Урок географии в 6 классе по теме "Географические координаты"
методическая разработка по географии (6 класс) на тему

Черепнева Ольга Николаевна

Урок в 6 классе по теме "Географические координаты". Урок закрепления практических навыков по нахождению географических координат. Урок разработан с учетом технических возможностей учебного кабинета. Важным условием является наличие компьютеров и локальной сети. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок географии в 6 классе.

Тема: Географические координаты.

Продолжительность: 45 минут.

Технологии, методы и приемы: ИКТ (демонстрация презентации, использование локальной сети класса для выполнения задания, использование цифровых образовательных ресурсов (диск)), групповая, фронтальная, индивидуальная форма работы; использование приемов проблемного обучения, практические (выполнение практических заданий по карте), частично-поисковый,  побуждающая беседа с целью проверки качества  знаний и активизации опорных знаний.

Контроль: тестовые задания для проверки домашнего задания,  вопросы  и задания для определения уровня усвоения знаний по определению географических координат,

Результаты: формирование навыков определения географических координат, проведение и выполнение практической работы по определению географических координат,

 Аннотация: урок – путешествие.  В игровой форме учащиеся закрепляют приемы определения географической широты и долготы точек земной поверхности, отрабатывают навыки определения географических координат точек земной поверхности по географическим картам. ИКТ в форме презентации урока, использование локальной сети и ЦОРов. На уроке используется работа по глобусу, карте полушарий, атласам, контурным картам, закрепление темы в игровой форме.

Конспект урока:

Цель: закрепить умение определять географические координаты точек земной поверхности.

Обучающие.

  1. Обобщить и систематизировать знания о градусной сетке на глобусе и географической карте, о различии изображения на них меридианов и параллелей.
  2. Обобщить и систематизировать знания и приемы определения географической широты и географической долготы точек земной поверхности.
  3. Отработать навыки определения географических координат точек земной поверхности по географическим картам.

Развивающие.

  1. Развитие у учащихся познавательного интереса к самостоятельному поиску знаний.
  2. Стимулирование творческой мыслительной деятельности.
  3. Развитие ответственности, организованности, самостоятельности.
  4. Способствовать формированию компетенций - учебно-познавательных, коммуникативных, информационных.

Воспитательные.

  1. Воспитание дисциплинированности, положительного отношения к знаниям.
  2. Прививать чувство прекрасного при изучении материала..
  3. Формирование географической культуры.

Тип урока: Урок закрепления и развития знаний, умений и навыков.

Оборудование:

 1.Физическая карта полушарий. 2.Глобус. 3.Атласы.4. Контурные карты.5. Персональные компьютеры, соединенные в локальную сеть. 6. Диск по географии 6 класса «Энциклопедия Кирилла и Мефодия».


Ход урока:

  1. Организационный момент. 1 мин.

Учитель приветствует детей, проверяет готовность учащихся к уроку (наличие учебника, тетради, атласа, контурных карт), создает у детей хорошее настроение и настрой на работу.

  1. Определение темы урока. 4 мин.

Дети должны попытаться определить тему урока самостоятельно в результате ответов на проблемные вопросы:

  1. Вспомните, пожалуйста, ребята, что мы изучали на прошлом уроке?
  2. Как вы думаете, для чего необходимо уметь определять широту и долготу объекта одновременно? Разве недостаточно найти только одну координату? Почему?
  3. В жизни необходимы знания и умения находить широту и долготу?
  4. Как вы думаете, что сегодня мы будем изучать на уроке?

В конечном итоге учащиеся должны выйти на тему урока «Географические координаты».

Вы молодцы, правильно определили тему урока. Откройте, пожалуйста тетради и запишите число и тему урока.  После записи темы урока обращаемся к учебнику. Найдите в учебнике определение географических координат.  Мы нашли с вами подтверждение нашим предположениям. Тогда какая задача стоит перед нами на этот урок? Научится находить координаты объектов.  Ноя хочу отметить, что мы с вами будем не только усердно трудиться , но и отдыхать, т.к. целый урок мы будем путешествовать по земному шару. ( Слайд 1)

  1. Повторение пройденного материала в виде теста.

Если уж мы отправляемся в путешествие, то нам с собой необходимо взять, наверное, какой-то багаж?  А что мы с собой возьмем? Правильно – знания.

А) На первые вопросы дети отвечают устно по желанию. Молодцы! 3 мин. (слайд 2)

Б)  Задание следующее: для проверки ваших знаний и умений у нас подготовлен тест из 10 вопросов. 9 вопросов теста имеют один правильный ответ, только один вопрос требует нахождения соответствия и ответ на него будет выглядеть примерно так: а2. Прошу вас внимательно читать вопрос. Ответы записываем на специальный листочек-бланк, который необходимо подписать. По мере выполнения задания листочки сдаем. Тест находится на моем рабочем столе в папке «География 6 класс» под названием Тест. Задание выполнено в программе PowerPoint.  10 мин. (слайды 3-6)

Бланк ответов на тест

Фамилия, имя учащегося:

№ вопроса

Вариант ответа

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9

10.


  1. Актуализация знаний. А сейчас я предлагаю вспомнить алгоритм нахождения географической широты и долготы. Есть желающие напомнить нам порядок действий? 5 мин.

Приглашаются учащиеся по желанию. (слайды закрыты).

5.Физкультминутка. 1 мин. (нет слайдов)

6. Отработка умений находить географические координаты.

После активного отдыха продолжаем путешествие. На слайдах буду показывать вам координаты, а вы будете находить их в атласе и называть мне географические объекты. Затем каждый из этих объектов с координатами нужно будет записать в тетрадь.

А) Лондон

Б) Гибралтарский пролив

В) Вулкан Везувий

Г) Вулкан Килиманджаро

Д) Водопад Виктория

Е) Северный и южный полюс

Ж) Водопад Анхель

З) остров Пасхи   (слайды 7-14)

7. Практическая работа.

На контурной карте нужно проложить маршрут движения одного пирата, который нашел клад и долго не знал, где его спрятать. Он путешествовал с ним по островам и в конце концов нашел такой остров. Вам нужно взять атласы, карандаши, тетрадь т..е. то, что вы считаете вам будет нужно, сесть к своему компьютеру и так же, по локальной сети с моего компьютера взять задание про пирата.  В задании вы найдете координаты островов, на которых пират побывал. Вам их нужно найти в атласе по координатам и на контурной карте их подписать и нарисовать маршрут движения пирата. 8 мин. (слайд 15)

8. Подведение итогов урока. (слайд 16)

Ученики показывают контурные карты и называют остров на котором спрятан клад.

Учитель задает детям итоговые вопросы.

  1. Для чего необходимо уметь определять географические координаты?
  2. Людям каких профессий необходимо это знать?
  1. Рефлексия. (слайд 17)

И в заключение, посмотрите на слайд и закончите предложения:

«А у меня сегодня получилось…

« Я и не подозревал…

  1. Домашнее задание. (слайд 18)

Параграф 13, пункт 3. Письменно в тетради  вопрос 4стр.34.


Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика.

Организационный момент

(1минута)

Приветствует детей. Проверяет готовность к уроку

Демонстрируют готовность к уроку.

Определение темы урока

и задач урока

(4 минуты)

Вопросы проблемного характера:

-    Что изучали на прошлом уроке?

- Как вы думаете, для чего необходимо уметь определять широту и долготу объекта одновременно? Разве недостаточно найти только одну координату? Почему?

- В жизни необходимы знания и умения находить широту и долготу?

- Как вы думаете, что сегодня мы будем изучать на уроке?

Отвечая на вопросы должны выйти на тему урока; записывают ее в тетрадь. Сами определяют главную задачу.

Проверка  пройденного материала на прошлом уроке

(13 минут)

Для проверки ваших знаний  по подготовке д\з ответим на вопросы теста сначала вместе, а затем каждый самостоятельно на бланк.  Бланки с ответами сдают учителю.

Выполняют тестовые задания.

Самостоятельно работают с тестами по локальной сети, сдают бланки с ответами учителю.

Актуализация знаний

(5 минуты)

А сейчас я предлагаю вспомнить алгоритм нахождения географической широты и долготы. Есть желающие напомнить нам порядок действий?

Отвечают

1)Найти ближайшую параллель, определит её широту

2)Определить число градусов от этой параллели до объекта.

3)Прибавить число градусов к широте параллели.


Ответ стр. 33

Физкультминутка (1 мин)

Отработка умений находить географические координаты.

(9 мин)

После активного отдыха продолжаем путешествие. На слайдах буду показывать вам координаты, а вы будете находить их в атласе и называть мне географические объекты. Затем каждый из этих объектов с координатами нужно будет записать в тетрадь.

А) Лондон

Б) Гибралтарский пролив

В) Вулкан Везувий

Г) Вулкан Килиманджаро

Д) Водопад Виктория

Е) Северный и южный полюс

Ж) Водопад Анхель

З) остров Пасхи   (слайды 7-14)

Дети работают вместе с учителем, используя атласы, на слайдах представлен образ каждого объекта. Записывают в тетрадь.

Практическая работа

(8 минут)

На контурной карте нужно проложить маршрут движения одного пирата, который нашел клад и долго не знал, где его спрятать. Он путешествовал с ним по островам и в конце концов нашел такой остров. Вам нужно взять атласы, карандаши, тетрадь т..е. то, что вы считаете вам будет нужно, сесть к своему компьютеру и так же, по локальной сети с моего компьютера взять задание про пирата.  В задании вы найдете координаты островов, на которых пират побывал. Вам их нужно найти в атласе по координатам и на контурной карте их подписать и нарисовать маршрут движения пирата.  (слайд 15)

Учащиеся работают самостоятельно с материалом практической работы по локальной сети. Результаты работы отдают учителю.

Подведение итогов. 1 мин

  Учитель задает детям итоговые вопросы.

  1. Для чего необходимо уметь определять географические координаты?
  2. Людям каких профессий необходимо это знать?


Ученики показывают контурные карты и называют остров на котором спрятан клад.

 Рефлексия


(2 минуты)

И в заключение, посмотрите на слайд и закончите предложения:

«А у меня сегодня получилось…

« Я и не подозревал…

 Всем спасибо за работу на уроке, а наиболее  удачные ответы учеников:….

будут отмечены хорошими и отличными оценками в журнале.


 Дети заканчивают предложения.

Домашнее задание

(1минута)

Параграф 13, пункт 3. Письменно в тетради  вопрос 4стр.34.

В дневниках записывают домашнее задание

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока в 6 классе "Прямоугольная система координат"

Цель урока - отработка навыка построения точки по её координатам. Урок проводится в форме игры "Художник"....

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ГЕОГРАФИИ по теме «Определение географических координат по географической карте» с использованием ЭОР

Урок географии в 6 классе. Цель  урока: создать условия для применения знаний и умений определения географических координат, расстояний и направлений по карте в знакомой и новой учебной ситуация...

урок математики 6 класс по теме координаты на прямой

Конспект урока и презентация урока по теме Координаты на прямой в 6 классе...

Технологическая карта урока в 5 классе "Шкалы и координаты"

Технологическая карта урока составлена в соответствии с ФГОС...

Конспект урока географии 6 класс «Биосфера – сфера жизни» Центры происхождения культурных растений (на основе системно-деятельностного подхода) Учебник: «География.5-6 класс». Авторы: А.И.Алексеев, Е.К.Липкина В.В.Николина; «Просвещение», 2012. (Полярна

Содержание школьной географии ориентировано не только на изучение, но и на преобразование изученных процессов и явлений, на самостоятельное решение географической проблемы и получение нового для учени...

Презентация к уроку географии 6 класс "География в загадках".

Предлагаю красочную презентацию к уроку географии по теме "География в загадках" для 6 класса. В ней представлены загадки с ответами-картинками. Можно использовать на уроках повторения в кон...

Презентация к уроку географии 6 класс "Географические координаты"

Презентация к уроку "Географические координаты" 6 класс...