Статья "Рекомендации учителю географии в реализации экологического проекта на уроках географии и во внеурочной деятельности"
методическая разработка по географии (8 класс) на тему

 

Рекомендации учителю географии в реализации экологического проекта на уроках географии и во внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации учителю географии в реализации экологического проекта на уроках географии и во внеурочной деятельности

В.К. Фадеева

учитель географии

                                                                  « Не природе нужна наша защита.  

                                                  Это нам необходимо ее

                                                                             покровительство: чистый воздух,

                                                                  чтобы дышать, кристальная вода,

чтобы пить, вся природа, чтобы жить?»

                                                                           Эколог Н.Ф. Реймерс.

География - это учебный предмет, создающий целостное представление учеников  о Земле. Учебная дисциплина имеет два аспекта – природный  и социально -экономический и тесно связан с другими областями знаний, что обеспечивает формирование у учащихся широкого взгляда на мир.

География изучает взаимосвязи между природой и обществом, взаимодействия производственных и природных комплексов, а также экологические проблемы. Экологические знания нужны каждому человеку, чтобы сбылась мечта многих поколений о создании достойной человека среды. Важнейшие из экологический условий выживания человека и всего живого – это мир на Земле. Именно к этому обязан стремится экологически образованный человек. Экологическое образование необходимо начинать в школе, ибо экологически образованный человек не допустит стихийного отношения к окружающей среде, именно экологическое мировоззрение должно стать основой любой деятельности учащегося.

На современном этапе обучения необходимо вводит уроки эколого-краеведческой направленности, формировать у учащихся экологическую культуру, экологическое мышление. Это можно осуществлять на уроках географии, биологии, химии, а также использовать образовательный потенциал СПб.

Содержание экологического проекта помогает раскрытию регионального компонента. Региональный компонент стандарта может выступить:

      - фактором развития и совершенствования системы образования СПб;

      - средством обеспечения преемственности ступеней образования в условиях перехода на новые стандарты;

      - одним из ориентиров создания современной структуры образования с учетом экономических, экологических особенностей СПб и Балтийского региона.

Многие  глобальные и региональные экологические проблемы имеют географический характер, поэтому наиболее глубоко и всесторонне могут быть изучены в курсах географии.

На наш взгляд, одной из актуальных тем для экологического проекта по географии может стать «Уроки Балтийского моря».

Балтийское море обеспечивает нас различными ресурсами , благодаря которым Санкт - Петербург, как и весь регион, живет и развивается уже не одно столетие. Во многом море определяет стиль и уровень жизни на прилегающих территориях, а как следствие - страдает от негативных последствий необдуманного потребительского отношения. От экологического благополучия Балтийского моря зависит дальнейшее существование и развитие каждой страны, в том числе и России. Санкт - Петербург - самый крупный город на берегах  Балтийского моря и ученикам СПб школ нужно помочь сформировать чувство причастности к Балтийскому морю, развивать чувство ответственности за его экологическое состояние.

Основные содержательные линии уроков, составленные на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования, содержат разделы, в которых материал о Балтийском море может быть логично включен в основное содержание изучаемого материала.  Например, учебник  географии  для 8-9 классов под редакцией    А.И. Алексеева ( издательство Москва «Просвещение» 2011 год):

Курс

класс

Тема урока

Содержание знаний

География

России

8

Наши моря

Балтийское море относится к бассейну Атлантического океана, сравнить море с другими морями РФ и выделить его главные особенности.

9

Экологическая ситуация в России

Обсудить и осмыслить экологические проблемы Балтийского моря.

9

Экологическая безопасность России

Какие мероприятия обеспечивают экологическую безопасность Балтийского моря.

9

Северо - Запад: окно в Европу

Мы - жители Балтийского региона. Решение экологических проблем может осуществляться  на разных уровнях.

9

СПб-вторая столица России

Водная среда города и экологические проблемы и пути решения

Так, элективный курс «География СПб и Ленинградской области» в 9 классе, учебник Даринский А.В. , Фролов А.И.  « География Ленинградской области»:

Темы уроков в элективном курсе

Уроки Балтийского моря

Географическое положение , границы Ленинградской области

Балтийское море – международное пространство, ответственность за которое несут 9 стран. Географические названия моря разными странами.

Рельеф и полезные ископаемые

Происхождение моря, географические характеристики моря, полезные ископаемые.

Климат

Западный перенос воздушных масс, особенности циркуляции атмосферы, формирование климата.

Воды: Финский залив

Географическая характеристика залива

Река Нева

Экологическое состояние воды в Неве, проблемы, влияние их на качестве природной среды и на качестве жизни будущих поколений.

Охрана природы

Эвтрофикация- главная экологическая проблема Балтики, флора и фауна моря

Сан кт-Петербург

Крупнейший морской порт России. Промышленные предприятия города, обслуживающие морской порт, учебные заведения города, которые готовят морские кадры

Пути сообщения

Экскурсия в Государственный музей истории СПб . Тема «Петербург до Петербурга» (одна из тем: великие торговые пути)

Одним из направлений реализации экологической составляющей может стать участие в различных экологических проектах социальных партнеров. Например, в Международном проекте «Просвещение молодежи в рамках работы в рамках работы Российско-Европейского центра инновационных технологий в сфере водных ресурсов». Этот проект проводится в Детском экологическом центре «Водоканал Петербурга».  ДЭЦ выбирает такие педагогические технологии, которые помогают школьникам задумываться о цепочках последствий, вызванных собственными действиями, какими – либо технологическими, экономическими, политическими решениями. Предлагаемая школьникам тематика занятий  проблемна  и  межпредметна  и потребует  от них работы на достаточно высоком  уровне анализа и синтеза. Этот уровень достигается благодаря организации работы в малых группах и использованию раздаточного материала.

Этапы работы над проектом:

1. Интерактивные занятия проводятся по следующим темам:

- Море, которое рядом.

-Тайны Балтики.

-Город у моря.

- Исследование водопроводной воды.

2. Межшкольная викторина по Балтийскому морю. В этой викторине  участвуют команды из разных школ города.

3. Межшкольный конкурс проектов по экологии Балтийского моря и защита проекта в ДЭЦ.

4. Подведение итогов  на конференции и награждение всех участников.

Кроме этого, широко можно использовать занятия учебного центра СПб Океанариума, например,  «Фауна северо-запада России», «Серые Балтийские тюлени».

Завершение проектов может быть школьная интерактивная игра «Балтийское море», которую можно провести на уроке или после уроков. Для организации игры класс делится на 4 команды, каждая команда принимает участие в 1и 2 турах и финале. Темами туров могут быть: География моря,  Самое  большое,  Страны Балтики,                                         Экологическая химия, Цифры, Климат Балтики, СПб – Морской порт ,Имя моря.                                  

Вопросы по темам оцениваются очками 10,20,30,40. Участники по очереди выбирают тему и номер вопроса, если команда не отвечает правильно, то отвечает та команда, которая первая подняла руку и она получает эти очки.  В финале команды также выбирают темы: Экология, биология вод, море-озеро, гидрологические особенности, организация Хелком. Выигрывает та команда, которая набрала наибольшее количество очков. По моему мнению, здесь нет проигравших, выигрывают все, в игровой форме  закрепляется пройденный материал, полученный на уроках, ученики учатся работать в команде, учатся слушать друг друга и принимать решения, это им в жизни пригодится.

Выводы.

Петербург расположен в центре уникальной по своей репродуктивной способности и огромным запасам пресной воды гидрологической системы, самой большой в Европе ; Ладожское озеро- река Нева - Невская губа- Финский залив- восточная часть Балтийского моря. Для Невской губы, являющейся элементом восточной части Финского залива, основной проблемой является зарастание (эвторофикация). Развитие процесса зарастания приводит ко многим неблагоприятным последствиям, включая развитие « цветения» и ухудшение качества воды, появление безкислородных  зон, нарушение и исчезновение многих видов обитателей водной среды,  в том числе ценных промысловых рыб. То, что мы живем на морском побережье, жители Петербурга, а тем более школьники, вспоминают не часто. Может, это связано с тем, что Финский залив, на берегах которого расположен наш город и многие его знаменитые пригороды, мало похож на море. Здесь нет приливов и отливов, вода почти пресная, а глубина снискала заливу прозвище « Маркизова лужа». Вместе с тем само Балтийское море уникально во  многих отношениях. Наша благополучная жизнь во многом связана с Балтийским морем. Многие наши повседневные действия оказывают влияние на состояние Балтийского моря. Экологический проект помогает школьникам помочь осознать взаимосвязи в природе, обществе, экономике и между ними, что они могут внести свой вклад в улучшение экологической обстановки на Балтике, осуществляя несложные действия на личном уровне и поддерживая решения на более высоких уровнях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие "Исследовательские проекты на уроках географии и во внеурочной деятельности""

    Данное методическое пособие раскрывает теоретические аспекты, практическую значимость, педагогические и психологические особенности метода исслед...

Программа самообразования учителя географии "Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках географии и во внеурочное время".

Программа самообразования учителя географии Струковой Юлии Николаевны“Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь”.Методическая тема: Организация проектно-и...

Программа самообразования учителя географии "Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках географии и во внеурочное время".

Программа самообразования учителя географии Струковой Юлии Николаевны“Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь”.Методическая тема: Организация проектно-и...

Проектная деятельность как один из способов формирования экологической компетентности обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности в условиях перехода на ФГОС

Проектная деятельность как один из способов формирования экологической компетентности обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности в условиях перехода на ФГОС. Отчет по работе над мето...

"Учебно-исследовательская деятельность учащихся на уроках географии и во внеурочной деятельности как средство развития экологической культуры личности"

     Многолетний педагогический опыт и творческий поиск привел меня к выводу о том, что одним, из наиболее эффективных методов воспитания экологической культуры является организа...

Презентация :«Учебно-исследовательская деятельность учащихся на уроках географии и во внеурочной деятельности как средство развития экологической культуры личности"

Многолетний педагогический опыт и творческий поиск привел меня к выводу о том, что одним, из наиболее эффективных методов воспитания экологической культуры является организация учебно-исследовательско...

«Учебно-исследовательская деятельность учащихся на уроках географии и во внеурочной деятельности как средство развития экологической культуры личности

Многолетний педагогический опыт и творческий поиск привел меня к выводу о том, что одним, из наиболее эффективных методов воспитания экологической культуры является организация учебно-исследовательско...