урок географии "Население мира" 10 класс
план-конспект урока по географии (10 класс) по теме

Шульпина Ольга Михайловна

Урок содержит алгоритмы работы с различными источниками информации и сами источники информации по теме "Население мира"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.dokument_microsoft_word.doc142 КБ

Предварительный просмотр:

                                 Тема: Население мира.

Цели: 

Иметь знания о численности населения Земли и ее динамике

Уметь извлекать информацию из различных источников, анализировать ее, представлять результаты своей работы.

Ход урока

  1. Обозначение темы занятия

Готовясь к сегодняшнему занятию, я постаралась, чтобы начало было не совсем обычным. Я приготовила для вас небольшой сюрприз, который может помочь вам самостоятельно сформулировать тему сегодняшнего урока. (показ видеофрагмента).

Сегодня мы вместе вспомним то, что уже известно, активно работая с разными источниками информации.

Прокомментируйте предложенные слайды

Ваши ответы позволяют мне…

  1. Озадачивание предстоящей работой

Сегодня вам предлагается несколько источников информации по теме (картосхема (рис.13 стр.63), диаграмма ( рис.14, стр.63), график (рис10,стр.62, тексты 3,4,5, стр.81). Вы сами выберите источник  информации, сами решите: индивидуально вы будете работать или в парах.

 Ваша задача за достаточно короткий промежуток времени, почерпнуть из него максимум информации, сделать соответствующие выводы и представить результат своей работы. Для облегчения проведения исследования вам даны алгоритмы, которыми вы можете воспользоваться.

  1. Представление результатов работы

  1. Обговаривание условий выполнения домашнего задания.

Домашнее задание вы тоже выберете по своему усмотрению. Все варианты задания вы можете найти в «Сетевом окружении. На U2. Учебная. География».

 Но я бы хотела обратить ваше внимание на задание, в выполнении которого у меня самой возникли трудности. В Интернете мне попалась любопытная схема, я прошу вас помочь мне в ней разобраться.

 

Связи факторов, определяющих рост населения

1 -здравоохранение,

2- длительность жизни,

3- плодовитость,

4- детская смертность,

5- детоубийство,

6- рождаемость,

7- стерильность,

8- брачность,

9-пренатальный контроль рождаемости,

10-оптимальное детское жизненное пространство,

11-женская занятость,

12-групповая мобильность,

13-размер группы,

14-стандарт жизни,

15-социокультурная система и образование,

16-производящая технология,    

17-продуктивность,

18-ресурсы,

19-диета,

20-потенциальный максимум популяции,

21-миграция,

22-территория,

23-плотность населения,

24-профессиональная смертность,

25-милитаризм,

26-популяция,

27-материнская смертность,

28-война,

29-болезни и эпидемии,

30-убийство стариков,

31-дорепродуктивная численность,

32-мужчины и

33-женщины репродуктивного возраста,

34-естественная смертность,

35-пострепродуктивная численность.

Результаты работы вы можете представить по своему усмотрению. Это может быть презентация, эссе, письменный комментарий или устное сопровождение, кроссворд, т.е. свобода выбора за вами.

Возможно работа над этой схемой перерастет в исследование, результаты которого можно будет представить на НПК.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Как правильно построить выступление.

1. Назвать тему выступления.

2. Обосновать выбора источника для анализа.

3. Собственные суждения, выводы.

4. Предложение задавать вопросы.  

                                         Алгоритм анализа статистических данных

  1. Изучите представленные статистические данные.
  2. Сделайте выводы о  тенденциях явлений и процессов, отраженных в статистическом материале (динамика, уровень, удельный вес, роль данного явления).
  3. Определите процессы, отраженные в этих явлениях. Объясните их важнейшие причины, закономерности, возможные последствия, перспективы, значение.

     

Алгоритм определения главной мысли текста

  1. Определите тему текста: отметьте наиболее характерные элементы (понятия, факты, явления и др.)
  2. Систематизируйте текстовую информацию: отделите «важное» от «второстепенного».
  3. Убедитесь в правильности понимания текста: объясните смысловое значение «важной» информации.
  4. Установите внутреннюю смысловую связь: определите, как по смыслу связана вся полученная вами «важная» информация.
  5. Сформулируйте главную мысль текста.

Алгоритм сравнения

  1. Определите (в тексте, на карте, в схемах, графиках, иллюстрациях) объекты для сравнения.
  2. Выберите важные для сравнения основания (критерии).
  3. Подберите к выделенным критериям характерные черты, свойства объектов.
  4. Укажите различия и/или сходства между объектами сравнения.
  5. Подведите итог проделанной работе и запишите его в виде суждения.

Алгоритм сопоставления

  1. Выявите наиболее характерные, значимые, существенные черты каждого из рассматриваемых объектов.
  2. Определите, насколько черты объектов схожи или различны.
  3. Установите причины, повлиявшие на формирование именно таких черт и свойств объектов.
  4. Проанализируйте полученную информацию: выявите наличие внутренних связей и/или внешних несоответствий между объектами.
  5. Сформулируйте вывод, отражающий понимание смысла установленных взаимосвязей и противоречий.

Возможно заменить источники для анализа!!!

Изменение численности населения развитых и развивающихся стран, 1950-2010, миллиардов человек

____________________________________________________________________________________

Изменение численности населения основных регионов мира, 1950-2010, миллионов человек

Среднегодовой коэффициент прироста населения развитых и развивающихся стран мира, 1950-2010, в %

____________________________________________________________________________________

Общие коэффициенты рождаемости и смертности населения основных регионов мира, 2002, на 1000 человек

______________________________________________________________________________

Коэффициент суммарной рождаемости в регионах мира, 1990-2010

Динамика населения мира. (ООН, 1997 г.)

 

 

________________________________________________________________________________________

В первобытном обществе для регуляции численности населения использовались аборты, детоубийства, перерывы в брачной жизни.
В государствах древности: Конфуций: переселение жителей из густонаселенных районов в малонаселенные. Платон: регуляция числа браков. При недостатке населения - кратковременные брачные союзы, при избытке - воздержание и колонии.
Аристотель: контроль возраста вступления в брак, аборты, детоубийства.
Цезарь: распределил свободные земли между имеющими 3 и более детей.
Август: законодательство о браке.
Во время феодализма появляется стимул для увеличения количества детей, они нужны в хозяйстве, маленьким раздробленным государствам нужны воины, церковь осуждает аборты и т. п. --> рост численности населения = популяционизм.
С
конца 16 в. появляются противоположные идеи, т. е. против увеличения численности населения.
Меркантелисты, напротив, считают, что рост населения ведет к обогащению.
Появление капитализма - демографическая политика:
1) поощрение вступления в брак, налоги с холостяков
2) поощрение плодовитости, освобождение многодетных от налогов
3) положительное отношение к внебрачной беременности.

Россия. Ломоносов "О сохранении и размножении российского народа".
а) запретить браки с большой разницей в возрасте
б) запретить принудительные браки
в) отменить запрет 4-го брака
г) разрешить вдовым попам и дьяконам вступать во 2-й брак и не постригать до 50-ти лет
д) учредить богадельни и дома для незаконнорожденных
е) распространять книги о повивалном искусстве
ж) запретить крестить детей в холодной воде
з) бороться со смертностью взрослого населения
и) увеличить число докторов, бороться с шарлатанами
к) устранить причины бегства русских за границу
л) привлекать людей из-за границы
Традиция многодетности существовала в России до начала ХХ века. Знаменитый врач А.И.Пирогов был 13-м ребенком в семье, великий химик Д.И.Менделеев – 17-м! У Льва Толстого было 13 детей.

Самая низкая в мире доля детей во всем населении характерна для ФРГ и Италии (16%), самая высокая для Йемена (52%). Пожилых людей больше всего в Швеции (25%)и меньше всего в ОАЭ и Кувейте(2%). В абсолютных же показателях детей больше всего в Китае и Индии (по 350 млн.). А старейшей жительницей планеты до недавнего времени считалась француженка Жанна Кальман, которая скончалась в1997г. В возрасте 122 лет. За свой долгий век она пережила 20 французских президентов.

Ежегодно в мире рождается около 140 млн. чел. Соответственно каждую секунду в мире появляются трое, каждую минуту – 175, каждый час – 10,4 тыс., а каждые сутки 250 тыс. новых «землян» (это примерно равно населению таких городов, как Рыбинск, Братск или Йошкар-Ола). Каждую неделю на Земле прибавляется как бы новый Харьков или Гамбург, каждый месяц – население такой страны, как Австрия или Тунис.

Автомобильные катастрофы ежегодно уносят примерно 250 тыс. человеческих жизней. В том числе на территории СНГ в дорожно-транспортных происшествиях погибает 60 тыс. человек (из них в России – 35 тыс.).


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.»

урок "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" предназначен для учащихся 1-4 классов коррекционной школы VIII  вида. Урок "Мозаика из рваной бумаги.Птицы" развивает мелкуюмоторику, мышление,...

Открытый урок для 8 класса по теме «Стереотипы» (по учебнику Кузовлев «Английский язык» 8 класс) Автор урока: Юртаева Наталья Евгеньевна

Открытый урок для 8 класса по теме «Стереотипы»(по учебнику Кузовлев «Английский язык» 8 класс) Автор урока: Юртаева Наталья Евгеньевна Цель урока: Познакомить учащихся с различными ст...

Урок-презентация для уч-ся 10-11 классов для любого УМК Рождество для всех, Материалы к уроку в 8 классе о творчестве Р.Дала "Разыскивается", Мониторинг знаний уч-ся 9 класса ( Листы контроля ) в рейтинговой системе оценки

Уроки разработаны  к УМК Миллениум , пособия помогают учителям разнообразить материал для чтения младших школьников и подготовиться к урокам-тестам...

Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке

В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...

5 класс. Математика.Проект урока и презентация к уроку по теме: решение уравнений и несложных задач на составление уравнений, урок в коррекционном классе 7-го вида

Урок может быть использован как для класса коррекции, так и для общеобразовательного класса.Урок проходит в виде соревнования по рядам, при этом дети сидят на своих местах, как они привыкли. Формы раб...

5 класс. Математика.Проект урока и презентация к уроку по теме: решение уравнений и несложных задач на составление уравнений, урок в коррекционном классе 7-го вида

Урок проходит в игровой форме, в виде соревнования по рядам. Урок состоит из 10 этапов. В процессе урока учащиеся участвуют в 7 конкурсах....