Развитие познавательной и творческой деятельности учащихся на уроках географии и вовнеурочной деятельности как результат применения технологии развивающего обучения
методическая разработка по географии по теме

Полуянова Татьяна Иннокентьевна

Требования, предъявляемые к уроку на современном этапе, ставят перед учи­телем задачу планомерного развития личности учащегося путем включения в активную учебно-познавательную деятельность. Выпускник школы должен уметь применять полученные в школе знания и умения в реальных жизненных ситуациях. Найти оптимальные методы и средства, позволяющие активизировать познавательный интерес учащихся, подвести их к пониманию того, что география пронизывает все стороны жизни человека и применима в любых вопросах, начиная от личных и заканчивая общественно-значимыми - задача учителя географии, задача, которую я ставлю перед собой на каждом уроке и во внеурочной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Полуянова Татьяна Иннокентьевна  МБОУ «Приморская СОШ»  

Муниципальное управление образования  МО «Осинский район»

Проект «Современный педагогический опыт».

1.Введение.

Условия возникновения опыта продиктованы тем, что изменившееся качество жизни требует от выпускника не столько умение выполнять указания, сколько решать проблемы жизни самостоятельно. Требования, предъявляемые к уроку на современном этапе, ставят перед учителем задачу планомерного развития личности учащегося путем включения в активную учебно-познавательную деятельность. Выпускник школы должен уметь применять полученные в школе знания и умения в реальных жизненных ситуациях. Найти оптимальные методы и средства, позволяющие активизировать познавательный интерес учащихся, подвести их к пониманию того, что география пронизывает все стороны жизни человека и применима в любых вопросах, начиная от личных и заканчивая общественно-значимыми - задача учителя географии, задача, которую я ставлю перед собой на каждом уроке и во внеурочной деятельности.

Становление опыта осуществляется в условиях поселковой школы с небольшой численностью учащихся. Учителями нашей школы накоплен достаточный опыт работы, сложились определённые традиции, самой важной из которых является непрерывное стремление к совершенствованию, поиск эффективных путей организации учебно-воспитательного процесса. Индивидуальные познавательные и творческие потребности учащихся реализуются через систему дополнительного образования: кружки, секции, факультативы, элективные курсы, научные общества учащихся.

Меня, как учителя географии, всегда интересовала    проблема развития познавательной и творческой активности учащихся. Поэтому на протяжении последних десяти лет соей педагогической деятельности работаю над  созданием условий для активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, стремлюсь приблизить школьника к его главной цели – формированию умения учиться, развитию познавательной и творческой активности, живому осмыслению географии, овладению содержанием предмета, развитию в себе качеств, необходимых для творческого отношения к жизни. Как и другие педагоги, я ищу пути, стимулирующие познавательную и творческую деятельность учащихся. В связи с этим закономерно пришла к изучению и применению технологии развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, так как она создает условия для активизации учебно-познавательной деятельности учащихся. Эта система отличается от других концепций развивающего обучения своей прямой направленностью на задачу психического, умственного и личностного   развития учащихся. Развивающее обучение учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и особенностям индивидуума.

Твердо убеждена, что на современном этапе развития школьного образования проблема активности познавательной и творческой деятельности учащихся приобретает особенно важное значение. В связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники, важным для общества является воспитание людей инициативных, творческих, смелых в принятии решений.

Актуальность опыта. Современный дидактический принцип личностно-ориентированного обучения требует перестройки образования, которая будет способствовать развитию у школьника высокой познавательной и творческой активности в процессе овладения знаниями, стремлению к учению, самостоятельности, самоопределению, самореализации и самоутверждению. С особой остротой перед школой выдвигаются цели формирования и развития личности ребёнка средствами обучения и воспитания, ведётся поиск эффективных путей их достижения. Это означает переход на более высокий уровень обучения школьников, который предполагает развитие таких качеств личности, как самостоятельность, творчество, активность. Развивающий характер обучения во многом определяется подвижностью структуры учебного процесса и способами управления познавательной деятельностью. С этой целью я использую различные нетрадиционные методы и формы проведения уроков географии, активно использую разнообразные приёмы развивающего обучения,   с помощью  которых делаю акцент на развитие мышления и психических процессов.

Задача общеобразовательной школы на современном этапе – вооружить учеников основными принципами построения научной картины мира, методами добывания знаний, приёмами исследования и логикой научного мышления. Только при этом условии, окончив школу, выпускники её окажутся подготовленными к жизни, к практической работе и дальнейшему самообразованию.

Я считаю, что одним из приоритетных направлений современной школы является усиление развивающей функции всего учебного процесса, дальнейшее обновление содержания, форм и методов обучения в соответствии с новыми целями и задачами.

Урок применения технологии развивающего обучения позволяет выделить ряд положительных моментов, повышающих заинтересованность учащегося в учебной деятельности:

- связь с современностью;

- проблемно-поисковая постановка учебных задач, требующая не простого восприятия учебного материала, а активной мыслительной деятельности;

- роль учителя на уроке сводится к направляющей и организующей функциям;

- систематический контроль за развитием умений и навыков самостоятельной работы путем устных и письменных дифференцирующих заданий.

Как известно, развивающее обучение конструируется как система учебных задач, решаемых самими учащимися в процессе учебной деятельности. Важно не просто выделить главное и придать ему форму проблемы, но и «загрузить» каждого ученика посильной работой, отслеживая ход решения географической проблемы. Образовательные технологии позволяют реализовать задачи современного географического образования и воспитания. Развивающее обучение, осуществляемое с помощью активных приёмов и методов, способствует формированию познавательного интереса к приобретению знаний в учебной деятельности.

Теоретическая база опыта. Теоретическая база данного опыта: «Развитие познавательной и  творческой деятельности учащихся на уроках географии и во внеурочной работе как результат применения технологии развивающего обучения» опирается на работы ряда ученых и авторов технологии развивающего обучения: Л.С. Выготского, Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, А.А. Вострикова. Я согласна с авторами теории в том, что, организуя деятельность школьников в системе развивающего обучения, меняется форма общения учителя с учениками. Обучение становится предметом активных действий школьника, причем не эпизодических, а системных. Четкость и логичность действий, активность и самостоятельность школьников, взаимодействие с учебным материалом и друг с другом – все это позволяет осуществить цели развивающего обучения.

Практической базой для формирования опыта стали работы учителей географии Н.Н. Скатовой, Е.К. Серебряковой, И.А. Борецкой, Блаженова В.А., а так же опыт других учителей- практиков. Их работы - элемент серьезного научного исследования, которые позволили мне значительно расширить свою научно-теоретическую базу по данному вопросу. Опираясь на опыт этих педагогов, в условиях модернизации современного географического образования, первостепенной задачей обучения является формирование всесторонне развитой личности. Именно она способствует выявлению и развитию творческой самореализации учащихся. На собственном опыте убедилась, что эта система сосредоточена на том, чтобы дети учились творчески, активно добывали знания, приобретали умения слушать и слышать, осмысленно относились к работе и активно использовали полученные знания.

Новизна опыта заключается в комбинации элементов известных методик, а также применение специальных средств (приёмов, форм работы) с целью активизации познавательной творческой деятельности учащихся, формирования положительной мотивации, достижения эффективных результатов географии.

Ведущая педагогическая идея. Сущность опыта заключается в создании условий для развития познавательной и творческой  деятельности каждого ученика, основанных на применении технологии развивающего обучения.

2. Технология опыта.

Цель опыта: формирование познавательной  и творческой деятельности у школьников посредством применения технологии развивающего обучения.

Задачи опыта:

повышение мотивации образования через активизацию познавательной

деятельности, развитие общих и специальных компетенций обучающихся;

выявление развития интеллектуального потенциала, интересов, склонностей обучающихся;

формирование нравственных основ личности;

создание моделей учебных занятий, направленных на развитие познавательной  и творческой деятельности на уроках географии.

Один из факторов активизации познавательной и творческой деятельности учащихся — разнообразие форм организации обучения, включение учеников в активную учебную работу, использование при этом разнообразных приёмов, форм, методов познавательной и творческой деятельности. Задача современного учителя — не преподносить знания школьникам, а создать мотивацию и сформировать комплекс общеучебных умений учить самого себя.

Современная система образования предоставляет возможность выбрать среди множества инновационных методик «свою», по-новому взглянуть на привычные вещи, на собственный опыт, на возможность нести ученику информационную культуру действенных знаний. Опыт педагогов за последнее время показывает, что некоторые методы обучения устарели, и результат их не может удовлетворять требованиям постоянно развивающегося общества. Ранее преобладали стандартные типы уроков, которые подразумевали различные описания, объяснения или рассказ учителя. У учащихся не оставалось времени поразмышлять самому или получить информацию из каких-либо других источников. Я согласна с мнением профессора В.П. Сухова, что в основе технологии развивающего обучения лежит личностно-деятельный подход. Его можно выразить формулой «деятельность – личность», то есть «какова деятельность, такова и личность, и вне деятельности нет личности». Методы обучения, используемые на уроке, играют огромную роль в развитии интеллектуальной сферы ребёнка. Развивать у детей умение видеть, способность к внимательному проникновению в суть окружающих их предметов очень важна. От этого зависит, каким гражданином вырастет ребёнок, что он сумеет увидеть в окружающем мире. Именно природа – неистощимый источник творчества и наслаждения. Однако не все люди рождаются чуткими к её красоте, и в этом случае особенно важна работа учителя. На уроке, во внеурочной работе необходим совместный поиск, при котором ребёнок стремился бы напрягать свой ум в коллективной деятельности со взрослыми и товарищами.

Решение задачи развития творческого мышления обучаемых основано на развитии познавательной деятельности школьников. Начальным этапом решения учебных проблем служат познавательные задачи. А затем  постепенно из урока в урок рождается самостоятельность в творчестве учащихся: от прослушивания материала до отработки его сначала на репродуктивном уровне, а затем на творческом.

        Под словом творчество понимается: умственная активность, быстрая обучаемость, смекалка и изобретательность, стремление добывать знания, необходимые для выполнения конкретной практической работы, самостоятельность в выборе и решении задач, способность видеть общее и главное в различном и, наоборот, находить различия в сходных явлениях и т.д. Результатом творчества является — игрушка, модель, макет и т.д. Проявляется творчество хотя бы в минимальном отступлении от образца.

В своей работе я использую основные принципы обучения творчеству:

1. Без основных опорных знаний, умений, навыков невозможно творчество детей.

2. Работы должны выполняться с соблюдением правил, иначе — это фантазия, не имеющая учебной (научной) ценности.

З. В начальный период творчеству нужно учить постепенно, усложняя задания и увеличивая меру отступления от образца.

4. Творчество проявляется только в самостоятельной работе.

Развивает не само знание, а специальное его конструирование. Учебный предмет не просто излагает систему знаний, а особым образом организует познание этой системы ребёнком. В результате творческого мышления ребята способны самостоятельно объяснять и оценивать взаимосвязи между компонентами природы, различные географические, экономические и др. ситуации; прогнозировать возможные направления различных явлений и процессов.

На уроке целесообразно создавать особый психологический климат, особую ситуацию общения учителя и учащихся. Показателями качества урока уже не может быть только эрудиция. Главный его показатель — организация творческой деятельности учащихся, что должно способствовать подготовке их к жизни, к поведению в природе, на производстве, в обществе. В таблице 1 предложены примеры влияния различных видов заданий на развитие творческого потенциала.

Таблица 1. Влияние различных видов заданий на развитие творческого потенциала учащегося.

    Типы творческих заданий

Способствуют развитию, психических свойств

Репродуктивного уровня

рисунок

воображение

сообщение

устная речь, память

чайнворды, кроссворды, ребусы, синквейны.

мышление, память, внимание

игра “термин - понятия”

память, внимание

Частично-поискового уровня

рассказ с ошибками

внимание, память

составление логических цепочек

внимание, логическое мышление

узнай объект (по контуру, фрагменту карты, по описанию)

внимание

Творческий уровень

путешествие

внимание, память, мышление, воображение

решение географических задач

внимание, логическое мышление

составление образца территории

внимание, память, логическое мышление, воображение

социологический опрос

внимание, мышление

свое задание

внимание, память, мышление, воображение

Психологами установлено, что для продуктивного усвоения знаний важно, чтобы цель была принята учениками, стала побудительной силой, превратилась в мотив. Для этого необходима четкая формулировка цели (что узнать, чему научиться), ее значения (зачем и для чего это нужно), выделение способов достижения. Необходимо, чтобы ученики осознавали предполагаемые трудности в достижении цели, контролировали себя в том, насколько успешно идет продвижение. Как правило,  положительная мотивация формируется на тех уроках, где «главное наглядное пособие- сама жизнь». Изучаемое содержание становится личностно значимым, если оно связано с реальными социально – экономическими проблемами, которые касаются всех и проявляются в непосредственном окружении, поэтому практически каждый урок мы начинаем с обсуждения природных явлений, политических и экономических событий, происходящих в стране и мире. Особый интерес вызывают задания, связанные с изучением экономических и демографических ситуаций в нашем посёлке, районе. Всё это закладывает основы критического мышления, способствует усвоению социального опыта, формированию личностных оценок происходящему.

В связи с этим верно отметил В. Блаженов, что мотивация является весьма существенным критерием. Даже если ученик обладает высокими способностями, но у него нет склонности к учёбе (т.е. нет соответствующей мотивации), то все его способности остаются большей частью нереализованными и развивать их практически бесполезно и он предлагает следующую формулу:

РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ

+

РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ

+

РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ

+

МОТИВАЦИЯ

_________________________________

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ

или применительно к географии – географически образованная личность.

        Для усиления творческой  мотивации применяю следующие приёмы: «Привлекательная цель», «Удивляй!», «Отсроченная отгадка», «Фантастическая добавка», «Вопросы к теме» (Приложение №1).

Развитие познавательной мыслительной деятельности осуществляется на любом этапе урока, в зависимости от изучаемого материала, ученикам предлагаю что-то доказать. Возьмём, к примеру, тему «Климат России». Для этого классу задаю сложный и в то же время интересный вопрос: «Где вам может пригодиться изучаемый сейчас на уроке материал?». После чего ученики самостоятельно (индивидуально или в парах) пытаются найти ответ на поставленный вопрос, а потом поочередно перед всем классом доказывают, что изучаемый материал имеет большую ценность. Я пришла к выводу, что ценность данного методического приема в том, что ученики начинают осознавать значимость изучаемого материала. К примеру, ученикам 6 класса даю задание: «Какое внутреннее строение Земли?» Вопрос им покажется трудным, но надо вселять в детей уверенность, что они смогут выполнить задание. Эффект неожиданности включает в себя развитие мышления. Действует механизм «творчества». Каждый ученик идет своим путём к цели. Здесь развитие слито с воспитанием. Какая смелость – взяться за работу с незнакомым материалом! Учащиеся обладают более развитыми творческими способностями, что говорит об опережающем познавательном развитии детей. В учебной практике мыслительная деятельность характеризуется следующими мыслительными операциями:  абстракция, обобщение, сравнение, аналогия, классификация и систематизация, с этой целью для  развития логического мышления использую  приёмы:  «Да - нетка», «Логическая задача», «Лестница», «Географическая почта», «Географический диктант», «Географические шарады», «Географическая матрица», «Поиск общего», «Соотношение понятий» (Приложение №1).

Для развития познавательной мыслительной деятельности учащихся применяю методы прикладной диалектики: системный анализ, «метод контрольных вопросов», составление и решение противоречий, «мозговой штурм» и другие.

На уроке физической географии материков и океанов использую один из таких методов – «мозговой штурм». На карте полушарий помещена картинка с изображением бурого медведя на материке Евразия, вторая такая же картинка – на материке Северная Америка, изображение страусов – на материках Австралия, Южная Америка, Африка. Ребятам предлагаю следующие вопросы:

- Почему похожие или одинаковые животные живут на разных материках, удалённых друг от друга на большие расстояния? Почему вы так считаете? Другое задание на этом уроке предлагаю решить с помощью метода «фокальных объектов»:

- Птицы в ледяной зоне не вьют гнёзд, а откладывают яйца на голые скалы. Почему же яйца не скатываются?

- Решить вам эту задачу поможет обыкновенная лампочка. Я легонько толкну

лампочку, а вы опишите е. движения.

Развивающие задания должны не только приводить учащихся к пониманию нового материала, то есть к установлению системы знаний, но и выполнять корригирующие функции.

Я считаю, что дидактическим стержнем урока по новой системе является деятельность самих учащихся: ученики не просто решают, обсуждают, как это бывает обычно, а, наоборот, сравнивают, делают выводы, выявляют закономерности. Такая деятельность захватывает всю личность: напрягается ум и воля, развивается стремление довести дело до конца, пробуждаются интеллектуальные чувства, удовлетворение от сделанной работы.

        В психологии традиционно принято различать шесть качеств, определяющих индивидуальные свойства внимания: объем внимания, его переключаемость, распределенность, сосредоточенность, устойчивость и колебание. Объем, колебание и распределенность внимания во многом определены врожденными качествами человека и являются данностью, которая неподконтрольна педагогу. Сосредоточенность, переключаемость и устойчивость зависят от наличия волевого компонента и степени заинтересованности личности в объекте внимания. Эти три последних качества внимания и являются объектом педагогического воздействия на уроке со стороны учителя.

Вообще, высокая степень сосредоточенности, особенно при участии волевого компонента, — процесс весьма утомительный. Как правило, после периода сосредоточенности наступает период расслабления, при котором внимание или рассеивается, или переключается на другой объект. Для школьников период сосредоточенности редко превышает 15—20 минут. В то же время, если ребенок увлечен чем-то, этот период может значительно растянуться во времени. Отсюда мой главный принцип  развития внимания на уроке — «учение с увлечением». На разных этапах урока использую приём «Географическая цепочка»  или «Составляем коллективный рассказ», когда от детей требуется внимание и ответственность, слушая друг друга, не повторяясь назвать страны - соседи России, или составить описание географического положения страны, материка.

География должна быть предметом интересным, доступным, ценимым учащимися, а урок  должен быть бесконфликтным и связан с положительными эмоциями, поэтому стараюсь, чтобы на уроке царила обстановка успеха, одобрения и доброжелательности. Одним из результатов оценки своего урока считаю следующий критерий: если ученик на уроке повысил своё самоуважение и ощутил свою компетентность, значит, урок проведён хорошо, а если он уходит подавленным, разочарованным, значит, урок проведён плохо, и ученик   не видит полезного результата для себя.

Особое внимание в своей работе уделяю работе с картами, так как карта – это источник новых знаний. Географические карты содержат дополнительные сведения, которые расширяют и углубляют обязательный материал, увеличивают объем сведений, в итоге получают общую картину природы Земли. Уроки понимания карты заставляют размышлять, побуждают  к исследовательской деятельности, способствуют хорошему усвоению материала, тренируют географическую зоркость, страноведческую эрудицию.

Я предлагаю школьникам такое задание: «На основе карт атласа составить комплексную характеристику материка Евразия ».

Оформляется работа в виде следующей таблицы:

№ страницы

Название карты

Информация о Евразии

Думаю, у подобного рода работы много плюсов для учащихся и для учителя, так как конкретные цели её выполнения перерастают в результаты:

1) предупредить незнание материала;

2) повторить пройденный материал, в частности понятийный аппарат;

3) ликвидировать возможные пробелы в знаниях;

4) продолжать учиться анализировать тематические карты;

5) научить получать с карты новую информацию;

6) продолжать учиться переводить картографическую информацию в словесную;

7) учиться оформлению работы в табличной форме.

Данная работа позволяет увидеть изучаемый материал во всем разнообразии связей и отношений, дает полное представление о географии материков и океанов. На разных этапах урока всегда отвожу время  работе с тематическими картами атласа, учу школьников правильно находить географические объекты по географическим координатам, решать задачи разной сложности. Зная, что активность работы головного мозга во второй половине урока начинает снижаться, использую учебные задания с небольшими передвижениями по классу. Например, в 7 классе по теме «Природные зоны земного шара», где главной целью урока является определение особенностей органического мира каждого материка, применяю шаблоны – рисунки растений и животных, которые ученики прикрепляют к настенной карте «Природные зоны мира». Тем самым они повторяют и закрепляют учебный материал, работая с географической картой. Такой методический приём положительно влияет на развитие общих мыслительных способностей учащихся и позволяет выявить уровень знания географической номенклатуры.

Развитие творческих способностей учащихся является главным аспектом в образовании.  На протяжении изучения географии  предлагаю школьникам выполнять творческие проекты, со временем изучения предмета всё больше  усложняющиеся. Такие работы являются источником, который способствует формированию познавательного интереса. Ученики, выполняя творческие проекты, активно оперируют приобретенными знаниями, умениями, навыками, совершают поисковую, активную деятельность и поднимаются на новый уровень познания и развития своей личности. В начале изучения раздела или темы сообщаю школьникам название творческого проекта, и они на протяжении всей темы работают над ним. Эта работа проводится только по желанию учащихся. Виды творческих проектов, которые я предлагаю учащимся, разнообразные. Приведу примеры некоторых из них:

При изучении темы «Погода» в 6 классе собрать материал и защитить мини- проект «Местные признаки погоды»

В конце изучения темы “Австралия” в 7 классе с целью обобщения знаний учащиеся получают задание: используя текст учебника составить “Памятку для туриста, отправляющегося в Австралию”. В памятке должно быть не меньше 10 пунктов, в которых отразить интересные и опасные стороны природы Австралии, дать рекомендации туристу по налаживанию быта и составлению плана путешествия.

При изучении темы “Южная Америка” 7 класс с целью формирования умения выбирать из текста необходимую информацию на заданную тему учащиеся получают задание: выбрать из текста описания природных рекордов материка и красочно оформить их перечень.

С целью обобщения знаний по теме, отработки понятийного аппарата, закрепления знания географической номенклатуры   даю задание: используя текст учебника составить кроссворд на заданную тему.

Технология развивающего обучения – творческий, оригинальный подход к обучению, требующий активной поисковой, исследовательской работы школьников. Для дальнейшего развития познавательной и творческой  деятельности учащихся в старших классах применяю усложнённые задания, которые содействует повышению интеллектуального потенциала учеников. Ученики составляют исследовательские  проекты:

При изучении темы «Природные зоны» в 8 классе, используя дополнительные источники, необходимо составить описание природной зоны и выбрать способ защиты: с помощью компьютерной презентации,  иллюстраций, презентации символического герба, кроссворда, пословиц и загадок. Работа проводится по группам. В заключении изучения «Географии России дети пишут географическое сочинение или географический рассказ «Моя Родина -Россия

В 9 классе при изучении темы АПК одна группа  выполняла исследовательский проект по следующему заданию: оценить потребление продуктов в своей семье, сделать вывод о сбалансированности рациона и подготовить проект рационального питания с учетом географических условий, подходов к здоровому, полноценному питанию, медицинских норм, личных и семейных предпочтений. С этой целью:

а) оценить потребление различных продуктов питания в своей семье за месяц

б) вычислить средний показатель потребления в течение года;

г) сделать выводы;

д) подобрать дополнительную информацию о здоровом питании;

е) составить рацион питания семьи.

Вторая группа занималась социологическим исследованием с целью изучения степени осведомленности людей по проблемам агропромышленного комплекса. Обобщить полученные результаты, построить диаграммы. Подготовить краткое сообщение.

В 10 классе организуется исследование и защита групповых проектов по характеристике одной из отраслей Мирового хозяйства и  итоговый индивидуальный проект по исследованию одного из регионов мира или страны. Чаще всего ребята уже хорошо владеют программой Power Point и  результатом работы всех групп в конце года  являются электронные справочники «Отрасли Мирового хозяйства» и «Страны мира». В кабинете географии уже собраны материалы мультимедийных продуктов, созданных самими детьми за три года, которые наряду с другими электронными пособиями оказывают помощь при организации и  проведении уроков.

Организация  проектной деятельности способствует  созданию в классе особой образовательной атмосферы, дающей детям возможность попробовать себя в различных направлениях учебной деятельности. Она позволяет: повысить мотивацию изучения данного предмета, реализовать комплексное восприятие географии; принимать самостоятельные решения; поверить в свои силы. А учебно-исследовательская работа учащихся с использованием компьютерной техники позволяет моделировать отдельные элементы деятельности будущего профессионала, способствует выработке и развитию логического мышления, умению ориентироваться в проблемных ситуациях, отделять основное от второстепенного, систематизировать полученные знания.

Сегодня использование ИКТ в учебном процессе очень актуально. Трудно создавать образ той или иной страны, своей малой Родины, используя лишь текст учебника с небольшим количеством иллюстраций и карт. География должна быть «живой». Мы должны учить образному мышлению, формированию «географической картины мира». Не случайно в 1967 г. Дэвид Трейклер констатировал: «Люди запоминают 10 процентов того, что они читают, 20 процентов того, что они слышат, 30 процентов того, что они видят, и 50 процентов того, что они слышат и видят одновременно». Применение ИКТ способствует активизации познавательной деятельности учащихся, стимулирует и развивает психические процессы, развитие мышления, восприятия, памяти. Использование ИКТ на уроках географии позволяет учащимся в яркой, интересной форме рассматривать понятия и определения, видеть географические объекты в видеороликах и на фотографиях, закреплять материал в интересной форме, что способствует чёткому восприятию материала по той или иной теме. Хотя возможности сельской школы ограничены для организации и использования ИКТ в полном объёме и на каждом уроке но, элементы данной технологии применяю, тем самым,   дополняя приёмы и методы технологии развивающего обучения. В кабинете имеются электронные учебники по всем классам, создана картотека мультимедийных продуктов (Приложение №2)

Все способности человека развиваются в процессе деятельности. Другого пути развития познавательных способностей нет. Познавательная активность - это деятельное состояние ученика, которое характеризуется стремлением к учению, умственным напряжением и проявлением волевых усилий в процессе овладения знаниями. Активизировать познавательную деятельность обучающихся, я считаю, позволяет использование нетрадиционных уроков обобщения. Их использование решает целый ряд задач, направленных на развитие памяти, внимания, а так же способствуют созданию благоприятной атмосферы на уроке, объединяя учащихся. В моём арсенале имеются разнообразные уроки: это и собственные разработки такие как  «Всемирный хоровод», «Крестики-нолики» и другие  (Приложение №3) и  взятые из опыта работы других  учителей-практиков:

6 класс: «Урок-соревнование по теме «Атмосфера», «Путешествие по гидросфере» «Покорение вершины Знаний»;

7 класс: Игра- путешествие «Великие географические открытия», «Сафари по Африке», игра «Крестики-нолики» по теме Австралия» (Приложение №6) «На далёкой Амазонке не бывал я никогда»;

8 класс: игра-викторина «Знаешь ли ты свою страну?», «Байкальская регата»,  КВН по природным зонам;

9 класс:  урок-игра «Экономика Российской федерации», «Я, ты, он, она - вместе дружная семья», урок-диспут «Русские столицы: Москва и Санкт-Петербург», путешествие по  «Золотому Кольцу»;

10 класс: урок-экспедиция по теме «Население мира»,  урок-пресс-конференция «Глобальные проблемы современности», итоговый урок по теме «Регионы и страны мира», урок-путешествие по Зарубежной Европе.

Анализируя уроки, проведённые с применением технологии развивающего обучения, я выделила следующие особенности развивающей ситуации на уроке: на учебных занятиях по развитию познавательной  и творческой деятельности каждый ученик работает в меру своих сил, поднимаясь на свою, только ему посильную ступеньку. Очень важен стиль общения с детьми. В каждом ребёнке я стараюсь видеть личность, не унижать его, верить в способности и возможности учеников. Пусть слабый ученик неправильно выполнил задание, но он думал, искал нужные пути решения. Ему стоит где-то помочь, подсказать путь к нахождению правильного ответа.

Необходимо от детей требовать аргументированных ответов на поставленный вопрос. Бывают случаи на уроках, когда ученики просто отгадывают ответы, поэтому обязательно ученик должен доказать свою правоту, предстоит быстро найти вариант ответа и выйти из предложенной ситуации.

Основная задача внеурочной работы по географии состоит в обогащении школьников новыми интересными фактами, понятиями, отражающими различные стороны жизни природы, а также повышение их интереса к географии как к науке.

Большое внимание в преподавании географии и внеклассной работе уделяю поисково-исследовательской работе. Обучающиеся под моим руководством изучают традиции своей местности, принимают участие в краеведческих конференциях и конкурсах, были отмечены как лучшие работы: «Топонимика родного края», «Традиционное вероисповедование осинских бурят: шаманизм», «Демографические портрет посёлка Приморский» Такие исследования имеют огромное воспитательное значение для гражданина многонационального государства, способствуют воспитанию толерантности, уважения к обычаям других народов, желания понять особенности национальной психологии.  

Рамки урока не позволяют в полной мере раскрыть все индивидуальные способности детей, поэтому  я продолжаю эту работу во внеурочное время, на занятиях кружка «Меридиан». Одной из эффективных форм в этом направлении на сегодня, по-моему, является проектная деятельность, и вот уже несколько лет я внедряю его в своей практике.  Занятия и деятельность организуются на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом и личными целями. Для того чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные ему, личностно значимые, требуется проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для  ребёнка, для решения которой ему предстоит применить уже полученные знания и умения, а так же и новые, которые ещё предстоит приобрести. «Решить проблему» значит применить в данном случае необходимые знания и умения из различных областей жизни, получив реальный и ощутимый  результат. Созданные проекты:  «Экологическое состояние посёлка Приморский», «Традиционные жилища народов мира», «Хозяйственная деятельность в условиях вечной мерзлоты»,  «Международный туризм»

Проектная деятельность на занятиях нашего кружка развивает у ребят самостоятельность мышления, умение добывать информацию, прогнозировать, принимать нестандартные решения.

Я считаю, что одной из важных форм внеурочной работы, способствующей развитию познавательного интереса учеников к географии, является предметная олимпиада. Школьные олимпиады по географии — это массовый вид соревнований учащихся, цель проведения которых — вовлечение большего числа учеников во внеурочную работу по данному предмету, повышение их интереса к географическим знаниям, развитие самостоятельности, совершенствование общеучебных и специфических для географии умений учащихся.

Следует отметить, что олимпиады по географии подводят итоги всей урочной и внеурочной работы по предмету, поэтому проведению их предшествует этап подготовки, что ведет к более четкой организации учебно-воспитательного процесса, к повышению уровня знаний учащихся по данному предмету, к более целенаправленному развитию интереса к географии и познавательной самостоятельности школьников. Именно технология развивающего обучения направлена на развитие познавательной творческой деятельности, прививает интерес к данному предмету.

3. Заключение.

Применение технологии развивающего обучения на уроках географии помогает добиваться поставленной цели, создает творческую, соревновательную атмосферу среди учащихся. Свободная форма общения способствует повышению работоспособности, воспитывает навыки взаимоконтроля и самоконтроля, готовит к практической трудовой деятельности учащихся.

Использование развивающей технологии в обучении географии позволило мне достигнуть определённых результатов:

развивающее обучение активизировало мыслительную деятельность

школьников;

у большинства учащихся сформировались положительная мотивация к изучению предмета и познавательный интерес не только к отдельным темам курса, а в целом к географии;

возросла эффективность развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся.

Опыт работы по данной теме показывает, что технология развивающего

обучения дает положительные результаты познавательной активности учащихся.

1. Качество знаний по географии. Анализ результатов мониторинга учащихся за последние три года  свидетельствуют в целом о положительной динамике качества знаний и умений учащихся по географии посредством применения технологии развивающего обучения.

2. Уровень развития познавательной активности

Цель: исследовать развитие познавательной активности учащихся школьного возраста.

Анализ результатов исследования позволяет сделать вывод о росте активно-творческой познавательной активности учащихся на уроках географии и уменьшении низкого уровня познавательной активности в исследуемых классах

3. Уровень творческой активности учащихся

( диагностика подготовлена М.И. Рожковым, Ю.С. Тюнниковым)

Цель: на основе выявленных критериев и показателей провести сравнительный анализ  сформированности у учащихся уровня творческой активности

Таким образом, результаты исследования свидетельствуют о том, что применение технологии развивающего обучения способствовало формированию у учащихся творческой активности, умений описывать географические объекты, способностей применять нововведения в учебный процесс.

4. Результатом моей педагогической деятельности являются так же ежегодные победители и призёры  предметных олимпиад муниципального уровня, и призёры региональных (областных) олимпиад по географии:

2007 год - 2 место– Лопатин М.

2009 год -2,4 место – Мальгина М.

Познавательная и творческая деятельность ребят развивается и через участие во Всероссийском заочном конкурсе «Географическое пополнение» газеты «География». Начиная с 2005 года, ребята, имеющие большой интерес к географии отправляют ответы на задания, а для этого им приходится заниматься исследованиями, статистикой, прогнозированием, увлекаются сами и увлекают других ребят. В 2007  Диплом  лауреата конкурса «Географическое пополнение» получил  Лопатина Максим. - «За отличные знания географии России и мира, за умение находить, систематизировать и осмысливать географическую информацию, за проявление в ходе конкурса аналитические способности и способности к пространственному мышлению». Сегодня это уже  студент ИГУ географического факультета, в 2009 году туда же поступил ещё один выпускник нашей школы, два выпускника учатся в Восточно-Сибирском педагогическом институте, естественно- географическом факультете, а на смену им приходят другие ребята, которые также, увлеченные географией, ищут, познают, исследуют.

Целенаправленная работа по развитию познавательной и творческой деятельности, логики и анализа позволяет не только облегчить усвоение нового материала, разнообразить познавательную деятельность, но и сформировать у учащихся представления о географических закономерностях, устойчивых причинно-следственных связях, происходящих в природе.

В памяти всплывают слова любимого мною учителя В.С. Сухомлинского: «Любить можно то, чему отдал частицу своей души». Только ли частицу? Сколько таких кусочков души уже отдано за два десятилетия? И сколько ещё предстоит отдать?! Любовь к детям, к своей профессии не иссякает, а день ото дня становится более мудрой, глубокой, всеобъемлющей.

Библиографический список:

1. Баринова, И.И. и Герасимова, Т.П. Развитие познавательной самостоятельной деятельности учащихся при изучении физической географии / И.И. Баринова и Т.П.Герасимова. – М.: Просвещение,1983 – 85с.

2. Блаженов В.А. Приёмы развивающего обучения географии. М.: Дрофа 2006

2. Борецкая, И.А. Развитие личности школьников в процессе изучения экономической и социальной географии мира // География в школе. – 2001 №7. – с.77-78

3. Войлошникова, Н.А. Самостоятельные работы учащихся при изучении экономической географии зарубежных стран / Н.А. Войлошникова. – М.: Просвещение, 1981 – 67с.

4. Галеева, Н.Л. Сто приёмов для учебного успеха на уроках географии / Н.Л.Галеева. – М.:5 за знания, 2006 – 125с.

5. А. Гин. Приёмы педагогической техники.- М.: Вита-Пресс, 2006

6. Коринская, В.А. Самостоятельные работы учащихся по географии Материков / В.А. Коринская. – М.: Просвещение, 1983 – 206с.

7. Крылова, О.В. Современный урок // География в школе. – 2006 №2. – с. 33-35

8. СелевкоГ.К. Энциклопедия образовательных технологий/ Г.К.Селевко – М.: НИИ школьных технологий, 2006 -55 с.

9. Серебрякова, Е.К. Применение элементов технологии перспективно - опережающего обучения // География в школе. – 2001 №4. – с. 52 – 55

10. Скатова, Н.Н. Современные педагогические технологии // География в школе. - 2000 №8. – с. 46 - 47

11. Соломонович, Г.П. Новые подходы к формированию творческого мышления учащихся // География в школе. – 1998 №4. – с.58 – 60

2007-08

2006-07

70

60

50

40

30

20

10

0

классы:

8,9,10

7,8,9

6,7,8

Качество знаний

2008-09



Предварительный просмотр:

Приложение №1 Приёмы развивающего обучения географии.

1. Приёмы мотивации учащихся.

Методические приёмы

                                    Содержание

Привлекательная цель

Перед учениками ставится простая и привлекательная цель, выполняя которую, он волей- неволей выполняет и то учебное действие, которое планирует педагог.

Удивляй!

Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу ума, как удивительное!

Отсроченная отгадка

В начале урока учитель даёт загадку (или удивительный факт), отгадка которой будет открыта при работе над новым материалом.

Пример:

8 класс Тема « Восточно-Европейская равнина».  Поспорили как-то Кавказ и Восточно-Европейская равнина, кто из них старше, Кавказ говорит: «Посмотри, я весь белый, а ты вся зелёная, молодая, значит я старше и мудрее», а равнина с ним не соглашается, утверждает, что она старше. Кто из них прав?

Фантастическая добавка

 Реальная ситуация дополняется фантастической.

Пример.

6 класс. Тема «Оболочки Земли» Представьте себе, что вы инопланетяне, что вы можете увидеть, приближаясь к Земле?

Вопросы к теме

Учитель сообщает тему урока, ученики составляют вопросы, ответы на которые они хотели бы услышать или найти сами.

2. Приёмы развития логического мышления

Методические приёмы

                                    Содержание

Терминологиче-ский диктант

Предлагается дать определение ранее изученным терминам.

Найди соответствие

В менее подготовленном классе можно дать понятия и их определение, нужно найти их соответствие.  

Географический диктант

На настенной контурной карте цифрами обозначаются географические объекты, ученики пишут их названия. На предыдущем уроке можно дать этот список, но их порядок в ходе проведения диктанта нужно изменить.

Пример:7 класс. Географический диктант «Вокруг Африки»- предлагаются объекты береговой линии Африки.

Составь рассказ

Используя опорные слова, составьте связный рассказ. Пример:10 класс  МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО – МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОБМЕН – МГРТ – МЕЖДУНАРОДНАЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ – МЕЖДУНАРОДНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ – МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭК. ГРУППИРОВКИ.

Капитан Врунгель

Раздаются рассказы «бывалого моряка», нужно найти географические ошибки.

Белая ворона

Найти лишний объект.

Пример. 8 класс. Тема «Природные зоны». Перечислены растения, определить лишнее, объяснить причину.

Да - нетка

Учитель загадывает или географический объект или какое – либо событие или явление природы. Ученики задают вопросы, а учитель отвечает только «да» или «нет», или из дидактических соображений может отказаться от ответа. Эта игра учит систематизировать уже имеющуюся информацию, связывать разрозненные факты в единую картину, а так же слушать и слышать учеников

Географическая почта

Этот прием можно применять в разных классах. Суть его сводится к следующему. Ученик получает несколько конвертов с разными адресами и набор карточек, который ему надо рассортировать по этим конвертам. Например, на обобщающем уроке географии в 6 классе по теме «Гидросфера» ученик получает три конверта. На одном из них написано «Море», на втором— «Озеро», на третьем — «Река». Рядом лежат 12 карточек, которые ему нужно разложить по конвертам. На девяти карточках написано: Амазонка, Каспийское, Средиземное, половодье, холодное течение, котловина, вода всегда соленая, вода всегда пресная, вода может быть соленой или пресной. Еще на трех карточках изображены животные: синий кит, байкальская нерпа и щука. Ученик должен разложить все 12 карточек по конвертам так, чтобы в каждом конверте оказались только те карточки, которые связаны с надписью на конверте. Этот прием развивает такую мыслительную операцию, как классификация.

Согласен — не согласен

Ученики пишут в столбик цифры от 1 до 10. Затем учитель зачитывает список из десяти предложений, каждое из которых содержит в себе некоторую законченную мысль. Мысль может быть как истинной, так и ложной. Ученик должен оценить истинность сказанного учителем. Если он согласен с данной мыслью, то ставит напротив соответствующей цифры знак « + », а если не согласен, то знак «-».

Шарады

Шарадами называют загадки, в которых зашифровано какое-либо слово. Слово должно быть разбито на несколько частей, каждая из которых звучит как отдельное слово. Например, слово ЯПОНИЯ можно разбить на три слова Я, ПОНИ, Я. Шарады можно найти в стихотворной форме в пособиях по занимательной географии. Например:

Первый слог каждый знает, В классе он всегда бывает. Мы к нему союз прибавим, Сзади дерево поставим. Чтобы целое узнать, Город нужно нам назвать.

Ответ: Мелитополь.

3. Подвижные географические игры

Цель географических игр прежде всего - учебная: закрепить навыки чтения карты, умения использовать полученные знания, разнообразную дополнительную информацию, вызвать интерес к предмету, желание ещё больше познать

Географическая разминка.

а) В течение одной- двух минут  по заданию учителя или учащихся показывать географические объекты. Можно применять почти на каждом уроке для тренировки географической зоркости.

б) 7 класс “Мировой Океан”, Учитель (обязательно неожиданно) останавливает урок, делает загадочное лицо и предлагает всем детям сцепить руки “в замок”: “Все вместе!” (“Повторяйте за мной”)

Полный штиль!” – руки без движения;

Волны!” – Легкое волнообразное движение сцепленными руками;

Волны сильнее!” – движение более сильное;

Шторм” – волнообразное движение сцепленных рук на максимально возможную высоту;

Комментарий учителя: “А как движется цунами? Покажем вместе!”: совсем другое движение – руки движутся от себя, “набегают на берег” (1 раз).

в) “Литосфера”, 7, 8 классы. Дети путаются в новых абстрактных для них понятиях: щит, платформа, земная кора, плита, рельеф, виды равнин. Возможный вид разминки: учитель предлагает “поиграть по правилам”. Педагог довольно быстро называет термины; если термин относится к теме “Строение земной коры”, руки опускают вниз, наклоняются (не вставая из-за парты), если к теме “Рельеф”, – тянут обе руки вверх. Например, “плита, щит, низменность, впадина, интрузия, аккумуляция, платформа”. Не сбиваясь с темпа, в заключение обязательно задается спорный вопрос, например, “полезные ископаемые”, дети теряются, оглядываются с недоумением. Самые реактивные одну руку поднимают вверх, другую опускают. Общий добрый смех завершает “опрос”.

Похлопаем, помашем

а) Выходит один отвечающий, как только он ответит на вопрос, ученики должны отреагировать следующим образом: при правильном ответе громко захлопать, а при неправильном – помахать высоко поднятой рукой. Данный приём можно использовать как экспресс- диагностику знаний учащихся.

б) “диктант в ладоши”. Дети складывают руки как для аплодисментов. Учитель дает задание, например, “Диктую название рек на южных материках. Вы должны хлопнуть в ладоши 1 раз только тогда, когда я назову реки Южной Америки, приготовились, начали – Амазонка, Нил, Парана, Мадейра, Дарлинг, Нигер, Конго, Уругвай”. Список должен быть довольно большим, название произносить необходимо громко и внятно, но достаточно быстро. Таким образом, можно “проверить” названия растений и животных, народы, города.

Игра “Раз! Два! Три!”

Участники игры берутся за руки и образуют круг. Начиная движение по часовой стрелке, они произносят слова: “ Раз! Два! Три! Море назови!” При последних словах все останавливаются и начинают по очереди перечислять названия морей. Если кто- нибудь промолчит , то он выбывает из игры.

Игра со словами: “Раз! Два! Три! Остров ( горы, реки, город) назови продолжается, пока не останется минимальное количество участников.

Игра “Широта и долгота”

Участники игры (их должно быть не менее 4 человек) делятся на четыре группы. Первая - “ северные широты”, вторая - “южные широты”, третья - “восточные долготы”, четвёртая - “ западные долготы”. Игроки вперемежку выстраиваются в шеренгу. Ведущий называет любой географический объект, участники игры быстро вспоминают, где он находится. Те, которые представляют “широты” и “долготы” этого объекта, должны быстро присесть. Например, ведущий называет: остров Мадагаскар; приседают ребята, изображающие “южные широты” и восточные долготы”. Кто ошибся – получает штрафное очко, а при повторной ошибке выбывает из игры.

Игра “Верх - вниз”

Игроки образуют полукруг от ведущего. Он начинает перечислять большие и маленькие по площади государства. Если названо большое государство (Китай, Россия, Бразилия и т. п.), ребята поднимаются на носки и тянут руки вверх, тем самым как бы показывая размеры. Если же названы небольшие государства, все участники игры опускают руки вниз. Сделавший две ошибки выбывает из игры.

Ведущий не только называет страны, но и сам выполняет движения, иногда намеренно ошибаясь. Те, кто невнимателен и копирует действия ведущего, скоро выбывает из игры. Игра может продолжаться 2-3 минуты, после чего её можно повторить, но называть уже надо горы, озёра и т. д.

4.  Деловые игры

В отличие от игровой деятельности, деловые игры требуют более тщательной подготовки от учеников, анализирование и изучение различных источников: дополнительной литературы, статистических данных, справочников, карт, а также уметь выдвигать свою точку зрения. Являясь хорошей формой для коллективного познания, деловые игры позволяют моделировать реальную «взрослую» деятельность.

Методические приёмы

                                    Содержание

Экспертиза

Задание: создать экспертные группы и провести экологическую экспертизу состояния окружающей среды и природных ресурсов Восточно-Европейской равнины. Предложить пути решения проблем и рационального природопользования.

Тендер

1 вариант. Тема «Сфера услуг».  В классе создаётся три туристско-экскурсионных агентства Задание: Используя предложенную картосхему местности и имеющиеся природные и хозяйственные условия, создайте проект развития рекреационного хозяйства. После выполнения задания, идёт защита проектов и определяется победитель.

2 вариант. Тема «Потребительский комплекс» Создаётся несколько групп-фирм. Задание: разработайте проект малого предприятия по производству, какого- либо товара народного потребления.

ОЭЗ

Тема «Восточная экономическая зона». Задание: создайте на территории Восточной экономической зоны особые экономические зоны, технопарки, раскройте обоснование их создания, специализацию и экономический эффект для страны.

УМШ - учебный мозговой штурм

С помощью УМШ организуется решение творческой задачи. Главной целью является развитие творческого стиля мышления, а так же ученики тренируют умение кратко и чётко выражать свои мысли, слушать и слышать друг друга.

   Пример.

 8 класс. Экономика. Задание: придумайте новый вид товара или услуги, который бы пользовался спросом покупателей, независимо от возраста и пола.

Интерактивные игры.

В их основе лежат моделирующие, дидактические и ролевые игры и практикумы. Больше применяются на уроках экономики, в процессе таких игр, когда ученики входят в приближённые к жизненным условиям правила игры,  более прочно усваиваются термины, лучше понимаются сложные экономические механизмы. Примеры: «Лук и стрелы», «Авиазавод», «Как заработать на жизнь», «Муниципалитет», «Пирамида»,

  5. Работа с учебником

Методические приёмы

                                    Содержание

Дерево мудрости

Внимательно прочитать текст учебника, написать вопрос и прикрепить к «дереву мудрости». После этого каждый подходит, снимает любой вопрос и отвечает на него.

Самое главное

Прочитать текст и придумать ключевое слово, характеризующее данный текст, затем ученики по очереди зачитывают свои ключевые слова и определяют, чей вариант лучше.

Гипертекст

Гипертекст – это метод наглядного графического описания понятий и их смысловые связи, которые можно проследить по направлению стрелок. Проходя по всем возможным направлениям, будут выстраиваться предложения, а в целом должен получиться  связный рассказ. На первых этапах нужно учить и объяснять правилам составления гипертекста, предлагая их уже готовым и только после этого можно предложить работу по самостоятельному составлению.

  Пример.

 9 класс Тема. «Машиностроение» Задание: составить гипертекст «Машиностроение, его состав и взаимосвязи с другими межотраслевыми комплексами».

Кластер

представлен несколькими видами: классический кластер (для закрепления изучаемого материала), бумажный кластер, кластер с нумерацией слов, групповой кластер, обратный кластер. Вне зависимости от вида, кластер представляет собой запись фраз по ключевому слову, которые на стадии осмысления, после просмотра текста учебника анализируются и дополняются новыми ассоциациями. На стадии рефлексии учащиеся получают вопросы, ответы на которые они должны искать по кластеру или в тексте учебника. Приведем пример классического кластера при изучении «Состава и значения агропромышленного комплекса России» в IX классе.

Задание: 1. Используя ключевое слово «Агропромышленный комплекс», составьте кластер.

Примером ассоциаций к ключевому слову «Агропромышленный комплекс» могут служить следующие ассоциации: сельское хозяйство, растениеводство, животноводство, сельскохозяйственное машиностроение, пашня, сельхозкультуры и т.д. Затем учащиеся, просмотрев текст учебника по данной теме, дополняют кластер новыми словами, ассоциациями, понятиями.

Кроме классического кластера, существуют такие его разновидности, как бумажный кластер, кластер с нумерацией слов. Например, при изучении темы «Электроэнергетика России» можно использовать метод бумажного кластера. Ученики получают задание: «Перед вами находятся карточки со словами, выберите из них только те, которые относятся к теме «Электроэнергетика России» и расположите (наклейте) их в определенном порядке вокруг ключевого слова «Электроэнергетика»».



Предварительный просмотр:

Приложение №2 Картотека мультимедийных ресурсов.


6 кл.

Географическая карта

Великие географы-путешественники 1

Что такое гидросфера

Горы

Литосфера

Описание страны (Алжир)

«Всемирный хоровод»- разработана  Полуяновой Т.И.



7кл.

Великие географы-путешественники 2

Природные зоны и природные комплексы

Визитная карточка Антарктиды

Антарктида - загадки

Природные зоны Африки

Африка – загадки

Австралия

Австралия - загадки

Кенгуру

Южная Америка - загадки

Внутренние воды   Южной Америки

Северная Америка - загадки

Евразия- загадки

Евразия- работа ученицы 8 класса

8кл.

Познание России

Внутренние воды

Озёра России

Байкал

Климат России - разработана  Полуяновой Т.И.

Природные зоны России №1

Природные зоны России №2 (все природные зоны)

Восточно-Европейская равнина

Дальний Восток - разработана  Полуяновой Т.И.

Крупные природные районы

9кл.

Республики РФ, их столицы

Население России

Половозрастной состав населения

Хозяйство России – разработана  Полуяновой Т.И.

Уральский экономический район

Западная Сибирь

10кл.

Современная политическая карта мира

Население

География Мировых природных ресурсов

Мировое хозяйство 1-2ч.

Промышленность мира

Промышленность мира – работы учащихся 10 класса 2008г

Сельское хозяйство мира

Зарубежная Европа

Хозяйство Зарубежной Европы

Зарубежная Азия

Хозяйство Зарубежной Азии

Китай

Япония

США

Канада

Латинская Америка

Страны «Большой Семёрки»

Глобальные проблемы человечества

Справочник «Страны мира» - работы учащихся 10 класса 2007г

Справочник «Страны мира» - работы учащихся 10 класса 2008г

Для внеклассной работы

Звёздный час

100 дней

Морской бой

Знаешь ли ты свою страну?

Электронные учебники. Методические пособия

Образовательная коллекция 1С: география 6-10 класс. М.: ЗАО 1С, 2004

Образовательная коллекция 1С: география России

Хозяйство и регионы. 9 класс. М.: ЗАО 1С, 2004

Образовательная коллекция 1С: география России.

Природа и население. М.: ЗАО 1С, 2004

География. Тренажёр. М.:Гуру Софт, 2001

Серия 1С Школа. Экономика 9-11 класс Практикум.М.: ГУ РЦ ЭМТО,2004

Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. М.: Вита Пресс, 2006.

Страны мира. Географический справочник. М.: ЗАО «Новый диск»

Интерактивный 3D-атлас Земли. М.: ЗАО «Новый диск»

География в школе. Европа. М.: ЗАО «Новый диск», 2006

Энциклопедия География России М.: ЗАО «Новый диск», 2006

Уроки географии с использованием новых технологий 6-9 класс, 10-11 класс- М.: Глобус 2010.



Предварительный просмотр:

Полуянова Татьяна Иннокентьевна  МОУ «Приморская СОШ»  

Муниципальное управление образования  МО «Осинский район»

Проект «Современный педагогический опыт».

Приложение №3. Примеры открытых авторских уроков с использованием развивающих технологий

№1 Урок обобщающего повторения  по теме «План и карта»

  «Всемирный хоровод».

Данный урок разработан и проведён на районном семинаре директоров школ по теме «Система толерантного развития личности и этнокультурологическое образование школьников как средство реализации гуманистической парадигмы образования»

Цели: Систематизировать и обобщить и знания по теме «План и карта». Повторить термины и понятия по данной теме. Проверить уровень усвоения учащимися приёмов и умений работать с картой и глобусом.

        Развивать  представление учащихся о людях, населяющих планету Земля, подвести к тому, что люди любой национальности имеют право на счастье что необходимо проявлять дружбу и уважение к любому народу: воспитывать бережное отношение к людям, т.е.  воспитание нравственности, толерантности.

        Прививать навыки работы в команде, воспитание взаимовыручки, ответственности, самостоятельности

Оборудование. Презентация №1 с изображением Земли (вид из космоса) и легендами о происхождении человека; презентация №2 «Всемирный хоровод»; карта полушарий; таблица «Самые многочисленные народы»; фигурки людей, кораблики.

ХОД УРОКА.

I.    Организационный момент.

Уч.: Сегодня у нас урок обобщения по теме «План и карта», каждый из вас покажет, что узнал и чему научился, изучив тему «План и карта».

 Прочитайте тему урока.

Д.: «Всемирный хоровод».

В конце урока вы должны ответить на вопрос, почему урок получил такое название.

II. Ход игры

УЧ.: Сегодня мы будем работать группами и вам надо разбиться на команды.

1к. 4 человека, кто хочет работать вместе.

2к.- 3к определятся случайным выбором, взяв одну из фигур. (Формируются команды).

Уч.: Сегодня проводится соревнование между командами: за правильный ответ команда получает фигурку человека. Если кто-то ответит вперёд и без ошибок, он может получить две фигурки. Ответы должны быть полными, развёрнутыми, задания выполнены без ошибок, а самое главное нужно дружно работать в команде.   В конце урока подведём итоги.

Разминка

1. Как называется наша страна?

2. Какое путешествие будет короче: по экватору или по 60 параллели?

3. Путешествие по какому меридиану будет самым длинным?

4. Сколько материков на Земле?

5. Какой материк самый северный

6.  Какой самый южный?

7. Сколько океанов?

8. На каком материке живем мы?

9.  Как называется наша планета?

Задание: сочините рассказ с названием «Планета Земля»

Уч.: вашему вниманию представляется наша  планета, посмотрите и напишите рассказ. (3 предложения)

Уч.: Человека всегда интересовало:  Как же появились люди на Земле? Почему они все разные, почему говорят на разных языках. Человечество давно стремилось выяснить свое происхождение. Когда научных знаний еще не существовало, люди складывали об этом красивые легенды.

Легенды:

К 1. Австралийские аборигены верят, что вначале, «в эпоху сновидений», Земля была покрыта морем. На выступающих скалах и в воде жили человеческие личинки. Когда Земля высохла, предок ящериц каменным ножом отделил человеческие зародыши друг от друга, прорезал им глаза, уши, рот, нос, пальцы. Он научил их добывать огонь трением, готовить пищу, дал им орудия.

К 2. Легенда североамериканских индейцев.

Однажды боги вылепили фигурки людей из глины и положили их в печь обжигать. После обжига они приобрели кирпично-красный оттенок - это были индейцы. В следующий раз боги заболтались и забыли вовремя вынуть фигурки из печки. Те обуглились и стали черны, как головешки. Так возникли негры. А потом уж боги, боясь пережечь глиняные статуэтки, вынули их раньше времени, и они получились бледно-розового цвета. Так появились европейцы.

К 3. По библейской легенде, все люди когда-то были одним народом и говорили на одном языке. Возгордившись, они стали строить огромную Вавилонскую башню, по которой надеялись попасть на небо. За это Бог разгневался на них и разделил языки. Люди больше не могли договориться друг с другом, и строительство башни прекратилось. Так возникли разные народы.

ЗАДАНИЕ: определите столицы государств, где родились эти легенды

Австралии - Канберра

Мексики - Мехико

УЧ.: Сколько сейчас на Земле населения? (более 6 млрд. чел.)  Народов? Ответы учеников.

- На Земле наберется, по меньшей мере, 20тысяч, а возможно, и 25 тысяч разных народов и языков. Какие народы самые многочисленные в мире?

ЗАДАНИЕ: Укажите место каждого народа в таблице.

Самые многочисленны народы

Место


Народ


Численность (млн. человек)


Страна проживания



Бразильцы


149


Бразилия



Американцы


194


США



Русские


146


Россия



Хиндустанцы


244


Индия



Бенгальцы


190


Индия, Бангладеш



Японцы


126


Япония



Китайцы


1220


Китай


Подведите итог, покажите государства  на карте.

Уч. В конце XX века все население планеты составляло около 6 млрд. человек: китайцы, хиндустанцы, американцы, бенгальцы, бразильцы, русские, японцы. Чем отличается каждый народ?

Д. Язык, культура, национальный характер, религия, традиции...

Как люди могут понять друг друга, не зная языка?

(с помощью жестов, с помощью общепринятых сигналов, например, SOS)

ЗАДАНИЕ. Изобразите с помощью жестов географические  понятия:

компас, глобус, карта

ЗАДАНИЕ

Парусное судно терпит крушение, его координаты 15° с.ш., 55° в.д. 

 Посылает сигнал о помощи «SОS».  

1. Жители какой страны первыми придут на помощь этому кораблю?

2. Определите протяжённость страны с С. на Ю.

Прикрепить на карте кораблики в местах крушения корабля.

УЧ. Люди на нашей планете живут в различных уголках: больших материках и маленьких островах.

ЗАДАНИЕ: Определите названия государства или моря, которое имеет следующие координаты:

ОМАН   -      

ТУРЦИЯ-      

ЛИВИЯ -        

ИСЛАНДИЯ

ЧИЛИ -

НИГЕР

ОХОТСКОЕ

20° с.ш., 57° в.д.

40° с. ш., 30° в.д.

25° с.ш., 20° в.д.  

65 ° с.ш., 20°з.д.

23° ю.ш., 70°з.д.

15 °с.ш.,  10° в.д.

55°с.ш., 150°в.д.

Из первых букв составьте слово.

Уч.: Т.е. вы все отлично справились с заданиями, а теперь подведём итог:

Каждая группа набрала фигурки людей. Сколько у каждой команды? – Подведение итогов.

- Представим, что у каждого из вас в руках не фигурка, а живой человек. Мы не знаем, где живет этот человек, сколько ему лет, какой он национальности. Он просто человек.

- Пусть у людей будет разный цвет кожи. Пусть люди будут говорить на разных языках и жить на разных континентах. А может ли быть что-то общее у всех людей, живущих на нашей планете  в отношениях друг к другу.  Подумайте и напишите, какими качествами характера должен обладать человек, живущий на планете Земля. Каждая группа выступает.

На глобус по экватору закрепляются фигурки людей с написанными на них словами:

Добрый, Умный, Смелый, Сильный, Улыбчивый, Преданный, Честный...

Почему вы считаете, что люди должны быть такими?

Д.: Если люди будут обладать всеми этими качествами, то на Земле исчезнут войны, ссоры. Люди не будут страдать и ненавидеть друг друга. Все равно, какой ты национальности, какого цвета кожи.

- Чего ради нам ненавидеть друг друга? Мы все заодно, уносимые одной и той же планетой. Надо очень любить этот мир, любить его таким, каков он есть. Надо раскрыть ему душу и слиться с ним, делая что-то здесь и сейчас, что сделает мир хоть капельку лучше и добрее. Тогда только вся планета станет твоей, ты поймешь ее тайны и поймешь самого себя.

Что у нас получилось на глобусе – Всемирный хоровод.

И в заключение стихотворение С. Маршака «Всемирный хоровод».

 Стихи для ребят

Всех народов и стран:

Для абиссинцев,

И англичан,

Для испанских детей

И для русских,

Шведских,

Турецких, немецких,

Французских

Негров, чья родина -

Африки берег;

Для краснокожих

Обеих Америк.

Для желтокожих,

Которым вставать

Надо,

Когда мы ложимся в кровать,

Для эскимосов,

Что в стужу и снег

Лезут

В мешок меховой

На ночлег;

Для детворы

Из тропических стран,

Где на деревьях

Не счесть обезьян;

Для ребятишек

Одетых и голых -

Тех, что живут

В городах и селах...

Весь этот шумный,

Задорный народ

Пусть соберется

В один хоровод.

Север планеты

Пусть встретится с Югом,

Запад с Востоком,

А дети друг с другом.

О чём это стихотворение?        

Почему все дети, всех цветов кожи, независимо от национальности должны жить дружно?

(Чтобы не было войны и на Земле и все жили счастливо).

III. Итог урока

Уч.: Объясните,  почему урок носил название «Всемирный хоровод»?

Выставление оценок в группах.

И в заключение хочу сказать.

Что лучше географии предмета не сыскать

Мир географии огромен,

Стремитесь же его познать!

Спасибо всем за урок!

До свидания!

№2  Урок обобщения Игра «Крестики-нолики» по теме «Австралия» 7 класс.

Открытый урок в рамках «Дня открытых дверей» для родителей

Цель: Привитие познавательного интереса к изучению стран и континентов, воспитание коллективизма, уважительных, дружеских межличностных отношений.

Оборудование: игровое поле, атрибуты к конкурсам.



Уезжаю…



Чёрный ящик



Что к чему?


Блеф –  игра.



Вокруг Австралии.


Кроссворд


Эстафета.


Да – нетка.




Самый- самый…

Ход занятия:

1. Вступительное слово учителя, мотивация деятельности, разъяснение условий игры: ученики выбирают по очереди сектор, затем проводятся конкурсы между командами «крестики» и «нолики», а после проведения очередного конкурса ставится заначек выигравшей  команды.

2. Ход игры.

1. Уезжаю… Нужно собрать туриста, уезжающего в Австралию. Из одной команды он уезжает в декабре, а из  второй в июле.

2. Чёрный ящик.  По устному описанию угадайте, о какой вещи идёт речь.

3. Блеф-игра

Как известно охотники и рыболовы на привале начинают рассказывать свои удивительные байки. После каждого такого рассказа, команда соперников на вопрос ведущего: «Правда, это или нет?» хором отвечают «да» или «нет».

1. Как только мы приехали в Сидней, я быстрее на пляж. Народу полно, вода тёплая. Только окунулся, плыву, вдруг крик: «Акулы!». Оглянулся, а за мной шестиметровая акула. Едва ноги унёс.

2. А я на севере Австралии решил поплавать в океане. Гляжу- пасть открыта и глазищи – во! Десятиметровый крокодил! Я на него так посмотрел, что он срезу уплыл.

3. Был я в заповеднике, так там на моих глазах дикие собаки динго разорвали кенгуру, а вожак кенгуру за это убил собаку динго.

4.Был я в том заповеднике. Я страусу эму так понравился! Несколько раз он мимо меня прошёл и всё кланялся. Я ему говорю: «Дружище, дай лапу!» Он как дал! чуть меня не убил!

5. Мне в заповеднике понравился медведь коала, что в переводе с языка аборигенов означает «непьющий». Думаю, это хорошо, что не пьешь целый день, возьму тебя с собой в Россию. А он, оказывается, ест, ест и ест целый день, и не всё подряд, а только листья тех эвкалиптов, которые ему нравятся. Поэтому ни один зоопарк мира его не берёт. Я решил, что он мне тоже пока такой не нужен.

6. А я раз иду по зарослям сухого буша. Гляжу: огромная куча мусора, а около неё петушок, и открытый клюв то и дело суёт и суёт в неё. Что ты думаешь, она делает? Температуру измеряет – это у него инкубатор. Куры нанесли яиц, листва гниёт, тепло выделяется, а он следит, чтобы они не перегрелись: то мусор отгребает лапами, то сгребает.

7. А вот я тебе расскажу - не поверишь. Иду я по тропическому лесу. Гляжу: на двадцатиметровом папоротнике сидит лирохвост и ржет как лошадь.

8. Странные люди -  эти австралийцы: выгнали с ферм верблюдов, они теперь им не нужны – тысячами бродят по пустыне.

4. Чайнворд Австралия.

                                               

 

1 - столица Австралийского Союза;

2 - сумчатое животное;

3 – река;

4 – дерево с безлистными нитевидными ветвями;

5 – коренной житель;

5. Да - нетка

1.Утконос - яйцекладущее млекопитающее, ведущее скрытый образ жизни.

2.Канберра- столица Австралийского Союза.

3.Тасмания - небольшой остров к северу от материка.

4.Аборигены- коренные жители материка.

5.На восточном побережье расположен Большой водораздельный хребет.

6.Кенгуру - редкое сумчатое животное, обитающее на острове Тасмания.

7.Эйр - крупная река Австралии.

8.Эвкалипт - высокое дерево, листья которого ребром повёрнуты к солнцу.

9.Австралия - самый маловодный материк.

10.Австралию открыл Дж. Кук.

11.Самая высокая вершина Австралии - гора Джая.

12.Скрэб - заросли колючего кустарника.

13.Крик – пересыхающее русло реки.

14.Крупнейший остров у берегов Австралии - Мадагаскар.

15.Австралия - крупнейший в мире производитель шерсти.

6. Что к чему?

Найти соответствие

1.Крупное сумчатое животное, рождающее детёнышей размером с грецкий орех.

2.Яйцекладущее млекопитающее, похожее на ежа.

3.Листья этого дерева повёрнуты к солнцу и дают мало тени.

 4.Красивая птица c  самым большим числом перьев.

5.Единственный, но очень странный хищник.

6.Очень привередливый в еде медведь.

7.Хвост этой птицы похож на музыкальный инструмент.

8.Верхушку этого дерева венчает копна узких листьев, как у злаков.

9.Яйцекладущее млекопитающее, как бы собранное из частей других животных.

10.Крупный страус.

    а) Коала;                           е) утконос;

    б) чёрный лебедь;            ж) травяное дерево;

    в) ехидна;                          з) эвкалипт;

    г) лирохвост;                    и) эму;

    д) кенгуру;                       к) динго.

7. Эстафета.

Команды пробегают эстафету: первый, как кенгуру, второй как страус и т. д.

8. Вокруг Австралии

Пользуясь картой Австралии, дайте правильный ответ.

1.Большой Австралийский залив омывает Австралию с севера или с юга?

2.Что расположено севернее - озеро Эйр или река Муррей?

3.Какие моря Тихого океана омывают Австралию?

4.Какое самое большое по площади море расположено у берегов Австралии?

5.Река Муррей впадает в озеро Эйр или в Большой Австралийский залив?

6.Какой остров- Тасманию или Н. Гвинею - отделяет от Австралии Бассов пролив?

7.Залив Карпентария омывает северный или южный берег Австралии?

8..Арафурское море - это Тихого или Индийского океана?

9.Между Австралией и островами Н.Зеландии находится Тасманово или Коралловое море?

10.Какой остров – Тасманию или Н.Гвинею - отделяет от Австралии Торресов пролив?

9. Самый-самый…

Назвать рекордсменов Австралии.

                       №3 «Климатический образ России».

 Данный урок был проведён на районном семинаре учителей географии, размещён на сайте geo.1september.ru  «Фестиваль педагогических идей. Открытый урок»

Построение урока и реализация его целей достигается в соответствии с требованиями к технологии ЛОО: на основе  развивающего обучения, создании ситуаций выбора и успеха, а так же организации индивидуально- творческой работы, заключающейся в моделировании картосхемы «Климатический образа России». Эта работа позволяет выразить  каждому ученику своё личное отношение к климатическому образу России и  помогает в полной мере понять влияние климатических факторов на формирование климата страны.

Тип урока: формирование новых знаний.        

Цели по содержанию:

Образовательные: продолжить формирование представлений и знаний об особенностях  и главных чертах природы России; познакомить учащихся с новыми терминами и понятиями, познакомить учащихся с основными факторами, определяющими климат России: географическим положением, солнечной радиацией, циркуляция атмосферы; продолжить формирование умения работать с климатическими картами.

Развивающие: развитие таких мыслительных операций как: анализ, синтез, обобщение, выделение главного, сравнение сопоставление. Развитие следующих УОУН: устная речь (диалог и монолог), развитие творческих способностей.

Воспитательные:  воспитание чувства ответственности, коллективизма и самостоятельности, уверенности в своих силах.

Формы организации учебной деятельности: сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной форм обучения.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический.

Оборудование: карты атласа: суммарная солнечная радиация, температура января, июля; картосхемы учебника; настенная контурная карта России, набор условных значков- символов, физическая карта России, раздаточный текстовый материал и контур  России на каждую парту


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной и творческой активности учащихся на уроках русского языка и литературы

Важной задачей современной  школы является формирование творческого мышления и продуктивной деятельности учащихся для свободной реализации возможностей и способностей личности в обществе. ...

Активизация познавательной и творческой деятельности учащихся на уроках географии с использованием ТРИЗ технологии.

Уроки географии с ТРИЗ – «это уроки мудрости, счастья и творчества». В ходе таких уроков у учащихся появляется мотивация и желание развивать свое мышление....

Конспект "Урок наглядной геометрии в 5 классе с применением технологии развивающего обучения".

Урок с применением опережающего обучения по теме"Треугольник" для учащихся 5 класса....

Семинар «Развитие творческих способностей учащихся на уроках украинского языка и литературы с использованием современных технологий в обучении»

24 февраля 2016 года в МОУ «Школа-коллегиум» (директор Противенская О.Г., зам. директора Горбачёва Н.А.).) состоялся семинар для учителей украинского языка и литературы. Тема семинара «Развитие творче...

Развитие познавательной и творческой активности учащихся на уроках физики посредством использования современных образовательных технологий

Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения арсенала образовательных технологий.  В своей работе на уроках физики я использую технологии поэлементно и полностью: информа...

Развитие познавательной и творческой активности учащихся на уроках географии с использованием ТРИЗ технологии

Развитие познавательной и творческой активности учащихся на уроках географии с использованием ТРИЗ технологии...