Работа по выявлению и развитию способностей учащихся. Из опыта работы.
материал по физкультуре (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Способы развития способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности

Интеллектуальные и творческие способности развиваю следующим образом:

·         создаю благоприятный психологический климат на учебных занятиях;

·         включаю в уроки интеллектуально - творческие игры (игры на комбинирование: логические задачи, головоломки и другие;

·         использую  личностно – ориентированные технологии;

·         применяю индивидуальный подход на уроках;

Физкультурно-спортивные способности развиваю следующим образом:

·         провожу физминутки, утреннюю зарядку;

·         уроки физической культуры провожу с 1-4 класс по 3 учебных часа в неделю, (третий час  направлен на увеличение двигательной активности и развитие физических качеств обучающихся), с 5-11 по 2 учебных часа в неделю.

·         во внеурочное время разучиваем различные  подвижные игры;

·         провожу спортивные праздники (Весёлые старты, «Туристическая тропа», «Малые Олимпийские игры» «Зарница»); соревнования (по прыжкам в длину, на скакалках, лыжные гонки.);

-привлекаю к участию в спортивных мероприятиях родителей («Мама, папа я – спортивная семья», «Большие гонки»)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся

учителя  физической культуры Пилдановой Светланы Бальжинимаевны

МОУ «Гурульбинская» СОШ

   


    В своей работе я  использую следующие признаки  развития ребенка - быстрое освоение деятельности и ее выполнения, использование новых типов деятельности, проявление максимума самостоятельности в овладении и развитии деятельности, устойчивость интересов, упорство в достижении цели, широта интересов, анализ реальных достижений детей в спортивных соревнованиях и конкурсах, наблюдение.
При выборе содержания и методов работы с   детьми я  учитываю, что каждому возрастному этапу детского развития соответствуют разные типы ведущей деятельности.
Так например у детей  1- 5 классов -это игровая деятельность, направленная на развитие физических качеств  посредством игры. Стараюсь    детей   привлекать  к регулярным занятиям физической культурой и посещать спортивные секции.
    В нашей школе действует несколько секций: баскетбол, волейбол, настольный теннис,  гиревой спорт,   под моим руководством работает секция по баскетболу.
  Спортивная секция баскетбола для учащихся 5-9 классов  проходит два раза в неделю, это позволяет мне вовлекать в спортивную жизнь школы как можно больше ребят. Дети с большим увлечением посещают спортивную секцию, где развиваются их двигательные способности, укрепляется здоровье. Результатом деятельности являются призовые места моих воспитанников на  районных  соревнованиях по баскетболу среди школ района.
    Немаловажно привлечение родителей. Так как в развитии и формировании  способностей учащихся  большое значение имеет и участие родителей. Мы в свою очередь  стараемся привлекать родителей к совместной деятельности: выступать на родительских собраниях, привлекать к судейству соревнований и к их непосредственному участию, например регулярно проводим в школе «Папа, мама, я – спортивная семья», «День здоровья»

      Для подросткового периода (11-15 лет) ведущим видом деятельности выступает социально-коммуникативная деятельность – совместная предметная деятельность: соревнования, конкурсы,  турниры, как условие и средство формирования самооценки.
Стараюсь  включать   детей в соревнования с более  старшими ребятами, поскольку конкуренция и даже опыт поражения дает хорошие результаты. В общении со сверстниками   часть детей старается брать  на себя роль организатора групповых  дел и игр.  Поэтому я  привлекаю таких детей к демонстрации упражнений, инструкторской деятельности в работе с отстающими, судейству соревнований, к помощи в организации и проведении спортивных праздников и дней здоровья.

     Для старшего возраста (16-17 лет) ведущим типом деятельности является проектно-исследовательская деятельность как необходимое средство самоопределения школьника. При этом «объектом проектирования» для школьника выступает он сам. Он должен выбрать в окружающем мире и спрогнозировать у себя такие свои способности, которые необходимы для успешной социализации ребенка в самостоятельной жизни.
В этом возрасте я стараюсь  привлекать ребят к участию в соревнованиях, конкурсах, турнирах, Днях здоровья, привлекаю  к выступлениям с пропагандой ЗОЖ.

      Проводится мониторинг физической подготовленности учащихся. Цель которого, определение уровня физической подготовленности учащихся и рейтинга по классам,  два раза в год (осенью и весной) проводится тестирование учащихся для определения уровня развития физических качеств: быстроты, ловкости, силы, гибкости, выносливости.  Важным фактором, влияющим на выявление и развитие   учащихся и на выявление скрытой одаренности и способностей, является система внеурочной и внеклассной воспитательной работы в школе. Осенью  каждый год проходит  День здоровья, а весной проводим Зарницу.   Для развития  способностей учащихся и поддержания устойчивого интереса к занятиям физической культурой в школе существует система традиционных ежегодных мероприятий.   В сентябре  и мае проводится первенство школы по кроссу с целью мониторинга физических способностей учащихся. Среди традиционных мероприятий можно назвать следующие:

  • эстафета для 5-11 классов
  • веселые старты для 2-4 классов
  • первенство  школы по волейболу для 8-11 классов
  • первенство школы по пионерболу   для 2-5 классов
  • первенство школы по баскетболу для 5-11 классов
  • первенство школы по легкой атлетике для 2-8 классов
  • военизированная эстафета  к 23 февраля для 1-4  классов
  • «Папа, мама, я – спортивная семья» для 1-5 классов
  • первенство школы по настольному теннису для 7-11 классов
  • легкоатлетический пробег к 9 мая
  • участие в районной спартакиаде школьников.  

      Таким образом,  созданная система  развития  способностей учащихся помогает мне  в работе с детьми.  Кроме этого большую роль играет и непосредственно организация  учебного процесса.

  1. Организация учебного процесса.

нетрадиционные уроки:

  • игровые уроки;
  • соревнования;
  • мини-турниры;
  • уроки с использованием технических средств и т.д.
  1. Развитие творческих способностей учащихся посредством взаимосвязи

уроков с внеклассной работой по предмету:

  • задание творческого плана;
  • участие детей в олимпиаде по физической культуре, конкурсах;
  • работа спортивных секций по видам спорта.

3.   Общеразвивающие мероприятия

  • традиционные спортивные соревнования школы
  • предметные недели
  • дни здоровья

Основные задачи этапа отбора

Основные методы отбора

1

Предварительный этап выявления способностей

  1. Педагогическое наблюдение
  2. Контрольные испытания (тесты)
  3. Смотры конкурсы по видам спорта
  4. Медицинское обследование
  5. Социологическое обследование

2

Углубленная проверка выявленных способностей

  1. Педагогическое наблюдение
  2. Контрольные испытания (тесты)
  3. Соревнования
  4. Медико –биологическое обследование

3

Многолетнее систематическое изучение каждого учащегося

  1. Педагогическое наблюдение
  2. Контрольные испытания (тесты)
  3. Соревнования
  4. Медико – биологическое обследование

Система по отбору и выявлению у обучающихся способностей к физкультурно-спортивной деятельности

На основе педагогических наблюдений определяются специфические способности учащихся. Так   путем систематического наблюдения за учеником фиксирую его способности к освоению программы.

Большую роль по выявлению способностей играют педагогические контрольные тесты, по результатам которых судят о наличии  способностей. Некоторые варианты тестов   предлагаю ниже.

      Определив обучающихся со способностями к физкультурно-спортивной деятельности, учу их думать, предпринимать все возможное для развития своих способностей. Первым помощником в этом деле является интерес учащихся к предмету. На уроках физической культуры применяю технологию разноуровневого обучения. Использую три варианта дифференцированного обучения:

- на основе предварительной диагностики характеристик личности;

- уровня овладения общеучебными умениями и навыками учащимися;

- внутриклассная дифференциация происходит в зависимости от познавательного интереса к изучению отдельных видов спортивной деятельности. Примером осуществления разноуровневого подхода служат составленные тесты по теории физической культуры,  задания для самостоятельного выполнения упражнений по развитию физических качеств силы, гибкости, быстроты и выносливости.

Стараюсь  показать учащимся, что физическая культура необходима всем людям, в любой работе, специализации. Для этого использую  беседы, конкретные примеры. Важнейшей формой работы   по выявлению   и развитию способностей являются олимпиады  по физической культуре.  Олимпиады  способствуют выявлению   способных  детей, становлению и развитию образовательных потребностей личности. Учащиеся участвуют в спортивных соревнованиях разного уровня. Такая форма работы очень эффективна, поскольку позволяет удовлетворить все возрастающие физические потребности   ребенка.    Работу по подготовке к олимпиаде школьного и муниципального  уровня провожу в течение всего учебного года. С детьми занимаюсь после уроков: О результативности организации работы с детьми, которые обладают повышенными физическими способностями, следует судить по индивидуальному продвижению  учащихся. Далее привожу пример  таблицы индивидуальных достижений   некоторых учащихся.   Такой мониторинг веду   на  многих  своих учеников.

Мониторинг   индивидуальных достижений   учащихся.

 ФИО

Класс

   2018-2019 учебный год

   2019-2020 учебный год

2020-2021 учебный год

1

Лазарева Наташа

10

Районные соревнования по  спотр. ориент.-1м

 по баскетболу – 1м.

по футболу -2м

олимпиада по ФК-2м

Президентские состязания- отжим.-1м

подим.тул.-1, бег100-1м, бег1000-2м

Л/а. бег 400м -2м

2

Лазерева Любовь

11

 по волейболу -2м,

 по баскетболу – 2м.

олимпиада по ФК-3м

Л/атлетика- бег100м-3м

Прыжки с разбега-3м

3

Шелковникова Лиза

7,8,9

 по волейболу -2м,

 по баскетболу – 2м.

по- кроссу -2м

 олимпиада по ФК- 1 м

фестиваль ГТО-прыжок-1м, бег60м-3м

Президентские состязания- 2,1,1 место

Районные соревнования по

волейболу -2м,

 по баскетболу – 1м

мини-футбол-1м

Олимпиада по ФК-1м

4

Озонов Виктор

7,8,9

олимпиада по ФК-2м Первенство  района по баскетболу – 2 место

фестиваль ГТО- 3 м

президентские сост-прыжки-1м, подтяг-2м, наклон-3м

Первенство района по гимнастике-1м

 олимпиада по  ФК- 1м,

 Первенство  района по баскетболу – 2 место

Олимпиада по ФК-1м

5

Цымпилова Валерия

9,10, 11

 по волейболу -2м,

 по баскетболу – 1м.

по мини-футболу-2м

кроссу-1 м

л/а бег 100м-1м,

2000м-3м

 по волейболу -2м,

 по баскетболу – 1м.

по мини-футболу-1м

спортивное ориен-е 1м

легкоат. кросс -1м

Олимпиада по ФК-1м

Лыжные гонки -3 м  

6

Фомкинов Нима

8,9

Районные соревнования по волейболу -2м,

 по баскетболу – 1м.

презд.сост.–наклон -2м

Районные сор-я по волейболу -2м,

 по баскетболу – 1м

Олимпиада по ФК-2м

7

Жыгмытова Яна

8,9

Районные соревнования по волейболу -2м,

 по баскетболу – 2м.

Районные сорев-я по

волейболу -2м,

 по баскетболу – 1м

Олимпиада по ФК-2м

8

Галданов Намжил

6,7

Районные соревнования по л/ кроссу – 1место

Президентские состязания- 1м; 3м; 2м;

Районные соревнования по волейболу -3м,

 ФИО

Класс

   2021-2022 учебный год

   2022-2023 учебный год

1

Озонов Виктор

10,11

Районные соревнования по

волейболу -1м,

Первенство  района по баскетболу – 2 м

През??

Спортивное ориентирование -1м

Район. сорев. по гимнастике-2м,3м

по баскетболу-2м

по волеболу-1м

2.

Галданов Н.

8,9

 Президентские состязания-  прыжки-1м,подтягивание-3м,

Бег100м- 2м

Районные соревнования по

волейболу -1м,

Первенство  района по баскетболу – 2 м

 фестиваль ГТО- 3 м

Фестиваль ГТО по многоборью -2м

 по баскетболу- среди 7-9 кл-1м, среди9-11- 2м

по волеболу-1м

настольный теннис -3м

3.

Цымпилова Алина

8,9

Районные соревнования по л/ кроссу – 2м

Президентские состязания-

 бег 100м-1м, наклон-1м отжимание -2м, прыжки-1м

Фестиваль ГТО (республиканские)- 3м

Участие во Всероссийском фестивале ГТО в «Артеке»

Фестиваль ГТО по многоборью -2м    по баскетболу- среди 7-9 кл-1м,                среди 9-11- 2м,                                  

4

Паданов Руслан

8,9

Президентские состязания-подтягивание-1м, наклон-1м

бег100м- 2м, прыжки-3м

Первенство  района по баскетболу – 2 м

 фестиваль ГТО- 1 м

Фестиваль ГТО (республиканские)- 2м

 Всероссийский  фестиваль

 ГТО в «Артеке»

подтягивание -2м, прыжки 3-м,

Фестиваль ГТО по многоборью -2м л/кросс -3м                                               по баскетболу- среди 7-9 кл-1м,                  среди 9-11- 2м                                      Настольный теннис -3м                       Гимнастика: акробатика-1м, опорные прыжки- 2м

 

5

Гатауллина Ильнара

7,8

Президентские состязания-

Бег60м. -2м., 1000м.- 3м, отжимание-2м.

Л/кросс -1м                                                        по баскетболу- среди 7-9 кл-1м,   Фестиваль ГТО по многоборью -3м През-е сост-я: бег 60м-1м, 1000м-2м, подъем туловища-2м., отжимание-3м.               

                                           

Способы выявления у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности

Интеллектуальные и творческие способности выявляю следующим образом:

  • Использую методы педагогической диагностики: тестирование, анкетирование, наблюдение во время учебной деятельности с целью выявления у детей творческих способностей
  • провожу  беседы  с учащимися и их родителями;
  • осуществляю анализ результатов деятельности учащихся на уроке и внеурочное время, с целью развития творческих и познавательных способностей.

Физкультурно-спортивные способности выявляю следующим образом:

  • провожу  беседы и анкетирование с учащимися и их родителями;
  • наблюдаю за детьми в процессе подвижных игр;
  • анализирую результаты сдачи нормативов, соответствующие возрасту учащихся, с целью обеспечения возможности сохранения здоровья детей, в период обучения в школе.

Способы развития способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности

Интеллектуальные и творческие способности развиваю следующим образом:

  • создаю благоприятный психологический климат на учебных занятиях;
  • включаю в уроки интеллектуально - творческие игры (игры на комбинирование: логические задачи, головоломки и другие;
  • использую  личностно – ориентированные технологии;
  • применяю индивидуальный подход на уроках;

Физкультурно-спортивные способности развиваю следующим образом:

  • провожу физминутки, утреннюю зарядку;
  • уроки физической культуры провожу с 1-4 класс по 3 учебных часа в неделю, (третий час  направлен на увеличение двигательной активности и развитие физических качеств обучающихся), с 5-11 по 2 учебных часа в неделю.
  • во внеурочное время разучиваем различные  подвижные игры;
  • провожу спортивные праздники (Весёлые старты, «Туристическая тропа», «Малые Олимпийские игры» «Зарница»); соревнования (по прыжкам в длину, на скакалках, лыжные гонки.);
  • -привлекаю к участию в спортивных мероприятиях родителей («Мама, папа я – спортивная семья», «Большие гонки»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся учителя физической культуры и ОБЖ Федотова Александра Григорьевича, МБОУ «Усть-Баргузинская сош им.Шелковникова К.М.»

Описание и отчёт опроделанной работе по выявлению способностей учащихся. Результативность за последние три года....

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся.

Работа учителя математики по выявлению и развитию способностей учащихся....

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках биологии

Современное образование выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развития креативного мышления....

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся с помощью КСО

Применение коллективного способа на уроках математики улучшает не только предметные  результаты,  дает развитие коллективизма, самостоятельности, ответственности. Работа в парах сменного сос...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся. Оценка ключевых компетенций учащихся

Материалы по работа на предмет выявления и развития способностей учащихся, а также результаты мониторинга оценки ключевых компетенций учащихся...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся (из опыта работы)

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся (из опыта работы Карбаиновой Н.Н.)...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся (из опыта работы Ивановой И.К.)

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся (из опыта работы Ивановой И.К.)...