Урок-исследование по теме Реки.
план-конспект урока (география, 6 класс) по теме

Чигарева Наталия Геннадьевна

Урок -  исследование по географии. Реки. 6 класс.

Цель: Сформировать целостное представление о реке, её частях, речной системе и её роли в жизни человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon reki_urok_issledovanie.doc856 КБ

Предварительный просмотр:

Урок -  исследование по географии. Реки. 6 класс.

Цель: Сформировать целостное представление о реке, её частях, речной системе и её роли в жизни человека.

Задачи:

Обучающие:

 познакомить учащихся с новыми терминами и понятиями;

научить устанавливать причинно- следственные связи между направлением течения реки и характером рельефа;

начать формировать представление о реках и их частях,

создать образ реки различного типа.

Развивающие:

 развить умение определять географическое положение реки, показывать реку на географической карте;

развивать познавательный интерес к предмету;

 продолжить формирование умения работать с географической картой, учебником;

составлять описание географического объекта.

Воспитательные: 

способствовать осознанию красоты окружающего мира, необходимости бережного отношения к природе, посредством межпредметных связей;

 воспитывать любовь к природе.

Форма урока:

Урок – исследование, урок изучения нового материала с использованием ИКТ, словесных, наглядных и практических методов обучения.

Оборудование:

 Традиционное: физическая карта России и мира, глобус, контурные карты, учебник для 6 класса, слова – термины (ведущие понятия), магниты с магнитной доской, атласы.

Современное: компьютер, проектор, экран, мультимедийный проектор,  ресурсы сети Интернет.

Межпредметные связи

На данном уроке используются межпредметные связи с экологией.

Здоровье и психосберегающая среда  создается на основе комфортных условий, активных  форм изучения материала, смены видов и форм организации деятельности, соблюдения санитарно – гигиенических требований.

Образовательные результаты:

 знакомство с новыми терминами, практические навыки работы с картами, с мультимедийным оборудованием, расширение кругозора.

Тип урока (по дидактической цели) – урок – усвоение новых знаний.

В основе урока – технология личностно – коммуникативного обучения.

Ведущие понятия: река, речная долина, русло, пойма, терраса, исток, устье, речная система, водосборный бассейн, горная река.

Ход урока (структура урока)

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Продолжительность, минут

I.Организационный

Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку.

Учащиеся приветствуют учителя


1

II. Мотивационно - целевой

Показывает презентацию «Реки» (равнинные, горные).


Внимательно смотрят.


3

III.Актуализация знаний

Задаёт вопросы:

1. Назовите различия между морем и рекой?


2. Что же такое река?

Отвечают на вопрос, опираясь на личные знания, впечатления


Формируют понятие:

Река – водный поток, текущий в выработанном им углублении – русле реки.




2

IV. Усвоение новых знаний:

1. Работа с физической картой России







2.Знакомство с правилом показа реки и её частей.





























3. Показ рек на карте (от истока к устью).
















4.Физминутка



5.Работа с интерактивной доской и с тетрадями



6.Работа с учебником (с.87, рис. 57, с.88)



Задаёт вопрос: Используя карту, найдите реку Лена (рис 1).






А). Объясняет:

Все реки имеют исток – начало реки.

(Прикрепляет на магнитную доску карточку со словом исток.

Аналогично по мере знакомства с новыми понятиями на доске появляются новые слова).

Русло – углубление, где течёт река.

Устье – место впадения реки в другую реку, озеро, море, океан.

Важно: Исток не может находиться в море или океане, т.к. реки текут «сверху вниз», а отсчёт абсолютных высот идёт от уровня океана, принимаемого за «0»  (в России – Балтийский футшток).





Задаёт задание:

А.Найдите на карте истоки разных рек.


Б. Покажите на карте следующие реки:  Ангара, Обь, Енисей, Терек, Нил, Инд, Днепр, Ока, Кама, Иртыш, Амазонка, Конго.

Объясняет как определить правый и левый берег.





Смотрит




Чертит на интерактивной доске схему реки (с комментариями – рис 1).




1. Знакомит с характеристикой профиля реки:

Речная долина – углубление, в котором располагается русло. 

Пойма – часть долины, которая затопляется водой в половодье (рис 3).

2. Задаёт задание:

Найдите на с. 88 определение речной системы и покажите на карте речную систему реки Лена.

3. Задает вопросы:

- Что такое бассейн реки?

- А водораздел?

- Уральские горы для каких рек являются водоразделом?

4. Задаёт задание:

На своих схемах обозначьте границу бассейна реки.



В своих атласах находят реку (один учащийся находят реку Лену на проекции карты на экране, использует мультимедийный проектор).


По желанию ищут на столе учителя карточку с новым понятием и прикрепляют её к доске с помощью магнита.








Слушают объяснение


















На экране – слайд:


Ищут в атласах, показывают на карте.

Работа в парах. Показывают в атласах друг другу.

Затем по очереди на экране (от истока к устью).








Выполняют упражнения за ведущим упражнения



Чертят в своих тетрадях






Слушают объяснение



Ищут определение речной долины в учебнике.

Ищут террасы на рисунке.


Читают определение и показывают бассейн реки Лена (с.89, рис).





Отвечают на вопросы




(для Волги и Оби)


Выполняют задание

34, в т.ч.



2









4










1


















10

















3





7



7,

в т.ч.

2










1





2








2


V. Рефлексивно - оценочный

1. Ставит перед учащимися задачу:

Продолжите эти предложения:

1.Сегодня я узнал…….

2. Было интересно……

3. Было нелегко………

4. Я понял, что………..

5.Мне понравились задания……………….

6. Я научился…………

7. Меня удивило………


2. Выставляет оценки в журнал


Выполняют поставленную задачу












Взаимооценка


3





VI. Информирует учащихся о домашнем задании

Задаёт задание:

Параграф 30, с. 87-90, записи в тетради

Устно описать географическое положение Волги, Амазонки


Записывают домашнее задание



2

Литература, источники:

1. География. Начальный курс: методическое пособие /автор – составитель Кузнецов А.П. – М.: Дрофа, 2010.

2. Герасимова Т.П. Начальный курс географии: Учебник для 6 класса. ОУ/Т.П.Герасимова, Н.П., Нелконова. – М.: Дрофа, 2009.

3. Интернет – ресурсы.

4. Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. М., «Вако», 2005.

5. Лянцевич В.М. использование идей В.Ф. Шаталова на уроках географии. Журнал "География в школе", №6-1991.

6. Современные образовательные технологии в обучении географии: опыт работы, разработки уроков /авторы – составители О.А.Бабекова, Л.А.Ласикова, Н.В.Приходько. – Волгоград: Учитель, 2011.

7. Учебные атласы.

Приложение 1

Рис 1

Приложение 2

Рис.2

Приложение 3

Рис. 3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - исследование по географии. Реки. 6 класс.

Урок формирует целостное представление о реке, её частях, речной системе и её роли в жизни человека. Учащиеся знакомятся  с новыми терминами и понятиями, учатся устанавливать причинно- с...

Тема: «Реки. Питание и режим рек. Горные и равнинные реки. Пороги и водопады». 6 класс

Географии основыЗаставляют стать поэтом!Не опишешь тусклым словомНашу яркую планету…И.И. Ландо...

мастер-класс применения ИКТ на уроках физики "Урок по физике 7 класс Тема урока: «Исследование силы Архимеда».

Цели урока:Образовательные:повторить  и обобщить изученный материал по теме: «Архимедова сила.  Плавание тел»;продолжить формирование умений наблюдать и объяснять физические явления, обобщат...

Стендовый урок по физике. Урок-исследование по теме "Исследование силы Архимеда"

Стендовый урок по физике. Урок-исследование по теме "Исследование силы Архимеда".Цель:Экспериментально исследовать зависимость выталкивающей силы от других физических величинЗадачи урока:1.Н...

Урок-исследование по литературе в 9 классе на тему "Тема Родины. Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "Родина"

Данный урок посвящен изучению темы "Родина" в творчестве М.Ю. Лермонтова....