Урок по теме "Вода живая и мертвая"
презентация урока для интерактивной доски по географии по теме

Интегрированное занятие по биологии, химии, географии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие по биологии, химии, географии             Цели занятия:

Продолжить работу по сбору информации об особенностях и свойствах воды;

Познакомиться со свойствами «живой» и «мертвой» воды, выявить причины, определяющие эти свойства;

Сформировать целостное представление о воде с точки зрения естественных наук;

Раскрыть влияние такой воды на организм человека и его здоровье.

Тип занятия:        изучение и систематизация знаний

Форма организации:     работа в группах малого состава;     чаепитие.

Методы обучения:

Выступление творческих групп;

Выполнение практических заданий;

Работа с интерактивной доской.

Оснащение урока:

Раздаточный материал;

Информационные листы;

Самовары, чашки, сушки к чаепитию.

Мультимедийная презентация

Экологическая карта «Загрязнение водоемов Невского района»

I.       Организационный момент

Организация рабочего места.

Объявление цели и задач занятия.

Учитель:    В природе нет вещества более известного, чем вода. Наша убежденность, что мы знаем о воде все - не более чем житейская привычка - и в этом мы убедились на предыдущем занятии, когда обсуждали с вами знакомые для нас свойства воды. Но, как оказалось, вода хранит в себе множество тайн, которые предстоит познать. Вспомним наше прошлое занятие и выводы к которым мы пришли.

II.      Актуализация знаний.

Учитель:    Человек издавна наделял воду чудодейственными свойствами. Нам всем знакомы слова русской сказки: «Лежит Иван-царевич мертвый. Над ним уж вороны летают. Откуда ни возьмись прибежал Серый Волк и схватил ворона с вороненком. - Ты лети-ка ворон за живой и мертвой водой. Принеси мне живой и мертвой воды, тогда отпущу твоего вороненка...»

Есть ли на самом деле в природе живая и мертвая вода? Вот на этот вопрос на самом деле мы и попытаемся дать сегодня ответ с точек зрения разных наук: экологии, биологии, химии и географии.

III.     Основная часть.

Выступление экологов 1: Мы считаем, что замечательные свойства живой воды - это свойства чистой природной воды. Мертвой водой заполняются реки и озера, отравленные отходами производственной деятельности человека.

Работа у доски с картой «Загрязнение водоемов Невского района.»

Готовясь к этому занятию, мы рассмотрели карту Невского района и получили неутешительную информацию. На всем протяжении Невы в неё сбрасывается большое количество загрязненных сточных вод. Количество их колеблется от 100 тыс. до 100 млн. м3/год. Самый загрязненный участок в районе Рыбацкого проспекта. По степени загрязненности воды в реках - р.Утка считается грязной, р.Оккервиль - очень грязной, а Р.Славянка - чрезвычайно грязной.

Выступление биологов 1:    Мы считаем, что живая вода - Это вода, дающая жизнь. Рассмотрев под микроскопом каплю воды из реки Нева, мы, действительно, обнаружили в ней живые организмы. Ими бьши амебы и инфузории. А из публикаций мы узнали, что в невской воде встречаются болезнетворные микроорганизмы, а это свидетельствует о её загрязнении.

Если посмотреть на неё невооруженным взглядом, то можно увидеть разводы от нефтепродуктов. Без предварительной очистки использовать такую воду опасно, поэтому отнести её к живой воде никак нельзя.

Выступление химиков 1:     А мы узнали, что такое живая и мертвая вода с точки зрения химии и как её можно получить. Получают такую воду под действием электрического тока. Этот процесс называется электролиз. При этом на аноде концентрируются положительно заряженные ионы Н - это мертвая вода, она проявляет кислотные свойства и обладает антисептическими свойствами. На катоде концентрируются отрицательно заряженные ионы группы ОН - это живая вода, она проявляет щелочные свойства, она мягкая, как дождевая и стимулирует регенеративные процессы. Таким образом, с точки зрения химии и мертвая, и живая вода обладают целебными свойствами.

Выступление географов1:     «Живая »  вода - талая вода, обладающая целебными свойствами, с сохранением в ней структуры льда, более рыхлой, чем в жидкой воде. Березовый сок, собираемый ранней весной, представляет собой талую воду, прошедшую через живые клетки и обогатившуюся витаминами. Активное биологическое воздействие «живой» воды впервые было обнаружено в Арктике, когда при таянии льда было замечено интенсивное развитие планктона. Вода тающего льда (и, конечно, снега ) увеличивает в 1,5-2 раза урожайность сельскохозяйственных культур, прирост молодняка, оказывает омолаживающее действие на организм как животных, так и человека.

Выступление экологов 2:     В талой воде сохраняются очаги ледяных структур - именно

это делает её живой. А ледяные структуры это своего рода «память воды». Но, если

растопить снег и вскипятить, полученную из него талую воду, то она уже теряет свойства

живой воды.

К, сожалению, сегодняшняя экология не позволяет использовать природную талую воду.

И все же структурированную воду можно получить в домашних условиях, заморозив её в

холодильнике.

Выступление химиков 2:      Серебряная вода это тоже вид живой воды. Ионы серебра обладают антимикробным действием. Поэтому в XX веке было проведено множество работ по изучению способов получения и применения серебряной воды.

Выступление биологов 2:     Бактерицидное действие серебра объясняется тем, что его ионы проникают внутрь микробной клетки и блокирует её ферменты. По данным ВОЗ безвредной для человека является доза 10 г серебра, которую он может получить за всю жизнь - около 70 лет. Основными источниками поступления серебра в организм человека являются:

минеральная вода и

морепродукты.

Выступление географов 2: В газете «24 часа» мы нашли такую информацию: в горах Гималаях на высоте около 5000 метров расположены озеро Манасаравар с живой водой и озеро Ракшас с мертвой водой. Местные жители называют мертвую воду «дикой водой», а живую - «твердой водой».

Они пьют живую воду и лечатся ею при различных заболеваниях, получая хорошую подпитку жизненной энергией. Эта вода не портится при длительном хранении в домашних условиях. При соприкосновении с мертвой водой человек ощущает холод и потерю жизненной энергии.

Учитель:     А теперь давайте спустимся с заоблачных вершин величественных Гималаев и вспомним старинный обычай чаепития, и попьем чайку.

Чаепитие.

Учитель:     Посмотрим, чем наше чаепитие отличается от того, что мы видим на

репродукции с картины Кустодиева «Купчиха за чаем». Мы начали пить чай из чашек, а на

картине - из блюдца. Сейчас в правилах хорошего тона не рекомендуют пить чай  из

блюдца. Поэтому возникает вопрос: блюдечко или чашка?

Напоминаем, что разговор мы ведем о живой и  мертвой воде. Предлагаем вам поработать

с текстом статьи ответить на вопрос и сделать выводы.

Вывод:    для  здоровья

Живая        .        Мертвая

лучше пить чай из самовара;

лучше пить из блюдечка.

Учитель:     Мы перевернули ещё одну страницу книги «О воде известной  и

неизвестной».

Но страниц в этой книге много. И к следующему занятию мы предлагаем вам тему

«Память воды». Собирайте материал, ищите новые интересные факты о нашей знакомой

незнакомке.

IV. Рефлексия

Как вы думаете, все ли загадки воды мы разгадали?

Какие факты вам показались наиболее интересные?

Какие задания вызвали  наибольшее затруднения?

Оцените своё состояние на данном занятии: понравилось или нет.



Подписи к слайдам:

О
Н
Н
СЛЫШИТ МУЗЫКУ
ОБЛАДАЕТ ЭНЕРГЕТИКОЙ
ОБЛАДАЕТ ПАМЯТЬЮ
ИМЕЕТ СТРУКТУРУ
ЖИВАЯ
МЕРТВАЯ
ТЯЖЕЛАЯ
ПОЛИМЕРНАЯ
(Н2О)Х
Живая Мертвая
Х=3
Х=3
Х>20

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Живым и мертвым, Тебе, Ленинград, посвящается

Внеклассное мероприятие, посвященное блокаде Ленинграда, как патриотическое воспитание детей с речевой патологией....

Тема "живой" и "мертвой" души в поэме Гоголя. Урок литературы по поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души", 9 класс

Работа на уроке преследовала цели: осознать идею гоголевской поэмы как стремление к идеалу через отрицание (через отсутствие положительных оценочных признаков); проецировать проблемы, пост...

Курсовая работа по литературе на тему: Образ войны и человека на войне в трилогии Константина Михайловича Симонова «Живые и Мертвые»

Курсовая работа по литературе на тему:Образ войны и человека на войне в трилогии Константина Михайловича Симонова «Живые и Мертвые»...

«Еда – живая и мертвая».

Исследование заключается в том, что множество людей, большинство из которых мы, дети, употребляем еду быстрого приготовления, не имея представления о её влиянии на организм.В работе использовались сле...

Методическая разработка внеаудиторного мероприятия по химии "Живая и мертвая еда или влияние пищевых добавок на здоровье человека"

Данное внеаудиторное мероприятие выполняет следующие задачи: способствует формированию знаний обучающихся о пищевых добавках, применяемых для производства пищевых продуктов; содействует форм...

«За всех живых и мертвых горькой болью болит и задыхается душа» (В. Оглобин).

Эссе, посвященное 72 годовщине со дня победы в Великой Отечественной войне....

Презентация проекта "Живая и мертвая вода: миф и реальность?"

Презентация проекта  "Живая и мертвая вода: миф и реальность?"...