Модульный урок « Европа как историко-географический регион мира»
видеоурок по географии (10 класс) по теме

Банзаргашеева Цырегма Жамбаловна

 

      Мы совершим путешествие   в Зарубежную Европу- один из очагов  мировой цивилизации ,родину Великих географических  открытий, промышленных переворотов, городских агломераций, международной экономической интеграции. Западная Европа– это более 20 государств, отличающихся историческим, этническим, природным, экологическим, социальным и культурным своеобразием. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Модульный урок  « Европа  как   историко-географический регион мира»

Обучающий аспект:   форми рование: понятия «историко – географический  регион мира», о его специфических  чертах , природных ресурсах, населении.

  Дидактическая цель урока: развивать умение самостоятельно работать с учебником, дополнительной литературой, выявлять причинно-следственные связи; продолжить формирование умения анализиро вать   продолжить под готовку выпускников к сдаче экзамена в форме ЕГЭ.

 Деятельностный аспект :формирование ключевых компе тенций учащихся, развитие личностных  ка честв: ценностная  ориентация, мотивация  на успех, способность к самоопределению. Развитие речевой компетенции: обогаще ние и усложнение словарного запаса;

Развитие исследовательских умений и на выков: умения определять объект исследования, умения выделить основные критерии, признаки, параметры исследования ; умение опре делять сходство и различие; развитие умения обобщать и систематизировать, определять и объяснять понятия, ставить и разрешать про блемы.

Личностно ориентированная технология обучения, положенная в основу урока, позволя ет развивать личностные качества учащихся: самоопределения, ценностной ориентации, мо тивации достижения успеха.

Оборудование урока: Политическая и физическая карта Европы. Мультимедийное сопровождение - компьютерная презентация   «Европа как историко-географический регион мира» ,таблицы для внесения результатов  работы с атласом.

Тип урока: урок-исследование (с точки зрения характера деятельности учителя и уча щихся), урок комплексного применения знаний (с точки зрения типологии уроков).

Ход урока:

Мотивационный этап урока (мотива ция, целеполагание). 

 Сегодня у нас необычный урок.  Что такое историко-географический регион ?

Какова географическая специфика Европы? Слайд 1,2,

      Мы совершим путешествие   в Зарубежную Европу- один из очагов  мировой цивилизации ,родину Великих географических  открытий, промышленных переворотов, городских агломераций, международной экономической интеграции.

Что отличает государства Западной Европы? Беседа по политической карте Слайд 3,4

Западная Европа – это более 20 государств, отличающихся историческим, этническим, природным, экологическим, социальным и культурным своеобразием.  Регион расположен на материке Евразия, на западе части света Европа; большая часть стран имеет выход к морям, которые являются главными районами мировых морских перевозок (Атлантический океан соединяет Европу с Америкой, Средиземное море – с Африкой и Азией, Балтийское море – со странами Европы);

  1. ЭГП Европы.
  2. Политическая  карта Европы
  3. Формы правления и территориального устройства

 Самостоятельная работа  «Оценка природных ресурсов Европы»: Слайд 5        

  1. Оценка по картам атласа природных ресурсов Европы

Рельеф: сочетание равнинного и горного рельефа;  В недрах Европы сосредоточено 12% мирового топливно-энергетического потенциала, в том числе 20% мировых запасов ископаемых углей. Минеральные ресурсы: размещены неравномерно, часть месторождений истощена; промышленные запасы: нефти и газа (Франция, Нидерланды); угля (Рурский бассейн в ФРГ, Уэльский и Ньюкаслинский – в Великобритании и др.); железной руды (Великобритания, Швеция); руды цветных металлов (ФРГ, Испания, Италия); калийных солей (ФРГ, Франция). В целом обеспечение данного региона хуже, чем Северной Америки и других регионов;

Территория Европы располагает благоприятными климатическими ресурсами : преобладание умеренного климатического пояса, на юге – субтропического, на севере – субарктического; температуры лета (8–24 градуса выше нуля) и зимы (от – 8 до + 8 градусов); количество осадков колеблется от 250 до 2000 мм в год;

Агроклиматические ресурсы: благоприятны для выращивания таких сельскохозяйственных культур, как рожь, пшеница, лен, картофель, кукуруза, подсолнечник, сахарная свекла, виноград, цитрусовые (на юге) и др.  Почвы плодородные (бурые лесные, коричневые, серо-коричневые ; большая часть земель занята под пашни и пастбища;

Леса покрывают в зарубежной Европе 157,2 млн га, или 33% ее территории: смешанные, широколиственные и хвойные;  большая часть из них вырублена; наибольшие запасы в Швеции и Финляндии;

Водные ресурсы: реки (Рейн, Дунай, Сена, Луара и др.); озера (Женевское и др.); ледники (в горах);обеспеченность ресурсами полного речного стока на душу населения составляет 2,5–50 тыс. кубометров за год, что свидетельствует о хорошем, но неравномерном обеспечении;

Ресурсы Мирового океана: в районе Северного моря и шельфовой зоны Бискайского залива добывают нефть и газ; большая часть морей обладает значительными рыбными ресурсами;

Ресурсы нетрадиционной энергетики: геотермальные источники в Исландии и Италии; перспективное использование энергии ветра во Франции и Дании;

Рекреационные ресурсы: Западная Европа – центр мирового туризма, 65 % туристов земного шара – во Франции, Испании, Италии и т. п. Это объекты природы (Средиземноморское побережье, живописные ландшафты, горные курорты), архитектурно-культурные достопримечательности (Версаль, Париж, Лувр, Триумфальная арка, Собор Парижской  Богоматери и т. д.

Беседа по   картам атласа Население Европы Слайд 6,7,8

  1. Воспроизводство населения
  2. Миграции населения.
  3. Этнолингвистический и религиозный состав населения
  4. Урбанизация и города Европы.

 Доля  населения Европы  снижается в связи с низкой рождаемостью .Во многих странах Западной Европы отрицательный показатель естественного прироста населения. Стоит проблема старения населения  Европы,  преобладание женского населения;

   Основные направления миграции. Причины, следствия. Иммиграция  заметный фактор европейской жизни, она нуждается в постоянном ежегодном миграционном приросте на уровне 1,9 млн. человек– регион Западная Европа является мировым очагом трудовой миграции (въезд рабочей силы).

Каков состав трудовых ресурсов? Трудовые ресурсы (высококвалифицированные):

  1. – 40–60 %  заняты в сфере услуг и торговли;
  2. 30–35 % – в промышленности и строительстве;
  3. 5–10 % – в сельском хозяйстве

     Назовите языковые семьи, группы и народы стран Западной Европы? Обозначьте межнациональные проблемы.

  1. – Индоевропейская языковая семья;
  2. – языковые группы и народы: германская (немцы, англичане), романская (французы, итальянцы);
  3. – межнациональные проблемы в странах: Испания (баски), Франция (корсиканцы), Великобритания (северная часть Ирландии).

Какие религии распространены в странах Западной Европы?

  1. – Религии: протестантизм, католицизм.

Заполнить таблицу: Этнолингвистический и религиозный состав населения. Слайд 9

Урбанизация и города Европы.      В начале прошлого столетия самым значительным городом мира стал Лондон(865тыс жителей); вторым в Европе был Париж (550тыс),третьим Неаполь (340 тыс);за ними Петербург (330тыс) и Вена (230тыс). Концентрация населения в городах ,увеличение их роли в жизни общества происходили на протяжении всей истории .

Каков уровень урбанизации в странах Западной Европы?

  1. Уровень урбанизации около 80 %; крупнейшие города: Роттердам,  Париж, Рим, Мадрид и т. д.;

Рефлексия (размышление)

1.Проверочная работа

           2.Слайд 14  Самостоятельная  работа с атласом

          3.Завершающий этап. Слайд 15,16

Сбор проверочной работы.

  1. Запись домашнего задания Слайд 17 Прочитать текст учебника на с.179-183
  2. Анализ рисунка 46,47,48.
  3. Задание 4,5 с. 216
  4. Подготовить сообщения:
  1. карликовые государства Европы
  2. рекреационные ресурсы Европы
  3. объекты Всемирного наследия на территории Европы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация историко-географического подхода в процессе изучения географии России

В современной кризисной ситуации, охватившей все сферы общественной жизни, необходимо восстановление утраченной духовности. Гуманизация школьной географии требует поиска новых направлений и в содержан...

Историко-географическая характеристика территории (на примере Ямало-Ненецкого автономного округа)

Программа элективного курса предлагается обучающимся 9 классов общеобразовательных школ, она направлена на углубление и расширение знаний и умений по профильному предмету география, знакомство с метод...

Историко- географический вечер

Разработка  метопредметного внеклассного мероприятия с использованием викторин по географии и истории....

Модульный урок по географии 9 класс "Дальневосточный экономический регион"

Сформировать знания о составе территории, особенностях экономико-географического положения, природы, хозяйственного развития Дальнего Востока; Продолжить формировать умения анализировать тематич...

Оценочные практические самостоятельные работы по географии 10 класса по темам "Государственный строй стран мира", "Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран (регионов) мира".

Оценочные практичекие работы по географии 10 класса по темам "Составление систематизирующей таблицы "Государственный строй стран мира", "Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран (регионов) мира " ...

Урок географии в 11классе Тема: «Население и хозяйство США» Сравнительная характеристика двух регионов мира - штат Иллинойс (США) и Ростовская область (Россия)

  Данный урок  проводится в 11 классе, при изучении темы «Население и хозяйство США» по учебнику «Экономическая и социальная география мира», автор В.П. Максаковский. На изучение разд...

Историко-географический круиз "Столицы мира"

Столицы создают люди. Удачно выбранное место – значит безопасная жизнь, хороший климат – долголетие народа. В стране, где большая часть территории – пустыни, люди находят оазис и стр...