«Возможности применения упражнений из «тимбилдинга» («командообразование») на уроках физической культурой (из опыта работы)
методическая разработка по физкультуре

Напалков Алексей Иванович

О возможностях применения упражнений из тимбилдинга на уроках ФК и не только...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_razrabrtka_na_attest_-_uchitel.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ №511 Пушкинского р-на С-Пб

Напалков Алексей Иванович, учитель ФК

«Возможности применения упражнений из «тимбилдинга» («командообразование») на уроках физической культурой

 (из опыта работы)

В современной педагогической науке к основным категориям относят - воспитание, развитие, формирование, обучение и образование как результат обучения. В последнее десятилетие в условиях активного реформирования и модернизации системы отечественного образования соотношение и приоритетность между указанными категориями менялись кардинально. На сегодняшний день воспитанию в школе возвращается незаслуженно заниженная функция решения различных педагогических задач и в особенности своей основной цели - обеспечение каждому человеку всестороннего и гармонического развития.

Традиционными составными частями воспитания, которые тесно взаимосвязаны друг с другом, называют: умственное, трудовое, эстетическое, нравственное и физическое.

К задачам физического воспитания относят следующие:

-укрепление здоровья;

-повышение умственной и физической работоспособности;

-развитие двигательных качеств;

-обучение двигательным действиям;

-воспитание нравственных качеств и др.

Основными формами реализации данных задач в условиях школы является предмет физическая культура, деятельность школьных спортивных клубов и  разнообразные виды внеклассной и внешкольной работы.

На сегодняшний день отмечается значительное падение интереса у учащихся к урокам ФК, среди основных причин которого отмечают:

-невысокий методический уровень уроков;

-педагогические штампы, скука на уроке;

-отсутствие музыкального сопровождения и игровых моментов;

-низкий уровень материально-технического обеспечения;

-отсутствие положительных эмоций у учащихся;

-низкая оценка учащимися урока физической культуры.

Таким образом, главные пути повышения интереса к уроку ФК, это:

-инновационность;

-интегративность;

-вариативность;

-эмоциональность;

-творчество;

-мониторинг;

-результативность.

В свете всего вышеизложенного, а также с учетом увеличения школьных спортивных клубов и введения 3го часа урока физической культуры, очевидно, актуальным является поиск конкретных средств, форм и методов повышения мотивации к занятиям физической культурой и различными видами спорта. В своей педагогической практике с целью решения данной проблемы мы используем средства «тимбилдинга» (или командообразование).  Данный термин обычно используется в контексте бизнеса и применяется к широкому диапазону действий для создания и повышения эффективности работы команды. Данная система упражнений – заданий появилась в России в середине 90-х и особо активно стала использоваться в последнее время в целях активного отдыха на корпоративных мероприятиях, сплочения коллектива и психологической разгрузки. К основным видам «тимбилдинга» относят: детский, экстремальный, спортивный, корпоративный, танцевальный, творческий. 

Детский «тимбилдинг» - это активный отдых, мероприятие (игра) способствующее развитию способности чувствовать себя уверенным неразрывным звеном одной команды. С помощью моделирования ситуации все члены одной команды нарабатывают полезные навыки для совместного достижения цели, взаимной помощи друг другу, обретают удовлетворение от активного обмена эмоциями, побеждая скрытые комплексы. Учащийся  в процессе выполнения упражнения становится целеустремленнее, увереннее и предсказуемее и самое главное, он на практике с юного возраста осваивает и учится владеть в совершенстве искусством общения, нарабатывает определенные человеческие и деловые качества. Таким образом, реализуется воспитание широкого спектра нравственных качеств.

Составляющие процесса командообразования:

- повышение уровня взаимодействия между членами команды;

- развитие сплоченности коллектива;

- оценка роли каждого «игрока» в команде;

- выявление лидеров;

- оттачивание навыков решения нестандартных задач;

- повышение мотивации на достижение коллективных целей;

- развитие стрессоустойчивости;

- возможность для членов команды попробовать себя в новой роли;

- моделирование различных ситуаций;

- повышение эффективности коммуникаций внутри коллектива.

В условиях образовательного процесса элементы командообразования используются нами как во внеурочной работе в рамках секций ШСК, внеклассных мероприятиях, так и на уроках физической культуры, где данные средства с учетом их низкой моторной плотности применяются преимущественно в вводной и заключительной частях урока и активно способствуют повышению эмоциональности, заинтересованности и мотивации учащихся. При выполнении заданий «тимбилдинга» применяется в основном групповой метод организации деятельности учащихся. Для большей эффективности целесообразно использовать музыкальное сопровождение и вносить в данный процесс соревновательный характер, что также повышает эмоциональность и насыщенность уроков и тренировочных занятий.

Освоение программного материала по предмету «Физическая культура» по федеральным государственным образовательным стандартам 2го поколения оценивается  метапредметными, предметными и личностными результатами. На наш взгляд, применение средств «тимбилдинга» будет в большей степени способствовать улучшению метапредметных результатов учащихся, особенно в областях нравственной и коммуникативной культур.

Наша школа открыла свои двери совсем недавно и поэтому в настоящий момент особо остро стоит социальная проблема формирования классных коллективов и оптимизация деятельности ШСК «Юность Славянки». Ребята приехали из разных регионов, перешли из других учебных заведений и имеют различные системы ценностей, привычек и норм поведения. Для того чтобы привести данные системы к общему знаменателю и максимально нивелировать все различия необходимо время и большой комплекс различных мер. Мы считаем, что использование элементов «тимбилдинга» в образовательном процессе, как на уроках физической культуры, так и в условиях функционирования ШСК, позволит ускорить процесс образования школьного коллектива и будет способствовать более быстрой адаптации к новым условиям многих учащихся.

Примеры заданий из  «тимбилдинга» для учащихся среднего и старшего звеньев:

  1. «Круг». Участники, сидя на полу и держась за руки, должны без помощи рук все вместе одновременно встать.
  2. «Архипелаг». В квадрате 1м х 1м все участники, стоя обеими ногами и не заступая за линии (не менее 10 чел.) должны удержаться не менее 2х минут.
  3. «Несуществующее животное». Участники, держась друг за друга, изображают придуманное животное, при этом только 10 ног и 5 рук, например, могут касаться земли (не менее 15 участников).
  4. «Тесная скамейка». Все участники, стоя на узкой скамейке или бревне, должны поменяться друг с другом местами не касаясь земли (пола). 
  5. «Надежные друзья». Все встают и выстраиваются в затылок в один большой круг. Дальше надо встать как можно плотнее друг к другу, сделав круг более узким. Затем наступает главная и самая трудная часть. Попробуйте все одновременно согнуть ноги и присесть друг к другу на колени. Если получилось, рано радоваться! Теперь постарайтесь удерживаться в таком положении и еще вытянуть руки в стороны. 
  6. «Наизнанку». Участники команды держась за руки друг с другом между ног, должны пролезть под ногами друг друга не разрывая рук
  7. «Сороконожка» (для юношей). Участники в упоре лежа кладут ноги на плечи сзади стоящих и таким образом все вместе выполняют несколько отжиманий.
  8. «Не урони». Команда стоит в круг и каждый держит гимнастическую палку прижав ладонью сверху, затем все должны переместиться в сторону отпустив свою палку и прижав соседнюю не уронив их.

Примеры заданий из «тимбилдинга» для учащихся начальной школы сводятся в основном к разновидностям командных подвижных игр, которые должны активно использоваться в учебном процессе:

1. Игра в «12записок». В ней есть все необходимое – всевозможные задания, шифры и ребусы, которые разгадываются сообща, и вожделенный приз – спрятанные «сокровища» в виде торта, сундука с конфетами или еще чего-нибудь столь ценимого ребятней. 

2. «Игольное ушко». Замечательное коллективное упражнение - протягивание обруча через цепочку игроков, которые не должны расцеплять руки.

3. «Наседка и цыплята». Играющие делятся на 2 команды. Игроки первой команды равномерно распределяются по всей длине окружности. Игроки второй команды располагаются внутри круга, стоя в затылок друг другу и взяв впередистоящего за плечи. Нападающие передают друг другу мяч, чтобы выбрать удобный момент и попасть в последнего игрока. 

4. «К своим капитанам». Класс делится на несколько команд, в каждой из которых выбирается капитан. По первому сигналу все хаотично разбегаются, по следующему сигналу все замирают и закрывают глаза. Капитаны расставляются в разные места и затем также по сигналу команды как можно быстрее должны сделать вокруг своих капитанов различные фигуры - «Хоровод», «Тропинка» и т.п.

Таким образом, в свете всего вышеизложенного и основываясь на собственном педагогическом опыте, мы считаем, что применение средств «тимблдинга» в условиях учебного процесса и функционирования ШСК целесообразно и позволит максимально эффективно реализовывать комплекс воспитательных задач, а также будет способствовать повышению интереса и мотивации у учащихся к предмету «физическая культура» и занятиям в различных спортивных секциях на базе ШСК.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование личностных качеств учащихся на уроках физической культуры» (из опыта работы)

Использование метода круговых тренировок на уроках физкультуры...

\'эссе-анализ "Введение третьего урока физической культуры: из опыта работы"

Физическое воспитание – многогранный педагогический процесс, направленный на достижение физического совершенства молодого поколения и осуществляемый в системе разнообразных и взаимообусловленных форм ...

Здоровьесбережение на уроках физической культуры (из опыта работы).

Здоровьесбережение на уроках физической культуры (из опыта работы)....

Использование здоровьесберегающих технологий, методик и приемов оздоровления детей на уроках физической культуры (из опыта работы): педагогическая статья, август 2023 г.

Проблемы сохранения здоровья учащихся, привитие навыков здорового образа жизни, создание условий, направленных на укрепление и сохранение физического, психического и духовного здоровья, актуальны сего...

Формирование функциональной грамотности школьников в процессе обучения на уроках физической культуры (из опыта работы)

Функциональная грамотность как результат обучения формируется посредством каждого школьного предмета. Инструментарием развития функциональной грамотности школьников, а также проверки их сформиров...