ИКТ, как механизм реализации ФГОС.
статья (география) по теме

Малыгина Алла Валентиновна

Статья. Выступление на Международной конференции посвященной вопросу внедрения ФГОС (ФГТ) в образовательный процесс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИКТ, как механизм реализации ФГОС.

 Наша современная жизнь протекает в условиях формирующегося единого информационного пространства. Трудно назвать область, которая к концу XX – началу XXI столетий, не была бы затронута идейной революцией наступающей постиндустриальной, информационной эры. Творческий подход требует включить в свою работу новые требования времени: использование информационных технологий.

 XXI век делает необходимым в преподавании различных дисциплин широкое использование компьютерных технологий. Эта необходимость определяется особенностями нашего времени, которое предъявляет к работнику свои требования: высокий профессионализм, оперативность в использовании нового знания, технологий. Сегодня повышение информационной культуры с максимальным использованием информационных технологий означает постоянный поиск новых форм работы.

                 Проникновение современных информационных технологий в сферу образования позволяет педагогам качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения. Целью этих технологий в образовании является усиление интеллектуальных возможностей учащихся в информационном обществе, а также гуманизация, интенсификация процесса обучения и повышение качества обучения на всех ступенях образовательной системы.

 Вся система образования, включая область гуманитарного знания, широко опирается на те ресурсы, которые нам предоставляют информационные технологии. Информатизация образования способствует не только  внедрению новых методик обучения, но и дает возможность решать такие вечные проблемы, как индивидуализация обучения, организация систематического контроля знаний, учет психофизических особенностей каждого ребенка.

 Информационные технологии позволяют повысить интерес к изучению предмета, расширить информационное поле, ускорить процесс получения и использования информации, развить познавательные способности школьников. Переход к абстрактному мышлению зависит от среды, воспитания и обучения, и, если, объектов для размышлений нет, то «… развитие интеллекта останавливается. Компьютер как раз и является носителем подобных объектов».

 Компьютерные технологии:

- вызывают интерес благодаря мультимедийным технологиям;

-  способствуют активизации учебного процесса;

-  развивают познавательный интерес;

-  упрощают организацию учебного процесса на этапе контроля;

-  экономят бумажный носитель;

- позволяют «переложить» увиденное и услышанное на учебный процесс и использовать для индивидуализации обучения не только по темпу изучения материала, но  по логике и типу восприятия учащимися;

 

- дают возможность увидеть, как повышается скорость и точность выполнения заданий и обработки информации об успешности обучения в целом  и уровне подготовки к  государственному тестированию в частности;

- совершенствуют поиск информации,  ее сбор, изучение;

 Перечисленные возможности компьютера могут способствовать не только обеспечению первоначального становления личности ребенка, но и выявлению, развитию у него способностей, формированию умений и желания учиться, созданию условий для усвоения в полном объеме знаний и умений.

 На этапах урока, когда основное обучающее воздействие и управление передается компьютеру, учитель получает возможность наблюдать, фиксировать проявление таких качеств у учащихся, как осознание цели поиска, активное воспроизведение ранее изученных знаний, интерес к пополнению недостающих знаний из готовых источников, самостоятельный поиск. Это позволит учителю проектировать собственную деятельность по управлению и постепенному развитию творческого отношения учащихся к учению.

 Как известно, учитель, с одной стороны, должен обеспечить обязательный уровень УУД  всех обучающихся, а с другой — развить потенциальные творческие возможности и мыслительные способности сильных учеников. И в этом на помощь приходят современные компьютерные возможности. Благодаря им учащиеся могут самостоятельно или с помощью учителя подготовить по заданной учителем или выбранной самостоятельно теме творческую работу и представить ее в виде презентации на уроке, конкурсе, творческих чтениях и т.д.

 Основная цель занятий с обучающимися   — не только закрепить, обобщить, углубить знания, но и научить применять их на практике, подготовить учеников к новой форме сдачи выпускного экзамена. Главная задача учителя при проведении таких занятий – обеспечение качественной подготовки обучающихся к итоговой аттестации в форме ГИА. Компьютер позволяет нам использовать на уроке  презентации, диаграммы, таблицы, тренировочно- диагностические тесты в текстовом варианте Word , Excel , в  тестовой оболочке, просмотреть отрывок видеофильма или видеофрагмента, анимационной карты, а также использование отдельных электронных материалов, электронных энциклопедий, интерактивных тренажеров, ознакомление с историческими источниками.

 Для контроля  знаний и отработки навыков работы с тестами можно использовать тестовую оболочку. Её преимущество состоит в том что учитель может самостоятельно подобрать вопросы того уровня сложности какой ему нужен в данном классе, причем тесты различных типов: на соответствие, на соотнесение информации, с выбором ответа и другие.

 Подача эталонов для проверки учебных действий (через учебные задания или компьютерные программы), предоставление анализа причин ошибок позволяют постепенно обучать учащихся самоконтролю и самокоррекции учебно-познавательной деятельности, что должно присутствовать на каждом уроке.

 Для подготовки к  ГИА на уроке и во внеурочное время можно использовать такие современные электронные учебные пособия как:

1. «Интерактивный справочник «Всемирная история в датах» (ЗАО «Новый диск»). 2007 г.

2. Мультимедийное учебное пособие «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия.».  2004 г.

3.  «Интерактивный тренинг - подготовка к ЕГЭ».

4. «Репетитор. 2009».

5. Электронное учебное издание «Естествознание». Мультимедийное приложение к учебнику А. Плешакова, Н. И. Сонина. 5 кл. 2012 г. и другие.

 Наличие мультимедиа (multi - много, media - среда). - богатейшего арсенала способов иллюстрации изучаемого явления. Продукты мультимедиа применяют многообразные разновидности информации: компьютерные данные, теле- и видеоинформацию, речь и музыку. Такое объединение ведет к использованию разнообразных технических устройств регистрации и воспроизведения информации, допускающих управление от компьютера телевизором, видеомагнитофоном, HiFi-аудиосистемой, проигрывателем компакт-дисков (СD), магнитофоном и электронными музыкальными инструментами.

 Мультимедиа-средства по своей природе интерактивны, то есть зритель и слушатель мультимедиа-продуктов не остается пассивным. Мультимедиа повышает качество обучения и позволяет удерживать внимание обучаемого. Если раньше изношенный черно-белый фильм «Действия населения в условиях химической тревоги», показываемый на занятиях по гражданской обороне, был пределом мечтаний, то современные технические средства позволяют создать куда более зрелищные учебные пособия в виде компьютерной анимации или даже игры.

 Моделирование изучаемых процессов и явлений, возможность проводить «компьютерные эксперименты» в тех областях человеческого знания, где реальные эксперименты очень трудоемки или попросту невозможны. Например, возможность поработать с графическим представлением атома водорода, взятым из обучающей программы «Микрофизика на компьютере».

Еще одна возможность, которую успешно используют современные учителя и профессора, - развитие и поощрение творческого потенциала учащихся. Публикации в Internet лучших дипломов и курсовых, сочинений, собраний работ по учебному курсу, гипертекстовых рефератов не только дадут возможность ученикам выполнить мини-исследование, но и помогут преподавателю формировать банк материалов по изучаемому курсу.

Создание компьютерных сетей предоставило человечеству абсолютно новый способ общения. Новейшие достижения в технологии передачи данных с учетом последних изобретений в области мультимедиа открывают неограниченные возможности по обработке и передаче массива данных практически в любую точку земного шара. Не вызывает сомнения предположение о том, что в обозримом будущем компьютер станет одним из основных средств общения между людьми.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деятельность учителя в области внедрения в практику своей работы механизмов реализации требований ФГОС. (Методические рекомендации)

Сегодня жизнь выдвигает новые требования к образованию. В связи с этим назрела необходимость создания стандарта второго поколения.Введение ФГОС второго поколения кардинально изменило представление учи...

Социальное проектирование как механизм реализации ФГОС

Выступление на форуме по теме "Социальное проектирование как механизм реализации ФГОС"...

Основные механизмы реализации требований ФГОС ООО: планируемые результаты и система оценки

ФГОС определяет переход от традиционного подхода к  оцениванию достижений обучающихся в виде диагностики обученности к выявлению динамики их личностного развития/В представленном докладе раскрыты...

«Методологические рекомендации по организации и проведению уроков – проектов по русскому языку как механизм реализации ФГОС ООО»

Текущий 2015 год является этапным. Внедрение ФГОС ООО требует новых подходов, технологий организации образовательного процесса, поэтому в данных условиях особенно актуальны вопросы методического сопро...

Формирование гражданской идентичности школьников как механизма реализации ФГОС.

доклад о формировании гражданской идентичности на уроках и во внеурочное время...

Доклад «Деятельностный и дифференцированный подход в обучении как механизм реализации ФГОС ОВЗ»

В докладе отражена дифференцированная работа с первоклассниками....

Внеурочная деятельность значимый механизм реализации ФГОС. Мастер-классы.

Выступление на педагогическом совете школы: Опыт внеурочной занятости детей в НЧУ ОО ЦПШ "Косинская" художественно-эстетического направления....