Патриотическое воспитание на уроках ОБЖ и во внеурочной деятельности
статья по обж на тему

Останко Леонид Павлович

Патриотическое воспитание на уроках  ОБЖ и во внеурочной деятельно­сти

   Одной из важных задач государства является военно-патриотическое воспи­тание молодёжи, в основе которого лежит подготовка молодых людей страны к службе в Вооружённых Силах РФ, воспитание любви к армии, формирование вы­сокого чувства гордости за принадлежность к России, постоянной готовности к защите Родины. Проблема патриотического воспитания молодёжи актуальна как никогда. В условиях утраты нашим обществом традиционного российского пат­риотического сознания, широкого распространения равнодушия, цинизма, агрес­сивности и падения престижа военной службы. У значительной части призывни­ков отсутствует позитивная мотивация к добросовестной военной службе. Многие из них воспринимают её как неприятную неизбежность и неблагодарную повин­ность, которую следует выполнять лишь во избежание уголовной ответственно­сти. Причастность к защите Родины, гордость за принадлежность к Вооружённым Силам, воинская честь и достоинство - эти понятия утрачивают в глазах призыв­ной молодёжи свою значимость.

Каким должен быть выпускник школы, будущий защитник Отечества? Это должен быть высокообразованный, физически развитый молодой человек, об­ладающий высокими моральными принципами.

Задача военно-патриотического воспитания подрастающего поколения сего­дня в числе приоритетных, но одно дело заявить о ней во всеуслышание и совсем другое - осмыслить её и предпринять конкретные шаги.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon patr_vosp_na_urok_obzh.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Патриотическое воспитание на уроках  ОБЖ и во внеурочной деятельности

   Одной из важных задач государства является военно-патриотическое воспитание молодёжи, в основе которого лежит подготовка молодых людей страны к службе в Вооружённых Силах РФ, воспитание любви к армии, формирование высокого чувства гордости за принадлежность к России, постоянной готовности к защите Родины. Проблема патриотического воспитания молодёжи актуальна как никогда. В условиях утраты нашим обществом традиционного российского патриотического сознания, широкого распространения равнодушия, цинизма, агрессивности и падения престижа военной службы. У значительной части призывников отсутствует позитивная мотивация к добросовестной военной службе. Многие из них воспринимают её как неприятную неизбежность и неблагодарную повинность, которую следует выполнять лишь во избежание уголовной ответственности. Причастность к защите Родины, гордость за принадлежность к Вооружённым Силам, воинская честь и достоинство - эти понятия утрачивают в глазах призывной молодёжи свою значимость.

Каким должен быть выпускник школы, будущий защитник Отечества? Это должен быть высокообразованный, физически развитый молодой человек, обладающий высокими моральными принципами.

Задача военно-патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня в числе приоритетных, но одно дело заявить о ней во всеуслышание и совсем другое - осмыслить её и предпринять конкретные шаги.

Прежде чем приступать к работе педагогический коллектив школы должен твёрдо знать основные задачи по военно-патриотическому воспитанию учащихся, которые перед ним состоят, это:

-   участие в реализации государственной политики в области военно-патриотического и гражданского воспитания детей и молодёжи, воспитание чувства патриотизма, формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности к служению Отечеству, и его вооружённой защите.  Изучение истории и культуры Отечества и родного края. 

 - участие в подготовке и проведении мероприятий по  увековечиванию памяти защитников Отечества;

- передача и развитие лучших традиций российского воинства; 

-  противодействие проявлениям политического и религиозного экстремизма в молодёжной среде;

-   физическое развитие учащихся, формирование здорового образа жизни;

-  участие в подготовке учащихся к военной службе.

Исходя из этих задач и составляется годовой школьный план по проведению мероприятий военно-патриотического воспитания.

Системность и целенаправленность работы по военно-патриотическому воспитанию в школе обеспечивается, прежде всего, тщательным планированием, тесным взаимодействием с директором школы, учителями физкультуры, классными руководителями, учителями-предметниками, должны учитываться рекомендации военного комиссариата.

Военно-патриотическое воспитание учащихся и выполнение плана осуществляется всем педагогическим коллективом.

Военно-патриотическое воспитание осуществляется, прежде всего, в процессе обучения.

Многие школьные дисциплины касаются вопросов нравственности. Однако предмет ОБЖ способен существенно улучшить нравственное воспитание в школе. Другой вопрос: как это сделать и что для этого необходимо? Ведь в настоящих учебниках Основ безопасности жизнедеятельности по теме нравственного воспитания практически нечего нет, а для воспитания граждан-патриотов, способных быть защитником Отечества, необходимо целенаправленное и эффективное воздействие на ученика в сфере среднего образования.

Обучение молодёжи безопасности жизнедеятельности бессмысленно без формирования нравственных ценностей, патриотического сознания. Таким образом, цель преподавания ОБЖ - подготовка физически и нравственно развитых молодых людей, которые могли бы адаптироваться в изменяющемся мире.

На занятиях по "Основам военной службы и ОБЖ" учащиеся знакомятся со спецификой воинского труда, готовятся к выполнению обязанностей солдата, познают особенности службы в армии, воспитывают в себе качества, необходимые защитнику Родины, знакомятся и обучаются приёмам строевой подготовки и выполняют упражнения по прикладной физической подготовке.

Изучение военной присяги помогает раскрыть важнейшие требования к морально - боевым качествам воина, показать, какую самую высокую обязанность берёт на себя воин, принимая присягу и вступая в ряды защитников Родины .

Занятия по огневой подготовке дают возможность показать превосходство нашего стрелкового оружия перед иностранным.

Изучение вопросов выполнения начального упражнения стрельб, ознакомление с размещением и бытом военнослужащих, с организацией суточного наряда и караульной службы, а также с вооружением и военной техники части осуществляется во время проведения пятидневных учебных сборов в конце десятого года обучения. Тем самым, полевые занятия служат проверкой практических навыков и позволяют учащимся оценить свою подготовку к защите Родины.

Главной задачей военно-патриотического воспитание является то, что по каждой теме необходимо привлекать материал из жизни воинов в мирных условиях, приведении боевых действий, использовать на уроках примеры героического прошлого нашей армии и воспитывать у старшеклассников любовь к Вооружённым Силам, растить гражданина - патриота.

Посещение занятий по «Основам военной службы и ОБЖ» в комплексе с военно-патриотическим воспитанием положительно отражается на учащихся. Уже в младших классах учащиеся осмысливают такие понятия, как «Родина», «Подвиг», «Патриот», «Воин-освободитель», узнают о победах российского народа. Учащиеся старших классах становятся более дисциплинированными, поднимается общефизический уровень, улучшается выправка и собранность, появляется интерес к выбору не только военной профессии, но и гражданской.

Реализация военно-патриотического воспитания осуществляется через внеклассные мероприятия.

Как показывает опыт, успех военно-патриотической работы, прежде всего, зависит от высокого идейно-политического смысла и общественно полезной направленности мероприятий. Важное значение имеет правильный выбор наиболее эффективных форм и методов военно-патриотической работы во внеурочное время.

На мероприятиях ученики знакомятся с историей государственной символики страны, города. Организуются встречи с ветеранами воин и труда, работниками силовых структур, знакомятся с жизнью воинских подразделений.

Военная подготовка осуществляется на военно-спортивных соревнованиях.

Физическое развитие направленно на формирование стойкого убеждения, что здоровье человека - это достояние государства и осуществляется через внеклассные мероприятия, посвящённые физической культуре и спорту, организацию спортивных соревнований и туристических походов.

Развитие коммуникативных умений, воспитание культуры поведения и общения, культуры досуга учащиеся получают через организацию вечеров отдыха, посещение музеев, кинотеатров.

В заключении мне хотелось бы сказать, что работа всего педагогического коллектива школы по военно-патриотическому воспитанию требует дальнейшего совершенствования, углубления по всем направлениям, главный итог которой, выпускник школы - патриот, надёжный будущий защитник Родины! Профессия - Родину защищать навсегда останется для всех поколений россиян социально значимой, исполненной высокого, благородного смысла.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Гражданско-патриотическое воспитание на уроках и во внеурочное время"

               Данная работа посвящается обобщению профессионального опыта работы.  Сущность опыта состоит в выработке системы работы по формир...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ВОЗРОЖДЕНИЕ» по военно-патриотическому воспитанию и формированию гражданственности во внеурочной деятельности по ОБЖ для учащихся 5-11х классов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА«ВОЗРОЖДЕНИЕ»по военно-патриотическому воспитанию и формированию гражданственностиво внеурочной деятельности по основам безопасности жизнедеятельностидля учащихся 5-11х классов МБОУ «...

Гражданско-патриотическое воспитание через уроки истории и внеурочную деятельность как одно из направлений государственной молодежной политики.

Отношение к молодежи всегда являлось актуальным для государства и общества. Молодежь не является саморазвивающейся системой, ее жизнь обусловлена существующими социально-экономическими и политическими...

Патриотическое воспитание учащихся через урочную и внеурочную деятельность.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения все­гда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Ро...

Мастер-класс "Гражданско-патриотическое воспитание на уроках и во внеурочное время"

Гражданско-патриотическое воспитание на уроках и во внеурочное время.Цель мастер-класса: познакомить педагогов с различными формами и приемами патриотического воспитания на уроках и во внеурочное...

Доклад Патриотическое воспитание молодежи через активные формы досуговой деятельности

Текст выступления на научно-практической конференции «Патриотизм российской молодежи: традиции и современность»...