патриотическое воспитание сельских школьников на уроках географии
статья по географии по теме

Бочарова Лидия Ивановна

из опыта работы по краеведению

Скачать:


Предварительный просмотр:

Патриотическое воспитание сельских школьников на уроках географии

Л.И. Бочарова

Учитель географии МОУ Атамановская СОШ

    С введением новых стандартов возрастает роль воспитательной работы в школе. На различных этапах развития государство ставит перед школой разные задачи. Но одна из них остается неизменной многие десятилетия: это воспитание любви к Родине. Патриотизм – важнейшая ценность, одна из духовно-нравственных основ общества. Патриотизм  - это не только любовь к Родине, а стремление сделать что-либо на ее благо.

    Чтобы любить свою Родину, ее надо знать. А чтобы знать, ее надо изучать.  Дети должны гордиться славной историей нашей Родины, ее   людьми, но при этом знать и о ее проблемах. Уроки географии дают такую возможность.

    Особенность изучения географии в сельской школе состоит в непосредственной близости учащихся к природе. Многие географические объекты можно изучать из окна школы: формы рельефа, природную зону, погоду и другое.  необходимо учитывать при организации работы особый сельский стиль общения. В хуторе не только все знакомы, но и многие состоят в родстве друг с другом. Еще одна особенность – 58% учащихся школы не выезжали за пределы района, около 85% не были за пределами области. Уроки географии для них дают возможность познакомиться со страной.

     В 6 классе при изучении Великих географических открытий предлагаю творческие задания  Прошу ребят подготовить сообщения о походах казаков. Край наш казачий и учащиеся с удовольствием включаются в работу. К уроку, посвященному истории нашего края, готовим сообщения о наших известных земляках-односельчанах. Сколько гордости в глазах, когда выясняется, что некоторые состоят с ними в родстве. Семейная летопись – больше исторический аспект. Но ее можно изучать и позиций географии, если составить «карту семьи», на которую нанести пункты, откуда родом предки и куда разъехались родственники. Эту карту можно использовать при определении направлений и расстояний. В 6 классе ребята еще плохо знают карту. Здесь требуется помощь учителя и родителей. Получается совместная творческая работа.  Заодно изучаем карту России и области.

    Уроки в сельской школе можно проводить на природе. Недалеко от школы протекает речка, за ней тянется холм – часть Медведицких Яров. Здесь на практике можно освоить многие понятия: склон, вершина, подошва, относительная высота, русло, пойма, бассейн, водораздел и др.

    Для использования местного материала при изучении темы «Климат» ежегодно ведем наблюдение за погодой. Это интереснее, чем использовать готовые данные.

    При изучении географии в 8 классе очень важным является первый урок. К нему подбираю картины русских художников, записи русских народных песен, стихи о Родине. Составить яркий образ страны помогают и видеозаписи, фотографии. Часть из них собрала в поездках по Кавказу, часть предоставили сами учащиеся, знакомые. Особое место отводится фотографиям, сделанным в окрестностях хутора, когда привычное и знакомое видится с неожиданной стороны. Для домашнего задания предлагаю написать небольшое сочинение «Моя малая Родина» или стихотворение.

     У меня сложилось впечатление, что традиционное изложение многих тем воспитывает потребительское отношение к природе. Сельские дети подвержены этому в большей степени. Возможно, что в этом сказываются крестьянские корни. Живем среди красоты и не замечаем ее. Поэтому стараюсь показать нашу страну разнообразной и прекрасной. Тенистые заросли возле речки, цветущий луг, ящерица на пригреве – все это прекрасно, нужно только обратить на это внимание детей.

      В нашем хуторе жили и живут мастера и мастерицы=рукодельницы. Резьба по дереву, вышивка, кружевоплетение, вязание –все это можно встретить и сейчас. В школьной музейной комнате собраны подарки наших талантливых земляков, так что можно познакомиться с народным творчеством не только на страницах учебника. А некоторые экземпляры ребята обнаруживают  у себя дома.

     При обобщении знаний о Волгоградской области предлагаю выполнить творческое задание: составить рекламный проспект или просто сообщение об одном из уголков нашего края для развития различных видов туризма. При этом важно найти как можно больше достоинств. Объектами изучения были: г. Волгоград, р. Медведица, окрестности хуторов Атамановка и Кувшинов.

    Часто ученики задают вопрос: какое место Россия занимает среди других стран. Трудно восхвалять свою страну, когда вокруг   заброшенные поля, разрушенные фермы, безработица. Большая часть мужского населения отправляется на заработки вахтовым методом. Все меньше молодежи остается в родном хуторе. Приходится искать примеры хоть и маленьких, но положительных подвижек в лучшую сторону: деятельность фермеров, предпринимателей. В нашем хуторе, первом во всем районе, усилиями взрослых и самих учащихся построена и два года действует хоккейная площадка. Преобразился школьный двор: газоны, цветники, ухоженные нами же. И всегда говорю ребятам: «Если в нашем саду растет бурьян, а у соседей посажены розы, мы же не бежим жить к соседям. Мы расчищаем свой сад и сажаем розы!». Так давайте все вместе преобразовывать нашу страну, чтобы она становилась еще прекраснее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ресурсы туризма и краеведения в духовно-нравственном и патриотическом воспитании сельских школьников.

Статья участвует в конкурсе « Образование 3.0»Ресурсы туризма и краеведения в духовно-нравственном и патриотическом воспитании сельских школьников. Привитие любви к своему народу начинается с изучения...

Патриотическое воспитание младших школьников на уроках музыки

Патриотическое  воспитание школьников: цель, задачи, принципыСовременное понимание патриотизма характеризуется многовариантностью, разнообразием и неоднозначностью. Во многом оно объясняется слож...

Буклет "Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников на уроках".

В буклете дается небольшое определение патриотизма, цели работы педагога. Далее приводятся конкретные примеры на основе учебного материала (стр. учебника, задание), каким образом материал задачи м...