Работа с картой
материал по географии по теме

Зайцева Наталия Николаевна

Формирование навыка работы с картами

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_navyka_po_rabote_s_kartoy.docx166.97 КБ

Предварительный просмотр:

Приёмы  формирования навыка ориентирования

по географической карте.

 “Карта” - один из самых сложных разделов в содержании географического образования. С нее начинается изучение курса географии. Однако теперь в связи с сокращением количества часов географии в 6-м классе вопросам изучения карты уделяется все меньше и меньше внимания.

При изучении содержания данной темы формируются следующие компетенции – умение читать карту, ориентироваться на ней. Кроме того, в содержание темы включены такие вопросы, как:

  1. определение по карте географических координат;
  2. измерение расстояний на карте с помощью масштаба и линий градусной сети;
  3. изображение рельефа на карте и многие другие.

Умение работать с картой имеет огромное значение для формирования общей культуры личности. Умения и навыки, полученные при изучении этой темы, пригодятся не только в учебной и научной деятельности, но и в повседневной жизни, в быту (использование атласов автомобильных дорог, туристских карт-схем и др.). Карты позволяют устанавливать причинно-следственные связи, как в природе, так и между природными и социально-экономическими явлениями.

Понятие “карта”, как и другие, названные выше, трудные для запоминания учениками 6 класса. Моя задача – научить понимать их значения. Для этого мы находим вместе с учениками главное, основное слово. В понятии “карта”- это изображение земной поверхности, а потом как на ниточку мы начинаем нанизывать все остальные слова – признаки: на плоскости, условными знаками, в уменьшенном виде. Когда ребята поймут, им легко будет сформировать понятие и не важно, что при этом они могут переставлять слова в данном понятии или использовать свои пояснения. Это можно выразить схемой: понятие = основное слово + главные признаки

На первых порах учащиеся бояться карты, они отказываются выходить к доске. К сожалению, программой не предусмотрено специальное время на работу с картой и, тем не менее, с ней надо заниматься на каждом уроке. Например, при изучении береговой линии материков или океанов предлагаю такие задания с картой.

  1. Соверши путешествие вокруг материка или по карте полушарий от берегов п-ва Индокитай  к берегам Северной Америки, называя океаны, моря, проливы, заливы, острова, полуострова, встречающиеся в пути. Задания можно усложнять: назовите, с какими народами мы встретимся, какие животные и растения обитают…
  2. Соверши путешествие по физической карте Северной Америки с запада на восток по 40° с.ш., называя все крупные формы рельефа, реки и озера.
  3. Соверши путешествие по Зарубежной Европе по 50° с.ш., называя государства и страны.

Проблему боязни карты   позволяет решать совместная групповая работа. Проходит время, прежде чем обучающиеся начинают понимать, что карта - это не просто лист бумаги, на который нанесены различные географические объекты и который висит на стене в вертикальном положении. Оказывается, карта имеет четыре основные стороны света - СЕВЕР, ЮГ, ЗАПАД, ВОСТОК. Разные карты несут различную информацию, которую можно получить, если знаешь особый язык – язык карт.

Примеры  заданий для отработки навыков работы с картами атласа в применением элементов групповой работы.

6 класс

По физической карте мира определите географические объекты по их координатам.

  1. В 1896г. английский путешественник Давид Ливингстон совершил замечательное открытие в точке 18º ю.ш. 26º в.д.  
  2. Самый высокий водопад мира низвергается с высоты 1054 м. Он находится в точке с координатами 6º с.ш. 61ºз.д.
  3. Этот остров имеет несколько названий – Рапа – Нуи, Вайгу, но чаще его обозначают под другим названием. Каким? Координаты острова 27º ю.ш. 109ºз.д.
  4. Африканцы называют эту гору «Горой божества холода». Определите ее, если координаты горы 3º ю.ш. 38º в.д.
  5. Один из самых крупных вулканов с высотой 3794 м находится на материке … с координатами 78º ю.ш. 178º з.д.
  6. На этом острове с координатами 8º ю.ш. 140º в.д.  русский путешественник Миклухо – Маклай изучал обычаи и традиции папуасов.
  7. Этот пролив, координаты которого 57º ю.ш. 70º з.д.  открыл мореплаватель, которого называли «Пират ее Величества». Его именем был назван этот географический объект.

Большинство героев романов знаменитого французского писателя Жюля Верна – неутомимые путешественники. Их маршруты проходили по всем материкам и океанам Земли. Выполняя задания, вы познакомитесь с некоторыми из них.

  1. Потерпевший кораблекрушение капитан Грант сумел добраться до острова с координатами 20º ю.ш. 159º з.д. Назовите этот остров.
  2. Шхуна «Пилигрим» находилась под 44º ю.ш. 175º з.д. В каком океане и на какие острова попали герои романа «Пятнадцатилетний капитан» ?
  3. Из какого города отправились герои романа «Таинственный остров» в путешествие на воздушном шаре, если его координаты 38º с.ш. 78º з.д.
  4. С какого острова герои романа «Пять недель на воздушном шаре» поднялись в воздух. Его координаты 20º ю.ш. 45º в.д.

6-7 классы

Контуры материков.

 Группы получают конверты с разрезанными контурами материков. Надо собрать материки (в конверте помещены два – три разрезанных силуэта), назвать их. Рассказать о материках-соседях.

 Географические объекты.

   Каждая группа получает карточки с написанными на них названиями географических объектов. Задача состоит в том, чтобы распределить названия на картосхеме материков.

7-8 классы

 Знаешь ли ты карту?        

   Группы получают конверты с небольшими фрагментами картосхем. Задача, назвать все географические объекты, изображенные на картосхеме.

 Ты уверен?!

   Группы получают картосхемы, на которых подписаны географические объекты. В обозначениях умышленно допущены ошибки. Задача, найти допущенные ошибки и дать правильное название. При изучении экономической географии в 9-10-х классах подобные задания можно давать по субъектам РФ, странам мира и т. п.

9 класс

 Расположение субъектов РФ на политической карте

   Группы получают конверты с заданиями. По фрагменту картосхемы необходимо определить субъекты РФ по обозначенным физическим объектам (реки, озера, горной системы), соседним субъектам РФ.

10 -11 классы

Страны мира

   Группы получают конверты с заданиями. По фрагментам картосхемы определить страны мира по обозначенным  графическим объектам (реки, моря, океана), соседним странам.

Хорошо идёт отработка знаний карты при работе в паре: один ученик (в роли учителя) называет географические объекты, другой (в роли ученика) показывает. Такую работу провожу часто со всем классом в начале или конце урока (3-5 мин.) Не менее интересно, проходит закрепление навыков работы с картой при опросе. Ученики задают опрашиваемому по 2-3 географических названия для показа на карте.

Для развития зрительной пространственной памяти можно применять задания, в которых дана часть контурной карты полушария. Ребятам необходимо определить,  какое полушарие изображено, обосновать свой ответ; сказать какие материки, острова, моря  отсутствуют. Дополнительно можно задать 1-2 точки для определения географических координат.

Большой интерес вызывает у ребят «построение» карты полушарий из силуэтов материков, островов. Такой приём можно  осуществлять как индивидуально, так и в команде, применяя элемент состязательности.

Занимательные вопросы и задания, всевозможные викторины, развивающие и познавательные игры, и множество других средств помогают формировать знания географической карты и дают хорошие результаты.

В своей работе я использую игры, вот, например, “Третий лишний”. На доске или на листе бумаги записываю три понятия: Амазонка, Нил, Джомолунгма. Спрашиваю, что лишнее? (модели игр 1, 2, 3, 4,5). Такого рода игры развивают память, воображение, способствуют запоминанию объектов на карте.

Более сложный вид игры “Собери карту” или “Географические силуэты”. Карточки с географическими силуэтами ввожу постепенно, начиная с 6-го класса. Вначале ученик по очертаниям только узнаёт и называет материк, затем отвечает на вопросы: в каком полушарии находится материк? Какие океаны его омывают? И т.д. В 7 классе по мере прохождения тем курса эти силуэты наполняются. Ещё больше усложняется работа в 8 классе. Тогда к уже хорошо знакомым географическим объектам прибавляются контуры полуостровов, островов, очертания рек и озёр нашей Родины.

Для снятия эмоционального напряжения можно сочетать серьёзные задания с  различными интересными движениями. Участники игры (их должно быть не менее 4 человек) делятся на четыре группы. Первая - “ северные широты”, вторая - “южные широты”, третья - “восточные долготы”, четвёртая - “ западные долготы”. Игроки вперемежку выстраиваются в шеренгу, у них в руках таблички с названием их широты или долготы. Ведущий называет любой географический объект, участники игры быстро вспоминают, где он находится. Те, которые представляют “широты” и “долготы” этого объекта, должны быстро присесть. Например, ведущий называет: остров Мадагаскар. Приседают ребята, изображающие “южные широты” и восточные долготы”. Кто ошибся – получает штрафное очко, а при повторной ошибке выбывает из игры. В качестве ведущего может выступать как учитель, так и кто-нибудь из ребят класса.

Ещё один пример такого рода задания - “диктант в ладоши”, который можно проводить в 5-7 классах. В конце фронтального опроса, для перехода к собственно уроку, предлагаю детям насторожится, и выполнить “диктант в ладоши”. Дети складывают руки как для аплодисментов. Я даю задание, например: “Диктую название рек на южных материках. Вы должны хлопнуть в ладоши 1 раз только тогда, когда я назову реки Южной Америки, приготовились, начали – Амазонка, Нил, Парана, Мадейра, Дарлинг, Нигер, Конго, Уругвай”. Список должен быть довольно большим, название произносить необходимо громко и внятно, но достаточно быстро. Таким образом, можно “проверить” названия растений и животных, народы, города.

Иногда на уроках предлагаю ребятам задания с графическими вопросами. В этих заданиях используются  фрагменты карт или целые  карты. География дает уникальную возможность для составления иллюстрированных вопросов с использованием карт. Такие задания создают зрительный ряд, способствуют запоминанию географических названий и их местоположения на карте, развитию умения ориентироваться по карте.

Один из вариантов  -  задание “найти – написать”. Ученику предлагается найти фрагмент карты на большой карте и вписать объект, изображенный на этом фрагменте, в задание (сетку кроссворда). В качестве вопросов могут использоваться легко опознаваемые по форме объекты – как-то страны, острова, озера, моря, материки и т.п. Самым простым заданием такого уровня является использование для формулирования вопроса целой карты. Например, в курсе географии России в качестве вопросов к кроссворду “Моря России” используется карта страны с отмеченными цифрами морями “рис. 1”.

Рис. 1

Задания этого уровня могут быть предложены на начальном этапе изучения, когда только формируются навыки работы с картой, закладываются основные понятия.

В заданиях типа  “найти – найти – написать” ученику предлагается уже вписать в сетку кроссворда название не самого объекта, указанного на фрагменте, а связанного с ним другого. Например, по фрагменту с рисунком моря, вспомнить город на его берегу или реку, впадающую в это море, по контуру страны найти столицу “рис. 2”. Конечный объект также находится на карте, но для его определения требуется найти другой, связанный с ним.

Рис. 2

        При изучении курса социально-экономической  географии России или мира, можно использовать приём цепочка «Кто кому сосед?» Этот приём помогает запомнить страны, входящие в тот или иной экономический регион; соседство субъектов РФ.

Я  называю страну, передаю эстафетную палочку (флажок) сидящему за первой партой (он  называет страну-соседку, или субъект РФ) и так “по цепочке” весь класс, повторяться нельзя. Например, звучат: - “Финляндия!” (1-й ученик) – “Россия!” (2-й ученик!) – “Дания!” (3-й ученик) – “Латвия!” (4-й ученик). При возникновении “тупика” следующий ученик должен сориентироваться “на местности” и назвать любую ещё не упомянутую  страну (субъект РФ). От детей требуется максимум внимания.

Усложненный вариант “цепочки соседей”: перед глазами учеников нет карты Европы и “цепочку соседей” нужно выстроить на память. Это очень сложное задание и я всегда разрешаю держать под руками слегка прикрытые атласы.

Нельзя в нашей работе забывать и о наглядности на уроках по формированию знаний географических объектов. Я использую некоторые вспомогательные средства: пунсоны, значки полезных ископаемых, разных типов электростанций, отраслей хозяйства, карточки с названием географических объектов, стрелки. Использую дидактический материал. Всё это способствует более быстрому запоминанию географической карты, объектов на ней.

Эти и многие другие приёмы работы с географической картой  помогают ребятам не только лучше освоить нелёгкий картографический язык, развивать зрительную память, но и делают урок более интересным и деятельным. На таких уроках время пролетает незаметно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы учебной работы с картой

         Все приемы учебной работы с картой, формируемые на уроках географии, можно разделить  между собой на группы: Картометрические, к ним от...

Работа с картой с целью получения новых знаний

Разработка фрагмента практической работы для учащихся 8-го класса...

Методические рекомендации для детей по выполнению домашней работы, работе с картой и текстом учебника.

Приведены методические рекомендации по выполнению домашних работ, по работе с картой и текстом учебника. Можно использовать для оформления стенда в кабинете....

Технологическая карта по географии в 6 классе по теме:Решение практических работ по картам атласа.

Практические задания помогают учащимся усваивать новый материал....

Методические приёмы формирования познавательных УУД при работе с картографическим материалом на уроках истории (рекомендации по организации работы с картами детей с нарушением зрения)

Для учащихся школы слепых знание карты важно особенно, так как историческая карта – это модель пространства, который так трудно познаётся незрячими. Информационное пространство карты познаётся п...

Технологическая карта урока географии в 5 классе по теме « Учимся с «Полярной звездой» 2. Работаем с картой»

Разработка урока географии в 5 классе по теме "Учимся с "Полярной звездой" 2. Работаем с картой. Урок обобщения и систематизации знаний по теме "План и карта"...