Пояснительная записка и конспект урока по теме "Почвы"
методическая разработка по географии (8 класс) по теме

Учебник для 8 класса «География России. (Природа, население)» под редакцией А. И. Алексеева. Главная задача курса – формировать у учащихся знания о родной стране и подвести их к пониманию своего места в стране и в мире.На уроках ученики не только слушают, сравнивают, анализируют, размышляют, но и учатся находить выход из трудных ситуаций, выдвигать новые идеи. Тем самым ученики приходят к осознанию того, что знания о почвах нужны не только специалистам, но и им, так как кто - то, возможно, занимается цветоводством, у многих есть дачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska_k_razdelu_pochvy.doc42 КБ
Microsoft Office document icon urok_pochvy.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка к разделу  «Почвы».

     Учебник  для 8 класса «География России. (Природа, население)» под редакцией А. И. Алексеева.

     Главная задача курса – формировать у учащихся знания о родной стране и подвести  их к пониманию своего места в стране и в мире. Особенностью курса является  гуманизация  его содержания. В центре курса находится человек. На него замыкается и природа, и хозяйство;  они показаны глазами человека, во взаимосвязях с ними. Поэтому тему « Почвы - национальное достояние страны» мы будем рассматривать не только как самостоятельный компонент природы, с присущими ему свойствами, структурой, составом и т.д., но и как национальное достояние страны, которое обеспечивает нас продовольствием, сырьем для ряда отраслей. Длительное  земледельческое освоение привело к снижению плодородия, поэтому в настоящее время остро стоят вопросы рационального использования. На уроках ученики не только  слушают, сравнивают, анализируют, размышляют, но и учатся находить выход из трудных ситуаций, выдвигать  новые идеи. Тем самым  ученики приходят к осознанию того, что знания о почвах нужны не только специалистам, но и им, так как кто - то, возможно,  занимается цветоводством, у многих есть дачи.

     Данный раздел изучается 4 урока.

1 урок

Почвы – особое природное тело.

2 урок

География почв России.

3 урок

Почвы и урожай.

4 урок

Рациональное  использование и охрана почв.

  На 1 уроке важно доказать, что почва - это один из компонентов природы, возникший в результате многовекового взаимодействия живой и неживой природы.

На 2 уроке необходимо ответить на вопрос: «Почему Россия обладает огромным разнообразием типов почв?» Для этого необходимо проследить взаимосвязь между компонентами природы и сделать вывод, что  на формирование почв наибольшее влияние оказывает соотношение тепла и влаги, т. к. оно определяет направленность и скорость процессов почвообразования, тип растительности, биологическую продуктивность фитоценозов, а от этого зависит количество органического вещества,  поступающего в почву и т. д. А так как  территория России огромна и имеет значительную протяженность с севера на юг, значит должны быть разнообразные типы почв. Тогда возникает вопрос: « Как же должны располагаться различные типы почв по территории России?» А затем проверить данное предположение по карте, при этом важно напомнить, что понятие « зональность»  было введено русским ученым – почвоведом В.В. Докучаевым.

Работая в группах, используя учебник, дополнительную литературу, карты,  учащиеся дают характеристику разных типов почв. Такой вид деятельности  способствует развитию самообразовательных навыков учащихся.

Затем следует отчет групп, записи в тетрадях, дополнения учителя о водном режиме почв, от которого  зависят многие свойства почв.

3 урок  «Почвы и урожайность». Это урок – проект. Учащиеся работают в группах. Вспомнив основные понятия и характеристики почв(использую метод « карусель» ), выясняем, что изучая почву , мы  больше всего интересуемся  ее плодородием. Обращаем внимание, что почвенное плодородие определяется свойствами всей почвы, а не свойствами одного какого-то горизонта. Кроме того, почвенное плодородие зависит от механического состава, структуры, водно - воздушного режима и т. д. Все эти характеристики вместе взятые дают возможность оценить почву с точки зрения использования в хозяйстве. Предлагается работа в группах.

1 группа -  исследовать почву, подобрать комнатные растения, расположить их в квартире.

2 группа – исследовать почву, подобрать цветочные растения для клумб школьного двора, разработать дизайн.

3 группа – исследовать почву, определить  месторасположение дома, газона, цветника, подобрать цветочные растения.

4 группа – исследовать почву, определить местоположение дома, грядок, подобрать сельскохозяйственные культуры.

Оборудование: образцы почв, колбы с водой, определитель кислотности

(универсальный индикатор), мензурки, доски, инструкции, специальная литература, принадлежности для рисования, пакеты с семенами.

Работа начинается на уроке, а заканчивается дома.

Список литературы.

  1. И. А. Заливский « Приусадебный цветник». Ленинград, «Колос», 1987.
  2. К. С. Кальянов «Изучение эрозии почв в школе». Москва, «Просвещение», 1983.
  3. Н. И. Клинковская « Комнатные растения в школе». Москва, «Просвещение», 1986.
  4. М. Ф. Киреева «Цветоводство в сельской местности». Москва, «Колос», 1989
  5. И. А. Маркова «Озеленение участка детского сада». Москва, «Просвещение», 1972.
  6. А. О. Орлова «Агрохимическая лаборатория». Москва, «Детская литература», 1973.
  7. Энциклопедический словарь юного географа – краеведа.
  8. П. Дельфа, Е. Гордиенко «Комнатные растения от А до Я». Ростов- на – Дону, «Владис», 2004.
  9. Б. Н. Польский « Рассказы о почве». Москва, «Просвещение», 1977.

10.  В. А Брызгалов «Справочник по овощеводству». Ленинград, «Колос», 1989.

ПРИЛОЖЕНИЯ.

Инструкция «Как определить кислотность почвы».

По химическому составу почвы делятся на нейтральные, кислые, щелочные. Растения и полезные почвенные микроорганизмы очень чувствительны к присутствию кислот, т. к. растения плохо поглощают кальций , магний, молибден, а проникнуть в них может алюминий, который нарушает их нормальное развитие. Поэтому очень важно определить кислотность почв. Есть несколько способов. Самый простой способ:

1. Образец почвы высыпать в ступку и растереть.

2. Высыпать в стакан, добавить воду и размешать.

3. Опустить индикатор в стакан (бумажный индикатор меняет цвет)

4. Определить кислотность.

Инструкция «Как определить механический состав почв»

1.  Образец почв смочить до консистенции теста  и раскатать в шнур. Свернуть в колечко.

2.  Шнур не образуется - почва песчаная.

3.  Шнур формируется неустойчиво – почва супесчаная.

4. Шнур распадается на дольки – почва легкосуглинистая.

5. Шнур свертывается в колечко, но трескается – почва  тяжелосуглинистая.

6.  Шнур свертывается в колечко – глинистая почва.

 

Инструкция « Определения  влажности и плотности почвы»

1.  При копании сочится вода - мокрая почва.

2.  Приложенный лист бумаги быстро промокает – влажная почва.

3.  На ощупь производит ощущение прохладной массы, мажется – свежая почва.

4. На ощупь не обнаруживает признаков увлажнения, пылит – сухая почва.

 

Образцы выполнения работ

Цветник около дома.

Место для цветника  захламлено строительным мусором, заросло травой.

Мы предлагаем очистить участок, снять 50 см песка, на дно заложить тяжелую глинистую землю, на нее насыпать песок, суглинистую землю, навоз, листья деревьев.(Их можно в большом количестве набрать под березами на Смолокурке.) Глинистая земля будет задерживать поверхностную почвенную влагу и питательные вещества.

Верхние слои перекопать   и оставить на зиму. Весной  перекопаем и внесем  минеральные удобрения. Делаем разметку, привозим с реки камни, гравий. Дорожки должны быть твердыми и водопроницаемыми. Лучше,  если  они будут изогнутыми. Затем засеваем газон, обильно поливаем и закрываем пленкой. Теперь приступаем к высадке цветов.



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка к преподаванию темы

«Почвы – национальное достояние»

 в курсе географии 8 класса

(учебник «География России»  под редакцией А. И. Алексеева).

Главная задача курса географии в 8 классе – формировать у учащихся знания о родной стране и подвести  их к пониманию своего места в стране и в мире. Особенностью курса является  гуманизация  его содержания. В центре курса находится человек. На него замыкается и природа, и хозяйство;  они показаны глазами человека, во взаимосвязях с ними. Поэтому тему

 «Почвы - национальное достояние » я рассматриваю не только как самостоятельный компонент природы, со свойственными ему свойствами, структурой, составом и т. д., но и как национальное достояние страны, которое обеспечивает нас продовольствием, сырьем для ряда отраслей. Длительное  земледельческое освоение привело к снижению плодородия, поэтому в настоящее время остро стоят вопросы рационального использования почв. Поэтому, слушая, сравнивая, анализируя, размышляя, учась находить выход из трудных ситуаций, выдвигать новые идеи, привожу учеников к осознанию того, что знания о почвах нужны не только специалистам, но и им, так как кто- то из них занимается цветоводством, у многих есть дачи.

Данная тема изучается 4 урока.

1 урок

Почвы – особое природное тело.

2 урок

География почв России.

3 урок

Почвы и урожай.

4 урок

Рациональное  использование и охрана почв.

На первом уроке важно доказать, что почва - это один из компонентов природы, возникший в результате многовекового взаимодействия живой и неживой природы.

 На втором уроке необходимо ответить на вопрос: «Почему Россия обладает огромным разнообразием типов почв?» Для этого необходимо проследить взаимосвязь между компонентами природы и сделать вывод, что  на формирование почв наибольшее влияние оказывают соотношение тепла и влаги, т. к. оно определяет направленность и скорость процессов почвообразования; тип растительности; биологическая продуктивность фитоценозов, от которого зависит количество органического вещества, поступающего в почву и т. д.  Территория России огромна,  и имеет значительную протяженность с севера на юг. Значит, должны быть разнообразные типы почв. Тогда возникает вопрос: «Как же должны располагаться различные типы почв по территории России?» После высказанных предположений необходимо  проверить данное предположение по карте.При этом важно напомнить, что понятие « зональность»  было введено русским ученым – почвоведом В.В. Докучаевым.

Работая в группах, используя учебник, дополнительную литературу, карты учащиеся дают характеристику разных типов почв. Такой вид деятельности  способствует развитию самостоятельной деятельности учащихся. Заслушиваются отчеты групп, делаются записи в тетрадях, учитель дополняет сведения о водном режиме почв, от которого зависят многие свойства почв.

На третьем уроке по теме «Почвы и урожайность» учащиеся работают в группах, создавая проект, предварительно исследовав предложенные образцы почв:

1 группа - подбирает комнатные растения, располагая их в квартире.

2 группа – подбирает цветочные растения для клумб школьного двора, разрабатывает дизайн школьного двора.

3 группа – разрабатывает дизайн территории многоквартирного дома, подбирает цветочные растения.

4 группа – определяет местоположение дома на предложенной территории, грядок, цветников и фруктовых деревьев, подбирает сельскохозяйственные культуры.

 Вспомнив основные понятия и характеристики почв, обращаю внимание, что почвенное плодородие определяется свойствами всей почвы, а не свойствами одного какого- то горизонта. Кроме того, почвенное плодородие зависит от механического состава, структуры, водно - воздушного режима и т. д. Все эти характеристики вместе взятые дают возможность оценить почву с точки зрения использования в хозяйстве.

Оборудование для данного урока: образцы почв, колбы с водой, определитель кислотности (универсальный индикатор), мензурки, инструкции, специальная литература, принадлежности для рисования, пакеты с семенами.

Работа начинается на уроке, а заканчивается дома.

 Литература для учащихся, используемая на уроке:

  1. И. А. Заливский. « Приусадебный цветник», Ленинград, Колос, 1987
  2. К. С. Кальянов. «Изучение эрозии почв в школе», Москва, Просвещение, 1983.
  3. Н. И. Клинковская. « Комнатные растения в школе», Москва, 1986
  4. М. Ф. Киреева. «Цветоводство в сельской местности», Москва, 1989
  5. И. А. Маркова «Озеленение участка детского сада», Москва, Просвещение, 1972
  6. А. О. Орлова. «Агрохимическая лаборатория», Москва, «Детская литература»,  1973
  7. П. Дельфа, Е. Гордиенко «Комнатные растения от А до Я», Ростов- на- Дону, «Владис», 2004
  8. Б. Н. Польский. «Рассказы о почве», Москва, «Просвещение», 1977
  9. В. А Брызгалов. «Справочник по овощеводству», Ленинград, «Колос», 1989

Инструкция  для учащихся № 1:

«Как определить кислотность почвы».

По химическому составу почвы делятся на нейтральные, кислые, щелочные. Растения и полезные почвенные микроорганизмы очень чувствительны к присутствию кислот т. к. растения плохо поглощают кальций, магний, молибден, а проникнуть может алюминий, который нарушает их нормальное развитие. Поэтому очень важно определить кислотность почв. Есть несколько способов. Самый простой способ:

1. Образец почвы высыпать в ступку и растереть.

2. Высыпать в мензурку, добавить воду и размешать.

3. Опустить индикатор в стакан (бумажный индикатор меняет цвет)

4. Определить кислотность.

Инструкция  № 2

«Как определить механический состав почв»

1.  Образец почв смочить до консистенции теста  и раскатать в шнур. Свернуть в колечко.

2. Шнур не образуется, - почва песчаная.

3. Шнур формируется неустойчиво – почва супесчаная.

4. Шнур распадается на дольки – почва легкосуглинистая.

5.Шнур свертывается в колечко, но трескается – почва тяжелосуглинистая.

6. Шнур свертывается в колечко – глинистая почва.

Инструкция №3

 « Определение  влажности и плотности почвы»

1. мокрая почва (при копании сочится вода).

2. влажная почва (приложенный лист бумаги быстро промокает).

3. свежая почва (на ощупь производит ощущение прохладной массы, мажется).

4. сухая почва (на ощупь не обнаруживает признаков увлажнения, пылит)

Проект дорабатывается учащимися дома, результат одного из проектов прилагается (приложение 1).

На четвертом уроке «Рациональное использование и охрана почв» защищаются проекты и учащиеся приходят к выводу, что почвы истощаемы, встречаются плодородные и неплодородные почвы. При правильном использовании почвы мы можем сохранить ее плодородие. Современная наука позволяет создавать искусственные почвы (ученики предлагают фантастические проекты). Я знакомлю их с гидропоникой и использованием бытовых отходов и микроорганизмов  для получения почв.

                                                                        Приложение №1

Цветник около дома.

(отчет 3 группы)

Место для цветника  захламлено строительным мусором, заросло травой. Мы предлагаем очистить участок, снять 50 см песка, на дно заложить тяжелую глинистую землю на нее насыпать песок, суглинистую землю, навоз, листья деревьев. Их можно в большом количестве набрать под березами на Смолокурке (часть лесного массива вблизи поселка). Глинистая земля будет задерживать поверхностную почвенную влагу и питательные вещества. Верхние слои перекопать   и оставить на зиму. Весной  перекопаем и внесем  минеральные удобрения. Делаем разметку, привозим с реки камни, гравий. Дорожки должны быть твердыми и водопроницаемыми. Лучше если  они будут изогнутыми. Засеваем газон, обильно поливаем, и закрываем пленкой. После этого приступаем к высадке цветов, подобранных таким образом, чтобы цветение продолжалось в течение всего летнего сезона. Однолетники высаживаем рассадой, т.к. на Севере поздняя весна и короткое лето.

Урок географии в 8 классе по теме

«Почва – особое природное тело».

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

Образовательная задача:

  1. способствовать формированию представлений о почвах как об «особом естественно-историческом теле»: их составе, структуре, строении и формировании.

Развивающие задачи:

  1. продолжить формирование навыка работы с литературными
    источниками (сжатие информации и представление ее в виде
    аппликации);
  2. продолжить формирование мыслительных процессов: сравнения,
    умозаключения.

Воспитательные:

  1. способствовать формированию коммуникативной культуры учащихся;
  2. способствовать формированию бережного отношения к почве как
    природному компоненту.

Оборудование: учебник « География России» (под ред. А. И. Алексеева), карточки с заданиями для групп, образцы почв, инструкция по определению механического состава почвы, колба с водой, дощечка, элементы аппликации, справочная литература.

ХОД УРОКА.

Учитель: 

     Добрый день! Рассаживайтесь поудобнее. Я хочу рассказать вам сказку. Надеюсь, что, слушая её,  вы  не просто будете воспринимать ее содержание, но и определите тему раздела, к изучению которого мы сегодня приступаем.

    …В давние времена жил-был волшебник. Весь свой век мечтал он о том, чтобы  принести людям счастье. Пошел он по белу свету и пришел к  землянке, где жил со своей семьей бедняк, и попросился переночевать. Как ни бедно жили хозяева, но нашли они ему и место, и еду. Стали наутро прощаться. Гость и говорит: « Вот тебе, мужичок, за твою доброту и щедрое сердце подарок - скатерть. Как развернешь ее, будешь и сам сыт, и всю свою семью накормишь. Однако помни: не клади весной скатерть на сырую землю, иначе в землю перейдет вся ее волшебная сила, а вернуть ее будет трудно. Земле придется низко поклониться, всю ее перепахать, семью потами полить». Сказал и исчез. Сытно - весело стало в доме. Но мужик начал задумываться: «Мы тут пируем, а все вокруг впроголодь живут. Надо бы с людьми поделиться». Думал - думал - и придумал: разорвал скатерть на мелкие клочки и раздал их знакомым и незнакомым людям. А весной положили эти кусочки на сырую землю, и вся волшебная сила ушла в нее. По совету мужика люди взялись за нелегкую работу - пахали и рыхлили, семью потами поливали да мозоли на руках натирали. Зато по осени волшебная сила и вправду воротилась, обернулась золотыми колосьями. С той поры люди поняли, что земля - матушка - самая щедрая кормилица на свете. Стоит потрудиться - одарит сторицей, сама в скатерть-самобранку обратится.

Учитель:

         Вы прослушали сказку. Ее содержание поможет вам определить тему нового раздела, который мы начинаем изучать.

Ученики называют  «земля», «почва» и так далее.

Учитель:

       Да, новый раздел, который мы начинаем изучать, называется «Почва - национальное достояние страны». Прошу вас открыть тетради и записать дату и тему раздела, подчёркиваю, раздела, который мы  будем изучать в течение 4 уроков.  Почва – один из компонентов природы, с ним мы сталкиваемся впервые, и поэтому  должны будем многое выяснить. Что же?

Ученики высказывают свои мнения.

Учитель:

         Сначала определим последовательность изучения почв (запись  на доске и  в тетрадях учащихся):

  1. условия формирования почв,
  2. структура почв,
  3. механический состав,
  4. строение почв,
  5. типы почв России,

- современные почвы и их взаимодействие с человеком,

  1. возможность создания искусственной почвы.

Тема раздела названа, последовательность определена. Но нужны ли всем нам эти знания? Или они необходимы только специалистам: агроному, почвоведу, инженеру по охране природы, фермеру? Чтобы ответ был обоснованным, я предлагаю подумать, почитать и обсудить данную проблему. Я думаю, 3 минут будет достаточно.

Работа в парах со справочной литературой, в которой нужно найти указания на специфику данных профессий, информацию о …Докучаеве, с учебником (стр. 115)

 Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель:

       Несомненно, знания о почвах важны, прежде всего, специалистам. Но они необходимы и дачникам, и цветоводам, да и всем нам, ведь мы хотим видеть разнообразную и качественную продукцию на прилавках наших магазинов.

      Итак, в формулировке сегодняшней темы непременно будет слово «почва». (Запись на доске и в тетрадях). Мы конкретизируем тему позже, в ходе урока, после того, как выясним

  1. условия формирования почв,
  2. структуру почв,
  3. механический состав,
  4. строение почв.

Это  и будет задачами сегодняшнего урока. Так как материал объемный, я предлагаю поработать в группах.

(У каждой группы есть карточки с заданиями, необходимое оборудование. Первая группа, прочитав текст, должна будет на доске построить модель образования почв. Вторая группа  определяет, провеодя опыт, механический состав почв. Третья группа определит структуру предложенных почв и на аппликации на доске отметит их «+» и «-_». Четвертая группа изучает строение почв и находит отличительные особенности каждого почвенного горизонта.)

 На выполнение этой работы вам дается 7 минут.

Карточка №1 «Образование почв»

Прочитайте текст. Создайте аппликацию «Образование почв».

(используется текст из книги К.С. Кальянова «Изучение эрозии почв в школе», с. 14-15)

Карточка №2 «Механический состав почв».

Прочитайте инструкцию №2 и выполните опыт. Определите механический состав образцов почв и ответьте на вопрос, имеет ли значение механический состав почв для сельскохозяйственных культур?

Карточка №3 «Структура (строение) почв».

Прочитайте текст в учебнике (с.120), затем рассмотрите почвы и определите внешние различия между образцами. Выявите структурную и бесструктурную почвы. Зарисуйте структуру (строение) почв и найдите преимущества структурной почвы.

Карточка №4 «Строение почв».

Прочитайте текст (с.118), рассмотрите в учебнике иллюстрацию почвенного разреза. Найдите отличительные особенности почвенного горизонта. Объясните, почему почвенные горизонты отличаются друг от друга.

 Учитель:  Работа в группах закончена. Прежде всего,  скажите, было ли время в геологической летописи Земли, когда почв не было?

Учащиеся отвечают.

Учитель:

— Давайте посмотрим вместе с первой группой, как идет процесс образования почв. На доске мы будем создавать аппликацию, подобную вам необходимо сделать в тетради.

       Таким образом, процесс образования почв длится долго, непрерывно. Это сложный процесс, в котором ... (продолжите фразу: …участвуют и  взаимодействуют все компоненты природы).

Учитель:

Объясните, почему В.В. Докучаев, основатель научного почвоведения, называет почву «зеркалом ландшафта».

Ученики   отвечают.

Учитель: Давайте сформулируем, что такое почва.

         Почва - это рыхлый, плодородный поверхностный слой суши, образование которого происходило в течение длительного времени в процессе взаимодействия материнской породы и других компонентов природы.

От материнской породы зависит механический состав почвы.

К какому результату пришла вторая группа? (заслушивается отчет второй группы, во время которого в тетради фиксируется результат):

Глинистая

Суглинистая        плохо проводят воздух и воду

Супесчаные

Песчаные        хорошо проводят воздух и воду

Учитель: В зависимости от размеров комочков почвы бывают структурные и бесструктурные. Заслушаем третью группу. Информацию занесем в таблицу:

Структурная почва

Бесструктурная почва

Хорошо рыхлится

пылевидная

Имеет комочки

Однородна (не имеет комочков)

В порах вода и воздух

Образует сплошную корку, не пропускает воздух и воду

плодородна

неплодородна

Учитель: Передвижение воды с растворенными в ней различными минералами в пределах верхних слоев Земли приводит к образованию почвенного горизонта, о которых нам расскажет четвертая группа. (См. рис. 82, стр.118).

Учитель: Как информация, изложенная группой, подтверждает слова В.В. Докучаева «Почва - зеркало ландшафта»?

Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель: Подведем итог.

- Решены поставленные в начале урока задачи? (заслушиваются ответы)

Учитель: Давайте из курса природоведения вспомним, что все тела могут относиться к живой или неживой природе. Рельеф, климат, воды относятся....(учащиеся заканчивают предложение). Растительный и животный мир, который мы будем изучать - к живой природе.

Как вы думаете,  почва относится к какой природе? (заслушиваю ответы)

Учитель: вы правильно сказали, что почва - это результат многовекового взаимодействия живой и неживой природы. И как сказал В.В. Докучаев, «почва - совершено особое, естественно-историческое тело».

Вернемся к формулировке темы урока и дополним ее.

ПОЧВА - ОСОБОЕ ПРИРОДНОЕ ТЕЛО

(дописываю на доске, а ученики в тетради)

При проведении рефлексии я предлагаю вам составить синквейн.

Формулируется дифференцированное домашнее задание



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация Healthy living guide.Пояснительная записка. Конспект урока.Тесты по теме урока

1.Презентация «HealthyLivingGuide» («Путеводитель по здоровому образу жизни») составлен по основам УМК  для 9 класса, автор Кузовлев В.П, Лапа Н.М., Перегудова Э.Ш. и др. – М.,Просвещение . Матер...

Пояснительная записка к интегрированному уроку (английский – история) “Are you true patriots?”

Интегрированный урок (английский – история)Тема: “Are you true patriots?”  В основе урока  заложена  концепция развития индивидуальности в диалоге культур заслуженного деятеля наук...

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА И КОНСПЕКТ КЛАССНОГО ЧАСА ПОСВЯЩЕННОГО ДНЮ ПАМЯТИ ЖЕРТВАМ ХОЛОКОСТА

Пояснительная записка и классный час посвященный Дню  памяти жертвам Холокоста по теме: "Сломанные судьбы...Прерванные жизни...""...

Пояснительная записка к планированию уроков МХК.

Пояснительная записка к планированию уроков МХК....

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Пояснительная записка офлайн-видео урока WE`RE HAVING A GREAT TIME! (Мы отлично проводим время!)

Урок составлен на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования по иностранному языку, авт...