Мастер-класс "Гимн географии"
материал по географии на тему

Попытка дать ответ на часто задаваемый детьми вопрос "Зачем надо изучать географию?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master.docx20.18 КБ
Office presentation icon master-klass.ppt2.27 МБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс «Гимн географии»

        Одна из приоритетных задач, которые ставит государство перед современной школой – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В этой связи процесс образования понимается в первую очередь как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.

          Я уверена, что именно география – это тот предмет, который способствует развитию личностной   и социальной культуры подрастающего гражданина России.

        Кроме того, такие ценности как природа (жизнь, родная Земля, заповедная природа, планета земля в целом) и человечество (мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество) входят в базовые национальные ценности и дополняют  общенациональную максиму: «Мы – российский народ!»

        Я думаю, достаточно будет нескольких примеров, чтобы доказать важную роль географического образования в решении поставленных перед школой задач.

Мы живём  в небольшом городке с гордым именем Свободный, который стоит на берегу р. Зея. Я уверена, что каждый присутствующий в зале легко найдёт на карте Россию, Амурскую область и наш родной  город (показываю на карте). Любовь к своей малой и большой Родине каждый человек   впитывает  с молоком матери. Но у поколения 80-90-х сложился негативный образ Родины, России, который демонстрируется  и нынешним детям.  И поэтому от того, что и как мы будем говорить о России на уроках географии в немалой степени зависит то, какие чувства по отношению к родной стране взрастут в душе каждого ребёнка.

Своей первостепенной  задачей я считаю воспитание  чувства гордости за то, что мы появились на свет  и живём в России, сопричастности к её настоящему и будущему, сохранению её природных богатств, культурному и экономическому процветанию. На их решение направлены те приёмы, которые я использую в своей работе.

Итак, я приглашаю вас на  необычный урок географии. Представьте себя жителями, например ЮАР, которые выбирая маршрут  для туристической поездки, увидели презентацию о стране с незнакомым названием Россия:

          Как велика моя страна,

          Как широки её просторы!

          Озёра, реки и поля

          Леса, и степь, и горы…

          Раскинулась моя страна

         От севера до юга.

         Когда в одном краю весна,

         В другом – снега и вьюга.

         В Москве ложатся спать сейчас,

        Луна   глядит в оконце.

        Дальневосточник в тот же час

        Встаёт, встречая солнце.

Что могло  удивить вас – жителей Южной Африки, -  в  стихотворении о нашей стране?

Мнения…

        А какими ещё  природными особенностями, рекордами и  чудесами  мы – россияне  можем  заинтересовать  иностранных туристов?

Мнения ….

У нас есть сейчас прекрасная возможность  блеснуть эрудицией!

Слайд-викторина.

Вчера  на  наш  сайт  пришёл  вопрос от американского  школьника:  «Есть ли на карте мира  русские фамилии и названия? Если есть, то с чем это связано?»

Что бы мы могли ему ответить?

Мнения…….

Давайте вспомним некоторые из них.     (слайд)

Посмотрев следующие слайды, я предлагаю  выбрать и выполнить дома то задание, которое в большей степени вас заинтересует. (2 слайда)

Мини-перемена

При изучении экономической географии России  я стараюсь  прививать ученикам мысль о том, что будущее страны, её процветание находится и их руках, предлагаю принять участие в обсуждении существующих проблем в стране и нахождении  путей их решения. И от того, насколько хорошо наши дети  будут  знать особенности, сильные и слабые стороны своей  страны, научатся видеть и решать возникающие проблемы,  будет зависеть не только жизнь всего государства, но и благополучие каждой семьи в частности.

Продолжим наш урок…

        Скажите пожалуйста, кому по роду своей деятельности приходится сталкиваться с проблемами постоянно, пусть не с такими глобальными, как проблемы всей страны, но от этого не мене важными   и требующими оптимального и быстрого решения? С необходимостью вести различного рода переговоры, обсуждения, убеждения?

Мнения …………

Верно, это предприниматели, бизнесмены, юристы, специалисты служб спасения и т. д.

Сейчас многие стараются самореализоваться и бизнесе. Казалось бы, какое отношение предпринимательская деятельность имеет к изучению географии…

А может быть имеет?

Давайте попробуем разобраться.

Предлагаю залу  (через слайд)  три  ситуации.  Подготовка – 1 минута. Обсуждение.

Вариант 1.    Вы решили открыть своё предприятие или фирму.   На  какие вопросы вы обратите внимание?

 -   Где открыть  своё предприятие?

 - Что производить?

 - Какие объёмы производства осваивать? И др.

Ответить на эти вопросы можно, только умея проанализировать количественные и качественные показатели, характеризующие население данной территории (численность, возрастной состав, социальный состав, уровень жизни, долю ЭАН и др.)

 - Какие транспортные потоки будут задействованы для поставок сырья, продажи готовой продукции?

Здесь потребуется анализ природноресурсного потенциала территории, наличия транспортных путей, их густоты и качества.

Вариант 2.   Вы хотите открыть совместное российско-иностранное предприятие.

Решением каких вопросов вы займётесь в первую очередь?

Потребуется знание основных тенденций развития мировой экономики, что поможет выбрать наиболее подходящих торговых партнёров. Знания языковых  и культурных особенностей выбранной  в партнёры  страны  помогут вам избежать курьёзных случаев, например,

Вариант 3. Ваша мечта – туристический бизнес!!!

Без каких географических знаний вам не обойтись?

А если вы по роду своей деятельности вынуждены постоянно ездить по стране или за рубеж, то без умения правильно рассчитывать время, учитывая часовые пояса, можно попасть в неприятную ситуацию.

Поднимите руки те, кто считает, что каждый человек должен уметь аргументировано доказывать свою точку зрения.

Всегда ли мы легко справляемся с этой задачей?

Давайте  попробуем … Слайд – 4 задания, выбираем одно, подготовка  - 1 минута, выступления.

- Докажите верность утверждения «Волга  - главная улица России».

 - А не отдать ли Японии Курильские острова?

 - Ваше отношение к экспорту российского оружия в развивающиеся страны и в частности в Китай.

 - Может ли Амурская область существовать как независимое государство?

Кроме того, изучение различных направлений  географической науки  сможет помочь вам  в профессиональном самоопределении.

Назовите профессии, в которых совершенно нельзя обойтись без знаний географии.

Мнения…

В общероссийском классификаторе специальностей   географические науки представлены широко.  На слайде  вы видите только малую их часть…

        А как много  произведений искусства  не появилось на свет, если  бы поэтов, писателей, художников, и музыкантов не  вдохновила красота родной природы, которая нас окружает и которую, к сожалению, мы порой не замечаем.

        Гениальные строчки Пушкина, Лермонтова, Фета, Тютчева, живописнейшие описания природы в произведениях Пришвина, Шукшина, Астафьева, незабываемые пейзажи Васнецова, Шишкина, Сурикова, Айвазовского, музыкальные зарисовки Чайковского, Шостаковича   дают богатейший материал  для  изучения  природы России. Это  способствует не только нравственно-патриотическому, но и эстетическому воспитанию школьников.

Таким образом, мы видим насколько широки возможности самой интересной, познавательной, увлекательной, поучительной науки ГЕОГРФИИ. Я очень счастлива, что преподаю в школе именно этот предмет.

Закончить наш урок  я хочу словами Р. Рождественского

Я жалею о том, что не видел лица всей Земли,

Всех её океанов, вершин ледяных и закатов.

Только парус мечты вёл по свету мои корабли,

Только в стёклах витрин видел я альбатросов и скатов.

Я не слышал, как в Лондоне час отбивает Биг-Бен,

Я не видел, как звёзды  сползают к фьёрдам всё ниже,

Как кипит за кормой горький снег атлантических пен,

И в начале весны голубеют фиалки в Париже.

        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер-класс "Гимн географии"

Слайд 2

Общенациональные ценности: природа (жизнь, родная Земля, заповедная природа, планета земля); человечество (мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество); труд и творчество (созидание, целеустремлённость и настойчивость); наука (ценность знания, стремление к истине, научная картина мира).

Слайд 6

Природные рекорды России 1. Назовите самое большое и самое глубокое море у берегов России.

Слайд 7

2 . Назовите самое холодное и самое ледовитое море у берегов России.

Слайд 8

3. Где в России самые большие приливы? (Пенжинская губа Охотского моря – 13м)

Слайд 9

4. Назовите самый большой остров России.

Слайд 10

5. Назовите самое глубокое и чистое озеро мира.

Слайд 11

6 . Самая высокая вершина России.

Слайд 12

Русские имена на карте мира: Семён Дежнёв - мыс Дежнёва, Семён Челюскин - мыс Челюскина, братья Дмитрий и Харитон Лаптевых - море Лаптевых, Супруги Василий Прончищев и Мария Прончищева – берег Прончищева, бухта Прончищевой, Витус Беринг - Берингово море, Николай Михайлович Пржевальский – хребет Пржевальского (в Китае), Николай Николанвич Миклухо Маклай – берег Миклухо Маклая (в Новой Гвинее) и др.

Слайд 13

Попробуйте дома: - ответить на вопросы викторины о русских землепроходцах и путешественниках; - придумать свою викторину и принять участие в дуэли; - разгадать или составить кроссворд; - составить список из географических объектов, носящих имена русских людей; - назвать географические объекты, обозначенные на карте знаком вопроса;

Слайд 14

- нанести на к/к маршруты путешествий и найти интересную информацию о совершённых открытиях; - написать мини-сочинение «Подвиг первопроходцев»; - пройти лабиринт «Путешествия и открытия»; - написать письмо потомкам от имени какого-либо русского путешественника и др.

Слайд 15

Бизнес и география ?! 1. Вы решили открыть своё предприятие или фирму. На какие вопросы вы обратите внимание? 2. Вы хотите открыть совместное российско-иностранное предприятие. Решением каких задач вы займётесь в первую очередь? 3. Ваша мечта – туристический бизнес!!! Без учета каких географических вопросов он не будет успешным?

Слайд 16

Ум должен быть не только хорошо наполненным, но и хорошо устроенным. Докажите верность утверждения «Волга – главная улица России». Обоснуйте свою точку зрения: «А не отдать ли нам Японии Курильские острова?» Выскажите своё отношение к экспорту российского оружия в развивающиеся страны и Китай. Подумайте, могла бы Амурская область существовать как независимое государство?

Слайд 17

Кем быть? Вот в чём вопрос… КАРТОГРАФ ГЕОЛОГ ГЕОДЕЗИСТ ГЕОМОРФОЛОГ ГИДРОЛОГ МЕТЕОРОЛОГ КЛИМАТОЛОГ ПОЧВОВЕД ГЕОБОТАНИК СЕЙСМОЛОГ ВУЛКАНОЛОГ СПЕЛЕОЛОГ ОКЕАНОЛОГ ДЕМОГРАФ ТОПОГРАФ ГОРНЯК КАРТОГРАФ ЭКОЛОГ ПАЛЕОНТОЛОГ СПАСАТЕЛЬ СИНОПТИК НЕФТЯНИК ГАЗОВИК ЭКСКУРСОВОД ДАЛЬНОБОЙЩИК СУДОВОДИТЕЛЬ и ещё десятки профессий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия по географии. Региональный компонент. Изучение географии Ростовской области. Викторина по географии и истории «Миус-фронта».

Методическая разработка внеклассного мероприятия по географии.Региональный компонент. Изучение географии Ростовской области.Викторина по географии и истории «Миус-фронта».Автор учитель географии...

Применение технологии проектной деятельности на уроках географии. Формирование информационной компетентности на уроках географии. Современный урок географии. Развитие предпринимательских и проектных компетенций школьников в сетевом взаимодействии.

В современной школе большое внимание уделяется формированию компетентностного подхода. Формирование проектной, информационной, предпринимательской компетенций, их практическое применение стало темой с...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География материков и океанов.7 класс» УМК: География материков и океанов. В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев

Данная рабочая программа рассчитана на 70 часов по 2 часа в неделю. Реализация учебной программы обеспечивается учебником  География материков и океанов. 7 класс: учебник для общеобразовател...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «Экономическая и социальная география мира» 10-11 класс УМК: Экономическая и социальная география мира. Максаковский В.П.

Рабочая программа  рассчитана на  70 часов: в 10 классе 35 часов по 1часу в неделю; в 11 классе 35 часов по 1часу в неделю.Реализация учебной программы обеспечивается учебником:  В...

Выступление на секции учителей географии по теме "Проектные технологии на уроках и во внеурочной работе по географии"(Из опыта работы учителя географии Прониной Антонины Ивановны"

Учитель делится опытом своей работы по использованию проектной технологии на уроках и внеурочной деятельности по географии....