Обобщение по теме "Европейская часть России"урок географии 9 кл.
методическая разработка по географии (9 класс) по теме

Ковалева Вера Борисовна

Цель этого урока-обощение имеющихся знаний по Европейской части России, оценка природных условий и ресурсов каждого района; продолжить работу по развитию логического мышления, умению анализировать, делать выводы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchitel_geografii_gbou_sosh.doc36.5 КБ
Office presentation icon ilmenskiy_zapovednik.ppt842 КБ
Microsoft Office document icon test1.doc27.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель географии ГБОУ СОШ №380  г. Санкт-Петербурга

Ковалева Вера Борисовна

9 класс.

Тема: Обобщение знаний по теме «Европейская часть России»

Цели и задачи:

    1.Обобщить знания учащихся по теме «Европейская часть России»

      определить их роль в историческом, социально –

      экономическом и культурном развитии страны;

    2.Оценить природные условия и ресурсы каждого района, на основе полученных знаний об экономических районах

   3. закрепить  умения по составлению общей и сравнительной оценки

   экономического развития разных территорий;

  4.Продолжить работу по развитию логического мышления;    

  5 отработать навыки  проверочной работы в форме  проведения  

  тестирования в виде  творческого задания;

  6 продолжить работу с картой.

 7.Продолжить работу по развитию речи.

  развивать креативность в выполнении домашнего задания

                               

                                   

Тип урока:           комбинированный.

Оборудование:   карты России:  политико – административная, физическая и социально- экономическая, атласы,учебники, рабочие тетради, мультимедиа

                             

1. Орг. момент. Объявление темы урока. Знакомство с целями урока.

2. Повторение .

А) Викторина «Узнай экономический район».

а) Это один из старопромышленных районов России. Это был  «район- локомотив», база индустриализации страны.

В настоящее время специализируется на машиностроении (особенно наукоемкое), легкой  и пищевой промышленности, а также - торговля, финансы, наука и образование.

Велика роль транспорта  

(Центральный)

б) Русский чернозем этих мест - уникальное богатство района. Здесь открыто и освоено крупное месторождение железной руды. Отрасли специализации: АПК, черная металлургия. Проблемы - эрозия почв и нехватка воды.    

(Центрально-Черноземный район)

в) Район - внутренне неоднороный… на севере района – лесная зона, лесозаготовки, с выборочным земледельческим освоением.

На юге -  почти сплошь распаханная местность с давним помещичьим заселением, с развитым  с/хозяйством. Отрасли специализации: машиностроение (автомобилестроение, речное судостроение)

 (Волго-Вятский)

г) Это наименьший по площади, но важный по ГП район с особой ролью в развитии русской культуры. Имеет «анклав» («военный трофей» )

Специализация: машиностроение (особенно судостроение), морской транспорт; наука, образование

(Северо-Западный)

д) Самый большой по площади и самый холодный район в европейской части страны. С суровой, но богатой природой. В истории России выполнил роль «района пионерного освоения». Местное население издавна промышляло здесь морского зверя (тюленей), занималось рыбной ловлей. Самый незаселенный (8 место по населению среди эк.районов)  

(Европейский Север)

е) Район имеет исключительно  выгодное ЭГП, которое в первую очередь определяется наличием  и удобным расположением многочисленных транспортных путей.

Этот район относится к числу самых благоприятных для комплексного развития районов России.

Специализация:  машиностроение (автомобилестроение, авиация), АПК, нефтяная и химическая промышленность)  

(Поволжье)

ж) Самый многонациональный из районов России.  Это крупнейшая  С/Х база России. (70 % территории – с/х угодья. Здесь выращивают озимую пшеницу, кукурузу, подсолнечник, рис, сахарную свеклу. Здесь возделывают цитрусовые и чай. Ведущая отрасль-виноградарство. Это АПК  и  зона рекреаций.

  (Северо-Кавказский)

з) Занимает выгодное  ЭГП, на границе европейской и азиатской частей страны. Исключительно богат минеральными ресурсами.  Специализация: машиностроение (тяжелое машиностроение), черная и цветная металлургия, АПК.

(Уральский район)

3.презентация «Ильменский заповедник».

4. Закрепление и контроль.  Тест №1 «Обобщение знаний по теме «Европейская часть России»

5. Подведение итогов. Оценивание.

6.Домашнее  задание

 Р.Т.№1. стр.99-100, самостоятельно заполнить таблицу.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Природные уникумы Урала. Экологические проблемы

Слайд 2

Ильменский заповедник

Слайд 3

Уникальность заповедника В мире нет участка равного по своей научной ценности Ильменским горам. Здесь как в музее, в многочисленных копях можно видеть в естественной обстановке ценнейшее и красивейшие драгоценные и поделочные камни. В их числе: солнечный камень, лунный камень, арабский камень, амазонит, гиацинт, аметист, опал, морион, топаз, шерл и многие другие.

Слайд 4

Географическое положение Заповедник расположен в восточных предгорьях Южного Урала на Ильменском хребте, в Челябинской области к северо-востоку от г. Миасс.

Слайд 5

История создания Ильменский государственный минералогический заповедник создан в 1920 году для охраны недр Южного Урала. Здесь обнаружено более 260 минералов, из которых 11 — впервые в мире.

Слайд 6

Цель создания Большое разнообразие животного и растительного мира подтолкнуло власти к тому, что в 1935 году заповедник был преобразован в комплексный для сохранения и изучения природных минеральных богатств, флоры и фауны Южного Урала.

Слайд 7

Куприт Алмаз Халькопирит (медный колчедан) Красный корунд

Слайд 8

Кристаллы и сапфировая галька Хризотил - асбест

Слайд 9

Кристалл и сапфировая галька Хризотил - асбест

Слайд 10

Всемирную славу принесли находки драгоценных кристалов фенакита, сапфира, берилла, циркона и многих других. Копи, в которых они были обнаружены, расположены в основном в окрестностях Ильменского озера. Их в заповеднике 30.

Слайд 11

озеро Тургояк

Слайд 12

Ильменское озеро

Слайд 14

Растительность Количество видов растений более 800 видов. По видовому разнообразию растительности Челябинская область превосходит все другие области Урала, уступая только Башкирии

Слайд 15

Растения. Башмачки.

Слайд 16

Животный мир Сегодня на территории Челябинской области известно обитание 82 видов млекопитающих, 338 видов птиц, 20 видов амфибий и рептилий. За последние сто лет исчезли три вида млекопитающих (западносибирский речной бобр, северный олень, благородный олень). Всего в Красную Книгу Челябинской области занесено 173 вида животных. В Ильменском государственном заповеднике животный мир подлежит охране с 1935г. На его территории обитает 57 видов млекопитающих , 173 вида птиц (из них 125 видов гнездятся в Ильменах), 11 видов амфибий и рептилий.

Слайд 17

Одной из основных задач биологических исследований является учет животного и растительного мира территории заповедника, а также изучение проблем взаимодействия человека, общества и природы.

Слайд 18

Птицы -Вальдшнеп (лесной кулик). -Серая куропатка. -Орлан - белохвост.

Слайд 19

Животные Лисица. Суслик.

Слайд 20

Большое разнообразие животного и растительного мира подтолкнуло власти к тому, что в 1935 году заповедник был преобразован в комплексный для сохранения и изучения природных минеральных богатств, флоры и фауны Южного Урала.

Слайд 21

Река Чусовая Левый приток Камы, в Челябинской области, Свердловской и Пермской. Длина её 592 км, площадь бассейна 23 тысячи кв.км. Берёт начало на восточном склоне Среднего Урала. В верхнем и нижнем течении равнинная река, в среднем – горная. Впадает в Чусовой залив Камского водохранилища. Основные притоки: Межевая, Утка, Койва, Усьва, Ревда, Сылва. Средний расход воды у посёлка Лямино, 206 куб. М/С. Ледостав с ноября до апреля. Судоходна от горы Чусовой. Сплавная. На ней находится Волчихинское водохранилище; города Певоуральск, Чусовой. Развит туризм. В районе Первоуральска концентрация соединений меди, марганца, хрома, цинка. Данные 1994 года.

Слайд 23

Кунгурская пещера Пещера расположена на правом берегу реки Сылвы, в недрах ледяной горы. Пещера имеет 4 яруса образований в результате деятельности подземных вод, растворивших гипсы и андрациты. Общая длина пещеры превышает 5 км. Стены и потолки пещеры увешаны ледяными гранями и пушистыми звёздами кристаллов гипсов и андрацитов.

Слайд 24

Кунгурская пещера Сталактиты Гипс

Слайд 25

Сталактиты Сталагмиты

Слайд 27

Важнейшие экологические проблемы Урала

Слайд 28

Благодарю за работу на уроке!



Предварительный просмотр:

ТЕСТ №1 Обобщение знаний по теме »Европейская часть России».

1.Укажите неверную характеристику ГП Поволжского района:

А) вытянут вдоль Волги

Б) имеет выход к государственной границе

В) имеет выход к Мировому океану

2.Найдите ошибку в перечне черт ГП Уральского района:

А) расположен на границе Европы и Азии

Б) самый удаленный от Мирового океана район России

В) не имеет выхода к государственной границе страны

3) Из химического сырья в Поволжье добывают:

А) калийные соли

Б) поваренную соль

В) фосфориты

 

4.Экологические  проблемы Поволжья резко обострились в результате строительства:

А) машиностроительных заводов

Б) водохранилищ

В) оросительных систем

5) Поволжский район граничит:

А) с Украиной

Б)  с Грузией

В)  с Казахстаном

6) Найдите ошибку в перечне отраслей промышленной специализации Уральского района:

А) электроэнергетика

Б) черная металлургия

В) цветная металлургия

7) Для населения Северного района характерны:

А) низкая плотность и наличие городов-миллионеров

Б) высокая плотность и отсутствие городов-миллионеров

В) низкая плотность и отсутствие городов-миллионеров

8) Укажите наиболее важное преимущество ЭГП Северо-Западного района:

А) богатство минеральными ресурсами

Б) благоприятные природные условия

В) расположен на важных торговых путях – водных и морских

9) Найдите ошибку в перечне отраслей специализации сельского хозяйства ЦЧР:

А) выращивание подсолнуха

Б) выращивание зерновых

В) овцеводство

10) Наибольшее развитие в Центральном районе получило производство промышленной продукции:

А) металлоемкой и трудоемкой

Б) трудоемкой и наукоемкой

В) наукоемкой и энергоемкой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок географии в 7 классе Африка в стихах Н. С. Гумилева Обобщение по теме Африка (интегрированный урок география+литература)

Тема раздела  Южные материкиТема урока  Обобщение знаний о природных зонах АфрикиНомер урока в теме раздела 9Цель урока: обобщение знаний по материку Африка через  литературный образ ма...

Обобщениеи опыта работы учителя географии и биологии Фроловой Н.В.Интерактивные технологии обучения на уроках географии как средства формирования коммуникативной компетентности школьников.

Развивающемуся обществу  нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные...

Применение игровой технологии при обобщении учебного материала на уроках географии.

Данный материал содержит презентацию к уроку географии в 6 классе при закреплении знаний по темам "Атмосфера" и "Гидросфера" и наглядно показывает, как можно применить игровые технологии на уроках гео...

Пример обобщения опыта проверки знаний и умений учащихся на уроках географии на примере учителя географии Шарыповой Жавгарии Рамазановны.

Данный матермал является примером обобщения опыта проверки знаний и умений учащихся на уроках географии на личном примере учителя географии Шарыповой Жавгарии Рамазановны....

Целостное обобщение опыта работы учителя географии по теме: «Использование современных инновационных технологий на уроках географии»

Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя,мерило его интеллектуального богатства,показатель его кругозора и эрудиции.В. Сухомлинский Современная школа многого требует от учителя ...

Урок географии в 5 классе . Урок повторения и обобщения знаний по теме "Литосфера"

Урок повторения и обобщения знаний по теме "Литосфера" в игровой форме. Землеведение. Авторы учебника: О.А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким...