УРОК ГЕОГРАФИИ В 8 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ "НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ".
видеоурок по географии (8 класс) по теме

Боярская Татьяна Вячеславовна

ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ГЕОГРАФИИ В 8 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ "НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ. "

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-_prezentaciya_naselenie.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

Урок "Население России". 8 класс.

Цель: обобщить знания, полученные при изучении тем «Численность и воспроизводство населения России. Состав населения России».

Задачи урока.

Образовательные:

- повторить понятия: демография, демографический кризис, естественный прирост населения, рождаемость, смертность, воспроизводство;

- закрепить знания учащихся полученные при изучении тем: численность населения России, воспроизводство населения, половозрастной состав;

- провести статистическое исследование по определению тенденций изменения численности населения своего края, района, семьи;

- определить причины, влияющие на изменение численности населения, его состав, продолжительность жизни.

Развивающие:

- реализовывать региональный компонент;

- способствовать формированию и развитию умений и навыков исследовательской деятельности;

- развивать творческие способности, умение анализировать статистические данные, проводить социологический опрос;

- составить прогноз изменения численности россиян в XXI;

- познакомиться с предстоящей переписью населения в октябре 2010 года.

Воспитывающие:

- развитие коммуникативных навыков,

- обратить внимание на трудности, которые стоят перед нашей страной, краем, районом.

Форма урока: урок - обобщение с применением ИКТ.

Методы обучения

- создание проблемной ситуации;

- организация частично-поисковой и исследовательской деятельности школьников;

- создание условий для развития познавательной активности учащихся, их самостоятельности в оценке географических фактов и явлений.

Оборудование урока:

Презентация "Население России. Численность и воспроизводство."

учебник, карта, атласы, контурные карты, статистические материалы, диаграммы,  -дополнительная литература, компьютер, мультимедийная установка, презентация.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Сегодня на уроке мы закрепим знания, полученные при изучении тем «Численность и воспроизводство населения России. Состав населения России».


Человек – высшая ценность на Земле. Люди участвуют в освоении природных ресурсов и производят материальные и духовные ценности. Без человека нет экономики страны.


Вопрос: Как вы понимаете эти слова?

СЛАЙД № 1.

«Численность и воспроизводство населения России. Состав населения России».


Человек – высшая ценность на Земле. Люди участвуют в освоении природных ресурсов и производят материальные и духовные ценности. Без человека нет экономики страны.

Рассмотрим следующие вопросы:

План:

Численность населения: Россия и мир.

Типы воспроизводства.

Состав населения.

Численность населения Приморского края, Хорольского района, п. Ярославский.

Перепись населения.

СЛАЙД № 2.

План:

Численность населения: Россия и мир.

Типы воспроизводства.

Состав населения.

Численность населения Приморского края, Хорольского района, п. Ярославский.

Перепись населения.

Проблема: Можно ли считать население России многочисленным? (Какой, на ваш взгляд, должна быть численность населения такой страны, как Россия?).


Для решения проблемы нам необходимо ввести понятийный аппарат.

СЛАЙД № 3. Проблема.


Можно ли считать население России многочисленным?

2. Блиц- опрос (проверка усвоенного материала):

Демография;

Естественное движение;

Демографический кризис;

Рождаемость;

Смертность;

Естественный прирост;

Воспроизводство населения;

Состав населения.

СЛАЙД № 4.

Основные понятия.

Демография;

Естественное движение;

Демографический кризис;

Рождаемость;

Смертность;

Естественный прирост;

Воспроизводство населения;

Состав населения.

3. Численность населения России.

Вопрос: Какое место по численности населения занимает Россия среди других стран?

Задание: Назовите крупнейшие по численности страны мира?


Вывод: Доля нашей страны в населении мира составляет чуть больше 2,5%, а по числу жителей мы занимаем седьмое место в мире.

СЛАЙД № 5.

Крупнейшие по численности населения страны мира.

Задание: Дайте характеристику численности населения России по диаграмме?


Численность постоянного населения России с учетом миграционных процессов сократилась и составила на 1 января 2006 года 142,7 млн. человек.

СЛАЙД № 6.

Численность населения России.

Задание: По данной таблице познакомьтесь с прогнозом динамики населения России.




Вывод: Современную демографическую ситуацию в России характеризуют низкие показатели рождаемости, смертности и естественного прироста.

СЛАЙД № 7.

4. Естественный прирост населения.



Рассмотрите формулу, представленную на слайде. Что она отражает?




Задание: В чем измеряется естественный прирост?


Вывод: Естественный прирост равен по России -7,4‰.

СЛАЙД № 8.

ЕП=Р-С,

где рождаемость – количество родившихся за год на 1000человек;

смертность – количество умерших за год на 1000 человек.

Промилле [‰]

5. Демографические кризисы.


Общую картину воспроизводства населения в России изменили демографические кризисы.


Вывод: Подсчитать реальные потери населения за всю многовековую историю России не представляется возможным. Только на протяжении последних 800 лет она 480 лет участвовала в кровопролитных войнах!

Последний демографический кризис охватил нашу страну в 90-е гг. XX в. в результате социально-экономических потрясений.

Всего в ХХ веке Россия потеряла почти 50 млн. человек - более 1/3 нынешнего населения.

СЛАЙД № 9.

Задание: На контурной карте отметьте регионы с самым низким и высоким ЕП?

СЛАЙД № 10.

Самый низкий естественный прирост в России характерен для Псковской области, (2007 г- рождаемость составила -9,1‰, смертность-23,2‰. Самый высокий ЕП характерен для республик Северного Кавказа: Дагестана; Ингушетии.


Вопрос: Объясните причины разного естественного прироста по России?

СЛАЙД № 11.

1 - религия

2 - эмансипация

3 - экономические и социальные условия

4 - экология

6. Типы воспроизводства населения.


В первобытном обществе наблюдалось естественное равновесие продовольственных ресурсов и численности населения, которая зависела от объема пищи, добываемой охотой, рыболовством и собирательством.

Появление земледелия и животноводства в корне изменило картину. Начался непрерывный рост населения. На изменение численности населения влиял и характер воспроизводства.


Задание (в тетрадях): В соответствии с представленным планом охарактеризуйте типы воспроизводства населения?


Вывод: Если в каждой семье рождается два ребенка и оба они доживают до брачного возраста, тогда поколение детей равно по численности поколению родителей- общая численность населения будет неизменной.


Вывод: Если среднее число детей в семье, доживших до брачного возраста, меньше двух, то неизбежно сокращение численности населения.

СЛАЙД № 12. Типы воспроизводства населения.














ФОТО.





ФОТО.

Вопрос: Как современное общество повлияло на воспроизводство населения России?


Причины смертности в нашей стране.

Задание: Назовите их.

Вывод: Отличительная черта современного воспроизводства населения в России - рост уровня смертности. В значительной мере это следствие социально-экономического и экологического кризисов, произошедших в 90-х годах ХХ века. Наряду с этим, на уровень смертности в стране влияют и такие факторы как:

- высокое потребление алкоголя;

- курение;

- распространение наркомании.

Рост смертности в последние годы связан со значительным ухудшением здоровья населения страны.

СЛАЙД № 13.

7. Анкетирование. 


Накануне Вам были заданы следующие вопросы:

1. Сколько детей было в семье у прабабушки, бабушки, мамы?

2. Сколько детей в вашей семье?

3. Сколько бы вы хотели иметь детей?

4. В каком возрасте вы бы хотели иметь детей?


Задание: Сделайте вывод?

Вывод:

СЛАЙД № 14.

Итоги анкетирования.

8. Состав населения России.

Задание для 3-х групп: Дать характеристику полово-возрастной структуры?

СЛАЙД № 15. Численность населения Хорольского района.


9. Численность населения Приморского края.


Задание: Чему равен ЕП в Приморском крае?

СЛАЙД № 16. Численность населения Приморского края.


10. Численность населения Хорольского района.


Задание: В чем причины снижения рождаемости?

СЛАЙД № 17.

11. Численность жителей микрорайона Экспедиция.

СЛАЙД № 18. Численность жителей микрорайона Экспедиция.

Вопрос: Как можно получить сведения о численности населения?


12. Перепись населения.


Наиболее полные сведения о численности населения дают переписи населения. На Руси переписи проводятся с XV века. Переписи показывают, что в прошлом население России росло медленно.

Вопрос: В каком году была последняя перепись населения нашей страны?

СЛАЙД № 19 .  Перепись населения.

Вывод: Переписи населения показали, что бурные события российской истории - войны и революции - привели к новым потерям населения.

СЛАЙД № 20.

И какие же мы видим результаты?


Вопрос: Как вы думаете, увеличится численность населения в нашей стране в будущем?


Вывод: К 2050 году население России сократится со 140 до 108 млн. человек.

С таким прогнозом выступили специалисты ООН.

В России проводится демографическая политика -то есть совокупность экономических, социальных мер, направленных на регулирование естественного прироста Сейчас в нашей стране делают все возможное, чтобы рождаемость увеличилась. А что именно?

2008год был объявлен в России годом семьи.

СЛАЙД № 21.Результаты.

13. Закрепление материала

Тест «Население России».

1. По численности населения Россия занимает в мире:

а) 3;     б) 1;      в) 7;     г) 6 место.

2. Первая всеобщая перепись населения Российской империи была проведена в:

а) 1815 г;

б) 1850 г;

в) 1897 г;

г) 1913 г.

3. Превышение количества родившихся над числом умерших:

а) естественное движение населения;

б) механическое движение населения;

в) естественный прирост;

г) рождаемость.

4. Резкое увеличение прироста населения:

а) рождаемость;

б) демографический кризис;

в) демографический взрыв.

5. Превышение количества умерших над числом родившихся:

а) смертность;

б) естественная убыль;

в) демографический кризис.

СЛАЙД № 22.

Тест «Население России».


Самопроверка

в)

15. Домашнее задание.

Анкетирование 10-15 человек «Ваша семья»

Подведем итоги урока. Весь класс работал добросовестно, с интересом, особенно отличились ученики, которые стали соавторами сегодняшнего урока.

СЛАЙД №23. Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока географии 9 класс на тему: «Топливно-энергетический комплекс России».Презентация к уроку.

ТЭК- один из важнейших МК народного хозяйства. Экономику России-страны с суровыми климатическими условиями,  развитой промышленностью невозможно представить без топлива и энергии. Урок и пр...

Конспект урока географии 8 класс Тема: "Субтропики – «райский уголок» России. Олимпиада. Сочи – 2014" Презентация урока

Интегрированный урок географии и физической культуры по теме "Субтропики – «райский уголок» России. Олимпиада. Сочи – 2014". Проводимый в 8 классе. Разработали и провели учитель географии - С. М. Заха...

Конспект урока географии 9 класс "Численность населения России"

Открытый урок по географии в  классе 9  на тему «Численность населения России. Естественное движение населения.»Цели урока: познакомить учащихся с численностью  и естественным движением...

Урок географии 7 класс НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ. НАРОДЫ РОССИИ.

Подробный конспект урока географии 7 класс коррекционной школы для умственно отсталых детей....

Итоговая практическая работа региональной части курса по географии 9 класса Раздел Районирование России Социально экономические и экологические проблемы развития экономических районов России

Цель работы: закрепление знаний по разделу районирование России, совершенствование работы с учебником и текстом.Данная практическая работа будет проведена на уроке закрепления.Форма выполнения работы:...