Рабочая программа по географии 7 класс
рабочая программа по географии (7 класс) по теме

Фомина Марина Владимировна

Курс географии материков и океанов  предназначен для обучающихся 7 класса.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prog_nov7.doc252 КБ

Предварительный просмотр:

Согласовано

Зам.директора МБОУ «ООШ с. Степное»

Энгельсского муниципального района

___________/Нурмухамбетова К.К./

Утверждаю

Директор МБОУ «ООШ с. Степное»

Энгельсского муниципального района

__________/Корниенко В.Н./

Приказ №           от

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА  

по учебному предмету «география»

для обучающихся 7 класса

МБОУ «ООШ. С. Степное»

Энгельсского муниципального района

(базовый уровень)

На 2012/2013 учебный год

Составитель:

Фомина Марина Владимировна

учитель географии

второй квалификационной категории

Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основании:

   -  примерной программы основного общего образования по географии;

    - авторской программы по географии   И.В.Душиной «Материки, океаны, народы и      страны» 7 класс (сборник : География. Программы для общеобразовательных учреждений. 6—11 классы. — М.: Дрофа, 2008);

- стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г.

Курс географии материков и океанов  предназначен для обучающихся 7 класса.

 В содержании курса увеличен объем страноведческих и общеземлеведческих знаний.

Программа определяет содержание предмета основной школы и отражает требования «Обязательного минимума» к общеобразовательной географической подготовке школьников; познавательные интересы учащихся. 

 Основные цели и задачи курса:

– создать у учащихся целостное представление о Земле как планете людей, раскрыть разнообразие ее природы и населения, ознакомить их со странами и народами, сформировать необходимый минимум базовых знаний и представлений страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи;

- раскрыть закономерности землеведческого характера;

- воспитывать убеждения бережного отношения к природе, международного сотрудничества в решении проблем окружающей среды на базе знаний о роли природных условий в жизни человека.

Специфика учебного предмета:

Содержание программы сконструировано таким образом, что в курсе географии 7 класса пространственные представления формируются комплексно и на всех трех уровнях: планетарном, региональном и локальном.

География материков и океанов в 7 классе формирует в основном региональные представления учащихся о целостности дифференцированности географической оболочки и связях между ее отдельными компонентами на материках, в регионах и странах мира.

Рабочая программа, согласно Федеральному Базисному Учебному плану (2004г),  рассчитана на 70 часов (2 ч в неделю), конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу. Основное содержание программы направлено на сохранение и углубление мировоззренческого и воспитывающего потенциала семиклассников, развитию географической культуры школьников, осознание ими функционального значения географии для человека.

На уроках географии в 7 классе будут  использованы различные образовательные технологии:

Технология полного усвоения знаний, целью которой является построение учебного процесса направленного на подведение всех учащихся к единому, четко заданному уровню овладения знаниями и умениями.

Основной закон усвоения: воспринять-осмыслить-запомнить-применить-проверить результат.

Дифференцированный подход к обучению, целью которого является обучение в одном классе детей с разными способностями.

Данная технология обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых, тем самым, создавая наиболее благоприятные условия для развития личности ученика как индивидуальности.

Технология исследовательской деятельности. Данная технология направлена на   развитие у школьников умений и навыков самостоятельного научного поиска.

Информационно – коммуникационные технологии, которые помогают интегрировать мыслительную и практическую деятельность детей при использовании компьютера с применением соответствующего программного обеспечения. Использование ИКТ увеличивает долю информации, активизирует наглядно-образное мышление, развивает внимание, воображение, творчество, оказывает значительное эмоциональное воздействие на учащихся.

Изучение   курса «География материков и океанов»  будет строиться с использованием различных форм уроков, а именно:

-уроки практикумы;

- экскурсии;

- презентации;

- игра;

- уроки контроля;

- лекции;

- уроки исследования;

- проектная деятельность.

  В соответствии с  Федеральным базисным учебным планом (БУП 2004г)  и примерной программы основного общего образования по географии, коррекция  учебной рабочей программы по географии в 7 классе  не предполагается.

 

Ожидаемые образовательные результаты :

  1. Оценивать и прогнозировать:

- по тектонической карте изменения очертаний материков и океанов в отдаленном будущем;

- изменение климатов Земли;

- оценивать природные условия и природные богатства как условия для жизни и деятельности человека;

- основные взаимосвязи природы и человека;

2. Объяснять:

- особенности строения и развития основных геосфер Земли, а также причины процессов и явлений, происходящих в геосферах;

 - особенности компонентов природы материков, различия в природе отдельных регионов континентов и акваторий океанов;

 - особенности расового и этнического состава населения;

- особенности экологических ситуаций на материках и в акваториях океанов;

 - основные закономерности и свойства, присущие географической оболочке;

 - применять в процессе учебного познания основные географические понятия

3. Описывать:

- основные источники географической информации;

- географическое положение объектов (по карте);

 - по схемам круговороты вещества и энергий;

 - компоненты ландшафта, природные зоны, географические особенности крупных регионов материков и стран мира;

 - объекты и территории по картам, картинам и др. источникам информации, создавая их географический образ;

 - особенности материальной и духовной культуры крупных народов.

4. Определять (измерять):

- географическую информацию по картам различного содержания;

 - вид и тип карт и др. источников знаний для получения необходимой информации.

5. Называть и показывать:

- важнейшие природные объекты материков и океанов, регионов и стран;

- основные тектонические структуры, мировые центры месторождений п\и, сейсмически опасные территории;

- факторы формирования климата;

- крупнейшие народы мира, наиболее распространенные языки, мировые религии, крупнейшие по площади и населению страны мира;

- страны мира, их столицы, крупные города;

- природные ресурсы суши и океана, меры по охране географической оболочки.

Содержание данной рабочей учебной программы способствует формированию ключевых компетентностей обучающихся. А именно: познавательной, коммуникативной и информационной.

Учебно- тематический план


п/п

Тематический блок

Кол-во часов

Использование ИКТ

Использование проектной деятельности

Использование исследовательской деятельности

1.

Введение.

3

2

Главные особенности природы Земли

9

1 урок

1

3

Океаны и материки

53

4 урока

1 проект

1

4

Географическая оболочка – наш дом

3

1 урок

1

Всего                                        68

Основное содержание тематического плана

Содержание тематического плана построено с позиции единства географии, интеграции курсов географии 6 класса («Начальный курс географии») и географии материков и океанов 7 класс. Понятия «географическая оболочка», «природная зональности», «природный комплекс» являются интегральными. Они характеризуют определенные связи и сочетания природных, социальных и экономических явлений и процессов не определенной территории Земли.

Программа содержит новые направления географического образования:

-комплексные подходы к характеристике территории материков и акватории океанов;

- изучение материков и океанов как крупных природных комплексов;

- изучение население, особенностей культуры и быта народов  мира.

В курсе «География материков и океанов» в первом разделе изучается материал о развитии главных особенностей природы Земли. Во втором разделе курса характеризуются материки и океаны как крупные природные комплексы Земли, наиболее типичные страны разных материков. Далее изучаются характерные взаимодействия природы и общества.

  

 Введение.

( 3 часа )

Предмет географии материков и океанов.

История исследования Земли человеком. Великие географические открытия. Выдающиеся путешественники и географы. Современные географические исследования Земли.

Географические карты прошлого и настоящего времени. Значение и использование карт.

Практические работы:

1. Обозначение на контурной карте материков и океанов.

2. Решение задач по географической карте.

Проект:

1.Этот известный неизвестный Христофор Колумб

Главные особенности природы Земли.

( 9 часов )

Литосфера. Литосферные плиты и их движение. Гипотеза Альфреда Вегенера. Пангея. Панталасса. Гондвана и Лавразия. Срединно-океанические хребты. Глубоководные желоба. Платформы. Складчатые области. Тихоокеанское огненное кольцо.

Рельеф Земли и его главные формы. Виды равнин и гор. Крупнейшие равнины и горы Земли.

Атмосфера. Распределение света, тепла и влаги по земной поверхности. Пояса освещённости и тепловые пояса Земли. Климатообразующие факторы. Климаты Земли. Основные и переходные климатические пояса Земли.

Гидросфера. Мировой океан и его части. Крупнейшие моря, заливы и проливы Земли. Движение воды в океане. Суша в океане, крупнейшие острова и полуострова мира. Шельф и его значение для человека. Воды суши, их разнообразие и роль в жизни человека.

Биосфера – особая оболочка Земли. Разнообразие растительного и животного мира.

Географическая оболочка. Природная зональность и вертикальная поясность.

Земля – планета людей. Крупнейшие страны и народы Земли. Размещение населения мира. Миграции населения в прошлом и настоящем.

Практические работы:

3. Определение по карте направления передвижения литосферных плит и прогнозирование их положения в далёком будущем.

4. Объяснение примеров приспособления человека к особенностям того или иного типа климата.

5. Обозначение на карте крупнейших море, заливов, проливов, островов, полуостровов мира и обозначение шельфовой зоны.

Материки и океаны.

( 53 часа )

Океаны Земли.

( 3 часа )

Тихий океан. История исследования. Выдающиеся мореплаватели и исследователи: Ф. Магеллан, Дж. Кук, И.Ф. Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский, С.О. Макаров, Т. Хейердал. Размеры, географическое положение, крупнейшие моря, заливы, проливы, острова и полуострова. Характерные черты водных масс. Важнейшие течения. Тайфуны и цунами. Выдающиеся объекты в Тихом океане: Филиппинское море, Марианский желоб, вулкан Мауна Лоа, остров Пасхи, атолл Бикини. Особенности морской растительности и животного мира океана.

Атлантический океан. История исследования, выдающиеся мореплаватели: Эрик Рауди, Б. Диаш, Х. Колумб, Д. Кабот. Размеры, географическое положение, крупнейшие моря, заливы, проливы, острова и полуострова. Характерные черты водных масс. Главные течения. Выдающиеся объекты: Азовское море, Мраморное море, срединно-океанический хребет, остров Исландия, Бермудский треугольник, остров Мартиника, залив Фанди, Гольфстрим. Характерные представители животного и растительного мира.

Индийский океан. История исследования. Васко да Гама, Дж. Кук. Размеры и географическое положение океана. Крупнейшие моря, заливы, проливы, острова и полуострова. Особенности природы океана. Выдающиеся объекты: Красное море, Персидский залив, Сейшельские острова. Особенности растительного и животного мира океана.

Северный Ледовитый океан. История исследования. С.И. Челюскин, Р. Пири, Ф. Кук, Н.А. Норденшельд, Г. Седов, Р. Амундсен, Ф. Нансен, О.Ю. Шмидт, И.Д. Папанин. Размеры и географическое положение. Крупнейшие моря, заливы, проливы, острова и полуострова. Особенности природных условий Арктики. Выдающиеся объекты: Восточно-Сибирское море, остров Гренландия, Северная Земля, остров Врангеля. Характерные представители растительного и животного мира.

Практические работы:

8. Изображение на контурной карте географических объектов одного из океанов и видов хозяйственной деятельности человека.

Итоговый урок

Африка.

(11 часов )

История исследования материка: путешествия финикийцев, Васко да Гама, Д. Ливингстон, Г. Стэнли, Н.И. Вавилов.

Размеры и географическое положение Африки.

Особенности строения земной коры и размещение основных форм рельефа. Крупнейшие равнины и горы Африки. Размещение важнейших видов полезных ископаемых.

Климат Африки. Распределение температуры воздуха и осадков. Африка – самый жаркий материк Земли. Климатические пояса Африки и их характерные черты. Климатограмма.

Внутренние воды Африки. Особенности внутренних вод Африки. Крупнейшие реки, озёра, водопады материка.

Природные зоны Африки. Характеристика природных зон Африки: влажные экваториальные леса, саванны и пустыни Африки. Типичные почвы, характерные представители животного и растительного мира. Особо охраняемые территории. Крупнейшие национальные парки.

Страны и народы Африки. Особенности формирования политической карты Африки. Крупнейшие страны. Особенности расового и национального состава. Крупнейшие народы. Особенности хозяйства, культуры и быта африканских народов.

Географическое районирование Африки: характеристика Северной (Алжир, Египет), Западной (Сенегал, Нигерия), Центральной (ДР Конго), Восточной (Эфиопия, Танзания, Мадагаскар) и Южной Африки (ЮАР, Намибия).

Практические работы:

10. Обозначение на контурных картах названий изучаемых объектов и определение географических координат крайних точек.

11. Описание физико-географического положения Африки.

12. Определение типов климатов по климатограммам.

13. Составление характеристики одной из рек Африки.

14. Обозначение на контурной карте крупнейших стран, их столиц и ареалов проживания крупнейших народов Африки.

Итоговый урок.

Австралия и Океания.

( 3 часа )

История открытия и исследования Австралии и Океании. Выдающиеся путешественники и исследователи: А. Тасман, Дж. Кук, Н.Н. Миклухо-Маклай.

Размеры, особенности географического положения и природы Австралии. Крупнейшие формы рельефа. Австралия – самый сухой материк Земли. Саванны и пустыни Австралии. Своеобразие растительного и животного мира. Эндемики Австралии. Население Австралии. Австралийский Союз. Регионы Австралии: Восточная, Центральная и Северная Австралия.

Океания. Особенности природы и населения. Микронезия (Палау), Меланезия (Папуа-Новая Гвинея) и Полинезия (Гавайи и Таити).

Практические работы:

16. Обозначение на контурных картах названий изучаемых объектов и определение географических координат крайних точек.

17. Сравнение географического положения Австралии и Африки.

 Южная Америка.

( 8 часов )

История открытия и исследования Южной Америки. Выдающиеся путешественники и исследователи: Х. Колумб, А. Веспуччи, Ф. Писарро, Ф. де Орельяно, А. Гумбольдт, Г.И Лангсдорф, Н.И Вавилов.

Размеры и географическое положение материка.

Особенности строения земной коры, размещение главных форм рельефа и важнейших видов полезных ископаемых.

Особенности климата и внутренних вод Южной Америки. Южная Америка – самый влажный материк Земли. Крупнейшие реки, озёра и водопады.

Природные зоны Южной Америки: сельва, кампос и льянос, пампа, пустыни и области высотной поясности.

Страны и народы Южной Америки. Крупнейшие страны. Особенности расового и национального состава. Хозяйство, культура и быт южноамериканских народов.

Регионы Южной Америки: Амазония (Бразилия), Атакама (Чили), Патагония и Гран-Чако (Аргентина), Андские страны ( Перу и Боливия).

Практические работы:

21. Обозначение на контурных картах названий изучаемых объектов и определение географических координат крайних точек.

22. Определение черт сходства и различия географического положения Африки и Южной Америки.

23. Выявление по картам взаимосвязей между компонентами в одном из природных комплексов.

24. Обозначение на контурной карте стран Южной Америки и их столиц.

Итоговый урок

Антарктида.

( 2 часа )

История открытия и исследования Антарктиды. Выдающиеся путешественники и исследователи: Д. Кук, Ф.Ф. Беллинсгаузен, М.П. Лазарев, Р. Амундсен, Р. Скотт.

Географическое положение Антарктиды. Антарктика. Особенности природы. Антарктида – самый холодный материк Земли. Ледниковый покров материка. Антарктические пустыни.

Практические работы:

19. Обозначение на контурных картах названий изучаемых объектов и определение географических координат крайних точек.

Северная Америка.

( 9 часов )

История открытия и исследования материка. Выдающиеся путешественники и исследователи: Лейф Эйриксон, Х. Колумб, Э. Кортес, Дж. Кабот, Г. Гудзон, Ла Саль, В. Беринг, А. Чириков, Г.И. Шелихов, А.А. Баранов, Дж. Франклин, Р. Амундсен.

Размеры материка, его географическое положение.

Характерные черты строения земной коры, рельефа распространения полезных ископаемых.

Краткая характеристика климата и внутренних вод материка. Крупнейшие реки, озёра, водопады и ледники.

Особенности распространения природных зон, типичные почвы, растительность и животный мир Северной Америки. Арктические пустыни, тундра, леса умеренного пояса, прерии, пустыни, саванны, переменно-влажные леса, области высотной поясности. Особо охраняемые территории. Национальные парки.

Крупнейшие страны Северной Америки. Характерные черты населения Северной Америки, особенности культуры и быта.

Регионы Северной Америки: США, Канада, Мексика, Центральная Америка и Вест-Индия.

Практические работы:

26. Обозначение на контурных картах названий изучаемых объектов и определение географических координат крайних точек.

27. Сравнение климата отдельных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе.

28. Нанесение на контурную карту стран Северной Америки и их столиц.

Итоговый урок.

Евразия.

( 17 часов )

Размеры, географическое положение и история исследования Евразии. Выдающиеся путешественники и исследователи: М. Поло, А. Никитин, П.П. Семёнов-Тян-Шанский, Н.М. Пржевальский, П.К. Козлов, В.А. Обручев.

Особенности строения земной коры. Крупнейшие равнины и горы Евразии. Особенности размещения важнейших полезных ископаемых.

Особенности климата и внутренних вод материка. Крупнейшие реки и озёра.

Характерные черты размещения природных зон Зарубежной Евразии, типичные почвы, флора и фауна. Арктические пустыни, тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, степи, пустыни, саванны, переменно-влажные и влажные экваториальные леса, области высотной поясности. Особо охраняемые территории. Крупнейшие национальные парки и заповедники.

Крупнейшие страны и народы Евразии. Особенности их хозяйства, культуры и быта. Выдающиеся памятники истории и культуры стран Европы и Азии.

Краткая характеристика регионов Зарубежной Европы на примере отдельных стран: Северная Европа (Норвегия, Швеция или Финляндия), Средняя Европа (Великобритания, Германия, Франция, или Швейцария), Южная Европа (Испания, Италия или Греция), Восточная Европа (Польша, Чехия или Венгрия).

Краткая характеристика регионов Зарубежной Азии на примере отдельных стран: Юго-Западной (Турция, Израиль, Саудовская Аравия, ОАЭ, Ирак или Иран), Южной (Индия), Центральной (Казахстан, Туркмения, Узбекистан, Киргизия или Таджикистан), Восточной ( Китай или Япония) и Юго-Восточной Азии (Таиланд, Малайзия, Вьетнам, Индонезия или Филиппины).

Практические работы:

30. Обозначение на контурных картах названий изучаемых объектов и определение географических координат крайних точек.

31. Определение типов климатов Евразии по климатограммам.

32. Сравнение природных зон по 40-й параллели в Евразии и Северной Америке.

33. Нанесение на контурную карту крупнейших стран Евразии и их столиц.

34. Составление комплексного описания одной из стран Евразии.

Итоговый урок.

                                               Земля – наш дом.

( 3 часа )

Закономерности географической оболочки и взаимодействие общества и природы. Изменение природы хозяйственной деятельностью человека.

Итоговое тестирование.

 

Календарно-тематический план

 


урока

Тема

Кол-во часов

Дата проведения

ВВЕДЕНИЕ

3

По плану

По факту

1

Что изучают в курсе географии материков и океанов.

1

2

Как люди открывали мир.

1

3

Карта – особый источник географических знаний.

1

ГЛАВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ ЗЕМЛИ

9

4

Состав и строение литосферы

1

5

Рельеф Земли.

1

6

Климатообразующие факторы.

1

7

Распределение тепла и влаги у поверхности Земли

1

8

Климатические пояса Земли.

1

9

Мировой океан – главная часть гидросферы.

1

10

Географическая оболочка планеты.

11

Освоение Земли человеком. Страны мира.

1

12

Обобщающий урок по теме «Главные особенности природы Земли».

1


ОКЕАНЫ И МАТЕРИКИ


53

13

Тихий океан

1

14

Индийский  и Атлантический океаны.

1

15

Северный Ледовитый океан.

1

16

Географическое положение Африки. История открытия и исследования.

Практическая работа

Определение географического положения материка.

1

17

Особенности рельефа Африки. Полезные ископаемые

1

18

Климат Африки.

1

19

Внутренние воды Африки.

1

20

Практическая работа

Характеристика речной системы материка.

1

21

Природные зоны Африки.

1

22

Население Африки.

Страны Северной Африки.

1

23

Страны Западной и Центральной Африки

1

24

 Страны Восточной Африки. Страны Южной Африки. 

1

25

Практическая работа

Составление по картам и другим источникам знаний описания природы, населения и его хозяйственной деятельности одной из стран материка.

1

26

Обобщающий урок по теме: «Африка»

1

27

Австралия: географическое положение и история исследования материка.

Практическая работа

Сравнение географического положения Австралии и Африки

1

28

Особенности природы Австралии. Население.

1

29

Океания

1

30

Южная Америка: географическое положение. История открытия и освоения.

1

31

Особенности рельефа Южной Америки. Размещение полезных ископаемых на материке.

1

32

Практическая работа

Сравнение сходства и различий в рельефе Африки и Южной Америки.

1

33

Климат и внутренние воды Южной Америки.

1

34

Природные зоны Южной Америки. Высотная поясность Анд.

1

35

Практическая работа

Выявление по картам взаимосвязей между компонентами в одном из природных комплексов Южной Америки.

1

36

Население и страны Южной Америки

1

37

Обобщающий урок по теме: «Южная Америка».

1

38

Полярные области. Антарктида – особенности географического положения.

1

39

Природа Антарктиды.

1





40





Северная Америка: географическое положение, история открытия и исследования материка.

1

41

Рельеф и полезные ископаемые Северной Америки

1

42

Климат Северной Америки

1

43

Практическая работа

Сравнение климата отдельных частей материка, расположенных в одном  климатическом поясе

1

44

Внутренние воды.

45

Природные зоны Северной Америки

46-47

Население и страны Северной Америки

2

48

Обобщающий урок по теме «Северная Америка»

1

49

Евразия: географическое положение и история исследования материка

1

50

Особенности рельефа Евразии и полезные ископаемые.

 Практическая работа

Выявление особенностей расположения крупных форм рельефа Евразии

1

51

Климат Евразии

Практическая работа

Определение типов климата Евразии по климатическим диаграммам

1

52

Внутренние воды Евразии

1


 53


Природные зоны Евразии.

1

54

Высотная поясность. 

Практическая работа

Сравнение природных зон по 40-й параллели в Евразии и Северной Америки

1

55


Население и страны Евразии.

Повторение темы: «Карта – особый источник географических знаний»

1

56

Зарубежная Европа.

Повторение темы: «Состав и строение литосферы. Рельеф Земли».

1

57

Восточная  Европа.

Повторение темы: «Климатообразующие факторы»

1

58

Южная Европа.

Повторение темы: «Мировой океан – главная часть гидросферы».

1

59

Зарубежная Азия (Юго-западная и Центральная).

Повторение темы: Природные комплексы – составные части ге6орафической оболочки».

1

60

Восточная Азия (Япония, Китай).

Повторение темы: «Освоение земли человеком. Страны мира».

1

61

Страны Южной Азии.

1

62

Страны Юго-Восточной Азии

1

63

Страны СНГ

1

64

Практическая работа

Составление по картам и другим источникам описания одной из стран Евразии.

1

65

Обобщающийся урок по теме «Евразии»

1

Взаимодействие природы и общества

3

66








Закономерности развития географической оболочки

1

67

Взаимодействие природы и общества

1

68

Обобщающий урок по курсу «География материков и океанов»

1

Информационно – методическое обеспечение:

УМК:

  1. В.А. Коринская. География материков и океанов. 7 класс – М.: Дрофа, 2009.
  2. В.А. Коринская, География материков и океанов. Рабочая тетрадь к учебнику

Литература для учителя:

И.И.Баринова, География. Природа России. Рабочая тетрадь к учебнику И.И.Бариновой „География России. Природа.“. 8 класс – М.: Дрофа, 2008.

В.И.Сиротин. Практические и самостоятельные работы учащихся по географии – М.: Дрофа, 2009.

Атлас. География материков и океанов. 8 класс.

Контурные карты. 7 класс – М.: Дрофа, 2011.

Мультимедийная программа: География 6-10 класс

1Литература для обучающихся:

Петрова Н.Н. Тесты. География 6-10 классы Москва, «Дрофа», 1998

Энциклопедия для детей. Т.3. география. Гл. ред. М.Д. Аксеенова. – М.: Аванта+, 2001

Энциклопедия для детей. Т.4. Геология. Гл. ред. М.Д. Аксеенова. – М.: Аванта+, 2001

Сто великих мореплавателей. Е.Н. Авдяева, Л.И. Зданович. М. «Вече», 2000

Адреса сайтов:

  1. http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.
  2.  http://school-collection.edu.ru/  Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...