Рабочая программа по географии 9 класс
рабочая программа (география, 9 класс) на тему

 

Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и её пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий.

Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические и социальные факторы, формирующие и изменяющие окружающую среду, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования системы геоэкологических, геоэкономических, социокультурных взглядов ценностей, отношений учащихся не только на эмоциональном, но и рациональном уровне.

Таким образом, в основу содержания учебного предмета положено изучение географической среды для жизни и деятельности человека и общества.

Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.

Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx59.62 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Бочаровой Любови Евгеньевны

по ГЕОГРАФИИ,  9 класс

Пояснительная записка

Программы:

  1. Примерная программа основного общего образования по

географии  «ГеографияРоссии» (7-9  классы) / Сборник нормативных документов: География: Федеральный компонент государственного стандарта; Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. Примерные программы по географии. – М.: Дрофа, 2008.

  1. Баринова И.И., Дронов В.П. География России. 8-9

классы. Программы для общеобразовательных учреждений. География. 6-11 классы. – М.: Дрофа, 2009.

Количество часов: 

всего – 68 ч., в неделю – 2 ч., практических работ - 12.

Программа полностью реализует идеи стандарта и составлена с учётом

принятой Концепции географического образования.

        Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и её пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий.

Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические и

социальные факторы, формирующие и изменяющие окружающую среду, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования системы геоэкологических, геоэкономических, социокультурных взглядов ценностей, отношений учащихся не только на эмоциональном, но и рациональном уровне.

        Таким образом, в основу содержания учебного предмета положено изучение географической среды для жизни и деятельности человека и общества.

Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.

Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.

Цели. Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Учебно – тематический план

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Практические работы

Домашнее задание

Дата проведе-ния

ВВЕДЕНИЕ (1 час).

1.

Введение

1

Вводный

вопросы

1 -  3 сентября

Раздел V. ХОЗЯЙСТВО РОССИИ (продолжение) (16 часов).

Тема 1. Вторичный сектор экономики – отрасли перерабатывающие сырьё

 (3часа).

2.

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК), его значение и проблемы

1

Урок изучения нового материала

§ 1, вопросы

5 -  10 сентября

3.

Топливная промышленность

1

Практикум

П.р.№1.

Составление характеристики одного из нефтяных или угольных бассейнов по картам и статистическим материалам.

§ 2, работа с контурной картой и атласом

5 -  10 сентября

4.

Электроэнергетика

1

Практикум

§ 3, работа с контурной картой и атласом

12 – 17 сентября

Тема 2. Отрасли, производящие конструкционные материалы и химические вещества (8 часов).

5.

Отрасли, производящие конструкционные материалы и химические вещества

1

Урок изучения нового материала

§ 4, конспект-схема

12 – 17 сентября

6.

Металлургия. География чёрной металлургии

1

Практикум

§ 5, работа с контурной картой и атласом

19 -  24 сентября

7.

География цветной металлургии

1

Практикум

П.р.№2.

Составление характеристики одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам.

§ 6, работа с контурной картой и атласом

19 -  24 сентября

8.

Химическая промышленность

1

Урок актуализации знаний и умений

§ 7, таблица

26 сентября – 1 октября

9.

География химической промышленности

1

Практикум

§ 8, работа с контурной картой и атласом

26 сентября – 1 октября

10.

Лесная промышленность

1

Практикум

§ 9, задание

3 – 8

октября

11.

Машиностроение. География машиностроения

1

Урок - исследование

П.р.№3.

Определение главных районов размещения отраслей трудоёмкого и металлоёмкого машиностроения по картам.

§ 10,11, таблица

3 – 8

октября

12.

Пищевая и лёгкая промышленность

1

Урок актуализации знаний и умений

§ 12, задание

10 – 15

октября

Тема 3. Третичный сектор экономики – отрасли, производящие разнообразные услуги (6 часов).

13.

Состав и значение третичного сектора экономики

1

Урок изучения нового материала

§  13, схема

10 – 15

октября

14.

Роль и значение транспорта. Сухопутный транспорт

1

Урок изучения нового материала

§ 14, вопросы

17-22

октября

15.

Другие виды транспорта. Связь

1

Урок - исследование

§ 15, таблица

17-22

октября

16.

Сфера обслуживания. Жилищное и рекреационное хозяйство

1

Урок изучения нового материала

§ 16, таблица

24-29

октября

17.

География науки

1

Урок - исследование

§ 17, сообщение

24-29

октября

18.

Урок-обобщения знаний по разделу «Хозяйство России»

1

Урок обобщающего повторения

§ 1-17, вопросы

10 – 12 ноября

Раздел VI. ГЕОГАФИЯ КРУПНЫХ РЕГИОНОВ РОССИИ (47 часов).

Тема 4. Районирование территории (1 час).

19.

Зачем районировать территорию страны

1

Урок изучения нового материала

§ 18, схема

10 – 12 ноября

Тема. Европейская Россия (Западный макрорегион) (30 часов).

20.

Общая характеристика Европейской России

1

Урок изучения нового материала

§ 19, схема

14-19 ноября

Европейский Север.

21.

Европейский Север. Факторы формирования района

1

Урок актуализации знаний и умений

§ 20, работа в контурной карте

14-19 ноября

22.

Природа Европейского Севера

1

Урок изучения нового материала

§ 21, презентация

21-26 ноября  

23.

Население и хозяйственное освоение Европейского Севера

1

Практикум

§ 22, таблица

21-26 ноября  

24.

Хозяйство Европейского Севера

1

Урок актуализации знаний и умений

§ 23, работа в контурной карте

28 ноября -03 декабря

Северо-Западный район.

25.

Северо-Западный район. Факторы формирования района

1

Урок изучения нового материала

§ 24, работа в контурной карте

28 ноября -03 декабря

26.

Природа Северо-Запада. Население и хозяйственное освоение района

1

Практикум

§ 25-26, таблица

05 – 10

декабря

27.

Хозяйство Севера-Запада

1

Урок - исследование

§ 27, работа в контурной карте

05 – 10

декабря

28.

Географические особенности Санкт-Петербурга и других городов Северо-Запада

1

Практикум

§ 28, туристический маршрут

12 – 17 декабря

29.

Контрольный срез знаний за I полугодие

1

Урок проверки знаний и умений

§ 1-28, повторить

12 – 17 декабря

Центральная Россия.

30.

Центральная Россия. Факторы формирования района

1

Урок изучения нового материала

§ 29, вопросы

19 – 24

декабря

31.

Природа центральной России. Население и хозяйственное освоение Центральной России

1

Практикум

§ 30-31, вопросы

19 – 24

декабря

32.

Московская столичная агломерация

1

Практикум

П.р.№4. Сравнение географического положения и планировки двух столиц: Москвы и Санкт-Петербурга.

§ 32, презентация

26 – 30

декабря

33.

Хозяйство центральной России

1

Практикум

П.р.№5.

Объяснение взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий Центральной России.

§ 33, работа в контурной карте

26 – 30

декабря

Европейский Юг.

34.

Европейский Юг. Факторы формирования района

1

Урок изучения нового материала

§ 34, задание

11 – 14

января

35.

Природа Европейского Юга

1

Урок актуализации знаний и умений

§ 35, презентация

16 – 21

января

36.

Население и хозяйственное освоение Европейского Юга

1

Урок актуализации знаний и умений

§ 36, таблица

16 – 21

января

37.

Хозяйство Европейского Юга

1

Урок актуализации знаний и умений

§ 37, работа в контурной карте

23- 28 января

Поволжье.

38.

Поволжье. Факторы формирования. Особенности природы района

1

Урок актуализации знаний и умений

§ 38-39, вопросы

23- 28 января

39.

Население и хозяйственное освоение Поволжья

1

Урок актуализации знаний и умений

§ 40, таблица

30 января – 04

февраля

40.

Хозяйство Поволжья

1

Практикум

П.р.№6.

Определение факторов развития и сравнения специализации промышленности Европейского Юга и Поволжья.

§ 41, работа в контурной карте

30 января – 04

февраля

География Саратовской области.

41.

Особенности ЭГП, формирования природы, территории

1

Урок изучения нового материала

П.р.№7.

Определение по картам географического положения Саратовской области.

вопросы

06-11 февраля

42.

Население и хозяйственное освоение

1

Урок актуализации знаний и умений

П.р.№8.

Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов Саратовской области.

таблица

06-11 февраля

43.

Особенности хозяйства региона. Промышленность

1

Урок - исследование

задание

13 – 18

февраля

44.

АПК

1

Практикум

схема

13 – 18

февраля

45.

Особенности административного центра региона

1

Семинар

презентация

20 – 25

февраля

46.

Социально-экономические проблемы региона

1

Урок - исследование

таблица

20 – 25

февраля

Урал.

47.

Урал: факторы формирования района

1

Урок актуализации знаний и умений

§ 42, вопросы

27 февраля-03 марта

48.

Природа Урала

1

Практикум

§ 43, презентация

27 февраля-03 марта

49.

Население и хозяйственное освоение Урала

1

Урок актуализации знаний и умений

§ 44, таблица

05-10 марта

50.

Хозяйство Урала

1

Практикум

П.р.№9.

Оценить экологическую ситуацию в разных частях Урала и предложить пути решения экологических проблем.

§ 45, работа в контурной карте

05-10 марта

Тема. Азиатская Россия (Восточный макрорегион) (16 часов).

51.

Азиатская Россия. Общая характеристика

1

Урок изучения нового материала

§ 46, таблица

12 – 17

марта

Западная Сибирь.

52.

Западная Сибирь. Факторы формирования района

1

Урок актуализации знаний и умений

§ 47, вопросы

12 – 17

марта

53.

Природа Западной Сибири

1

Урок актуализации знаний и умений

§ 48, презентация

19 – 24

марта

54.

Население и хозяйственное освоение Западной Сибири

1

Практикум

§ 49, таблица

19 – 24

марта

55.

Хозяйство Западной Сибири

1

Урок-исследование

§ 50, работа в контурной карте

02 – 07

апреля

Восточная Сибирь.

56.

Север Восточной Сибири. Факторы формирования района. Природа

1

Урок – путешествие

§ 51-52, вопросы

02 – 07

апреля

57.

Население и хозяйственное освоение Восточной Сибири

1

Урок актуализации знаний и умений

§ 53, таблица

09 - 14

апреля

58.

Хозяйство Севера Восточной Сибири

1

Практикум

П.р.№10.

Составление характеристики Норильского промышленного узла.

§ 54, работа в контурной карте

09 - 14

апреля

59.

Южная Сибирь: факторы формирования района

1

Практикум

§ 55, вопросы

16 – 21

апреля

60.

Кузнецко-Алтайский подрайон

1

Урок - исследование

П.р.№11.

Изучение и оценка природных условий Западно-Сибирского (или Кузнецко-Алтайского) района для жизни и быта человека.

§ 56, таблица

16 – 21

апреля

61.

Ангаро-Енисейский и Забайкальский подрайоны

1

Урок актуализации знаний и умений

§ 57, таблица

23 – 28

апреля

Дальний Восток.

62.

Дальний Восток: факторы формирования района

1

Урок изучения нового материала

§ 58, вопросы

23 – 28

апреля

63.

Природа Дальнего Востока

1

Практикум

§ 59, презентация

30 апреля – 05 мая

64.

Население и хозяйственное освоение Дальнего Востока

1

Урок-исследование

§ 60, таблица

07 – 12 мая

65.

Хозяйство Дальнего Востока

1

Урок актуализации знаний и умений

П.р.№12.

Объяснение размещения крупнейших ТПК, установление причин уровня сформирован-ности каждого из них (Восточная экономическая зона).

§ 61, работа в контурной карте

14 – 19 мая

66.

Контрольный срез знаний за II полугодие

1

Урок проверки знаний

§ 29-61, повторить

14 – 19 мая

Раздел VII. РОССИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ (3 часа).

67.

Россия и страны СНГ. Взаимосвязи России с другими странами

1

Практикум

презентация

20 – 25 мая

68.

Объекты мирового природного и культурного наследия

1

Уроки обобщающего повторения

20 – 25 мая

Содержание тем учебного курса

ВВЕДЕНИЕ (1 час).

Раздел V. ХОЗЯЙСТВО РОССИИ (продолжение) (16 часов).

Тема 1. Вторичный сектор экономики – отрасли перерабатывающие сырьё  (3часа).

         Топливно-энергетический комплекс (ТЭК), его значение и проблемы. Состав, место и значение ТЭК в хозяйстве страны. Связь с другими комплексами. Топливно-энергетический баланс. ТЭК и охрана окружающей среды.

Топливная промышленность. Роль топливной промышленности в хозяйстве России. Основные современные и перспективные районы добычи нейти, газа, главные угольные бассейны, проблемы их освоения. Системы нефте- и газопроводов.

            Электроэнергетика. Типы электростанций, их достоинства и недостатки, факторы размещения. Доля различных типов электростанций в производстве электроэнергии. Крупнейшие электростанции. Нетрадиционные источники энергии. Формирование энергосистем. Электроэнергетика и окружающая среда.

Тема 2. Отрасли, производящие конструкционные материалы и химические вещества (8 часов).

Отрасли, производящие конструкционные материалы и химические вещества. Отраслевой состав и значение комплексов, пропорции между ними, связь с другими межотраслевыми комплексами.

            Металлургия. География черной металлургии. Состав металлургического комплекса, его общие черты и проблемы. Основные факторы размещения металлургических предприятий. Особенности географии российской металлургии. Черная металлургия: основные районы развития черной металлургии, их различия по географическому положению, уровню производства, обеспеченности сырьем, топливом и энергией, перспективами развития.

           География цветной металлургии. Особенности цветной металлургии. География производства легких и тяжелых цветных металлов. Основные районы развития цветной металлургии и крупнейшие металлургические центры.

             Химическая промышленность. Состав химической промышленности, ее отличительные особенности. Главные факторы размещения предприятий. Химическая промышленность и охрана окружающей среды.

              География химической промышленности. Основные базы химической промышленности: их ресурсо- и энергообеспеченность, особенности специализации, крупнейшие комплексы и центры химической промышленности.

            Лесная промышленность. Лесные ресурсы России и их размещение. Состав лесной промышленности, факторы размещения ее предприятий. География лесной промышленности: основные базы, лесопромышленные комплексы и центры лесной промышленности.

Машиностроение. Роль, значение и проблемы развития машиностроения. Основные факторы, определяющие размещение предприятий машиностроения: наукоемкость, военностратегический, трудоемкость, металлоемкость, специализация и кооперирование, транспортный, ориентация на потребителя.

            География машиностроения. География науко-,  трудо- и металлоемких отраслей. Региональные различия в специализации машиностроения. Главные машиностроительные районы и центры.

            Пищевая и легкая промышленность. Основное назначение отраслей. Отраслевой состав и факторы размещения пищевой и легкой промышленности.

Тема 3. Третичный сектор экономики – отрасли, производящие разнообразные услуги (6 часов).

Состав и значение третичного сектора. Значение и состав, связь с другими подразделениями хозяйства. Недостаточный уровень развития третичного сектора в России.

            Роль и значение транспорта. Сухопутный транспорт.      Транспортная система страны, роль в ней отдельных видов транспорта. Крупнейшие транспортные узлы. Влияние транспорта на размещение населения и отраслей хозяйства и окружающую среду. Преимущества и недостатки отдельных видов сухопутного транспорта. Железнодорожный транспорт – ведущий среди универсальных видов транспорта. Недостаточный уровень развития автомобильного транспорта. Современная и перспективная география железных и автомобильных дорог России.

            Другие виды транспорта. Связь. Морской транспорт: место отдельных морских бассейнов в распределении флота, портов, грузооборота и обеспечения перевозок в европейской и азиатской частях России. Единая глубоководная система европейской части страны. Авиационный и трубопроводный транспорт.  Роль связи в современном хозяйстве. Особенности географии связи в России.

            Сфера обслуживания. Наука. Роль  сферы обслуживания в современном обществе. Проблемы и перспективы развития жилищно-коммунального и рекреационного хозяйства. Научный комплекс – вершина экономики России. География научных центров страны.

Раздел VI. ГЕОГАФИЯ КРУПНЫХ РЕГИОНОВ РОССИИ (47 часов).

Тема 4. Районирование территории (1 час).

             Зачем районировать территорию страны? Районирование – важнейший метод географической науки. Различные виды районирования. Географическое разделение труда. Районирование России: макрорегионы, экономические районы, региональные ассоциации экономического взаимодействия, федеральные округа. Проблемы районирования России.

Тема 5. Европейская Россия (Западный макрорегион) (30 часов).

            Общая характеристика Европейской России. Особенности природы, истории и географии хозяйства. Географическое положение на западе России. Разнообразие рельефа в связи с особенностями геологического строения и рельефообразующих процессов. Влияние географическое положения на климат региона. Самый полный в России набор природных зон. Природные ресурсы. Европейская Россия – основа формирования территории российского государства. Наиболее освоенная и заселенная часть страны.   Место и роль европейской части России в промышленном и сельскохозяйственном производстве страны. Проблемы социально-экономического развития. Внутрирегиональные природно-хозяйственные различия.

Европейский Север.

              Европейский Север. Факторы формирования района. Состав района. Географическое и геополитическое положение на севере Восточно-Европейской равнины, с выходом к Северному Ледовитому океану. Внешние и внутренние соседи.

            Природа Европейского Севера. Различия в рельефе и полезных ископаемых Кольско-Карельского и Двино-Печорского районов. Влияние Арктики и Атлантики на климат, избыточное увлажнение территории, богатство озерами, реками, болотами. Природные зоны: тундра, лесотундра, северная и средняя тайга. Природные ресурсы: минеральные. Топливные, лесные и водные. Новая алмазоносная провинция. Ресурсы шельфовой зоны. Ресурсы шельфовой зоны. Влияние географического положения и природных условий на освоение территории, жизнь людей, специализацию.

             Население и хозяйственное освоение Европейского Севера. Основные этапы освоения и заселения района. Современная география населения, его национальный состав, традиции и культура. Города региона. Отток населения с Севера и его причины.

            Хозяйство Европейского Севера. Развитие топливно-энергетического комплекса, металлургии, химической и лесной промышленности. Хозяйственные различия Кольско-Карельского и Двино-Печорского районов. Роль морского транспорта. Мурманский и Архангельский порты. Северный морской путь. Предпосылки развития туристско-экскурсионного хозяйства. Основные географические фокусы экономических, социальных и экологических проблем региона. Проблемы охраны природы Севера. Северный военно-морской флот. Космодром в городе Мирном.

Северо-Западный район.

Северо-Западный район. Факторы формирования района. Состав района. Выгоды географического положения на разных этапах развития: путь «их варяг в греки», «окно в Европу», современные особенности географического положения района. Свободная экономическая зона «Янтарь».

            Природа Северо-Запада. Природная специфика: сочетание возвышенностей и низменностей, влияние моря на климат, густая озерно-речная сеть. Влияние природных условий на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Скудность природно-ресурсного потенциала.

            Население и хозяйственное освоение Северо-Запада. Район древнего заселения.  «Господин Великий Новгород». Основание Петербурга. Особенности современной географии населения: высокая плотность, резкое преобладание городского населения, его преимущественная концентрация в одном городе. Сокращение численности населения по периферии района.

            Хозяйство Северо-запада. Специализация района преимущественно на отраслях обрабатывающей промышленности, использующих привозное сырье. Отрасли ВПК, судостроение, станкостроение, приборостроение. Постоянно нарастающая роль морского транспорта. Новые порты на Балтике.

            Географические особенности Санкт-Петербурга и других городов Северо-Запада.

Роль Санкт-Петербурга в расселении, научно-промышленном, социальном и культурном развитии района. Санкт-Петербург – северная столицы России. Экономические, социальные и экологические проблемы Санкт-Петербурга. Новгород, Псков, Выборг, Калининградская область.

Центральная Россия.

Центральная Россия. Факторы формирования района. Состав района. Преимущества географического положения и состав территории. Центральность и столичность положения региона как комплексные факторы его развития.              Природа  Центральной России. Чередование возвышенностей и низменностей – характерная черта рельефа. Моренно-ледниковый рельеф. Пояс полесий и ополий. Эрозионные равнины. Климатические условия Центральной России, их благоприятность для жизни и хозяйственной деятельности человека. Крупнейшие реки. Разнообразие и пестрота почвенно-растительного покрова лесной зоны. Лесостепь и степь. Дефицит большинства видов природных ресурсов.

           Население и хозяйственное освоение Центральной России. Центральная Россия – очаг русской национальной культуры. «Дикое поле», засечные полосы и заселение южной части региона. Высокая численность и плотность населения. Количество и качество трудовых ресурсов. Современный характер и проблемы расселения. Преобладание городского населения. Городские агломерации.

           Московская столичная агломерация. Возникновение и развитие Москвы. Москва – столица России. Экономические, социальные и экологические проблемы Москвы. Московский столичные регион.

           Хозяйство Центральной России. Высокий уровень развития и концентрации науки. Города науки. Специализация хозяйства на наукоемких и трудоемких отраслях. Машиностроительный комплекс, черная металлургия, химическая промышленность. Роль конверсии предприятий ВПК в хозяйстве. Агропромышленный комплекс. Роль пригородного сельского хозяйства. Относительно высокий уровень развития социальной сферы. Топливно-энергетические и природоохранный проблемы. Внутрирегиональные различия. Основные географические фокусы экономических, социальных и экологических проблем региона. Нижний Новгород, его географическое положение и торговые функции. Нижегородская и Макарьевская ярмарки. Очаги старинных промыслов. Современность и проблемы древних русских городов – Новгорода,  Владимира, Пскова, Смоленска.

Европейский Юг.

            Европейский Юг. Факторы формирования района.

Состав района. Самый южный район европейской части страны. Ограниченность природными рубежами. Природный амфитеатр.

            Природа Европейского Юга.

Различия по рельефу, климату, гидрографии, ландшафтам и набору природных ресурсов равнинной. Предгорной и горной частей района.

            Население и хозяйственное освоение Европейского Юга.

Высокая плотность населения, очаги его концентрации. Повышенная доля сельского населения. Этническое разнообразие. Христианство и ислам. Многонациональность и межнациональные проблемы. Народы гор и предгорий: традиции, культура, промыслы.

Хозяйство Европейского Юга. Агропромышленный комплекс: единственный в стране район субтропического земледелия. Ведущая роль региона в производстве многих видов сельскохозяйственной продукции. Проблемы развития морского рыбного хозяйства. Необходимость интенсификации сельского хозяйства и перерабатывающих отраслей АПК. Сельскохозяйственное, транспортное и энергетическое машиностроение. Цветная металлургия. Топливно-энергетический комплекс. Рекреационное хозяйство Северного Кавказа: курортное хозяйство, туризм и альпинизм. Возрастающая роль рекреационных районов. Роль черноморских портов в развитии хозяйства страны. Сложности решения социально-экономических проблем республик Северного Кавказа. Основные экономические, социальные и экологические проблемы региона.

Поволжье.

Поволжье. Факторы формирования района. Состав района. Географическое положение вдоль «главной улицы России». Роль Волги в территориальной организации населения и хозяйства района.

Природа Поволжья. Юго-Восток Русской равнины. Различия в рельефе правого и левого берегов Волги. Меридиональные различия климата и природных зон. Благоприятность природных условий для жизни и хозяйственной деятельности людей.

Население и хозяйственное освоение Поволжья.

Поволжье – место исторического взаимодействия этносов. Русская полонизация. Многонациональный состав населения. Сочетание христианства, ислама и буддизма. Значительная численность населения. Особенности расселения населения: различия в плотности населения на территории района, волжская «гроздь» городов.

Хозяйство Поволжья. Развитие нефтегазохимического, машиностроительного и агропромышленного комплексов. Система трубопроводов, пересекающих край, и проблемы их безопасности. Гидроэнергетика. АПК – ведущие позиции Поволжья в производстве многих видов сельскохозяйственной продукции. Мощная пищевая промышленность. Рыбоперерабатывающая промышленность и проблемы рыбного хозяйства Волго-Каспийского бассейна. Отрасли социальной сферы. Экологические и водные проблемы. Основные экономические, социальные и экологические проблемы региона.

Урал.

Факторы формирования района. Состав района. Географическое положение Урала – на «стыке» разнообразных границ. Разделяющая и связующая роль «стыкового» положения Урала в природе и хозяйстве.

Природа Урала.

Различия по геологическому строению и полезным ископаемым, климату, гидрографии и природным зонам Предуралья, Урала и Зауралья. Разнообразные природные ресурсы и проблема их истощения. Влияние геологического строения и размещения полезных ископаемых на развитие и размещение промышленности на Урале.

Население и хозяйственное освоение Урала.

Заселение Урала. Современная этническая пестрота. Две меридиональные полосы расселения, их формирование под влиянием речных систем и рельефа. Демидовские города-заводы и современная система расселения в районе. Проблемы населения и трудовых ресурсов.

Хозяйство Урала.

География и проблемы современного хозяйства: горнодобывающая промышленность, металлургия, химическая и лесная промышленность, разнообразное машиностроение, их взаимосвязь. Реконструкция уральской промышленности. Развитие сельского хозяйства. Отставание развития социальной сферы. Антропогенные изменения природы Урала. Основные экономические, социальные и экологические проблемы региона.

Тема. Азиатская Россия (Восточный макрорегион) (16 часов).

Азиатская Россия. Общая характеристика.      Географическое положение. Большая площадь территории, разнообразие природных условий, богатство природными ресурсами. Малая степень изученности и освоенности, слабая заселенность и транспортная обеспеченность. Концентрация основной части населения на юге. Очаговый характер размещения производства. Место и роль региона в жизни страны.

Западная Сибирь.

            Западная Сибирь Факторы формирования района.      Состав района. Географическое положение на западе азиатской части России, между Уралом и Енисеем. Близость к европейской части страны – важный фактор развития района. Геополитическое соседство с государствами Центральной Азии.

            Природа Западной Сибири. Третья по величине равнина мира, расположенная на молодой платформе. Континентальность климата. Обилие поверхностных вод. Мировой рекордсмен по заболоченности. Природные зоны. Оценка природных условий для жизни и быта человека. Богатство и разнообразие природных ресурсов: минеральные, лесные, кормовые, пушные, водные, рыбные.

            Население и хозяйственное освоение Западной Сибири.

Коренные народы (ненцы, ханты. Манси и др.), проблемы их сохранения. Поморская торговля. Мангазея. Основание крепостей-острогов. Современные диспропорции в площади региона и численности населения.

                   Хозяйство Западной Сибири. Нефтегазовый комплекс – основа хозяйства района. Крупнейшие российские нефтяные и газовые компании. Система трубопроводов. Основные направления транспортировки нефти и газа. Нефтеперерабатывающая и нефтегазохимическая промышленность. Обслуживающая роль машиностроения.

Восточная Сибирь.

            Север Восточной Сибири. Факторы формирования района.      Положение на побережье самых суровых морей Северного Ледовитого океана. Отсутствие транзитных железных дорог. Важное геополитическое положение в Арктическом бассейне.

            Природа Севера Восточной Сибири. Один из древнейших участков земной коры. Среднесибирское плоскогорье. Высокие горы мезозойской складчатости. Резко континентальный климат. Многолетняя мерзлота. Природные зоны. Моря.

              Население и хозяйственное освоение Севера Восточной Сибири.      Самый слабозаселенный район Азиатской России. Малая численность населения и очаговость его размещения. Преобладание русского населения и проблемы коренных народов.

            Хозяйство Севера Восточной Сибири. Развитие первичных добывающих отраслей. Якутская алмазоносная провинция. Добыча олова, золота, полиметаллических руд. Норильский промышленный район. Запасы угля, нефти и газа.

            Южная Сибирь. Факторы формирования района.      Географическое положение вдоль южной границы страны. Выгоды экономико-географического, транспортно-географического и геополитического положения.    

         Кузнецко-Алтайский подрайон. Современные проблемы и перспективы развития горнодобывающей, угольной промышленности, черной и цветной металлургии, машиностроения. Научные центры и будущие технополисы. АПК: освоение территории, сельскохозяйственные районы и их специализация.

Ангаро-Енисейский и Забайкальский подрайоны.      Топливно-энергетический комплекс – основа хозяйства территории. Ангаро-Енисейский каскад ГЭС, тепловые электростанции КАТЭКа. Развитие энергоемких производств: цветная металлургия и целлюлозно-бумажная промышленность, основные центры и перспективы развития. Роль конверсии предприятий ВПК в хозяйстве региона. Перспективы развития горнодобывающей промышленности, металлургии, лесной и химической промышленности, машиностроения. Транссибириская железная дорога – главная транспортная артерия региона, БАМ. Проблемы его развития. Водный и другие виды транспорта. Влияние транспортных путей на размещение населения. Крупнейшие культурно-исторические, промышленные. Транспортные центры.

Дальний Восток.

            Дальний Восток. Факторы формирования района.

Состав района. Тихоокеанский фасад страны. Огромная протяженность территории с севера на юг. Удаленность от основных экономических центров страны. Особенности геополитической частей района и их влияние на формирование хозяйства и развитие экономических связей.

            Природа Дальнего Востока. Разнообразие рельефа. Различия северных и южных частей района: от арктических тундр до широколиственных лесов. Муссонный климат и густая речная сеть. Моря Тихого океана.

            Население и хозяйственное освоение Дальнего Востока.      Этапы освоения территории: русские землепроходцы в XVII в., установление русско-китайской и русско-японской границ. Несоответствие площади территории и численности населения. Неравномерность размещения населения, его относительная молодость. Миграции и потребность в трудовых ресурсах. Коренные народы: быт, культура, традиции, проблемы.

            Хозяйство  Дальнего Востока. Полоса Тихоокеанского металлогенического пояса: месторождения руд цветных, редких и драгоценных металлов. Якутские алмазы. Отрасль специализации района – добыча и обогащение руд цветных металлов. Месторождения нефти и газа на Сахалине и шельфе. Гидроресурсов и ГЭС. Лесозаготовка и целлюлозно-бумажное производство. Характер межресурсных связей, исключающий их одновременное использование. Богатство морей Тихого океана биоресурсами. Лососевые рыбы. Рыбоперерабатывающий комплекс. Перспективы развития и проблемы океанического хозяйства на востоке региона. Вспомогательные отрасли: электроэнергетика, нефтепереработка, судоремонт. Отрасли военно-промышленного комплекса. Транспортная сеть Дальнего Востока. Благоприятные почвенные и агроклиматические ресурсы юга территории. Агропромышленный комплекс. Дальний Восток в системе Азиатско-Тихоокеанского региона. Интеграция со странами АТР. Проблемы свободных экономических зон. Внутрирайонные различия и города. Владивосток – торговый, промышленный. Культурный и научный центр Дальнего Востока. Основные экономические, социальные и экологические проблемы региона.

Раздел VII. РОССИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ (3 часа).

Россия и страны СНГ (изучение одного или группы государств по выбору учителя).

     Оценка исторических, экономических и этнокультурных связей страны (группы стран) с Россией. Взаимосвязи России с другими странами мира.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать

  1. специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности её природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
  1. природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

  1. выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
  1. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
  1. приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, её влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
  2. составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
  1. определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
  1. применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; чтения карт различного содержания;
  1. учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
  1. наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортабельных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
  2. решение практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, её использованию, сохранению и улучшению;  принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
  1. проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Перечень учебно-методического обеспечения

Список литературы

УМК:

1. Дронов В.П. География России. Природа. Население. / В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я. Ром, А.А. Лобжанидзе. – М.: Дрофа, 2010.

2. Атлас. География России. Природа. Население. Хозяйство. 9 класс. – М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2010.

3. Баринова И.И., Дронов В.П. География России. Хозяйство и географические районы. Рабочая тетрадь по географии. 9 класс. – М.: Экзамен, 2010.

4. Баринова И.И., Суслов В.Г. География. Россия: Хозяйство и географические районы. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт. 9 класс. – М.: Экзамен, 2010.

5. Сиротин В.И. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт по географии: 9 класс. – М.: Дрофа, 2010.

Дополнительная литература:

1. Алексеев А.И. География России. Природа и население. – М.: Дрофа, 2010.

2. Маерова Н.Ю. Уроки географии: 8-9 классы. – М.: Дрофа, 2007.

3. Сиротин В.П. Тесты для итогового контроля. 8-9 класс. – М.: Дрофа, 2007.

4. Родионова И.А. Экономическая география России. – М.: 2006.

5. Плисецкий Е.Л. Коммерческая география. Россия и мировой рынок. В 2-х т. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА.

6. Пятунин В.Б. Новые контрольные и про, 2008верочные работы по географии: 8-9 кл. – М.: Дрофа, 2005.

7. Полякова Л.Н. Сборник заданий и упражнений по географии. 9 класс. К учебнику Алексеева А.И. «География России. 8-9 классы». – М.: Экзамен, 2010.

8. Уроки географии с применением информационных технологий. 6-9 классы. Методическое пособие с электронным приложением / И.А. Кугут, Л.И. Елисеева и др. – М.: Глобус.

9. Интернет - ресурсы.

Приложение

Практические работы

  1. Определение главных районов размещения отраслей трудоёмкого и металлоёмкого машиностроения по картам.
  2. Составление характеристики одного из нефтяных или угольных бассейнов по картам и статистическим материалам.
  3. Составление характеристики одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам.
  4. Сравнение географического положения и планировки двух столиц: Москвы и Санкт-Петербурга.
  5. Объяснение взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий Центральной России.
  6. Определение факторов развития и сравнения специализации промышленности Европейского Юга и Поволжья.
  7. Определение по картам географического положения Саратовской области.
  8. Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов Саратовской области.
  9. Оценить экологическую ситуацию в разных частях Урала и предложить пути решения экологических проблем.
  10. Изучение и оценка природных условий Западно-Сибирского (или Кузнецко-Алтайского) района для жизни и быта человека.
  11. Составление характеристики Норильского промышленного узла.
  12. Объяснение размещения крупнейших ТПК, установление причин уровня сформированности каждого из них (Восточная экономическая зона).

Номенклатура

Пограничные с Россией государства:

Норвегия

Польша

Казахстан

Финляндия

Белоруссия

Монголия

Эстония

Украина

Китай

Литва

Грузия

КНДР

Латвия

Азербайджан

География отраслей межотраслевых комплексов

Машиностроительный комплекс.

Научные центры и технополисы: Москва и города Подмосковья, Санкт-Петербург, Ростов-на-дону, Екатеринбург, Новосибирск, Красноярск, Иркутск, Владивосток, Хабаровск.

Центры трудоемкого машиностроения: Санкт-Петербург, Мосва, Воронеж, нижний Новгород, Ярославль, Ульяновск, Саратов, Самара, Казань, Иркутск.

Центры маталлоемкого машиностроения: Волгоград, Пермь, Нижний Тагил, Екатеринбург, Ижевск, Челябинск, Орск, Новосибирск, Барнаул, Красноярск.

Топливно-энергетический комплекс. 

Месторождения: Самотлор, Уренгой, Ямбург, Астраханское. Система трубопроводов с Тюменского севера на запад.

ТЭЦ: Сургутская, Костромская, Рефтинская.

ГЭС: Волжский каскад, Красноярская, Саянская, братская, Усть-Илимская.

АЭС: Нововоронежская, ленинградская, Белоярская, Кольская. Единая энергосистема (ЕЭС).

Металлургический и химико-лесной комплекс.

Центры черной металлургии: Череповец, Липецк, Старый Оскол, Магнитогорск, Нижний Тагил, Челябинск, Новокузнецк.

Центры передельной металлургии: Москва, Санкт-Петербург, Ижевск, Златоуст, Комсомольск-на-Амуре.

Центры цветной металлургии: Мончегорск, Кандалакша, Волхов, Медногорск, орск, Норильск, Братск, Красноярск, Новосибирск.

Центры химико-лесного комплекса: Архангельск, Сыктывкар, Соликамск-Березники, Уфимско-Салаватский, Самара, Усолье-Сибирское, Енисейск, Усть-Илимск, Братск, Комсомольск-на –Амуре.

Инфраструктурный комплекс. Порты: Новороссийск, Астрахань, Калининград, Санкт-Петербург, Выборг, Архангельск, Мурманск, Дудинка, Тикси, Владивосток, Находка, Петропавловск-Камчатский. Железнодорожные магистрали: Транссибирская, БАМ.

Регионы России

Европейский Север.

Моря: Баренцево, Белое. Заливы: Кандалакшский, Онежская губа.

Полуострова: Рыбачий, Канин, Кольский. Острова: Соловецкие, Кижи, Валаам, Колгуев, Вайгач. Возвышености: Тиманский кряж, Северные Увалы. Горы: Хибины.

Низменность: Печорская. Реки: Северная Двина, Печора, Онега, Мезень.

Озёра: Имандра.Беломоро-Балтийский канал.

Заповедники: Кандалакшский, Лапландский. Печорский угольный бассейн. Месторождения: апатитов, руд чёрных и цветных металлов Кольского полуострова и Карелии.

Города: Мурманск, Архангельск, Мончегорск, Кандалакша, Череповец, Воркута

Кислогубская ПЭС. Кольская АЭС

 

Центральная Россия.

Моря: Балтийское. Финский залив. Окско-Донская равнина.

Возвышенности: Среднерусская, Валдайская.

измености: Окско-Донская, Мещерская.

Реки: Дон, Ока, Вятка, Кама, Нева.

Озёра: Ладожское, Онежское, Чудское, Псковское, Ильмень, Селигер. Водохранилища: Рыбинское, Горьковское.

Каналы: Мариинская система, Волго-Балтийский, им. МОсквы (Москва-Волга). Заповедники: Дарвинский, Приокско-Террасный.

Подмосковный угольный бассейн, КМА. Города: Москва и подмосковные города науки (Пущино, Дубна, Троицк), Санкт-Петербург, Новгород, Псков, Нижний Новгород, Владимир, Калининград, Ярославль, Воронеж, Липецк.

 

Поволжье.

Моря: Каспийское. Возвышенности: Приволжская.

Низменности: Прикаспийская.

Реки: Волга, Дон.

Озёра: Эльто, Баскунчак.

Водохранилища: Куйбышевское, Волгоградское, Цимлянское. канал: Волго-Донской. Заповедники и национальные парки: Астраханский национальный парк, Самарская Лука. Месторождения солей: Баскунчак. Города: Казань, Пенза, Самара, Ульяновск, Саратов, Волгоград, Астрахань.

 

 Европейский Юг

Моря: Азовское, Чёрное. Проливы: Керченский.

Полуостров: Таманский. Стравропольская возвышенность

Горы: Большой Кавказ, гора Казбек, гора Эльбрус.

Низменности: Прикубанская, Терско-Кумская,Кумо-Манычская впадина.

Реки: Кубань, Кума, Терек. Заповедники: Тебердинский.

Месторождения цветных металлов: Большого Кавказа.

Города: Ростов-на-Дону, Новороссийск, Ставрополь, Краснодар, Сочи, Анапа,

Туапсе, Пятигорск, Ессентуки, Кисловодск, Теберда.

 

Урал.

Пай-Хой, Полярный Урал, Приполярный Урал, Северный Урал, Средний Урал, Южный Урал.

Горы: Народная, Ямантау, Магнитная, Качканар.

Реки: Печора, Кама, Урал, Чусовая, Северная Сосьва, Тура, Исеть.

Заповедники: Печоро-Илычский, Башкирский, Ильменский.

Города: Екатеринбург, Челябинск, Уфа, Пермь, Оренбург, Магнитогорск, Соликамск, Березняки, Краснотурьинск, Салават, Орск, Медногорск, Златоуст, Миасс, Соль-Илецк.

 

Западная Сибирь.

Заливы: Байдарацкая губа, Обская губа, Енисейский.

Полуострова: Ямал, Гыданский.

Горы: Алтай (гора Белуха), Салаирский кряж, Кузнецкий Алатау, Западный Саян. Возвышенности: Сибирские Увалы.

Равнины: Ишимская, Барабинская. Котловины: Кузнецкая.

Реки: Обь, Бия, Катунь, Иртыш, Тобол, Ишим, Пур, Таз.

Озёра: Кулундинское, Чаны, Телецкое.

Месторождения: Западно-Сибирский нефтегазоносный бассейн, Кузнецкий каменноугольный бассейн, железные руды Горной Шории, цветные редкие металлы Рудного Алтая.Заповедники: Алтайский. Сургутская ТЭЦ.

Города: Новосибирск, Омск, Томск, Тюмень, Сургут, Нижневартовск, Кемерово, Новокузнецк, Горно-Алтайск, Барнаул. Технополисы: Томск, Новосибирск, Омск. Нефтяные концерны: "Лукойл", "Сургутнефтегназ",.

 

Восточная Сибирь.

Моря: Карское, Лаптевых.

Заливы: Енисейский.

Полуостров Таймыр. Острова Северная Земля.

Возвышенности: Среднесибирское плоскогорье, плато Путорана.

Горы: Бырранга, Енисейский кряж, Восточный Саян, Становое нагорье, Алданское нагорье, Витимское плоскогорье, Становой хребет.

Низмнности: Северо-сибирская. Котловины: Минусинская, Тувинская.

Реки: Енисей, Подкаменная Тунгуска, Нижняя Тунгуска, Хатанга, Ангара, Селенга, Алдан, Шилка, Аргунь.

Озёра: Байкал, Таймыр. Заповедники: Таймырский, Баргузинский, Кодаро-Чарский. Месторождения: Тунгусский, Таймырский, Минусинский, Улуг-Хемский, Южно-Якутский каменноугольные бассейны; железные руды Хакасии, Забайкалья; Удоканское месторождение меди, цветные и редкие металлы Путорана и гор Забайкалья. Транссибирская магистраль, БАМ (Большой и Малый).

Города: Диксон, Дудинка, Норильск, Хатанга, Красноярск, Минусинск, Иркутск, Улан-Удэ, Чита, Усть-Илимск, Братск, Ангарск.

 

Дальний Восток.

Моря: Восточно-Сибирское, Чукотское, Берингово. Охотское, Японское.

Проливы: Берингов, Татарский, Лаперуза, Кунаширский.

Заливы: Пенжинская Губа, Петра Великого.

Острова: Новосибирские, Врангеля, Командорские, Курильские, Сахалин.

Полуострова: Чукотский, Камчатка.

Горы: Верхоянский хребет, хребет Черского, Яно-Оймяконское нагорье, Чукотское нагорье, Джугджур, Сихотэ-Алинь.

Вулканы: Ключевская Сопка, Авачинская Сопка.

Равнины: Зейско-Буреинская; Центрально-Якутская, Яно-Индигирская, Колымская, Среднеамурская низменности.

Реки: Вилюй, Алдан, Оленёк, Лена, Яна, Индигирка, Колыма, Амур, Зея, Уссури, Камчатка, Анадырь.

Водохранилища: Вилюйское, зейское.

Озёра: Ханка.

Заповедники: Усть-Ленский, Кроноцкий,

Остров Врангеля, Дальневосточный морской, Кедровая Падь.

Бассейны буро- и каменноугольные: Ленский, Зырянский, Нижнезейский.

Нефтегазоносные бассейны: охотский (остров Сахалин и шельф).

Месторождения цветных металлов: Северо-Восток Сибири, золотые прииски: Алдан и Бодайбо, Сихотэ-Алинь. Амуро-Якутская магистраль.

Города: Тикси, Мирный, Якутск, Верхоянск, Анадырь, Магадан, Благовещенск, Комсомольск-на-Амуре, Петропавловск-Камчатский, Южно-Сахалинск, Владивосток, Хабаровск, Уссурийск.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...