СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СОЛНЕЧНОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА «КОРРИГИРУЮЩАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА»
методическая разработка по физкультуре (8 класс)

Ишкинина Татьяна Валерьевна

В сборнике опубликованы материалы участников дистанционного семинара-практикума учителей физической культуры по проблемам организации  образовательного процесса с детьми, имеющими нарушения в состоянии здоровья, проведенного в  октябре-ноябре 2021 года.

Скачать:


Предварительный просмотр:


В сборнике опубликованы материалы участников дистанционного семинара-практикума учителей физической культуры по проблемам организации образовательного процесса с детьми, имеющими нарушения в состоянии здоровья, проведенного в октябре-ноябре 2020 года.

Сборник содержит опыт работы учителей физической культуры из СОШ №1 р.п. Солнечный, ООШ № 2 р.п. Солнечный, СОШ п. Горин, СОШ с. Кондон, СОШ п. Горный, СОШ п. Хурмули и представляет собой описание комплексов корригирующих упражнений на уроках физической культуры для профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата обучающихся.

Материалы сборника будут интересны молодым специалистам, учителям физической культуры, а также руководителям и заместителям руководителей образовательных организаций.

Составитель сборника: Ишкинина Татьяна Валерьевна, учитель физической культуры МБОУ ООШ № 2 р.п. Солнечный, руководитель опорной школы для учителей физической культуры.

СОДЕРЖАНИЕ

Особенности организации образовательного процесса с детьми, имеющими нарушения в состоянии здоровья ………………………………………………………………………….3

Примерный комплекс упражнений для формирования правильной осанки и профилактики плоскостопия для младших школьников. Ишкинина Т.В, учитель физической культуры МБОУ ООШ №2 р.п. Солнечный..……………………………………………………………11

Примерный комплекс дыхательных упражнений для улучшения функции дыхания и формирования правильной грудной клетки. Ишкинина Т.В., учитель физической культуры учитель физической культуры МБОУ ООШ № 2 р.п. Солнечный ……………..13

Примерный комплекс упражнений для формирования и закрепления правильной осанки. Ишкинина Т.В., учитель физической культуры МБОУ ООШ № 2 р.п.Солнечный …….14

Примерный комплекс упражнений для формирования и закрепления правильной осанки. Непомнящий С.В., учитель физической культуры МБОУ СОШ п.Горин………………15

Примерный комплекс корригирующих упражнений для профилактики нарушения осанки. Даньшин Г.Е., учитель физической культуры МБОУ СОШ № 1 р.п. Солнечный………16

Примерный комплекс корригирующих упражнений для профилактики нарушения осанки. Татанов А.В., учитель физической культуры МБОУ СОШ п. Хурмули…………………17

Примерный комплекс корригирующих упражнений для формирования правильной осанки, укрепления мышц спины и брюшного пресса (ВИДЕО). Ишкинина Т.В., учитель физической культуры МБОУ ООШ № 2 р.п. Солнечный……………................................. 18

Примерный комплекс корригирующих упражнений для формирования и закрепления правильной осанки (ВИДЕО). Решетников Д.О., учитель физической культуры МБОУ СОШ п.Горный………………………………………………………………………………..18

Примерный комплекс видео-упражнений для формирования правильной осанки и укрепления мышц спины (ВИДЕО). Глушков В.М., учитель физической культуры МБОУ СОШ с. Кондон………………………………………………………………………………..18

Примерный комплекс корригирующих упражнений для формирования правильной осанки (ВИДЕО). Цуканова Л.И., учитель физической культуры МБОУ СОШ №1 р.п.Солнечный ………………………………………………………………………..…………………………18

Примерный комплекс упражнений для формирования правильной осанки в положении стоя у стены (ВИДЕО), Алексеевская С.В., Разумовская А.В., учителя физической культуры МБОУ СОШ п. Березовый……………………………………18

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ

Состояние здоровья детей и подростков России вызывает всеобщую обеспокоенность. По данным Министерства образования только 12% детей, поступающих в первый класс, практически здоровы. Растет количество детей, отнесенных по состоянию здоровья к подготовительной и специальной медицинской группе.

Традиционная система физического воспитания в образовательных учреждениях на современном этапе не обеспечивает необходимого уровня физической культуры, физического развития и подготовленности учащихся, особенно тех, у кого имеются отклонения в состоянии здоровья. Одним из важнейших направлений работы образовательных учреждений по изменению состояния здоровья детей и учащейся молодежи является внедрение в практику адаптивной физической культуры (АФК), включая все ее основные виды: адаптивное физическое воспитание, адаптивную двигательную рекреацию, адаптивный спорт, физическую реабилитацию, экстремальные виды двигательной активности и креативные (художественно-музыкальные) телесноориентированные практики (О.Э. Аксенова, С.П. Евсеев, 2003).

Основная цель адаптивного физического воспитания состоит в формировании у занимающихся осознанного отношения к своим силам, твердой уверенности в них, готовности к смелым решительным действиям, преодолению необходимых для полноценного функционирования субъекта физических нагрузок, а также потребности в систематических занятиях физическими упражнениями и в осуществлении здорового образа жизни.

В процессе уроков по адаптивной физической культуре формируется комплекс специальных знаний, жизненно и профессионально необходимых сенсорно-перцептивных и двигательных умений и навыков; развиваются основные физические и психические качества; повышаются функциональные возможности различных органов и систем; развиваются, сохраняются и используются в новом качестве телесно-двигательные характеристики. В процессе адаптивного физического воспитания, которое должно начинаться с момента обнаружения той или иной патологии, первостепенное внимание уделяется задачам коррекции основного дефекта, сопутствующих заболеваний и вторичных отклонений, выработке компенсаторных механизмов осуществления жизнедеятельности, если коррекция не удается, профилактической работе.

На пути реализации этой цели стоит множество преград, главной из которых можно считать превалирующую среди населения и, к сожалению, педагогических и медицинских работников точку зрения о том, что любое отклонение в состоянии здоровья и, уж тем более, наличие хронического заболевания или инвалидности требует ограничения двигательной активности ребенка и применения какого-либо лекарства. Данная точка зрения неизбежно приводит к очень вредному выводу о том, что восстановить пошатнувшееся здоровье можно без каких-либо усилий, применяя действенные лекарства и находясь в состоянии покоя, а укрепить и увеличить жизненные силы вполне возможно с помощью различных пищевых добавок, бальзамов и т. д. и т. п. (С.П. Евсеев, 2003). В особо неблагоприятном положении оказываются дети и подростки, которые перенесли какое-либо заболевание, нередко возникшее вследствие недостаточной двигательной активности. Современные исследования в области физиологии, гигиены и клинической медицины свидетельствуют о том, что таким детям и подросткам особенно необходима двигательная активность, причем не только в образовательных, но и в лечебно-профилактических целях, для сохранения и упрочения здоровья, нарушенного перенесенным заболеванием (Э.Г. Булич, 1986).

Адаптивное физическое воспитание предполагает введение в школе обязательных уроков по АФК для учащихся с ослабленным здоровьем. Для учащихся специальных медицинских групп (СМГ) должны быть специальные программа, методика и организация занятий. Учебная программа для этой категории школьников характеризуется акцентированной направленностью на формирование у школьников системы знаний, умений и навыков, необходимых для коррекции проблемных зон в организме.

Недооценка возможностей АФК в коррекции состояния здоровья детей приводит к тому, что в настоящее время они чаще всего просто освобождаются от занятий физическими упражнениями.

Основными задачами физического воспитания учащихся, отнесённых по состоянию здоровья к СМГ, в общеобразовательных школах являются:

  • укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию и закаливанию организма;
  • повышение функционального уровня органов и систем, ослабленных болезнью;
  • повышение физической и умственной работоспособности;
  • повышение защитных сил организма и сопротивляемости;
  • формирование правильной осанки;
  • освоение основных двигательных умений и навыков;
  • воспитание морально-волевых качеств;
  • воспитание интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и внедрение их в режим дня учащегося;
  • создание предпосылок, необходимых для будущей трудовой деятельности учащихся.

В соответствии с Положением о врачебном контроле над лицами, занимающимися физической культурой и спортом, учащиеся, занимающиеся по государственным программам физического воспитания, проходят медицинское обследование по установленной форме не реже одного раза в течение учебного года у врачей, обслуживающих учебное заведение. Для занятий физической культурой обучающиеся распределяются на 4 медицинские группы: основная, подготовительная, специальная "А" (оздоровительная) и специальная "Б" (реабилитационная).

В основную группу здоровья включаются учащиеся, не имеющие отклонений в состоянии здоровья, с хорошим физическим развитием и двигательной подготовленностью.

В подготовительную группу здоровья включаются учащиеся с недостаточным физическим развитием и слабо физически подготовленные, не имеющие значительных отклонений в состоянии здоровья.

В специальную группу здоровья включаются учащиеся, имеющие отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера, требующие ограничения физических нагрузок.

При определении медицинской группы для школьников с отклонениями в состоянии здоровья необходимо предусматривать доступность физических нагрузок, а также создание оптимальных условий для выздоровления и предупреждения обострения заболеваний.

СМГ учащихся оформляются приказом директора школы.

В соответствии с нормативными документами и методическими рекомендациями Министерства образования и науки Российской Федерации (/), комплектование СМГ осуществляется в зависимости от характера заболевания:

  • заболевания ССС;
  • заболевания дыхательной системы;
  • заболевания пищеварительной системы, эндокринной и нарушение обмена веществ;
  • заболевания и повреждения ОДА;
  • заболевания органов слуха и зрения;
  • заболевания мочевыделительной системы;
  • заболевания ЦНС и периферической НС (ДЦП, полиомиелит).

Однако относительная малочисленность учащихся с однородными заболеваниями не позволяет группировать их по характеру заболевания. Практика показывает, что наиболее целесообразно комплектовать эти группы по классам (например, из учащихся 1-2, 3-4, 5-8; 9-11 классов).

Проведение занятий с ослабленными детьми в СМГ (отдельно от здоровых школьников) позволяет избежать многих методических ошибок, щадить психику ребёнка, использовать дифференцированные нагрузки и контролировать состояние учащихся и их адаптацию к нагрузке (В.К. Велитченко, 1998).

В зависимости от тяжести и характера заболевания учащихся, отнесённых к СМГ, рекомендуется разделять на подгруппы – «А» и «Б», с целью более дифференцированного подхода к назначению двигательных режимов.

Подгруппа «А» - школьники, имеющие отклонения в состоянии здоровья обратимого характера, ослабленные различными заболеваниями.

Подгруппа «Б» - школьники, имеющие тяжелые необратимые изменения в деятельности органов и систем (органические поражения СС, мочевыделительной систем, печени, высокую степень миопии с изменением глазного дна и др.).

В подгруппе «А» физические нагрузки постепенно увеличиваются по интенсивности и объему – согласно адаптационным и функциональным возможностям организма. Двигательные режимы рекомендуется выполнять при ЧСС 120-130 уд/мин в начале четверти, постепенно увеличивая интенсивность физических нагрузок в основной части урока и ЧСС до 140-150 уд/мин к концу четверти.

В условиях аэробного дыхания, двигательные режимы при ЧСС 130-150 уд/мин являются оптимальными для кардиореспираторной системы и дают хороший тренировочный эффект.

В подгруппе «Б» двигательные режимы выполняются при ЧСС не более 120 уд/мин, в течение всего учебного года, т.к. по данным физиологов, при такой ЧСС они способствуют гармонической деятельности СС, дыхательной и нервной систем, ОДА и других органов и систем организма: увеличивается минутный объем крови (за счет систолического объёма), улучшается внешнее и тканевое дыхание.

Учебный процесс по физическому воспитанию учащихся СМГ делится на два периода – подготовительный и основной.

Основная цель подготовительного периода (приблизительно сентябрь-декабрь): овладение навыками правильного дыхания, освоение техники простейших упражнений, постепенное развитие адаптации организма занимающихся к физическим нагрузкам, за счёт умеренного воздействия с помощью физических упражнений на все органы и системы.

Задачи подготовительного периода:

  • постепенно подготовить СС и дыхательную системы, весь организм школьников к выполнению физической нагрузки;
  • воспитать у учащихся потребность систематическим занятиям физическими упражнениями;
  • научить их быстро находить и правильно считать пульс;
  • обучить элементарным правилам самоконтроля (судить о состоянии здоровья по самочувствию, характеру сна, наличию аппетита, по различной степени утомляемости на уроке физкультуры).

В первые 6-8 недель занятий с учащимися необходимы специальные (показанные при каждом конкретном заболевании) упражнения, которые должны применяться в сочетании с общеразвивающими упражнениями. При их подборе нужно учитывать характер заболеваний, уровень функциональных возможностей, данные физического развития и подготовленности каждого учащегося.

Примерное содержание урока.

Построение, подсчет пульса, объяснение задач урока, ходьба с выполнением дыхательных упражнений и упражнений на расслабление, подсчёт пульса, отдых сидя, индивидуальные упражнения, рекомендованные для отдельных групп заболеваний.

В подготовительный период особое внимание уделяется обучению школьников правильному сочетанию дыхания с движениями. Соотношение дыхательных упражнений с другими на первых двух-трёх уроках – 1:1, 1:2, затем 1:3, 1:4. Как правило, у ослабленных детей преобладает поверхностное грудное дыхание. Поэтому на первых уроках необходимо обучать правильному дыханию в положении сидя и стоя, делая особый акцент на участии в акте дыхания передней стенки живота. Необходимо приучать детей делать вдох и выдох через нос, т.к. выдох через нос способствует лучшей регуляции дыхания. Сочетанию движений с дыханием надо обучаться в медленном и спокойном темпе. На занятиях применяется и метод выполнения упражнений с произношением на выдохе гласных и согласных.

В течение первой четверти половина всех упражнений выполняется в медленном темпе из исходного положения лёжа и сидя. За это время изучаются особенности каждого школьника, его физическая подготовленность, психологические особенности, способность организма переносить физическую нагрузку.

В основной период – приблизительно декабрь – май – осуществляются более интенсивные тренировки организма, имеющие целью восстановление нарушенных функций, повышение адаптационно-компенсаторных возможностей организма, обучение новым двигательным навыкам и их совершенствование.

В процессе занятий АФК ставятся задачи образовательного характера: ознакомление с определёнными двигательными действиями, обучение технике движений, её совершенствование.

Длительность основного периода зависит от приспособленности организма школьника к физическим нагрузкам, от состояния его здоровья, от пластичности и подвижности нервной системы.

Основной период предшествует переводу школьника в более сильную по состоянию здоровья группу.

Задачи основного периода:

  • освоение основных движений и навыков программы по физической культуре для учащихся СМГ;
  • повышение общей тренированности и функциональной способности организма к перенесению физической нагрузки в школе и дома.

В содержание уроков этого периода постепенно включаются все виды ОРУ, виды лёгкой атлетики, элементы художественной и спортивной гимнастики, танцевальные шаги, упражнения в равновесии, подвижные игры и элементы спортивных игр.

Все упражнения строго дозируются в зависимости от индивидуальных особенностей организма. Существенное значение имеют положительные эмоции. Живое, увлекательное проведение урока поднимает настроение детей, побуждает их к активным действиям.

Очень важно чаще использовать поощрение, поддерживать каждый, даже небольшой успех ученика, не подчёркивать ошибок перед всем классом, не предъявлять повышенные требовательности к точности выполнения заданий и не увлекаться установкой на преодоление трудностей. Однако не следует избегать сложных элементов. Трудность упражнения заключает в себе воспитательную ценность, отсутствие сложности ведёт к потере интереса к занятиям, создаёт неуверенность в своих силах. Проявление отрицательных эмоций (обида, страх и т.д.) вредно влияет на здоровье детей.

Дозировка физической нагрузки на занятиях имеет решающее значение. Для ее регуляции используют многообразие приёмов. Так, нагрузку можно регулировать:

  • темпом движения, т. е. количеством движений в единицу времени;
  • подбором физических упражнений, т. е. путём их усложнения, включая упражнения с отягощением;
  • амплитудой движений;
  • исходными положениями при выполнении упражнений;
  • временем, затрачиваемым на выполнение упражнений, и отдыхом между ними;
  • степенью мышечного напряжения;
  • эмоциональным фактором.

Для контроля широко используется хронометраж и пульсометрия. Хронометраж позволяет определить общую и моторную плотность занятия, пульсометрия – правильность распределения нагрузки на уроке и адекватность её функциональным возможностям занимающихся.

Переносимость нагрузки определяется по реакции СС. Для детей с ослабленным здоровьем не допускается резкое учащение пульса (свыше 150 уд/мин.)

Уроки АФК в СМГ организуются следующим образом:

  • построение на уроке не по росту, а по степени физической подготовленности: на правом фланге более подготовленные дети, на левом – менее подготовленные;
  • перед каждым уроком у школьников определяют ЧСС. Дети, у которых ЧСС выше 80 ударов в минуту, становятся на левый фланг.
  • при проведении эстафеты более подготовленные стоят в начале колонны, начинают и заканчивают эстафеты, при необходимости сделав два повторения, менее подготовленные – одно;
  • при проведении игр слабо подготовленные ученики заменяются каждые 2 минуты;
  • в первой четверти рекомендуется 5-7 минут основной части урока уделять выполнению индивидуальных заданий, состоящих из упражнений, которые рекомендуются в зависимости от диагноза.

Важнейшие требования к уроку:

  • обеспечение дифференцированного подхода к учащимся с учётом их состояния здоровья, физического развития и двигательной подготовленности;
  • достижение динамичности, эмоциональности, образовательной и инструктивной направленности учебных занятий;
  • формирование у учащихся навыков и умений самостоятельных занятий физическими упражнениями.

Основными документами планирования учебной работы являются:

  • годовой план прохождения программного материала в учебном году;
  • четвертной план;
  • конспекты и планы отдельных уроков; журнал учёта занятий со школьниками.

Дополнительными документами для организации учебно-воспитательного процесса по адаптивной физической культуре являются:

  • планы проведения врачебно-педагогических мероприятий;
  • паспорт здоровья школьника;
  • комплексы физических упражнений, рекомендуемых для самостоятельных занятий учащихся;
  • комплексы физических упражнений, рекомендуемых для проведения физкультминуток;
  • правила проведения коррекционных подвижных игр;
  • тематический план проведения бесед со школьниками;
  • тематический план проведения бесед с родителями;
  • программы спецкурсов для детей и родителей по адаптивной физической культуре.

Средняя ЧСС у учащихся 5-11 классов, отнесенных к СМГ при выполнении различных физических упражнений

Виды физических упражнений

Средняя

Миним.

Максим.

Построение

91

77

112

Ходьба в медленном темпе

105

86

119

Ходьба в среднем темпе (строевая)

118

104

151

Ускоренная ходьба (спортивная)

135

122

162

Бег трусцой в медленном темпе (2 мин)

129

112

152

Бег со скоростью 2,5 м/с (до 2 мин.)

148

135

175

Дыхательные упражнения

100

90

118

ОРУ для плечевого пояса

118

115

120

Комплекс УГГ (5 мин.)

126

104

147

Подвижные игры малой интенсивности

154

120

176

Виды физических упражнений

Средняя

Миним.

Максим.

Элементы баскетбола:

- Передача мяча на месте

132

120

146

- Броски мяча в кольцо с места

125

118

137

- Броски мяча в кольцо после ведения

149

125

166

- Ведение мяча прямолинейно в медленном темпе

131

120

145

- Передача мяча от груди двумя руками после ведения

146

114

170

Наклоны, махи приседания у гимнастической стенки

122

110

143

Танцевальные упражнения

132

124

148

Передвижения на лыжах по ровной местности в медленном темпе (обучение технике, прогулки)

124

119

150

Использованная литература

  1. Письмо Министерства образования и науки РФ от N МД-583/19 "О методических рекомендациях "Медико-педагогический контроль за организацией занятий физической культурой обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья" ().

  1. Введение в специальность. История и общая характеристика адаптивной физической культуры / Под общей ред. проф. С. П. Евсеева. — М.: Советский спорт, 2003.

  1. «Физическое воспитание в специальных медицинских группах»: Учеб. пособие для сред. спец. учеб. заведений/ Э. Г. Булич. - М.: Высшая школа, 1986.

  1. «Физкультура без травм» В. К. Велитченко. Москва. Просвещение 1993 г.

  1. «Технологии физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре». Евсеева О.Э., Евсеев С.П. Москва. «Спорт», 2016.

Примерный комплекс упражнений для формирования правильной осанки и профилактики плоскостопия для младших школьников

Ишкинина Т.В., учитель физической культуры

МБОУ ООШ № 2р.п. Солнечный

Название упражнения

Методические указания

1.

Построение в шеренгу. Встать в положение основная стойка голова прямо, плечи развернуты, живот подтянут, ноги выпрямлены.

Показать правильное положение в основной стойке. Исправить осанку детей, пройдя спереди и сзади вдоль шеренги

Упражнения в ходьбе по кругу

2.

Обычный шаг с сохранением правильной осанки (25-30 шагов).

Стоя вне круга, проверить и исправить осанку каждого проходящего мимо ребенка.

3.

«Журавлик». Ходьба с высоким подниманием бедра (руки на поясе), 20-25 шагов.

Следить за тем, чтобы колени и лопатки были выпрямлены, шаги мелкими. Выше подниматься на носках, тянуться вверх.

4.

«Вырастаем большими». Ходьба на носках (руки вверх, «в замке»), 20-25 шагов.

Следить за тем, чтобы колени и лопатки были выпрямлены, шаги мелкими. Выше подниматься на носках, тянуться вверх.

5.

«Мишка косолапый». Ходьба на наружном крае стопы. Говорить на каждый шаг (руки на поясе): «Мишка косолапый по лесу идет, шишки собирает, песенки поет. Шишка отскочила прямо мишке в лоб. Мишка рассердился и ногою – топ!».

Следить за тем, чтобы дети держали спину прямо, не наклоняли голову. Ноги ставить точно на нужный край стопы, слегка приводя носки внутрь, пальцы должны быть подвижны. Локти отводить назад. При выполнении упражнения рекомендуется, чтобы дети хором произносили стихи.

6.

Ходьба с ускорением и переходом в бег. Ходьба с последующим замедлением.

Следить за тем, чтобы дети бежали легко на носках, поднимая выше колени. Руки согнуты в локтях. При

ходьбе следить за правильностью осанки детей.

7.

Дыхательное упражнение. Отводя плечи назад, вдох – на 2 шага, выдох – на 4 шага.

Вдох глубокий через нос. Выдох – через губы, сложенные трубочкой.

Упражнения в положении «стоя»

8.

«Воробышек». Круги назад 6-8 раз согнутыми в локтях руками.

Отводя локти назад, сближать лопатки.

9.

«Лягушонок». Из И.П. – ноги на ширине плеч, руки перед грудью - привести кисти к плечам (ладони вперед, пальцы врозь) и, говоря хором «квак», вернуться в И.П. (4-6 раз).

В положении «кисти к плечам» локти должны быть прижаты к бокам.

10.

«Большие круги». Круги назад выпрямленными в стороны руками (кисти сжаты в кулаки) – 6-8 раз.

Следить за тем, чтобы дети не опускали руки ниже уровня плеч.

11.

«Мельница». Поочередное приведение рук за затылок и спину (6-8 раз).

Плечи развернуты, локти отведены назад, голова прямо.

12.

«Резинка». Разгибая в локтях согнутые перед грудью руки – вдох. Вернуться в И.П., произнося звук «ш-ш-ш» - выдох.

При отведении рук в стороны сближать лопатки, не опускать руки ниже уровня плеч.

13.

«Вместе ножки – покажи ладошки». Поднимаясь на носки, отвести плечи назад и повернуть ладони вперед. Вернуться в И.П. расслабляя мышцы рук (4-6 раз).

Держать спину ровно и не выпячивать живот.

14.

«Потягивание». Подняться на носки, левая рука вверх, правая назад. Удерживаться 1-2-3 сек. Вернуться в И.П., расслабив руки (4-8 раз).

Плечи развернуты, колени выпрямлены, живот подтянут.

Упражнения в положении «лежа на спине»

15.

«Здравствуйте, прощайте». Сжать кулаки и согнуть стопы на себя. Разжать кулаки, оттянуть носки до отказа. (6-8 раз).

При оттягивании носков рекомендуется слегка разводить пятки.

16.

«Волна». Согнуть ноги и подтянуть колени к животу. Выпрямить. Пауза 3-5 сек. И опустить ноги (4-6 раз).

Следить за тем, чтобы локти были прижаты к коврику. Носки во время упражнения должны быть оттянуты.

17.

«Пляска». И.П. – лежа, руки под затылком, ноги приподняты. Развести ноги врозь и вернуться в И.П. (6-8 раз).

Следить за тем, что бы локти были прижаты к коврику.

Упражнения в положении «лежа на животе».

18.

«Воробышек». Круги назад локтями рук, приведенными к плечам (5-8раз).

Голова приподнята.

19.

«Рыбка». Поднять голову и отвести плечи назад. Приподнять руки и ноги: пауза напряжения 4-6 сек. Опустить руки и ноги: пауза расслабления 6-8 сек. (3-4 раза).

Следить за тем, чтобы дети не прогибались в пояснице.

20.

«Лягушонок». Руки из-под подбородка привести к плечам ладонями вперед. Поднять голову и развести ноги. Медленно вернуться в И.П. (6-8 раз).

21.

Построение, ходьба обычным шагом (1-2-3 круга).

Проверка правильности осанки в положении «стоя» и в движении.

Примерный комплекс дыхательных упражнения для улучшения функции дыхания и формирования правильной грудной клетки

Ишкинина Т.В., учитель физической культуры

МБОУ ООШ № 2 р.п.Солнечный

  • И.П. – стоя. На четыре счёта сделать вдох, затем на четыре счёта – выдох.

Повторить 6 – 8 раз. То же, но вдох и выдох делать на шесть счётов.

  • Это же упражнение делать во время ходьбы. На четыре (шесть) – выдох.

  • Сочетание медленного бега с углубленным дыханием.

  • И.П. – стоя, руки на животе. При вдохе надавить руками на переднюю брюшную стенку, слегка выпятить живот, при выдохе втянуть брюшную стенку.

  • И.П. – стоя. Сделать вдох и, не выдыхая несколько раз, выпятить живот вперёд, а затем втянуть. Повторить 6 – 8 раз.

  • И.П. – стоя. Поднять руки через стороны вверх – вдох, опустить выдох.

  • И.П. – стоя, кисти на затылке. Делая вдох на четыре счёта, локти отвести назад, лопатки соединить, прогнуться. При выдохе на четыре счёта – лопатки вперёд.

  • И.П. – стоя. Поднять руки вверх, ногу – назад, вдох. И.П. – выдох. То же другой ногой.

  • И.П. – стоя, руки сзади в замок. Отвести руки назад, прогнуться – вдох, И.П. – выдох. Повторить 8-10 раз.

  • И.П. – стоя, руки вверх. Отводя руки назад – вдох, возвращаясь в И.П. – выдох. Повторить 4 – 6 раз.

Вдох выполнять через нос, а выдох через – рот.

Примерный комплекс упражнений для формирования и закрепления правильной осанки

Ишкинина Т.В., учитель физической культуры

МБОУ ООШ № 2р.п.Солнечный

  1. Стоя у стены, принять правильную осанку, касаясь стены (без плинтуса) или гимнастической стенки. При этом затылок, лопатки, ягодичная область, икры ног и пятки должны касаться стены.
  2. Принять правильную осанку (1упр.). Отойти от стены на один шаг, сохраняя правильную осанку.
  3. Принять правильную осанку у стены. Сделать 2 шага вперед, присесть, встать, вновь принять правильную осанку.
  4. Принять правильную осанку у стены. Сделать один шаг вперед - два шага вперед, расслабить последовательно мышцы шеи, плечевого пояса, рук и туловища. Принять правильную осанку.
  5. Стоя у гимнастической стенки, принять правильную осанку, приподняться на носки, удержаться в таком положении 3-4 сек. Вернуться в И.П.
  6. То же упражнение, но без гимнастической стенки.
  7. Принять правильную осанку, присесть, разводя колени в стороны и сохраняя прямое положение головы и позвоночника. Медленно встать и принять И.П.
  8. Сидя на гимнастической скамейке у стены, принять правильную осанку (затылок, лопатки и ягодицы прижать к стене).
  9. И.П. (как упр.8) - расслабить мышцы шеи, наклонить голову, расслабить плечи, мышцы спины, вернуться в И.П.
  10. И.П. – лежа на спине. Голова, туловище и ноги должны составлять прямую линию, руки прижаты к полу. Встать, принять правильную осанку, придавая поясничной области тоже положение, которое было принято в положение лежа.
  11. И.П.- лежа на полу. Прижать поясничную область к полу. Встать, принять правильную осанку.
  12. Принять правильную осанку в положение стоя. Ходьба по залу с остановками, с сохранением правильной осанки.
  13. Стоя, правильная осанка, мешочек с песком на голове. Присесть, стараясь не уронить мешочек. Встать в И.П.
  14. Ходьба с мешочком на голове с сохранением правильной осанки.
  15. Ходьба с мешочком на голове с перешагиванием через препятствие (гимнастическую скамейку, скакалку), сохраняя и.п.
  16. Ходьба с мешочком на голове с одновременным выполнением различных упражнений (ходьба в полуприседе, с высоким подниманием колен, и т.д.).

Примерный комплекс упражнений для формирования правильной осанки и

профилактики плоскостопия

Непомнящий С.В., учитель физической культуры

МБОУ СОШ п. Горин

1. Встать так, чтобы пятки, ягодицы, лопатки и затылок касались стены. Запомнить положение отдельных частей тела и сохранять его в течение 10 секунд.

2. И.П. - стойка ноги врозь, руки за головой. Наклонить туловище влево – выдох. И.П. - вдох. То же в другую сторону.

3. И.П. - стойка ноги врозь, руки на пояс. Наклонить туловище вперед, прогибая спину – выдох. И.П. - вдох. При наклоне голову поднимать, локти отводить назад, ноги прямые, темп медленный. 3-8 раз.

4. И.П. - стойка ноги врозь, руки за голову. Наклоны и повороты туловища вправо и влево, сохраняя правильную осанку.

5. И.П. - руки к плечам. Подняться на носки, руки вверх – вдох. И.П. - выдох.

6. И.П. - руки за головой. Наклоны вперед прямым туловищем, руки вверх - выдох. Вернуться в И.П. – вдох.

7. Ходьба на носках, руки вверху. Ноги в коленях не сгибать, смотреть вперед.

8. Ходьба на пятках, руки за головой. Вниз не смотреть.

9. Ходьба в полуприседе, руки на поясе, спина прямая, вперед не наклоняться.

Примерный комплекс упражнений для формирования правильной осанки и укрепления мышц спины

Даньшин Г.Е., учитель физической культуры

МБОУ СОШ № 1р.п. Солнечный

Упражнение 1.


И.п. – стойка ноги врозь. 1 – наклон с поворотом туловища вправо, правая рука в сторону-назад, левая рука на пол; 2 – то же в другую сторону. Повторить 4-8 раз.


Упражнение 2.


И.п. – стоя на левом колене, правая нога в сторону на носок, руки в стороны. 1-2 – наклон к правой ноге, левой рукой коснуться правого носка, правую руку отвести назад; 3-4 – И.п. То же в другую сторону. Повторить 4-8 раз.


Упражнение 3.


И.п. – лежа на спине, руки за голову. 1-2 – приподнять верхнюю часть туловища от пола до уровня плеч; 3-4 – И.п.


Упражнение 4.


И.п. – лежа на животе, руки в стороны. 1 – мах правой ногой назад; 2 – отвести правую ногу скрестно за левую, носком коснуться пола; 3 – мах правой ногой назад;
4 – И.п. То же с другой ноги. Повторить 4-8 раз.

Упражнение 5.


И.п. - лежа на спине, ноги вверх. Скрестные движения ногами. Повторить 8-16 раз.

(видео)

Примерный комплекс упражнений для формирования правильной осанки и укрепления мышц спины

Татанов А.В.,

учитель физической культуры МБОУ СОШ п. Хурмули

  1. Низкий выпад

Сделайте глубокий выпад вперед правой ногой, вытяните руки вверх, максимально выпрямив спину. Вы должны почувствовать натяжение в позвоночнике. Удерживайте позу 30-60 секунд. Выполните упражнение левой ногой.

  1. Кошка

Встаньте на четвереньки. Проследите, чтобы ладони находились ровно под плечами, а колени создавали угол 90 градусов. Максимально округлите спину, опустив голову к груди. Затем медленно прогнитесь, потянувшись макушкой к спине. Повторите 10 раз.

  1. Наклон с опорой о стену

Встаньте на расстоянии двух шагов от стены, ноги поставьте на ширине плеч. Наклонитесь вперед и упритесь ладонями в стену, сохраняя угол 90 градусов между ногами и телом. Почувствуйте натяжение в спине и плечах. Удерживайте положение 60 секунд.

4. «Пловец»

Ложитесь на живот. Поднимите противоположную руку и ногу максимально вверх, прижимая живот и грудь к полу. Задержитесь в верхнем положении на несколько секунд и поменяйте положение рук и ног. Важно: шея не должна напрягаться! Повторите 10 раз на каждую сторону.

5. «Сфинкс»

Лежа на животе, поднимите корпус и упритесь предплечьями в пол, прогнувшись в пояснице. Удерживайте положение 30-60 секунд, повторите 5-6 раз.

6. «Ангел»

Прижмитесь к стене спиной, головой и ягодицами. Ноги удерживайте полусогнутыми примерно в 10 сантиметрах от плинтуса. Руки согните в локтях так, чтобы предплечья располагались параллельно полу. Сожмите лопатки вместе и удерживайте позицию несколько секунд. Затем вытяните руки вверх. Повторите 10 раз.

Примерный комплекс корригирующих упражнений для укрепления мышц спины и брюшного пресса (видео)

Ишкинина Т.В., учитель физической культуры

МБОУ ООШ №2р.п.Солнечный

Примерный комплекс корригирующих упражнений для формирования правильной осанки и укрепления мышц спины (видео)

Решетников Д.О., учитель физической культуры

МБОУ СОШ п.Горный

Примерный комплекс корригирующих упражнений для формирования правильной осанки и укрепления мышц спины (видео)

Глушков В.В., учитель физической культуры

МБОУ СОШ с. Кондон

Примерный комплекс корригирующих упражнений для формирования правильной осанки

Цуканова Л.И., учитель физической культуры

МБОУ СОШ № 1р.п. Солнечный

Примерный комплекс корригирующих упражнений для формирования правильной осанки в положении стоя у стены.

Алксеевская С.В., Разумовская А.В.,

учителя физической культуры

МБОУ СОШ п. Березовый



Предварительный просмотр:


В сборнике опубликованы материалы участников дистанционного семинара-практикума учителей физической культуры по проблемам организации образовательного процесса с детьми, имеющими нарушения в состоянии здоровья, проведенного в октябре-ноябре 2020 года.

Сборник содержит опыт работы учителей физической культуры из СОШ №1 р.п. Солнечный, ООШ № 2 р.п. Солнечный, СОШ п. Горин, СОШ с. Кондон, СОШ п. Горный, СОШ п. Хурмули и представляет собой описание комплексов корригирующих упражнений на уроках физической культуры для профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата обучающихся.

Материалы сборника будут интересны молодым специалистам, учителям физической культуры, а также руководителям и заместителям руководителей образовательных организаций.

Составитель сборника: Ишкинина Татьяна Валерьевна, учитель физической культуры МБОУ ООШ № 2 р.п. Солнечный, руководитель опорной школы для учителей физической культуры.

СОДЕРЖАНИЕ

Особенности организации образовательного процесса с детьми, имеющими нарушения в состоянии здоровья ………………………………………………………………………….3

Примерный комплекс упражнений для формирования правильной осанки и профилактики плоскостопия для младших школьников. Ишкинина Т.В, учитель физической культуры МБОУ ООШ №2 р.п. Солнечный..……………………………………………………………11

Примерный комплекс дыхательных упражнений для улучшения функции дыхания и формирования правильной грудной клетки. Ишкинина Т.В., учитель физической культуры учитель физической культуры МБОУ ООШ № 2 р.п. Солнечный ……………..13

Примерный комплекс упражнений для формирования и закрепления правильной осанки. Ишкинина Т.В., учитель физической культуры МБОУ ООШ № 2 р.п.Солнечный …….14

Примерный комплекс упражнений для формирования и закрепления правильной осанки. Непомнящий С.В., учитель физической культуры МБОУ СОШ п.Горин………………15

Примерный комплекс корригирующих упражнений для профилактики нарушения осанки. Даньшин Г.Е., учитель физической культуры МБОУ СОШ № 1 р.п. Солнечный………16

Примерный комплекс корригирующих упражнений для профилактики нарушения осанки. Татанов А.В., учитель физической культуры МБОУ СОШ п. Хурмули…………………17

Примерный комплекс корригирующих упражнений для формирования правильной осанки, укрепления мышц спины и брюшного пресса (ВИДЕО). Ишкинина Т.В., учитель физической культуры МБОУ ООШ № 2 р.п. Солнечный……………................................. 18

Примерный комплекс корригирующих упражнений для формирования и закрепления правильной осанки (ВИДЕО). Решетников Д.О., учитель физической культуры МБОУ СОШ п.Горный………………………………………………………………………………..18

Примерный комплекс видео-упражнений для формирования правильной осанки и укрепления мышц спины (ВИДЕО). Глушков В.М., учитель физической культуры МБОУ СОШ с. Кондон………………………………………………………………………………..18

Примерный комплекс корригирующих упражнений для формирования правильной осанки (ВИДЕО). Цуканова Л.И., учитель физической культуры МБОУ СОШ №1 р.п.Солнечный ………………………………………………………………………..…………………………18

Примерный комплекс упражнений для формирования правильной осанки в положении стоя у стены (ВИДЕО), Алексеевская С.В., Разумовская А.В., учителя физической культуры МБОУ СОШ п. Березовый……………………………………18

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ

Состояние здоровья детей и подростков России вызывает всеобщую обеспокоенность. По данным Министерства образования только 12% детей, поступающих в первый класс, практически здоровы. Растет количество детей, отнесенных по состоянию здоровья к подготовительной и специальной медицинской группе.

Традиционная система физического воспитания в образовательных учреждениях на современном этапе не обеспечивает необходимого уровня физической культуры, физического развития и подготовленности учащихся, особенно тех, у кого имеются отклонения в состоянии здоровья. Одним из важнейших направлений работы образовательных учреждений по изменению состояния здоровья детей и учащейся молодежи является внедрение в практику адаптивной физической культуры (АФК), включая все ее основные виды: адаптивное физическое воспитание, адаптивную двигательную рекреацию, адаптивный спорт, физическую реабилитацию, экстремальные виды двигательной активности и креативные (художественно-музыкальные) телесноориентированные практики (О.Э. Аксенова, С.П. Евсеев, 2003).

Основная цель адаптивного физического воспитания состоит в формировании у занимающихся осознанного отношения к своим силам, твердой уверенности в них, готовности к смелым решительным действиям, преодолению необходимых для полноценного функционирования субъекта физических нагрузок, а также потребности в систематических занятиях физическими упражнениями и в осуществлении здорового образа жизни.

В процессе уроков по адаптивной физической культуре формируется комплекс специальных знаний, жизненно и профессионально необходимых сенсорно-перцептивных и двигательных умений и навыков; развиваются основные физические и психические качества; повышаются функциональные возможности различных органов и систем; развиваются, сохраняются и используются в новом качестве телесно-двигательные характеристики. В процессе адаптивного физического воспитания, которое должно начинаться с момента обнаружения той или иной патологии, первостепенное внимание уделяется задачам коррекции основного дефекта, сопутствующих заболеваний и вторичных отклонений, выработке компенсаторных механизмов осуществления жизнедеятельности, если коррекция не удается, профилактической работе.

На пути реализации этой цели стоит множество преград, главной из которых можно считать превалирующую среди населения и, к сожалению, педагогических и медицинских работников точку зрения о том, что любое отклонение в состоянии здоровья и, уж тем более, наличие хронического заболевания или инвалидности требует ограничения двигательной активности ребенка и применения какого-либо лекарства. Данная точка зрения неизбежно приводит к очень вредному выводу о том, что восстановить пошатнувшееся здоровье можно без каких-либо усилий, применяя действенные лекарства и находясь в состоянии покоя, а укрепить и увеличить жизненные силы вполне возможно с помощью различных пищевых добавок, бальзамов и т. д. и т. п. (С.П. Евсеев, 2003). В особо неблагоприятном положении оказываются дети и подростки, которые перенесли какое-либо заболевание, нередко возникшее вследствие недостаточной двигательной активности. Современные исследования в области физиологии, гигиены и клинической медицины свидетельствуют о том, что таким детям и подросткам особенно необходима двигательная активность, причем не только в образовательных, но и в лечебно-профилактических целях, для сохранения и упрочения здоровья, нарушенного перенесенным заболеванием (Э.Г. Булич, 1986).

Адаптивное физическое воспитание предполагает введение в школе обязательных уроков по АФК для учащихся с ослабленным здоровьем. Для учащихся специальных медицинских групп (СМГ) должны быть специальные программа, методика и организация занятий. Учебная программа для этой категории школьников характеризуется акцентированной направленностью на формирование у школьников системы знаний, умений и навыков, необходимых для коррекции проблемных зон в организме.

Недооценка возможностей АФК в коррекции состояния здоровья детей приводит к тому, что в настоящее время они чаще всего просто освобождаются от занятий физическими упражнениями.

Основными задачами физического воспитания учащихся, отнесённых по состоянию здоровья к СМГ, в общеобразовательных школах являются:

  • укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию и закаливанию организма;
  • повышение функционального уровня органов и систем, ослабленных болезнью;
  • повышение физической и умственной работоспособности;
  • повышение защитных сил организма и сопротивляемости;
  • формирование правильной осанки;
  • освоение основных двигательных умений и навыков;
  • воспитание морально-волевых качеств;
  • воспитание интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и внедрение их в режим дня учащегося;
  • создание предпосылок, необходимых для будущей трудовой деятельности учащихся.

В соответствии с Положением о врачебном контроле над лицами, занимающимися физической культурой и спортом, учащиеся, занимающиеся по государственным программам физического воспитания, проходят медицинское обследование по установленной форме не реже одного раза в течение учебного года у врачей, обслуживающих учебное заведение. Для занятий физической культурой обучающиеся распределяются на 4 медицинские группы: основная, подготовительная, специальная "А" (оздоровительная) и специальная "Б" (реабилитационная).

В основную группу здоровья включаются учащиеся, не имеющие отклонений в состоянии здоровья, с хорошим физическим развитием и двигательной подготовленностью.

В подготовительную группу здоровья включаются учащиеся с недостаточным физическим развитием и слабо физически подготовленные, не имеющие значительных отклонений в состоянии здоровья.

В специальную группу здоровья включаются учащиеся, имеющие отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера, требующие ограничения физических нагрузок.

При определении медицинской группы для школьников с отклонениями в состоянии здоровья необходимо предусматривать доступность физических нагрузок, а также создание оптимальных условий для выздоровления и предупреждения обострения заболеваний.

СМГ учащихся оформляются приказом директора школы.

В соответствии с нормативными документами и методическими рекомендациями Министерства образования и науки Российской Федерации (/), комплектование СМГ осуществляется в зависимости от характера заболевания:

  • заболевания ССС;
  • заболевания дыхательной системы;
  • заболевания пищеварительной системы, эндокринной и нарушение обмена веществ;
  • заболевания и повреждения ОДА;
  • заболевания органов слуха и зрения;
  • заболевания мочевыделительной системы;
  • заболевания ЦНС и периферической НС (ДЦП, полиомиелит).

Однако относительная малочисленность учащихся с однородными заболеваниями не позволяет группировать их по характеру заболевания. Практика показывает, что наиболее целесообразно комплектовать эти группы по классам (например, из учащихся 1-2, 3-4, 5-8; 9-11 классов).

Проведение занятий с ослабленными детьми в СМГ (отдельно от здоровых школьников) позволяет избежать многих методических ошибок, щадить психику ребёнка, использовать дифференцированные нагрузки и контролировать состояние учащихся и их адаптацию к нагрузке (В.К. Велитченко, 1998).

В зависимости от тяжести и характера заболевания учащихся, отнесённых к СМГ, рекомендуется разделять на подгруппы – «А» и «Б», с целью более дифференцированного подхода к назначению двигательных режимов.

Подгруппа «А» - школьники, имеющие отклонения в состоянии здоровья обратимого характера, ослабленные различными заболеваниями.

Подгруппа «Б» - школьники, имеющие тяжелые необратимые изменения в деятельности органов и систем (органические поражения СС, мочевыделительной систем, печени, высокую степень миопии с изменением глазного дна и др.).

В подгруппе «А» физические нагрузки постепенно увеличиваются по интенсивности и объему – согласно адаптационным и функциональным возможностям организма. Двигательные режимы рекомендуется выполнять при ЧСС 120-130 уд/мин в начале четверти, постепенно увеличивая интенсивность физических нагрузок в основной части урока и ЧСС до 140-150 уд/мин к концу четверти.

В условиях аэробного дыхания, двигательные режимы при ЧСС 130-150 уд/мин являются оптимальными для кардиореспираторной системы и дают хороший тренировочный эффект.

В подгруппе «Б» двигательные режимы выполняются при ЧСС не более 120 уд/мин, в течение всего учебного года, т.к. по данным физиологов, при такой ЧСС они способствуют гармонической деятельности СС, дыхательной и нервной систем, ОДА и других органов и систем организма: увеличивается минутный объем крови (за счет систолического объёма), улучшается внешнее и тканевое дыхание.

Учебный процесс по физическому воспитанию учащихся СМГ делится на два периода – подготовительный и основной.

Основная цель подготовительного периода (приблизительно сентябрь-декабрь): овладение навыками правильного дыхания, освоение техники простейших упражнений, постепенное развитие адаптации организма занимающихся к физическим нагрузкам, за счёт умеренного воздействия с помощью физических упражнений на все органы и системы.

Задачи подготовительного периода:

  • постепенно подготовить СС и дыхательную системы, весь организм школьников к выполнению физической нагрузки;
  • воспитать у учащихся потребность систематическим занятиям физическими упражнениями;
  • научить их быстро находить и правильно считать пульс;
  • обучить элементарным правилам самоконтроля (судить о состоянии здоровья по самочувствию, характеру сна, наличию аппетита, по различной степени утомляемости на уроке физкультуры).

В первые 6-8 недель занятий с учащимися необходимы специальные (показанные при каждом конкретном заболевании) упражнения, которые должны применяться в сочетании с общеразвивающими упражнениями. При их подборе нужно учитывать характер заболеваний, уровень функциональных возможностей, данные физического развития и подготовленности каждого учащегося.

Примерное содержание урока.

Построение, подсчет пульса, объяснение задач урока, ходьба с выполнением дыхательных упражнений и упражнений на расслабление, подсчёт пульса, отдых сидя, индивидуальные упражнения, рекомендованные для отдельных групп заболеваний.

В подготовительный период особое внимание уделяется обучению школьников правильному сочетанию дыхания с движениями. Соотношение дыхательных упражнений с другими на первых двух-трёх уроках – 1:1, 1:2, затем 1:3, 1:4. Как правило, у ослабленных детей преобладает поверхностное грудное дыхание. Поэтому на первых уроках необходимо обучать правильному дыханию в положении сидя и стоя, делая особый акцент на участии в акте дыхания передней стенки живота. Необходимо приучать детей делать вдох и выдох через нос, т.к. выдох через нос способствует лучшей регуляции дыхания. Сочетанию движений с дыханием надо обучаться в медленном и спокойном темпе. На занятиях применяется и метод выполнения упражнений с произношением на выдохе гласных и согласных.

В течение первой четверти половина всех упражнений выполняется в медленном темпе из исходного положения лёжа и сидя. За это время изучаются особенности каждого школьника, его физическая подготовленность, психологические особенности, способность организма переносить физическую нагрузку.

В основной период – приблизительно декабрь – май – осуществляются более интенсивные тренировки организма, имеющие целью восстановление нарушенных функций, повышение адаптационно-компенсаторных возможностей организма, обучение новым двигательным навыкам и их совершенствование.

В процессе занятий АФК ставятся задачи образовательного характера: ознакомление с определёнными двигательными действиями, обучение технике движений, её совершенствование.

Длительность основного периода зависит от приспособленности организма школьника к физическим нагрузкам, от состояния его здоровья, от пластичности и подвижности нервной системы.

Основной период предшествует переводу школьника в более сильную по состоянию здоровья группу.

Задачи основного периода:

  • освоение основных движений и навыков программы по физической культуре для учащихся СМГ;
  • повышение общей тренированности и функциональной способности организма к перенесению физической нагрузки в школе и дома.

В содержание уроков этого периода постепенно включаются все виды ОРУ, виды лёгкой атлетики, элементы художественной и спортивной гимнастики, танцевальные шаги, упражнения в равновесии, подвижные игры и элементы спортивных игр.

Все упражнения строго дозируются в зависимости от индивидуальных особенностей организма. Существенное значение имеют положительные эмоции. Живое, увлекательное проведение урока поднимает настроение детей, побуждает их к активным действиям.

Очень важно чаще использовать поощрение, поддерживать каждый, даже небольшой успех ученика, не подчёркивать ошибок перед всем классом, не предъявлять повышенные требовательности к точности выполнения заданий и не увлекаться установкой на преодоление трудностей. Однако не следует избегать сложных элементов. Трудность упражнения заключает в себе воспитательную ценность, отсутствие сложности ведёт к потере интереса к занятиям, создаёт неуверенность в своих силах. Проявление отрицательных эмоций (обида, страх и т.д.) вредно влияет на здоровье детей.

Дозировка физической нагрузки на занятиях имеет решающее значение. Для ее регуляции используют многообразие приёмов. Так, нагрузку можно регулировать:

  • темпом движения, т. е. количеством движений в единицу времени;
  • подбором физических упражнений, т. е. путём их усложнения, включая упражнения с отягощением;
  • амплитудой движений;
  • исходными положениями при выполнении упражнений;
  • временем, затрачиваемым на выполнение упражнений, и отдыхом между ними;
  • степенью мышечного напряжения;
  • эмоциональным фактором.

Для контроля широко используется хронометраж и пульсометрия. Хронометраж позволяет определить общую и моторную плотность занятия, пульсометрия – правильность распределения нагрузки на уроке и адекватность её функциональным возможностям занимающихся.

Переносимость нагрузки определяется по реакции СС. Для детей с ослабленным здоровьем не допускается резкое учащение пульса (свыше 150 уд/мин.)

Уроки АФК в СМГ организуются следующим образом:

  • построение на уроке не по росту, а по степени физической подготовленности: на правом фланге более подготовленные дети, на левом – менее подготовленные;
  • перед каждым уроком у школьников определяют ЧСС. Дети, у которых ЧСС выше 80 ударов в минуту, становятся на левый фланг.
  • при проведении эстафеты более подготовленные стоят в начале колонны, начинают и заканчивают эстафеты, при необходимости сделав два повторения, менее подготовленные – одно;
  • при проведении игр слабо подготовленные ученики заменяются каждые 2 минуты;
  • в первой четверти рекомендуется 5-7 минут основной части урока уделять выполнению индивидуальных заданий, состоящих из упражнений, которые рекомендуются в зависимости от диагноза.

Важнейшие требования к уроку:

  • обеспечение дифференцированного подхода к учащимся с учётом их состояния здоровья, физического развития и двигательной подготовленности;
  • достижение динамичности, эмоциональности, образовательной и инструктивной направленности учебных занятий;
  • формирование у учащихся навыков и умений самостоятельных занятий физическими упражнениями.

Основными документами планирования учебной работы являются:

  • годовой план прохождения программного материала в учебном году;
  • четвертной план;
  • конспекты и планы отдельных уроков; журнал учёта занятий со школьниками.

Дополнительными документами для организации учебно-воспитательного процесса по адаптивной физической культуре являются:

  • планы проведения врачебно-педагогических мероприятий;
  • паспорт здоровья школьника;
  • комплексы физических упражнений, рекомендуемых для самостоятельных занятий учащихся;
  • комплексы физических упражнений, рекомендуемых для проведения физкультминуток;
  • правила проведения коррекционных подвижных игр;
  • тематический план проведения бесед со школьниками;
  • тематический план проведения бесед с родителями;
  • программы спецкурсов для детей и родителей по адаптивной физической культуре.

Средняя ЧСС у учащихся 5-11 классов, отнесенных к СМГ при выполнении различных физических упражнений

Виды физических упражнений

Средняя

Миним.

Максим.

Построение

91

77

112

Ходьба в медленном темпе

105

86

119

Ходьба в среднем темпе (строевая)

118

104

151

Ускоренная ходьба (спортивная)

135

122

162

Бег трусцой в медленном темпе (2 мин)

129

112

152

Бег со скоростью 2,5 м/с (до 2 мин.)

148

135

175

Дыхательные упражнения

100

90

118

ОРУ для плечевого пояса

118

115

120

Комплекс УГГ (5 мин.)

126

104

147

Подвижные игры малой интенсивности

154

120

176

Виды физических упражнений

Средняя

Миним.

Максим.

Элементы баскетбола:

- Передача мяча на месте

132

120

146

- Броски мяча в кольцо с места

125

118

137

- Броски мяча в кольцо после ведения

149

125

166

- Ведение мяча прямолинейно в медленном темпе

131

120

145

- Передача мяча от груди двумя руками после ведения

146

114

170

Наклоны, махи приседания у гимнастической стенки

122

110

143

Танцевальные упражнения

132

124

148

Передвижения на лыжах по ровной местности в медленном темпе (обучение технике, прогулки)

124

119

150

Использованная литература

  1. Письмо Министерства образования и науки РФ от N МД-583/19 "О методических рекомендациях "Медико-педагогический контроль за организацией занятий физической культурой обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья" ().

  1. Введение в специальность. История и общая характеристика адаптивной физической культуры / Под общей ред. проф. С. П. Евсеева. — М.: Советский спорт, 2003.

  1. «Физическое воспитание в специальных медицинских группах»: Учеб. пособие для сред. спец. учеб. заведений/ Э. Г. Булич. - М.: Высшая школа, 1986.

  1. «Физкультура без травм» В. К. Велитченко. Москва. Просвещение 1993 г.

  1. «Технологии физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре». Евсеева О.Э., Евсеев С.П. Москва. «Спорт», 2016.

Примерный комплекс упражнений для формирования правильной осанки и профилактики плоскостопия для младших школьников

Ишкинина Т.В., учитель физической культуры

МБОУ ООШ № 2р.п. Солнечный

Название упражнения

Методические указания

1.

Построение в шеренгу. Встать в положение основная стойка голова прямо, плечи развернуты, живот подтянут, ноги выпрямлены.

Показать правильное положение в основной стойке. Исправить осанку детей, пройдя спереди и сзади вдоль шеренги

Упражнения в ходьбе по кругу

2.

Обычный шаг с сохранением правильной осанки (25-30 шагов).

Стоя вне круга, проверить и исправить осанку каждого проходящего мимо ребенка.

3.

«Журавлик». Ходьба с высоким подниманием бедра (руки на поясе), 20-25 шагов.

Следить за тем, чтобы колени и лопатки были выпрямлены, шаги мелкими. Выше подниматься на носках, тянуться вверх.

4.

«Вырастаем большими». Ходьба на носках (руки вверх, «в замке»), 20-25 шагов.

Следить за тем, чтобы колени и лопатки были выпрямлены, шаги мелкими. Выше подниматься на носках, тянуться вверх.

5.

«Мишка косолапый». Ходьба на наружном крае стопы. Говорить на каждый шаг (руки на поясе): «Мишка косолапый по лесу идет, шишки собирает, песенки поет. Шишка отскочила прямо мишке в лоб. Мишка рассердился и ногою – топ!».

Следить за тем, чтобы дети держали спину прямо, не наклоняли голову. Ноги ставить точно на нужный край стопы, слегка приводя носки внутрь, пальцы должны быть подвижны. Локти отводить назад. При выполнении упражнения рекомендуется, чтобы дети хором произносили стихи.

6.

Ходьба с ускорением и переходом в бег. Ходьба с последующим замедлением.

Следить за тем, чтобы дети бежали легко на носках, поднимая выше колени. Руки согнуты в локтях. При

ходьбе следить за правильностью осанки детей.

7.

Дыхательное упражнение. Отводя плечи назад, вдох – на 2 шага, выдох – на 4 шага.

Вдох глубокий через нос. Выдох – через губы, сложенные трубочкой.

Упражнения в положении «стоя»

8.

«Воробышек». Круги назад 6-8 раз согнутыми в локтях руками.

Отводя локти назад, сближать лопатки.

9.

«Лягушонок». Из И.П. – ноги на ширине плеч, руки перед грудью - привести кисти к плечам (ладони вперед, пальцы врозь) и, говоря хором «квак», вернуться в И.П. (4-6 раз).

В положении «кисти к плечам» локти должны быть прижаты к бокам.

10.

«Большие круги». Круги назад выпрямленными в стороны руками (кисти сжаты в кулаки) – 6-8 раз.

Следить за тем, чтобы дети не опускали руки ниже уровня плеч.

11.

«Мельница». Поочередное приведение рук за затылок и спину (6-8 раз).

Плечи развернуты, локти отведены назад, голова прямо.

12.

«Резинка». Разгибая в локтях согнутые перед грудью руки – вдох. Вернуться в И.П., произнося звук «ш-ш-ш» - выдох.

При отведении рук в стороны сближать лопатки, не опускать руки ниже уровня плеч.

13.

«Вместе ножки – покажи ладошки». Поднимаясь на носки, отвести плечи назад и повернуть ладони вперед. Вернуться в И.П. расслабляя мышцы рук (4-6 раз).

Держать спину ровно и не выпячивать живот.

14.

«Потягивание». Подняться на носки, левая рука вверх, правая назад. Удерживаться 1-2-3 сек. Вернуться в И.П., расслабив руки (4-8 раз).

Плечи развернуты, колени выпрямлены, живот подтянут.

Упражнения в положении «лежа на спине»

15.

«Здравствуйте, прощайте». Сжать кулаки и согнуть стопы на себя. Разжать кулаки, оттянуть носки до отказа. (6-8 раз).

При оттягивании носков рекомендуется слегка разводить пятки.

16.

«Волна». Согнуть ноги и подтянуть колени к животу. Выпрямить. Пауза 3-5 сек. И опустить ноги (4-6 раз).

Следить за тем, чтобы локти были прижаты к коврику. Носки во время упражнения должны быть оттянуты.

17.

«Пляска». И.П. – лежа, руки под затылком, ноги приподняты. Развести ноги врозь и вернуться в И.П. (6-8 раз).

Следить за тем, что бы локти были прижаты к коврику.

Упражнения в положении «лежа на животе».

18.

«Воробышек». Круги назад локтями рук, приведенными к плечам (5-8раз).

Голова приподнята.

19.

«Рыбка». Поднять голову и отвести плечи назад. Приподнять руки и ноги: пауза напряжения 4-6 сек. Опустить руки и ноги: пауза расслабления 6-8 сек. (3-4 раза).

Следить за тем, чтобы дети не прогибались в пояснице.

20.

«Лягушонок». Руки из-под подбородка привести к плечам ладонями вперед. Поднять голову и развести ноги. Медленно вернуться в И.П. (6-8 раз).

21.

Построение, ходьба обычным шагом (1-2-3 круга).

Проверка правильности осанки в положении «стоя» и в движении.

Примерный комплекс дыхательных упражнения для улучшения функции дыхания и формирования правильной грудной клетки

Ишкинина Т.В., учитель физической культуры

МБОУ ООШ № 2 р.п.Солнечный

  • И.П. – стоя. На четыре счёта сделать вдох, затем на четыре счёта – выдох.

Повторить 6 – 8 раз. То же, но вдох и выдох делать на шесть счётов.

  • Это же упражнение делать во время ходьбы. На четыре (шесть) – выдох.

  • Сочетание медленного бега с углубленным дыханием.

  • И.П. – стоя, руки на животе. При вдохе надавить руками на переднюю брюшную стенку, слегка выпятить живот, при выдохе втянуть брюшную стенку.

  • И.П. – стоя. Сделать вдох и, не выдыхая несколько раз, выпятить живот вперёд, а затем втянуть. Повторить 6 – 8 раз.

  • И.П. – стоя. Поднять руки через стороны вверх – вдох, опустить выдох.

  • И.П. – стоя, кисти на затылке. Делая вдох на четыре счёта, локти отвести назад, лопатки соединить, прогнуться. При выдохе на четыре счёта – лопатки вперёд.

  • И.П. – стоя. Поднять руки вверх, ногу – назад, вдох. И.П. – выдох. То же другой ногой.

  • И.П. – стоя, руки сзади в замок. Отвести руки назад, прогнуться – вдох, И.П. – выдох. Повторить 8-10 раз.

  • И.П. – стоя, руки вверх. Отводя руки назад – вдох, возвращаясь в И.П. – выдох. Повторить 4 – 6 раз.

Вдох выполнять через нос, а выдох через – рот.

Примерный комплекс упражнений для формирования и закрепления правильной осанки

Ишкинина Т.В., учитель физической культуры

МБОУ ООШ № 2р.п.Солнечный

  1. Стоя у стены, принять правильную осанку, касаясь стены (без плинтуса) или гимнастической стенки. При этом затылок, лопатки, ягодичная область, икры ног и пятки должны касаться стены.
  2. Принять правильную осанку (1упр.). Отойти от стены на один шаг, сохраняя правильную осанку.
  3. Принять правильную осанку у стены. Сделать 2 шага вперед, присесть, встать, вновь принять правильную осанку.
  4. Принять правильную осанку у стены. Сделать один шаг вперед - два шага вперед, расслабить последовательно мышцы шеи, плечевого пояса, рук и туловища. Принять правильную осанку.
  5. Стоя у гимнастической стенки, принять правильную осанку, приподняться на носки, удержаться в таком положении 3-4 сек. Вернуться в И.П.
  6. То же упражнение, но без гимнастической стенки.
  7. Принять правильную осанку, присесть, разводя колени в стороны и сохраняя прямое положение головы и позвоночника. Медленно встать и принять И.П.
  8. Сидя на гимнастической скамейке у стены, принять правильную осанку (затылок, лопатки и ягодицы прижать к стене).
  9. И.П. (как упр.8) - расслабить мышцы шеи, наклонить голову, расслабить плечи, мышцы спины, вернуться в И.П.
  10. И.П. – лежа на спине. Голова, туловище и ноги должны составлять прямую линию, руки прижаты к полу. Встать, принять правильную осанку, придавая поясничной области тоже положение, которое было принято в положение лежа.
  11. И.П.- лежа на полу. Прижать поясничную область к полу. Встать, принять правильную осанку.
  12. Принять правильную осанку в положение стоя. Ходьба по залу с остановками, с сохранением правильной осанки.
  13. Стоя, правильная осанка, мешочек с песком на голове. Присесть, стараясь не уронить мешочек. Встать в И.П.
  14. Ходьба с мешочком на голове с сохранением правильной осанки.
  15. Ходьба с мешочком на голове с перешагиванием через препятствие (гимнастическую скамейку, скакалку), сохраняя и.п.
  16. Ходьба с мешочком на голове с одновременным выполнением различных упражнений (ходьба в полуприседе, с высоким подниманием колен, и т.д.).

Примерный комплекс упражнений для формирования правильной осанки и

профилактики плоскостопия

Непомнящий С.В., учитель физической культуры

МБОУ СОШ п. Горин

1. Встать так, чтобы пятки, ягодицы, лопатки и затылок касались стены. Запомнить положение отдельных частей тела и сохранять его в течение 10 секунд.

2. И.П. - стойка ноги врозь, руки за головой. Наклонить туловище влево – выдох. И.П. - вдох. То же в другую сторону.

3. И.П. - стойка ноги врозь, руки на пояс. Наклонить туловище вперед, прогибая спину – выдох. И.П. - вдох. При наклоне голову поднимать, локти отводить назад, ноги прямые, темп медленный. 3-8 раз.

4. И.П. - стойка ноги врозь, руки за голову. Наклоны и повороты туловища вправо и влево, сохраняя правильную осанку.

5. И.П. - руки к плечам. Подняться на носки, руки вверх – вдох. И.П. - выдох.

6. И.П. - руки за головой. Наклоны вперед прямым туловищем, руки вверх - выдох. Вернуться в И.П. – вдох.

7. Ходьба на носках, руки вверху. Ноги в коленях не сгибать, смотреть вперед.

8. Ходьба на пятках, руки за головой. Вниз не смотреть.

9. Ходьба в полуприседе, руки на поясе, спина прямая, вперед не наклоняться.

Примерный комплекс упражнений для формирования правильной осанки и укрепления мышц спины

Даньшин Г.Е., учитель физической культуры

МБОУ СОШ № 1р.п. Солнечный

Упражнение 1.


И.п. – стойка ноги врозь. 1 – наклон с поворотом туловища вправо, правая рука в сторону-назад, левая рука на пол; 2 – то же в другую сторону. Повторить 4-8 раз.


Упражнение 2.


И.п. – стоя на левом колене, правая нога в сторону на носок, руки в стороны. 1-2 – наклон к правой ноге, левой рукой коснуться правого носка, правую руку отвести назад; 3-4 – И.п. То же в другую сторону. Повторить 4-8 раз.


Упражнение 3.


И.п. – лежа на спине, руки за голову. 1-2 – приподнять верхнюю часть туловища от пола до уровня плеч; 3-4 – И.п.


Упражнение 4.


И.п. – лежа на животе, руки в стороны. 1 – мах правой ногой назад; 2 – отвести правую ногу скрестно за левую, носком коснуться пола; 3 – мах правой ногой назад;
4 – И.п. То же с другой ноги. Повторить 4-8 раз.

Упражнение 5.


И.п. - лежа на спине, ноги вверх. Скрестные движения ногами. Повторить 8-16 раз.

(видео)

Примерный комплекс упражнений для формирования правильной осанки и укрепления мышц спины

Татанов А.В.,

учитель физической культуры МБОУ СОШ п. Хурмули

  1. Низкий выпад

Сделайте глубокий выпад вперед правой ногой, вытяните руки вверх, максимально выпрямив спину. Вы должны почувствовать натяжение в позвоночнике. Удерживайте позу 30-60 секунд. Выполните упражнение левой ногой.

  1. Кошка

Встаньте на четвереньки. Проследите, чтобы ладони находились ровно под плечами, а колени создавали угол 90 градусов. Максимально округлите спину, опустив голову к груди. Затем медленно прогнитесь, потянувшись макушкой к спине. Повторите 10 раз.

  1. Наклон с опорой о стену

Встаньте на расстоянии двух шагов от стены, ноги поставьте на ширине плеч. Наклонитесь вперед и упритесь ладонями в стену, сохраняя угол 90 градусов между ногами и телом. Почувствуйте натяжение в спине и плечах. Удерживайте положение 60 секунд.

4. «Пловец»

Ложитесь на живот. Поднимите противоположную руку и ногу максимально вверх, прижимая живот и грудь к полу. Задержитесь в верхнем положении на несколько секунд и поменяйте положение рук и ног. Важно: шея не должна напрягаться! Повторите 10 раз на каждую сторону.

5. «Сфинкс»

Лежа на животе, поднимите корпус и упритесь предплечьями в пол, прогнувшись в пояснице. Удерживайте положение 30-60 секунд, повторите 5-6 раз.

6. «Ангел»

Прижмитесь к стене спиной, головой и ягодицами. Ноги удерживайте полусогнутыми примерно в 10 сантиметрах от плинтуса. Руки согните в локтях так, чтобы предплечья располагались параллельно полу. Сожмите лопатки вместе и удерживайте позицию несколько секунд. Затем вытяните руки вверх. Повторите 10 раз.

Примерный комплекс корригирующих упражнений для укрепления мышц спины и брюшного пресса (видео)

Ишкинина Т.В., учитель физической культуры

МБОУ ООШ №2р.п.Солнечный

Примерный комплекс корригирующих упражнений для формирования правильной осанки и укрепления мышц спины (видео)

Решетников Д.О., учитель физической культуры

МБОУ СОШ п.Горный

Примерный комплекс корригирующих упражнений для формирования правильной осанки и укрепления мышц спины (видео)

Глушков В.В., учитель физической культуры

МБОУ СОШ с. Кондон

Примерный комплекс корригирующих упражнений для формирования правильной осанки

Цуканова Л.И., учитель физической культуры

МБОУ СОШ № 1р.п. Солнечный

Примерный комплекс корригирующих упражнений для формирования правильной осанки в положении стоя у стены.

Алксеевская С.В., Разумовская А.В.,

учителя физической культуры

МБОУ СОШ п. Березовый


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Валеологические рекомендации для родителей детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, обучающихся на дому с использованием компьютера

Содержание1. Вводная частьНадомное образование.Понятие о дистанционном обучении. 2.  Здоровье человека как основная ценность.3.  Ребенок, обучающийся на дому с использование...

Обучение спортивным танцам на колясках детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (методические рекомендации).

Ключевые слова: Адаптивный спорт; социализация; интеграция; реабилитация; спортивные танцы на колясках.Аннотация: Физическая культура и спорт сегодня становятся важнейшим фактором социализации инвалид...

Методические рекомендации "Причины нарушений и коррекционное воспитание и обучение детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата"

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа№439Петродворцового района Санкт-Петербурга     Методические рекомендации«Причины нарушений и коррекционное воспи...

Публичная презентация общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности Раковой Татьяны Владимировны, учителя физической культуры ГБОУ Республики Хакасия «Школа-интернат для детей с нарушениями слуха»

Публичная презентация общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности Раковой Татьяны Владимировны, учителя физической культуры ГБОУ Республики Хакасия «Шко...

Адаптированная рабочая программа по предмету " История и культура родного края" для 9 класса для учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата и интеллектуальными нарушениями.

Данная адаптированная рабочая программа составлена на основе материалов книги "Культура родного края" авторов В.Н.Лупоядова и Л.Ю. Лупоядовой....

Методические рекомендации по организации дистанционного обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

      Методические  рекомендации созданы в результате работы по организации образовательного процесса детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в дистанционной форме...