«За всех живых и мертвых горькой болью болит и задыхается душа» (В. Оглобин).
учебно-методический материал по литературе (9 класс) на тему

Эссе, посвященное 72 годовщине со дня победы в Великой Отечественной войне.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gilmutdinova_mh_esse.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ

ОТДЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ № 124»  г. ЧЕЛЯБИНСКА (МАОУ «СОШ № 124г.Челябинска»)

« За всех живых и мертвых горькой болью

болит и задыхается душа»

 ( В. Оглоблин).

                            Эссе, посвященное 72 годовщине со дня победы

                                         в Великой Отечественной войне

                                                                                                          Автор: учитель высшей категории

                                                                                                                                Гильмутдинова М. Х.

                                                                    г. Челябинск, 2017.

                                                                           

                             ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ    ЗАПИСКА.

            Данная работа – размышление автора о значении памяти в жизни

современных детей, в частности,  памяти о Великой Отечественной войне

 Эссе может использоваться на уроках литературы, а также во внеклассных                  мероприятиях.

Трудно, очень сложно достучаться сегодня до сердец многих детей, чтобы они поняли, что такое Великая Отечественная война. Кажется, можно доказать словом, что война шла за Отечество, что мы должны чтить память погибших, оберегать жизнь оставшихся в живых. Но заронить чувство сопереживания настолько, чтобы каждый гордился тем, что живет в стране, которая вынесла и «вынесет все...», очень тяжело. Ценности поменялись, страна другая ... Пожалуй, сегодня что-то стало меняться, на нравственное обновление общества стали обращать внимание...

Кто же, как не мы, учителя, должны, обязаны, несмотря на многие «но», влиять на то, чтоб «потерянное поколение 90-х» не покалечило собственных детей, чтоб сегодняшние мальчишки и девчонки захотели бы бескорыстно помочь старикам, детям - сиротам, больным, инвалидам, и просто - соседу по парте. Кто же, как не мы, научит наших детей увидеть скорбь в глазах ветеранов, усталость в глазах матерей или мольбу о помощи у сверстников?!

Шел обычный урок литературы в классе, в котором не раз приходилось «воевать» против оскорбительного, иной раз издевательского отношения к «непринятым», да и просто к тем, кто физически слабее. Класс возбужден, еще не остыл от потасовок. Что делать? Тут приходят на память (а это было в конце апреля) строчки из стихотворения М. Джалиля «Варварство»:

       Они с детьми погнали матерей

     И яму рыть заставили, а сами,

     Они стаяли, кучка дикарей,

     И хриплыми смеялись голосами...

Класс затихает. Глаза, только что злые и решительные, начинают успокаиваться. Когда звучат слова: «две жизни наземь падают, сливаясь, Две жизни и одна любовь!» - чувствую, что в тишине кто-то всхлипнул, но никто не осмеял эту реакцию одноклассника, напротив, «сорванцы» опустили головы. Конечно, это еще не изменило характеры, но после нескольких бесед - рассуждений  о насилии издевательства постепенно прекратились.

        

К сожалению, такие уроки - это отступления от программы. К огромному неудовольствию многих из нас, учителей литературы, выхолощены из предмета произведения воспитывающего характера, такие, как: «Русский характер» А.Н.Толстого, «Телеграмма» К.Паустовского, «Повесть о настоящем человеке» Б.Полевого, «Молодая гвардия» А.Фадеева...

А о войне, о настоящих тружениках и на фронте, и в тылу, о настоящем героизме - только «в связи с ...-летаем». Сколько замечательных авторов - писателей могли детям на уроках рассказать правду о том, насколько тяжело далась победа, насколько народ был един в патриотическом порыве и все-таки одолел врага.

Современные учащиеся вряд ли самостоятельно прочитают замечательные произведения о войне В.Быкова, Б.Васильева, К.Симонова, М.Шолохова и многих других авторов. А хотелось бы вместе с детьми пройти путь молодого лейтенанта Плужникова, героя книги Б.Васильева «В списках не значился», который так и остался безымянным героем-легендой среди сотен таких же защитников Брестской крепости.

Хотелось бы  убедить учащихся в том, что война - это «страшное дело» не только по книге Л.Н.Толстого «Война и мир», но и, допустим, и по автобиографической повести К.Воробьева «Это мы,  господи!»  Книге,  написанной по «горячим следам» войны, о непосильных испытаниях, выпавших на долю героя . Думаю, не оставила бы равнодушной никого судьба молодого

лейтенанта Сергея Кострова, который рвался в бой, но в первые же дни войны попал в плен. Здесь он прошел все муки ада, испытав звериную суть фашистов.

         Думаю, те дети, которые «больны» самомнением, уверовали в себя как в «сверхчеловека», ценящие в жизни больше, чем все остальное, материальные блага, а иные - и власть, хотя бы задумались над тем, что все эти блага ценились и фашистами, и были основой их идеологии.

Вспомним эпизод из той же книги К. Воробьева. Фашисты считали, что имеют право на жизнь только они, поэтому убивать других для них было делом

решенным и привычным. Пленных убивали за все: за поднятый окурок с дороги, за голодное пошатывание в строю, за стон от нестерпимой боли... и просто так, ради «спортивного интереса». Нельзя забыть ту старушку, которая в очередной раз нагнулась к корзине, чтобы бросить в колонну пленных листья капусты, да так и застыла - убили...

Разве можно забыть ужасную сцену, устроенную фашистами ради удовольствия. Однажды в концлагерь загнали заблудшую лошадь. Голодные пленники, вооружившись, чем попало, раздирали тощее животное на ходу и тут же глотали теплое, в крови, мясо.

А когда читаешь о приговоренных к смерти, в их числе был и Сергей, хочется верить в то, что школьники-читатели поймут, что такое есть Сила Духа. Ведь каждый из обреченных ведет себя по-разному: иные кричат, иные молчат, а есть и такие, которые, не выдержав, кончают собой. Сергей же был из тех непокорных, которые не сдаются. О таких Муса Джалиль сказал:

Не преклоню колен, палач, перед тобою,

Хотя я узник твой, я раб в тюрьме твоей.

Разве это не школа жизни для современных учеников?

          Поражает, как можно было не очерстветь, не окаменеть, сохранить человеческое достоинство, душевные силы, становясь подопытными в фашистских концлагерях!  Мало кому из поколения  «сегодняшних» детей известны подвиги, совершенные советскими (и не только) антифашистами в плену. О них рассказывают такие произведения как «Судьба человека» М. Шолохова, «Альпийская баллада» В.Быкова, судьба Д. Карбышева, М. Джалиля и многих других. Так Д. Карбышев стал ледяным изваянием, но не продал фашистам свой гениальный талант ученого. Не удалось татарскому поэту Мусе Джалилю  вырваться из когтей фашистов: 25 августа 1944 года он был казнен. Нечеловеческие условия концлагеря не сломили его. Более того, он создает подпольную антифашистскую организацию, устраивает побеги пленных. Он погиб, но остались стихи, написанные в концлагере, сборник «Моабитская тетрадь», из которых мы и узнали о его подвигах.

Слезы наворачиваются на глаза, когда читаешь о том, как Андрей Соколов (герой рассказа М Шолохова «Судьба человека»), потерявший всех (жену, детей) в этой войне, не утратил душевные силы, чтоб приютить сироту и этим обрести желание жить дальше.

Хотелось бы, чтоб дети понимали, что поодиночке, если ты даже самый умный и самый сильный, мало что сможешь сделать. А там, на войне, очень поддерживало «святое братство». Говорят, что общая беда сближает. Да, неимоверно тяжелой была эта беда - война. Но что удивляет: при общении с теми, кто «жив  остался», так это то, с каким восторгом они вспоминают фронтовые годы! Это потому, что не только «огонь батарей», смерть и ужасы были на войне, но и солдатское братство, одна самокрутка на двоих, один котелок, одна беда и одна вера: вера в победу, в Родину. Это о них, об участниках войны разных возрастов и регалий писал поэт - фронтовик А.Сурков:

Испытало нас время свинцом и огнем,

Стали нервы железу под стать.

Победим. И вернемся. И радость вернем.

И сумеем за все наверстать.

Неспроста к нам проходят нелепые сны

Про счастливый и солнечный край.

После долгих ненастий недружной весны

Ждет и нас ослепительный май.

Удивительно! Написано еще в 1942 году, в начале войны, а такая вера в победу, да еще в мае. С такой верой нельзя было не победить.

          Многое еще хотелось бы рассказать детям о войне, о подвигах в тылу, о нашем Танкограде, о танках Т-34, которые переломили ход войны, о земляках - участниках войны. Рассказать, чтобы сегодня не совершались преступления над ветеранами, над старыми людьми.

«Порвалась связь времен», - с болью произносит Шекспир в трагедии «Гамлет». К сожалению, - да. А иначе - поднялась бы рука  внука  на деда с бабушкой, которые денег не дали на игры и наркотики?!

           Разве можно было б придушить подушкой ветерана войны и продать его награды для подобных же потребностей?!

           Гнусно, мерзко, но ведь такое совершается, и случаи не единичные!

          Поистине прав великий поэт А.С.Пушкин, который очень мудро сказал когда-то, что человек, не знающий прошлого, не помнящий своих корней - дикарь.

          Нужна «связь времен», нужно многое, чтобы каждое новое поколение помнило, «какой ценой завоевано счастье».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Вода живая и мертвая"

Интегрированное занятие по биологии, химии, географии...

Беседа на тему "Боль моя - Афганистан, костёр души моей - Чечня"

Беседа об участие воинов нашего города , выпускников нашей школы в Афганской и Чеченской войнах....

Беседа на тему "Боль моя - Афганистан, костёр души моей - Чечня"

Беседа об участие воинов нашего города , выпускников нашей школы в Афганской и Чеченской войнах....

Живым и мертвым, Тебе, Ленинград, посвящается

Внеклассное мероприятие, посвященное блокаде Ленинграда, как патриотическое воспитание детей с речевой патологией....

Тема "живой" и "мертвой" души в поэме Гоголя. Урок литературы по поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души", 9 класс

Работа на уроке преследовала цели: осознать идею гоголевской поэмы как стремление к идеалу через отрицание (через отсутствие положительных оценочных признаков); проецировать проблемы, пост...

Курсовая работа по литературе на тему: Образ войны и человека на войне в трилогии Константина Михайловича Симонова «Живые и Мертвые»

Курсовая работа по литературе на тему:Образ войны и человека на войне в трилогии Константина Михайловича Симонова «Живые и Мертвые»...

«Еда – живая и мертвая».

Исследование заключается в том, что множество людей, большинство из которых мы, дети, употребляем еду быстрого приготовления, не имея представления о её влиянии на организм.В работе использовались сле...