Урок по географии в 7-м классе по теме: «Географическое положение Северной Америки».
план-конспект урока по географии (7 класс) по теме

Урок по географии в 7-м классе по теме: «Географическое положение Северной Америки».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_geografii_v_7.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по географии в 7-м классе по теме: «Географическое положение Северной Америки».

Гужаковская М.Т.,

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа» с. Айкино.

Цели урока:

  1. Дидактические – создать условия для усвоения нового материала по данной теме, используя элементы исследовательской работы и проблемного обучения.
  2. Образовательные: сформировать знания об основных чертах географического положения   Северной Америки и  влиянии  на природу материка, раскрыть причины этого влияния, используя теорию географической закономерности.
  3. Развивающие – развивать умения наблюдать, сравнивать, описывать, делать выводы. Развивать образное мышление, речь, умение выделять главное, умение работать с картой и у карты, умение обобщать материал.
  4. Воспитательные - Развивать умение выслушивать товарища, умение анализировать ответ и применять полученные знания на практике.

Цель (для учащихся): научиться самостоятельно характеризовать ГП материка на основе опорных знаний и умений.

Задачи:

  1.Выявить особенности географического положения Северной Америки на земном шаре, знать обязательную номенклатуру по изучаемой теме (для учащихся);

  2. закрепить умение школьников самостоятельно характеризовать ФГП материка по картам, развивать умения делать выводы на основе полученной информации. Совершенствовать навыки самоконтроля (для учителя);

 3. способствовать формированию умения иметь  индивидуальный стиль учебной деятельности, умения адекватно мыслить  и действовать в условиях ситуации выбора (для учителя);

 Оборудование:

      Физическая карта полушарий, атлас для  7класса, учебник географии, контурные карты, глобус, цветные магниты, характеристики материков и список номенклатуры, карточки с заданиями, инструкциями.

Данный урок целесообразно провести в виде самостоятельной работы учащихся с различными источниками информации: учебником, картами и глобусом, так как семиклассники не только знакомы с понятием географического положения, но и обладают умением его характеризовать.

План урока:

  1. Организационный этап – 1 мин.

Подготовка учащихся к работе на уроке:

обеспечение нормальной внешней обстановки для работы,

психологическая настройка учащихся на предстоящее занятие.

  1. Изучение нового материала:

а) Формулировка темы с помощью выполнения задания с опорой на ранее приобретенные знания,- 2 мин.

Б) Актуализация субъектного опыта учащихся путем использования задания на формирование ассоциаций по отношению к новому материку – 3-4 мин.

 В) Выявление факторов, определяющих особенности природы материка (работа в парах)- 2-3 мин.

Г) Знакомство с размерами материка путем выполнения индивидуального задания по выбору – 4 -5 мин.

Д) Характеристика ФГП материка на основе индивидуальной работы по одному из предложенных вариантов, формулировка выводов- 12-14 мин.

Е) Составление списка номенклатуры по теме и его самопроверка (работа в группах) – 5- 6мин.

Учащиеся: Выполняют задания, предложенные учителем,  работая индивидуально, в паре, в группе.

Учитель:

1. Использует приемы, усиливающие восприятие существенных сторон изучаемого материала.

2. Использует наглядность.

3. Организует   самостоятельную  работу учащихся с источниками информации.

4. Создает проблемную ситуацию.

5. Осуществляет постановку эвристических вопросов как приемов, активизирующих процесс осмысления.

6. Актуализирует чувственный опыт и опорные знания учащихся.

6. Проводит словарную работу в качестве  одного из путей осознания учебного материала.

  1. Подведение итогов урока – 1-2 мин.

  1. Объяснение домашнего задания – 1-2 мин.

Ход урока:

Учитель.   Какие материки мы с вами уже изучили  в этом учебном году?

 Задание № 1. Из предложенных на доске характеристик определите те, которые соответствуют изученным континентам:

  1. самый маленький по площади
  2. наиболее влажный материк
  3. находится в районе Южного полюса
  4. расположена самая длинная цепь на суше
  5. в органическом мире много эндемиков
  6. экватор проходит почти посередине
  7. располагаются Великие озера
  8. самый жаркий материк
  9. самый холодный материк
  10. занимает по площади 3 место
  11. лежит страна, где будет зимняя олимпиада
  12. располагается страна, с которой мы (Россия) граничим через Берингов пролив.

Учитель. Какие из характеристик остались невостребованными? Для какого материка, по-вашему, они подходят? Действительно, эти пункты для материка Северная Америка, который нам и предстоит изучить.

Задание №2. Какие асоциации (представления) вызывает у вас этот континент? Заполните сначала первую графу таблицы, которую мы составляем по каждому материку.

Подумайте, что бы вы хотели узнать о Северной Америке.

Я знаю

Я хочу узнать

Я узнал

1. 3 по величине

2. Зимняя олимпиада в Канаде

3. Соединен с Южной Америкой и др.

Затем школьники перечисляют известные им сведения о материке. Педагог записывает наиболее важные из них  на доске.

Задание №3 (выполняется в парах). Какие же факторы определяют различие в природе любого материка? Обсудите в парах и выберите два основных фактора из предложенных на доске (на обсуждение дается 1 мин.):

  1. история развития и формирование материка;
  2. размеры материка;
  3. географическое положение;
  4.  рельеф;
  5. климатические условия.

У. Правильно,  основными факторами, влияющимим на разнообразие природы материка, являются его размеры и географическое положение. Какова же его площадь? Откуда мы можем получить эти данные?

Задание №4 (индивидуальное, по выбору можно работать у доски или за партой). Используя диаграмму (рис.3) учебника (Коринская В.А. и др. География материков и океанов), выполните одно из предложенных заданий по выбору:

  1. Сравните площадь Северной Америки с площадью других материков. Определите,какие материки по площади в сумме могут составить площадь СА. Сколько вариантов решения вы нашли?
  2. Какую долю от площади всей суши занимает  материк?
  3. Какую часть материка занимает наша страна?

Полученные результаты прослушали и сделали вывод.

У. Почему же изучение любого материка начинается с характеристики его ГП? Какие будут мнения? Аргументируйту свои суждения.

Заданиу №5(на выбор).

  1. Вспомните, пожайлуста, план характеристики ФГП  любого материка.
  2. Если вам трудно вспомнить, то раставьте перечисленные на карточке пункты плана в логической последовательности.

Убедившись, что учащиеся знают план характеристики ФГП, учитель предлагает им выполнить практическую работу. Школьники к моменту изучения Северной Америки уже умеют выполнить данную работу с большей степенью самостоятельности.

Задание №6(практическая работа). Дайте письменную или устную характеристику ФГП, выбрав одно из предлагаемых заданий:

  1. Охарактеризуйте ГП самостоятельно, используя план и карты атласа.
  2. Дайте характеристику ГП, пользуясь инструкцией и картами.
  3. Дайте сравнительную характеристику ГП Северной и Южной Америки.
  4. Дайте сравнительную характеристику ГП Северной Америки и Африки.
  5. Дайте сравнительную характеристику ГП Северной  Америки и Австралии.

Результаты выполнения задания могут быть представлены в форме таблицы, схемы, описания и т.д. Проверка выполнения заданий осуществляется по каждому пункту плана. Отдельные ученики характеризуют особенности ГП материка, другие исправляют и дополняют их ответы, третьи указывают черты сходства и различия.

Учитель привлекает как можно больше учеников к обсуждению. С этой целью он предлагает высказать свою точку зрения, обосновать ее, поощряет ответы ребят и т.п.

Для большей наглядности в крайних точках материка на карте полушарий цветными магнитами выделить их положения. С целью обобщения выявленных особенностей географического положения материка учитель предлагает обсудить вопрос: как географическое положение, величина территории и изрезанность береговой линии влияют на особенности ее природы, жизни и хозяйственной деятельности населения?

В результате поиска ответа учащиеся под руководством учителя делают выводы:

         Природа Северной Америки отличается большими контрастами. Материк вытянут от полярных широт почти до экватора. Поэтому здесь представлены природные зоны от арктических пустынь до тропических лесов. У побережья континента много островов, среди которых самый большой на Земле – Гренландия. Это наиболее близкая к  полюсу поверхность суши в Северном полушарии и др.

У. Мы с вами установили  черты географического положения, нашли черты сходства и отличия, при этом мы находили по картам разные географические объекты, доказывающие наши особенности. Их достаточно много, и надо отобрать наиболее значимые.  Поэтому следующее задание предлагается выполнить в группах. Каждая группа имеет возможность сделать выбор. Используйте для выполнения задания учебник, атласы, контурные карты, глобус, цветные флажки. Подумайте и решите, как следует выполнить выбранное задание  наиболее быстро и эффективно.

Задание № 7.

  1. Представьте, что ваша группа – научная лаборатория и вам предложено составить список учебной номенклатуры по теме. Какие объекты вы включите? По каким признакам будете отбирать?
  2. Вас попросили составить «визитную карточку» (географический паспорт) материка. Какие объекты вы выберете для характеристики данного материка?
  3. Ваша группа представляет туристическую фирму. Разработайте проект круиза вокруг материка. Нанесите маршрут путешествия на контурную карту или настенную карту с помощью цветных стрелок и флажков. Назовите географические объекты, по которым пройдет круиз.

В конце урока следует вернуться к таблице и проверить. Насколько верными оказались первичные представления школьников о Северной Америке. Заслушаем несколько учеников, которые выскажут свое мнение о том, что нового узнали на уроке и насколько удовлетворили свою любознательность. Вторую и третью графу таблицы можно заполнить дома.

Учитель:

  1. Ставит  вопросы, требующие активной мыслительной деятельности
  2. Создает нестандартные ситуации при использовании знаний
  3. Выявляет пробелы в понимании учащимися нового материала.

Учащиеся:

Активно показывают свои знания, полученные во время их усвоения, определяют свои недоработки.

При подведении итогов, сначала оценивают работу сами школьники о своем участии в изучении новой темы и о работе своих одноклассников.

 Работу с контурными картами следует начать на уроке и продолжить дома.

Задания для работы дома могут быть следующие (на выбор):

  1. Обозначьте на карте важнейшие объекты, характеризующие особенности ГП.
  2. Составьте кроссворд по данной теме.

3. Подготовьте сообщение по теме:  «Русские исследования  северо-запада Северной Америки» (опережающее задание). 

Учащиеся:

  1. Записывают домашнее задание в дневник,  уясняют методику его выполнения.
  2. Выставляют оценки за урок в дневник, подают его на подпись учителю.

Учитель:

  1. Объявляет домашнее задание, объясняет методику его выполнения.
  1. Анализирует работу класса и отдельных учащихся на уроке, объявляет отметки

Ученики:

При выходе из класса наклеивают полоски бумаги разного   цвета на доску.

Учитель:

  1. Определяет характер самоощущений учащихся по окончании урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по географии 7 класса на тему" Географическое положение Северной Америки"

На уроке учащиеся знакомятся с географическим положением Северной Америки, работают с картой, атласами, проводится презентация...

Конструкт урока по географии на тему "Географическое положение Северной Америки"

Конструкт урока по географии  "Географическое положение Северной Америки" включает определенные этапы. Так же в конструкт урока входят планируемые результаты: метапредметные, предметные.Целью дан...

Интегрированный урок по английскому языку и географии для учащихся 5х классов по теме «Путешествие по Северной Америке»

Интегрированный урок по английскому языку и географии для учащихся 5х классов по теме «Путешествие по Северной Америке»...

Урок по теме "Географическое положение Северной Америки"

Данный урок является первым при изучении темы «Северная Америка».  У обучающихся уже есть опыт определения ГП  материков, поэтому работа на уроке в основном была направлена на деятельность у...

Конспект урока географии в 7 классе на тему "ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ. ИСТОРИЯ ОТКРЫТИЙ И ИССЛЕДОВАНИЙ".

Конспект урока географии в 7 классе на тему "Географическое положение Северной Америки. История открытий и исследований"...

Методическая разработка урока по географии в 7 классе по теме: " Географическое положение Южной Америки"

Урок разработан для учащихся 7 класса. Основной целью которого, является раскрытие особенностей географического положения Южной Америки, рекордов материка....

Модуль по теме "Географическое положение Северной Америки" 7 класс

Модуль по теме "Географическое положение Северной Америки" 7 класс...