полноценного формирования двигательного аппарата серьезное значение приобретает симметричное развитие мышц правой и левой сторон туловища и конечностей. Это важно и для достижения высоких результатов в выполнении различных упражнений, в частности и таких, которые имеют одностороннюю направленность, - в прыжках, метаниях и др.

На уроках физической культуры необходимо обеспечить всестороннее развитие мускулатуры путем выполнения разнообразных физических упражнений с вовлечением в работу различных мышечных групп. Для этого следует широко использовать общеразвивающие упражнения с движением рук, ног, туловища в разные стороны, упражнения с палками, набивными мячами, упражнения на гимнастической стенке и т.д.

В отличие от подросткового возраста у старшеклассников опорно-двигательный аппарат становится более стойким к двигательным напряжениям, статической работе. В этом возрасте появляются благоприятные возможности для развития силы и выносливости мышц. Вместе с тем опасность вредного влияния на развитие костей и мышц чрезмерных двигательных напряжений и часто повторяемой статической работы до некоторой степени остается. Так, было замечено, что у юношей - штангистов в возрасте 17 лет после многократного поднимания штанги в течение дня уплощается стопа. Высота свода стопы и другие ее морфо-функциональные показатели у юных легкоатлетов восстанавливаются только через 1 - 2 дня после двухчасовой тренировки.

Для обеспечения правильного развития костно-мышечной системы целесообразно применять посильные, умеренные упражнения и с большим напряжением мышц, направленные на развитие силы, однако такие упражнения должны проводиться в чередовании с более легкими. В этих упражнениях напряжения отдельных мышц должны сочетаться с их последующим расслаблением и работой других мышц.

Для девушек становятся характерными более развитый тазовый пояс и мускулатура тазового дна, нежное строение скелета и мышц. По сравнению с юношами, у них наблюдается значительно меньший прирост веса мышц по отношению к весу тела, гораздо медленнее идет рост силы, заметно отстает в развитии плечевой пояс. Все это сказывается на способности девушек выполнять упражнения, требующие большого напряжения мышц, например: подтягивание, висы, упоры, лазанье. Для правильного формирования костно-мышечной системы девушкам необходимо с большой осторожностью давать упражнения, создающие большое внутрибрюшное давление, вредно влияющие на развитие органов малого таза, например поднимание и перенос больших тяжестей, прыжки с большой высоты на твердую поверхность и т. д. В то же время следует широко применять упражнения, укрепляющие мышцы таза и брюшного пресса, способствующие развитию костей таза. К таким упражнениям относятся различные упражнения в приведении и отведении ног, кружение ног, упражнения типа «велосипед» лежа на спине, вращения туловища и др.        В связи с ростом и развитием тела в юношеском возрасте идет дальнейшее формирование органов кровообращения и дыхания. В этот период продолжается рост сердца, совершенствуется его регуляция, увеличивается мощность сердечной мышцы, в результате чего значительно возрастает ударный и минутный объем сердца (объем крови, выбрасываемый сердцем при одном сокращении и в течение минуты), увеличивается сила сердечных сокращений при одновременном уменьшении частоты сокращений.

К 16-17 годам высокого совершенства достигает нервная и гуморальная регуляция деятельностью сердца и кровеносных сосудов. Работа сердца и сосудов становится слаженной, реакция сердца на внешние раздражения делается более адекватной, соразмерной. Благодаря указанным особенностям в старшем школьном возрасте заметно повышаются функциональные возможности сердечно-сосудистой системы, в частности возрастает выносливость сердца по отношению к физическим напряжениям.

 


1.3. Анализ современных программ курса внеурочной деятельности по волейболу в старших классах

Внеурочная деятельность учащихся общеобразовательных учреждений объединяет все виды деятельности учащихся. Согласно Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации, организация занятий по направлениям внеурочная работы является неотъемлемой частью образовательного процесса. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. В базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Российской Федерации в числе основных направлений внеурочной деятельности выделено физкультурно-спортивное и оздоровительное направление.

Программа внеурочной деятельности по физкультурно-спортивному и оздоровительному направлению «Волейбол» предназначена для обучающихся 5-9 классов. Принадлежность к внеурочной деятельности определяет режим проведения, а именно все занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т.е. 45 минут.

Занятия проводятся в спортивном зале или на пришкольной спортивной площадке. Здоровьесберегающая организация образовательного процесса предполагает использование форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям занимающихся.

Программа 1:

Она включает в себя программу для обучающихся 9 класса, в которой свои КТП и свои программы. Общий план занятий состоит из следующих пунктов.

Однонаправленные занятия – посвящены только одному из компонентов подготовки волейболиста: техникой, тактикой или физической

Комбинированные занятия – включают два-три компонента в различных сочетаниях: техническая и физическая подготовка; техническая и тактическая подготовка; техническая, физическая и тактическая подготовка.

Целостно-игровые занятия – построены на учебной двухсторонней игре в волейбол по упрощенным правилам, с соблюдением основных правил.

Контрольные занятия – прием нормативов у занимающихся, выполнению контрольных упражнений (двигательных заданий) с целью получения данных об уровне технико-тактической и физической подготовленности занимающихся.

Цели и задачи данной программы: воспитания и развития детей по физкультурно-спортивному и оздоровительному направлению внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по физкультурно-спортивному и оздоровительному направлению «Волейбол» может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса. Основная идея программы заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.

Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепления здоровья обучающихся, в основу, которой положены культурологический и личностно-ориентированный подходы. Программа внеурочной деятельности по физкультурно-спортивному и оздоровительному направлению «Волейбол» носит образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующей цели: укрепление здоровья, физического развития и подготовленности, воспитание личностных качеств, освоение и совершенствование жизненно важных двигательных навыков, основ спортивной техники избранного вида спорта.

Для развития специализированное восприятие мы можем взять следующие темы: Совершенствование передачи сверху двумя руками вперёд-вверх (чувство мяча), разучивание передачи сверху двумя руками в прыжке (вдоль сетки и через сетку), (чувство мяча, чувство сетки), разучивание передачи сверху двумя руками, стоя спиной в направлении передачи, (чувство мяча, чувство сетки, чувство площадки, чувство партнёра.) Совершенствование группового блокирования (вдвоём, втроём), (чувство сетки, чувство партнёра), Двусторонняя учебная игра (все чувства сразу).

Мы рассмотрели в каких темах больше всего будет разучиваться и развиваться специализированное восприятие.

Мы рассмотрели программу для 9 класса и ниже для сравнения рассмотрим программу 10-11. Так как разница всего один год различий практически не имеется. Виды учебной деятельности остаются всё те же. Различаются разделы учебной программы. Нам представлены четыре раздела:

По программе идут те же занятия, что и в 9 классе увеличивается нагрузка упражнений и делается упор на игровую деятельность. Так же ставится упор на психологический фактор (психическая устойчивость в играх: так как во время напряжённой игры; давления со стороны игроков соперника, тренера соперника и так далее).  

1.4. Возможности использования специальных физических упражнений для развития специализированного восприятия в волейболе

Игровые виды спорта, в частности волейбол, обусловлены присутствием на площадке большого количества участников, от каждого из которых требуется постоянное внимание не только за командой соперника, но и за действиями игроков своей команды. В основе внимания лежит восприятие изменяющихся условий окружающей обстановки.

Процесс отражения предметов в целом, в совокупности их свойств называется восприятием. В психологии восприятие – это отражение в коре головного мозга предметов и явлений, действующих на анализаторы человека. Специальных органов восприятия нет. Материалы для восприятия дают анализаторы, среди которых наиболее распространены зрительные, слуховые и осязательные.

То, что находится в центре внимания человека при восприятии, называют объектом восприятия (в данном случае это мяч), а всё остальное (команда соперника, разметка площадки) – фоном. Иначе говоря, для волейболиста, действующего главным образом на основе зрительного восприятия, мяч является основным объектом, а всё остальное – второстепенным. Умение видеть положение и перемещение игроков на площадке, не выпускать из поля зрения мяч, быстро ориентироваться в сложившейся ситуации – важнейшие качества игрока. Правильное и своевременное выполнение технического приёма: выход к мячу, точная направленная передача, тесно связаны с высокоразвитой способностью точно оценивать расстояние между движущимися игроками и мячом.

Экспериментально установлено, что для перевода взгляда с близкого расстояния на дальний или наоборот необходимо минимум 0,2 сек. За это время мяч пролетает 1,5-2 м. (даже если глаза и мяч находятся на одной оси).

Периферическое зрение и точность глазомера находятся в прямой зависимости от состояния тренированности. Здесь следует отметить, что занятия и игры должны проходить при нормальном освещении. Иначе глазное яблоко может деформироваться и принять удлинённую форму (симптом развития близорукости), что приводит к значительному сужению поля зрения и соответственно к ухудшению глазомера.

Как развивать точность глазомера – достаточно сложный вопрос. Главное требование – на тренировках как можно больше варьировать дистанции передач, бросков, нападающих ударов. Передачи, например, можно делить на различные по расстоянию, с различной скоростью и траекторией, при сближении и расхождении партнёров; подачи – различными способами и с различного расстояния; нападающие удары – по сигналу тренера в различные зоны площадки; броски теннисного мяча с различной силой и различного расстояния в цель (партнёру). Спортсмен должен приучить себя постоянно следить за малейшими изменениями дистанций приёмов (пример: подающий закрыт игроками). Для развития периферического зрения применяются такие упражнения, как ведение, перебрасывание и ловля мяча без зрительного контроля; передачи в парах, тройках и четвёрках с поочерёдным контролем периферическим зрением мяча и партнёра; броски мяча в баскетбольное кольцо с контролем кольца только периферическим зрением.

Для развития внимания необходимо приучить себя работать в разнообразных условиях. Сделать акцент на общую физическую подготовку (ОФП), так как утомление снижает внимание. Необходимо вводить в тренировку различные упражнения с несколькими мячами, всевозможные перемещения, быстрые переключения внимания с объекта на объект, с одного действия на другое. Воспитание внимания должно сводиться к воспитанию чувства ответственности и к тренировке волевого усилия, стараться никогда не работать невнимательно. Наконец необходимо знать индивидуальные особенности внимания каждого игрока. Только тогда можно ставить определённые задачи по воспитанию внимания спортсменов. Применять комплексы упражнений по развитию восприятия у волейболистов лучше всего на этапе совершенствования игровых умений и навыков и закреплять их игровой практикой, так как игра, её основные фазы и игровые ситуации – основа и исходный пункт для отработки любой деятельности.

В процессе формирования основ восприятия волейболистов можно выделить несколько фаз (этапов). В первой (основной) фазе формируется техническая сторона деятельности отдельного игрока. Главная цель – овладение основами техники игровой деятельности и основными формами передвижения в волейболе. Речь идёт главным образом о технике ходьбы, бега, бега приставными шагами в стороны, бега спиной вперёд, бега скрёстным шагом, остановки в шаге, в двойном шаге, в скачке, а также о технике постановки рук при перемещениях. Для этого лучше выбирать простые упражнения, которые создают идеальные условия для усвоения навыков. Отработка проходит более или менее изолированно от игры, потому что принцип соразмерности требует использования самых простых условий для тренировки. Обучение надо начинать с рассказа и показа, используя правильную терминологию. Обосновывая ту или иную игровую деятельность необходимо исходить из «нужд» ситуации. Демонстрировать движение надо в оптимальном темпе, технически как можно более совершенно: на основе увиденного у игроков складывается представление об упражнении.

Итогом тренировочного процесса является матч. Матч – это всегда чрезвычайная, стрессовая нагрузка, прямо пропорционально повышающая ответственность. Участие игрока в матче сопровождается значительными изменениями в его психике. Различают три типа психических состояний:

Чрезмерная возбудимость – стартовая «горячка». Характеризуется повышенной раздражимостью и даже нервозностью, ослабленным самоконтролем, повышенным психическим и мышечным напряжением. Последствием такого состояния бывает достаточно серьёзная двигательная раскоординированность. Особенно негативно она действует на реакцию, что, в свою очередь, ухудшает способность оценивать игровые ситуации, быстро и эффективно оценивать их.

Состояние заторможенности – апатия. Может возникнуть на фоне общей низкой активности. Проявляется обычно как пассивность, безразличие, общая физическая и духовная слабость, преобладание защитных реакций.

Состояние оптимальной готовности – способность бороться. Типично для сильных, уравновешенных и хорошо готовых игроков.

На практике приведённые типы состояний встречаются в самых различных вариантах. Предстартовое и стартовое состояние влияют на результативность в игре. Поэтому желательно, чтобы игроки (вместе стренером) могли распознать особенности их течения и подходящими средствами их регулировать. Всё это зависит не только от опыта, а и от типа игрока, от общего уровня его подготовки. Продолжение стартового состояния – состояние после-стартовое. В нём отражен конечный результат борьбы.

Очень важно в ходе тренировочного процесса анализировать эти состояния и их влияние на особенности восприятия, как каждого игрока, так и на весь коллектив, стремиться их регулировать посредством комбинирования различных упражнений из основного набора волейболиста, а также и упражнений из других игровых видов спорта.

Но самыми эффективными средствами развития восприятия у волейболистов были и остаются строгий режим и систематическая тренировка спортсменов.

Координационные способности в волейболе условно делятся на акробатические (двигательные действия в защите: подбор «рыбкой» или же «кувырком через бок») и прыжковые (двигательные действия в нападении, при блокировании, при вторых передачах в прыжке). Составляющими координационных способностей волейболиста являются: Координация движений – способность выполнять двигательные действия, соразмеряя их во времени, в пространстве и по усилию (от координации движений зависят быстрота, точность и своевременность выполнения технического приема); быстрота и точность действий – от них зависит результативность всей игры (выполнить технический прием правильно – значит выполнить его быстро и точно); точность реакции на движущийся объект совершенствуется параллельно с развитием быстроты и зависит от подвижности нервных процессов. Способность распределять и переключать внимание – функция, которая обеспечивается суммарной деятельностью анализаторов и подвижностью нервных процессов. Устойчивость вестибулярных реакций – непременное условие проявления координационных способностей в игре, которая изобилует падениями, ускорениями, рывками, прыжками, внезапными остановками. Чрезмерное возбуждение вестибулярного аппарата (анализатора) вызывает снижение работоспособности других (зрительного, кожного), что уменьшает точность движений, в результате чего появляются ошибки в технике и тактике игры. Высокая подвижность нервных процессов при проявлении координационных способностей дает возможность волейболисту быстро ориентироваться в постоянно изменяющихся ситуациях, быстро переходить от одних действий к другим. Уровень развития координационных способностей в значительной степени зависит от того, насколько развита у волейболиста способность к правильному восприятию и оценке собственных движений, положения тела.

Развитие координационных способностей волейболиста – это совершенствование координации движений, а главное – способность быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с постоянно меняющимися ситуациями игры и владение своим телом в безопорном положении.  


Выводы по 1 главе

В первом параграфе мы рассмотрели что такое специализированное восприятие, какие бывают виды, и какую роль играет в волейболе. Специализированное восприятие  специфический для различных видов спорта тип сенсорного восприятия, регулирующий его деятельность по ходу выполнения. На основе специализированных восприятий движения выполняются с высокой точностью. В спортивной практике восприятия называют «спортивными чувствами», например, «чувство льда» у конькобежцев, «чувство снега» – у  лыжников, «чувство лодки» – у гребцов, «чувство снаряда» – гимнастов, «чувство мяча» – у игровиков, «чувство времени» – у бегунов, велосипедистов, «чувство воды» – у пловцов и т. д. Все эти «чувства» являются сложными комплексными специализированными восприятиями, основанными на деятельности нервной системы.

Во втором параграфе нами были рассмотрены возрастные особенности избранного нами возраста. В нём мы рассмотрели как психологические так и физиологические особенности этого возраста. Возрастные особенности – качественно специфические свойства личности индивида, его психики, закономерно изменяющиеся в процессе смены возрастных стадий развития человека. Характеристика возрастных особенностей основана на выявлении психологического содержания процесса развития познавательных способностей и формирования личности на последовательных этапах онтогенеза.

В третьем параграфе мы рассмотрели современные программы  внеурочной деятельности по волейболу. Сравнили чем схожи и чем отличаются программы 9 и 10 классов. Рассмотрели в каких темах будет наиболее приемлемо использовать специальный комплекс упражнений для развития специализированного восприятия.

В четвертом параграфе мы рассмотрели возможности использования специальных физических упражнений для развития специализированного восприятия в волейболе. Рассмотрели что нам нужно развивать для специализированного восприятия. Игровые виды спорта, в частности волейбол, обусловлены присутствием на площадке большого количества участников, от каждого из которых требуется постоянное внимание не только за командой соперника, но и за действиями игроков своей команды. В основе внимания лежит восприятие изменяющихся условий окружающей обстановки.


ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ВОСПРИЯТИЯ У ОБУЩАЮЩИХСЯ 16-17 ЛЕТ СРЕДСТВАМИ СПЕЦИАЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ ПО ВОЛЕЙБОЛУ

2.1. Методические подходы к развитию специализированного восприятия во внеурочной деятельности по волейболу

Метод в обобщенном виде – это способ выполнения какой-либо работы, способ применения какого-либо средства. В теории физического воспитания под методом понимают способ выполнения или применения конкретного упражнения или применение других средств, например слова, обеспечивающих достижение поставленной цели. В деятельности учителя физической культуры, тренера по спорту, реабилитолога, рекреатора помимо понятия «метод» применяется термин «методический прием». Под методическим приёмом понимают способы реализации того или иного метода в конкретной педагогической ситуации. Приём – это составная часть метода, выражающая единичные, одноактные действия педагога. Внутри каждого метода используются разнообразные методические приемы. При одном и том же методе реализация его может осуществляться за счет разных приёмов.

Внеурочная деятельность учащихся общеобразовательных учреждений объединяет все виды деятельности учащихся (кроме учебной деятельности), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Согласно Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. В Базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Российской Федерации в числе основных направлений внеурочной деятельности выделено спортивно-оздоровительное направление. Предлагаемое вниманию учителей и методистов пособие предназначено для спортивно-оздоровительной работы с учащимися, проявляющими интерес к физической культуре и спорту, в 5-9 и 10-11 классах по разделу «Волейбол» школьной программы.

Для развития специализированного восприятия нам нужно изучит теорию волейбола, изучить что такое специализированное восприятия, понять на каких уровнях развития её наиболее удобно и эффективно будет использовать, определить лучший возраст для этого, изучить и сравнить программу внеурочной деятельности по волейболу для определённых возрастов, определить в каких разделах будет возможным использовать специальные упражнения для развития специализированного восприятия в волейболе, определить уровень игры и способностей обучающихся, подобрать бланк тестов для определения уровня специализированного восприятия, разработать комплекс специальных упражнений.

Мы составили комплекс специальных упражнений направленный на развитие специализированного восприятия. Эти упражнения можно распределить на те которые мы будем проводить в подготовительной части и те что проводятся в основной. Чувство мяча, чувство площадки и чувство партнёра мы будем проводить  в подготовительной части, а остальные в основной части. Так же на первом и последнем занятии мы проведём специально нами подобранные тесты для определения уровня восприятия.

Для достижения поставленной нами цели мы будем использовать комплекс специальных упражнений, а для измерения восприятия мы используем специально подобранные тесты. Так же во время проведения специальных упражнений мы будем как обобщать ошибки в целом, так и работать с обучающимися индивидуально. Так же при помощи тестов не только мы сможем увидеть результаты но и показать обучающимся что все упражнения подействовали положительно.

2.2. Комплекс специальных упражнений для развития специализированного восприятия у обучающихся 16-17 лет

Развивать специализированное восприятие мы будем при помощи комплекса специальных упражнений. Так как все восприятия развивать сразу не получится, будем развивать отдельно.

Начнём с такого восприятия как «чувство мяча».

Использовать будем следующие упражнения:

Для верхнего приёма:

  1. Игрок выполняет последовательную одну за другой передачи мяча над собой. Высота передачи – средняя и высокая: 1,5 и 2,5 м. Во время выполнения упражнения надо стремиться, чтобы игрок не допускал значительных передвижений. Это является показателем правильного выполнения задания.
  2. Игрок выполняет одну за другой передачи над собой, делая хлопок ладонями за спиной между передачами. Передача при этом должна быть достаточно высокой.

Для нижнего приёма:

  1. Два игрока стоят с мячами у сетки. Поочередно они посылают их произвольным способом перед собой. Игрок 6-й зоны должен выполнить перемещение вправо, затем влево (и т.д.) и каждый раз передавать мяч снизу к сетке. После 5–6 таких передач его место занимает следующий игрок 6-й зоны. Упражнение повторяется.
  2. Игрок 3-й зоны, имея два мяча, посылает поочередно их произвольным способом игрокам 6-й зоны, в пределы площадки, каждый из которых направляет мяч нижним способом в 3-ю зону. Направление передач определяет преподаватель.

Далее мы будем развивать «чувство сетки». В основном чувство сетки нужно для третьего номера (связующего) для того чтобы отдавать точные пасы нападающим, нападающим и блокирующим это чувство требуется для того чтобы во время выполнения своих действий не задеть сетку.  

uprajneniya-dlya-voleibola

Рисунок 1 – исходное расположение занимающихся.

  1. Игрок зоны 3 (рисунок 1) выполняет передачу на нападающий удар поочередно, в зону 2, или 4, откуда производится атакующий удар по линии в зону 5, или 1, соответственно. Игроки, защищающие эти зоны, направляют мяч игроку зоны 6, который направляет мяч через сетку, игроку  3 и т. д.
  2. Мячи находятся у тренера (рисунок 2), который направляет мяч в 3-ю зону, откуда совершается передача на нападающий удар во 2-ю зону, или 4-ю, поочередно, или же в любой последовательности (в зависимости от задания). Занимающиеся зон 4 и 2 выполняют атакующий удар, или обманный удар. Игроки 2-й, 3-й и 4-й зон на противоположной стороне организуют групповой блок, причем свободный от блока обязан страховать блокирующих.

Рисунок 2 – положение игроков во время выполнения упражнения

Далее мы будем развивать «чувство партнера» чувство зачастую нужно 3 номеру для передачи паса назад, связующий должен быть уверен что нападающий будет готов выполнить атаку. Так же чувство нужно чтобы игроки одной команды не столкнулись друг с другом чаще всего это доверие между союзниками.

Это чувство можно развить простой игрой под названием «вертушка»

Описание: обучающиеся строятся в 2 колонны по 4 человека на против друг друга , их задача заключается в том что нужно выполнить передачу напарнику на против и перебежать за спину последнему человеку колонны на против( так же это развивает командную сыгранность), (так же после того как они поймут это упражнение, можно ограничить им при помощи беруш)

Следующее чувство это «чувство времени» в волейболе это чувство нужно только при подаче.

Развивать можно простым упражнением. Подающие выстраиваются в линии и подают по очереди. По сигналу свистка ориентировочно на 4-5 секунде.

И в заключении будем развивать чувство площадки мы будем изучать чувство площадки будем развивать тоже простым упражнением. Команда делится на две подгруппы, одни подают, другие принимают. Задача подающих подать либо ближе к ауту, либо в аут, а задача принимающих определить куда летит мяч, в аут или же  в площадку, быстро среагировать и принять мяч.


  1. Диагностический инструментарий для оценки развития специализированного восприятия

1)Тест для оценки простой пространственной характеристики.

Испытуемому даётся сантиметровая лента в левую руку, он с открытыми газами, ведя по ленте правой рукой останавливается на отметке 100 см (1 м), далее он отпускает край ленты, которой держал правой рукой, закрывает глаза и должен с закрытыми глазами остановиться так же на отметке 100 см (1м). Записываются результаты отклонений в сантиметрах от заданной величины и в дальнейшем с этими данными производится статистическая обработка [Марищук].

Таблица 1 – Оценочные результаты нормативного теста простой пространственной характеристики

Контрольный тест

Уровень результативности (см)

«Высокий»

«Средний»

«Низкий»

Пространственная характеристика

100

90

80

2) Тест для оценки простой временной характеристики. Испытуемому даётся секундомер, ему необходимо остановить секундомер через 7 секунд, ему даётся три тренировочных попытки без контроля над временем, т.е. не глядя на секундомер. Фиксируются «+» как переотмер и «–» как недоотмер. Например, «-0,5; 0,3; -0,6», складываем числа, получаем -0,8, что будет свидетельствовать о перевозбуждении нервной системы и готовности к быстрой работе [Марищук].

Положительные показатели будут свидетельствовать о преобладании тормозных процессов. Большие ошибки (более 1-1,5 секунд) подсказывают о неумении дифференцировать время, чрезмерном возбуждении или торможении нервной системы, что является ориентиром для коррекции тренировки или состояния [Марищук].

Таблица 2 – Оценочные результаты нормативного теста простой временной характеристики

Контрольный тест

Уровень результативности (секунды)

«Высокий»

«Средний»

«Низкий»

Временная характеристика

до 0,4 с

от 0,4 с до 0,7 с

более 1 с

В таблице 3 приведены критерии и их показатели, по которым мы  оценивали физическую подготовленность учащихся на всех этапах работы.

Таблица 3 – Критерии и показатели уровней в используемых тестах работы

Критерий

Показатели

Уровни

Пространственная характеристика

Максимально точное выявление длинны

Высокий (В)

Недостаточно максимальное выявление длинны

Выше среднего (ВС)

Выполнение с незначительными погрешностями

Средний (С)

Выполнение с многочисленными ошибками

Ниже среднего (НС)

Показатели норматива очень низкие

Низкий (Н)

Временная характеристика

Максимально точная остановка секундомера

В

Остановка времени секундомера с незначительной задержкой

ВС

Остановка времени с задержкой

С

Остановка времени секундомера с значительной задержки времени

НС

Показатели норматива очень низкие

Н

3 тест: Исследование ощущений и восприятий может проводиться как в целях психологического отбора, так и для определения изменений в психологических функциях после различных периодов физической и спортивной тренировки. По результатам оценки ощущений у одного и того же определенного человека можно судить также о его функциональном состоянии, утомлении. Зрительное ощущение (определение нижнего порога).

Простейший способ приблизительного измерения описан К.К. ПлатоновымИспользуются плакаты с рисунками кольца Ландольта (рисунок 1). Диаметр кольца 7,5 мм, толщина линии 1,5 мм, разрыв линии 1,5 мм.

Рисунок 1 – Кольцо Ландольдта

Необходима также рулетка для измерения от испытуемого до плаката или соответствующая разметка по полу. В месте измерения всегда должно быть хорошее расстояние.

Испытуемый становится на расстоянии 6 м спиной к плакату, затем поворачивается и приближается к нему пока не увидит разрыв. Испытание становится следует повторить 3 раза. За основу берётся средний результат. Чем больше расстояние с которого испытуемый увидел направление разрыва, тем ниже его абсолютный порог зрительного различения (выше зрительная чувствительность) [Марищук].

Тест 4: Для исследования распределения и переключения внимания успешно применялась методика «отыскание чисел с переключением внимания по красно-черными клетками». Исследование проводится с помощью специальных бланков, на которых 25 чёрных и 24 красных числа.

Испытуемые должны отыскивать попеременно красные числа в возрастающей степени( от 1 до 24), черные в убывающем порядке (от 25 до 1) в течении 5 минут.

Рисунок 2 отыскание чисел с переключением

Рисунок 3 отыскание чисел с переключением

 

Задание вначале опробуется по исходному бланку в течении 3-4 минут, при этом даются необходимые разъяснения, а затем  повторяется 5 мин на бланке показанном на рисунке 3.  Оценка и результаты описаны в таблице ниже. [Марищук].

Оценка в баллах

9

8

7

6

5

4

3

2

1

Кол-во правильных ответов

48

47-44

43-38

37-32

31-24

23-18

17-12

11-5

4

 


Выводы по 2 главе

Метод в обобщенном виде – это способ выполнения какой-либо работы, способ применения какого-либо средства. В теории физического воспитания под методом понимают способ выполнения или применения конкретного упражнения или применение других средств, например слова, обеспечивающих достижение поставленной цели.  В первом параграфе мы рассмотрели и изучили методические подходы к развитию специализированного восприятия. Рассмотрели весь ход работы, описали какие упражнения, и в какой части будем проводить.

Во втором параграфе мы разработали  комплекс специальных упражнений для развития специализированного восприятия, расписали на какое качество эти упражнения будут влиять. Развивать специализированное восприятие мы будем при помощи комплекса специальных упражнений. Так как все восприятия развивать сразу не получится, будем развивать отдельно.

Диагностический инструментарий – это механизм или инструмент, а в расширенном смысле процедура или схема реализации метода педагогической диагностики, используемая для определения состояния того или иного объекта педагогического процесса, причин этого состояния и разработки рекомендаций о дальнейшем функционировании исследуемого объекта. В третьем параграфе мы подобрали и объяснили диагностический инструментарий для определения уровня развития восприятия.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современный волейбол характеризуется высокой двигательной активностью волейболистов. Эффективное выполнение прыжковых игровых действий, технических приёмов и большинства тактических комбинаций на протяжении одной игры или нескольких игровых дней основано на высоком уровне развития физических качеств, в числе которых и координационные способности.

Специфические особенности деятельности волейболистов способствуют развитию специфических качеств внимания, общения, восприятия, в результате чего у занимающихся волейболом появляется высокоразвитое специализированное восприятие. В основе этого восприятия лежит тонкая дифференцировка раздражений, поступающих в различные анализаторы. Основную роль при этом играют мышечно-двигательные, зрительно-вестибулярные и слуховые ощущения. В волейболе имеются следующие специализированные восприятия  «чувство мяча», «чувство сетки», «чувство площадки», «чувство времени», «чувство партнера».

Развитие специализированного восприятия у обучающихся старших классов является важным фактором успешности игры, т.к. игровая деятельность в этом звене является ведущей.

Поставленная цель исследования: описать методические подходы для развития специализированного восприятия  во внеурочной деятельности  по волейболу для развития специализированного восприятия у обучающихся 16-17 лет, была достигнута путём решения следующих задач: изучения понятия специализированного восприятия в волейболе; описания возрастных особенностей старших школьников; подбора специальных упражнений для развития специализированного восприятия у старших школьников, а также подбора специальных тестов.

В перспективе дипломной работы мы планируем провести комплекс специальных упражнений направленный развитие специализированного восприятия, а так же определить уровень его развития при помощи подобранных нами тестов.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

Нормативно правовые акты, содержащие нормы международного права

  1. Марищук В.Л.Блудов Ю.М.Плахтиенко В.А.Серова Л.К.Методики психодиагностики в спорте. Москва, просвещение (1990г.)

Монографии, учебники, учебные пособия

  1. Буянова Р. Сенсорное развитие детей // Социальная работа. - №12. (2006г.)
  2. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. - СПб: Свет, (2000г.)
  3. Новый ФГОС третьего поколения: изменения стандартов https://externat.foxford.ru/polezno-znat/fgos-2020 (2021г.)

Интернет-ресурсы

  1. Анатомо-физиологические особенности школьников старших классов URL.: https://infourok.ru/anatomofiziologicheskoe-razvitie-shkolnikov-starshih-klassov-2459669.html. (2019г.)

  2. Внеурочная деятельность «волейбол» 8-11 класс URL.:https://multiurok.ru/files/vnieurochnaia-dieiatiel-nost-volieibol-dlia-8-11kl.html(2020г.)
  3. Внеурочная деятельность по волейболу 9-11 класс URL.: https://www.art-talant.org/publikacii/45711-vneurochnaya-deyatelynosty-po-voleybolu-9-10-klassy(2020г.)
  4. Восприятие движений – раздел Психология,  2006 год – психологическая подготовка волейболистов Восприятие Движений. В Восприятии Движений как целостного действия – URL.: http://allrefs.net/c14/1bgeh/p4/ .(2006г.)
  5. Методический подход», «методическое направление URL.:https://helpiks.org/8-83150.html (2018г.)

  6. Общая психологическая подготовка волейболистов URL.:https://vuzlit.ru/370711/obschaya_psihologicheskaya_podgotovka_voleybolistov(2018г.)
  7. Особенности психологических действий волейболистов URL.:

  8. Понятие восприятия, свойства и виды восприятия – URL.: https://studopedia.ru/8_41030_ponyatie-vospriyatiya-svoystva-i-vidi-vospriyatiya.html. (2019г.)
  9. Проверенные упражнения для волейбола – личный опыт URL.:http://voleybol-ksendzov.ru/uprajneniya-dlya-voleibola/(2019г.)

  10. программа по волейболу для16-17 лет URL.:https://otherreferats.allbest.ru/psychology/00540444_0.html(2018г.)
  11. Психологическая подготовка волейболистов URL.: https://referatbank.ru/referat/preview/28331/referat-psihologicheskaya-podgotovka-voleybolistov.html(2017г.)

  12. Психологические особенности подростков 16-17 лет URL.: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-osobennosti-podrostkov-16-17-let. (2018г.)

  13. Рабочая программа внеурочной деятельности по волейболу URL.: https://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2021/04/11/rabochaya-programma-vneurochnoy-deyatelnosti-po. (2019г.)

  14. Развитие координационных способностей в процессе подготовки волейболистов URL.: https://studbooks.net/672847/turizm/razvitie_koordinatsionnyh_sposobnostey_protsesse_podgotovki_voleybolistov. (2019г.)

  15. Развитие физической подготовленности 16-17 лет на занятиях по волейболу URL.: https://videouroki.net/razrabotki/razvitiie-fizichieskoi-podghotovliennosti-v-16-17-liet.html
  16. Роль восприятия в подготовке волейболистов URL.: https://nsportal.ru/shkola/fizkultura-i-sport/library/2013/02/05/rol-vospriyatiya-v-podgotovke-voleybolistov. (2020г.)

  17. Специализированные восприятия спортсменов – URL.: https://studme.org/293536/psihologiya/spetsializirovannye_vospriyatiya_sportsmenov#:~:text=Специализированное%20восприятие%20—  %20специфический%20для,его%20деятельность%20по%20ходу%20выполнения. (2018г.)
  18. Энциклопедический словарь по психологии и педагогике (сводный)
    возрастные особенности URL.:
    http://med.niv.ru/doc/dictionary/psychology-and-pedagogy/articles/865/vozrastnye-osobennosti.htm .(2017г.)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Министерство образования и науки Челябинской области Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Челябинский педагогический колледж № 1» «МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ВОСПРИЯТИЯ У ОБУЩАЮЩИХСЯ 16-17 ЛЕТ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ВОЛЕЙБОЛУ» Выполнил: студент 39 группы Маркин Кирилл Владимирович Научный руководитель: Подгорная.Ю.Н. Преподаватель психологии первой категории. Челябинск, 2021 г.

Слайд 2

Актуальность исследования: ‏ Ход и результативность игры зависит от многих факторов, таких как: правильное использование техники, тактики, слаженной работы членов команды, развитие физических качеств таких сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость, развитие специализированных ощущений игроков («чувство мяча», «чувство поля», «чувство сетки», «чувство времени», «чувство партнера»).

Слайд 3

Цель исследования: Разработать комплекс упражнений для развития специализированного восприятия у обучающихся 16-17 лет во внеурочной деятельности. Объект исследования: У чебный процесс обучающихся старших классов по физической культуре. Предмет исследования: Комплекс упражнений для развития специализированного восприятия у обучающихся 16-17 лет во внеурочной деятельности.

Слайд 4

Задачи исследования: изучить понятие специализированного восприятия; описать возрастные особенности старших школьников; проанализировать особенности реализации подготовки школьников во внеурочной программе по волейболу и подобрать наиболее подходящие темы для развития специализированного восприятия; разработать комплекс упражнений для развития специализированного восприятия подобрать тесты для оценки развития специализированного восприятия у старших школьников. Методы исследования: Теоретического характера: теоретический анализ Эмпирического характера: обобщение литературы

Слайд 5

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ВОСПРИЯТИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 16-17 ЛЕТ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ВОЛЕЙБОЛУ В теории нами рассмотрены: Понятие специализированного восприятия в волейболе 1.2. Возрастные особенности обучающихся 16-17 лет 1.3. Анализ современных программ курса внеурочной деятельности по волейболу в старших классах 1.4. Возможности использования специальных физических упражнений для развития специализированного восприятия в волейболе

Слайд 6

Основные понятия Волейбо́л — вид спорта, командная спортивная игра, в процессе которой две команды соревнуются на специальной площадке, разделённой сеткой, стремясь направить мяч на сторону соперника таким образом, чтобы он приземлился на площадке противника Специализированное восприятие — специфический для различных видов спорта тип сенсорного восприятия, регулирующий его деятельность по ходу выполнения. Внеурочная деятельность – это обязательная часть образовательной деятельности, форма образовательного процесса, направленная на повышение качества образовательного результата, организуемая участниками образовательного процесса

Слайд 7

Выводы по первой главе: ‏ В 2.1 мы рассмотрели что такое специализированное восприятие, какие бывают виды, и какую роль играет в волейболе. Специализированное восприятие – специфический для различных видов спорта тип сенсорного восприятия, регулирующий его деятельность по ходу выполнения. В 2.2 Нами были рассмотрены возрастные особенности избранного нами возраста. В нём мы рассмотрели как психологические так и физиологические особенности этого возраста В 2.3 мы рассмотрели современные программы внеурочной деятельности по волейболу. В 2.4 мы рассмотрели возможности использования специальных физических упражнений для развития специализированного восприятия в волейболе.

Слайд 8

ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ВОСПРИЯТИЯ У ОБУЩАЮЩИХСЯ 16-17 ЛЕТ СРЕДСТВАМИ СПЕЦИАЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ ПО ВОЛЕЙБОЛУ 2.1. Методические подходы к развитию специализированного восприятия во внеурочной деятельности по волейболу 2.2. Комплекс специальных упражнений для развития специализированного восприятия у обучающихся 16-17 лет 2.3. Диагностический инструментарий для оценки развития специализированного восприятия

Слайд 9

2.1 Методические подходы к развитию специализированного восприятия во внеурочной деятельности по волейболу ‏ В пункте 2.1 мы рассмотрели и изучили методические подходы к развитию специализированного восприятия. Рассмотрели весь ход работы, описали какие упражнения, и в какой части будем проводить. Так же описали диагностический инструментарий.

Слайд 10

2.2. Комплекс специальных упражнений для развития специализированного восприятия у обучающихся 16-17 лет В пункте 2.2 мы разработали комплекс специальных упражнений для развития специализированного восприятия, расписали на какое качество эти упражнения будут влиять.

Слайд 11

2.3. Диагностический инструментарий для оценки развития специализированного восприятия В третьем параграфе мы подобрали и объяснили диагностический инструментарий. Тест для оценки простой пространственной характеристики. Испытуемому даётся сантиметровая лента в левую руку, он с открытыми газами, ведя по ленте правой рукой останавливается на отметке 100 см (1 м), далее он отпускает край ленты, которой держал правой рукой, закрывает глаза и должен с закрытыми глазами остановиться так же на отметке 100 см (1м). Записываются результаты отклонений в сантиметрах от заданной величины и в дальнейшем с этими данными производится статистическая обработка [Марищук].

Слайд 12

Контрольный тест Уровень результативности (см) «Высокий» «Средний» «Низкий» Пространственная характеристика 100 90 80 Тест для оценки простой временной характеристики. Испытуемому даётся секундомер, ему необходимо остановить секундомер через 7 секунд, ему даётся три тренировочных попытки без контроля над временем, т.е. не глядя на секундомер. Фиксируются «+» как переотмер и «–» как недоотмер. Например, «-0,5; 0,3; -0,6», складываем числа, получаем -0,8, что будет свидетельствовать о перевозбуждении нервной системы и готовности к быстрой работе [Марищук] .

Слайд 13

Контрольный тест Уровень результативности (секунды) «Высокий» «Средний» «Низкий» Временная характеристика до 0,4 с от 0,4 с до 0,7 с более 1 с Исследование ощущений и восприятий может проводиться как в целях психологического отбора, так и для определения изменений в психологических функциях после различных периодов физической и спортивной тренировки. По результатам оценки ощущений у одного и того же определенного человека можно судить также о его функциональном состоянии, утомлении. Зрительное ощущение (определение нижнего порога). Простейший способ приблизительного измерения описан К.К. Платоновым . Используются плакаты с рисунками кольца Ландольта (рисунок 1). Диаметр кольца 7,5 мм, толщина линии 1,5 мм, разрыв линии 1,5 мм.

Слайд 14

Необходима также рулетка для измерения от испытуемого до плаката или соответствующая разметка по полу. В месте измерения всегда должно быть хорошее расстояние. Испытуемый становится на расстоянии 6 м спиной к плакату, затем поворачивается и приближается к нему пока не увидит разрыв. Испытание становится следует повторить 3 раза. За основу берётся средний результат. Чем больше расстояние с которого испытуемый увидел направление разрыва, тем ниже его абсолютный порог зрительного различения (выше зрительная чувствительность) [Марищук].

Слайд 15

Рисунок 1 – Кольцо Ландольдта

Слайд 16

Для исследования распределения и переключения внимания успешно применялась методика «отыскание чисел с переключением внимания по красно-черными клетками». Исследование проводится с помощью специальных бланков, на которых 25 чёрных и 24 красных числа. Испытуемые должны отыскивать попеременно красные числа в возрастающей степени( от 1 до 24), черные в убывающем порядке (от 25 до 1) в течении 5 минут.

Слайд 17

Заключение В заключении мы бы хотели сказать что развитие специализированного восприятия у обучающихся старших классов является важным фактором успешности игры, т.к. игровая деятельность в этом звене является ведущей. В нашей курсовой работе мы описали то при помощи чего мы будем измерять и развивать наше восприятие В перспективе дипломной работы мы планируем провести комплекс специальных упражнений направленный развитие специализированного восприятия, а так же определить уровень его развития при помощи подобранных нами тестов.

Слайд 18

Министерство образования и науки Челябинской области Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Челябинский педагогический колледж № 1» Спасибо за внимание! Мы готовы ответить на Ваши вопросы



Предварительный просмотр:

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

«Соревнования по баскетболу»

среди учащихся 8 классов»

Сведенье об авторе:

Маркин Кирилл, студент 39 группы, ЧПК №1

ПМ, МДК вид практики:

ПМ 02. Организация и проведение внеурочной работы и занятий по программам дополнительного образования в области физической культуры

МДК 02.01. Организация и проведение внеурочной работы и занятий по программам дополнительного образования в области физической культуры

ПП. по МДК 02.01. (ЧПК №1)

УП по МДК02.01. (ЧПК №1)

Результаты обучения:

ПК., ОК, по изучаемому вопросу (ПМ 02., МДК02.01., УП.,ПП.)

ПК 2.1. Определять цели и задачи, планировать внеурочные мероприятия и занятия.

ПК 2.2. Проводить внеурочные мероприятия и занятия.

ПК 2.3. Мотивировать обучающихся, родителей (лиц, их заменяющих) к участию в физкультурно-спортивной деятельности.

ПК 2.4. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся.

ПК 2.5. Анализировать внеурочные мероприятия и занятия.

ПК 2.6. Вести документацию, обеспечивающую организацию физкультурно-спортивной деятельности

ОК 1.        Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.        Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК З. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4.        Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5.        Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6.        Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

ОК 7.        Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

OK 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

OK9.Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий

OK10.Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.

OK11.Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.

OK 12. Владеть базовыми и новыми видами физкультурно-спортивной деятельности.

OK 13.Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Участники проекта:

8 классы

Сроки реализации проекта:

28 октября 2021 года

Цель проекта:

Привлечение трудящихся и учащейся молодёжи к регулярным занятиям физической культурой и спортом;

Задачи проекта:

1) пропаганды физической культуры и спорта среди населения;

2) пропаганды здорового образа жизни.

3) Повышение спортивного мастерства и укрепление здоровья.

4) Выявление сильнейших команд.

Аннотация к проекту:

Проект разработан и реализован в период прохождения организационной практики по внеурочной деятельности «Соревнования по пионерболу среди учащихся 7-8 классов» предназначен для повышения высокого уровня нравственных качеств, воспитания волевых черт характера, укрепления здоровья занимающихся и на этой основе достижение высокого спортивного мастерства.

Этапы проведения проекта:

Подготовительный:

Выбор темы, определение целей и задач;

Определение количества участников и состав группы;

Планирование работы:

Определить регламент мероприятия;

Утверждение главных судей и их помощников; состав участников;

Исследовательская деятельность:

Сформулировать цель;

Определение программы соревнований;

Продукт проекта/

результаты деятельности:

Продуктом проекта является сам «Соревнования по баскетболу у учащихся 8 классов». Результатами деятельности являются повышение интереса и умения играть в такую спортивную игру как баскетбол.



Предварительный просмотр:

Положение на игру баскетбол для 8 класса.

Цели и задачи мероприятия:

1. Привлечение к активным занятиям спортом.

2. Повышение спортивного мастерства и укрепление здоровья.

3. Выявление сильнейших спортсменов.

Дата и место проведения:

28 октября 2021 год Академический лицей №95, спортзал.

 Участники соревнований:

В соревнованиях участвую спортсмены, допущенные по состоянию здоровья

Руководство:

 главные судьи:

Аввакумов Алексей Андреевич

Кирилл Владимирович

Секретарь:

Павлова Кристина Артёмовна.

Помощники судей:

Батыр Ильгизович

Кирилл Олегович

Радмиль Фаритович

Фарит Иргалиевич

Программа соревнований:

1)открытие.

2)соревнования..

3)закрытие.

4)награждение.

Правила проведения:

Игроки делятся на две команды по 5 человек, расходятся по своим полям, разыгрывание мяча происходит через вбрасывание. Мяч можно трогать только руками. Нельзя бежать с мячом, просто держа его в руках, наносить удары по мячу рукой или ногой, блокировать телом. Неумышленное касание какой-либо частью ноги не считается нарушением. Очки будут засчитаны, если мяч попадет внутрь корзины. В зависимости от места броска и его расстояния до сетки начисляется получает разное количество очков. Во время штрафного баскетбольный судья дает 1 очко, с близкого или среднего расстояния – 2 очка. Если получается попасть из-за трехочковой линии – это 3 очка. Если игрок ошибается и попадает мячом в свою корзину, в этом случае команда противника получает 2 дополнительных очка.

Определение победителей и награждение участников:

Победители определяются способом набора очков, кто больше набрал очков тот и победитель.