Патриотическое воспитание на уроках географии
статья по географии (9 класс) по теме

Молчанова Людмила Степановна

В своей работе затрагиваю вопросы воспитания и привития на уроках географии любви к своей стране,краю - в котором ученик родился.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_pedsovete_na_tem1.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

 Патриотическое воспитание на уроках географии

Если кликнет рать святая,

«Кинь ты Русь, живи в раю»

Я скажу: Не надо рая,

Дайте родину мою.

                                                                                                                  С. Есенин

 

   Понятие Родина, патриотизм, духовность, нравственность прививается ребенку, начиная с раннего возраста. Еще в детском саду детей знакомят с огромными просторами нашей страны, с разнообразием природного мира, с бережным отношением к окружающей среде.

   В школе продолжают формироваться нравственные и политические принципы, социальные чувства, содержанием  которых является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защитить интересы родины.

  На своих уроках географии я часто употребляю понятие «Родина», «родная земля», «родной край». Эти понятия  прежде всего обозначают то или иное место на Земле, ту или иную территорию, где ощущаешь себя в своей среде, где окружающие тебя люди говорят на родном для тебя языке, близки тебе по образу жизни, культуре, мироощущению.

  Образованный и культурный человек  должен хорошо знать особенности природы своей Родины, представлять, как повлияла природная среда на характер, быт, хозяйственную деятельность человека. Без знания особенностей природы той или иной территории трудно объяснить уклад жизни населения, традиционные направления хозяйства.

  Я стараюсь привить ребятам понимание, что человек – часть природы. Природа может существовать  без человека, человек без природы - нет. Внутренний мир человека тысячами нитей связан с природой. Чтобы человек ни делал, где бы он не трудился, потребность в общении с красотой родной планеты была и остается. Художественное познание природы, как и отражение его в искусстве, развилось вместе с человеком. Дети должны научиться понимать и одновременно чувствовать красоту, гармонию окружающего мира, любоваться  им. Оба эти способа познания существуют неразрывно. Это не случайно. Человек не может оставаться  равнодушным к прекрасному окружающему  его миру. В то же время он сам является частью природы, черпает в ней все, что необходимо для жизни: энергию, духовные силы. К человеку  в общении с природой приходит радость, вдохновение,  возникает особое чувство осознания своей причастности к жизни природы. При этом приходит и желание познать тайны жизни, законы природы, пути ее развития.

   Я всегда говорю ребятам, что вы будущее нашей страны. Если вы научитесь любить свой край, уважать окружающий мир, не наносить ему  вреда, вы только приумножите богатство нашей Родины, выполните свой нравственный и гражданский долг перед ней.

   Начиная с 5-го класса и заканчивая девятым, я очень большое внимание уделяю урокам, связанным с экологическими проблемами нашей страны и мира в целом. В пятом классе при изучении темы «Как человек изменил землю» мы обязательно просматриваем фильм, знакомлю с Красной книгой, книгой редких и исчезающих животных, а затем рисуем плакат « В защиту окружающей среды». В 8 классе после завершения темы по регионам России, обязательно рассматриваю экологические проблемы, связанные с данной территорией. При изучении темы «Экологическая ситуация в России» в конце учебного года, выявляем и определяем источники экологической опасности по картам атласа России, С-Петербурга и Ленинградской области. Оцениваем ущерб, учитываем задачи, призванные сохранять природное богатство нашей страны. Знакомлю ребят с общественными организациями,  которые занимаются охраной окружающей среды ( такие как Союз экологов России, ГРИНПИС ). Проводим занятие на тему «Экологический кризис и экологическая катастрофа». Ну, а в 9 классе особое внимание уделяю знакомству с многообразием природных ресурсов нашей родины, с географией промышленности, оцениваем положение и место новой России в мире, современных сложных и разнообразных условиях жизни людей в разных регионах страны. Выявляем пути возможного решения многих проблем страны как политических, так и экологических. Ребята делятся своим мнением, своим видением многих проблем и ситуаций. Только сопричастность и сопереживание жизни нашей страны, умение анализировать проблемы, радоваться успехам и переживать неудачи воспитывает ученика как гражданина, как личность. Мы  вместе с учащимися подходим к анализу нравственного аспекта экологических проблем через осмысление губительной для человека последствий его производственной деятельности. Внимание учащихся акцентирую на нашей ответственности не только перед современниками, но и перед еще не родившимися потомками, судьбу которых наше поколение буквально держит в своих руках.

   Еще хочу уделить внимание урокам краеведения, где  воспитанию нравственности и любви к нашей стране отводится большая роль. Начиная с 5 класса мы изучаем природу, традиции, культуру, архитектуру нашего края. Знакомлю ребят с той ролью, какую Петербург, их родной город, играет в жизни нашей страны, сейчас и в прошлом .Он является не только культурной столицей нашей Родины, но и с начала XVIII  века являлся столицей нашего государства Российского. Здесь сосредоточены мировые художественные, архитектурные ценности, которыми должен гордиться житель нашего города. Мы много говорим о бессмертном подвиге жителей города в годы Великой Отечественной войны - подвиге гражданском, военном и трудовом. Героические и трагические 900 блокадных дней- это величайший пример стойкости и мужества,   самоотверженного служения Родине.

  Ребята из 7 классов готовились и выступали на празднике, посвященном дню снятия блокады. Любовь к Родине как раз и воспитывается на примере наших отцов и дедов.

  Изучение истории и географии родного края имеет большое значение для понимания его дальнейшего развития. Задачи учащихся при этом состоят не только в познании особенностей природы, населения и хозяйства Петербургского региона, но  также в осознании характера воздействия человека на природу и возникающих при этом экологических проблемах и путей их решения.

  Изучение Родного края,  несомненно, поможет учащимся наиболее продуманно выбрать будущую профессию.

Учитель географии ГБООУ СШИ № 68  Молчанова Людмила Степановна

г. Санкт-Петербург


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

патриотическое воспитание на уроках географии

«Организация внеурочной деятельности учителя в процессе воспитания   патриотических   качеств    личности».     Гайдамакина  Л.Н.- учи...

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

Родина, Отечество.…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у школьников – процесс сложный и длительный. Люб...

Гражданско-патриотическое воспитание на уроках географии в 8 классе

Учителя географии призваны прививать любовь к малой Родине, чувство ответственности за будущее страны и человечества на всей Земле. Предмет "география", содержание учебной программы позволяет пров...

«Повышения качества географического образования и патриотического воспитания на уроках географии».Доклад

Школьная география относится к числу важнейших учебных дисциплин, содержащих в себе большие возможности для осуществления гражданского и патриотического воспитания учащихся , призвана прививать любовь...

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

География обладает наибольшим воспитательным потенциалом. В этом курсе воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и культуре своей страны, знакомство с народами и странами...

Статья "Патриотическое воспитание на уроках географии и во внеурочное время"

Статья "Патриотическое воспитание на уроках географии и во внеурочное время"...