Сценарий урока географии "Закономерности размещения промышленности: основные тенденции."
презентация к уроку по географии (11 класс) по теме

 

Класс.  11  (углубленной изучение географии, социально-экономический профиль)

ТемаЗакономерности размещения промышленности: основные тенденции.

Учебно-методическое обеспечение. Учебно-методический комплекс «География человеческой деятельности: экономика, культура, политика» (автор  О.И. В.Н. Холина) 

Необходимое оборудование и материалы для занятия. Интерактивная доска, медиапроектор, ноутбук, атласы «Экономическая география мира» изд-ва «Дрофа», дидактический материал.

Время реализации занятия. 80 минут.

Авторский медиапродукт. Windows XP, Power Point, наглядная презентация 23 слайда

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon scenariy_uroka_geografii.doc232 КБ
Office presentation icon prezentaciya_.ppt2.03 МБ

Предварительный просмотр:

Сценарий урока географии (19.04.2012.)

      Автор. Кирюшина Алёна Владимировна

Класс.  11а (углубленной изучение географии, социально-экономический профиль)

Тема.  Закономерности размещения промышленности: основные тенденции.

Учебно-методическое обеспечение. Учебно-методический комплекс «География человеческой деятельности: экономика, культура, политика» (автор  О.И. В.Н. Холина)  

Необходимое оборудование и материалы для занятия. Интерактивная доска, медиапроектор, ноутбук, атласы «Экономическая география мира» изд-ва «Дрофа», дидактический материал.

Время реализации занятия. 80 минут.

Авторский медиапродукт. Windows XP, Power Point, наглядная презентация 23 слайда

Технологический сценарий занятия. Разветвленная сложная модель 

      Целесообразность использования медиапродукта на занятии:

Повышение эффективности усвоения учебного материала за счёт одновременного изложения учителем необходимых сведений и показа демонстрационного материала.

Интенсификация учебно-воспитательного процесса.

Цель урока: Закрепить и углубить знания о размещении промышленных объектов.

Задачи:

Образовательные:

Ввести понятия моделей размещения производства.

Актуализировать знания о размещении предприятий различных отраслей промышленности.

Формирование универсальных учебных действий:

Познавательные: формирование научной картины мира; овладение методологией познания,          поиск и выделение необходимой информации; знаково-символические действия, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли 

Личностные: Развития  задач самоопределения: «Я знаю...»; «Я создам...»; «Я стремлюсь...».

       Ведущие образовательные технологии:

технология критического мышления,

проблемный метод приобретения знаний.

       План урока:

Этапы занятия

Временная реализация

Организационный момент.

Включение в предмет:  Удивительный мир стран

5 минут

Актуализация знаний:

заполнение таблицы

план развития бизнеса

экспертиза решения  задач

15 минут

Изучение нового материала:

Модели размещения производства

20 минут

Практическая работа: Размещение металлургических предприятий в разных странах мира.

20  минут

Закрепление материала:

Решение проблемного вопроса

10  минут

Рефлексия

10  минут

      Ход урока:

      Опережающее задание группе учащихся (желательно из числа сдающих ЕГЭ)

Заполнение таблицы (в ноутбуке): Проставить плюсы соответствия «отрасль – принципы

размещения»              (ЕГЭ, А)

Отрасль

промышленности

Сырь

евой

Энерге

тический

Вод

ный

Квалифици

рованные трудовые ресурсы

Потреби

тельский

Нефтедобывающая

+

Нефтеперерабатывающая

+

ТЭС

+

ГЭС

+

АЭС

+

Черная металлургия

+

Цветная металлургия легких металлов

+

+

Цветная металлургия тяжелых металлов

+

Точное машиностроение

+

Целлюлозно-бумажная

+

+

+

Мебельная

+

Кондитерская

+

        

Решение задач (ЕГЭ, С4)

А. Используя картосхему, объясните, чем обусловлено в г. Кемерове производство азотных удобрений. Укажите две причины.

 Б. «В 2006 году начато строительство нового нефтепровода "Восточная Сибирь – Тихий океан" (ВСТО). При его строительстве будут использоваться новейшие технологии, призванные обеспечить надежность его эксплуатации в условиях низких температур и вечной мерзлоты. Против прокладки трассы нефтепровода в непосредственной близости от озера Байкал возражали ученые-экологи, которые говорили о неизбежности экологической катастрофы в случае аварии на будущем нефтепроводе. Под их влиянием было принято решение об изменении трассы трубопровода».

                                             

Какие особенности территории, по которой должен был пройти нефтепровод, заставляли ученых говорить о высокой степени вероятности аварии на нефтепроводе и неизбежности, в этом случае, загрязнения вод озера Байкал? Укажите две особенности.

В.  Приведите не менее двух аргументов, объясняющих размещение предприятий черной

            металлургии Японии.

Организационный момент. Включение в предмет:

Задача: Угадать страну (ЕГЭ, В11)

Ученики представляют факты без указания страны. (домашнее задание)

      Введение в тему:

      Решение задачи: Выбор стратегии индустриализации при переходе от ремесленного производства

                                     к индустриализации.

Принятие решения  о создании и размещении бизнеса. Итак, у Вас есть достаточный первоначальный капитал – необходимое условие для создания бизнеса. В большинстве стран он формировался за счет изъятия ресурсов из аграрного сектора и (или) за счет торговли и неэквивалентного обмена с колониями.

Для принятия решения ответьте на следующие вопросы:

Это будет предприятие добывающей или обрабатывающей промышленности? (добывающей, так как на сырьё быстрее найти покупателя)

           Вопрос: А если добывать нечего – Япония!

Это будет предприятие легкой или тяжелой промышленности? (легкой, так как эти предприятия дают большую прибыль и быстрее окупаются).

           Следующий шаг:

Создание предприятий тяжелой промышленности  -  такой путь делает страну менее зависимой от импорта станков и оборудования.

      Выводы:

В 19 веке основополагающим был ….. (сырьевой) фактор.

Он остается актуальным сегодня для размещения … (добывающих) отраслей промышленности.

Обрабатывающая промышленность размещалась на территориях, которые имели источники …(воды и энергии), развитую …(транспортную)  инфраструктуру, …. (квалифицированную) рабочую силу.

Проверка таблицы и решения задач.

     Современные факторы размещения промышленного производства:

Сокращение значения природных факторов. Истощение старых месторождений в экономически развитых странах, освоение ресурсов в развивающихся странах и труднодоступных районах привело к изменению прежней территориальной структуры промышленности.

Развитие транспортной инфраструктуры - относительная дешевизна перевозок способствовали росту объемов импорта сырья и топлива и размещению перерабатывающих предприятий в портах.

Развитие зон приграничного сотрудничества и зон свободного предпринимательства — оффшорных зон с благоприятным налоговым законодательством для компаний.

Рост значения общественных факторов размещения. Важнейшее значение для размещения наукоемких и высокотехнологичных производств в экономически развитых и новых индустриальных странах имеет квалификация рабочей силы.

Изменение производственных технологий. Внедрение ресурсосберегающих технологий, автоматизация и механизация, рост производительности труда снизили значение таких факторов производства для размещения промышленных предприятий как наличие природных и трудовых ресурсов.

Близость к центрам науки (технополисы мира)

Отношение местных властей и населения к размещению индустриальных объектов. (строительство аэропортов, атомных электростанций).

Рост влияния транснациональных корпорации (ТНК). Деятельность компаний наиболее богатых стран вышла за их границы.

Реклама может обеспечить дополнительные преимущества для сбыта продукции.

Социальные аспекты, государство почти всегда стремится развивать отрасли, ориентированные на переработку собственного сырья, чтобы уменьшить экспорт полезных ископаемых.

Экологические стандарты. Кто за этим следит?

  Профессиональная ориентационная (Белик А, Бреусов А)

Карьера — экология и природопользование.

Для успешной карьеры в области экологии и природопользования необходимо хорошо знать естественные науки, среди которых ведущее место занимает география. Географические знания о региональном использовании природных ресурсов, о возможных природных катастрофах в различных природных зонах, об экологических последствиях хозяйственной деятельности и об уязвимости естественных ландшафтов важны для разработки методов рационального природопользования.

Специалисты по экологии и природопользованию могут работать в частных и государственных предприятиях. Они востребованы в Министерстве природных ресурсов РФ, Министерстве сельского хозяйства РФ, в природоохранных ведомствах и учреждениях, а также в экологических службах местных органов власти, на предприятиях, связанных с технологическими аспектами охраны природной среды и обеспечением экологической безопасности. Экологизация экономики дает возможности применения своих знаний в экологическом аудите. Специалисты занимаются управлением в системе охраны природы и природопользования, контролем и прогнозом загрязнений природной среды, проведением комплексных исследований отраслевых, региональных, национальных и глобальных экологических проблем и разработка рекомендаций по их разрешению; а также обеспечением экологической безопасности, проведением экологической экспертизы, контролем в органах экологической прокуратуры и полиции.

Изучение нового материала.

Учитель:  Как правило, изучается несколько вариантов размещения: сопоставляются суммарные производственные и транспортные издержки на исходное сырье, топливо, энергию, рабочую силу и вывоз готовой продукции на рынок. Затем определяются масштабы производства рабочей силой, а также вывоза продукции в другие районы. Только затем определяется место для размещения производства.

Работы над общей теорией размещения промышленности и разработкой моделей, позволяющих учесть все эти факторы (или их большую часть), начались в конце XVIII в. Первые модели размещения были созданы экономистами рикардианской школы (Смит, Рикардо): размещение промышленности результатом пространственного распределения излишков сельскохозяйственной продукции, необходимых как продовольствие для рабочих и сырье для производства.

Создание глобальной модели размещения промышленности принадлежит немецкому экономисту  Веберу, издавшему в 1909 г. книгу «Теория размещения промышленности». Он первым ввел в научный оборот понятие «фактор размещения», понимаемое как экономическая выгода для хозяйственной деятельности, появляющаяся в зависимости от места.

Гравитационная модель Шеффле. Шеффле утверждал, что промышленность развивается преимущественно в больших городах или поблизости от них. Большие города притягивают к себе промышленные предприятия, причем сила их притяжения обратно пропорциональна квадрату расстояния между ними:

где Μij — притяжение двух городских центров i и j,

Pi,Pj — население городов i и j,

Dij — расстояние между городами.

Локализация промышленности тем сильнее, чем больше городское население, чем меньше расстояние до рынков сбыта и чем теснее расположены крупные города – Приозерный мегаполис США, Рурский мегаполис, Самарская агломерация.

Работа в группах:

1 группа – Изучение модели Вебера размещения промышленности и представление результата (рассказ по схемам). Материал изучается по учебнику – с. 217 (схемы прилагаются)

Размещение промышленности поблизости от веса сырья и готовой продукции


Если сырье тяжелее конечных продуктов, то экономия на транспортных издержках достигается за счет размещения ближе к источникам сырья.


Если конечная продукция тяжелее сырья, то размещение предприятия тяготеет к рынку.

2 группа – Выполнение практической работы  «Размещение черной металлургии — оптимальное и удовлетворительное» (ЕГЭ, часть А, В)

                   А. Интерактивно

                   Б. с. 220 задание 4. Представление результата с объяснением выбора:  

Найдите соответствие между вариантами размещения месторождений каменного угля, железной руды, заводами и рынками сбыта в важнейших металлургических базах мира и их названиями.

Схема

Металлургическая база

Объяснение размещения







Индивидуальное задание для одного человека: 

      Прочитать текст «Уроки голландской болезни» для последующего комментария, создать слайд

      для передачи содержания.

«Открытие и разработка крупных месторождений нефти и газа в условиях роста мировых цен приводит к ряду негативных факторов для национальной экономики. Растет курс национальной валюты, а это, как известно, отрицательно сказывается на экспорте продукции обрабатывающей промышленности. Все стараются вкладывать капиталы именно в добывающую промышленность — как приносящую максимальную прибыль. Таким образом, инвестиции в обрабатывающую промышленность сокращаются, а в условиях снижения ее конкурентоспособности на мировых рынках (вследствие роста курса национальной валюты) производство сокращается, что приводит к безработице и росту социальной напряженности. Это явление получило название «голландской болезни», так как эти явления стали проявляться в экономике Нидерландов после открытия и начала активной эксплуатации месторождений нефти и газа в Северном море.»

Обсуждение результатов практической работы.

Рефлексия.

Обсуждение проблемного вопроса: Обладание природными ресурсами благо или беда для экономики страны?

              Аргументы «за» и «против».

      Выступление учащегося с анализом статьи.

Итоги урока.

Домашнее задание: глава 4.

                                   Выполнить задание. (ЕГЭ, С5)

Используя данные таблицы,  приведённой ниже,  сравните долю сельского хозяйства в ВВП и долю сельского хозяйства в общем объёме экспорта Австралии и Колумбии.  Сделайте вывод о том,  в какой из этих стран сельское хозяйство играет бóльшую роль в экономике.  Для обоснования своего ответа запишите необходимые числовые данные или вычисления.  

Социально-экономические показатели развития Австралии и Колумбии в 2010  г.

Австралия

Колумбия

Численность населения, млн человек

20

44,4

Объём ВВП, млрд долл.

667

376

Отраслевая структура ВВП, %

Сельское хозяйство

4

12

Промышленность

26

35

Сфера услуг

70

53

Общий объём экспорта,   млрд долл.

117

25

Объём сельскохозяйственного экспорта,  млрд долл.

15

5

Анализ статистики по внешней торговле в динамике по странам  регионам мира

Инвестиционный климат, транспортные издержки, агломерационная экономия

Промышленность добывающая и обрабатывающая

«Голландская» болезнь

Обладать природными ресурсами: благо или беда для экономики?

Варианты размещения металлургического производства

Модель Вебера

Гравитационная модель Шеффле

Модели размещения

«Удивительное»  страноведение

Актуализация: принципы размещения производства

Принятие решения о создании и размещении бизнеса.

Целесообразность размещения производства


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные тенденции развития русской литературы на рубеже 19-20 веков.

Презнтация на основе материалов к учебнику А.Агеносова....

Урок: «Основные тенденции развития поэзии в конце ХХ века».

Данный урок знакомит с  этапами развития поэзии 60-90 годов ХХ века, с  поэтами того периода....

Субъектная организация повествования ( основные тенденции, герои, системы изображения)

Проект урока по литературе в 10 классе в системе блочно-модульной технологии ( БМТ )...

Основные тенденции в развитии русского языка нового времени

Материалы к научно-практической конференции...

Российская молодежь и современное образование: основные тенденции и проблемы

Что нужно современному молодому человеку для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях жизни?...

Урок новейшей истории в 9 классе "Основные тенденции мировой экономики на рубеже XX-XXI веков".

Урок составлен  в соответствии с требованиям ФГОС. Ученики, работая в группах, сами определяют тенденции мировой экономики: постиндустриализация, перегруппировка стран по экономическим показателя...

Факторы размещения промышленных предприятий (9, 10, 11 классы)

Таблица, в которой собраны основные факторы размещения ПП поможет ребятам не только в  подготовке домашнего задания, решении практических заданий, но и в подготовке к экзаменам....