ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
методическая разработка по географии (10 класс)

Третьякова Татьяна Геннадьевна

География обладает наибольшим воспитательным потенциалом. В этом курсе воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и культуре своей страны, знакомство с народами и странами мира, геополитическими проблемами, выработка социально ответственного поведения относятся к числу главных целей. Одной из основных задач, стоящих перед учителем, является воспитание у школьников чувства гордости за свою Родину. Роль и значение страны на мировом уровне растет. Появляется все больше примеров, вызывающих чувство гордости за Россию. Учителя географии призваны на уроке так построить обсуждение, чтобы формировать у старшеклассников  чувство ответственности за будущее страны и человечества на всей Земле. Наш предмет, содержание учебной программы позволяет проводить патриотическое воспитание на уроках и во внеурочное время.

Роль урока и внеурочной работы по географии велика. За пределами круга знаний, определенного школьными программами, остается немало ярких, увлекательных страниц географической науки. Важнейшей задачей внеурочной работы с учащимися по предмету является усиление их интереса к предмету географии.

Современному обществу требуются молодые люди, умеющие принимать самостоятельные решения, инициативные, отвечающие за свою деятельность, и здесь  велика воспитывающая роль  учителя, его увлеченность, творческий подход, использование научной  и справочной информации, энтузиазм, продумывание заданий для активизации внимания школьников и привлечения их к сотрудничеству.

Проблема патриотического воспитания – это, действительно, государственной важности задача. И я стремлюсь её решить на уроках географии и во внеурочное время через развитие у учащихся духовности, высокой социальной активности, патриотизма.

Важно помнить, что процесс воспитания – процесс очень длительный, кропотливый, систематический. Воспитывать патриотизм – значит всеми силами стараться развивать в ребёнке чувство святости дорогого и близкого.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon patrioticheskoe_vospitanie_tretyakova_tg.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Патриотическое воспитание на уроках географии и во внеурочной деятельности

Третьякова Т.Г. , учитель географии БОУ г.Омска «Гимназия № 43»

Одной из основных задач, стоящих перед учителем, является воспитание у школьников чувства гордости за свою Родину, любви к родному краю. Роль и значение страны на мировом уровне растет. Появляется все больше примеров, вызывающих чувство гордости за свою Родину. Дети желают знать как можно больше о своей великой стране и своей малой Родине. Они с большим удовольствием знакомятся с героической историей страны, с памятниками архитектуры, с великими достижениями культуры и искусства, гордятся богатствами и необыкновенной красотой России. Учителя географии призваны прививать любовь к малой Родине, чувство ответственности за будущее страны и человечества на всей Земле. Наш предмет, содержание учебной программы позволяет проводить патриотическое воспитание на уроках и во внеурочное время.

Роль урока и внеурочной работы по географии велика. За пределами круга знаний, определенного школьными программами, остается немало ярких, увлекательных страниц географической науки. Важнейшей задачей внеурочной работы с учащимися по предмету является усиление их интереса к предмету географии.

Патриотическое воспитание не может складываться из отдельных более или менее удачных воспитательных моментов, вносимых от случая к случаю в отдельные уроки. Оно будет действенным только тогда, когда будет охватывать весь предмет в целом, когда и воспитательные, и образовательные задачи будут решаться в единстве по тщательно продуманному плану и осуществляться систематически.

Для воспитания патриотических чувств учащихся я на своих уроках рассказываю о вкладе в развитие географической науки русских исследователей и ученых. Где и когда был запущен первый искусственный спутник Земли? О чем свидетельствовало это событие? Кто из путешественников первым открывал и изучал нашу планету. В ряду первооткрывателей гордо стоят имена русских путешественников: П.П. Семеного-Тян-Шанского, Н.М. Пржевальского, Ф.Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева, С. Крашенинникова, С. Дежнева и многих других. Неоценимый вклад в освоение территории нашего края внесли выдающиеся путешественники, ученые-исследователи Ч. Ч. Валиханов, наши земляки М. В. Певцов, Г. Н. Потанин и десятки их последователей.

А вклад российских ученых в современные географические исследования Антарктиды, Мирового океана и космоса не знает себе равных в мире. К сожалению, на изучение этих вопросов программа отводит очень мало уроков, и учебники дают лишь краткие сведения об исследователях. Поэтому всегда предлагаю ребятам найти дополнительный материал. Обязательно отмечаем роль Русского Географического Общества  в накоплении знаний о Земле, говорим об экспедициях, организованных по инициативе РГО. Эти вопросы имеют глубокое воспитательное значение, вызывающее чувство гордости за отечественную науку и технику.

География России  обладает наибольшим воспитательным потенциалом. В этом курсе воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и культуре своей страны, выработка социально ответственного поведения относятся к числу главных целей данного курса. Среди главных задач курса – создание образа своего родного края. При изучении характерных особенностей природы России, используются не только  иллюстрации, картины, фотографии, раскрывающие неповторимую красоту горных мест нашей страны, а обязательно предлагаю ребятам рассказать о тех местах, в которых они побывали. Обычно в каникулярное время многие учащиеся нашей гимназии выезжают группами по туристическим путевкам в разные районы страны. И, в начале следующей четверти, ребята выступают перед одноклассниками с отчетом о поездке. Такие уроки позволяют почувствовать величие нашей Родины, разнообразие и красоту ее природы.

Хорошую возможность воспитания любви к природе родного края дают уроки по географии Омской области в 8 и 9 классах. Изучение своего региона отдельными уроками позволяет показать все красоты родного края, сформировать чувство гордости за свой регион, показать, как много делается в области для повышения ее благосостояния и роли в стране и мире. Глубокий, интересный, познавательный материал для этих уроков мы берем в  учебнике «География Омской области. Природа. Население. Хозяйство», изданном в 2008 году, энциклопедии Омской области, книги «Земля, на которой мы живем» и многих других  источников, появившихся благодаря Омскому Региональному отделению Русского Географического общества.

Развитие познавательного интереса к географии на основе внеурочной работы обеспечивается привлечением средства  занимательности, знакомство с важными достижениями науки, экскурсиями, заочных путешествий по странам и континентам и т.д.

Для повышения интереса к географии, усилению воспитательной роли предмета я стараюсь приучать учащихся к творческому поиску. Во время выполнения творческой работы проявляются индивидуальные особенности детей, появляется интерес к исследованиям, открытиям. Мои учащиеся принимают участие в конференциях НОУ «Поиск», телекоммуникационных проектах, олимпиадах муниципального, регионального, всероссийского и международного уровней. За период с 2008 по 2012 год в предметных олимпиадах, конкурсах, смотрах, соревнования, выставках, научно-практических конференциях и других мероприятиях приняло участие более 360 моих учащихся.

Ребята становились призерами международной Интернет-Олимпиады «Эрудиты планеты», Международной Олимпиады по основам наук по предмету «география»,  Всероссийских конкурсов «Географическое пополнение» и «Познание и творчество», викторины «Чудеса природы», телекоммуникационных проектов «Чудеса Омского Прииртышья», «Прогулки по Омску», «Путешествие по природным зонам», «Природные зоны Омской области» и многих других. На протяжении трех лет я разрабатываю авторские сетевые проекты, к проведению которых привлекаю и своих учащихся. Это проекты «Удивительная планета Земля», «Лондон – столица Олимпиады-2012», «Я горжусь тобой, Россия!». А проект «Занимательная минералогия» в 2012 году стал лауреатом муниципального и призером регионального конкурса сетевых проектов.

  Проблема патриотического воспитания – это, действительно, государственной важности задача. И я стремлюсь её решить на уроках географии и во внеурочное время через развитие у учащихся духовности, высокой социальной активности, патриотизма.

Воспитывать патриотизм – значит всеми силами стараться развивать в ребёнке чувство святости дорогого и близкого.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ ОБЖ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Актуальность патриотического воспитания на сегодняшний день заключается в том, что нужно найти для детей новые ориентиры для подражания, новые методы воздействия на сознание, чувства современных школь...

Доклад "Патриотическое воспитания на уроках ОБЖ и во внеурочной деятельности"

Доклад "Патриотическое воспитания на уроках ОБЖ и во внеурочной деятельности"...

Патриотическое воспитание на уроках ОБЖ и во внеурочной деятельности

Патриотическое воспитание на уроках  ОБЖ и во внеурочной деятельно­сти   Одной из важных задач государства является военно-патриотическое воспи­тание молодёжи, в основе которо...

Статья "Гражданско-патриотическое воспитание на уроках истории, обществознания, во внеурочной деятельности"

Статья содержит материал, который поможет сформировать у обучающихся устойчивую гражданскую позицию....

Статья "Патриотическое воспитание на уроках географии и во внеурочное время"

Статья "Патриотическое воспитание на уроках географии и во внеурочное время"...