Работа по выявлению и развитию способностей учащихся (из опыта работы Ивановой И.К.)
статья

Иванова Инна Константиновна

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся (из опыта работы Ивановой И.К.)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Бурятия

МКУ «Хоринское управление образования»

МБОУ «Удинская средняя общеобразовательная школа»

Доклад на семинар учителей истории и обществознания Хоринского РМО

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся в МБОУ «Удинская СОШ»

(из опыта работы Ивановой И.К.)

 

ФИО     _                       Иванова Инна Константиновна_____                ____

Должность               учитель истории и обществознания ____           _

2022 г.

Подготовка обучающихся, их психологический настрой на учёбу, их развитие зависят от многих факторов, в том числе и в большой степени от того, в каких условиях, обстановке, атмосфере они формируются. Я на протяжении многих лет работаю над формированием современной образовательной среды в нашей школе.

МБОУ «Удинская СОШ» находится на территории сельского поселения «Удинское». Учредителем является администрация муниципального образования «Хоринский район». Главное содержание деятельности коллектива МБОУ «Удинская СОШ» - разработка и реализация эффективной образовательной модели, обеспечивающей формирование ключевых социальных компетенций учащихся. В школе работают 7 методических объединений учителей. МБОУ «Удинская СОШ» - малокомплектная сельская школа, в которой обучается 94 учащихся.

По результатам независимой оценки качества образования учащиеся нашей школы демонстрируют удовлетворительный уровень развития и обученности. На протяжении 7 лет нет учеников, состоящих на учете в районном ОПДН. Анализ социально-педагогической характеристики семей учащихся показал низкий образовательный уровень и социальный статус родителей (среднее специальное образование - 35%, среднее образование - 41,2%, незаконченное среднее - 23%). Контингент обучающихся  нашей школы – это, в основном,  дети из малообеспеченных и неблагополучных семей. Многие родители не выполняют в полной мере своих обязанностей по воспитанию и обучению детей. Отсюда вытекает проблема крайне низкого воспитательно-педагогического потенциала семьи и общего культурного уровня родителей.

Одна из основных проблем подобных школ - слабая материально-техническая база. В течение многих лет в тесном сотрудничестве с администрацией поселения я работаю над улучшением материально-технических условий реализации учебной программы в Удинской СОШ.  Мы создали условия для того, чтобы активно использовать ИКТ в образовательном процессе.

Я работаю в специально оборудованном кабинете истории и обществознания. Он соответствует специфике деятельности учителя, в нём созданы условия для применения современных образовательных технологий и использования технических средств обучения. Кабинет истории расположен на 2 этаже. Ученикам в нем уютно, светло, безопасно. Цветовая гамма не вызывает агрессии и способствует дружелюбному микроклимату в кабинете. В кабинете мной оформлены постоянные и сменные учебно-информационные стенды.

Кабинет имеет достаточное учебно-методическое обеспечение для выполнения образовательных программ. Проблема нехватки материально-технического оборудования решается мною совместно с выпускниками, общественностью Удинского поселения. Мною  были привлечены спонсорские средства (96 тыс. руб), на которые мы оборудовали кабинет истории и обществознания самым необходимым: приобрели ноутбук, совместно с учителем информатики установили локальную сеть внутри школы интранет. Имеется МФУ.  

ТОС «Наран», которым я руковожу в течение 7 лет, в рамках Республиканского конкурса ТОСов ежегодно выигрывает денежные премии на благоустройство. Так на средства ТОСа в 2019 году был приобретён для кабинета мультимедийный проектор, радиосистема для школы и т.д.. Ученики школы принимают самое активное участие в работе нашего ТОСа.

Так в 2018 году на Республиканском этапе НПК « Шаг в будущее» ученица 9 класса Швецова Лилия заняла 1 место с работой «ТОС – как механизм формирования гражданского общества (на примере ТОСов Удинского поселения Хоринского района РБ)».

Мною создан банк КИМов для индивидуальной подготовки к ГИА, банк методического ресурса для всех разделов преподавания истории и обществознания. Кабинет оснащен печатной продукцией  (таблицы, карты по разделам школьного курса, портреты исторических деятелей, альбомы демонстративного материала), книгопечатной продукцией (НПА, программы, хрестоматии, книги для внеклассного чтения, учебные методические, справочные пособия, дидактические материалы, поурочные разработки, терминологические словари), ЭОР.

Большую помощь при формировании УУД на уроках истории и обществознания играют рабочие тетради, раздаточный материал. Необходимое количество карточек по всем основным темам на каждый класс, для дифференцированной, коррекционной работы, работы с историческими документами. Карточки функционально разложены в ящиках с указанием тем.

Особенностью школы является организация учебно-воспитательной деятельности школьников на основе функционирования 7 учебно-воспитательных центров (УВЦ «Мое Отечество», «Центр Детства», центр точных наук, экологический центр, центр языкознания, центр «Здоровье», центр «Искусство»). Каждый УВЦ разрабатывает свой модуль Программы развития и формирования УУД обучающихся школы, который реализуется во внеурочное время.

Кабинет находится в учебно-воспитательном центре «Мое Отечество», который оборудован для дополнительных занятий школьников. В нём совместно с учениками мной был создан школьный музей русской и бурятской культуры, материалы которого активно используются в урочной и внеурочной деятельности (фотоальбом). В 2021 г мной разработан социальный проект «Развитие образовательной среды» в рамках участия в Федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий», который будет реализован в 2022 г..

Мы активно работаем над совершенствованием ГОУ школы, развитием ученического самоуправления. МБОУ «Удинская СОШ» играет роль социокультурного центра для сел Удинского поселения. Практически каждый ученик школы является участником социально-значимых проектов. Так под моим непосредственным руководством сегодня реализуются такие проекты как «Школьная Республика «Эдиршууд», «Я - Гражданин», «Удинские тимуровцы», интегрированный эколого-краеведческий проект «Ургы», «Живая вода», оздоровительный проект «Хапшагыр», бизнес-проект «Туристические тропы Удинской долины» и др.

В результате данной деятельности установился благоприятный социально-психологический климат взаимоотношений в Удинской школе, наличие которого доказывают результаты диагностики по опроснику А.Ф. Фидлера, адаптированной Ю.Л. Ханиным. Итоговый показатель колеблется от 20 до 25, т.е. констатирует сформированность положительной психологической атмосферы в коллективе.

Стараясь создавать условия, для реализации возможностей в развитии способностей обучающихся я применяю личностно-ориентированный, деятельностный подход, дискуссионную, игровую технологии, технологии развития критического мышления, исследовательской деятельности, ИКТ, которые направлены на выработку УУД. Так, в методике мониторинга я выделяю обучение самоконтролю за динамикой обученности, освоению способов самооценки и эффективности образовательной деятельности. Важнейшим условием благополучия внутреннего мира и становления психически здоровой личности ребёнка является его успешность в учёбе. Подросток теряет интерес к учению, потому что устаёт от неудач в нём. Проверенные мной на практике методы работы помогают решению этой проблемы, помогают школьнику обрести веру в свои силы.

В процессе внедрения в образовательный процесс современных педагогических технологий изменился тип взаимоотношений между мной и учащимися, изменилось отношение к моему предмету у учеников, поменялась моя деятельность на уроке, изменилась работа и ученика.

Все это положительно отразилось на результатах моей работы. Возросло число посещающих кружки по моим предметам, повысилась ответственность учащихся, и как следствие - стали лучше показатели в учебе, улучшилась результативность участия в конкурсах различного уровня, возросла мотивация к обучению. Доказательством может служить анализ показателей обученности за последние пять лет, где прослеживается положительная динамика в качестве образования. 

Успеваемость учащихся за отчётный период составила 100 %. За последние 5 лет качество освоения учащимися учебных программ по истории повысилось на 2,1%, по обществознанию повысилось на 2,7 %. Динамику образовательного  процесса можно рассмотреть по критериям качества знаний и успешности достижений обучающихся на примере таблиц мониторинга. Данные таблиц свидетельствуют о том, что за рассматриваемый промежуток наблюдается положительная динамика качества знаний учащихся.

Динамика роста качества знаний, на мой взгляд, зависит от правильности выбранных и применяемых технологий обучения. Я считаю, что каждого ребёнка можно научить учиться по мере его способностей и возможностей. В течение ряда лет мною проводилось отслеживание обученности учащихся. Сравнительный анализ показывает динамику роста качества освоения учащимися учебных программ. Итогом своей работы считаю: большинство моих учеников принимают участие в активной учебной деятельности и добиваются значимых результатов.

Под образовательными результатами понимаются изменения в личностных ресурсах обучаемых. Так, на моих уроках ученики включены в контрольно-оценочную деятельность: они осуществляют самопроверку и самооценку, определяют причины своего неуспеха, намечают пути преодоления затруднений, определяют динамику своих учебных достижений, что позволяет констатировать формирование регулятивных компетенций школьников на хорошем уровне.

Успешное участие школьников в конкурсах возможно лишь при систематической работе по формированию УУД на протяжении всего учебного года. О том, что она ведётся эффективно, свидетельствует следующий факт: каждый год мы занимаем призовые места в муниципальном этапе Всероссийской предметной олимпиады школьников по истории и социально-политическим дисциплинам. Ежегодно мои воспитанники становятся победителями и призёрами районных и республиканских конкурсов и конференций «Шаг в будущее», «Я – личность!», «Поколение, опаленное войной», «Краеведение» и др.

За пять лет межаттестационного периода мои ученики заняли 52 призовых места на муниципальном (45 мест) и региональном уровнях (7 призовых мест, в том числе 4 – первых мест).

Практически ежегодно мои ученики принимают участие в Республиканской НПК молодых исследователей «Шаг в будущее», в которой четырежды они становились победителями (2011 г., 2012 г., 2018 г., 2020 г.). Результаты работы стабильные, имеют динамику к росту. Так в прошлом учебном году мой ученик Павлушин Артём вошёл в число  финалистов Всероссийского конкурса «Отечество» и принял участие в финале конкурса.

В рамках предметных недель организую конкурсы, игры, исторические вечера - многообразие видов деятельности даёт возможность повысить мотивацию обучающихся к занятиям по предмету. За пять лет количество учащихся, занимающихся под моим руководством во внеурочное время в УВЦ «Мое Отечество», увеличилось на 7% и составило 81% от общего количества моих учеников. Сложилась положительная динамика роста числа занимающихся внеурочной деятельностью по истории и обществознанию. 

Задачи умственного, духовно-нравственного воспитания решаются мной в комплексе и взаимосвязи: занятия по моим предметам доставляют радость и поддерживают хорошее настроение (фотоальбом). По результатам проведённого анкетирования можно сделать вывод о росте мотивации к занятиям по моим предметам. Положительные изменения отметили родители учащихся, Управляющий Совет школы, администрация поселения, управление образованием района.

Таким образом, современные педагогические технологии, используемые на моих уроках, помогают достичь поставленных целей обучения. Системно-деятельностный подход позволяет всесторонне развивать ребёнка; технология уровневой дифференциации позволяет отработать образовательные стандарты. Развитие исследовательских навыков позволяет формировать УУД в процессе обучения. Проектные методы позволяют перейти на уровень социально-значимых результатов. Обучение в сотрудничестве формирует коммуникативную компетентность. В результате обучения с использованием СОТ обеспечивается овладение учащимися УУД.

Мне хотелось при реализации разработанной программы добиться определённых результатов, а именно: повышения качества и эффективности обучения на уроках; формирования у учащихся практико-ориентированных знаний и умений познавательной, творческой, исследовательской деятельности; повышения у учащихся мотивации к изучению предмета. Считаю, что добилась многого в данном направлении. На основании  вышеизложенного, учебные результаты, положительная динамика за последние 5 лет работы  доказывают эффективность моей деятельности.

Моя работа по данному направлению получила признание у коллег в школе, районе, Республике. За свою педагогическую деятельность я награждена многочисленными грамотами района и республики,  Почетной грамотой Правительства РБ, удостоена звания «Почетный работник общего образования РФ».

Целью моей деятельности, на сегодня, является дальнейшая работа по внедрению различных инновационных методов преподавания и диагностики, совершенствование своих познаний в области педагогики и как следствие, попытаться сделать свою работу более качественной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся учителя физической культуры и ОБЖ Федотова Александра Григорьевича, МБОУ «Усть-Баргузинская сош им.Шелковникова К.М.»

Описание и отчёт опроделанной работе по выявлению способностей учащихся. Результативность за последние три года....

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся.

Работа учителя математики по выявлению и развитию способностей учащихся....

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках биологии

Современное образование выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развития креативного мышления....

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся с помощью КСО

Применение коллективного способа на уроках математики улучшает не только предметные  результаты,  дает развитие коллективизма, самостоятельности, ответственности. Работа в парах сменного сос...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся. Оценка ключевых компетенций учащихся

Материалы по работа на предмет выявления и развития способностей учащихся, а также результаты мониторинга оценки ключевых компетенций учащихся...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся (из опыта работы)

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся (из опыта работы Карбаиновой Н.Н.)...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся. Из опыта работы.

Способы развития способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельностиИнтеллектуальные и творческие способности развиваю следующим образом:·...