РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ВОЛЕЙБОЛА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
статья по физкультуре

Борисова Диана Рустамовна

Аннотация:

В данной статье рассматривается экспериментальная программа, которая направлена на развитие коммуникативных умений у подростков 8-ых классов игровыми упражнениями с элементами волейбола на уроках физической культуры. Проведен педагогический эксперимент по выявлению эффективности экспериментальной программы для развития коммуникативных умений. В ходе педагогического эксперимента доказана эффективность разработанной программы и ее использование в учебно-воспитательном процессе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УДК 372

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ

СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ВОЛЕЙБОЛА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Борисова Д.Р.

Аннотация. В данной статье рассматривается экспериментальная программа, которая направлена на развитие коммуникативных умений у подростков 8-ых классов игровыми упражнениями с элементами волейбола на уроках физической культуры. Проведен педагогический эксперимент по выявлению эффективности экспериментальной программы для развития коммуникативных умений. В ходе педагогического эксперимента доказана эффективность разработанной программы и ее использование в учебно-воспитательном процессе.

Ключевые слова: коммуникативные умения и навыки, волейбол, подростки, физическая культура, коммуникативные трудности, социальные сети, сеть Интернет, общение.

Введение. В современном мире большое количество подростков проводят много времени в социальных сетях. Рассматривая интернет-коммуникации, мы может выделить как их позитивные черты, так и отрицательные. К позитивным чертам относится самораскрытие личности, благодаря анонимности и отсутствию прямого контакта с собеседником. Но отрицательной чертой является то, что возникают интернет-аддикция и подмена реального общения виртуальным [1]. По данным социологического исследования выяснилось, что подростки 11-15 лет в сети Интернет чаще всего общаются с другими людьми (65,25%) и круг общения там значительно шире реального, а на втором месте стоит прослушивание музыки (64,91%) и на третьем просмотр видео (56,85%) [1].

Из-за частого общения в социальных сетях подростки теряют уверенность при коммуникации в реальной жизни, поэтому возникают коммуникативные трудности. А.Г. Самохвалова отмечала «Коммуникативные трудности – это различной силы и степени выраженности объективные или субъективно переживаемые препятствия коммуникации, нарушающие внутреннее равновесие субъекта общения, усложняющие межличностные отношения; требующие внутренних усилий, направленных на их преодоление» [2]. Для того, чтобы этого не происходило нужно скорректировать работу в образовательных учреждениях на большее развитие коммуникативных умений и навыков учащихся. В свою очередь Л.Р. Мунирова изучала коммуникативные умения в рамках теории умения и навыков, и теории общения [3]. Она пришла к такому выводу: коммуникативные умения являются сложными образованиями и включают в себя простые (элементарные) умения. Элементарные умения путем неоднократного повтора преобразуются в навык, который позволяет сформировать более сложные умения высокого уровня. Именно у подросткового возраста важной частью жизни выступают межличностное общение и общение в коллективе [4].

На уроках физической культуры, также, как и на других предметах, воспитательная деятельность должна быть направлена на развитие коммуникативных умений подростков. Эффективным средством для этой цели содействует спортивная игра – волейбол. Волейбол как командная игра имеет свои отличительные признаки. Командные игры характеризуются главным отличительным свойством – это совместная командная деятельность для достижения общей цели, личные интересы полностью подчинены интересам команды [5]. В волейболе игрок осознаёт принадлежность к команде, которую не может подвести, так же воспитывается бережное отношение в общении.

Повышенный эмоциональной фон и психическая напряженность во время игры воссоздаёт межличностные и межгрупповые отношения, которые строятся на основе сотрудничества или соперничества, в зависимости от тактики игры.

Основная часть. Цель настоящего исследования заключалась в обосновании эффективности экспериментальной программы, направленной на развитие коммуникативных умений игровыми упражнениями с элементами волейбола на уроках физической культуры.

В ходе педагогического эксперимента были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение научной литературы, анкетирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики. В качестве испытуемых выступали 42 подростка 13-14 лет обучающихся в МБОУ СОШ №8. Контрольная группа - 8 «А» класс МБОУ СОШ №8 занималась по рабочей программе, которая применяется учителями физической культуры в разделе спортивной игры волейбол, построенной на основе рабочей авторской программы В.И. Ляха «Физическая культура 5-9 класс».

Экспериментальная группа – 8 «Б» МБОУ СОШ №8 занималась по экспериментальной программе, которая была нами разработана. Перед реализацией педагогического эксперимента контрольная группа и экспериментальная группа прошли анкетирование для выявления сформированности коммуникативных умений у подростков 8-ых классов.

На рисунке 1 представлены результаты по выявлению сформированности коммуникативных умений учащихся КГ до проведения педагогического эксперимента.

На рисунке 2 представлены результаты по выявлению сформированности коммуникативных умений учащихся экспериментальной группы до проведения педагогического эксперимента.

Рисунок 1 – результаты по выявлению сформированности

коммуникативных умений учащихся контрольной группы до проведения педагогического эксперимента

Рисунок 2 – результаты по выявлению сформированности

коммуникативных умений учащихся экспериментальной группы до проведения педагогического эксперимента

В педагогическом эксперименте была проведена оценка реализации разработанной нами экспериментальной программы по развитию коммуникативных умений у подростков 8-х классов игровыми упражнениями с элементами волейбола на уроках физической культуры. Занятия в экспериментальной группе (8 «Б» класс) осуществлялись в рамках разработанной экспериментальной программы, в содержание которой включены игровые упражнения и традиционная игра волейбол по упрощенным правилам.

Игровые упражнения подбирались согласно темам урока, они носили целенаправленный характер на обучение техники элементов волейбола и на взаимодействие учеников. Например, такие игровые упражнения, как: «Позови товарища», «Мяч среднему», «Сумей принять», «Подача и приём» и т.д. В содержании экспериментальной программы на изучение волейбола отводится 12 часов. Измерив сформированность коммуникативных умений в начале эксперимента, мы определили, что по U-критерию Манна-Уитни различия между двумя выборками достоверно незначимые Uэмп = 218,5 (Uэмп> Uкр, p>0,05).

Данный показатель даёт основание для проведения педагогического эксперимента с достоверными результатами.

После окончания педагогического эксперимента учащиеся 8-х классов проходили повторное анкетирование. Результаты анкетирования показали, что сформированность коммуникативных умений проявилась в обеих группах. Но в контрольной группе сформированность коммуникативных умений увеличилась на 7,5%, а в экспериментальной группе на 26,7%. До педагогического эксперимента выборки контрольной и экспериментальной группы были однородные, так как достоверных различий не наблюдалось. После проведения педагогического эксперимента результаты анкетирования изменились и данный факт показал U-критерий Манна-Уитни (Uэмп = 121,5), определены достоверные различия (p<0,05).

Благодаря экспериментальной программе произошли значительные изменения между экспериментальной до и экспериментальной группы после – результаты находятся в зоне значимости по Т - критерию Вилкоксона (Tэмп = 15, p<0,05). В контрольной группе, занимавшейся по рабочей программе, составленной на основе рабочей авторской программы В.И. Ляха «Физическая культура 5-9 класс», тоже произошли незначительные изменения в сформированности коммуникативных умений, по Т-критерию Вилкоксона была определена зона незначимости, то есть различия по окончании исследования недостоверны (Тэмп = 95, p>0,05).

Следовательно, данная экспериментальная программа, применяемая нами, продемонстрировала успешный практический результат по развитию коммуникативных умений у подростков игровыми упражнениями с элементами волейбола на уроках физической культуры.

Выводы. Развитость коммуникативных умений человека отражает его возможность к социализации и адаптации в различных средах жизнедеятельности. Важно уделять достаточно времени развитию коммуникативных умений. Пока подростки учатся в школе, учителя могут целенаправленно влиять на формирование коммуникации между учащимися. По итогам данного исследования можно утверждать, что разработанная экспериментальная программа является эффективным средством для развития коммуникативных умений с помощью волейбола на уроках физической культуры. Достоверный результат подтвердил U-критерий Манна – Уитни, были определены достоверные различия между выборками контрольной группы и экспериментальной группы после проведения педагогического эксперимента (Uэмп = 121,5, p<0,05). Цель данного исследования была достигнута.

Литература

  1. Иксанова Г.Н. Трудности в общении подростков – виртуальный аспект / Г.Н. Иксанова // Научный результат. Педагогика и психология образования. – 2019. – №1. – С.86–93.
  2. Самохвалова А.Г. Социокультурная детерминация коммуникативных трудностей современных детей и подростков / А.Г. Самохвалова // Психологические исследования. – 2017. – Т.10. – №55. - С.1 – 11.
  3. Мунирова Л.Р. Формирование у младших школьников коммуникативных умений в процессе дидактической игры: автореф. дис. канд. пед.наук: 13.00.01 / Моск. пед. ун-т. – М., 1992. – 17 с.
  4. Свирид В. В. Анатомо-физиологические особенности детей 12-14 лет / В.В. Свирид, О.А. Катников, Т.В. Кулумаева // Мир современной науки. – 2014. – №4 (26). – С. 41–44.
  5. Горбачева, О.А. Подвижные игры: учебно-методическое пособие / О.А. Горбачева. – Орел: Межрегиональная Академия безопасности и выживания (МАБИВ), 2017. – 99 c.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение технологии развития критического мышления у детей среднего школьного возраста на уроках английского языка

Изучение развития мышления ребенка представляет собой большой практический и теоретический интерес. Оно является одним из основных путей к углубленному познанию природы мышления и закономерностей его...

Формирование семейных ценностей у детей среднего школьного возраста средствами образовательной деятельности

Материалы, опубликованные в методическом пособии по теме «Формирование семейных ценностей у детей среднего школьного возраста средствами образовательной деятельности» адресованы педагогам школ, методи...

"Развитие скоростно-силовых качеств у детей среднего школьного возраста занимающихся волейболом"

Содержание Введение……………………………………………………………………......................................................................3Глава 1. Анализ литературных источников по проблеме скоростно-силовой подготовк...

Особенности развития силовых способностей у детей среднего школьного возраста на уроках гимнастики.

Одной из основных проблем школьного физического воспитания является повышение уровня физического развития и физической подготовленности детей.  Рядом специальных исследований отмечено, что до нас...

Научная публикация: "Современная хореография как средство развития творческого воображения у детей среднего школьного возраста"

В процессе социально-экономических преобразований общества возникают проблемы, требующие новых подходов к решению более сложных задач. Возрастает потребность в людях, имеющих не только прочные и глубо...