Природные зоны Казахстана
план-конспект урока географии (5 класс) на тему

Дощанова Гульжан Байгариевна

 

  Быть учителем в наше время – значит владеть искусством создания личности. В своей работе я четко понимаю, что новые задачи невозможно решить, используя устаревшие методы обучения. Поэтому я за поиск новых методических форм и методов взаимодействия с учеником для  осуществления,  интегрированного  подхода.

  Проблема интеграции обучения в средней школе важна и  современна, как для теории, так и  для практики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_4.rar90.88 КБ

Предварительный просмотр:

       

Онуфриенко Сергей Николаевич

учитель географии

Буденновская  средняя школа

Мендыкаринский  район

Костанайская  облость

октябрь 2011 год

Роль современных педагогических технологий

в интеграции предмета географии при изучении

 темы «Природные зоны Казахстана»

(урок - практикум)

  Быть учителем в наше время – значит владеть искусством создания личности. В своей работе я четко понимаю, что новые задачи невозможно решить, используя устаревшие методы обучения. Поэтому я за поиск новых методических форм и методов взаимодействия с учеником для  осуществления,  интегрированного  подхода.

  Проблема интеграции обучения в средней школе важна и  современна, как для теории, так и  для практики.

  Процесс интеграции включает два вида:  межпредметная (объединение сходного материала в разных учебных предметах) и  внутрипредметная  (объединение одним учителем в своем предмете материала, который тематически повторяется в разные годы обучения на разных уровнях сложности).

  Современная система образования направлена на  формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности. Интегрируемые  уроки помогают:

- активизировать мыслительную деятельность

- углубить знание и привить  интерес к предмету

- добывать самостоятельно знания

- воспитывать патриотизм и коллективизм

  Выполняя практические работы,  учащиеся включаются  в самостоятельную познавательную деятельность. Выполнение практических работ начинается с курса естествознания 5 кл. (знакомство с физической картой полушарий), продолжается в 6-7 кл. (самостоятельное  чтение  карты  и региональный обзор мира).  В курсе  - география Казахстана 8-9 кл. и  география 10-11 кл. выполнение практических работ ведется на более сложном уровне (выделение из целого -  частного).

  Интеграция в географии – процесс  сближения и связей всех курсов  географии.

Данный урок построен в два этапа:

Первый этап – введение в замысел

школа                       общеобразовательная сельская

класс                         8

урок                            № 43   по программе У.А. Есназаровой, четвертый урок по теме

тема:                           Природные зоны Казахстана

тип урока:                  обобщение и систематизация материала

форма урока:            индивидуально – организационная, работа в группах

                                   

методы обучения:    

       Словесный, наглядный, практическая работа №7, метод интерактивности «Займи   позицию»

                                   

приемы работы:       

       Самостоятельная работа с текстом учебника, с картами атласа,  с таблицей в  рабочей тетради по географии, с к/к, электронный учебник

цель урока:                 

      Закрепление и обобщение знаний по теме «Природные зоны Казахстана»

задачи урока:           

  1. Расширить и углубить  представление  о природных зонах Казахстана      
  2. Закрепить умения и навыки работы с таблицей, с картами, с учебником
  3. Воспитывать творческое мышление  учащихся по отношению к природе

   Моя педагогическая концепция на уроке: научить детей учиться, добывать самостоятельно знания, для того  чтобы помочь ученикам  самоутвердиться  в других учебных заведениях, а также использовать свои знания и способности в  определенных жизненных ситуациях.

  Анализ позиции:    сегодня – это главное,  воспитание личности, где вся работа ориентируется на  результат

                                   

Второй этап: реализация замысла урока

Задача каждого дидактического этапа

Содержание каждого дидактического этапа

Методы, приемы, формы

Психолого – педагогическое и методическое обоснование выбора форм и методов.

ЗАЧЕМ?

Расширить и углубить представление о природных зонах

Выявить из целого частное, уметь анализировать и сравнивать.

Итоговая проверка усвоения материала.

Закрепить умения и навыки работы с учебником, с картами атласа, с таблицей.

  Сделать вывод о причинах смены высотных поясов.

ЧТО?

Ответить на вопросы:

  1. Что такое ПК?
  2. Перечислите компоненты, входящие в состав ПК
  3. Является ли ПЗ – ПК? Почему?
  4. Совершая воображаемое путешествие, от Карского моря  Северного Ледовитого океана до гор Тяшь-Шаня, проследите смену природных зон, четко выделив природные зоны на территории Казахстана.
  5. Что определяет внешний облик ПЗ
  6. Как происходит смена природных зон в зависимости от высотной поясности?                    5мин.

«Займи позицию»

Задание:  назовите плюсы и минусы каждой природной зоны  Казахстана.  В какой  природной зоне Вы бы хотели жить? Почему?

                                               10мин.

Практическая работа №7

Задание 1. Используя текст учебника и карты атласа, заполните таблицу «Природные зоны Казахстана» по плану:    -название природной зоны

 -географическое положение

-территория

-климат

-почва

-растительный мир

-животный мир                      15мин.

Задание 2. Изобразите схему высотной поясности в горах, работая с электронным учебником.    

                                                 10мин.

КАК?

Слово учителя. Фронтальный опрос. Создание проблемной ситуации через постановку вопросов.

Работа группами. Метод интерактивности. Обмен информацией.

Практикум. Индивидуальная работа.

Практикум. Работа  группами с электронным учебником.

ПОЧЕМУ?

Подготовить учащихся психологически к работе. Нацелить учащихся на применения знаний в практической работе.

Учебно-познавательная компетенция. Творческое мышление учащихся.

Чтобы ученики проверили свои знания и умения, полученные на  предыдущих уроках. Развития логического мышления.

Информационно – технологическая компетентность

(компьютер).

Применяются

новые знания на практике.

Д/З. Творческая работа (разноуровневые задания)                   5 мин.

        Задание 1. Нарисуй картину «Мир природной зоны глазами натуралиста»

        Задание 2. Подготовь рассказ «Степное царство грызунов»

        Задание 3. Выполни контурную карту «Природные зоны Казахстана»

Подробное разъяснение к  д/з: Учитель делит класс на группы, учитывая развитие и склонности учащихся. Нацеливает на выполнения заданий.

                                                                                         

Анализ оценок:  (по результатам практических работ на следующем уроке).

     Сегодня каждый из нас отчетливо понимает, насколько ответственна миссия учителя и воспитателя. Лично я считаю, что нет методики в обучении и воспитании, подходящих для всех учителей. Каждый учитель должен стать творцом и найти свою методику, которая смогла бы ему помочь успешнее достичь  цели.

     Имея за плечами 28-летний стаж педагогической работы, я выработала для себя основные принципы творческого подхода к уроку:

- для того чтобы хорошо учить и воспитывать ученика на уроке, надо его хорошо знать и понимать

- не давать на уроках готовых истин, пусть до всего доходят  учащиеся сами путем работы с книгой, картой и другой литературы.

- все 45 минут урока должны быть обучающими и   воспитывающими. И в первую очередь на примере своей республики, своего края. Воспитывать патриотов. Воспитывать чувство хозяина родной земли.

     Готовясь к уроку, я всегда думаю, насколько это будет интересно моим ученикам, какую пользу они получат для себя. Для школьников учитель не только носитель знания, но и яркая, интересная личность, которая передает знания и совместно с учащимися  принимает участие в малых открытиях. Увлекательно и  интересно организует их учебный труд.

     В работе учителя всегда есть место  творчеству.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока Тема урока: «Южные безлесные природные зоны России. Зона степей»

Это интегрированный урок географии и литературы.   На этом уроке дети самостоятельно научаться описать природную зону России, узнают о географическом положении, изучат почвенные и климатичес...

Конспект урока "Природные зоны России. Зона тундры" 4 класс.

План конспект открытого урока по окружающему миру в 4 классе, по теме "Природные зоны России. Зона тундры"...

природные зоны России: зона тундры 7 класс

природные зоны России: зона тундры 7 класс...

Природные зоны России. Лесные зоны России

Открытый урок по географии в 8 классе.Тема: «Природные зоны России. Лесные зоны России». Цель урока:Изучить леса России, рассмотреть причины различия лесных зон России. Познакомить с ...

Природные зоны Земли. Проверка умения определять природные зоны по их характеристикам

Природные зоны Земли. Проверка умения определять природные зоны по их характеристикам.Урок-игра по географии 6 класс по теме «Природные зоны Земли»...

Методическая разработка. Практическая работа №15. Оценка природных условий и ресурсов одной из природных зон (по выбору). Составление прогноза ее изменения и выявление особенностей адаптации человека к жизни в данной природной зоне.

Данная разработка предлагает вариант проведения практической работы №15 "Оценка природных условий и ресурсов одной из природных зон(по выбору). Составление прогноза ее изменения и выявления особе...

Уральск прифронтовая зона Казахстана.

В презентация рассказывает, о том ,что Уральск прифронтовая зонаСталинграда.Восспоминания  Букаткина Павла Романовича, историка, участник ВОВ...