Разработка урока по теме: "Климат и климатические ресурсы", 8 класс
методическая разработка по географии (8 класс) по теме

Разработка урока по теме: "Климат и климатические ресурсы", 8 класс.

Учитель: Гончарова Людмила, Адамовна

Место работы: МБОУ, Егорлыкская СОШ № 7 им. О.Казанского, Ростовская область, ст. Егорлыкская, ул. Тургенева, 129.

e-mail: egorschool7@rambler.ru

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klimat_i_klimatich_resursy_razrabotka_uroka_8_kl.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока

по географии

«Природа России» 8 класс

Тема:

«Климат и климатические ресурсы»

Разработала:

Гончарова Людмила Адамовна

учитель географии МБОУ ЕСОШ № 7 им. О.Казанского

ст. Егорлыкская, Ростовская область

2011 г.


Тема: «Обобщающий урок по теме «Климат и климатические ресурсы России».

Цели и задачи урока:

  1. выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках;
  2. обобщить материал как систему знаний;
  3. развивать пространственное мышление, умение выявлять причинно-следственные связи;
  4. развивать коммуникативные навыки;
  5. познавательный интерес и географическое мышление учащихся;
  6. воспитывать экологическую культуру и эстетическое восприятие географических явлений природы через литературные произведения.

Оборудование: физическая карта России, климатическая карта России, атласы, дидактический материал (конверты, стихотворения, карточки, схема и т.д.), презентация «У природы нет плохой погоды», MS PowerPoint.

Ход урока

  1. Вступление. Звучит музыка «Пасмурно» Р.Паульса. На фоне музыки ученик читает стихотворение (опережающее задание): сл. Я.Шавловского, муз. М.Протасова (на экране слайды осеннего пейзажа)

Отпылало лето

В зареве рябин

Тает в ясном небе

Журавлиный клин

И в почтовый ящик

У твоей калитки

Уронила осень

Желтые открытки.

Непоседа ветер

Добрым почтальоном

Шлет и шлее в окошко

Телеграммы клена

Паутинки к солнцу

Верная примета

Значит где-то рядом

Бродить бабье лето

Снова, как весною

Светит каждый куст

И как будто воздух

Пробуем на вкус

И летят по ветру

Золотые нитки

И роняет осень

Желтые открытки.

Учитель: какие прекрасные слова и музыка. И у нас за окном осень. Ребята, о чем сегодня пойдет речь на нашем уроке? (Климат, погода). А что у вас ассоциируется с понятиями климат, погода

На доске две колонки (записываются ответы учащихся)

Климат

Погода

I Этап

Терминология

  1. Разминка (вопросы на экране).
  1. Дать определение понятиям климат, погода.
  2. В каких климатических поясах расположена территория России?
  3. Тип климата Ростовской области (умеренно-континентальный)?
  4. Перечислите климатообразующие факторы, оказывающие влияние на климат нашей страны (географическое положение, солнечная радиация, движение воздушных масс, циркуляция, подстилающая поверхность).

Демонстрация карточек: (на экране)

Что это такое?

Н                                                ///                                В

Циклон                        Атмосферный фронт                Антициклон

III Этап

Диктант

(Раздаточный материал, см. приложение 1)

II Этап

Синоптическая почта

(На экране 2 почтовых ящика циклон и антициклон дети мышкой отправляют в почтовые ящики отрывки из стихотворений цвет загорается (зеленый – правильный ответ, красный – неправильный).

И в почтовый ящик у твоей калитки

Уронила осень

Желтые открытки…

Вот и в наш почтовый ящик пришли письма.. Но эти письма необходимо разложить по адресатам. (Письма это отрывки из литературных произведений, в которых описывается погода разных времен года, их необходимо разложить в конверты, с циклоном и антициклоном). Затем зачитываются полученные результаты. Делается вывод о погоде в циклоне летом и зимой. (см. приложение 4).


Приложение 1

Диктант «Климат России»

- Найдите соответствие между определениями и понятиями:

1.Соотношение осадков и испаряемости

А) «полюс холода»

2.Количество солнечной энергии, достигшей поверхности Земли.

Б) Коэффициент увлажнения

3. Оймякон

В) Суммарная радиация

4. Линия на климатической карте, соединяющая точки с одинаковыми средними температурами воздуха

Г) Агроклиматические ресурсы

5. Свойства климата

Д) Пыльные бури

6. Сильный и продолжительные ветер, выдувающий верхний слой почвы

Е) Изотермия

  1. От чего зависит распределение температуры воздуха? (Рациональный баланс, циркуляция воздушных масс)
  2. Как распределяется температура воздуха зимой? (С запада на восток, с циркуляцией воздуха).
  3. Как распределяется температура воздуха летом? (Решающее влияние солнечной радиации, в меньшей степени циркуляция).
  4. От чего зависит распределение осадков (циркуляция воздушных масс, рельеф, температура).
  5. Количество влаги, которая может испариться с поверхности при данной температуре (испаряемость).
  6. Отношение годовой суммы осадков к испаряемости за этот период (коэффициент увлажнения).
  7. Достаточное увлажнение ()
  8. Недостаточное увлажнение (К<1)
  9. Избыточное увлажнение (К>1)

(по окончании выполненного диктанта на экране высвечиваются правильные ответы, производится взаимопроверка).

IV Итог урока

Россия – страна, расположенная на огромной территории, протяженность ее с запада на восток и с севера на юг весьма значительна, это определяет многообразие климата вместе с ним жизнь населения. Суровая и продолжительная зима требует огромных затрат на строительство теплых зданий, отопление, теплую одежду, непродолжительность сельскохозяйственных работ в северных районах, очень короткий период судоходства на замерзающих реках и морях, сезонный образ жизни людей во многих регионах страны приводит к удорожанию ведения хозяйства.

Домашнее задание. Опережающее задание: «Влияние климата на внутренние воды страны».


Приложение 2

Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна,

На печальные поляны

Свет печально льет она.

А.Пушкин «Зимняя дорога»

        

Мороз и солнце: день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный,

Пора, красавица, проснись…

А.Пушкин «Зимнее утро»

Под голубыми небесами

Великолепными коврами

Блестя на солнце, снег лежит.

А.Пушкин «Зимнее утро»

Мчатся тучи, вьются тучи;

Невидимкою луна

Освещает снег летучий;

Мутно небо, ночь мутна.

А.Пушкин «Беса»

Вьюга злится, вьюга плачет;

Кони чуткие храпят.

А.Пушкин «Беса»

Последняя туча рассеянной бури

Одна ты несешься по ясной лазури.

Одна ты наводишь унылую лень,

Одна ты печалишь ликующий день

Белеет парус одинокий,

В тумане моря голубом,

Что ищет он в краю далеком,

Что кинул он в краю родном.

М.Лермонтов «Парус»

Задремали звезды золотые,

Задрожало зеркало заката,

Брезжит свет заводи речные

И румянит сетку небосклона.

С.Есенин

Заунывный ветер гонит

Стаю туч на край небес,

Ель надломленная стонет

Глухо шепчет темный лес

                Н.Некрасов

Ветер что-то удушлив не в меру,

В нем зловещая нота звучит,

Все холеру – холеру – холеру – холеру –

Тиф и всякую нечисть сулит.

                Н.Некрасов

Там, где мороз и ветер,

Там, где всегда жара, -

Всюду на свете дети

В школу идут с утра.

                З.Петрова

Ветер! Ветер! Ты могуч!

Ты гоняешь сине море

Всюду веешь на просторе!

Не видал ли где на свете

Ты царевны молодой

Я жених ее. Постой!

                А.Пушкин

Жарко…

Жук жужжит в цветке,

Жаба дремлет в лопухе.

Ждет тропинка поворота,

Чтобы спрятаться в лесу.

Ждут луга ночной прохлады,

Жарко, все солнцу рады.

Желтый лютик пьет росу.

                Е.Черная


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока по теме"климат и внутренние воды Южной Америки"

Разработка урока географии( с практическим заданием)...

урок обобщающего повторения "Климат и климатические ресурсы"

Урок "климат и климатические ресурсы" позволит повторить и обобщить полученные знания при изучении темы "Климат россии". Урок повторительно-обобщающего характера содержит значительный объем...

Методическая разработка урока английского языка с применением ИКТ ресурсов в 7 классе по теме «Мой любимый вид спорта»

Урок разработан по технологии ТРКМ. Целью урока является обобщение и систематизация знаний по теме "Спорт". Были поставлены следующие задачи: образовательные:  1) тренировать и закреплять в речи ...

Методическая разработка урока по теме:"Климат Южной Америки и факторы его формирования"

В современной школе широко применяются различные обучающие технологии, которые позволяют сделать интересной и увлекательной работу учащихся на уроке.Пошаговое изучение корректирует и  активизируе...

Методическая разработка урока по теме «Климат».

Цель урока: сформировать понятие «климат», познакомить с основными показателями климата и способами их отображения....

Технологическая карта урока по теме: "Климат" 6 класс

Технологическая карта урока по теме: "Климат" в 6 классе....