Воды суши. Подземные воды.
материал по географии (6 класс) по теме

Воды суши. Подземные воды.

Цель урока:

         Сформировать представление о видах подземных вод. Воспитывать береженое отношение к подземным водам.

Оборудование;

         Демонстрационная таблица подземной воды; песок, глина, гравий, 3 воронки, 3 стакана пустых, 1 стакан с водой.

 

Ход урока

I. Организационный момент

         Учитель рассаживает учащихся по бригадам.

II. Изучение нового материала

-   Сегодня на уроке мы изучим один из видов вод суши. Но сна­чала вспомним, какие виды внутренних вод вы знаете? (Реки, озера, болота, ледники, подземные воды, искусственные водо­емы.)

-   Так вот, изучать будем подземные воды. Из самого термина следует его определение. (Воды суши, находящиеся под землей.)

-   У вас не возник вопрос? (Как она туда попала?)

-   Но это не единственный вопрос, который мы будем решать. Группы получают задание (учитель отдает им карточку и зачиты­вает вслух):                                                   

Задание №1   

         «Уже более суток наша колонна бронетранспортеров двигаемся в Каракумах. Привал сделали у колодца. Солдаты заглянули в колодец и не увидели дна, проверили по карте его глубину - 250 м!

- Вот это да! - ахнули они. - Расскажи о такой глубине где-нибудь в Калуге - не поверят»

-   Почему вода в колодцах имеет разную глубину? От чего зави­сит уровень подземных вод?

Задание №2

-   Почему колодцы копают зимой?

Задание №З

-   Вы пошли в поход. Вода, которую вы взяли с собой, закончи­лась, где будете искать родник?

Заданием №4

-   Почему родник (ключ) выглядит как маленький фонтанчик? Почему говорят, что ключ бьет?

Заданием 5

-   Что служит дном в колодцах в нашей местности, в пустыне, горах?

Задание №6

-   Дебет родника - объем воды, вызываемый в единицу времени. Как его можно определить в походных условиях?

         Группы получают задания, но к решению пока не приступают.

-   Сначала ответим на первый вопрос - как воды могли попасть под землю? (Просачивалась сквозь горные породы.)

-   Проведем опыт. Берем 3 воронки, насыпаем в первую глину, во вторую песок, в третью гравий. Наливаем одновременно воду во все три воронки (нужна помощь учеников для одно­временного разлива).

image                 

 

 

 

 

 

 

-   Что наблюдали? (Быстрее просочилась сквозь гравий, затем через песок, и совсем плохо через глину.)    

-   Почему? От чего зависит скорость прохождения воды сквозь горные породы? (От количества и размеров трещин и пор)

-   Прочтите в учебнике, как называются горные породы, отличающиеся по пропускной способности. Составьте схему.     

-   Приведите примеры, запишите карандашом в тетрадь.        

 
 image

 

 

 

 

 

                           

                песок, гравий, галька                     кварцит,

                                                                        мрамор,

                                                                        базальт,

                                                                         гранит

-   Обратите внимание на демонстрационную таблицу. Есть слои, которые содержат воду, а есть, которые служат преградой для нее.                                                                                  

         Учитель прикрепляет карточки с терминами: «водоупорные», «водоносные» (если демонстрационной таблицы нет, рисуем на доске)

-   Какие горные породы могут быть водоупорными, а какие водопроницаемые? (Водоупорные - глина; водопроницаемые - песок.)                                                                               

-   У нас еще две карточки. Это воды: «грунтовые», «межпластовые». Где они могут быть? В водоупорных пластах или водоносных? Куда вы их поместите и почему?                           

image  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 -  А теперь перейдем к обсуждению проблемных заданий в группах. У вас 5 минут. Затем слушаем по одному ученику от каждой бригады.

Бригада №1

         Уровень воды в колодцах зависит от количества осадков, в пустыне их мало. Поэтому вода в колодце на глубине 250 м.

Бригада №2

         Зимой уровень воды в колодцах снижается. Вероятно, это связано

с тем, что подземные воды питают реки. А зимой другого питания у

рек нет, поэтому вся вода уходит в реки и уровень падает. А весной талые воды прокачиваются сквозь водопроницаемые слои, и колодец наполняется.

Бригада №З

          В походных условиях родник следует искать в низинах, логах,

оврагах, ложбинах, т. е. в понижениях рельефа.

         Т. к. в этих местах грунтовые воды могут выходить на поверхность.                                               

 
 image

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         Уровень воды (по принципу сообщающихся сосудов) стремится к равновесию и поэтому родники встречаются в понижениях.

Бригада №4

         Чаще фонтанируют межпластовые воды, т.к. они находятся под давлением. Это связано с тем, что вода стекает по водоупору в самое низкое место и образуется давление (рисунок)

 
 image

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бригада № 5

         В нашей местности (на Восточно-Европейской равнине щитов) чаще всего водоупором служит глина. Т. к. на равнина обладают осадочные породы, а среди осадочных водоупором служит глина.

         В горной местности водоупорными слоями могут служить и магматические породы, такие как гранит.

         В пустынях также гранит или другая магматическая или другая магматическая или метаморфическая порода, например, песчаник.

Бригада 6

         Дебит родника можно вычислить следующим образом: кость известного объема, засекаем время, за которое в емкость набирается вода, находим отношение. Замеры делаем 3 раза, среднее арифметическое, что и будет дебитом. Измеряется он в л/с.

 

IV. Итоги урока

-   Молодцы! Спасибо за работу.

-   Что мы сегодня узнали?

-   Что нам пригодится в жизни?

 

Домашнее задание

         Г.: § 29; К.: § 52, географические задачи.

         Приготовить выразительное чтение стихотворений о реках.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon pod_vody.ppt1.69 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация к уроку « Подземные воды»

Слайд 2

ЗЕМЛЯ «ГОЛУБАЯ» ПЛАНЕТА

Слайд 3

Что такое вода? Вода - это бесцветная, прозрачная жидкость. Не имеет вкуса и запаха.

Слайд 4

В природе вода находится в трёх состояниях: жидком газообразном твёрдом

Слайд 5

Пресная вода ( 3%): ледники – 1% реки, озёра, болота - 1% ? – 1%

Слайд 6

Подземные воды

Слайд 7

водопроницаемые водоупорные

Слайд 8

родник источник пресной воды

Слайд 9

Используй слова: - осадки песок (водопроницае-мый слой) глина (водоупорный слой) Как же путешествует капелька под землёй?

Слайд 10

водоупорный грунтовые воды водопроницаемый

Слайд 11

Кунгурская ледяная пещера

Слайд 12

Водоупорный слой это подземные воды, расположенные на первом водонепроницаемом слое (глине). Водопроницаемый слой песок Родник выход грунтовых вод на поверхность на склонах холмов, в оврагах Грунтовые воды гранит, глина Известняк полое пространство в горном массиве, имеющее выход наружу Пещера осадочная горная порода, образованная из мельчайших кусочков ракушек Проверь себя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок географии в 6 классе "Подземные воды"

Презентация к уроку в 6 классе по теме "Подземные воды" сэлементами исследования....

Конспект урока географии по теме "Воды суши. Подземные воды"

Тема урока: "Воды суши. Подземные воды"   Цели:Сформировать у учащихся представление о подземных водах, их видах, происхождении, усло­виях залегания, использования и проблемах охраны....

Воды суши. Подземные воды. Урок географии (с презентацией). 6 класс.

Цели и задачи: сформировать у учащихся представление о подземных водах, их видах, происхождении, условиях залегания, использования и проблемах охраны; разобрать новые понятия и определения; прод...

6 класс. Гидросфера 7 урок. «Воды суши. Подземные воды»

Методическая разработка урока к разделу гидросфера 6 класс...

Воды суши. Подземные воды.

Конспект Урока географии в 6 классе...

Внутренние воды России. Озёра, болота, подземные воды, ледники, вечная мерзлота.

Данная презентация раскрывает основные понятия, виды и факторы размещения внутренних вод России....