Урок по географии в 6 классе на тему: «Озера».
план-конспект урока (география, 6 класс) по теме

Петрова Галина Александровна

Сформировать у учащихся представления об озере, типах озерных котловин, сточных и бессточных, пресных и соленых  озерах;

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_geografii_v_6_klasse....doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: познакомиться с многообразием озер нашей планеты и их происхождением.

Задачи:

образовательные:  сформировать у учащихся представления об озере, типах озерных котловин, сточных и бессточных, пресных и соленых  озерах;

развивающие:   развитие индивидуальных  познавательных  интересов у учащихся;

воспитательные:  воспитывать у учащихся чувство любви к своей Родине, гордости за свой край, район.

 

Тип урока: объяснение  нового материала.

 

Оборудование: учебник,  карта полушарий,  физическая карта России, атласы, контурные карты,  компьютер, проектор, экран, маршрутные листы. 

 

Ход урока.

 

1. Организационный.

  

2. Изучение нового материала.         

Учитель.  Я сейчас загадаю загадку, а вы отгадайте ее. Слайд №2.

                      

                      Посреди поля лежит зеркало.

                      Стекло голубое, рама  зеленая.

                      Глядятся в него молодые рябинки,

                      Цветные свои, направляя косынки

                      Глядятся в него молодые березки,

                      Свои перед ним поправляя прически.

                      И месяц, и звезды – все в нем отражается…

                      Как это зеркало называется?  (Озеро).

 

Учитель. Правильно. Это озеро.  И тема нашего урока так и называется «Озера».

 

Учитель. На  уроке мы с вами должны будем  рассмотреть следующие вопросы:

-  определение  озер;

-  многообразие озер нашей планеты, их происхождение;

-  какие озера называются сточными, а какие бессточными;

-  познакомиться с понятиями соленые и пресные озера. 

 

Учитель.  У каждого из вас на партах лежат листочки с таблицей - это маршрутные листы, на которых будем вести записи  урока.

 

 

Учитель. Ребята, а кто из вас видел озеро? Поднимите руки.

 

Учитель. Я предлагаю вам на несколько секунд закрыть глаза и представить себе озеро.  А теперь откроем глаза и расскажем, что мы увидели.  У  меня перед глазами озеро было круглое и мелкое.  А с какими словами  у вас оно ассоциируется?

                      (Ответы детей:  маленькие и большие, глубокие и мелкие и т.д.)

 

- А что такое «озеро»?

                      ( Ответы детей.)

 

Учитель. Давайте сравним ваши определения с тем определением, которое нам предлагают авторы учебника на стр. 95. Кто первым нашел определение?

Озеро – это замкнутый водоем, образовавшийся на поверхности суши в природном углублении. 

       Записываем определение в маршрутный лист. Слайд №3.

 

Учитель. Это углубление называется – озерная котловина.

 

Учитель. Ребята, озеро не является частью океана, как например море. От реки оно отличается тем, что вода в нем не течет, как поток в русле.

 

Учитель. Мы уже выяснили, что озеро – природное углубление или озерная котловина, образованная на земной поверхности.  А какие природные процессы и явления могут привести к образованию озерных котловин?  Чтобы ответить на этот вопрос, нам  понадобятся атласы на странице 16 «Физическая карта России».

 

(Знакомство учащихся с типами котловин -  презентация)

 

Рассказ учителя.

  1. Тектонические в прогибах (остаточные). Они образовались за счет медленного  опускания обширных участков земной коры, которые заполнялись водой. (Аральское; самое большое в мире озеро – Каспийское. В прошлом оно соединялось с океаном и было морем, его вода по составу солей похожа на океаническую. За размеры и соленую воду его называют морем.) Слайд №4.

- Покажите Каспийское море-озеро на карте. Какие реки в него впадают?

 

  1. Тектонические в разломах. При движении участков земной коры образовывались разломы, которые заполнялись водой. Как правило, такие озера очень глубокие. (Танганьика, Ньяса на материке Африка. А как  вы думаете, а в России есть такие озера). 

( Самое глубокое озеро – Байкал. Оно уникально. В известности и славе не знает себе равных.    Наибольшая глубина – 1620 м.  Байкал содержит одну десятую часть пресных вод всей Земли.  По прозрачности  воды Байкал занимает первое место в мире.  В озеро впадает 336 рек и речушек, а вытекает одна Ангара.) Слайд №4.

- Покажите  озеро Байкал на карте. Поэты о нем писали стихи:

 Под надежной охраной лесов,

 Под защитой гранитных хребтов

 Мерно бьется о выступы скал

 Сердце нашей Сибири – Байкал.

                                 А.И. Полежаев

3. Ледникового происхождения озера образовались на месте впадин, углубленных ледником.

(Онежское; Ладожское,  у  этого озера славная история: в годы Великой Отечественной войны по его льду проходила Дорого Жизни – единственная связь страны с осажденным Ленинградом.).

Слайд №5.

 

4. Запрудные образовались в результате обвала или осыпания горных пород в долину реки. Примером является  Сарезское озеро на Памире. Слайд №5.

.

 (Рассказ  подготовленного учащегося). Февральской ночью 1911 г. жители Бартанга проснулись от неимоверного гула, идущего из недр земли. Гул сопровождался оглушительным каменным грохотом. Казалось, что где-то вверху разбушевался невидимый джинн, ломающий памирского исполина. С вершин летели гигантские обломки скал. Перепуганные люди чувствовали себя, как на зыбких волнах; под ногами ходила почва. Происходило сильное землетрясение. И над кишлаком Усой несколько дней кружились клубы большой пыли. А когда пыль рассеялась, в русле реки люди увидели нерукотворную каменную стену полукилометровой высоты. Образовавшаяся из обломков скал стена перегородила бурную реку. Так родилось на Памире Сарезское  озеро». 

 

5. Вулканические. Их озерные котловины расположены в кратере потухших вулканов. (Кроноцкое,  Курильское.) Слайд №6.

 

6. Озера-старицы часто встречаются в поймах рек, они представляют собой остатки прежних речных русел. Эти озера маленькие, поэтому на карте не обозначаются. Имеют дугообразную форму. Рассмотрите рис. 64 в учебнике на стр.97. Слайд №6.

 

7. Карстовые. В земной коре и на ее поверхности встречаются легко растворимые горные породы (известняк, соль и др.) При их растворении образуются пустоты, пещеры, а на земной поверхности котловины, которые и заполняются водой. Они маленькие, на картах не обозначаются.     Слайд №6. 

 (Много на Урале, Кавказе). 

 

Динамическая пауза 

Учитель. Продолжим работу с учебником стр.96-97 и, опираясь на тот материал, который я вам рассказала, вы заполняете  таблицу в маршрутных листах.  Каждый заполняет  только один тип происхождения озерных котловин, т.к. вас всего 7 человек.  

 Слайд №7.

 

Тип котловин

Причина образования

Примеры

Тектонические в прогибах

Опускание обширных участков земной коры

Аральское,  Каспийское

Тектонические в разломах

Опускание участков земной коры по разлому

Байкал, Ньяса, Танганьика.

 Ледниковые

Котловина углублена древними ледниками.

Онежское, Ладожское.

Запрудные

Русло реки перегораживает обвал или поток застывшей лавы.

Сарезское.

Вулканические

Кратеры потухших вулканов

 

 

Кроноцкое, Курильское.

Карстовые

Образуется после провала верхнего слоя, прикрывающего подземную полость, и заполняет ее водой.

Маленькие на картах не обозначаются.

Старицы

Участки прежнего русла реки, изменившее свое направление.

Маленькие на картах не обозначаются.

 

Учитель. Справились с заданием? А теперь составим общую таблицу.  

(каждый отчитывается о проделанной работе).

 

Учитель. Ребята, а вы знаете название озер Апастовского района? (Сабантуйское, Лыва).  Сабантуйское, Кара-Куль (расположенное близ с. Кабы-Копры) озера  являются частью старицы  реки Свияга; близь села Аю-кудерган есть озеро карстового происхождения.     Слайд №8. 

 

 

 Учитель.  Озеро - это углубление, заполненное водой. А как вы думаете, откуда берется вода в этих углублениях? Чем же питаются озера? 

 (осадками атмосферными, подземными водами, водами втекающих рек). 

 

Учитель. Все озера по приходу и расходу воды можно разделить на 2 группы.

На рисунке-схеме вы видите  озера и реки. Обратите внимания, что реки могут впадать  в озера и вытекать.

  

Учитель. У нас появляются два новых понятия: сточные и бессточные озера. Давайте попробуем сформулировать определения. Слайд №9.

 

Сточные озеро – это озеро, в которое реки впадают и вытекают (или только вытекают).

Бессточные озера – озера, в которые реки только впадают.

 

Учитель. Как вы думаете, к какому типу озер относится озеро Байкал?

  (ответы детей:  сточное.)

- Почему?

  (ответы детей: вытекает река Ангара.)

Примерами сточных озер являются также Онежское и Ладожское озера.

 

- К какому типу озер относится Аральское море-озеро?

  (ответы детей: бессточное.)

- Почему?

   (ответы детей: не вытекают реки из них.)

Примерами бессточных озер являются также Каспийское и Балхаш.

 Учитель.   Озера отличаются не только по  стоку воды, но и по наличию солей. Давайте вспомним, а что такое соленость?

 (количество минеральных веществ в 1 литре воды).

- А в чем она выражается? (в промилях - тысячных долях числа). Слайд №10.

 

   Учитель. Все озера по солености можно разделить на две группы: пресные - до1%о; соленые - от 1%о до 35%о. Пресные на карте обозначены голубым цветом, соленые -  розовым.

 

Учитель: Найдите в атласах озеро Балхаш. Обратите внимания на его цвет. Часть озера окрашена голубым цветом, а другая розовым. Как вы думаете почему?

 (соленые чаще всего бессточные озера, так как минеральные вещества приносимые реками постепенно накапливаются в озерах).

 

Учитель. А озеро Байкал пресное или соленое?

 (Ответы детей: пресное )

 

Сообщения учащегося о Мертвом озере. Послушайте, что рассказывает об одном из самых соленых озер Мертвом  озере человек, побывавший на его берегах: «Мы стояли на пустынном берегу, унылый вид которого навевал грусть: мертвый край – ни травы, ни птиц. На другой стороне озера из зеленой воды круто поднимались красноватые горы. Мы решили искупаться, но нас отговорили. Мы лишь умывались густой, как крутой рассол водой. Через несколько минут лицо и руки покрылись белым налетом соли, а на губах остался нестерпимо горький вкус. Иногда из реки Иордан в Мертвое озеро заплывает рыба. Она гибнет уже через минуту. Одну такую рыбешку, выброшенную на берег, мы нашли. Она была твердая, как палка, в крепком соленом панцире».

 

Учитель.  Как  использует озера человек? Слайд №11.

 (Ответы детей: ловит рыбу, для судоходства, разводят водоплавающую птицу, добывают соль, побережье озер – благоприятная зона не только для жизни, но и для отдыха, для восстановления здоровья).

 

Учитель. Озера с древних времен используются человеком. Но сегодня, как и остальные водоемы, многие озера загрязнены нефтепродуктами, промышленными и бытовыми отходами, ядохимикатами с полей.  Озера  планеты, а также и озера нашего района, просят помощи у людей. 

  Даже к самому крошечному озеру, например, как наше озеро в центре села Бишево, наполненному  небольшим количеством воды, следует относиться как к ценнейшему дару, чтобы донести будущему поколению эту чашу бесценной живительной влаги.

- Какие меры по охране озер должен соблюдать человек? Слайд №11.

  (Ответы детей:

 1.Очищать промышленные и бытовые воды;

2. Соблюдать правила транспортировки грузов;

3. Соблюдения правил по ловле рыбы;

4. Не загрязнять места отдыха.)

 

3. Итоги урока. 

Учитель. Наш урок подошел к концу.  И я хочу узнать, как вы усвоили его.  Ответьте на вопросы:   Слайд №12.

1. Что такое озеро?

2. Что такое котловина?

3. Назвать условия образования озер.

4. Перечислить типы озерных котловин.

5. Назвать значение озер для человека.

4. Домашнее задание. Прочитать  параграф 31.  Приготовить сообщения о необычных озерах мира:  озеро Чернил, озеро «Кастрюля», Горящее озеро, озеро Призрак, Асфальтное озеро, Сладкое озеро. (по желанию).

  Слайд №12

 

Используемые материалы. Слайд №13.

 

Приложение:

 

 Маршрутный лист

  Озеро - _____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 Таблица:

Тип котловин

Причина образования

Примеры

Тектонические в прогибах (остаточные)

 

 

 

 

Тектонические в разломах

 

 

 

 

 Ледниковые

 

 

 

 

Запрудные

 

 

 

 

Вулканические

 

 

 

 

Карстовые

 

 

 

 

Старицы

 

 

 

 

 

Бишевская средняя общеобразовательная школа Апастовского муниципального района РТ

Урок

по географии в 6 классе

на тему:

«Озера».

                                             

                                                         Учитель географии и биологии

                                                                        1 категории

                                                         Петрова Галина Александровна.

2011 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок географии 6 класс по теме "Озера"

Разработка урока для обучающихся 6 класа по теме "Озера"....

Уроки по географии 6 класс по теме Озеро.

Цели урока:      1.Содействовать формированию понятий озеро, озерная котловина, представления о типах озерных котловин, месторасположении крупнейших озер;2.Создать условия для...

Вариант самоанализа урока учителя предметника, на примере самоанализа урока по географии в 6 классе по теме: Озера. Ледники. Искусственные водоемы.

Данный пример самоанализа поможет учителям предметникам в составлении своего самоанализа по какому-либо предмету. Опираясь на данный легче составить свою модель анализа урока....

Урок географии в 8 классе по теме «Озера, болота, водохранилища».

Урок географии в 8 классе по теме «Озера, болота, водохранилища»....

Технологическая карта к уроку географии 6 класс по теме "Озера"

Технологическая карта предназначена для уроков географии в 6 классе, составлена к учебнику Т.П. Герасимовой "География. Начальный курс. 6 класс". Технологическая карта отражает современный в...

Методическая разработка урока по географии 8 класс на тему " Озера, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота "

Методическая разработка урока географии 8 класс по учебнику И.И.Баринова издательство Дрофа 2018 года ( соотвествует ФГОС)....