Рабочая программа по географии 8 класс
рабочая программа по географии (8 класс) по теме

Фомина Марина Владимировна

Программа рассчитана на обучение курса географии обучающихся 8 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon geografiya_8_kl.doc221 КБ

Предварительный просмотр:

Согласовано

Зам. директора МБОУ «ООШ с. Степное»

Энгельсского муниципального района

___________/Нурмухамбетова К.К./

Утверждаю

Директор МБОУ «ООШ с. Степное»

Энгельсского муниципального района

__________/Корниенко В.Н./

Приказ №           от

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА  

по учебному предмету «география»

для обучающихся 8 класса

МБОУ «ООШ. С. Степное»

Энгельсского муниципального района

(базовый уровень)

На 2012/2013 учебный год

Составитель:

Фомина Марина Владимировна

учитель географии

второй квалификационной категории

Пояснительная записка

Данная рабочая учебная программа cоставлена  на основе  Примерной программы основного общего  образования  по географии для общеобразовательных учреждений 8 классов под редакцией И.И. Бариновой. Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации, М., 2004 год. Программа ориентирована на усвоение обязательного минимума, соответствующего государственным стандартам Министерства образования Российской Федерации.

Программа рассчитана на обучение курса географии обучающихся 8 класса МБОУ «ООШ с. Степное» Энгельсского района Саратовской области. При составлении программы учитываются базовые знания и умения, сформированные у учащихся в 5-7 классах при изучении «Начального курса географии» и «Географии материков и океанов». Рабочая программа по географии для 8 класса к учебнику И.И. Бариновой  «География России. Природа» конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Основное содержание программы направлено на сохранение и углубление мировоззренческого и воспитывающего потенциала восьмиклассников, развитию географической культуры школьников, осознание ими функционального значения географии для человека.

 При составлении рабочей учебной программы учитывались психофизиологические особенности обучающихся данного класса и их учебные возможности.

Курс географии предназначен для изучения в восьмом классе общеобразовательной школы (возраст учащихся 13-14 лет). Особенности возрастного периода ребенка 13-14 лет характеризуются  необходимостью изменить привычные методы обучения и воспитания, изменить удачные в прошлом формы влияния и воздействия на школьников, в частности формы контроля за их обучением и учебной деятельностью. Приходится отказаться от многих из этих форм и найти какие-то новые методы, приемы и средства учебного и воспитательного воздействия. Если школьники еще недавно охотно слушали подробные объяснения учителя, то теперь подобная форма знакомства с новым материалом часто вызывает у ученика скуку, равнодушие, явно тяготит его. Склонный ранее к дословному воспроизведению учебного материала, учащийся стремится теперь излагать материал «своими словами».           

   Подросток стремится утвердить свою личность в системе общественных отношений. Этот этап уже предполагает и осознание общения, и самоуправление в процессе общения, т.е. развитую личность. Именно уровни социального развития наиболее благоприятны для формирования личности, ее стержневых качеств, а значит, для системы воспитательных воздействий, которые должны обеспечить школа и общество в целом. Психологические особенности подростков. Чувствительность к мнению окружающих по поводу внешности, знаний, способностей. Они хотят выглядеть лучше всех и производить выгодное впечатление. Реакция эмансипации – стремление высвободиться из-под контроля, опеки взрослых, внешнее бунтарство, демонстративность. В группе появляется как сопротивление: участники могут демонстративно нарушать правила, громко обсуждать слова или поступки ведущего. Потребность в доверительном общении. Хотят, чтобы их мнение уважали. Хотят быть услышанными.

   Для учета возрастных и психологических особенностей детей используются определенные педагогические технологии и методики.

Данная рабочая учебная  программа рассчитана на детей с хорошей и  средней мотивацией и успеваемостью. Предполагается дифференцированное обучение на всех этапах курса.

Цель учебного предмета:

   Изучение географии России направлено на:

• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

При изучении географии в 8 классе решаются задачи:

Образовательные:

- необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах интернет, статистических материалах;

— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей

Воспитательные:

- воспитание гражданственности, сознательного отношения к географии, как средству познания родного края и получения знаний о разных сферах человеческой деятельности;

- воспитание толерантности и ориентации на духовные ценности народов родной страны;

- коммуникабельность, умение работать самостоятельно и в группе, публично выступать.

Развивающие:

- развитие интеллектуальных особенностей личности;

- различие способности личности справляться с различными задачами;

- развитие коммуникативной компетенции учащихся.

Валеологические:

- использование кабинета географии, подготовленного к учебному процессу в соответствии с требованиями САНПиН;

- отсутствие монотонных, неприятных звуков, раздражителей и т.д.;

- наблюдение за посадкой учащихся, чередование поз в соответствии с видом работы;

- благоприятный психологический климат на уроке, учет возрастных особенностей учащихся при работе на уроке.

               Специфика предмета:

География России. Природа  – общественная географическая наука.   Курс географии построен с позиции единства географии, комплексные подходы к характеристике территории России.  Как средство познания окружающего мира, география обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, география неразрывно связана со многими школьными предметами. Данная рабочая учебная программа рассчитана на один учебный год – 68 часов, 2 часа в неделю

Основные составляющие учебно– воспитателного процесса:

В данной программе используются следующие педагогические технологии:

1. Технология (методика) формирования приемов учебной работы.

2. Технология проектной деятельности.

3. Технология личностно-ориентированного обучения.

4. Новые информационные технологии.

5. Нетрадиционные формы организации уроков. 

6. Различные источники географической информации.

Изучение   курса географии в 8 классе будет строиться с использованием различных форм уроков, а именно:

-уроки практикумы;

- экскурсии;

- презентации;

- игра;

- уроки контроля;

- лекции.

 В результате прохождения программного материала обучающиеся овладевают разнообразными предметными компетенциями, а именно: познавательной, коммуникативной и информационной.

 

Ожидаемые образовательные результаты:

В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать

  1. основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
  1. географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
  1. различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
  1. специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы;
  1. природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

  1. выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
  1. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
  1. приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;
  2. составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
  1. определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
  1. применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. ориентирования на местности; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
  1. учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
  1. наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
  1. решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
  1. проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Называть (показывать): 

  1. основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;
  2. основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;
  3. географические районы, их территориальный состав;
  4. отрасли местной промышленности.

          Описывать: 

  1. природные ресурсы;
  2. периоды формирования хозяйства России;
  3. особенности отраслей;
  4. традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;
  5. экономические связи районов;
  6. состав и структуру отраслевых комплексов;
  7. основные грузо - и пассажиропотоки.

         Объяснять: 

  1. различия в освоении территории;
  2. влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;
  3. размещение главных центров производства;
  4. сельскохозяйственную специализацию территории;
  5. структуру ввоза и вывоза;
  6. современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.

          Прогнозировать: 

  1. возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов.

 

Учебно- тематический план


п/п

Тематический блок

Кол-во часов

Использование ИКТ

Использование проектной деятельности

Использование исследовательской деятельности

1

Введение 

7

5

2

Рельеф России

5

2

1

3

Климат России

6

3

1

4

Внутренние воды России

3

1

1

5

Почвы России

4

1

1

6

Растительный и животный мир  России

4

1

1

7

Природное районирование

7

2

8

Природа регионов России

18

8

9

Особенности природы Саратовской области

9

3

10

Географическая оболочка

5

1

Всего

68

27

5

Основное содержание тематического плана

1. Введение. (7 часов)

 Что изучает физическая география России? Источники географической информации. Географическое положение России. Моря, омывающие берега России. Россия на карте часовых поясов. Время. Как осваивали и изучали территорию России. Исследование территории России в XVIII – XIX вв. и в советские годы.

2. Геологическое строение, рельеф и минеральные ресурсы.(5 часов)

 Особенности геологического строения и тектонических структур. Главные черты рельефа России. Минеральные ресурсы России. Развитие форм рельефа. Стихийные природные явления, происходящие в литосфере

3. Климат и климатические ресурсы. (6 часов)

Факторы, влияющие на климат России. Атмосферные фронты, циклоны, антициклоны. Закономерности распределения тепла и влаги на территории России. Типы климатов России. Климатические ресурсы.

4. Внутренние воды и водные ресурсы. (3часа)

Реки России. Озера, болота, подземные воды. Ледники, многолетняя мерзлота. Водные ресурсы.  Опасные явления связанные с водами.

5. Почва и почвенные ресурсы.(4 часа).

Образование почв и их разнообразие Закономерности распределения почв. Почвенные ресурсы России.

6. Растительный и животный мир. Биологические ресурсы. (4 часа)

Растительный и животный мир России. Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира. Природно-ресурсный потенциал России. 

7. Природные комплексы России. (7 часов).

Природное районирование. Моря, как крупные природные комплексы. Природные зоны России. Арктическая пустыня, тундра, лесотундра. Лесные зоны России. Безлесные зоны на юге России. Высотная поясность.

8. Крупные природные районы России.(18 часов)

 Русская (Восточно-Европейская) равнина. Природные комплексы Русской равнины. Природные ресурсы Русской равнины и проблемы и рационального использования. Кавказ.  Природные комплексы Северного Кавказа. Урал. Своеобразие природы Урала. Природные уникумы Урала. Экологические проблемы Урала. Западная Сибирь. Природные ресурсы Западно-Сибирской  равнины и проблемы их освоения. Условия работы и быта человека в западной Сибири. Восточная Сибирь. Природные комплексы Восточной Сибири. Жемчужина Сибири – Байкал. Пояс гор Южной Сибири. Природные ресурсы Восточной. Сибири и проблемы их освоения. Дальний Восток: край контрастов. Природные комплексы Дальнего Востока. Природные уникумы. Природные ресурсы Дальнего Востока. Природные комплексы России. 

Особенности природы Саратовской области (9 часов)

 Географическое положение Республики Татарстан Тектоническое и геологическое строение территории.

Особенности рельефа и полезные ископаемые. Климат. Внутренние воды и использование их человеком. Почвы и природная зона. Растительный и животный мир Саратовской области. Охрана растительного и животного мира.

9. Человек и природа. (5 часов)

 Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека Стихийные природные явления. Антропогенное воздействие на природу. Использование природных ресурсов. Объекты всемирного природного и культурного наследия в России. Сохранить и улучшить среду своего обитания – задача современного человека. Экологические проблемы и экологическая ситуация в России.

Календарно тематический план

№ п/п

Тема урока

Дата проведения

По плану

По факту

1

Введение. Что изучает курс География России.

2

Географическое положение России.

Практическая работа Характеристика географического положения России.

3

Моря, омывающие Россию.

4

Россия на карте часовых поясов.


Практическая работа

Решение задач на определение поясного


5

Политико – административное деление России.

6

Освоение и изучение территории России.

7

Обобщение и контроль знаний по теме "Пространства России"

8

Особенности рельефа России

9

Геологическое строение территории нашей страны.

10

Минеральные ресурсы России.

11

Развитие форм рельефа.

Практическая работа

 Объяснение  зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых

12

Обобщение и систематизация знаний по теме « Рельеф России»

13

От чего зависит климат нашей страны.

14

Циркуляция воздушных масс.

15

Закономерности распределения тепла и влаги на территории нашей страны.

Практическая работа

Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны.  





16

Типы климатов России.

17

Зависимость человека от климатических условий.

18

Обобщение и систематизация знаний по теме «Климат России»

19

Разнообразие внутренних вод России. Реки.

Практическая работа

Определение по тематическим картам режима питания, особенностей годового стока, падения реки, возможностей хозяйственного использования.

20

Озера, болота, подземные воды, ледники.

21

Водные ресурсы России.

.

22

Образование почв и их разнообразие.

Практическая работа

Выявление условий почвообразования основных типов почви и оценка их плодородия

23

Закономерности распространения почв.

24

Почвенные ресурсы России.

25

Обобщение и систематизация знаний по темам

«Водные ресурсы и почвы России»

26

Растительный и животный мир России.

27

Практическая работа.

Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного  комплекса

28

Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного  мира.

29

Природно – ресурсный потенциал России.

30

Разнообразие природных комплексов России.

31

Моря, как крупные природные комплексы.

32

Природные зоны России.

Практическая работа

Сравнительная характеристика двух природных зон (по выбору).

33

Разнообразие лесов России.

34

Безлесные зоны юга России.

35

Высотная поясность.

36

Контроль и обобщение знаний по теме «Природное районирование»

37

Русская равнина.

Нанесение на контурную карту основных объектов природы Восточно – Европейской равнины

38

Природные комплексы Русской равнины.

39

Проблемы рационального использования природных   ресурсов Русской равнины.

40

Северный Кавказ – самые молодые горы России.

Практическая работа13

Сравнение западной и восточной частей Северного Кавказа по природным условиям.

41

Природные комплексы Сев. Кавказа.

42

Урал: каменный пояс Земли  русской.

43

Своеобразие природы Урала.

44

Природные уникумы. Экологические проблемы Урала.

45

Западно-Сибирская низменность: особенности природы.

46

Природные ресурсы Западно-Сибирской равнины

47

Восточная Сибирь: величие и суровость природы

48

Природные районы Восточной Сибири.

49

Жемчужина Сибири – Байкал.

50

Природные ресурсы Восточной Сибири.

51

Дальний Восток: край контрастов.

52

Природные комплексы Дальнего Востока.

53

Природные ресурсы Дальнего Востока.

54

Контроль и обобщение знаний по теме  «Природа регионов России».

55

Географическое положение Саратовской области

56

Тектоническое и геологическое строение территории Саратовской области

57

Особенности рельефа и полезные ископаемые.

Повторение темы:

Географическое положение России

58

Климат Саратовской области.

Повторение темы, моря, омывающие территорию России

59

Внутренние воды и использование их человеком.

Повторение темы: Россия на карте часовых поясов

60

Почвы и природные зоны .

Повторение темы:

 Как осваивали и изучали территорию России

61

Растительный и животный мир Саратовской области.

Повторение темы: особенности рельефа России и минеральные ресурсы

62

Охрана растительного и животного  мира.

Повторение темы: От чего зависит климат нашей страны

63

Обобщение и контроль знаний «Природа Саратовской области»

64

Экологическая ситуация в России. Повторение темы:

Разнообразие внутренних вод России

65 - 66

Взаимодействие природы и общества.

Повторение темы:

Почвенные ресурсы России. Животный и растительный мир

67

Рациональное природопользование.

68

Итоговый урок

Информационно – методическое обеспечение:

УМК:

  1. И.И.Баринова. География. Природа России. 8 класс – М.: Дрофа, 2009.
  2. И.И.Баринова, География. Природа России. Рабочая тетрадь к учебнику

Литература для учителя:

И.И.Баринова, География. Природа России. Рабочая тетрадь к учебнику И.И.Бариновой „География России. Природа.“. 8 класс – М.: Дрофа, 2008.

В.И.Сиротин. География. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт „География России. Природа.“. 8 класс – М.: Дрофа, 2009.

Атлас. География России. Природа. 8 класс.

Контурные карты. 8 класс – М.: Дрофа, 2011.

Мультимедийная программа: География 6-10 класс

1Литература для обучающихся:

Петрова Н.Н. Тесты. География 6-10 классы Москва, «Дрофа», 1998

Энциклопедия для детей. Т.3. география. Гл. ред. М.Д. Аксеенова. – М.: Аванта+, 2001

Энциклопедия для детей. Т.4. Геология. Гл. ред. М.Д. Аксеенова. – М.: Аванта+, 2001

Сто великих мореплавателей. Е.Н. Авдяева, Л.И. Зданович. М. «Вече», 2000

Адреса сайтов:

  1. http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.
  2.  http://school-collection.edu.ru/  Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...