О необходимости развивающего обучения в географическом образовании.
статья по географии по теме

Статья учителя географии Курбатовой Е.Е. по теме диссертационного исследования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_statya_dlya_ekaterinburga.docx15.31 КБ

Предварительный просмотр:

О необходимости развивающего обучения в географическом образовании.

Курбатова Елена Евгеньевна, учитель географии ГОУ СОШ№1234 ЦАО     г.Москвы.

     В условиях резкого увеличения объема знаний необходимо большее внимание уделять развивающему обучению и формированию у учащихся универсальных общенаучных умений и навыков. Студентам и преподавателям методики на географических факультетах педагогических ВУЗов предлагаю ознакомиться с продуктивной инновационной методической  системой, главная цель которой - формирование у учащихся  ценностного отношения к знаниям и активной жизненной позиции, обучение приёмам рационального учения. Методическая  система состоит из трёх равноценных направлений.

Первое направление - это КОМПЛЕКСНОЕ изучение природы и хозяйства в курсе географии России и стран ближнего зарубежья в 8-9 классах, где каждый экономический район изучается с позиции: ЧЕМ НАРОД ВЛАДЕЕТ НА ЭТОЙ ТЕРРИТОРИИ И КАК ХОЗЯЙСТВУЕТ? Такой метод позволяет формировать у учащихся ЦЕЛОСТНОЕ представление о природе, хозяйстве и этно-культурном богатстве региона. Для работы в этом направлении  я разработала  авторскую инновационную программу «География России и стран ближнего зарубежья с историко-этнографическими дополнениями» (утверждена 2002 году методической лабораторией географии МИОО).

Второе направление моей методической системы связано с использованием в работе  приёмов развивающего обучения, которые учат детей учиться, формируют познавательный интерес  к учению в целом и к географии в частности. Наиболее продуктивными приёмами считаю задания на сравнение, аналитическое чтение, анализ ответа одноклассника, политинформацию, накопительную систему оценок учащихся, деловые игры на уроках.

Задания на сравнения, связанные с анализом и синтезом информации, способствуют тренировке мыслительной деятельности учащихся, формируют логическое и креативное мышление школьников.

Аналитическое чтение формирует у учащихся навыки рациональной работы с текстовыми материалами. Для продуктивной учёбы в школе, в ВУЗе, в целом для жизни в цивилизованном обществе очень полезны те умения, которые развивает у учащихся аналитическое чтение: выделять в тексте цели и задачи, находить ответы на поставленные вопросы, делать выводы по тексту, в 2-3 предложениях составлять резюме.

Необходимость анализировать по заданному плану ответы одноклассников развивает у учащихся «активное слушание» (умение максимально концентрировать внимание во время ответов других учащихся на уроках). Этот метод учит выделять в устной речи главное, видеть ошибки, не упускать из виду главную задачу. Этот приём стратегически влияет на формирование у учащихся очень полезной привычки – быть внимательным и активным слушателем в жизни, чтобы в любом услышанном материале сразу ухватить  главное и не распыляться на ненужные детали.

География – школьный предмет, содержание которого меняется ежедневно! В связи с этим подготовка учащимися к урокам политинформации превращает наш предмет в ЖИВУЮ ГЕОГРАФИЮ, позволяет не упустить те события, которые меняют границы на политической  карте, влияют на изменение экономическо-политической ситуации, создают угрозу экологии или связаны с мощными природными катастрофами! Использование на уроках информации о последних событиях в повседневной жизни наглядно иллюстрирует многие темы, которые изучаются на уроках теоретически. Такая тесная связь с жизнью воспитывает у учащихся потребность быть в курсе последних событий в стране и в мире, формирует гражданскую сознательность.

Накопительная система оценок развивает у учащихся потребность быть активными на уроках, стараться не упустить сути вопросов, чтобы успешно на них ответить. Этот приём должен использоваться систематически, только в этом случае у учащихся  формируется активная жизненная позиция в целом.

Деловые игры на уроках развивают творческий потенциал учащихся, дают возможность проявить свои организаторские способности, блеснуть теми талантами, которые дети ещё не проявляли в своём коллективе; выявляют ребят с незаурядным мышлением, создают ситуацию успеха для ребёнка, что является мощным стимулом для развития интереса к предмету.

Третье направление  связано с организацией в школе "Клуба любителей путешествий" по авторской модульной программе культурологической направленности. Основная его идея - организация путешествий как средство развития интереса к предмету и формирования потребности в здоровом образе жизни. Эти путешествия формируют зрительные образы географических объектов и явлений, расширяют кругозор, способствуют воспитанию коммуникативной культуры и толерантности.

Надеюсь, что мой педагогический опыт и авторская инновационная методическая система помогут в работе начинающим педагогам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические приёмы развивающего обучения в географическом образовании.

Статья учителя географии Курбатовой Е.Е. по теме диссертационного исследования....

Методическая разработка учителя географии ГБОУ СОШ №1234 Курбатовой Е.Е. "Развивающее обучение в школьном географическом образовании".

Методическая система предлагается к использованию учитлям географии в средних общеобразовательных школах....

Географические диктанты, как прием развивающего обучения.

Географические диктанты, как приемы развивающего обучения,  достаточно часто применяемы на уроке. Они  могут быть очень разнообразными.  Приведу лишь несколько примеров таких  геог...

«Интерактивное обучение в географическом образовании и его роль в реализации идей ФГОС ООО»

Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения требуют становления принципиально новых образовательных подходов в противовес широко распространенным сегодня репродуктивным техн...

Обобщение опыта работы по теме: « Интерактивное обучение как условие развития субъектности обучающихся в географическом образовании».

1. Актуальность опыта.          Программа модернизации российского образования выдвигает задачу более широкого  применения активных методов обучения и...

Формирование ключевых компетенций и повышение качества географического образования с помощью инновационных технологий обучения.

Учитывая современный социальный заказ школе на формирование активной творческой личности, на повышение качества образования сформулирована концепция....

Компоненты и значение географического образования. Проблемное обучение

Объект изучения географии -- законы и закономерности размещения и взаимодействия компонентов географической среды и их сочетаний на разных уровнях....