Методические приёмы развивающего обучения в географическом образовании.
статья по географии по теме

Статья учителя географии Курбатовой Е.Е. по теме диссертационного исследования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biysk-statya.docx35.8 КБ

Предварительный просмотр:

Е.Е. Курбатова,

  учитель географии ГОУ СОШ№1234 (г.Москва, Россия)

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ В ГЕОГРАФИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ.

В условиях резкого увеличения объема знаний требуется научить учащихся учиться. Это означает отказ от ориентации на освоение учащимися суммы знаний как основного результата школьного образования  и нацеленность на формирование универсальных общенаучных умений и навыков, общественно-значимого ценностного отношения к знаниям, развитие познавательных и творческих способностей и интересов.

Учащихся необходимо научить:

- основам организации собственной учебной деятельности;

- способам поиска, переработки и представления информации;

- приёмам и методам умственного труда;

- основам коммуникативной культуры.

   Педагогическая общественность понимает, что современные реалии выдвигают особые требования  к подготовке школьников к жизни - необходимо вооружить их не столько знаниями, сколько способами овладения ими.

Развивающее обучение  выступает как новый, активно - деятельностный способ обучения, альтернативный традиционному. Основной целью традиционного обучения является получение знаний, формирование умений и навыков. Развитие ученика в таком обучении может быть «побочным» продуктом. В развивающем обучении  усвоение знаний является средством для достижения основной цели - всестороннего развития ученика.

1.Обучение учащихся работе с текстом.

Возможно, кому-то покажется расточительным выделение учебного времени на обучение детей работе с текстом. Не сомневайтесь!  Помните, если ученик освоит приемы работы с текстом под Вашим руководством, привыкнет к необходимости логического осмысления текстов, систематически на уроках будет закреплять эти навыки, то в дальнейшем он гораздо меньше времени будет тратить на усвоение нового материала, так как будет зорко видеть в тексте ответы на конкретные вопросы, а не «огромное количество страниц»! На обучение работе с текстом, как правило, тратится от  3-х до 5-ти учебных часов в год (в зависимости от уровня подготовки учащихся), но нагоняется это время сполна, когда ребята научатся применять полученные навыки  работы с текстом.

При формировании любых умений и навыков, в том числе и работы с текстовыми материалами выделяются три основных этапа:

- ознакомление с данным умением, освоение основных составляющих этого умения;

- тренировка в применении этого умения;

- проверка владения этим умением всеми учащимися и корректировка при необходимости выполнения данного умения у отдельных учеников.

Самое главное – необходима системность в применении этих навыков и умений! Необходимо помнить, что даже самые крепкие знания без систематического применения забываются!

Какие приемы учат детей рациональной работе с текстом?

1. Составление таблицы к тексту по заданным учителем вопросам. На первый взгляд кажется, что это очень просто! Однако в этом нехитром задании есть свои «подводные камни», которые нужно уметь обходить и учителю, и ученику! Учитель должен формулировать четкие, конкретные, компактные вопросы, которые, по сути, являются планом для освоения самого главного в новом учебном материале. При этом учащиеся чаще всего допускают следующие ошибки:

- переписывают из учебника целые абзацы;

- излишне увлекаются цитированием, поэтому затрудняются дать лаконичный ответ на конкретный вопрос.

В связи с этим, работа по заполнению таблицы на уроке должна вестись с сиюминутной коррекцией со стороны учителя, недопустимо дать такое задание в начале урока, а проверить его выполнение в конце занятия. Необходимо каждый шаг пройти вместе, громоздкие «куски текста», выбранные детьми в качестве предполагаемых ответов, необходимо сокращать до выделения «самой сути», до «выжимки»!

Обычно для первого такого задания целесообразно предложить ученикам 10-12 вопросов, и к шестому-седьмому вопросам ребята четко улавливают в тексте главное, без лишних эпитетов, то, что действительно запоминается. А к десятому - двенадцатому вопросам уже легко манипулируют текстом, видят его по диагонали и легко ориентируются  в нём. Не думайте, что если у вас получилась такая работа в 6-м классе, то ваши ученики навсегда этому научились! Каждый год время от времени необходимо возвращаться к таким заданиям! Во-первых, тексты параграфов с каждым учебным годом становятся все больше и сложнее. Во-вторых, для гибкости ума растущих учащихся необходимо усложнять уровень задаваемых вопросов,  вводить в них новую терминологию.

- В 6-м классе для такого задания подходит, например, тема «Освоение Земли человеком», в 7-м классе – «Развитие географических знаний о Земле», в 8-м классе – «Климатообразующие факторы», в 9-м классе – характеристика любого экономического района России, в 10-м классе – «Глобальные проблемы человечества».

2. Дайте задание учащимся самим составлять такие вопросы к тексту, которые последовательно и логично послужат планом изложения нового материала и подобрать к этим вопросам четкие, лаконичные ответы.

3. Для обобщения и систематизации знаний я предлагаю ученикам составить кроссворд, пользуясь текстом нескольких параграфов изученной тем, а также картами атласа. Обычно на оценку «отлично» необходимо составить кроссворд из 15-20 слов, но, при этом учащиеся знают, что оценивается не количество слов, а качество вопросов. Чем вопрос интереснее и правильнее сформулирован, чем разнообразнее вопросы и более целостно и полно передают содержание пройденной темы, тем выше оценка. Такое задание можно выполнять и на уроке, и дома при подготовке домашнего задания.

4. Учащимся 8-10 классов по наиболее простым темам, которые они способны изучить совершенно самостоятельно, я предлагаю написать резюме по данному параграфу.  Первоначально такое задание выполняется после личного примера учителя, который должен объяснить, как писать резюме, на какие вопросы целесообразно опираться и зачитать правильный и неправильный вариант резюме выбранного параграфа, акцентировав внимание на наиболее характерных ошибках. На этом контрасте ученики поймут разницу и уяснят, что требует от них педагог.  

- Несмотря на кажущуюся простоту, написание резюме – очень полезное занятие. Вспомните, сколько ваших знакомых на житейский вопрос: «О чем был фильм?» вместо того, чтоб кратко определить его проблему, начинают подробный пересказ!?! И так во всем в жизни! Написание резюме учит видеть самое главное, определять суть проблемы и формулировать её кратко, чётко, лаконично!

5. Составление по тексту сравнительной характеристики учит сравнивать объекты, факторы, явления, события по заданным критериям, классифицировать информацию по заданным признакам, а также самостоятельно определять критерии для сравнения факторов, явлений, событий, объектов. Эта работа обучает школьников владеть навыками анализа и синтеза, структурировать информацию.  

6. Иногда полезно предложить детям составить вопросы к тексту для викторины, а при проведении викторины можно предложить учащимся иметь текст под рукой при условии – по-разному оценивать ответы, данные без использования текста, и ответы, найденные в тексте. Воспользоваться информацией текста в короткий промежуток времени смогут те, кто его хорошо знают, либо ученики, владеющие приемами работы с ним.

7. Очень развивают задания, связанные с переводом информации из одного вида в другой (текст в таблицу, график, круговую диаграмму, в карту; несколько тематических карт – в текст). Статистические таблицы и справочный материал в текст со сравнительной характеристикой. По итогам таких заданий ученики обязательно должны стараться сформулировать вывод, чтобы было очевидно, для чего были проделаны все эти манипуляции.

8. По материалам текста и по плану, данному учителем, могут выполняться практические работы в контурной карте. В частности тему «Почвы России» целесообразно изучать через практическую работу, которую ученики выполняют с помощью текста, параграфов и карты атласа самостоятельно, получив от учителя только план-алгоритм действий:

а) показать в карте послойной окраской основные типы почв России;

б) обозначить условными знаками как эти почвы используются в хозяйстве:

-                                    -    пахотные земли

                                 

                                    -    пастбища

          image310          -    лесные угодия               

                   

в) сделать вывод, какие почвы, для каких видов хозяйственного использования наиболее подходят, какие почвы наиболее продуктивные.

9. Считаю необходимым учить детей работе не только с текстом учебника, а также с той информацией, которую готовят другие учащиеся самостоятельно в качестве устных сообщений.

В процессе слушания сообщения ученики не должны пассивно сидеть! Надо приучить их думать и анализировать то, что они слышат. Для этого во время выступлений одноклассников с сообщениями все учащиеся на местах составляют план сообщения (в 5-7 классах – простой, в 8-10 классах учимся составлять сложный план). Детям необходимо объяснить, что план – это не стенографический отчет, не надо стараться записать все слово в слово, надо акцентировать внимание детей на то, что слушая сообщение, они должны выделить самые главные факты и мысли и именно их зафиксировать в своем плане. Для уточнения этих фактов детям-слушателям по окончании повествования докладчиком дается возможность задать ему уточняющие вопросы и тем самым дополнить свой план ответа. Дети быстрее освоят составление планов в том случае, если каждый раз несколько человек будут получать за это оценку, это будет дополнительным стимулом для ребят, подстегнет их обучаемость! И хотя бы 1-2 самых удачных варианта плана в процессе такой работы должны быть прочитаны во всеуслышание, чтобы дети знали, к какому результату необходимо стремиться.

Этот прием развивает аналитическое мышление. Навыки, полученные в результате этой несложной работы, универсальны. Дети, приученные на уроке в любой устной речи выделять основные мысли, быстро и цепко схватывают суть любых учебных и житейских задач, основные положения любой новой для них информации.

10. Высшим пилотажем при работе с текстом является создание собственной информации на основе проработанной литературы и представление ее в соответствии с учебными задачами в форме реферата или презентации.

11. География – наука, в которой  все время «приходится держать руку на пульсе» - почти ежедневно в мире и в стране происходят события, которые меняют или дополняют социально-экономическую и политическую географию.

В связи с этим, в 9-10 классах практикую проведение политинформаций. На самом деле, это - не совсем политинформация, просто, так сложилось, что прижилось у моих учеников это слово, все привыкли так называть пятиминутку в начале урока, когда старшеклассники у политической карты рассказывают об особо важных  событиях последних дней и пробуют дать им оценку. Это приучает ребят анализировать разные источники СМИ, а самое главное, этот прием учит детей не быть аполитичными! В результате таких политинформаций вырабатывается стойкая привычка смотреть «Новости», читать газеты, следить за происходящими событиями в Интернет.

И ведь это – тоже приём работы с текстом! Ученику в начале урока за 2-3 минуты лаконично и предельно точно необходимо передать классу суть важного события, его итоги или перспективы развития, показать на карте, где это произошло, дать оценку произошедшего. Это сможет ученик, способный из подробных новостных сообщений выделить самые главные мысли, как при работе по составлению плана.

12. Работе с текстом учитель учит школьников и своим собственным примером. Не стоит перегружать их мелкими деталями и излишними подробностями, не столь существенными для понимания главного.

При всей важности самостоятельной работы учащихся с текстом, уроки-лекции необходимы для примера того, как последовательно, чётко, логично и лаконично излагать материал, а так же, как дополнительная возможность развивать интерес к географии. Обязательно в каждой лекции должны быть «лирические отступления», «изюминка», интрига, удивительные факты, которые как 25-тый кадр в телевидении  «зацепят» интересной информацией и подтолкнут ребят к самостоятельному изучению материала или к стойкому желанию почитать об этом еще.

 

2.Максимальная активизация обучения на уроках.

В начале каждого урока учащимся необходимо четко, ясно, кратко и доступно  определить цели и задачи урока. Ученикам спокойнее, и эффективность их работы повышается, когда они знают с самого начала последовательность выполнения учебных задач и то, что необходимо освоить к концу занятия.

В конце урока необходимо подвести итоги: помимо оценок учащиеся должны получить словесную оценку того, что успели сделать, что не успели, что получилось хорошо, а над чем необходимо поработать дома.

Для стимулирования активной работы на уроке считаю целесообразным применение накопительной системы оценок, для этого следует   плюсами («+») и минусами («-») фиксировать все проявления активности и пассивности на уроке: если ученик получил пять плюсов за дополнения, уточнения, исправления в работе у карты и другие проявления активности, - он получает в журнал оценку «отлично»; если четыре плюса и один минус- оценку «хорошо», три плюса и два минуса – значит, в журнале появится «тройка». Подобная практика стимулирует активность, а в дальнейшем формирует привычку быть активным, не сидеть без дела, формирует ситуацию здоровой конкуренции на уроке, позволяет расшевелить пассивных учащихся.

На уроках не должно быть незанятого ученика! Чем же занять весь класс в то время, когда отвечает один ученик у доски? Все остальные на своих местах готовятся к анализу его ответа и в тетради составляют план с тезисами его выступления  по  плану:

-цель ответа;

- преимущества ответа (перечислить);

- недостатки и ошибки в ответе (указать);

- оценка логичности ответа;

- оценка работы с картой.

Один из учеников обязательно должен получить оценку за анализ ответа одноклассника у доски, а несколько активных учащихся за дополнения к анализу должны получить плюсы ( или минусы((() в фонд своей будущей оценки.

Я стремлюсь на уроках учить детей слушать меня и друг друга с максимально концентрацией внимания. Для формирования и автоматизации этого полезного для усвоения материала урока состояния ученики получают следующие задания:

- во время лекции или выступления другого ученика записывать ответы на заранее поставленные  вопросы;

- во время ответа другого ученика весь класс готовится к анализу его выступления по определенному плану;

- или ученикам предлагается задать не менее трех вопросов выступающему; невозможно задать толковые вопросы, если не вникнуть в суть услышанной информации!)))

Эти приемы приучают детей к активному, внимательному слушанию.

Добавляет значимости и вселяет чувство сопричастности к изучаемой теме практическая направленность материала, которую необходимо подчеркивать при изучении каждой темы. Так, например, при изучении темы «Сейсмические районы» или «Дальневосточный район России» мы составляем памятку  - «Правила безопасного поведения в сейсмически активных районах».

При изучении темы «Минеральные ресурсы» в 8-м классе оцениваем, на сколько лет каких минеральных ресурсов хватит при сегодняшних темпах их использования;  составляем примерный перечень  материальных благ, которых каждый из нас может лишиться в связи с исчерпаемостью и невозобновимостью минеральных ресурсов, а затем работаем с источниками информации – ищем альтернативные варианты для замены израсходованных ресурсов.

Если учащиеся видят свой собственный интерес в решении учебных задач и изучении новой темы, у них формируется хозяйское отношение к богатствам своей Родины, следовательно, географию учащиеся начинают понимать с позиции «Чем владеем и как этим грамотно, по-хозяйски можно распорядиться?». А ведь подросткам очень важно чувствовать, что вот-вот, совсем скоро именно им придется решать взрослые вопросы, а они уже сегодня за школьной партой примерно представляют, как это сделать, так как на уроках географии есть потенциальная возможность развивать у учеников чувство российской идентичности и патриотизма, а значит, и хозяйственный интерес, и ответственность за возможные ошибки.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О необходимости развивающего обучения в географическом образовании.

Статья учителя географии Курбатовой Е.Е. по теме диссертационного исследования....

Приёмы развивающего обучения на уроках географии. Развитие внимания.

В основе любой методической системы лежат педагогические приёмы – наиболее простые по своей структуре способы воздействия учителя на учащихся.Развивающее обучение разрабатывалось с конца 50-х го...

Приёмы развивающего обучении на уроках географии. Кроссворды и ребусы как средство развития внимания и памяти обучающихся.

Кроссворд — игра, состоящая в разгадывании слов по определениям.К каждому слову даётся текстовое определение, в описательной или вопросительной форме, указывающее некое слово, являющееся ответом. Отве...

Приёмы развивающего обучения на уроках русского языка и литературы

В данной статье даётся информация о  педагогической технологии - технологии развивающего обучения, которая способствует развитию познавательных интересов учащихся и их творческой активности....

«Интерактивное обучение в географическом образовании и его роль в реализации идей ФГОС ООО»

Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения требуют становления принципиально новых образовательных подходов в противовес широко распространенным сегодня репродуктивным техн...