Конспект урока. "Озера и болота России".
план-конспект урока по географии (8 класс) по теме

Материал можно изпользовать в 8 классе при изучении раздела "Внутренние воды России".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_ozera.rar53.61 КБ

Предварительный просмотр:

Устинова Татьяна Николаевна – учитель географии ГБОУ КШИ №1 Первый московский кадетский корпус.

Тема урока: Озера. Болота.

Цели урока:

обучающие: создать условия для формирования представления о размещении, особенностях, происхождении и значении озер и болот; установить причинно-следственные связи внутренних вод с климатом, рельефом и др. компонентами природы;

развивающие: продолжить закреплять навыки работы с картами, таблицами и другими источниками информации; продолжить работу над развитием устной речи и логического мышления учащихся;

воспитывающие: продолжить работу над воспитанием экологической культуры учащихся.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: учебник Дронова В.П., Бариновой И.И. и др. «География России. 8 класс», настенная  физическая карта России, атласы, раздаточный материал «Описание озер России», «Строение болот разных типов», контурные карты России, карточки с терминами по теме «Реки».

Ход урока

1. Организационный этап.

2. Этап проверки домашнего задания.

Графическая работа на доске

Два ученика получают карточки с терминами по теме «Реки», дают определение терминам в виде графического изображения (рисунка) на доске, затем определяют по рисункам друг друга, какие термины в них зашифрованы.  

Термины для 1 ученика: исток, режим реки, расход воды, уклон реки, паводок, годовой сток.

Термины для 2 ученика: устье, бассейн реки, падение реки, твёрдый сток, половодье, речная система.

Фронтальный устный опрос «Ты - мне, я - тебе»

Оставшиеся учащиеся класса задают друг другу вопросы по теме «Реки России» и дают на них ответы. Учитель отмечает лучшие вопросы, оценивает ответы учащихся.

Фронтальный письменный опрос (работа с контурной картой по вариантам)

Учащиеся получают контурные карты по вариантам, на которых цифрами отмечены реки России. Их задача, определить и записать, какие реки обозначены на контурной карте.

3. Этап усвоения новых знаний и умений.

Беседа

- Вы познакомились с особенностями рек России. Сегодня наша цель – знакомство с другими типами внутренних вод. Какие другие типы внутренних вод вы знаете?

- Что такое озеро? (это замкнутое природное углубление, называемое котловиной, заполненное водой)

Объяснение

Озера являются важным природным ресурсом страны. Они не только источники пресной воды, рыбы, поваренной соли, но и важный регулятор стока поверхностных вод. Озера отличаются не только размерами и глубиной, но также цветом воды и свойствами воды, составом и численностью населяющих организмов. Размещение озер на территории страны крайне не равномерно, зависит это от многих природных факторов, главные из которых – повышенная влажность и рельеф.

Работа с картой + проблемный вопрос

- Посмотрите на физическую карту России. Почему в одних районах озер много, а в других их почти нет? (Влажный климат, избыточное увлажнение, наличие котловин, близкое залегание грунтовых вод, близкое залегание водоупорных пластов, не позволяющих поверхностной воде просачиваться)

Работа с таблицей

- Рассмотрите таблицу «Происхождение озерных котловин» в учебнике на стр. 116 и расскажите,  на какие группы делятся озера по происхождению. Выпишите их  в тетрадь в виде схемы.

  1. Самые глубокие озера имеют тектоническое происхождение (в разломах и трещинах земной коры). Такие озёра продолговатые: узкие и длинные. Такое происхождение имеет самое глубокое озеро мира - Байкал (1637 м).
  2. Озёра ледниково-тектонического происхождения (тектонические впадины были углублены под тяжестью древнего ледника) расположены на северо-западе Русской равнины. Самые крупные из них: Ладожское, Онежское, Имандра.
  3. Мореные озёра занимают понижения между моренными котловинами. Таким озером является озеро Селигер на Валдайской возвышенности.
  4. Вулканические озёра находятся в кратерах вулканов на Курильских островах и на полуострове Камчатка. При извержении вулкана такое озеро выкипает.
  5. На территории, имеющей вечную мерзлоту, образуются термокарстовые озёра. Летом мерзлота подтаивает, грунты проседают, образуются неглубокие котловины, заполненные талой водой. В Якутии таких озёр множество, самое известное - озеро Неджели.
  6. В долинах рек распространены небольшие озёра-старицы - это старые русла рек, имеющие очертание подковы – т.к. это бывшие излучены рек - меандры.
  7. Если имеется распространение растворимых в воде горных пород, например, известняков, гипсов, доломитов, то в таких районах образуются карстовые озёра. Как правило, они имеют округлую форму.

Работа с картой 

Еще одним типом внутренних вод России являются болота. Болота - это переувлажненные участки местности. Найдите на карте районы распространения болот.

(Западная Сибирь - наиболее заболоченный регион не только в России, но и в мире. Болота протягиваются более, чем на 1,5 тыс. км с севера на юг и с запада на восток. Около 70% территории этой огромной равнины заболочено. Карелия и Кольский п-ов - одна из наиболее заболоченных территорий в России, болотами занято 30% региона.)

Работа с учебником

Используя текст учебника, определите и запищите в тетрадь условия образования болот.

Условия образования болот:

  1. Избыточное увлажнение
  2. Плоский рельеф, замедленный сток
  3.  Зарастание озер
  4. Близость грунтовых вод
  5. Близость к поверхности водоупорного слоя (вечная мерзлота, щит платформ)

Сообщение учащегося о типах болот

Объяснение

Выделяют болота верховые (олиготрофные), низинные (эутрофные), переходные (мезотрофные). Рассмотрим их строение, используя схему «Строение болот разных типов» (раздаточный материал)          

Строение болот разных типов

а — верховое болото; б— низинное болото; в — болото, образовавшееся при зарастании озера; 1 — сфагновый торф; 2— осоковый и осоково-ивовый торф; 3 — гипновый торф; 4— тростниковый торф; 5— плавающий торф различного состава; 6—сапропелевый торф; 7—сапропель; 8— ил; 9— порода; 10— вода

Верховые болота образуются на водоразделах и верхних террасах речных долин. Такие болота широко распространены в таежно-лесной зоне. Поверхность верховых болот выпуклая, с кочками, грядами, озерками. Мощность торфа в них  колеблется от 50 см до 20 м и более.

Их питают атмосферные осадки, бедные минеральными веществами. Растительность состоит главным образом из различных сфагновых мхов с участием пушицы, морошки, осоки топяной, росянки круглолистной, шейхцерии, кустарничков — подбела, клюквы, вереска, мирта, багульника, из деревьев преобладают сосны, березы.

Низинные болота располагаются чаще в долинах рек. Их питают грунтовые воды, содержащие большое количество питательных элементов, поэтому такие болота обладают высоким потенциальным плодородием. Поверхность их ровная или слегка вогнутая, покрытая травянистой (различные осоки, тростник обыкновенный, вейник) растительностью. Из кустарников встречаются ивы, черемуха, рябина, а из деревьев — ель, сосна. Из мхов распространены зеленые мхи.

Дискуссия

- Исстари на Руси болота считались злом. В сказках на болотах всегда обитали злые силы: кикимора, ведьма и др. Какое значение имеют болота? Как считаете вы, болота – это добро или зло?  

4. Этап первичной проверки понимания изученного.

Используя описание озера, догадайтесь, о каких озерах идет речь.

Озеро 1. Это озеро-море. Самое крупное в мире. Оно заполнено солоноватой водой и населено многими животными морского про исхождения.

Озеро 2. Это озеро - самый крупный водоем в Европе. В озеро впадает 30 рек, а вытекает одна Нева. У озера славная история: в годы Великой Отечественной войны по его льду проходила Дорога жизни - единственная связь страны с осажденным Ленинградом.

Озеро 3. Озеро на протяжении столетий оставалось в стороне от больших строек и дорог. Поэтому сохранилась здесь природа в первозданном виде. Алтын-Коль (Золотое озеро) - такое название дали озеру за его чарующую красоту. Вода в нем холодная и про зрачная. Из него вытекает один из притоков Оби - река Бия.

Озеро 4. Еще при Петре 1 проложили русские люди «государе ву дорогу» от студеного моря к озеру и по ней волоком тащили ко рабли из Архангельска в Ладогу. В озеро впадает 60 рек, а вытекает река Свирь. В озере много рыбы, в том числе и лососевых.

Озеро 5. А это озеро - исторический памятник великого подви га русского народа. Здесь в 1242 г. произошло знаменитое Ледовое побоище. Это пресноводное озеро лежит в центре России. Котло вина озера ледникового происхождения.

Озеро 6. Это озеро лежит за полярным кругом, в царстве холода и вечной мерзлоты, на одноименном полуострове. Оно неглубокое, ледникового происхождения. Здесь много птиц, рыб и даже водят ся великаны Арктики - овцебыки.

Озеро 7. Это озеро самое глубокое в мире, самое старое - ему 30 млн. лет, а также самое прозрачное. Озеро населяет 1800 видов животных и растений - 3/4 из них эндемичны, т. е. встречаются только здесь.

Озеро 8. Это крупное дальневосточное озеро страны. По нему проходит граница России с Китаем. В нем водятся зеленые беспан цирные черепахи.

Ответы:

  1. Каспийское. 2. Ладожское. 3. Телецкое. 4. Онежское. 5. Чуд ское. 6. Таймыр. 7. Байкал. 8. Ханка.

5. Этап информации о домашнем задании.

  1. Используя текст учебника  на стр. 118-120, выпишите  в тетрадь другие типы внутренних вод России, указав причины возникновения данного типа вод и район его распространения.
  2. На контурной карте отметить все озера, встречающиеся в тексте параграфа 24.

 

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока озеро Тургояк-младший брат Байкала

Конспект урока с презентацией представляет собой урок краеведения.В уроке рассмотрена тема дольменов как культовых сооружений,приведен дополнительный материал-легенды и стихи об озере....

Конспект урока "Озера" 6 класс

Тема урока: «Озера»Класс:  6Предмет: ГеографияУчитель: Шубина Г.М. Цель:  формирование знаний об озерах,    как  о  виде  внутренних вод (вод суши).З...

Конспект урока «Озеро Байкал – жемчужина Сибири» 8 класс

Открытый урок по географии  в  8 классе                   Тема: «Озеро Байкал – жемчужина Сиби...

конспект урока "Озеро Байкал в цифрах"

урок математики рамках недели естественных наук....

Конспект урока "Озера, Вода в "земных кладовых". ФГОС География 5класс. учебник. А.А.Летягин

Урок построен по требованиям ФГОС.  Расписаны  действия учеников....

Конспект урока по географии "Болота России" 8 класс

Конспект урока по географии "Болота России" 8 класс...

План-конспект урока "Озера"

Данный план -конспект был использован при проведении открытого урока в рамках проведения методического дня в МБОУ Гнездовской СШ....


 

Комментарии

Сафронова Ольга Николаевна

Замечательный урок! Спасибо!