Работа с географической картой как элемент технологии подготовки учащихся к ГИА
методическая разработка по географии (9 класс) по теме

Кораблёва Светлана Вячеславовна

В основу предлагаемого варианта предэкзаменационного повторения положено не просто содержание проверяемых на экзамене знаний, но активное их усвоение и припоминание вследствие работы с географическими картами (в том числе, при выполнении практических работ с контурными картами). Следует помнить, что возможность повторить чрезвычайно важна не только для понимания, но и для актуализации знаний именно тогда, когда они будут нужны. В соответствии с этим организуется повторение по следующим крупным содержательным блокам: - источники географических знаний; - природа Земли и человек; - материки, океаны, народы, страны - природопользование и экология - география России.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Творчество – это не сумма знаний,

а особая направленность интеллекта,

особая взаимосвязь между интеллектуальной

жизнью личности и проявлением ее сил

в активной деятельности»

В. А. Сухомлинский

«3нание только тогда знание, когда оно приобретено

усилиями своей мысли, а не памятью.»

Л.Н.Толстой

«Победители не верят в случайность.»

Ф. Ницше

 

ВВЕДЕНИЕ

Вклад географии, как учебного предмета в достижение целей общего образования трудно переоценить. Именно изучение географии позволяет сформировать у школьников комплексное, системное и социально ориентированное представление о Земле как планете  людей, которое в итоге должно стать основой практической повседневной жизни. География — единственная наука, находящаяся на стыке естественных, общественных, социальных наук и  активно использующая аппарат точных наук для достижения своей высоко гуманной задачи: изучение природных и общественных явлений, структуры, функционирования и эволюции географической оболочки в целом и отдельных её частей, природных и природно-общественных геосистем и их компонентов. Система географических наук призвана сформировать у школьников целостное восприятие мира. Задача государственной итоговой аттестации определить степень овладения учащимися знаниями, умениями и способами деятельности, предусмотренными нормативными документами и отраженными в федеральном государственном стандарте.

При выборе формы подготовки учащихся учитывается какой вид ГИА предпочтителен для конкретного ученика. Самые заинтересованные выбирают собеседование, есть вариант написания исследовательской работы в рамках школьной научной конференции или классическая сдача экзамена по билетам.

  1. Как показывают опыт проведения экзамена и анализ педагогической практики, позитивные результаты могут быть достигнуты в том случае, если на протяжении всего учебного процесса большое внимание уделяется развитию активной познавательной деятельности учащихся: работе со всеми видами учебной информации, формированию аналитических, классификационных умений, систематизации знаний. В наиболее полной мере этому условию отвечает работа с географическими картами во всех аспектах: собственно географическая карта; контурная карта; номенклатура. Только целенаправленная и систематическая работа по формированию навыков чтения карты ведет к усвоению знаний и умений, к росту познавательной деятельности. Роль этих навыков в современной жизни трудно переоценить. Активизация деятельности ведет к развитию познавательного интереса , закреплению знаний и применению их в новой жизненной ситуации (в том числе ГИА). Кроме того, актуальность активизации познавательной деятельности состоит в том, что учение, являясь отражательно – преобразующей деятельностью, направлено не только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения ученика к самой познавательной деятельности. Систематически укрепляя и развивая познавательную активность, можно добиться того, что она станет основой положительного отношения к учению, повлияет на результаты деятельности, на процессы мышления, воображения, памяти, чувств, которые под ее воздействием приобретут особую активность и направленность.  Таким образом, активность действий приводит к активности мысли, именно такого результата обучения в средней школе мы ожидаем. Активность  - путь развития познания.
  1. В подготовке школьников к экзамену в равной мере значимы как знания базового, фактического, понятийного материала, так и умение работать с географической информацией, применять знания для решения познавательных, проблемных задач. Вот почему рекомендуется уделять внимание этим элементам подготовки на всех этапах обучения в ходе текущего и итогового контроля. Успешная сдача экзамена в немалой степени зависит от организации в процессе обучения активной и разносторонней познавательной деятельности школьников в целях овладения ими всеми элементами подготовки.

    Наряду с отмеченными выше факторами подготовки к экзамену, позитивную роль могут сыграть и специальные уроки предэкзаменационного повторения, которые целенаправленно используются для активизации знаний учащихся по проверяемым в рамках экзамена элементам содержания, ознакомления со всеми видами заданий экзаменационной работы по географии и выполнения тренировочных заданий по всем разделам курса.

    В рамках предэкзаменационного повторения не представляется возможным охватить весь изученный материал. Задача состоит в том, чтобы привлечь внимание выпускников к ключевым, базовым вопросам курса, закрепить умение выполнять задания различных видов, выделить и проработать наиболее сложные вопросы, требующие особого внимания. Обучающихся целесообразно ознакомить с планом экзаменационной работы.

    Учитывая ограниченность времени, при повторении важно, во – первых, остановиться на тех вопросах, которые наиболее широко представлены в вариантах экзаменационной работы, а во – вторых, уделить внимание тем вопросам, которые вызывают у девятиклассников наибольшие затруднения.

    Можно предложить некий общий алгоритм предэкзаменационного повторения:

    - определение внутри каждой темы круга вопросов для обязательного повторения;

    - вычисление вопросов для беседы в целях актуализации и закрепления, ранее полученных знаний (в этой связи необходимо предусмотреть опережающие задания);

    -обработка по теме, разделу типовых заданий базового и повышенного уровней.

    Таким образом, основные задачи предэкзаменационного повторения заключаются в том, чтобы:

    - представить учащимся обобщенную характеристику целей, содержания, особенностей экзамена в 9 классе по географии:

    - помочь обучающимся обобщить, систематизировать содержание курса географии по основным его разделам;

    - привлечь внимание выпускников к наиболее сложным проблемам курса, дать рекомендации по выполнению заданий различных типов, входящих в экзаменационную работу;

    - ознакомить учащихся с инструкциями по выполнению заданий, заполнению бланков ответов;

    - дать выпускникам представление о характере оценивания ответов на задание различных типов и системы выставление баллов за них.

    В основу предлагаемого варианта предэкзаменационного повторения положено не просто содержание проверяемых на экзамене знаний, но активное их усвоение и припоминание вследствие работы с географическими картами (в том числе, при выполнении практических работ с контурными картами). Следует помнить, что возможность повторить чрезвычайно важна не только для понимания, но и для актуализации знаний именно тогда, когда они будут нужны. В соответствии с этим организуется повторение по следующим крупным содержательным блокам:


    -
     источники географических знаний;

    - природа Земли и человек;

    - материки, океаны, народы, страны

    - природопользование и экология

    - география России.

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА — ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ

Выдающийся географ Н.Н.Баранский  считал географическую карту одним из основных методов и средств географического исследования и говорил, что одна карта может заменить много страниц текста.

Карта – это уменьшенное изображение поверхности Земли или её части на плоскости, показанное при помощи масштаба и условных знаков. Карта является главным дидактическим и динамическим пособием в преподавании географии. Посредством географической карты можно обозреть сразу весь мир, более детально изучить его части,  можно сопоставлять между собой отдельные части земной поверхности, находить между ними сходства и различия, определять географическое положение объектов,устанавливать их взаиморасположение и причинно-следственные связи между ними.

 Во-первых, по карте можно определять географическое положение какого-либо географического объекта: его расположение по отношению к различным объектам, например к экватору и полюсам, в каких климатических поясах и природных зонах он находится, каково его расположение по отношению к океанам и морям, его связь с хозяйственными, политическими и культурными центрами.

Посредством определения географических координат объектов, можно точно определить местоположение того или иного из них. Как известно, природа какой-либо местности во многом определяется её географическим положением, от которого зависит величина солнечной радиации, особенности климата и почвенно-растительного покрова, хозяйственная специализация региона и многое другое.

Карта показывает размещение интересующих человека объектов на поверхности Земли. Она даёт представление о взаимном расположении материков и вод Мирового океана, крупных равнин и гор, стран, городов и т.д. На карте не только можно охватить взором всю Землю, всю страну в целом, но и выяснить взаимосвязь и зависимость элементов отдельных географических комплексов, ландшафтов. Без карты трудно было бы осуществить комплексное рассмотрение географических явлений и процессов.

Во-вторых, при помощи географической карты можно изучать не только положение и взаимоотношение, но также размеры и форму географических объектов: особенности конфигурации частей света, океанов, морей, озёр, границ стран, форм поверхности, высоты объектов рельефа, глубины водоёмов и другое. Карта показывает размещение месторождений полезных ископаемых, климатических поясов, основных типов почв, природных зон, размещение человечества, его хозяйственную деятельность. И, конечно, при помощи географической карты мы изучаем местоположение различных географических объектов – их номенклатуру.

Географическая карта имеет громадное учебно-воспитательное и практическое значение. Работа с картами Атласа и контурными картами формирует у детей интерес к географии, повышает мотивацию к изучению предмета у школьников, способствует развитию творческого воображения и мышления, обогащает их устную речь. Известно, что географическая карта имеет большое значение не только в науке, но и в практической жизни, например при изучении хозяйственных объектов, объектов социальной инфраструктуры. Всё это убеждает в том, что карта должна всегда находиться в центре внимания при обучении географии. Учащиеся должны знать карту и уметь ею пользоваться в различных нестандартных ситуациях.

Изучение географической карты должно проходить в трёх аспектах:

  1. источник информации об объектах и явлениях;
  2. носитель номенклатуры;
  3. контурная карта.

     При выполнении экзаменационной работы по географии разрешено пользоваться атласами 7, 8 и 9 классов. Предлагаемая методика нацелена на максимальное использование географических карт как источник информации. Географическая карта отражает размещение, свойства, связи и динамику природных, социально-экономических, природно-техногенных геосистем и их компонентов. На географических картах показывают литосферу, атмосферу, гидросферу, биосферу, социосферу и техносферу Земли и их взаимодействие. По содержанию они могут быть общегеографическими, тематическими или специальными; по назначению– научно-справочными, учебными, краеведческими, туристскими, дорожными и т.п. Географические карты классифицируют также по масштабу, пространственному охвату, уровню анализа-синтеза и другим признакам. Уровень (масштаб) информации, которую возможно получить анализируя карту очень высок ( и количественно, и качественно).

При выборе стратегии подготовки к ГИА я руководствовалась анализом заданий, предложенных на экзамене в предыдущие годы .

          Экзаменационная работа состоит из 30 заданий. При анализе экзаменационных заданий  прежних лет можно сделать вывод о том, что в их структуре преобладают вопросы (80%), успешный ответ на который связан с умением пользоваться географическими картами разного масштаба, содержания и генерализации и извлекать из них необходимую информацию.

Из 18 заданий, на которые надо найти правильный ответ из 4 предложенных (тестовая форма), на 15 однозначно можно найти ответы в географических картах соответствующего содержания. Из 9 заданий, требующих самостоятельно сформулировать краткий ответ — карта поможет ответить на 6 вопросов. И, наконец, из 3 заданий, требующих развернутого ответа, все 3 решаются с помощью карты, умения считывать необходимую информацию. Итак, 24 задания из 30 предполагают успешное владение навыками чтения географических карт, умение анализируя их,  получать исчерпывающую информацию.  Результат анализа — подтверждение мысли о том, что географические карты являются много объёмным носителем информации по всем аспектам географических знаний и умений, могут быть использованы как макет для выполнения многих практических заданий и позволяют структурировать информацию, облегчая её восприятие и запоминание, открывая всю красоту логики природных и социальных законов и их взаимосвязь. Географические карты разного содержания представляют собой пример наглядности причинно-следственных связей, являясь образом объекта-территории и явления.

 Рассмотрим последовательно все блоки знаний, предназначенных к повторению и степень участия в этом географических карт соответствующего содержания.

  1. - Источники географических знаний. Этот раздел сам по себе требует картографических знаний и умений. При подготовке к экзамену необходимо повторить темы и в контексте этих тем вспомнить и закрепить фундаментальные понятия: Глобус (масштаб и его виды; параллели и меридианы; градусная сетка, географические координаты и их определение; способы изображения земной поверхности). План местности (способы ориентирования, азимут, измерение расстояний и определение направлений на плане; условные знаки;чтение плана местности; решение практических задач по плану). Географическая карта — особый источник информации (отличие карты от плана; градусная сетка и легенда карты; различные проекции; ориентирование и измерение расстояний по карте; чтение карты, определение географических объектов; определение абсолютных высот; разнообразие карт). Географические методы изучения окружающей среды (картографический метод).

- Природа Земли и человек.  Этот раздел является сквозным для всех годов обучения географии с 5-6 класса до 10-11 с разной степенью подробности и углубленности в предмет изучения и для его повторения понадобятся географические карты самого разного содержания: геологические; тектонические; рельефа; полезных ископаемых; физические; климатические (температур января и июня; среднегодового количества осадков; атмосферных фронтов и т.д.); природных зон; речной сети; океанов и морских течений; населения Земли (плотность, расселение, расы, религии, миграции);политические и т. д.

  1. - Материки, океаны, народы, страны. Это тематика курса географии 7 класса, который дает учащимся ещё более полное представление об оболочках Земли,  формирует понятие о самой сложной из них — географической оболочке, в которой живет человечество, о закономерностях ее развития, то есть о тех зависимостях, которые постоянно действуют на всей земной поверхности. Кроме того этот курс изучает отдельные материки и океаны, историю их открытия и исследования, особенности их природы, а так же народы, населяющие каждый материк, расположенные там государства, особенности жизни и быта их населения.

-Природопользование и экология. Тематика этого раздела присутствует в курсах географии всех классов в разной степени подробности на разных уровнях под значимым лозунгом «Географическая оболочка — наш дом». Школьники изучают закономерности географической оболочки, взаимодействие природы и общества, изменение природы под воздействием хозяйственной деятельности человека, возможности рационального природопользования, проблемы и перспективы природоохранных мероприятий во всем мире и экологическую политику  конкретных государств.

 

-География России. Тематика курсов географии 8 и 9 классов предполагает изучение физической и экономической географии России. Предметом изучения географии в этих классах является особенности природы и природные ресурсы России: рельеф; климат и климатические ресурсы; внутренние воды и водные ресурсы; почвы и почвенные ресурсы; растительный и животный мир и биологические ресурсы, а так же природа регионов России. При этом очень актуальна работа с контурными картами регионов России: Русская равнина, Северный Кавказ, Урал, Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Дальний Восток. Тема «География России: население и хозяйство» предполагает детальное изучение экономической географии: особенности развития хозяйства России, его структура, комплексы, из которых оно состоит (топливно-энергетический, металлургический, машиностроительный и т. д.). При изучении комплексов особое внимание уделяется анализу факторов размещения отдельных отраслей, проблемы и перспективы их развития, что невозможно без анализа экономико-географического положения территории. Административно-территориальное устройство и районирование России требует ещё более тщательного изучения географического положения отдельных территорий. Именно эта тематика используется составителями КИМов в географических задачах.

       В качестве примера востребованности и, более того, необходимости воспользоваться географической картой при решении экзаменационных задач рассмотрим последовательность действий, рекомендуемых учащимся при выполнении заданий следующего типа: «23. Размещение целлюлозно-бумажного комбината в г. Сегежа можно объяснить выгодным ЭГП: расположением на берегу Выгозера и близостью к транспортным путям. Укажите ещё одну особенность ЭГП г. Сегежи, которая способствовала размещению в нём ЦБК?».

         Для решения задачи предлагается следующий алгоритм:

1. Задай себе вопрос: «Какую продукцию производит описываемое предприятие?»

2. Какие условия необходимы для выпуска этой продукции? (сырье, топливо, энергия, вода, транспорт, рабочая сила и т.д.)  Каковы технико-экономические особенности производства этой продукции? (материалоемкость, энергоемкость, трудоемкость, использования в качестве сырья отходов других производств, водоемкость и пр.)

3. Каковы особенности конечной продукции? (компактные размеры, крупные габариты, малый срок хранения и др.)

4. Какие факторы (причины) влияют на размещение подобных производств.

5. Сопоставьте эти причины с условиями, существующими в экономическом районе, указанном в задании. Для этого используется карта экономического района в атласе. В некоторых вариантах работы картосхема предлагается прямо в задании.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Географическая карта — многообъемный, многомасштабный носитель информации по всем аспектам географического знания. Как средство исследования позволяет структурировать информацию при помощи анализа и синтеза и создавать образ изучаемого объекта или явления, понимать причинно-следственные связи природных комплексов или их элементов. Географическая карта  является необходимым элементом при использовании любой технологии подготовки к ГИА. Кроме того, карта даёт возможность выполнять различные практические задачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологической карты урока по технологии"Подготовка швейной машинки к работе" 5 класс" раздел машиноведение

Цель  урока :Изучение подготовки  швейной машинки  к работе Задачи:- обучающие: закрепить знания учащихся об устройстве  швейной машины   -развивающие: сп...

Доклад на тему "Формирование специальных умений и навыков в работе с географической картой, как основой географического образования".

В настоящее время в условиях интенсивного развития интеграционных процессов между Россией и мировым сообществом значительное практическое значение имеет обучение детей пространственному мышлению. Наиб...

Программа «Путешествия и туризм» как элемент допрофессиональной подготовки учащихся в старшей школе

Методическая разработка «Программа «Путешествия и туризм» как элемент допрофессиональной подготовки учащихся в старшей школе»Данная методическая разработка представляет собой п...

Работа с географической картой в программе Paint

материал содержит рекомендации по созданию карты с использованием средств программы Paint...

"Подготовка к ОГЭ по географии: географическая номенклатура как одно из средств работы с географической картой"

В статье отражены наиболее эффективные приёмы работы по изучению и повторению географической номенклатуры. Географическая номенклатура основа содержания карт, а карты - язык географии....

Приёмы и формы работы с географической картой, как составной части картографической грамотности учащихся

Работа с картой на уроках географии  является одним из важных направлений работы учителя географии.Научить ребёнка знать и понимать карту, а не бояться отвечать у доски, вот главная задача учител...

Проектная работа Тема «Особенности и технологии подготовки учащихся к ЕГЭ по информатике»

Цель: разработка оптимальной методики подготовки учащихся к ЕГЭ по информатике на примере задания 21 по теме «Анализ программы с подпрограммами», вызывающей определенные затруднения.Задачи...