Использование информационно-образовательных ресурсов на уроках географии
статья по географии по теме

Использование информационно-образовательных ресурсов на уроках географии. Из опыта работы. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование информационно-образовательных ресурсов

на уроках географии.

Ковалева  Н. Н.

Учитель географии

ГБОУ школа №509

Московского района

г. Санкт-Петербурга

Нельзя представить себе по-настоящему образованного, культурного человека, не знающего основ географии. География расширяет общий кругозор человека, воспитывает его в духе гуманизма и патриотизма. Изучение географии прививает любовь к Родине, к родным местам, к природе, доброжелательное отношение к людям, другим странам и народам.

Одна из задач школьной географии на современном этапе состоит не только в том, чтобы дать учащимся основные базовые понятия, но и научить грамотно работать с разнообразными носителями информации.

Сегодня одним из направлений модернизации системы географического образования является внедрение компьютерных технологий и мультимедиа. Это позволяет активизировать аналитическую деятельность обучаемых, углубить демократизацию методики преподавания, раскрепостить творческие возможности, стимулировать и развивать психические процессы, мышление, восприятие, память школьников.

Бурное развитие новых информационных технологий наложили определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Поэтому необходимо научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные массивы информации. Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить.

Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных.

Специфика географии как предмета заключается в том, что она содержит большой объем материала. Для того чтобы подготовить наиболее полный, интересный и современный урок географии, учителю необходимо переработать большое количество различных источников.

Применение электронных образовательных ресурсов, компьютера и интернета позволяет уменьшить количество используемой для подготовки литературы и сократить время поиска нужной информации. С применением электронных образовательных ресурсов на уроках можно расширить кругозор учеников и повысить их интерес к предмету. Ученики на таких уроках работают активнее: самостоятельно анализируют, сравнивают, описывают, выполняют практические работы.

Под цифровым образовательным ресурсом понимают учебную, методическую, справочную, организационную и другую информацию, необходимую для эффективной организации образовательного процесса, представленную в цифровом виде.

Выделяют следующие виды программ:

1.Учебные программы – ориентированы преимущественно на усвоение новых знаний.

2.     Программы-тренажеры – предназначены для формирования и закрепления умений и навыков, а также для самоподготовки учащихся.

3.     Контролирующие программы – предназначенные для контроля определенного уровня знаний и умений.

4.     Демонстрационные программы – предназначены для наглядной демонстрации учебного материала описательного характера, разнообразных наглядных пособий (картины, фотографии, видеофрагменты).

5.     Информационно-справочные программы – предназначены для вывода необходимой информации.

6.     Мультимедиа-учебники – комплексные программы, сочетающие в себе большинство элементов перечисленных видов программ.

На уроках географии используются цифровые образовательные ресурсы и электронные учебные издания.  К ним относят следующие:

  1. Образовательную коллекцию 1С.
  2. Образовательные ресурсы Кирилла  и Мефодия.
  3. Электронные уроки.
  4. Программы тестирования.
  5. Картографические ресурсы.
  6. Энциклопедические ресурсы, справочные издания.
  7. Тренажеры.

 Создаваемые сегодня электронные пособия по географии (прежде всего учебники) имеют сходную структуру, включающую непосредственно учебный текст  с иллюстрациями, видео-фрагменты, звуковое сопровождение (дикторский текст, музыкальное оформление), анимацию, контрольные вопросы, тесты  и т.д.

В проведении уроков мною используются мультимедиа материал, тексты учебника, словари и тесты компьютерных версий учебников за 6 – 10 классы  7 кл. «География. Наш дом - Земля», авторы И.В. Душина, В.А. Коринская, В.А. Щенев, 8 кл. «География России», авторы В.П. Дронов, Л.Е. Савельева и др., 6кл. «Начальный курс географии» Петровой Н.Н., 9  кл.  «География России. Регионы и хозяйство» под редакцией В.П. Дронова, 10 кл. «Экономическая и социальная география мира» под редакцией В. П. Максаковского. «Уроки географии Кирилла и Мефодия» 6-11кл. Все учебные материалы одобрены МО РФ и разработаны в соответствии с Государственным стандартом образования РФ.

Любой диск в качестве носителя информации обладает рядом достоинств.

  1. компактность самого носителя при наличии значительных объемов имеющейся на нем информации;
  2. доступность его использования как учителем, так и учеником;
  3. систематизация учебного материала;
  4.  рациональная структура пособия;
  5.  наглядность;
  6. научность;
  7.  удобство в использовании (при наличии технической базы)

Использование электронных образовательных ресурсов на уроках географии имеет ряд преимуществ:

  1. Повышение мотивации обучения, усиление интереса учащихся к урокам.
  2. Возможность многосторонней и комплексной проверки знаний учащихся.
  3. Возможность выйти за пределы узких информационных рамок стандартной программы за счет дополнительной географической, экономической, геополитической, социальной и иной информации: статистических  данных, текстов описательного характера, интересных фактов, фотоальбомы, обширного картографического материала.

В зависимости от целей и задач урока информационные технологии применяю на уроке изучения нового материала, для обобщения и систематизации заданий, творческих заданий, при контроле знаний и умений.
    При изучении нового материала использую демонстративную программу, которая в доступной, яркой, наглядной форме представляет учащимся теоретический материал.
    Образовательные программы имеют в своём составе видеофрагменты, которые позволяют продемонстрировать на уроке видеосюжет, представляющий изучаемое явление с комментарием диктора. 
     На уроке закрепления использую программу – контролёр или чаще тесты, кроссворды, практические задания, индивидуальные задания. Они позволяют осуществить контроль над усвоением изученного материала.   Немаловажным условием использования на уроке  является параллельное использование карт в атласе. Это позволяет ребятам переносить знания в новые условия обучения и быстрее находить отображаемый объект.

При выборе образовательного ресурса прежде всего необходимо обратить внимание на такие его характеристики, как:

  1. информативность (соответствие содержанию программы, учебно-тематическому планированию, содержанию используемого учениками учебника; наличие на диске дополнительного материала в объеме, необходимом и достаточном для решения поставленных учителем учебных целей и задач и т.д.);
  2. интерактивность (возможность организации обратной связи, разнообразных контактов: учитель-ученик, ученик-ученик, учитель – группа учеников, группа учеников – группа учеников, ученик – группа учеников);
  3. удобство использования (удобный и понятный учителю и ученику интерфейс, меню, ссылки, переходы по разделам, навигатор);
  4. оформление (общая эстетика, удобство и зрительная легкость восприятия).

В этом случае предлагаемые электронные ресурсы, учебные пособия, обучающие программы смогут существенно поднять планку качества географического  образования, усилив его практическую значимость и учебную привлекательность как для ученика, так и для преподавателя на уроках и во внеурочное время.  

Список использованных  литературных источников:

1. Долгорукова С.В., Елисеева Л.И., Кугут И.А., Федорова О.П. Уроки географии с использованием информационных технологий 6-9 классы. М.: Глобус, 2010.

2.Кузнецова Т.С., Криницына Е.А., Ромахина Е.Г. Использование информационных ресурсов на уроках географии и экономики. СПб, 2008.

3. Образовательные программы. География.  http://obr.1c.ru/catalog.jsp?top=7

4.  Фестиваль педагогических идей    http://festival.1september.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование интернет-ресурсов на уроке географии.

В статье рассмотрены примеры использования интернет-ресурсов на уроке географии...

Использование интернет-ресурсов на уроках географии

Данный материал демонстрирует интернет-ресурсы, которые я использую на своих уроках. и хотелось бы сказать, что  вводить элементы Интернет-обучения нужно не как дань моде и не только лишь для соз...

"Использование INTERNET - ресурсов на уроках географии"

Статью  подготовила:учитель географии МБОУ СОШ №7Козленко О.П.Использование INTERNET - ресурсов на уроках географии Одним из направлений модернизации системы географического образования явля...

Использование Интернет-ресурсов на уроках географии.

урок изучения населения земного шара построен на работе с сайтами Интернета, используется статистический материал по разным регионам мира и странам для выводов о демографических процессах происходящих...

Использование информационных образовательных технологий на уроках английского языка

Знание английского языка в современном мире является своеобразным окном в мир. Владея этим языком международного общения, можно достичь поставленных целей с помощью новых возможностей....

Использование электронных образовательных ресурсов на уроках географии

Конспект урока по географии в 8 классе «Циркуляция воздушных масс» составлен с использованием ЭОР. Данный урок позволяет сформировать у учащихся представление о закономерностях движения воздушных масс...

Использование электронных образовательных ресурсов на уроках географии

Методическая разработка предназначена для учителей географии. Автор  затрагивает  тему использования  IT- технологии в учебном процессе, которые способствуют обеспечению нового качества...