Урок "Оценивание деятельности обучающихся на уроках физической культуры по баскетболу"
план-конспект урока по физкультуре (7 класс)

Цвирко Раиса Владимировна

Вопрос оценивания по предмету «Физическая культура» - один из актуальных в жизни общеобразовательной школы. Оценке подвергается всё разнообразие умений, получаемых обучающимися на уроке. Большое внимание отводится индивидуальным сдвигам занимающихся в овладении умениями и навыками.

 Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения,  формировать умение учиться (системно-деятельностный подход).

В конспекте  урока отражен перенос основных оценочных действий и ответственности за формирование оценки на обучающихся, тем самым, обеспечивая их оценочную самостоятельность и развитие рефлексивных умений и навыков. Обучающийся самостоятельно «строит (проектирует)» свою оценку, что способствует развитию его проектных умений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Тема «Оценивание деятельности обучающихся на уроках

физической культуры по баскетболу»

Цель: передача коллегам личного профессионального опыта по оцениванию  деятельности обучающихся на уроках физической культуры по баскетболу.

Задачи:

1. Познакомить педагогов с разными  способами оценивания деятельности обучающихся на уроках физической культуры по баскетболу.

2. Создать условия для  формирования  УУД на уроках физической культуры.

3. Показать стимулирующую и воспитывающую функции оценивания, учитывая  динамику изменения развития физических качеств за определённый период времени и индивидуальные особенности учащихся.

Вопрос оценивания по предмету «Физическая культура» - один из актуальных в жизни общеобразовательной школы. Оценке подвергается всё разнообразие умений, получаемых обучающимися на уроке. Большое внимания отводится индивидуальным сдвигам занимающихся в овладении умениями и навыками.

 Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения,  формировать умение учиться (системно-деятельностный подход).

Новизна заключается в следующем: во-первых, перенос основных оценочных действий и ответственности за формирование оценки на обучающихся, тем самым, обеспечивая их оценочную самостоятельность и развитие рефлексивных умений и навыков. Обучающийся самостоятельно «строит (проектирует)» свою оценку, что способствует развитию его проектных умений.

Результатом  работы является:

- повышение интереса к занятиям физической культурой и спортом;

-  увеличение количества обучающихся, посещающих спортивные кружки и секции;

- достижения, обучающихся во внешкольных спортивных соревнованиях;  

- повышение уровня физической, технико-тактической подготовленности обучающихся;

Описание урока

Конспект  урока в 7  «А»  классе

Тема урока «Баскетбол. Бросок после ловли и ведения мяча»

Цель урока: создание условий для  совершенствования учащимися технических приемов в баскетболе: ведения,  передач, бросков и ловли мяча

Задачи:  

Предметные:  научатся:  в доступной форме объяснять и выполнять технику ведения, передач, бросков и ловли мяча, анализировать и находить ошибки; находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками;

получат возможность научиться:  оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий.

Метапредметные: 

познавательные – овладеют знаниями по баскетболу,  усовершенствуют технику ведения, передач, бросков и ловли мяча;

коммуникативные - овладеют диалогической формой речи, способностью работать и вступать в речевое общение в команде, готовностью слушать собеседника и вести диалог;

регулятивные - овладеют способностью понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять,  овладеют способностью оценивать свои достижения, отвечать на вопросы, соотносить изученные понятия с примерами;

Личностные: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

1. Актуализация знаний (5 мин)

Цель: мотивировать детей на желание узнать новое.

1.1. Построение учащихся.

Проверка готовности учащихся к уроку. Обратить внимание на внешний вид учащихся.

Равняйсь! Смирно!По порядку рассчитайсь!  Здравствуйте ребята!

1.2. Мотивация учащихся на работу, внутренняя готовность, психологическая организация.      «Мяч в кольце! Команде гол! Мы играем в... (баскетбол)»

«Скажите, ребята,  о чём пойдёт сегодня речь?»

1.3. Цель и задачи урока.

Мы с вами сегодня продолжаем тему «Баскетбол»  

- Какие технические приемы (баскетбольные упражнения)  в баскетболе мы уже разучили?  (ведение, передачи, бросок)

- Что мы изучили на прошлом уроке? (бросок после ловли и ведения мяча)

- А чтобы добиться более высоких результатов, что нам нужно? Отработать изученные элементы.

Давайте вместе определим цель нашего урока.

            И так, как же будет звучать цель нашего урока: совершенствовать технику выполнения              

            ведения, передач и бросков  после ловли и ведения мяча

            Для того, чтобы ее достичь, нам необходимо выполнить определенные задачи.

1. Совершенствовать технику броска после ловли и ведения мяча.

2. Развить качества, необходимые для игры в  баскетбол. А какие? (быстрота, ловкость, сила, меткость)

     Баскетбол какая игра? (командная)  Какие качества личности формируются при работе в

    команде  (сотрудничество, коммуникабельность, взаимопонимание, дисциплина,  

     целеустремленность, взаимопомощь, уважение к членам команды и т. д.). Все эти

     качества необходимы человеку в современном обществе.

     3. Воспитать: дисциплину, умение работать в группах, в парах.

           Составим план урока:

           1. С чего мы начинаем наш урок? (с разминки)

            Для чего нужна разминка? (подготовить организм к работе, разогреть  

            мышцы, чтобы  не было травм)

           2. Что мы делаем в основной части урока, после разминки?

          (Нужно отработать технику ведения, передач, броска после ловли и после ведения)  

            3. Заключительная часть: подведение итогов, анализ,рефлексия

           И так, мы приступаем к выполнению нашего плана.

            II. Подготовительная часть урока. (10 мин)

Цель: подготовить организм к предстоящей работе

2.1. Разминка.

           1. Строевые приемы и повороты на месте.

   Инструктаж по технике безопасности  при работе с мячами.

           - ловить мяч открытыми ладонями, образующими воронку;

           - прежде чем выполнить передачу, убедиться, что партнер готов к приему мяча;

           - следить за полетом мяча;

           - соизмерять силу передачи в зависимости от расстояния до партнера;

            помнить, что нельзя бить мяч ногой, бросать друг в друга.

           - выполнять бросок по кольцу способом, указанным учителем;

           -  при подборе мяча под щитом контролировать отскок мячей других учащихся.

2. Передвижения:

- ходьба обычная, мяч подбросить вверх, сделать хлопок ладонями;

- ходьба с переводом мяча вокруг туловища, 5 раз в правую сторону, затем в левую;

- ходьба на носках - руки с мячом вверх;

- ходьба на пятках - руки с мячом вперед;

- ходьба перекаты с пятки на носок, мяч за спиной.

- бег с высоким подниманием бедра,   руки с мячом вперед;

- бег с захлестыванием голени назад,  попеременное ведение мяча;

- бег приставным шагом правым боком, ведение мяча левой рукой;

- бег приставным шагом левым боком, ведение мяча правой рукой.

            Какие мышцы работают при выполнении наших упражнений? (мышцы рук, ног,

            корпуса, шеи)

3. Упражнения на восстановление дыхания: руки с мячом вверх - вдох, руки вниз — выдох.

Пульсометрия.

III. Основная часть. (25 мин)

Цель: организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала. Организация обратной связи.

 Баскетбол- игра командная. Делимся на команды (жребий по цвету карточек). Мы должны уметь оценивать любые жизненные действия, на уроке мы должны оценить себя!

Сегодня мы совершенствуем технические приемы в баскетболе (ведение, передачи, бросок). Необходимо пройти 3 уровня сложности совершенствования каждого технического элемента и отметить результат в листе самоконтроля знаком «+». Если не получилось с первого раза пройти первый уровень,  значит остаемся повторно. Третьего уровня может и не быть. (см. Приложение 1). Затем капитан подводит итог в командном листе.

Две команды выполняют ведение на месте двух мячей. Остальные две команды выполняют сгибание и разгибание рук в упоре лежа (считают поочередно друг у друга).

3.1. Первый уровень. Ведение на месте двух мячей одновременно в низкой стойке  за 30 сек, (зачет: 0-2 потери мяча).

3.2. Второй уровень. Ведение на месте двух мячей одновременно в средней стойке стойке за 30 сек, (зачет: 0-2 потери мяча).

3.3. Третий уровень. Ведение на месте двух мячей попеременно за    30 сек,

(зачет: 0-2 потери мяча).

Обучающиеся заполняют лист самоконтроля.

3.4. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа.

Обучающиеся одной команды принимают упор лежа на полу. Выполняют сгибание и разгибание рук в упоре лежа. Обучающиеся другой команды считают. Затем команды меняются. Показ. Зачет: мальчики – 22 раза,  девочки – 12 раз или улучшение  результата на предыдущем уроке.

Обучающиеся заполняют лист самоконтроля.

3.5. Первый уровень. Передачи мяча двумя руками от груди в стену (2,5 м)

Передачи мяча двумя руками от груди в течение 30 сек.

Четверо обучающихся располагаются за лицевой линией волейбольной площадки перед стеной на расстоянии 2,5 м.  По сигналу учителя обучающиеся выполняют передачи в стену двумя руками от груди, подсчитывают количество передач в течение 30 сек.

Обратить внимание на синхронную работау ног, туловища, рук, согласованность действий;  отскок мяча;  количество передач.  Показ.   Ошибки: передачи с линии (заступ);  передачи одной рукой от груди. Оценивание: мальчики: зачет – 24 передачи; девочки: зачет  – 22 передачи.

Обучающиеся, которые выполнили задание первого уровня, приступают к выполнению задания второго уровня.
3.6. Второй уровень. Передачи мяча в стену за 30 сек. на расстоянии 3 м

Оценивание: мальчики: зачет – 16 передач, девочки: зачет  – 14 передач.

3.7. Третий уровень. Передачи  мяча в щит в команде. (Обучающиеся, которые преодолели первые два уровня).

Обучающиеся стоят в колонне на расстоянии 3м от щита. Первый обучающийся выполняет передачу в щит сбоку от корзины и убегает вправо в конец колонны. Отскок мяча от щита ловит следующий  обучающийся. Зачет: выполнять передачи мяча 30 сек без потерь мяча.  Показ.  

Обучающиеся заполняют лист самоконтроля.

  1. 3.8. Первый уровень. Бросок  после ловли мяча в два шага  справа  от щита.      (Игрок «левша» работает в зеркальном отражении)

  2.              Игроки одной команды выстраиваются в две колонны вдоль боковых линий поля, у

игроков левой колонны мячи. Движение к кольцу начинают два первых игрока из разных колонн. Игрок с мячом ведет мяч до продолжения линии штрафного броска и делает передачу направо. Игрок из правой колонны ловит мяч, делает два шага и выполняет бросок из-под кольца (без удара в пол, начиная шаг правой ногой). Пасовавший подбирает мяч, возвращает его в левую колонну.  Показ.   (Зачет: 2 попадания в корзину за 1 мин).

  1. 3.9. Второй уровень. Ведение-два шага – бросок .

  1.             Правая колонна с мячом, левая подбирает мяч.
  2.             Обучающийся выполняет одиночное ведение,  шагает правой,  затем левой, отталкивается  
  3.             вверх и бросает мяч в кольцо одной рукой от плеча.   После броска учащийся подбирает мяч,  

            выполняет передачу одной рукой от плеча партнёру из своей команды  и становится в

            противоположную колонну.    Показ.                 (Зачет: 2 попадания в корзину за 1 мин).

  1. 4.0. Третий уровень. Штрафной бросок.  

  2. Игроки одной команды выстраиваются в колонну на линии штрафного броска. Поочередно выполняют броски.  (Зачет: 1 попадание за 1 мин)

  3. Обучающиеся заполняют лист самоконтроля.
  4. Капитаны подводят итог в капитанском листе. (6 и более знаков «+» - отметка «5»,
  5. 4 и более знаков «+» - отметка «4», 3 знака «+» - отметка «3»)
  1. Игра «Лучший бомбардир»
  1. Команды строятся у средней линии зала лицом к своему щиту под углом 45 градусов справа от щита . Задание: первый участник  выполняет одиночное ведение,  два шага, отталкивается  вверх и бросает мяч в кольцо одной рукой от плеча.  Затем он подбирает мяч и ведет его обратно.  Ведение начинает следующий игрок. Ведется подсчет попаданий мяча в корзину всей команды и лучшего игрока.
  1. Обучающиеся убирают мячи.
  1.  - Перестраиваемся в колонну по одному, налево, в обход по   залу шагом марш.
  2. IV. Заключительная часть. (5 мин)
  3. Цель: привести организм в состояние покоя.
  1. Упражнения на восстановление: поднять руки вверх и поочередно ослабить кисть, руки в локтевом суставе, затем в плечевом (3 раза).
  1.  Подведем итоги. Давайте вспомним нашу цель. Достигли ли мы ее?
  2.  - Выполнены ли поставленные нами задачи? Возникли ли у вас затруднения ?    
  3.  (какие?)

                  Рефлексия:

- Какие упражнения были сложны, а какие более доступны?

- Достаточна ли нагрузка?

- Ощущается ли усталость?

- Что помогло достичь высоких результатов?

- Какие элементы выполнять было наиболее сложно?

- Какие  физические качества развиваются при занятиях баскетболом?

                     Для закрепления нашего изученного материала ответьте на вопросы?

           -  Когда используется бросок с двух шагов в баскетболе?

           1. После ведения мяча.

            2. Стоя под кольцом

           3. С дальнего расстояния

           4. После ловли передачи от другого игрока

Ответ ( 1.После ведения мяча. 4. После ловли передачи от другого игрока)

                     -  Пригодятся ли полученные на уроке умения и навыки в жизни?  

                    Домашнее задание. Составить комплекс общеразвивающих упражнений с баскетбольным  

                     мячом.

Поблагодарить обучающихся за совместную деятельность. «Урок закончен. До свидания!  Напра-во, в раздевалку шагом марш!»

Приложение 1

Лист самоконтроля    ____________________

                          Фамилия, имя

№ п/п

Уровни

Упражнение

Оценивание знаком «+»

1

1

Ведение на месте двух мячей одновременно в низкой стойке  за 30 сек, (0-2 потери мяча)

2

Ведение на месте двух мячей одновременно в средней стойке стойке  за 30 сек, (0-2 потери мяча)

3

Ведение на месте двух мячей попеременно за    30 сек,

(0-2 потери мяча)

2

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа,

мальчики – 22 раза,  девочки – 12 раз

или улучшение предыдущего результата

1

Передачи мяча в стену с  расстояния 2,5 м за    30 сек, мальчики -24 раза, девочки – 22 раза

2

Передачи мяча в стену с  расстояния 3 м за  30 сек , мальчики -14 раз, девочки – 12 раз

3

3

Передачи  мяча в щит в команде, 30 сек без потерь мяча

4

1

Бросок  после ловли мяча в два шага  справа  от щита.     (2 попадания за 1 мин)

2

 Ведение-два шага – бросок  (2 попадания за 1 мин)

3

Штрафной бросок (1 попадание за 1 мин)

ИТОГО:

Приложение 2

Командный лист

№ п/п

Фамилия, имя

Передачи

Ведение

Сгибание и разгибание рук в упоре

Броски

Всего

1

2

3

4

5

6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности

Выявление иразвитие способностей у физически-одаренных детей одно из важнейших направлений учителя...

Тема самообразования: «Выявление и развитие одаренности обучающихся на уроках физической культуры, во внеурочной, познавательной и воспитательной деятельности»

Совершенствование качества обучения - воспитания школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различн...

Презентация "Оценивание деятельности обучающихся на уроках физической культуры по баскетболу"

Целью школьного образования по ФГОС, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать п...

Программа «Проектная деятельность обучающихся на уроке физической культуры»

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской ...