Программа географического практикума для профильных классов
учебно-методический материал по географии (10 класс) по теме

Макашова Инна Михайловна

Программа предусматривает введение географического практикума на 17 часов. Основа  практикума  - это полевые экскурсии на местность и оформление результатов работы в камеральных условиях. Программа является частью учебно-методического комплекта «Географический практикум  для профильных классов». 

 УМК актуален тем, что  географический практикум позволяет овладеть системой знаний и умений,  которые должны стать основой практической повседневной жизни.

Новизна в том, что УМК – принципиально новый комплект для профильного обучения, который расширяет практическую направленность в преподавании географии. Обучающиеся в ходе полевых практик систематизируют практические знания и умения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_geograficheskogo_praktikuma.doc815.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Гимназия №73»

Программа географического практикума для профильных классов

Новокузнецк

2012


Программа географического практикума для профильных классов. Автор составитель: Макашова И.М..,  учитель географии  МБОУ «Гимназия №73», Новокузнецк, 2012. – 29 с.

Рецензенты:

  1. Иванов Ю.П., кандидат педагогических наук, доцент кафедры географии, геологии и МПГ, ГОУ ВПО «Кузбасская государственная педагогическая академия»;
  2. Шевцова Т.А.,  методист Дворца детского (юношеского) творчества им. Н.К. Крупской, Новокузнецк.

В сборнике представлена программа географического практикума для профильных школ с углубленным изучением географии.

Методическая разработка предназначена для учителей географии, работающих в профильных классах,  и педагогам дополнительного образования.

Для замечаний и предложений:

654041 Новокузнецк,  ул. Батюшкова,3, МБОУ «Гимназия №73», Макашовой Инне Михайловне

Тел. р.: (38-43)-71-78-16

©МБОУ «Гимназия №73»

Географический профиль  

География – это древняя наука и

                                                                                    сегодня устремлена в будущее…                                                   Н.А.Максимов

Основной целью современной школы является воспитание полноценной творческой личности. В настоящее время проблемы творческого становления молодого поколения россиян приобретают приоритетное значение, как для системы образования, так и для поступательного развития общества в целом. Задача географического образования – способствовать наиболее полному индивидуальному развитию учащихся в процессе их географического познания окружающего мира. Личностно-значимое обучение предполагает признание за каждым учеником самоценности, неповторимой индивидуальности, его субъективный опыт становится отправной точкой в учебном процессе.

        Уникальность школьного курса географии заключается в том, что это единственный предмет, объединяющий знания о природном и социально-экономическом окружении подростка, следовательно, географические знания могут стать базой для разнообразной практической его деятельности, повседневным фактором творческого роста личности. География является не только источником новых сведений о мире, не только инструментом познания части объективной действительности, но и необходимым фактором нормального психического развития учащихся.

   Школьная география отличается от других школьных предметов тем, что интегрирует в себе знания большого количества наук, как справедливо отмечали классики «от геологии до идеологии».   С учётом таких веских аргументов наша гимназия выбрала географический профиль.  

Профильное обучение — система организации среднего образования, при которой в старших классах обучение проходит по разным программам (профилям) с преобладанием тех или иных предметов.

Профильное обучение — средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, в содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

Профильное образование направлено на реализацию личностно-ориентированного обучения. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории. Основными целями профильного обучения является:  обеспечение углубленного изучения отдельных предметов программы полного общего образования, создание условий для существенной дифференциации образования старшеклассников, дающей широкие возможности для  построения школьниками индивидуальных образовательных программ, расширение возможности социализации обучающихся, обеспечивающих преемственность между общим и профессиональным образованием.

Профильное обучение должно дать свободу человеку быть другим и  выполняет задачи жизненного и профессионального самоопределения выпускника.  

 Новые реалии жизни, развитие  цивилизации потребовали радикальной перестройки содержания и структуры школьной географии на принципиально новой основе. Она должна соответствовать:

  1. современному этапу развития человеческой цивилизации и культуры;
  2. новому общественному строю, сформировавшемуся в России;
  3. изменившемуся социальному заказу школе;
  4. новейшим достижениям географической науки, методике и  практике обучения его в ОУ;
  5.   международному опыту географического образования в передовых странах.

Цель географического профиля: формирование всесторонне образованной и инициативной личности, обладающей системой взглядов, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, а в более узком смысле цель заключается  в овладении учащимися системой фундаментальных знаний и умений. Эти знания и умения должны стать основой миропонимания, развития географического мышления, одной из основ практической повседневной жизни.

     Главный дидактический принцип, положенный в профиль, состоит в том, что школьная география создана как особая дидактическая конструкция, учитывающая возрастные особенности учащихся и принципа личностно-ориентированного обучения, единство содержательной и процессуальной сторон обучения, умения применять географические знания на практике.

В нашей гимназии  географическое профильное образование  расширяет  программы по:

  1. географии – на 2 часа;
  2. математике – на 2 часа;
  3. иностранному языку – на 2 часа;

а также включает

  1. географический практикум   - 17 часов;
  2. систему элективных курсов в рамках профильного обучения.

Программа  географического практикума для профильных классов

Пояснительная записка

Формирование  практических  умений и навыков учащихся в процессе обучения географии происходит в основном при выполнении  различных практических и самостоятельных работ.

Практическая работа может быть определена как деятельность, направленная на применение,  расширение и развитие теоретических знаний в комплексе с формированием необходимых для этого умений и навыков. Практическая работа как бы подготавливает учащихся  к выполнению самостоятельных работ  творческого характера, к самостоятельному поиску новых знаний и овладению новыми умениями. Практическая работа так же, как и самостоятельная, может быть и просто тренировкой, закрепляющей уже имеющиеся знания и умения.  Учитель может использовать практические работы и с целью проверки уровня овладения учащимися основными умениями и навыками, отражёнными в программах.

Практические работы в процессе обучения  заканчиваются приобретением новых знаний и умений. Они составляют основу практических методов обучения.

Главной целью выполнения практических работ является формирование, закрепление и проверка уровня усвоения учащимися основных умений, необходимых для выполнения самостоятельных работ, которые, как правило, носят творческий характер.

В рамках профильной  подготовки учащихся в нашей гимназии  представлен географический профиль, программа которого предусматривает введение географического практикума в количестве 17 часов.  Полевые наблюдения и исследования проводятся на местности в течение 5 дней по 3 часа, на камеральную работу необходимо отвести 1 день в течение 2 часов. Основу практикума составляют полевые экскурсии на местность, проведение различных видов  съёмок  местности, экскурсии на  местность с целью изучения компонентов природы (растительность, рельеф и т.д.), выполнение простейших мер по охране природы, а также  умение учащимися проводить камеральные работы (оформление результатов исследований в виде планов местности, рефератов, схем и т.д.).

Главной целью географического практикума является закрепление полученных навыков  выполнять простейшие географические  умения.

Тематический  план географического практикума

№ п/п

Название темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика


1.

Ведение.

Глазомерная съёмка небольшого участка местности

2

1

1

2.

Полевая метеорология

1

1

3.

Проведение комплексной экскурсии на природу

12

1

11

4.

Выполнение простейших мер по охране природы

1

1

5.

Оформление результатов работы на местности (план, реферат, схема)

1

1

Итого

17

3

14

Содержание программы

  1. Введение. Глазомерная съёмка небольшого участка местности (2 часа)

Знакомство с тематикой практикума. Проведение инструктажей по правилам поведения во время полевых исследований и экскурсий. Подготовка необходимого оборудования (компасы, чертёжный инструмент, планшеты, пресс, заготовка этикеток и т.п.)

Понятие  плана, карты, масштаба и условных обозначений Глазомерная  съёмка местности, составление крупномасштабной карты или плана территории. Техника  измерения углов (азимутов) и расстояний на местности (шагами). Основные  способы глазомерной съемки местности – составление «абриса», способ «обхода», «полярный» способ, способ «засечек» и способ «перпендикуляров». Ориентирование на местности. Основные и промежуточные стороны горизонта. Ориентирование с помощью компаса и по местным признакам.

Практическая работа. Правила безопасности на экскурсии. Ориентирование на местности с помощью плана, компаса и местных признаков. Глазомерная съёмка с планшетом небольшого участка местности.

  1. Полевая метеорология (1 час)

Знакомство с метеорологическими приборами. Выход на метеоплощадку.  Рекомендации по заполнению полевого дневника. Наблюдения за погодой в течение всей практики.

  1. Проведение комплексной экскурсии на природу. Практикум. (12 часов)

Полевая геология (3 часа)

        Геологический маршрут. Ведения записи маршрута в полевой книжке.

        Отбор образцов, заполнение этикетки. Экскурсия на один из природных геологических объектов (геологический разрез, обнажение и т.п.). Определение угла залегания горных пород

         Правила безопасности в маршрутах, у скальных обнажений, рек, в карстовых районах и в других опасных местах.

Полевая ботаника (3 часа)

Правила безопасности на экскурсии.

Основные понятия о составлении гербария. Гербарный лист. Гербарный экземпляр (образец). Гербарный сбор. Экскурсия на один из природных ботанических объектов (роща, луг, пойма реки и п.п.). Отбор образцов. Способы сушки растений. Пресс. Оформление этикеток. Определение растения

Полевая  геоморфология (3 часа)

Правила безопасности на экскурсии.

Изучение внешних признаков форм рельефа и сбор морфометрических и морфологических сведений о рельефе (форма, длина, ширина, высота, углы падения, ориентировка, протяженность, простирание, характер склонов и т. д.).

Выявление закономерностей в пространственном размещении типов и форм рельефа.

Выяснение происхождения форм рельефа и истории его развития.

Изучение современных рельефообразующих процессов.

Выявление взаимосвязей рельефа с другими компонентами ландшафта.

Полевая гидрология (3 часа)

Определение основных гидрографических характеристик реки.

 Проведение   полевых гидрометрических исследований (определения ширины, промеров глубин, измерения скоростей течения, температуры, прозрачности), проведение  полевых гидрографических работ (план русла, профиль реки), вычисление   стандартных гидрологических показателей  (средней скорости течения), изучение   водного режима реки.

      3.Выполнение простейших мер по охране природы (1 час)

       Описание природного комплекса. Меры по охране природы.

     4. Оформление результатов работы на местности (1 часа)

Правила обработки собранных материалов.  

Данная работа проводится  в камеральных условиях, непосредственно  в учебном кабинете и носит характер обработки собранного во время полевых экскурсий материала.  Оформление отчётов, полевых  дневников и т.п.

Перечень требований к умениям учащихся

  1. Пользоваться компасом, картой для определения направления по карте и на местности;
  2. уметь ориентироваться на местности при помощи местных признаков;
  3. составлять план местности, используя глазомерную съемку; показывать на карте объекты, их название;
  4. читать топографические карты;
  5. пользоваться горным компасом и определять угол наклона и залегания горных пород;
  6. составлять описание геологических обнажений и пластов горных пород;
  7. составлять описание форм рельефа;
  8. устанавливать зависимость между формами рельефа и геологическим строением;
  9. проводить различные виды полевых наблюдений за состоянием атмосферы при помощи основных метеорологических приборов и визуальных методов исследований,
  10. планировать и проводить  эксперимент в природной среде в соответствии с поставленными задачами,
  11. документировать данные полевых наблюдений,
  12. выполнять графики, диаграммы, тематические карты и микроклиматические профили на основе статистических данных, собранных в полевых условиях статистических данных,
  13. анализировать и обобщать результаты полевых наблюдений,
  14. устанавливать причинно-следственные связи между метеорологическими параметрами,
  15. прогнозировать изменения погоды,
  16. оформлять результаты полевых исследований в соответствии с  имеющимися правилами,
  17. собирать, заготавливать, хранить, обрабатывать растительное сырьё;
  18. гербаризировать растения;
  19. составлять описание форм рельефа в полевых условиях;
  20. составлять комплексное описание природных комплексов;
  21. выполнять  простейшие меры по охране природы изучаемых ПК

Список использованной литературы:

  1. География. 9 класс. Предпрофильная подготовка: сборник программ элективных курсов/ автор-составитель Н.В. Болотникова.- Волгоград: Учитель, 2007.
  2. География. Программы для общеобразовательных учреждений. 6-11 кл. Программы для основной и средней школы. Профильное обучение в старших классах/ Составитель В.И. Сиротин, - М: Дрофа, 2002.
  3. Докиш. С.П. Педагогика практических работ на местности// География в школе. -1999, №7.
  4. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования//Стратегия и мониторинг, - 2002, №3, с.3-14.
  5. Методика обучения географии: Сборник нормативных документов: Учебное пособие/ авторы-составители: Ю.П. Иванов, И.В. Рябцева.- Новокузнецк: КузГПА, 2006.
  6. Программы для школ (классов) с углубленным изучением географии. –М.: Просвещение, 1990.
  7. Чернихова Е.Я. Учебные экскурсии по географии. – М.: Просвещение, 1980.
  8. Элективные курсы по географии для профильного обучения в 10-11 классах/ автор-составитель Н.В. Болотникова.- М.: Глобус, 2007.
  9. Якиманская И.С. Требования к учебным программам, ориентированным  на личностное развитие школьников // Вопросы психологии. – 1994, № 2. – С. 64-77.

Географический профиль.

Программа географического практикума для профильных классов.

___________________________________________________________________

   Автор составитель:                    Макашова Инна Михайловна,

 учитель географии  МБОУ «Гимназия №73»

    Вёрстка:                                                   Слезак Юлия Евгеньевна

____________________________________________________________________

©МБОУ «Гимназия №73»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая тетрадь к УМК "Географический практикум для профильных классов"

Рабочая тетрадь – это полевой дневник для выполнения работ на местности. Задания рабочей тетради стимулируют каждого ученика к самостоятельному поиску новых знаний, овладению новыми умениями. Дневник ...

рабочая программа по биологии для профильных классов

в данной работе дается пояснительная записка и подробное календарно - тематическое планирование....

Рабочая программа по химии 11 профильный класс.

Рабочая программа разработана на основе авторской программы О.С. Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образовани...

Рабочая программа по химии 11 профильный класс.

Рабочая программа разработана на основе авторской программы О.С. Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образовани...

Рабочая программа по биологии 11 профильный класс

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного) общего образования (профильный уровень) и Программы среднего (полного) общего обр...

рабочая программа "Физический практикум" для профильного 10 класса

Программа элективного курса согласована с требованиями государственного образовательного стандарта и содержанием основных программ курса физики профильной школы. Она ориентирует учителя на дальнейшее ...

Рабочая программа по обществознанию для профильных классов 11 класс

Рабочая программа может быть использована в 11 классах, профильное обучение, 3 часа в неделю, к учебнику Л.Н.Боголюбова...