Субъектная организация повествования ( основные тенденции, герои, системы изображения)
проект (литература, 10 класс) на тему

Проект урока по литературе в 10 классе в системе блочно-модульной технологии ( БМТ )

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_uroka_10_klass.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Модуль I (1 урок)

Субъектная организация повествования ( основные тенденции, герои, системы изображения)

Учебный элемент

Содержание урока

Деятельность учащихся

№ 1 Организационный момент

1-2 минуты

 - Дать представление об основных  тенденциях повествования и изображения героя в русском повествовании

- Показать основные приёмы создания художественного образа

- Сравнить и обобщить изученные ранее образы героев, опираясь на новый материал

-Истолковать значение эпиграфа к уроку: « Истинный герой играет во время сражения шахматную партию независимо от ее исхода.»
(Наполеон I)

- Уметь находить  «скрытый смысл» повествования

- Усвоить значение литературных терминов («система образов», « антагонизм», «психологизм» )

Из заявленных учителем целей  на основе выполнения предыдущего домашнего задания определение индивидуальных программ-минимумов выполнения поставленных задач блокового урока

№ 2

 Лекция с использованием таблицы

10-12 минут

Повествование может быть

-  личное  (от лица лирического героя: исповедь)

-  безличное  (от лица повествователя)

Виды портрета:

1) портрет-описание опирается на физиологию

2)  портрет-сравнение (с другими персонажами: Татьяна – Ольга «Евгений Онегин»;  с литературным  стереотипом:  Ольга – там же)

       а) краткий, с минимумом деталей (лаконичность, приводящая к возрастанию роли художественной детали)

      б) подробный, обильно детализированный

      в)  статический  (единовременно даёт подробное представление о внешнем  облике персонажа:  Плюшкин – « Мёртвые души » Н.Гоголя ) 

      г) динамический ( детали внешнего облика персонажа «накапливаются» на протяжении всего произведения : Наташа – «Война и мир» Л.Н.Толстой )

 Приёмы создания художественного образа человека :

- внешние черты( портрет)

- психологический анализ( внутренний мир, «диалектика души»)

- характер персонажа( поступки в системе сюжета, образов)

- характеристика героя автором или другими персонажами ( непосредственная или опосредованная )

- сопоставление и\или противопоставление другим героям 

- изображение природы

- художественная деталь

- социальная среда, общество

- наличие или отсутствие прототипа

1.Основные записи( конспект) в тетрадях

2.Ответы на поставленные учителем вопросы по пониманию учебного блока

3. Работа с терминами

3.Приведение примеров и аргументов

№ 3

Доклады о типах героев  с использованием презентации

10-12 минут

ПРЕЗЕНТАЦИЯ « ГЕРОИ-ПЕРСОНАЖИ В РУССКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XIX века» ( каждый последующий слайд презентации здесь выделен шрифтовым заглавием)

ВИДЫ ОБРАЗОВ ПО ЛИТЕРАТУРНЫМ РОДАМ:

1.Лирические

2.Драматические

3.Эпические

Персонажи могут группироваться по

  • классовому признаку
  •  сущности
  •  сюжетной роли
  •  участию в конфликте

Система персонажей  - способ выражения идейного и художественного замысла автора. Во взаимодействии персонажей, в их сопоставлении, сравнении, противопоставлении проявляется взгляд писателя на созданный им художественный мир, на самих героев, их слова и поступки и на окружающую действительность.

Чем сложнее творческая задача, решаемая художником, тем труднее построить стройную систему персонажей, тем хуже она подчиняется систематизации. Однако основные тенденции можно указать:

СИСТЕМА ПЕРСОНАЖЕЙ РЕАЛИСТИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

  •  ВЕРШИННАЯ СИСТЕМА
  • СИСТЕМА РАВНОЗНАЧНЫХ ОБРАЗОВ
  • НЕЗАМКНУТАЯ СИСТЕМА

 ВЕРШИННАЯ СИСТЕМА:

1.Идеально вершинная

  • Восходит к романтизму
  • Диктует наличие одной сюжетной линии

(«Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова, «Отцы и дети» И.С.Тургенева)

2.С другими тенденциями

  • При одном главном герое возможны параллели : персонажи-двойники или тяготение к равноценности с другими героями
  • Обычно возникают другие сюжетные линии при наличии основного конфликта

(«Горе от ума» А.С. Грибоедова , «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского)

СИСТЕМА РАВНОЗНАЧНЫХ ОБРАЗОВ:

  • Предоставляет очень широкие возможности
  • Несколько равноценных сюжетных линий
  • Несколько конфликтов
  • Возможно наличие подсистем с другими типами организации

(«Евгений Онегин» А.С.Пушкина, «Война и мир» Л.Н.Толстого )

НЕЗАМКНУТАЯ СИСТЕМА: 

  • Восходит к жанру путешествия (сентиментализм)
  • Композиция «нитка бус»
  • Бесконечное число персонажей
  • Движение во времени («Очарованный странник» Н.С.Лескова)
  • Движение в пространстве («Мёртвые души» Н.В.Гоголя)

ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ПЕРСОНАЖАМИ

1.Параллелизм ( мать Татьяны Лариной – её няня – сама Татьяна)

2. «Скрещение судеб»( Наташа – князь Андрей)

3. «Случайный персонаж» ( молодой человек в начале «Мёртвых душ»)

4.  «Крещендо» - возрастание свойств  ( Коробочка – Ноздрёв – Плюшкин)

5.Противопоставление  ( Татьяна – Ольга)

6. Персонаж  - цитата  ( Наполеон – Кутузов

***

Указанные системы персонажей обычно осложняются взаимоотношениями отдельных действующих лиц( например, в рамках незамкнутой пространственной системы могут встретиться противоположные друг другу герои ( Ноздрёв – Собакевич)

В драматическом произведении велика роль упоминаемых или внесценических персонажей, которые, не входя в систему действующих лиц, тоже вступают в определённые отношения с ними. Подобные персонажи характерны и для реалистической прозы: Сонечка в романе И.А.Гончарова «Обломов», Марфа Петровна в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

1.Схематичное изображение в тетради основных понятий  презентации

№ 4

Проверочная работа

8-10 минут

Практическое задание по формированию необходимых умений  нахождения характеристик  главных героев изученных  ранее произведений с указанием вида образов,  отношений между персонажами ( с опорой на составленную в тетради схему)

1 группа:

1.Чацкий – Софья – Молчалин

2. Онегин – Ольга

3. Бэла- княжна Мери - Вера

2 группа:

1.Молчалин – Скалозуб – Фамусов

2. Татьяна – Ольга

3. Грушницкий -Печорин

№ 5

Работа с «ключами»

5-7 минут

Инструктаж по работе с ответами, занесению их в «Контрольный листок»

Виды образов

1 группа

2 группа

1, 2 -Лирические

3 - Эпические

1 – Скрещение судеб

2 - Противопоставление

3 –Нарастание свойств

Каждый правильный ответ – 1 балл

Каждый правильный ответ – 2 балла

Каждый правильный ответ – 2 балла

1.Осмысление проделанной работы

Внесение результатов в «Контрольный листок изучения модульного блока»

2. Объяснение ошибок

№ 6

Домашнее задание

 1-2 минуты

Объяснение дифференцированного и индивидуального домашнего задания ( в зависимости от количества баллов выполненной  проверочной работы)

Личный выбор заданий из предложенных

№ 7

Итоги

1-2 минуты

1.Достижение или нет поставленных учителем целей

2.Выполнение личной программы-минимум

Объяснение значения эпиграфа к уроку


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока географии "Закономерности размещения промышленности: основные тенденции."

Класс.  11  (углубленной изучение географии, социально-экономический профиль)Тема.  Закономерности размещения промышленности: основные тенденции.Учебно-методическое обеспечение. У...

Основные тенденции развития русской литературы на рубеже 19-20 веков.

Презнтация на основе материалов к учебнику А.Агеносова....

Урок: «Основные тенденции развития поэзии в конце ХХ века».

Данный урок знакомит с  этапами развития поэзии 60-90 годов ХХ века, с  поэтами того периода....

Основные тенденции в развитии русского языка нового времени

Материалы к научно-практической конференции...

Российская молодежь и современное образование: основные тенденции и проблемы

Что нужно современному молодому человеку для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях жизни?...

Выступление на РМО по теме: "Основные тенденции развития наций. Межнациональные конфликты и пути их разрешения в преподавании обществознания".

Выступление на РМО по теме: "Основные тенденции развития наций. Межнациональные конфликты и пути их разрешения в преподавании обществознания"....