"Движение земной коры.Вулканы. Горячие источники.Гейзеры"
материал по географии (6 класс) по теме

Васильева Наталья Григорьевна

Открытый урок в 6 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkr.ur_._6_kl.dvizhenie_zem.kory_.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок в 6 классе по  теме:

«Движение земной коры. Вулканы. Горячие источники. Гейзеры»

Задачи: сформировать знания форм залегания горных пород; виды движения земной коры;

              образование и строение вулканов, горячих источников и гейзеров.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, атлас, слайд программы Уроки                         географии Кирилла и Мефодия. , медиапроектор.

План

  1. Повторение домашнего  задания.

Фронтальный опрос: внутреннее строение Земли, земная кора.

Разобрать таблицу заполненную дома.

Условия формирования магматических, осадочных и метаморфических горных пород.

  1. Объяснение нового материала. Урок 25. Слайд 1,2,3,4.

 А.Движение земной коры (записать тему в тетрадь)

Ознакомить с формами залегания горных пород. Учебник стр. 48.

Почему горные породы залегают столь разнообразно?

Ответ  найти в  пар.18. Вспомните внутреннее строение Земли

                                              Причина ---------------------------- следствие

 Движение вещества в мантии Земли --------------Движение    земной коры.

Запись в тетради. Земная кора – это природные явления, происходящие в твердой оболочке Земли.

     Многие области нашей страны имеют крупные месторождения известняка.    Вспомните, в каких условиях образуется эта горная порода?                                                       О чем свидетельствуют такие месторождения?

    На берегу Неаполитанского залива в Италии сохранился  древний храм Серапис.

Его колонны полузатоплены морем, другие участки колонн, расположенные выше уровня воды, изъедены морскими моллюсками. В результате чего это могло произойти?

     

    Земная кора движется постоянно!

    Эти медленные движения приводят к ощутимым последствиям. Например, скорость опускания побережья Северного моря около 3 мм в год, но это заставляет жителей Нидерландов вести постоянную борьбу с наступающим морем.

     Можно отметить, что несколько большая скорость подъема Карпат определяется в 1-2 см в год.  Определите на карте абсолютную высоту этих гор и подсчитайте, сколько лет «понадобилось» им для ее достижения. Полученный ответ – высота 2000 м, время 100 тыс.лет. Например, из курса истории древнего мира нам известно, что земледелие возникло 10 тыс. лет назад.

  Слайд 5.    Происхождение озера Байкал также является примером движения земной коры. Так «Всего» десятки миллионов лет назад ( а « человек разумный», как известно  появился 40 тыс. лет назад) земную кору  здесь разбили глубокие трещины. Эти трещины медленно расширялись, образовались серии провалов. Самый большой из них  заполнился водой и стал озером. Найдите на карте Африки озеро, по форме похожее на Байкал. В чем сходство?

    Иногда движения земной коры принимают катастрофический характер. Примером таких движений являются  землятресения, особенно сильные из них  считаются одним из наиболее грозных видов природных катастроф.

Слайды – 6,7,8,10,11,12,13,14,15,16.

Волнообразные горизонтальные движения, кругами расходящиеся от эпицентра, можно сравнить с волнами от брошенного в воду камня – чем дальше, тем слабее. Только удар при землятресении происходит не сверху, а снизу и охватывает на поверхности огромную площадь.

    Например, когда в 1976 г. Произошло сильное землятресение в Карпатах, то далеко от его эпицентра, в Москве в домах наблюдалось покачивание люстр. Землятресение в Армении 7 декабря 1988 г. Ощущалось на северо-западе до Сухуми, на востоке – почти до Баку.

Слайды 18,19,23,24,25,26.

Прочесть отрывок описания землятресения. Методическое пособие стр. 93.

Можно ли предсказать землятресение? Есть такая наука сейсмология и большинство землятресений приурочено к определенным районам нашей планеты, которые  называются сейсмическими поясами.   Метод.пособие стр. 94.

Б. Вулканы. Горячие источники, гейзеры. Урок 24.

Слайды 1,2,3,4,5,6,7,

Отметить характерные признаки вулкана: коническая форма, кратер, извержение по нему лавы, газа, вулканического пепла.

     Главное в явлении вулканизма является сам процесс подъема магмы и излияния ее на земную поверхность.

     Примеры разнообразия вулканических извержений.

     Варьирующие  признаки вулканов: горы разной высоты, отдельно стоящие или нет, извергающиеся часто или редко, разного возраста, извергаюшиеся из кратера или из трещины, изливающие жидкую или густую лаву, находящиеся на суше или на дне океана.

Слайд вулканы потухшие  или действующие 11,12,13,14,15

Гейзеры -   слайды  18,19, 20,21.

Учебник  уроки географии 7 класс, Йеллоустонский национальный парк.

Практическая работа. Определение географического объекта.

Ребята мы сегодня встречаемся  впервые с новым видом учебной работы – определением ГП  объекта и  с термином «прием». Слово «прием» означает «способ действий» что «знать состав приема учебной работы» -  значит знать, как выполнить задание, в данном случае знать как определить ГП  вулкана. «Определить ГП объекта» вовсе не означает просто найти его на карте, а определить, где он находится на поверхности Земли, в какой ее части относительно других объектов.

 Сначала определяется ГП вулкана Ключевская сопка. Это большая и очень всокая гора, но в масштабе карты место, которое она занимает, можно обозначить лишь маленькой звездочкой. Определит положение и географические координаты.

Обозначить вулкан на контурной карте соответствующим условным знаком и подписывают его название.

     Определяют ГП вулканов Везувий, Килиманджаро, Кракатау и обозначить их на контурной карте.

Домашнее задание  параграфы 18, 19.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект по географии "Вулканы.Горячие источники.Гейзеры."

Определение "вулкан, гейзер, кратер, жерло,очаг магмы",строение вулкана, виды вулканов.Номенклатура...

География 6 класс "Вулканы. Горячие источники. Гейзеры"

Изучить строение, извержение  и значение вулканов; горячие источники и  гейзеры, их значение в природе и жизни человека. Развивать мыслительную деятельность через умение работать с текстом, ...

Конспект урока на тему:" Вулканы, горячие источники, гейзеры" 6 класс

Урок по теме: "Вулканы,горячие источники, гейзеры" в 6 классе предназначен для изучения нового материала. Для проверки домашнего задания дан небольшой тест,рассчитанный на 3-5 минут.Помимо изучен...

Презентация по географии"Вулканы, горячие источники, гейзеры" 6 класс

Презентация рассчитана на 45 минут урока по теме "Вулканы, горячие источники, гейзеры". В ней представлены слайды, которые могут использоваться как дополнение к устному рассказу учителя. Предусмотрено...

Урок" Вулканы, горячие источники,гейзеры"

Урок включает в себя :цель, задачи, ход занятия и рефлексию....

Вулканы , горячие источники, гейзеры

Разработка урока про географии для 6 класса...

Урок географии в 6 классе по теме: "Вулканы, горячие источники, гейзеры"

Урок разработан по учебнику Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюковой. Материал может пригодится для проведения окрытого урока....