Размешение и миграция населения мира урок 10 класс
план-конспект урока по географии (10 класс) по теме

География 10 класс. Урок – изучение нового материала. Тема урока «Размещение и миграции населения мира». Продолжительность 1 урок – 45 мин. Приложения к конспекту урока: презентация Предмет: ГЕОГРАФИЯ Класс: 10 Тема: Размещение и миграции населения Цели: Образовательная: закрепить и привести в систему знания и умения по теме «миграция населения мира» с применением ИКТ. Развивающая: продолжить обучение интеллектуальным приемам самостоятельной познавательной деятельности, оформление выводов; развитие логического мышления; формирование потребности в приобретении знаний. Воспитательная: способствовать пониманию собственных интеллектуальных достижений. Задачи: - рассмотреть миграции населения и ее виды. - изучить причины миграции населения. - познакомится с показателями, изучающими процессы размещения населения. Методы: практический, частично – поисковый, синтеза и анализа. Оборудование: проектор, программа «География 10», политическая карта мира, таблицы и статистический материал (в приложениях), атласы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_urok_v10_klasse.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

География 10 класс.

Урок – изучение нового материала.

Тема урока «Размещение и миграции населения мира».

Продолжительность 1 урок  – 45 мин.

Приложения к конспекту урока:

презентация


Предмет: ГЕОГРАФИЯ

Класс: 10

Тема: Размещение и миграции населения

Цели:

Образовательная: закрепить и привести в систему знания и умения по теме «миграция населения мира» с применением ИКТ.

 Развивающая: продолжить обучение интеллектуальным приемам самостоятельной познавательной деятельности, оформление выводов; развитие логического мышления; формирование потребности в приобретении знаний.

 Воспитательная: способствовать пониманию собственных интеллектуальных достижений.

Задачи:

 - рассмотреть миграции населения и ее виды.

 - изучить причины миграции населения.

 - познакомится с показателями, изучающими  процессы размещения населения.

Методы: практический, частично – поисковый, синтеза и анализа.

Оборудование: проектор, программа «География 10»,  политическая карта мира, таблицы и статистический материал (в приложениях), атласы

Ход урока:

-Здравствуйте, тема нашего урока: «Размещение и миграции населения»; цель урока: познакомиться с  особенностями размещения населения; выявить причины неравномерного размещения населения и механического движения людей;

-Вспомним определение Размещения населения (слайд 3)

(Распределение населения – это пространственный рисунок размещения населения на определенной территории.)

Задание. Работая со статистическими показателями  интернет ресурсов заполните таблицу:

государство

Численность населения

Площадь государства

Плотность населения

Задание: По карте  плотности населения мира в атласе определите, в каких районах земли плотность населения выше?

-На земле выделяются  7 районов  с наибольшей концентрацией  населения. 1. Восточная Азия,  2. островная часть и юг полуостровной части юго-восточной Азии, 3. южная Азия, ядром которой является полуостров Индостан 4. Ближний Восток с районами возникновения древнейших цивилизаций в долинах Нила и Палестины, 5. Центральная и южная часть западной Европы 6. Исторически наиболее развитые в промышленном отношении р-ны США северо-восток и Калифорния 7. Это центральные районы Мексики, отгороженные от морских побережий горами.

На этих территориях проживает около ¾ всего населения земного шара.

-Какие районы практически не заселены? (Антарктида, Гренландия, Север Канады, центральные части Австралии, Высокогорные области Азии и районы пустыни Сахара в Африке.)

Вывод: Размещение населения  КРАЙНЕ НЕРАВНОМЕРНО

-Какие же факторы изначально влияли  на размещение населения? (природные условия)

-Какие природные факторы влияют на размещение населения? (Рельеф, климат, близость морей).

Проанализируйте  таблицу  и постройте диаграмму : Влияние  рельефа на размещение населения.

Регион

Ниже 200 м

От 200 до 500 м

От 500 до 1000 м

От 1000 до 2000 м

Выше 2000 м

Европа

69

24

7

Азия

56

24

12

Африка

32

24

21

21

2

-Из всех регионов мира наибольшая доля населения, проживающего на высотах более 1000 м, приходится на Африку. Чем можно объяснить этот факт, ведь в Африке нет обширных высоких горных систем? 

(Африка высокий материк, в рельефе преобладают возвышенные равнины, с высотами от 1000м)

-Существуют государства, в которых большая часть населения проживает в горной местности, используя карты атласа, найдите и назовите эти государства. (Боливия, Эквадор, Мексика, Перу, Непал, Бутан.)

Следующая особенность размещения населения - УДАЛЕННОСТЬ ОТ ПОБЕРЕЖИЙ МОРЕЙ И ОКЕАНОВ

Проанализируйте диаграмму  о  влиянии удаленности территории от побережья на размещение населения.

1/3 НАСЕЛЕНИЯ ЗЕМЛИ ПРОЖИВАЮТ НА ПРИБРЕЖНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ)

-Большинство населения внутренних районов материков селится вдоль рек. (слайд 5)

Историки выделяют несколько видов цивилизаций. Первыми были «Речные цивилизации» Египет (вдоль Нила), Китайская – вдоль Янцзы и Хуанхэ, Индийская – в бассейне рек Инд и Ганг, Междуречье – между реками Тигр и Евфрат.  Эти цивилизации сменились «морскими» - империи Средиземноморья. Сейчас время «океанских» цивилизаций.

Люди заселяют территории с благоприятным климатом. Докажите это используя климатическую карту мира. (слайд 6)

(Самые густонаселенные р-ны находятся в субтропическом, субэкваториальном и на юге умеренного климата).

-Еще один  фактор от которого зависит размещение населения – это экономический. (слайд 7)

Издавна люди стремились селиться в места богатые каким–либо ресурсом: лесом, землей, рыбой, полезными ископаемыми и т.д. И сосредоточение населения на низменностях объясняется именно этим фактором.

ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ На расселение оказывает влияние и занятость населения. Так, трудоемкое расселения в Юго-Восточной Азии является причиной распространения в данном регионе традиции многодетных семей. И в данном районе средняя плотность населения достигает 2000чел на км2.

ПРОМЫШЛЕННОСТЬ Следующим фактором размещения населения является размещение промышленности. Мануфактуры послужили причиной образования многих городов и заселения таких территорий, как Пьемонт, Бургундия, Бавария, Судеты, Аппалачи, Урал и др. В начале XIX в. главную роль стали играть промышленные предприятия, возникшие в районах, где имелись железная руда и уголь. Они определили размещение населения в центральной Англии,  Лотарингии, Верхней Силезии, северо-восточных штатах США.

ТРАНСПОРТНЫЕ ПУТИ Еще один фактор размещения населения — рост международной торговли и морских перевозок — стал причиной формирования крупных портовых центров и более мелких поселений в приморских районах. Затем в портовых р-нах стали размещаться предприятия, работающие на привозном сырье и топливе (например, в Японии). В конце ХХ в. этот фактор стал решающим, для размещения населения. С ним связаны также развитие рекреационных центров на побережьях (Средиземное и Черное моря, Флорида, Калифорния) и значительная часть обеспеченных людей из разных стран предпочитают селиться  в таких районах (Ривьера, Гренада, Валенсия, о-ва Карибского моря и др.)

-Так исторически сложилась неравномерность размещения населения на Земле. (слайд 8)

-Вернемся к карте плотности населения. Чему равен среднемировой показатель плотности населения мира?

(45чел. на км2.)

-Дает ли этот показатель представление о реальной плотности населения в различных регионах мира? Почему?

(Нет, потому что … Практически не заселено 15% суши планеты. А 70% населения проживает на 7% площади континентов. 90% населения живет в северном и восточном полушариях.)

-Миграции населения сыграли выдающуюся роль в истории человечества, с ними связаны процессы заселения, хозяйственного освоения земли, развития производительных сил, образования и смешения рас, языков, народов. Миграции имеют разнообразные аспекты.  Их  исследуют ряд наук.

  Люди – не перелётные птицы, и их переселение объясняется не биологическими, а общественными законами(Вернандский))

-Сейчас вам предстоит  вспомнить основные виды миграций и причины их вызывающие. Миграции населения – это перемещения людей, связанные с постоянной или временной переменой места жительства и пересечением каких-либо административных или государственных границ. По направленности миграции можно разделить на  (внешние и внутренние. Внешние в зависимости от направления называют эмиграцией (выезд из страны) и иммиграцией (въезд в страну). 

-Назовите главную причину таких миграций населения (слайд 11)

Анализ карты      Выделите главные центры эмиграции. (слайд 12)

Чем привлекательны эти районы? Отвечает ученик, получивший опережающее задание на дом подготовить анализ диаграммы (приложения стр. 4)

(Сравнительно небольшое число стран дает приют основной массе международных мигрантов. В 2000 году 75% общего числа мигрантов было сосредоточено в 30 странах, а в 2010 году - в 29. В этой группе стран явно лидируют США, в которых, по прогнозным расчетам, в 2010 году будет сосредоточено 20% международных мигрантов мира (42,5 миллиона человек). Российская Федерация, хотя и с большим отрывом, по-прежнему будет занимать второе место – 5,7% (12,3 миллиона человек), а третье – Германия с 5,0% международных мигрантов . Число стран, в которых проживает более 500 тысяч международных мигрантов, возрастет к 2011 году, как ожидается, до 64 против 57 в 1990 году.

За 2000-2010 годы в девяти странах мира число международных мигрантов увеличилось более, чем на миллион человек: в США - на 8,0, Испании – на 4,6, также сюда входят такие страны как Италия, Саудовская Аравия, Великобритания, Канада, Сирия, Иордания и ОАЭ. В то же время число международных мигрантов снизилось в некоторых странах. Наибольшее сокращение их числа в 2000-2010 годы произошло в Индии (на 975 тысяч человек) и Иране (675).

Западная Европа (ФРГ, Франция, Швейцария, Великобритания) – эмигранты из стран Южной Европы, Восточной Европы, Турции. (слайд 13)

-Каков характер миграций в Северной Америке? (США - эмигранты из стран Латинской Америки, Азии, Европы, а нелегальная миграция в основном направлена из Латинской Америки.)

-Обращают на себя внимание и страны Персидского залива (слайд 14) – нефтяные короли с быстро развивающейся экономикой, которым для функционирования частного бизнеса катастрофически не хватает рабочих рук. Иммигранты в Катаре, ОАЭ и Кувейте составляют около трех четвертей от всего населения! Судя по рассчитанным миграционным коридорам, чудеса Дубайя были возведены в основном наемниками из Индии. Но законы Шариата строги: за зарплату работать – пожалуйста, а претендовать на часть доходов государства могут только исконные жители. Стать легальным постоянным жителем этих стран гораздо сложнее, чем в Европе или в Америке. (Поставщики трудовых ресурсов – Египет, Индия, Пакистан и близлежащие бедные страны).

-Во второй половине XX века появилась новая форма внешних миграций - “утечка умов” (или “перекачка мозгов”) из развивающихся стран (крайне отрицательно сказывается на экономике этих стран).

-Несмотря на экономические выгоды для стран, принимающих мигрантов, часто возникают проблемы, связанные с неприязнью местного населения приезжих, порой это выражается в массовых беспорядках, характерных для некоторых стран Европы, в т.ч. и России.

 (слайд 16)

-Какую роль играют миграции в развитии человечества  размещении по планете?

Удельный вес международных мигрантов в общей численности населения мира понемногу возрастает, увеличившись с 2,9% в 1990 году до 3,1% в 2010 году . До распада СССР в 1991 году доля международных мигрантов в населении мира, напротив, сокращалась, снизившись с 2,6% в 1960 году до 2,2% в 1975 году и стабилизировавшись на уровне около 2,3% в 1980-х годах.

В 1990-2000 годы доля международных мигрантов в населении развивающихся стран, скорее, сокращалась, а в 2000-е годы оставалась стабильной на уровне около 1,5%. В развитых странах она, напротив, устойчиво возрастала, увеличившись с 7% в 1990 году до 10% в 2010 году. Таким образом, сейчас, в среднем, каждый десятый житель развитых стран - международный мигрант (родился за пределами страны проживания или имеет гражданство иного государства).

-Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

-Какие выводы можно сделать, подводя итог нашему уроку?

-В чем экономическое значение миграции? (они способствуют территориальному перераспределению работников, освоению новых территорий.)

-Важна ли эта тема лично для вас? Для страны? Почему?

 (В настоящее время миграция происходит как по экономическим, так и политическим причинам. Современные миграционные процессы носят добровольный характер и влияют на изменения численности населения.

 Численность и состав потоков мигрантов в будущем надо более строго регулировать, усилить борьбу с нелегальной иммиграцией. Радикальное решение проблемы состоит в более быстром экономическом и социальном прогрессе стран – источников массовой миграции в такой степени, чтобы устранить причины, толкающие людей на выезд.)

Домашнее задание ( слайд 20)

        

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Размещение и миграции населения мира"

Разработка урока для 10 класса по теме "Размещение и миграции населения мира" с использованием мультимедийного учебника как средства самостоятельной работы учащихся...

урок географии "Население мира" 10 класс

Урок содержит алгоритмы работы с различными источниками информации и сами источники информации по теме "Население мира"...

Размещение и миграции населения мира. 10 класс

Плотность населения. густозаселенные районы мира, виды миграций....

урок" Размещение и миграции населения мира"

Вопросы миграции населения в современном мире ,это то, с чем современный подросток сталкивается в своей повседневной жизни.Объяснить и научить давать правильную оценку этому явлению, это помочь подрос...

Размещение и миграции населения мира. Анимированный тест. 10-11 класс

Образовательный ресурс представляет собой анимированный тест, предназначенный для проверки уровня знаний по теме "Размещение и миграции населения мира". По окончании работы с тестом автоматически выст...

Разработка открытого урока "Размещение и миграции населения мира", 10 класс

Данный урок разработан для 10 класса. Учтены все современные требования для проведения интересного, красочного урока. Использованы современные средства....

Урок по теме "Миграция населения России" 8 класс

Урок по теме "Миграция населения России" 8 классЦель: закрепить и привести в систему знания и умения по теме «миграция населения».Задачи:познакомиться с понятием «миграция...