СЛ.-1 (муз)
СЛ.-2
СЛ.-3 (муз)
СЛ.-4
СЛ.-5 (поэтапно!)
СЛ.-6
СЛ.-7
Сл.-9
СЛ.-10
СЛ.-11 (муз)
СЛ.- (муз)
СЛ.-
СЛ.- - (поэтапно!)
СЛ.- (муз)
(далее поэтапно!)
Сл.-
Сл.-
Сл.
Сл.
Сл.
Сл.
Сл.
Сл.
Сл.
СЛ.-
СЛ.-
СЛ.-
СЛ.-
СЛ.-
Сл.- (муз) Сл.-
Сл.-
СЛ.- (последний) Не убирать!!!
|
1. Целеполагание: - Основываясь на базовых знаниях, изучить географическое положение Африки и историю исследования материка. Познакомиться с некоторыми удивительными особенностями природы «идеального континента».
- Развивать умения: наложения карт различной тематики, определение координат, ориентирование по карте, работы с дополнительными источниками информации.
- Воспитание таких качеств как патриотизм, коллективизм, гордость за уникальные природные объекты Земли, любовь к природе.
2 . Оборудование: - Карта мира физическая;
- Карта Африки физическая;
- Слайд-шоу «О! Эта Африка!»;
- Иллюстрации на доске;
- Аудио сопровождение «Звуки моря», «Африканские мотивы»;
- Персональный набор (таблица «Рекорды Африки», тестовая карточка, атлас, контур Африки, простой карандаш, авторучка, ластик, тетрадь).
- Бутылка с бутылочной почтой;
3. . Ход урока:
1). Оргмомент. - Построение;
- Сдача раппорта:
Господа капитаны! Свистать всех наверх! - Встать! Смирно!
Госпожа руководитель экспедиции! Флотилия в составе трех парусных судов к продолжению похода готова. Личный состав: по списку 22, в наличии 16, в увольнении 6. Докладывал капитан «Атлантиды» Лощенов Денис.
Вольно! Садись!
В прошлом нашем походе мы с вами, дорогие исследователи, дошли по Атлантике до острова Святой Елены, где произошло торжественное посвящение в мореплаватели. Мы преодолели течение Гольфстрим, Саргассово море, Бермудский треугольник, а когда переплывали экватор, все присутствующие юнги испробовали на себе морской водицы. По пути мы изучали географические особенности перечисленных объектов. Вот и сегодня нам предстоит увлекательное путешествие. Эпиграфом этого путешествия я решила взять слова Михаила Петровича Лазарева, русского исследователя и офицера русского флота, одного из первооткрывателей Антарктиды: «Планете наша, как песчинка для других миров. Но мы и сами на ней не более песчинки. Сколько тайн ее нами еще не изведаны!? Удивляйтесь, открывая свою планету! » С острова Святой Елены у нас есть два пути: на запад и на восток… Куда же направимся мы? И зачем? (Мы поплывем в Африку! Мы будем ее изучать, наблюдать за ее природой. Увидим, чем она отличается от других материков и чего в ней такого уникального.) Да, это так. Давайте занесем в исследовательские записки тему сегодняшнего путешествия. (Производятся записи в тетради)
Ну, что ж, пора! Океан зовет нас вперед! Семь футов под килем!
Но неужели Африка для нас такой незнакомый континент? Многое мы знаем о ней еще с детского сада. Помните: « В Африке акулы, в Африке гориллы, в Африке большие, злые крокодилы…» Предлагаю вам выяснить, что же мы знаем про Африку, еще не побывав там?
2) Повторение изученного ранее. - Какими океанами омывается Африка?
- Каково положение материка относительно других материков?
- Какие климатические пояса можно встретить на материке?
- Как на образование природных ландшафтов могут повлиять поверхностные течения Мирового океана?
- Почему географы называют Африку «Идеальным материком»?
- Определение географического положения Африки.
Проплывая вдоль побережья жаркого материка, мы видим как слабо изрезана его береговая линия. Тем виднее выдаются в морские воды крайние точки Африки, его мысы. (Работаем в атласе, на контуре и исследовательских записках.) - Определение координат крайних точек (м. Бен-Секка, м.Игольный, м. Альмади, м. Рас-Хафун);
- Проверка;
- Нанесение крайних точек на контур материка;
Конечно мы не первооткрыватели этого удивительного материка! Но кто же исследовал его до нас? - Исследователи Африканского континента.
- Васко да Гама (1497 -1499г.г.) – путешествуя в Индию описал береговую линию континента;
- М.Парк (1795-1806г.г.);
- Д.Ливингстон (1841-1873г.г.) – совершил наибольшее количество открытий географических объектов на материке, исследовал южную и центральную части, иссл. Р. Замбези – открыл вдп. Виктория, описал Р.Конго, оз. Ньяса, погиб в поисках истоков р. Нила увековечен местными жителями за доброе к ним отношение. В Африке похоронено сердце Д.Ливингстона;
- Е. Ковалевский (1848г.) – северо-восток материка;
- Г. Барт (1850 - 1855г.г.);
- В. Юнкер (1875 – 1878 г.г.) – центр и восток, топография, гидрология, метеорология;
- А. Елисеев (1848-1849 г.г.) – С.-В. материка;
- Н.И. Вавилов(1926 – 1927 г.г.) – 6000 образцов культурных растений, Эфиопия – родина твердых сортов пшеницы;
Я только перечислила исследователей. А вот капитан «Черной жемчужины» изучал этот вопрос основательно и, пожалуй, может поведать нам о некоторых из них подробней. (Немов Антон.)
А еще раньше!!! В 600 г. До н.э. экспедиции Арабов и Египтян сделали первые описания Африканского континента.
- РАЗМИНКА!!! Мы уже совсем близко! Невооруженным взглядом заметно как на нас глядят сотни любопытных глаз. Попробуем стать похожими на них:
- Потянемся, как усталые львята;
- Попрыгаем, как древесные лягушки;
- Подурачимся, как маленькие обезьянки;
- И наконец, улыбнемся друг другу, как самый древний житель материка – нильский крокодил.
Африканский берег приглашает нас в гости, но могучий, тревожный океан и отсутствие мелких бухт все еще не дает нам причалить.
И вдруг океан приносит нам сюрприз: бутылочная почта! А в ней задание.
- Тест «Найди лишнее»
1. | А | Б | В | Г | 2. | А | Б | В | Г | 3. | А | Б | В | Г | 4. | А | Б | В | Г | 5. | А | Б | В | Г | 6. | А | Б | В | Г |
И вот наконец! - Нас встречает Африка – великая и загадочная! И как всякая добрая хозяйка, стремиться показать все самое лучшее, самое особенное! А наш задача: зафиксировать все увиденное на карте. (Работаем в контуре с атласом)
Рекорды Африки: - Африка – самый жаркий материк планеты – максимальная температура +58° С (Триполи), максимальная среднегодовая температура +34,5° С (Далол).
- Величайшая пустынная территория мира – Сахара, площадью 7.820 тыс. км. кв. (1/4 суши Африки);
- 75% общей площади пустынь мира лежит на материке Африка;
- Самая протяженная система разломов в мире – Великие Африканские разломы, расположенные на востоке материка;
- Самая длинная река мира – Нил (вместе с р. Кагера) 6.671 км
- Самое большое озеро материка – озеро Виктория, второе по площади из пресноводных озер мира
- (69 тыс. км. кв.) после озера Верхнего в Северной Америке.
- Самое глубокое озеро материка – озеро Танганьика (1.435 м.), второе по глубине в мире после озера Байкал в Евразии.
- Самая высокая вершина материка – вулкан Килиманджаро (5.895 м.), расположена среди разломов на востоке материка.
- Только в Африке (и нигде в мире!) встречаются:
- Муха Це-це – насекомое, вызывающее сонную болезнь;
- Окапи – «очень скромный родственник» жирафа;
- Вельвичия удивительная – дерево-карлик пустыни Намиб;
Объясните термин ЭНДЕМИК. (на доску)
- В Африке насчитывается около 55 государств (больше только в Евразии), где проживает более 800 млн.человек.
- В конце ХХ века найдены неопровержимые доказательства того, что «колыбелью человечества» является Эфиопское нагорье Африки.
А вот и гостеприимные АФРИКАНЦЫ!
- Население Африки.
На большей территории встречаются две расы (европейская и экваториальная негроидная), реже встречаются монголоиды, а также мулаты, метисы и самбо.
Среди народов люди совершенно разные по внешнему виду, вероисповеданию и занятиям. Арабы, берберы, пигмеи, эфиопы, марокканцы, египтяне, тутси, нилоты, масаи, бушмены, готтентоты, французы, африканеры, англичане… И многие, многие другие
- ВЫВОД. Материк Африка…
- 2-й по величине в мире (после Евразии)
- Пересекается экватором в центре, то есть лежит в северном и южном полушарии;
- Большей частью лежит между северным и южным тропиком, то есть в зоне жаркого климата;
- Пересекается начальным меридианом на западе, поэтому значительная часть материка находится в восточном полушарии;
- Омывается водами Атлантического и Индийского океанов;
- Отделяется от Евразии (материка на котором живем мы) Средиземным морем, Гибралтарским проливом, Суэцким каналом, Красным морем и Баб – эль - Мандебским проливом;
- Обладает огромным разнообразием природных ландшафтов и живых организмов;
- Населен множеством различных народов.
Едва вступив на эту землю, мы уже так много знаем о ней! Чтобы закрепить эту информацию, предлагаю… - ДОМА. (Задание для кают-компании) (запись в дневниках!!!)
- Чтение параграфа №24 и ? после него;
- Повторить таблицу «Рекорды Африки», выучить и уметь показывать на карте все упомянутые в ней географические объекты Африки.
Сдать на проверку контурные карты!!!
ИТОГИ В БАЛЛАХ.
Атлантида ___________
Победа ______________
Черная жемчужина ________
На землю Африканского материка приходит вечер.
Последние солнечные лучи лижут верхушки барханов в пустынях.
Вот-вот засверкает маяк над Столовой горой. Моряки устали, так долго стремясь к этой загадочной гостеприимной земле. К земле, где удивляет все: самый маленький народ на Земле – пигмеи, где великаны достигают 160 см., и марокканцы 2-х метровой высоты; крокодилы Нила, живущие здесь как вид 110 млн. лет!!! И бабочки экваториальных лесов, размах крыльев которых от 12 до 30 см.!!! Африка! Полная тайн и загадок, она ждет нас в новых походах. А теперь ее жители желают нам приятного отдыха!
Над Кейптауном – лунная ночь…
10) ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Сердце Африки пенья полно и пыланья, И я знаю, что, если мы видим порой Сны, которым найти не умеем названья, Это ветер приносит их, Африка, твой! Николай Гумилев, русский поэт (1886 - 1921)
Флотилия! Встать! Спасибо всем. Сегодняшнее путешествие окончено! Разрешаю убыть в увольнение на берег до четверга.
|