Интегрированный курс "Родина - это край, где ты родился"
методическая разработка по географии (9 класс) на тему

Кондратюк Галина Владимировна

 

Курс «Родина – это край, где ты родился» разработан как интегрированный предмет дистанционного обучения. Его содержание, принцип построения и система преподавания обеспечивает комплексное взаимодействие в системе «природа – население–хозяйство - национальная культура».

Программа курса разработана соответствии с требованиями государственного стандарта среднего образования и обеспечивает:

  • познавательное;

  • речевое и коммуникативное;

  • эстетическое развитие.

 

 

Включает в себя пояснительную записку, содержание курса и тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rodina-_eto_kray_gde_ty_rodilsya..doc113 КБ

Предварительный просмотр:

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      Интегрированный  дистанционный курс на основе

краеведческого материала

«Родина — это край,

где ты родился».

Кондратюк Г.В.

учитель географии

высшей категории.

Основная цель. Формирование представлений учащихся о территориальном разнообразии мира в природном, хозяйственном, социальном, этническом и культурном  отношениях на уровне своей области.

Задачи:

  • интересно и доступно дать конкретные знания о территориальных различиях области, о многообразии ее природных, хозяйственных, социальных особенностей;
  • развивать основы пространственного мышления, предполагающего осмысление территориальной взаимообусловленности явлений;
  • формирование творческой деятельности школьников на основе понимания искусства и культуры;
  • дать знания о народных художественных промыслах населения Пензенской области;
  • приобщать к миру прекрасного, способствовать формированию чувств патриотизма и уважения к народам разных наций, их обычаям, традициям;
  • продолжить развитие картографических умений, навыков ведения виртуальных наблюдений, умений обрабатывать и анализировать результаты наблюдений, пользоваться источниками географического и краеведческого содержания, Интернет — ресурсами;
  • способствовать воспитанию природо – и культуроохранного, экологического сознания;
  • воспитывать любовь и уважение к своей малой Родине, к истории города Пенза.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Курс «Родина – это край, где ты родился» разработан как интегрированный предмет дистанционного обучения. Его содержание, принцип построения и система преподавания обеспечивает комплексное взаимодействие в системе «природа – население–хозяйство - национальная культура».

Программа курса разработана  соответствии с требованиями государственного стандарта среднего  образования и обеспечивает:

  • познавательное;
  • речевое и коммуникативное;
  • эстетическое развитие.

Познавательное развитие предполагает целенаправленное   развитие мышления, внимания, образной и словесной памяти, воображения; формирование способов мыслительной деятельности (анализа, сравнения, классификации, обобщения, установления причинно-следственных связей); развитие речи. Важным аспектом умственного воспитания являются расширенные представления учащихся о явлениях общественной жизни, природы. Познавательное развитие учащихся осуществляется: в  формировании элементарных географических представлений, в процессе выполнения практических и творческих работ.

     Формирование представлений школьников о территориальном разнообразии мира в природном, хозяйственном, социальном, этническом отношении на уровне своей области позволяет сделать процесс обучения географии более значимым для личности учащихся, повысить уровень общей культуры, расширить знания о родной Пензенской земле.

Применение  разработанных тем курса  приемлемо в 8 и 9 классе, когда учащиеся  изучают природу и экономику Поволжья  и могут рассмотреть географию родного края наиболее подробно.  В программе большое внимание уделяется самостоятельной и исследовательской работе учащихся, активным формам обучения. Курс рассчитан на 34 часов (1час в неделю). Более глубокому и целостному восприятию изучаемого материала способствуют межпредметные связи курса с литературой, историей, изобразительным искусством.  

Основой для интегрированного курса является учебное пособие «География Пензенской области» И.И.Курицын, Н.А.Марденский, издание «Население и хозяйство Пензенской области» И.И.Курицын,  Интернет — ресурсы содержащие информационные данные, ГИС.

Изучение своего региона начинается с географического положения и природной среды, ресурсного потенциала области. Изучение родной природы органично связано с летописью хозяйственного освоения территории. Народное хозяйство края представляет собой совокупность всех его отраслей: промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи жилищного и коммунального хозяйства, торговли и общественного питания, здравоохранения, просвещения, культурно-просветительских учреждений и искусства. Краеведческое изучение народного хозяйства предполагает выяснение и анализ состава отраслей, уровня их развития и значения в экономике края. Изучая народное хозяйство Пензенской области, учащиеся проводят большую работу по сбору данных о хозяйстве региона, по выполнению диаграмм, схем, графиков, что приводит к формированию мыслительной деятельности учащихся.  

Большое внимание уделяется истории освоения Пензенского края. Учащиеся проводят, большую работу по сбору материала по истории заселения и освоения территории области, используя    материал Интернет — ресурсов, все большее значение приобретает поисковая и исследовательская деятельность. Работая с дополнительной материалом, учащимся встречаются новые понятия, термины Основная задача учителя – раскрыть значение новых слов, чтобы не затруднялось понимание учебного текста. При рассмотрении темы «Города Пензенской области» большое внимание уделяется географии родного города. Рассматривается история заселения города, особенности национального состава, административные районы города, промышленность, архитектурные стили города, транспорт. Учащиеся виртуально путешествуют по улицам города, тем самым, развивая внимание, воображение, интерес к окружающему миру.

При изучении предмета усилены исторические и культурные направления, большое внимание уделяется национальным традициям населения, заповедным местам Пензенского края. Изучение народного творчества родного края является составной частью общего краеведения. В изделиях мастеров раскрывается настоящее и прошлое нашей области, неповторимые черты ее духовной жизни.

Завершает курс краеведения рекреационная география края. При изучении этой темы перед учащимися встает вопрос: «Располагает ли Пензенская область полноценными ресурсами для отдыха и туризма?» Выявив, и описав памятники природы в сочетании с историко-культурными достопримечательностями, учащиеся делают вывод, что Пензенский край располагает полноценными условиями для отдыха и туризма.

В качестве основного метода реализации практической части программы рекомендуется организация самостоятельной исследовательской работы учащихся. Это повысит познавательный интерес школьников, покажет им практическую значимость приобретенных знаний, умений и навыков.

Таким образом, основная задача программы - помочь учащимся усвоить необходимый объем знаний, умений и навыков по предмету, научить применять их в жизни, сформировать у учащихся правильную «географическую»  речь, расширить их кругозор, то есть сформировать географическую культуру.

          Применение компьютерных технологий.

В данном курсе обучения применяются компьютерные технологии. При компьютерной форме обучения сохраняются все основные закономерности учебного процесса, в том числе и дидактические принципы: научности, доступности (посильности), активности, систематичности и последовательности, наглядности.

Содержание программы

Введение. (1 ч.)

Раздел 1.(3 ч.)

Пензенский край в прошлом.

Пензенский край в древнейшие времена.

Обитатели Посурья в 1 –м тысячелетии до н.э.

Захват территории золотоордынцами.

Присоединение территории к Русскому государству.

Первые укрепленные города

Раздел 2.(1 ч.)

Границы Пензенской области.

Физико-географическое положение.

Экономико-географическое положение.

Положение области на политико-административной карте России.

Раздел 3.(3 ч.)

Природные особенности области и ресурсный потенциал.

Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые области (положение области на тектонической карте, распространение горных пород на территории области).

Климат (климатический пояс, в котором расположена территория, тип климата характерный для области).

Гидрологические условия (реки, озера)

Почвы в пределах области: черноземы, серые лесные почвы. Территориальное различие плодородия почв.

Растительность (основные типы растительности пензенской области).

Животный мир (животные лесов, полей, водоемов области).

Оценка природных условий и ресурсов в хозяйственной деятельности человека.

Требования к знаниям и умениям учащихся  (раздел 1-3)

Учащиеся должны знать:

 основные факторы формирования территории;

положение территории области на физической карте России;

положение области относительно других экономических районов;

основные особенности геологического строения, рельефа и размещения полезных ископаемых;

особенности климата области;

питание и режим рек Пензенской области;

основные типы почв области,  их распространение по территории.

Учащиеся должны уметь:

определять ЭГП области;

показывать на карте географические объекты;

на основе картографических источников определять основные особенности климата области;

давать характеристику основных типов почв на основе карты;

показывать по карте крупные реки Пензенской области;

на основе карт «Растительность» и «Животный мир» называть представителей растительного и животного мира Пензенской области.

Раздел 4.(2 ч.)

История развития хозяйства.

Сельское хозяйство-основа экономики края.

Процесс индустриализации Пензенской губернии.

Раздел 5.(6 ч.)

География населения.

Численность населения. Естественное и механическое движение населения. Сдвиги в возрастной структуре. Диспропорция между мужским и женским населением трудоспособного возраста. Современный этнический состав. Особенности духовной культуры народов пензенской области (русских, татар, мордвы, чувашей и др.) Самобытные черты русского, татарского мордовского чувашского костюмов.

 ХХ век – век урбанизации. Классификация городов. Пенза - административный центр Пензенской области. Деление города на административные районы: Ленинский, Первомайский, Железнодорожный, Октябрьский. Промышленность города. Машиностроение: заводы.

Химическая промышленность, пищевая промышленность.

Улицы и площади.

Требования к знаниям и умениям учащихся (раздел 4-5).

Учащиеся должны знать:

этапы развития истории хозяйства области;

численность и национальный состав;

основные обряды и традиции народов.

Учащиеся должны уметь:

сопоставлять  и анализировать статистические данные и на их основе строить выводы;

показывать на карте места проживания коренных народов области.

Раздел 6.(2 ч.)

Промышленность Пензенской области.

Главная отрасль области – машиностроение. Химическая промышленность. Деревообрабатывающая и бумажная промышленность. Производство строительных материалов. Легкая промышленность. Пищевая промышленность.

Раздел 7. (1 ч.)

Сельское хозяйство области.

Агропромышленный комплекс. Растениеводство, Животноводство.

Раздел 8. (1 ч.)

Транспорт.

Транспорт. Железнодорожные магистрали области. Автомобильные дороги.

Раздел 9. (1 ч.)

Социальная сфера.

Сфера обслуживания. Торговля. Жилищное обслуживание. Бытовое обслуживание.

Образование.

Требования к знаниям и умениям учащихся (раздел 6-9).

Учащиеся должны знать:

основные отрасли промышленности и сельского хозяйства области;

своеобразие транспорта на территории области;

виды услуг социальной сферы.

Раздел 10. (5 ч.)

Культура края.

Ремесла и промыслы Пензенской земли.

Литература в крае.

Архитектура края.

Требования к знаниям и умениям учащихся (раздел 10)

Учащиеся должны знать:

основные ремесла и промыслы, исторически возникшие на Пензенской земле;

Учащиеся должны уметь:

рассказывать о выдающихся деятелях литературы;

подготовить сообщение - пезентацию «История деревянного узора»;

составить картосхему «Ремесла и промыслы Пензенской земли».

Раздел 11.(3 ч.)

Провинция – душа России.

Государственный музей А.Н.Радищева, музей В.Э. Мейерхольда, музей А.И.Куприна,

Государственный  – заповедник  М.Ю. Лермонтова «Тарханы», Троицкий Сканов монастырь, святые источники пензенской земли.

Раздел 12.(5 ч.)

Красота природы - источник духовной культуры народа.

Уникальные памятники природы, рекреационные объекты. Голицынский лесопарк, Попереченская степь, зоны отдыха пензенского края.

 

Требования к знаниям и умениям учащихся  ( раздел 11-12)

Учащиеся должны знать:

памятники и памятные места исторических событий и места, связанные с жизнью замечательных людей;

уникальные объекты природы.

Поурочное планирование

№ п/п

Урок

Тема

Кол-во часов

Примечание

I.

1

Введение

1

II.

III.

IV.

V.

VI.

VII.

VIII

IX.

X.

XI.

XII.

XIII

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14

15

16.

17.

18.

19

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

32.

Истоки формирования территории Пензенского края.

Пензенский  край в древнейшие времена. Обитатели Посурья в 1 -м тысячелетии до н.э.

Захват территории золотоордынцами. Присоединение территории к Русскому государству.

Первые укрепленные города.

Географическое положение области.

Физико — географическое положение. Экономико — географическое положение. Положение области на политико — административной карте России. Особенности географического положения области.

 Природные  особенности области и ресурсный потенциал.

Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые области.

Климат территории.

Почвы в пределах области. Гидрологические условия.

Растительность. Животный мир. Оценка природных условий и ресурсов в хозяйственной деятельности человека.

История развития хозяйства.

Сельское хозяйство — основа экономики края.

Процесс индустриализации Пензенской губернии.

География населения.

Определение плотности и особенностей размещения населения. Численность, естественное и механическое движение населения. Сдвиги в возрастной структуре.

 

Диспропорция между мужским и женским населением трудоспособного возраста.

Современный этнический состав области.

Обряды и традици пензенской земли.

Города пензенской области их классафикация.

Пенза — административный центр Пензенской области.

Административные районы. Промышленность города.

Любимый город. Викторина.

Промышленность Пензенской области.

Машиностроение. Химическая и деревообрабатывающая, бумажная промышленность.

Производство строительных материалов. Легкая и пищевая промышленность.

Сельское хозяйство.

Агропромышленный комплекс. Растениеводство и животноводство Пензенской области.

Транспорт.

Железнодородные магистрали. Автомобильные дороги.

Социальная сфера.

Сфера обслуживания. Торговля. Жилищное и бытовое обслуживание. Образование.

Культура края.

Ремесла и промыслы Пензенской земли.

Литература пензенского края ( писатели, поэты)

Архитектурные стили города.

Деревянная архитектура.

Работа над проектом — презентацией « История деревянного узора»

Провинция — душа России.

Музеи А.Н. Радищева, В.Э. Мейерхольда, А.И. Куприна.

Музей — заповедник «Тарханы»

Троицкий Сканов монастырь, святые источники пензенской земли.

Красота природы — источник духовной культуры народа.

Уникальные памятники природы. Рекреационные объекты.

Голицынский лесопарк.

Попереченская степь.

Зоны отдыха пензенского края.

Общее количество -34 часа.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

Практическая работа.

Практическая работа.

Практическая работа.

Виртуальное путешествие.

Практичекая работа. «Определение и анализ по статистическим данным структуры народного хозяйства Пензенской области.»

Практическая работа. Составление карты схемы «Магистрали Пензенской области».

Практическая работа. Составление карты- схемы « Ремесла и промыслы  Пензенской области»

Практическая работа.

Практическая работа.

«Определение рекреационных ресурсов Пензенской области».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное факультативное занятие физика и английский язык по теме: « Исаак Ньютон – украшение рода человеческого»

Цель занятия:Повторение и закрепление материала по теме «Три закона динамики»;Формирование навыков общения по специальной теме;Знакомство с биографией великого учёного;Развитие познавательных интересо...

Край, где я родился

МКОУ Тогульская основная общеобразовательная...

Внеклассное интегрированное мероприятия, посвященное 70- летию образования Приморского края "Милый сердцу край - Приморье!"

       Данная  работа  посвящена  75- летию образования Приморского края. В  работе  представлены: история образования Приморского края,г. Уссурийск...

«Уголок России - отчий край». Интегрированный урок истории и ИКН РМЭ по истории марийского края в 18 веке.

Урок обобщения. Ученики на уроке в ходе работы при помощи учителя через разнообразные приёмы,  используя презентацию, вспоминая пройденный материал проводят паралель  в изучении истории Росс...

Интегрированный урок "Наш край"

иностранный язык, краеведение...

Край, где посчастливилось родиться

Презентация о истории малой Родины, о Новочеркасске....